Роль риторики в общественной жизни и профессиональной деятельности юриста сообщение

Обновлено: 07.07.2024

В античном понимании риторика – это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. В современном понимании риторика – это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком.
Профессиограма юридических специальностей характеризуется познавательным, коммуникативным, организаторским, воспитательным и удостоверительным аспектом. Поэтому от юристов требуется широкое общее образование, интеллект, культура, высокие нравственные качества и профессиональное мастерство.

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravovoi_ritorike.docx

Риторика как понятие, как наука, как предмет изучения. Роль риторики в профессиональной деятельности юриста.

В античном понимании риторика – это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. В современном понимании риторика – это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком.

Профессиограма юридических специальностей характеризуется познавательным, коммуникативным, организаторским, воспитательным и удостоверительным аспектом. Поэтому от юристов требуется широкое общее образование, интеллект, культура, высокие нравственные качества и профессиональное мастерство.

Предметом юридической риторики как частной прикладной риторики является речь – инструмент и средство правоприменительной деятельности. Владеть навыками красноречия юристу необходимо. так как он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли, выступает как оратор в пропаганде права. Кроме того, юридический язык специфичен: 1) в нем много терминов, имеющих особое юридическое значение; 2) большинство многозначных слов обозначают особые юридические понятия; 3) существуют словосочетания, употребляемые только в правовой сфере общения.

Итак, для юридической риторики характерно изучение речи с двух позиций: 1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка, 2) как средства аргументации доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления. Здесь форма и содержание речи находится во взаимодействии.

Общая риторика и частные риторики. Понятия рода и жанра в красноречии. Классификация красноречия.

В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.

Разнообразие риторики осознавалось еще в Древней Греции, где она различалась по видам. Основными из них считались:

. политическая или совещательная речь

. торжественная или эпидектическая речь.

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII—XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие — обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.
Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель — дать слушателям конкретную информацию.

Основные этапы развития риторики.

Второе направление также возникло в Древней Греции. Представители этого направления (Исократ и некоторые другие риторы) были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля, называют логическим, а от Исократа – литературным.

В эпоху эллинизма литературное направление укрепилось и вытеснило логическое на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику.

Великие ораторы Античности.

Девняя Греция. Горгий. Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины.

Лисий. Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий.

Исократ. Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436—338 гг.), происходивший из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи.

Демосфен. Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385—322 гг.). В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он всё больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания.

Эсхин. Политическим антиподом Демосфена был оратор Эсхин (389—314 гг.), стоявший на противоположных политических позициях.

Эпоха эллинизма. Время, наступившее после падения свободной полисной Греции, принято называть эпохой эллинизма. Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жизни, интерес к содержанию речей уступал место интересу к форме. В риторских школах изучали речи прежних мастеров и старались рабски подражать их стилю. Распространение получают подделки речей Демосфена, Лисия и других великих ораторов прошлого (такие подделки дошли до нас, например, в составе сборника речей Демосфена).

Элий Аристид (ок. 117—189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме.

Либаний. Современником и отчасти образцом для Юлиана был известный ритор и грамматик IV века Либаний (314—393 гг.), оставивший нам подробную речь-автобиографию.

Фемистий и Гимерий. Современниками Либания были два знаменитых ритора — Фемистий (320—390 гг.) и Гимерий (315—350 гг.). Фемистий был настолько же известен в Константинополе, насколько Либаний — в Антиохии, но, в отличие от Либания, Фемистий серьезно занимался философией и составил ряд популярных изложений (парафраз) работ Аристотеля. Помимо литературного труда и преподавания, он занимался государственной деятельностью и был близок к императору Феодосию, наградившему его рядом: высших отличий.

Ораторское искусство древнего Рима.Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Специфика и трудности публичной речи. Компоненты, определяющие профессиональное мастерство оратора.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Совершенствование лекторского мастерства — процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тренировки: чтобы научиться выступать, надо делать это/

Структура риторического процесса. Содержание и композиция публичной речи.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Составные элементы, правила, методы композиции. Возможные недостатки композиции.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления.
Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них.

Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная,
включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение

Запоминание и произнесение речи. Коммуникативные качества успешной речи (общая характеристика).

Овладение материалом выступления. Это весьма ответственный этап в деятельности оратора.
Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить,
проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность.

Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

Русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его богатство — в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии лексических, фразеологических и грамматических синонимов и вариантов, синтаксических конструкций и интонаций.

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Юридическая работа определяется необходимостью охраны закрепленных Конституцией РФ прав граждан, обеспечением соблюдения лицами правовых норм, борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общеми­ровоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непро­тиворечивость; ориентируют и требуют от него максималь­ного развития и использования своих психофизиологиче­ских возможностей. Основные виды юридической работы – правосудие, прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям; совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С.С. Алексеев выделяет, прежде всего, ведение юридических дел. К ним относятся преступления, гражданские споры, другие ситуации, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права. К профессиональной деятельности юриста относится составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах. В качестве примера можно привести выступление в судебных заседаниях, где формулируются и обосновываются юридические требования. Особый вид юридической работы – консультирование. Владеть навыками риторики юристу необходимо, т.к. он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли.

Кроме того, юридический язык специфичен: в нем много терминов, большинство многозначных слов обозначают юридические понятия; характерной чертой является и его ситуативность. Встреча юриста с новым собеседником всегда конкретное событие, сопряженное с психологическим моментом. Необходимо не терять самообладания, легко ориентироваться в создавшейся ситуации. Таким образом, вся профессиональная деятельность юриста тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностной коммуникации. Это означает, на юристах лежит большая коммуникативная нагрузка, продиктованная необходимостью разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать. Юристам на предприятии постоянно приходиться обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, с организацией деятельности организации, заключением договоров, оформлением документов, решением трудовых споров.

Адвокату принадлежит активная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика. Судебное красноречие, связанное с поиском юридической истины, с отстаиванием правды, предъявляет к юристам высокие требования. В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; оказывает помощь в составлении заявлений и иных документов; представительствует в суде общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, экономическим спорам, делам об административных правонарушениях.

Важные функции по осуществлению правосудия выполняют суды общей юрисдикции. Судья председательствует в судебном заседании при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судье необходимо не только проявлять выдержку. Хорошо разбираться в психологии людей, но и работать с языком закона. Специфика законодательного языка связана с особым назначением права – быть регулятором общественных отношений. Для юриста, в частности судьи, язык законодательства – способ поиска оптимального закрепления в правовой норме определенного мерила поведения, направленного на регулирование общественных отношений. Но юрист не способен изучить язык закона не опираясь на данные лингвистики. Право и язык права – звенья одной цепи.

Речь человека – зеркало его общей культуры. Профессия юриста предполагает владение правильной речью, находящейся в согласии с нормами литературного языка. Владение выразительными средствами языка и умение выбрать нужный речевой стиль – обязательное условие успешной профессиональной деятельности.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятель­ности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. При изучении дисциплины будущие юристы овладевают специальными риторическими сведениями, особенно спецификой аргументации в сфере юриспруденции; расширяют мировоззрение; развивают коммуникативные способности, умение понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения; развивают чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость; вырабатывают умение публично выступать с подготовленной речью; учатся эффективно управлять своим речевым аппаратом. Кроме того, знание риторики формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста; позволяет раскрыть сущность описываемых про­цессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Изучение риторики позволяет студентам и специали­стам развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формиро­вание у будущего юриста необходимых ему для эффектив­ной практической работы умений и навыков красноречия реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Это один из немногих изучаемых в вузе предметов, который позво­ляет студентам формировать себя как профессионального специалиста уже на стадии обучения.

Итак, для юридической риторики характерно изучение речи с двух позиций:

1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка;

2) как средство аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления.

Все сказанное дает основание утверждать что изучение риторики и овладение навыками ораторского искусства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки юриста.

Понятия и категории современной риторики.

Каждая наука опирается на ряд фундаментальных понятий, которые называются категориями. Риторика как теория и мастерство эффективной речи выработала свою систему понятий, на основе которых формируется основной мировоззренческий смысл овладения риторикой. В риторике реализуются разные категории, например, ритори­ческий канон и его составляющие (инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис) как модель создания речи; топы (общие места) как способы изобре­тения содержания речи; структура речи как модель реализации ее со­держания; риторические тропы и фигуры как система средств, обес­печивающих достижение целей речи, речевое действие и речевой поступок как форма соотношения слова и дела и др.

Названные и дру­гие категории риторики будут раскрыты в соответствующих главах настоящего пособия.

Достаточно ли человеку овладеть лишь искусством красно­речия, для того чтобы убедить в чем-либо публику или вдохновить ее на какие-либо действия? Размышления над этим вопросом привело к осознанию ряда основных категорий. Такими являются этос, логос и пафос. Это категории, на основании которых определяются требования к созданию речи.

Несомненно, без знания о предмете речи, ее построении и умения выступать публично говорящий не сможет достичь своей цели. Однако существенным, а зачастую определяющим фактором успешности публичного выступления является нравственный облик оратора, его ответственность за слово, обращенное к слуша­телям.

В сфере этоса, важнейшей составляющей ораторской речи, фор­мируется риторический идеал, который включает в себя обобщенное представление о личности говорящего и его убеждениях, обладающе­го добродетелями, владеющего ораторским мастерством и способного умело выступать перед публикой. Тема образа говорящего (образ автора) будет раскрыта в следующей главе пособия. Оговоримся только, что нравственный долг настоящего оратора состоит в глубоком знании предмета речи, рассудительности, человеколюбии и доброжелательности, скромности и искренности, терпимости и ответственности за свои речевые поступки, за произнесенные публичные речи.

Таким образом, этос - это те условия, которые сопровождают выступление оратора. Этос связан с уместностью речи, соответствием всем условиям общения. Оратор должен учитывать место и время, сроки ведения речи, возможность/невозможность раскрыть ту или иную тему в определенном аспекте, характер аудитории (возраст, уровень подготовки, ее ценностные установки). Это обеспечиваю те условия, которые помогают наладить контакт с аудиторией, позволяют реализовать этические нормы в процессе общения (этому посвящена соответствующая глава пособия).

Пафос –это намерение автора, та основная задача, идея, которую он хочет донести до адресата, раскрывая ту или иную тему. Очевидна необходимость воздействовать на слушателя, вызвать у него соответствующее эмоциональное состояние, заразить его теми переживаниями, которые испытывает сам оратор. Можно говорить о патриотическом пафосе, лирическом пафосе или пафосе негодования. Оратор прибегает к различным средствам и приемам, которые помогают поддерживать контакт с аудиторией, подталкивать ее к размышлению или действию.

Логос – это словесные средства, которые необходимо использовать в данной речевой ситуации общения для реализации замысла автора речи. Высокая культура речи оратора способствует правильному выбору и использованию языковых средств языка. Всякий вид речи есть закономерное единство этоса, пафоса и ло­госа, специфичное для данного вида речей (Ю.В. Рождествен­ский).

Далее проанализируем другие категории риторики, а именно риторические законы.


В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Ключевые слова: юридическая риторика, риторическая аргументация, публичное выступление.

Появление и распространение риторики стало возможным в условиях так называемой рабовладельческой демократии, формирование которой было связано с двумя политическими событиями:

– в V в. до н. э. выдающийся полководец и оратор Перикл ввёл в Афинах всеобщее избирательное право.

Таким образом, в греческих городах-государствах высшей властью обладало народное собрание, и риторика зародилась из потребности убедительно говорить на общественно значимые темы, аргументировать свою точку зрения и вырабатывать непревзойденный авторитет политика. История неопровержимо доказывает, что риторика расцветает в период демократической организации общества, пусть даже это ограниченная демократия рабовладельческого общества.

Юридическая риторика необходима тем специалистам, которые выступают в судах, а именно – прокурорам и адвокатам. Состязательный процесс в прениях построен на риторическом методе познания. Обе стороны убеждают суд в своей правоте и правдивости своих познаний. Убедительность речи зависит от грамотно построенной аргументации.

Традиционное изучение юридической риторики, когда курс делится на лекционные и практические занятия, на наш взгляд, малоэффективен. Требуются новые формы работы в аудитории, направленные на приобретение профессиональных навыков:

- оттачивание мастерства публичного выступления;

- выработка приемов логической аргументации;

- знание основ судебного красноречия.

Непревзойденным образцом судебного красноречия остаются для молодых юристов ораторы Древней Греции и Рима. Немало истинных мастеров ораторского искусства знает и российская судебная практика – С.А. Андреевский, Ф.Н. Плевако, Н.П. Карабчевский, В.Д. Спасович, А.Ф. Кони и др.

Логика занимает одно из главных мест в профессиональной риторике. Логика речи, зародившись в Древней Греции и в Древнем Риме, как самостоятельная наука сложилась около 2500 лет тому назад. Логика – это наука о правильном мышлении. Если мы посмотрим на основные коммуникативные качества речи, то заметим, что логика играет в этой области важную роль. Юристам–практикам она помогает грамотно, на уровне подсознания выстраивать аргументацию, которая требуется для объяснения или консультации того или иного вида материала. Логика пронизывает всю жизнь человека: либо он думает и действует логично, либо наоборот. Но это не связано со знанием логики как науки: многие мыслят логично, не зная логики (так же, как многие говорят правильно, не зная грамматических правил).

Основными средствами, формирующими доказательное содержание защитительной речи, являются композиция и язык, так как речь предстаёт перед слушателем как целостная композиция, в которой каждый смысловой блок занимает свое место. Организация речи подчинена не только формальной схеме построения композиции, но и идейному содержанию.

Риторика в профессиональной деятельности юриста-практика является основополагающей, потому что без неё невозможны публичные выступления в суде, общение с клиентами и т. д.

Расширить и разнообразить изучение юридической риторики можно за счет внедрения новых приемов обучения. К их числу следует отнести:

-участие в постоянно действующих научных семинарах, организованных факультетом и проводимых под его руководством;

- участие в научно-практических студенческих конференциях с публикацией статей в сборниках научных трудов;

- участие в работе студенческих научных кружков, которыми руководят как юристы, так и специалисты-филологи;

- организация ежемесячных мастер-классов с привлечением опытных представителей профессии;

- организация экскурсий на открытые судебные заседания;

- регулярный обзор научной литературы по юридической риторике с анализом изученного материала;

- экспертная работа по анализу чужой речи и пр.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для молодых юристов обязателен высокий уровень навыков риторики, а для этого необходимо увеличить количество часов занятий юридической риторикой или вовсе создавать кружки, на базе которых молодые специалисты смогут отточить и приумножить своё ораторское мастерство. Только через кропотливый труд, через множество часов, проведенных за тренировкой, можно достичь результата. Чтобы овладеть навыками публичного выступления и достичь успехов на этом поприще, нужно иметь тот фундамент знаний, который закладывается еще в школе. Русский язык – один из самых сложных языков мира, и для того, чтобы юрист мог правильно выразить свою мысль, он должен в совершенстве знать все правила и трудности этого языка, уметь правильно обращаться со знаками препинания, частицами и союзами, чтобы знать и правильно применять законы логики. Только после освоения выше изложенного, юридическая риторика будет близка к идеальной и будущий адвокат, прокурор смогут достойно выступать в публичных местах.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическая риторика, публичное выступление, Древняя Греция, ораторское искусство, риторика, риторическая аргументация, народное собрание, особое внимание, письменная речь, русский язык.

Все это позволяет говорить о том, что красота и живость речи уместны не всегда. Например, можно демонстрировать изящество слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, блистать красивыми выражениями, передавая содержание конфликта между спорящими сторонами, но при этом быть не вполне понятым судьей. Значит, в судебном заседании необходима не просто ясная речь. Здесь нужны… Читать ещё >

Риторика в жизни и деятельности юриста ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общемировоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непротиворечивость; ориентируют и требуют от него максимального развития и использования своих психофизиологических возможностей. Риторика взаимодействует с логикой, психологией, языкознанием, философией, правоведением и другими науками, которые изучают человека, его мышление, общество и общественные отношения.

Риторика как наука и учебная дисциплина, опираясь на сведения о языке, полученные нормативной грамматикой, использует эти знания для усиления воздействия речи на мышление человека, его поведение. Очевидно, что создание красивой речи невозможно и без обращения к лексикологии и семасиологии. Точность и логичность речи, как и ее коммуникативные качества, не могут быть правильно поняты без описания лексических значений слов, их соотнесенности с миром вещей и миром идей. Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смысловая сочетаемость, которая прямо соотносится с логичностью речи. Риторика непосредственно связана и с учением о стилях, стилистикой. В ней заключены знания о средствах речевой выразительности, закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Изучение риторики, развитие красноречия у студентов юридических факультетов предполагает изучение и использование ими знаний по общей психологии и социальной психологии в частности. Психология позволяет оценить и описать многие ситуации, в которых может оказаться юрист и где речевая структура того или иного толка и формы может оказаться уместной или, наоборот, неуместной, положительно действующей или негативной. Психология позволяет раскрыть и обосновать разрушающее воздействие на психику людей тех или иных средств языка, форм высказывания, неуместно примененных. Для говорящего психология раскрывает действенность средств языка, позволяет обосновать условия и факторы, которые придают определенным средствам и формам речи выразительность, чувственность и которые исключают эти свойства речи в конкретных ситуациях взаимодействия говорящего и слушающего.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятельности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. Знание риторики, владение красноречием расширяет мировоззрение, формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста, развивает чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость, свойства коммуникативности, умения понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения, раскрыть сущность описываемых процессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Наиболее полно и всесторонне роль красноречия и, конечно, риторики проявляется в судебных заседаниях. Это обусловлено множеством факторов и прежде всего целью речи на суде представителей любой из сторон, участвующих в судебном заседании: государственного обвинения, защиты, судей, свидетелей, экспертов. Следовательно, речь любого, кто выступает в суде, ориентирована в первую очередь на понимание предмета речи всеми, кто участвует в судебном заседании. Она должна быть понята теми, к кому она обращена, и теми, кто будет принимать решение по конкретному рассматриваемому делу. Каждое слово выступающего в судебном заседании юриста должно быть понято слушателями совершенно так, как понимает его сам выступающий. Более того, речь юриста должна ясно, четко и однозначно отразить событие, явление, процесс с выделением сущностных признаков предмета речи. Бывает, что оратор почему-то находит нужным высказаться неопределенно по тому или иному факту действительности. Однако ясность слога необходима в этом случае нс менее, чем во всяком другом, чтобы сохранить именно ту степень освещения предмета, которая нужна выступающему. В противном случае слушатели, которые представляют собой не только состав судебного заседания, но и присутствующих журналистов и просто заинтересованных людей, могут трактовать события, явления, процессы совсем не так, как хотел бы того выступающий.

Все это позволяет говорить о том, что красота и живость речи уместны не всегда. Например, можно демонстрировать изящество слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, блистать красивыми выражениями, передавая содержание конфликта между спорящими сторонами, но при этом быть не вполне понятым судьей. Значит, в судебном заседании необходима не просто ясная речь. Здесь нужны необыкновенная, исключительная ясность, четкость, определенность, непротиворечивость и последовательность речи. Слушатели должны понимать представленную выступающим мысль без усилий, трактовать предмет мысли так же, как трактует его выступающий. Оратор должен так настроить свое выступление, использовать такие слова, такой тембр и тон, чтобы органы чувств слушателей, их мышление без затруднений сформировали у них такой образ предмета речи, который выступающий и желал для них представить. Если это произойдет, то они будут следовать за ним и в мыслях, и в решениях. Если же этого не случится, то слушатели, в том числе судьи, присяжные заседатели, забредут в тупик или вовсе уйдут в сторону от основной мысли выступающего.

Другими словами, выступающему необходимо так построить свою речь, чтобы судья, присяжные заседатели не просто могли понять его. Он должен построить свою речь таким образом, чтобы ни судья, ни присяжные заседатели, ни все присутствующие не могли не понять его. Добиться такого эффекта юристу поможет владение знаниями, умениями, навыками красноречия, которое раскрывает риторика.

Изучение риторики позволяет студентам и специалистам развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формирование у будущего юриста необходимых ему для эффективной практической работы умений и навыков красноречия реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Это один из немногих изучаемых в вузе предметов, который позволяет студентам формировать себя как профессионального специалиста уже на стадии обучения.

Хотелось бы обратить внимание и на такой аспект значения риторики для юристов. Ее изучение раскрывает перед студентами — будущими юристами богатство родного языка, включает в их речь огромное количество новых слов и их смыслов, которые позволяют доступно и одновременно чувственно представить слушателям предмет речи. Богатство слов есть необходимое условие хорошего слога, и занятия по учебному курсу риторики развивают у студентов умения и навыки свободного пользования всеми современными словами языка, в том числе и специальными научными, а также техническими понятиями и категориями.

В Московском университете, писал Чехов, с конца прошлого года преподается студентам декламация, т. е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне.

У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.

Мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царят ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором…

Возвращаясь к значимости риторики в жизни и деятельности юриста, следует обратить внимание на то, что развитие красноречия предполагает использование не только точности слога, но и сформированного правильного мышления юриста. Ведь ясная, определенная, конкретная и последовательная речь требует мыслей, мыслей и еще раз мыслей. При этом необходимо учитывать тот факт, что изящество и красота слога, чистота речи также непосредственно связаны с мышлением. Развитое, полиаспектное мышление является той основой, на которой воздвигается здание красноречия. Ибо без правильного мышления любой специалист, в том числе и юрист, не только не способен познать самые элементарные закономерности бытия природы, общества, человека, но и выразить их в речи, используя для этого необходимые слова. Без правильного мышления нельзя достичь и истинного выводного знания, что особенно важно в условиях, когда необходимые в юридической деятельности знания зачастую невозможно сразу же подтвердить посредством практики. Ни один важный шаг вперед в развитии истинного знания невозможен без опоры на логические принципы. Попытки обойти логику, представить ее излишней и малозначительной опровергаются посредством самой логики, неумолимым действием ее законов.

Риторика значима в жизни и деятельности юриста еще и потому, что она формирует и развивает у него простоту и изящество речи, в которой заключена великая сила воздействия на сознание и поведение слушателей. Конечно, об обыкновенных предметах речи мы, естественно, говорим обыкновенными словами. Однако простота красноречия подразумевает умение говорить легко и просто о предметах мысли сложных и трудных. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т. п. , ибо это не воспринимается многими участниками судебного заседания, в частности присяжными заседателями. Эффективно воздействуют на чувства простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет.

Конечно, красноречие в суде требует от любого его официального участника не только знания, интерпретации совершенного подсудимым деяния, но и глубокого понимания и интерпретации законов страны. Изучение риторики студентами, использование красноречия юристами в их практической деятельности принуждает их не только к непрерывной работе с текстами законов, но и к проникновению в их смысл, их трактовку и объяснение. В целом, знание риторики, владение юристами ее положениями придает их речам благозвучие, позволяет им чувствовать себя нравственно свободными. Ведь нередко без подлинного красноречия высказывания юристов переходят в лесть, лицемерие и даже ложь. Если же юрист освоил риторику так, что она стала внутренней его жизнью, он будет стремиться к тому, чтобы усиливать убедительность приведенных им выводов и рекомендаций только риторическими средствами. Он будет действовать не только как квалифицированный специалист, но и как нравственно зрелая личность. Он будет осуществлять подтверждение неочевидных положений средствами красноречия, но будет осуществлять это без преувеличения, добросовестно. Он будет ориентироваться на достижение цели на основе выразительности речи, ее разнообразия, правильности, логичности, чистоты и уместности, а в целом — красоты.

Роль риторики в жизни и деятельности состоит и в том, что овладение ею позволяет глубже и диалектичнее понять соотношение и связь коммуникативных качеств речи с взаимодействием языка и сознания; языка, речи и поведения людей, позволяет выявить воздействие речи на развитие психики, а также влияние психики человека на его речь.

Таковы место и основные функции риторики в жизни и деятельности юристов, которая позволяет, если будет освоена ими, придать мыслеречевой и речемыслительной деятельности юристов красоту и эффективность.

Роль ораторского искусства для юриста

Под ораторским искусством следует понимать:

  1. Высокую степень мастерства публичного выступления, качественную характеристику ораторской речи, искусное владение живым словом
  2. Искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Для юриста важны определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, такие как:

  1. Социально-политическое красноречие – это, к примеру, доклад на социально-политическую и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, агитаторскую речь.
  2. Судебное – это прокурорская или обвинительная речь; адвокатская или защитительная речь.
  3. Дипломатическое – речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта.
  4. Диалогическое – такие, как споры, дискуссии, диспут, беседы, деловые совещания, интервью, пресс-конференции.

Расследование уголовных дел, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность); совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях: перечисленным видам юридической работы соответствуют и юридические специальности: следователь, прокурор, судья, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

Если рассматривать главную профессиональную функцию юристов, то это прежде всего – ведение юридических дел. Это разбор жизненных ситуаций, выступающие в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. Да и все возможные случаи, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права.

К профессиональной деятельности юристов также относится составление юридических документов, в которых выражаются и закрепляются юридически значимые действия, а также устные выступления в компетентных органах, например, в суде, арбитраже, в которых формулируются и обосновываются юридические требования, заявления, ходатайства, возникающие в процессе рассмотрения дела.

Так, ораторское искусство играет огромную роль и в письменности. Например, при составлении искового заявления мало просто описать сложившуюся ситуацию и подкрепить ее нормами закона, нужно сделать это логично, последовательно, без ошибок.

Поэтому речь юриста является особой формой права на защиту. Задача не из легких, а потому требующая постоянного совершенствования, роста над собой.

Выбирая профессию юриста, стоит задуматься и заняться развитием такого немаловажного профессионального качества как ораторское искусство.

Читайте также: