Роль правил в жизни общества сообщение

Обновлено: 25.06.2024

Человек удивителен тем, что, несмотря на то, что он вынужден руководствоваться биологическими потребностями и инстинктами, ему подвластны и другие механизмы поведения, которые отсутствуют у животных. У общества, сформированного людьми, есть определенные моральные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы жить цивилизованно.

Роль морали в жизни человека

Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества.

Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений.

В обществе мораль действует на основе трех элементов - моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека.

Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени. Поэтому о морали говорят, как об своеобразной коллективной воли людей, которые и представляют собой общество.

Созданные системы правил, требований и оценок нацелены на то, чтобы согласовать между собой все индивиды общества и обеспечить им мирное сосуществование.

Моральная оценка

Моральная оценка является актом обоснования и выявления моральной ценности определенных поступков или намерений, которые определяют сознательную человеческую деятельность. Моральная оценка заключается в том, что высказывается мнение, которое выражает одобрение или неодобрение по отношению к поступкам других людей.

Важную роль моральная оценка играет в сфере нравственных отношений, так как она исполняет роль моральной санкции. Она может создавать социальную значимость и наделять ценностью определенные феномены в обществе, и наоборот – лишать их веса и сделать малоэффективными.

Мораль – регулятор деятельности

Зачастую о понятии морали говорят, как о регуляторе деятельности. На первый взгляд, тяжело представить, как такое абстрактное понятие, как мораль, может быть существенным регулятором человеческой деятельности.

Ведь не существует определенных институтов и учреждений, которые бы создавали и контролировали нормы морали. Но, тем не менее, регуляционная функция является одно из основных функций морали. В данном случае мораль выступает в роли способа регулирования поведения большинства людей в обществе.

Также она определяет саморегулирование поведения индивида. Есть несколько видов регуляции, например, административный или правовой, но мораль, как регулятор деятельности, уникальный и особенный.

Он не нуждается в подкреплении законами или карательными органами. Средство регулирования происходит через усвоение индивидами определенных принципов и норм поведения в обществе.

Подвести к пониманию ценности доброго общения с людьми и тяжести одиночества.

Объяснить учащимся, что в обществе существуют определённые правила поведения людей, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать.

ВложениеРазмер
khod_klassnogo_chasa.odt 16.96 КБ

Предварительный просмотр:

воспитателем Николаевой Ириной Сергеевной

«РОЛЬ ПРАВИЛ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

12 декабря 2012 год

– Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.Л.Барто. Попробуйте сказать, о чём оно?

Как бы вы озаглавили это стихотворение?

Нет, уйду я насовсем:

То я папе надоем,

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

Буду жить один в лесу,

Хорошо жить в шалаше,

И домой не хочется,

Мне, как папе, по душе

Пруд заглохший я найду,

В чаще спрятанный,

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске,

Только я же – футболист,

А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе.

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу,

Всем раздам по шалашу,

Папе с мамой напишу.

Разошлю открытки всем!

- Кто может сказать, о чём это стихотворение?

- Какое бы вы дали ему название?

- Кто хотел бы жить один? Почему?

- Где хотел мальчик остаться один? (в лесу).

- Чем он там собирался заниматься? (земляники запасу, разговоры заведу с лягушатами…)

- Хорошо ли ему одному в лесу? (плохо).

- Как понимать слова: Хорошо жить в шалаше, только плохо на душе.

- Почему плохо на душе?

- Что мальчик придумал, чтобы спастись от одиночества? (пригласить в лес ребят).

- В какую игру будут играть ребята (в футбол).

- Кто любит играть в футбол? Почему?

- Что должен знать каждый футболист, чтобы играть в эту игру? (правила).

2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРАВИЛ.

- Может ли человек жить в одиночестве, всегда быть один?

- Всегда ли хорошо людям, когда они в месте?

- Как вы думаете, что помогает людям жить вместе, так, чтобы не спорить, не ссориться, не ругаться? (люди должны быть добрыми, вежливыми, а ещё они должны соблюдать правила).

- А кто придумал эти правила? (сами люди).

3. ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ.

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Каждый день вам приходится очень часто оказываться в самых различных ситуациях. Представьте себе, что вы сидите не на уроке, а вы кто-то из перечисленных людей: Продавец в магазине;

Зритель в театре;

Пассажир в автобусе;

Пешеход на улице;

- Не забудьте, что кем бы вы ни были, вы должны быть вежливы и добры .

- Расскажите, что и как вы должны делать, чтобы и вам было хорошо и другим?

4. РАЗБОР СИТУАЦИИ:

- Сейчас вы послушаете небольшой рассказ и скажите, почему и как мама наказала мальчиков?

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА: Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они

коня друг у друга рвать.

- Дай мне, мой конь!

- Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!

Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

- Хорошо ли мальчикам было вместе? Почему?

- Как мама наказала их?

- Почему именно так?

- Как нужно было им поступить?

- Как вы думаете, почему они так не сделали?

Мы сказали, что человек не может жить один, он постоянно с другими людьми. Чтобы нам было хорошо вместе, мы должны соблюдать много правил, помнить, как нужно вести себя в различных ситуациях.

- Скажите, сколько человек в вашей семье?

- Много ли нужно соблюдать правил, чтобы в семье вы не спорили, не ссорились? (много).

- Сколько человек у нас в классе (25).

- Много ли правил нужно помнить, чтобы всем ребятам в классе было хорошо?

- А сколько человек в школе? (более 1000).

- В школе есть специальные правила, которые называются правила для учащихся.

- Они записаны в специальном документе, их должны выполнять все дети, которые учатся в школе.

- А что бывает, если кто-то не выполняет эти правила? (кому-то становится плохо от этого, виновного наказывают).

- А сколько людей в нашем городе? (около 5 млн.).

- Сколько людей в нашей стране? (143 млн.).

- Сколько людей на всей планете? (6 млрд.).

- Вы представляете, как много, и все они должны жить вместе.

- А как вы думаете, можно ли для всех придумать правила? (да).

- Только это уже не просто правила, а ЗАКОНЫ, то есть государственные документы, в которых записаны правила, обязательные для всех жителей страны.

- Законы в нашей стране принимают депутаты Государственной Думы, которые работают в Москве – столице нашей Родины, а подписывает их Президент (учащиеся называют Президента).

- Вспомним, как называется наша страна? (Россия).

Любое общество основано на соблюдении правил, которых нужно придерживаться во всех сферах человеческого существования. Правила сначала существуют в виде устных рекомендаций, но затем, вследствие исторических преобразований, принимают форму норм, которые обозначаются инструкциями, положениями и юридическими документами. Подчинение нормам означает признать себя полноценным членом общества и жить по его законам.

Понятие нормы

В различных науках понятие социальной нормы обозначается в виде регулятора поведения. То есть – это общеобязательное правило поведения, которое необходимо исполнять. Любая норма может быть одобрена или не принята личностью, но неукоснительное ее соблюдение должно быть обязательно исполнено. Нормы имеют не только регулятивную, но и охранительную функцию.

Любая норма является эталоном действий индивида, за применение которой наступает санкция. Все санкции делятся на позитивные или негативные. Ученик выучил урок и получил пятерку – пример позитивной санкции, где норма: обязанность ученика учиться, а санкция: хорошая оценка.

Водитель нарушил правила дорожного движения, за это получил большой штраф и лишение прав на вождение автомобиля – пример негативной санкции, где норма: неукоснительное соблюдение ПДД, а санкция: денежное взыскание и лишение прав.

Нормы

Нельзя строить отношения в обществе, не подчиняясь правилам совместного проживания. Нормы существуют внутри семьи, в группе, на работе и государстве. Законодательные правила обозначены в Конституции, кодексах и правовых документах. Социальные нормы устанавливают границы действий, и налагают на индивидов обязательства и ответственность.

Виды общественных норм

Социальные нормы постоянно развиваются и совершенствуются, сохраняя общественные ценности: жизнь, достоинство, государственные символы, религиозные взгляды, взаимное отношение людей.

Все нормы представлены такими видами:

  1. Моральные (этические). Соблюдение правил, относящихся к нравственным, которые не могут вызвать осуждение.
  2. Культурные. Подчинение этическим правилам.
  3. Обычные. Соблюдение традиций и обычаев.
  4. Правовые нормы. Устанавливают границы поведения, обязывая, запрещая что-либо или, наоборот, допуская возможность действия.
  5. Политические. Участие в жизни государство и общества. Права и свободы.
  6. Религиозные. Особое отношение к окружающему миру через восприятие непостижимого Божественного разума, который определяет наказание за недостойное поведение.
  7. Эстетические. Закрепляют представление про окружающий мир с точки зрения прекрасного.

Нормы в социуме определяются различными процессами и делятся также по отдельным критериям.

Область распространения:

  • групповые;
  • национальные;
  • организационные;
  • человеческие.

Функциональная особенность:

  • контролирующие;
  • запрещающие;
  • регламентирующие;
  • карающие;
  • запрещающие.

Степень запрета:

Можно выделить несколько важных функций социальных норм.

Функции

Социальные нормы занимаются интеграцией человека в общественную жизнь, контролируют неприемлемое поведение, осуждают негативные поступки, являются эталонами и наказывают санкциями. Любое отклонение от нормального поведения предусматривает индивидуальную ответственность. Поэтому личность в социуме должна осуществлять самоконтроль за своими поступками и развивать собственное самосознание.

Понятие этикета, его роль в обществе, особенности, социальная значимость, основные функции. Использования норм этикета в человеческом общении, его виды: придворный, дипломатический, воинский, деловой. Основные формы приветствия собеседника в разговоре.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2015
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие этикета

3. Речевой этикет

4. Роль этикета в обществе и человеческом общении

Список используемой литературы

Введение

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение.

Актуальность данной работы заключается в том, что роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией и мне бы хотелось более подробно изучить его историю происхождения, функции в обществе, его многоплановую структуру и многообразные виды и формы.

Важнейшей особенностью этикета является то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы - значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений.

Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении. Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.

Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей.

1. Понятие этикета

Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировались на сегодняшений день.

Этикет (от фр. йtiquette -- этикетка, надпись) -- правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV -- гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

Очевидно, что этикет представляет собой правила поведения, которыми должен обладать каждый человек. Этикет соблюдается в разных социально-политических системах и присущ представителям любого общества. Но народ каждой страны вносит в этик свои дополнения, которые зависят от особенностей общественного строя страны и ее обычаев.

2. Виды этикета

Рассмотрением структуры современного этикета занимались и занимаются по сей день многие авторы, которые выделяют формы, виды и подвиды этикета. Многие из научных исследователей подразделяют этикет по форме на речевой и неречевой.

Первый является вербальным (речевым) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе

Этикет содержит нормы поведения, регламентирующие действия человека в различных общественных местах. Исходя из этого, существуют различные виды этикета, соответствующие тем местам, где оказывается человек.

1. Придворный этикет - строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

2. Дипломатический этикет - правила поведения работников дипломатического корпуса и других официальных лиц с представителями страны, при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.

3. Воинский этикет - свод общепринятых армией правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; правила поведения военнослужащих, определяющих строгую иерархию и беспрекословное следование приказам старших по званию.

4. Общегражданский этикет - совокупность правил и традиций, условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом; правила и нормы, регулирующие повседневное общение людей - уважительное отношение к старшим по возрасту, мужчине к женщине, между пассажирами в транспорте и т.д.

5. Деловой этикет - регламентированное поведение людей, связанное с выполнением ими служебными обязанностями, в общественных местах и на улице, на различного рода мероприятиях, приемах, переговорах.

Правила этикета не являются абсолютными и выполнять их следует по ситуации. Что недопустимо в одном случае, может быть нормой при других обстоятельствах.

3. Речевой этикет

Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни. Между тем , этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Речевым этикетом называют систему правил и норм, которые разъясняют нам, каким образом устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения. Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И все же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрее достигнуть с ним взаимопонимания.

Овладение этикетом речевого общения требует получение знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета. Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребенка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнает все больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трех стадий разговора:

- начало разговора (приветствие/знакомство)

- заключительная часть разговора

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение: младший приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Ниже в таблице я перечислю основные формы приветствия собеседника:

Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.

Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.

Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным, вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.

Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Золотое правило морали гласит:

Существует несколько интерпретаций данного принципа, но все они передают одну суть.

Читайте также: