Роль воспитателя в сохранении и укреплении здоровья детей сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
ФГОС дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого–педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Дошкольный возраст – это сенситивный возраст для возможности усвоения основ поведения, усвоения тех или иных навыков и выработке привычек. То есть, иначе говоря, все, что ребенок познает в дошкольном возрасте и все то, чему он научится в это время, становится зачатком для развития дальнейшей деятельности – учебной, а затем и трудовой. Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, именно в ней он реализует свои потребности: в общении, в подражании взрослым, а также, что немаловажно, потребность в движении.

Ранний и дошкольный возраст ребенка характеризуется усиленным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа для формирования физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. В дошкольном возрасте у ребенка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, которые отвечают за развитие сенсорных, физических и умственных способностей. Поэтому весь данный период жизни ребенка является чувствительным к развитию и созреванию разнообразных способностей и развитию одарённости к многообразным сферам деятельности человека.

Одним из важных показателей здоровья человека, будь это ребенок или взрослый, является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Антропометрические исследования включают в себя морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки – т.е состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни подвергается изменениям и должны соответствовать возрасту ребенка.

О состоянии физического развития ребенка можно судить только на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним, а также физическое воспитание. В процессе овладения такими естественными двигательными навыками, как ползание, ходьба, бег, возможность преодоления препятствий, участие в подвижных играх, способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье ребенка, повышает адаптацию организма к различным условиям окружающей среды.

Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на достижение высокого показателя здоровья, а также физического и двигательного развития ребенка. Физическое воспитание одновременно решает задачи всестороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Если ранее понятие трудовое воспитание трактовалось в таком понимании, то сейчас четкого определения и единого понимания сущности физического воспитания нет.

Физическое воспитание в широком смысле представляет собой образовательно-воспитательный процесс, который характеризуется признаками, характерными для педагогического процесса, и направленный на всестороннее физическое развитие личности, подготовку детей к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое воспитание в узком смысле этого слова – это вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, который обеспечивает упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное ребенком еще в дошкольном возрасте, становится прочным фундаментом общего развития человека. Воспитание физической культуры способствует укреплению здоровья и является необходимым условием успешного психического развития детей. Физическое состояние и двигательные возможности ребенка во многом определяют компенсаторные резервы организма в преодолении имеющихся нарушений. Для ребенка крайне важно правильно и своевременно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном возрасте, т.е до момента поступления его в школу, что позволит организму накопить силы и обеспечить дальнейшее всестороннее развитие личности ребенка.

Система физического воспитания, представленная в системе дошкольного образования, - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, которые направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Каждое дошкольное учреждение в зависимости от своей специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие государственным и общенародным интересам.

Важнейшей задачей, определяющей значение физического воспитания в качестве средства воспитания, является формирование здорового, крепкого, закаленного организма, хорошо владеющего своими движениями и любящего спортивные и физические упражнения.

Физическое воспитание направлено на решение следующих групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных задачи. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Если учитывать тот факт, что это ребенок дошкольного возраста, следовательно, оздоровительные задачи физического воспитания будут заключаться в следующем: правильное формирование изгиба позвоночника, развитие свода стопы, укрепление связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех мышечных групп, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению между частями тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Образовательные задачи заключаются в формировании у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, способах укрепления собственного здоровья. Из-за пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство двигательных навыков, таких как ползание, бег, ходьба дети используют в повседневной жизни в качестве передвижения.

Двигательные навыки способствуют возможности знакомства с окружающей средой и способствуют познанию окружающего мира, например, в процессе ползания (к 6-8 месяцам) ребенок приближается к интересующим его предметам. Двигательные навыки, которые сформировываются у детей дошкольного возраста, составляют основу для их дальнейшего совершенствования в школе и предоставляют возможность в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной сфере. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе.

Воспитательные задачи физического воспитания направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Говорить о положительном влиянии правильно организованных физических упражнений можно крайне долго. Занятия физической культурой, спортом не только способствуют сохранению здоровья, поддержанию всего организма в хорошей форме, но, что немаловажно, обеспечивает профилактику многих заболеваний, т.к является содержательной частью здорового образа жизни. Нет ни одной функциональной системы человеческого организма, которую бы не затрагивал положительный эффект от занятий физической культурой.

Цель физического воспитания заключается в формировании у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание может достигаться при комплексном применении всех средств, так как каждое из них оказывает влияние на организм по-разному. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

К средствам физического воспитания в детских садах относятся первоначальные основы базовых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание) и элементы естественных двигательных действий (катание с горки, по ледяной дорожке, преодоление препятствий и др.).

В настоящее время, в ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Поэтому будущий воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников.

Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении может осуществляться в различных формах: занятия физкультурой, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физические упражнения после дневного сна, спортивный досуг и праздники, самостоятельная двигательная активность, индивидуальная работа.

Программой дошкольного образования предусматривается постепенное овладение умениями, навыками и знаниями. Длительность занятий и нагрузка для каждого ребенка должна быть индивидуальной. Игры, упражнения с движениями сочетают с другими видами деятельности детей. Подвижные игры могут быть составной частью физкультурных, музыкальных занятий, праздников, утренников. Воспитатель должен подбирать игры с учетом физических возможностей состояния ребенка. После активных видов деятельности целесообразно организовывать спокойную деятельность. На каждом занятии реализуется потребность детей в двигательной активности, происходит обогащение кинестетического опыта, развитие основных движений, воспитание таких качеств личности, как ловкость, равновесие.

С целью укрепления здоровья детей воспитатель в своей работе должен создавать для ребенка определенные условия: соблюдение режима дня, проветривание помещения, процедуры закаливания, достаточное пребывание на свежем воздухе. Таким образом, у дошкольников формируются основы здорового образа жизни.

Воспитатель сам решает, в какой форме ему проводить работу с детьми: индивидуально или в группе. Это зависит от возможностей ребенка, а также от состояния соматики. Например, если рассматривать работу воспитателя с группой здоровых детей и с группой детей с особенностями психофизического развития, то цели, задачи, формы проведения занятий будут существенно отличаться. Именно воспитателю принадлежит ведущая роль в физическом воспитании, в развитии выносливости ребенка, умению выполнять те или иные физические упражнения, тем самым уметь определять и дозировать свою нагрузку, что затем проявляется уже в трудовой деятельности, особенно если это физический труд.

Методика физического воспитания в дошкольном учреждении должна строиться с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом ведущего вида деятельности, то есть в процессе игры и игровых ситуаций .

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

ВложениеРазмер
rol_vospitatelya_v_ukreplenii_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольный возраст – это сенситивный возраст для возможности усвоения основ поведения, усвоения тех или иных навыков и выработке привычек. То есть, иначе говоря, все, что ребенок познает в дошкольном возрасте и все то, чему он научится в это время, становится зачатком для развития дальнейшей деятельности – учебной, а затем и трудовой. Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, именно в ней он реализует свои потребности: в общении, в подражании взрослым, а также, что немаловажно, потребность в движении.

Ранний и дошкольный возраст ребенка характеризуется усиленным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа для формирования физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. В дошкольном возрасте у ребенка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, которые отвечают за развитие сенсорных, физических и умственных способностей. Поэтому весь данный период жизни ребенка является чувствительным к развитию и созреванию разнообразных способностей и развитию одарённости к многообразным сферам деятельности человека.

Одним из важных показателей здоровья человека, будь это ребенок или взрослый, является их физическое развитие , под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Антропометрические исследования включают в себя морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки – т.е состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни подвергается изменениям и должны соответствовать возрасту ребенка.

О состоянии физического развития ребенка можно судить только на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним, а также физическое воспитание. В процессе овладения такими естественными двигательными навыками, как ползание, ходьба, бег, возможность преодоления препятствий, участие в подвижных играх, способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье ребенка, повышает адаптацию организма к различным условиям окружающей среды.

Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на достижение высокого показателя здоровья, а также физического и двигательного развития ребенка. Физическое воспитание одновременно решает задачи всестороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Если ранее понятие трудовое воспитание трактовалось в таком понимании, то сейчас четкого определения и единого понимания сущности физического воспитания нет.

Физическое воспитание в широком смысле представляет собой образовательно-воспитательный процесс, который характеризуется признаками, характерными для педагогического процесса, и направленный на всестороннее физическое развитие личности, подготовку детей к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое воспитание в узком смысле этого слова – это вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, который обеспечивает упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное ребенком еще в дошкольном возрасте, становится прочным фундаментом общего развития человека. Воспитание физической культуры способствует укреплению здоровья и является необходимым условием успешного психического развития детей. Физическое состояние и двигательные возможности ребенка во многом определяют компенсаторные резервы организма в преодолении имеющихся нарушений. Для ребенка крайне важно правильно и своевременно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном возрасте, т.е до момента поступления его в школу, что позволит организму накопить силы и обеспечить дальнейшее всестороннее развитие личности ребенка.

Система физического воспитания, представленная в системе дошкольного образования, - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, которые направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Каждое дошкольное учреждение в зависимости от своей специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие государственным и общенародным интересам.

Важнейшей задачей, определяющей значение физического воспитания в качестве средства воспитания, является формирование здорового, крепкого, закаленного организма, хорошо владеющего своими движениями и любящего спортивные и физические упражнения.

Физическое воспитание направлено на решение следующих групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных задачи. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Если учитывать тот факт, что это ребенок дошкольного возраста, следовательно, оздоровительные задачи физического воспитания будут заключаться в следующем: правильное формирование изгиба позвоночника, развитие свода стопы, укрепление связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех мышечных групп, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению между частями тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Образовательные задачи заключаются в формировании у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, способах укрепления собственного здоровья. Из-за пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство двигательных навыков, таких как ползание, бег, ходьба дети используют в повседневной жизни в качестве передвижения.

Двигательные навыки способствуют возможности знакомства с окружающей средой и способствуют познанию окружающего мира, например, в процессе ползания (к 6-8 месяцам) ребенок приближается к интересующим его предметам. Двигательные навыки, которые сформировываются у детей дошкольного возраста, составляют основу для их дальнейшего совершенствования в школе и предоставляют возможность в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной сфере. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе.

Воспитательные задачи физического воспитания направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Говорить о положительном влиянии правильно организованных физических упражнений можно крайне долго. Занятия физической культурой, спортом не только способствуют сохранению здоровья, поддержанию всего организма в хорошей форме, но, что немаловажно, обеспечивает профилактику многих заболеваний, т.к является содержательной частью здорового образа жизни. Нет ни одной функциональной системы человеческого организма, которую бы не затрагивал положительный эффект от занятий физической культурой.

Цель физического воспитания заключается в формировании у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание может достигаться при комплексном применении всех средств, так как каждое из них оказывает влияние на организм по-разному. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

К средствам физического воспитания в детских садах относятся первоначальные основы базовых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание) и элементы естественных двигательных действий (катание с горки, по ледяной дорожке, преодоление препятствий и др.).

В настоящее время, в ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Поэтому будущий воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников.

Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении может осуществляться в различных формах: занятия физкультурой, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физические упражнения после дневного сна, спортивный досуг и праздники, самостоятельная двигательная активность, индивидуальная работа.

Программой дошкольного образования предусматривается постепенное овладение умениями, навыками и знаниями. Длительность занятий и нагрузка для каждого ребенка должна быть индивидуальной. Игры, упражнения с движениями сочетают с другими видами деятельности детей. Подвижные игры могут быть составной частью физкультурных, музыкальных занятий, праздников, утренников. Воспитатель должен подбирать игры с учетом физических возможностей состояния ребенка. После активных видов деятельности целесообразно организовывать спокойную деятельность. На каждом занятии реализуется потребность детей в двигательной активности, происходит обогащение кинестетического опыта, развитие основных движений, воспитание таких качеств личности, как ловкость, равновесие.

С целью укрепления здоровья детей воспитатель в своей работе должен создавать для ребенка определенные условия: соблюдение режима дня, проветривание помещения, процедуры закаливания, достаточное пребывание на свежем воздухе. Таким образом, у дошкольников формируются основы здорового образа жизни.

Воспитатель сам решает, в какой форме ему проводить работу с детьми: индивидуально или в группе. Это зависит от возможностей ребенка, а также от состояния соматики. Например, если рассматривать работу воспитателя с группой здоровых детей и с группой детей с особенностями психофизического развития, то цели, задачи, формы проведения занятий будут существенно отличаться. Именно воспитателю принадлежит ведущая роль в физическом воспитании, в развитии выносливости ребенка, умению выполнять те или иные физические упражнения, тем самым уметь определять и дозировать свою нагрузку, что затем проявляется уже в трудовой деятельности, особенно если это физический труд.

Методика физического воспитания в дошкольном учреждении должна строиться с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом ведущего вида деятельности, то есть в процессе игры и игровых ситуаций .

«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:

• Интенсификация образовательного процесса.

• Стрессовая педагогическая тактика.

• Нерациональная организация учебной деятельности.

• Несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

• Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья.

• Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

• Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

Решение этих задач требует реализации концептуальных идей:

Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.

Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями. Дошкольные образовательные учреждения помогают нивелировать часть неблагополучных факторов социальных, определяющих развитие и здоровье детей –дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья.

Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья

отводится воспитателю дошкольного учреждения. Воспитатель должен обладать

важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать

плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные

педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры; способствовать к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Основные черты, характеризующие педагогику оздоровления:

o индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно – развивающей работы с детьми; o в центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития; o здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого эмоционального контакта; o оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей; o применение медицинских и психолого-педагогических методов. Педагогу дошкольного учреждения необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.

Принципы оздоровительно-развивающей педагогики:

Развитие творческого воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток существующих медико-педагогических практик, и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.

Формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец

показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том

Формирование у детей способности к содействию и переживанию.

Воспитатель дошкольного учреждения должен уметь:

анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

владеть основами здорового образа жизни;

устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими работниками дошкольного учреждения;

наблюдать и анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми;

прогнозировать развитие детей своей группы;

моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования воспитателем средств, методов и приемов воспитательно-образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста, вовлекая детей в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Организация развивающей педагогики оздоровления – одно из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных учреждений по формированию навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и

укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше

внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в

дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных

привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников

здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья

приведут к положительным результатам.

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как

одному из важнейших услови

й воспитания здорового ребенка.

Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду,нужно опира

ться на принцип единства взаимодействия:

Родители ребнок педагог.

Систематическая работа по физическому воспитанию в. ДОУ включает в себя

ежедневные тематические физкультурные занятия, занятия на свежем

воздухе, спортивные праздники и различные виды гимнастики.

Роль разных видов гимнастики в

здоровьесбережении детей дошкольного возраста

Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и родителей в разных видах деятельности.

В работе с детьми используются такие формы физического развития и оздоровления детей в ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и различные виды гимнастики.

Что же такое гимнастика? Гимнастика – это метод физического развития, способствующий укреплению детского организма.

В нашем дошкольном учреждении проводятся разные виды гимнастики с детьми.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 5-8 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель.

Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.

Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:

традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;

сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;

игровая гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;

ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.

2. Артикуляционная гимнастика

Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки. В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

При проведении артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.

3. Дыхательная гимнастика

На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью:

обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому;

профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;

насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности;

восстановления дыхания после физической нагрузки.

Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Следует помнить лишь то, что дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.

Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением.

В домашних условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).

4. Пальчиковая гимнастика

Развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму, повышению работоспособности коры головного мозга служит еще один вид гимнастики, проводимой в детском саду, - пальчиковая гимнастика.

Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего возраста и проводить на протяжении всего дошкольного детства.

Виды пальчиковых игр:

• Игры с речевым сопровождением (стихами);

• Игры с мелкими предметами (перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на шнурок, различные застежки, шнуровки и т. д.);

• Игры с кинетическим песком;

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и сначала выполняются детьми пассивно, с помощью взрослых, а затем уже самостоятельно. Как правило, детям нравится играть в пальчиковые игры.

5. Гимнастика для глаз

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна.

Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз, вы сможете снять зрительное утомление.

Методов проведения зрительной гимнастики несколько. Дома можно выполнять с ребенком такие несложные методы, как:

• Словесные инструкции. Это комплекс упражнений, основанный на несложных стишках, которые содержат указания к действиям. В такой игровой форме малыш с удовольствием будет выполнять упражнения.

• Зрительный тренажер – яркий крупный предмет, который взрослый передвигает в пространстве, а ребенок одними глазами следит за этими передвижениями. Этот метод используется для детей старшего возраста.

6. Психогимнастика

Современный мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Здесь на помощь приходит психогимнастика.

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на снижение эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.

Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении.

В дошкольном возрасте используются следующие упражнения психогимнастики:

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и темно. (Съёживаемся, обнимая себя за плечи).

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки. (Расправляем плечи, расслабляемся)

7. Бодрящая гимнастика, или гимнастика пробуждения после дневного сна.

Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Проводится на кроватках и сочетается с закаливающими процедурами (воздушными ваннами). Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным дорожкам.

В детском саду бодрящая гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и родителей.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Читайте также: