Роль правил в жизни общества сообщение
Обновлено: 25.06.2024
Человек удивителен тем, что, несмотря на то, что он вынужден руководствоваться биологическими потребностями и инстинктами, ему подвластны и другие механизмы поведения, которые отсутствуют у животных. У общества, сформированного людьми, есть определенные моральные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы жить цивилизованно.
Роль морали в жизни человека
Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества.
Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений.
В обществе мораль действует на основе трех элементов - моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека.
Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени. Поэтому о морали говорят, как об своеобразной коллективной воли людей, которые и представляют собой общество.
Созданные системы правил, требований и оценок нацелены на то, чтобы согласовать между собой все индивиды общества и обеспечить им мирное сосуществование.
Моральная оценка
Моральная оценка является актом обоснования и выявления моральной ценности определенных поступков или намерений, которые определяют сознательную человеческую деятельность. Моральная оценка заключается в том, что высказывается мнение, которое выражает одобрение или неодобрение по отношению к поступкам других людей.
Важную роль моральная оценка играет в сфере нравственных отношений, так как она исполняет роль моральной санкции. Она может создавать социальную значимость и наделять ценностью определенные феномены в обществе, и наоборот – лишать их веса и сделать малоэффективными.
Мораль – регулятор деятельности
Зачастую о понятии морали говорят, как о регуляторе деятельности. На первый взгляд, тяжело представить, как такое абстрактное понятие, как мораль, может быть существенным регулятором человеческой деятельности.
Ведь не существует определенных институтов и учреждений, которые бы создавали и контролировали нормы морали. Но, тем не менее, регуляционная функция является одно из основных функций морали. В данном случае мораль выступает в роли способа регулирования поведения большинства людей в обществе.
Также она определяет саморегулирование поведения индивида. Есть несколько видов регуляции, например, административный или правовой, но мораль, как регулятор деятельности, уникальный и особенный.
Он не нуждается в подкреплении законами или карательными органами. Средство регулирования происходит через усвоение индивидами определенных принципов и норм поведения в обществе.
Подвести к пониманию ценности доброго общения с людьми и тяжести одиночества.
Объяснить учащимся, что в обществе существуют определённые правила поведения людей, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать.
Вложение | Размер |
---|---|
khod_klassnogo_chasa.odt | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитателем Николаевой Ириной Сергеевной
«РОЛЬ ПРАВИЛ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
12 декабря 2012 год
– Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.Л.Барто. Попробуйте сказать, о чём оно?
Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Нет, уйду я насовсем:
То я папе надоем,
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
Буду жить один в лесу,
Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется,
Мне, как папе, по душе
Пруд заглохший я найду,
В чаще спрятанный,
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске,
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу,
Папе с мамой напишу.
Разошлю открытки всем!
- Кто может сказать, о чём это стихотворение?
- Какое бы вы дали ему название?
- Кто хотел бы жить один? Почему?
- Где хотел мальчик остаться один? (в лесу).
- Чем он там собирался заниматься? (земляники запасу, разговоры заведу с лягушатами…)
- Хорошо ли ему одному в лесу? (плохо).
- Как понимать слова: Хорошо жить в шалаше, только плохо на душе.
- Почему плохо на душе?
- Что мальчик придумал, чтобы спастись от одиночества? (пригласить в лес ребят).
- В какую игру будут играть ребята (в футбол).
- Кто любит играть в футбол? Почему?
- Что должен знать каждый футболист, чтобы играть в эту игру? (правила).
2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРАВИЛ.
- Может ли человек жить в одиночестве, всегда быть один?
- Всегда ли хорошо людям, когда они в месте?
- Как вы думаете, что помогает людям жить вместе, так, чтобы не спорить, не ссориться, не ругаться? (люди должны быть добрыми, вежливыми, а ещё они должны соблюдать правила).
- А кто придумал эти правила? (сами люди).
3. ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ.
- Сейчас мы с вами немного поиграем. Каждый день вам приходится очень часто оказываться в самых различных ситуациях. Представьте себе, что вы сидите не на уроке, а вы кто-то из перечисленных людей: Продавец в магазине;
Зритель в театре;
Пассажир в автобусе;
Пешеход на улице;
- Не забудьте, что кем бы вы ни были, вы должны быть вежливы и добры .
- Расскажите, что и как вы должны делать, чтобы и вам было хорошо и другим?
4. РАЗБОР СИТУАЦИИ:
- Сейчас вы послушаете небольшой рассказ и скажите, почему и как мама наказала мальчиков?
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА: Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они
коня друг у друга рвать.
- Дай мне, мой конь!
- Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.
- Хорошо ли мальчикам было вместе? Почему?
- Как мама наказала их?
- Почему именно так?
- Как нужно было им поступить?
- Как вы думаете, почему они так не сделали?
Мы сказали, что человек не может жить один, он постоянно с другими людьми. Чтобы нам было хорошо вместе, мы должны соблюдать много правил, помнить, как нужно вести себя в различных ситуациях.
- Скажите, сколько человек в вашей семье?
- Много ли нужно соблюдать правил, чтобы в семье вы не спорили, не ссорились? (много).
- Сколько человек у нас в классе (25).
- Много ли правил нужно помнить, чтобы всем ребятам в классе было хорошо?
- А сколько человек в школе? (более 1000).
- В школе есть специальные правила, которые называются правила для учащихся.
- Они записаны в специальном документе, их должны выполнять все дети, которые учатся в школе.
- А что бывает, если кто-то не выполняет эти правила? (кому-то становится плохо от этого, виновного наказывают).
- А сколько людей в нашем городе? (около 5 млн.).
- Сколько людей в нашей стране? (143 млн.).
- Сколько людей на всей планете? (6 млрд.).
- Вы представляете, как много, и все они должны жить вместе.
- А как вы думаете, можно ли для всех придумать правила? (да).
- Только это уже не просто правила, а ЗАКОНЫ, то есть государственные документы, в которых записаны правила, обязательные для всех жителей страны.
- Законы в нашей стране принимают депутаты Государственной Думы, которые работают в Москве – столице нашей Родины, а подписывает их Президент (учащиеся называют Президента).
- Вспомним, как называется наша страна? (Россия).
Любое общество основано на соблюдении правил, которых нужно придерживаться во всех сферах человеческого существования. Правила сначала существуют в виде устных рекомендаций, но затем, вследствие исторических преобразований, принимают форму норм, которые обозначаются инструкциями, положениями и юридическими документами. Подчинение нормам означает признать себя полноценным членом общества и жить по его законам.
Понятие нормы
В различных науках понятие социальной нормы обозначается в виде регулятора поведения. То есть – это общеобязательное правило поведения, которое необходимо исполнять. Любая норма может быть одобрена или не принята личностью, но неукоснительное ее соблюдение должно быть обязательно исполнено. Нормы имеют не только регулятивную, но и охранительную функцию.
Любая норма является эталоном действий индивида, за применение которой наступает санкция. Все санкции делятся на позитивные или негативные. Ученик выучил урок и получил пятерку – пример позитивной санкции, где норма: обязанность ученика учиться, а санкция: хорошая оценка.
Водитель нарушил правила дорожного движения, за это получил большой штраф и лишение прав на вождение автомобиля – пример негативной санкции, где норма: неукоснительное соблюдение ПДД, а санкция: денежное взыскание и лишение прав.
Нельзя строить отношения в обществе, не подчиняясь правилам совместного проживания. Нормы существуют внутри семьи, в группе, на работе и государстве. Законодательные правила обозначены в Конституции, кодексах и правовых документах. Социальные нормы устанавливают границы действий, и налагают на индивидов обязательства и ответственность.
Виды общественных норм
Социальные нормы постоянно развиваются и совершенствуются, сохраняя общественные ценности: жизнь, достоинство, государственные символы, религиозные взгляды, взаимное отношение людей.
Все нормы представлены такими видами:
- Моральные (этические). Соблюдение правил, относящихся к нравственным, которые не могут вызвать осуждение.
- Культурные. Подчинение этическим правилам.
- Обычные. Соблюдение традиций и обычаев.
- Правовые нормы. Устанавливают границы поведения, обязывая, запрещая что-либо или, наоборот, допуская возможность действия.
- Политические. Участие в жизни государство и общества. Права и свободы.
- Религиозные. Особое отношение к окружающему миру через восприятие непостижимого Божественного разума, который определяет наказание за недостойное поведение.
- Эстетические. Закрепляют представление про окружающий мир с точки зрения прекрасного.
Нормы в социуме определяются различными процессами и делятся также по отдельным критериям.
Область распространения:
- групповые;
- национальные;
- организационные;
- человеческие.
Функциональная особенность:
- контролирующие;
- запрещающие;
- регламентирующие;
- карающие;
- запрещающие.
Степень запрета:
Можно выделить несколько важных функций социальных норм.
Социальные нормы занимаются интеграцией человека в общественную жизнь, контролируют неприемлемое поведение, осуждают негативные поступки, являются эталонами и наказывают санкциями. Любое отклонение от нормального поведения предусматривает индивидуальную ответственность. Поэтому личность в социуме должна осуществлять самоконтроль за своими поступками и развивать собственное самосознание.
Понятие этикета, его роль в обществе, особенности, социальная значимость, основные функции. Использования норм этикета в человеческом общении, его виды: придворный, дипломатический, воинский, деловой. Основные формы приветствия собеседника в разговоре.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.04.2015 |
Размер файла | 26,7 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Понятие этикета
3. Речевой этикет
4. Роль этикета в обществе и человеческом общении
Список используемой литературы
Введение
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение.
Актуальность данной работы заключается в том, что роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией и мне бы хотелось более подробно изучить его историю происхождения, функции в обществе, его многоплановую структуру и многообразные виды и формы.
Важнейшей особенностью этикета является то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы - значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.
Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений.
Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).
Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении. Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.
Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.
Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей.
1. Понятие этикета
Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировались на сегодняшений день.
Этикет (от фр. йtiquette -- этикетка, надпись) -- правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV -- гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.
Очевидно, что этикет представляет собой правила поведения, которыми должен обладать каждый человек. Этикет соблюдается в разных социально-политических системах и присущ представителям любого общества. Но народ каждой страны вносит в этик свои дополнения, которые зависят от особенностей общественного строя страны и ее обычаев.
2. Виды этикета
Рассмотрением структуры современного этикета занимались и занимаются по сей день многие авторы, которые выделяют формы, виды и подвиды этикета. Многие из научных исследователей подразделяют этикет по форме на речевой и неречевой.
Первый является вербальным (речевым) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе
Этикет содержит нормы поведения, регламентирующие действия человека в различных общественных местах. Исходя из этого, существуют различные виды этикета, соответствующие тем местам, где оказывается человек.
1. Придворный этикет - строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
2. Дипломатический этикет - правила поведения работников дипломатического корпуса и других официальных лиц с представителями страны, при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.
3. Воинский этикет - свод общепринятых армией правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; правила поведения военнослужащих, определяющих строгую иерархию и беспрекословное следование приказам старших по званию.
4. Общегражданский этикет - совокупность правил и традиций, условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом; правила и нормы, регулирующие повседневное общение людей - уважительное отношение к старшим по возрасту, мужчине к женщине, между пассажирами в транспорте и т.д.
5. Деловой этикет - регламентированное поведение людей, связанное с выполнением ими служебными обязанностями, в общественных местах и на улице, на различного рода мероприятиях, приемах, переговорах.
Правила этикета не являются абсолютными и выполнять их следует по ситуации. Что недопустимо в одном случае, может быть нормой при других обстоятельствах.
3. Речевой этикет
Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни. Между тем , этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.
Речевым этикетом называют систему правил и норм, которые разъясняют нам, каким образом устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения. Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И все же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрее достигнуть с ним взаимопонимания.
Овладение этикетом речевого общения требует получение знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета. Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребенка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнает все больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трех стадий разговора:
- начало разговора (приветствие/знакомство)
- заключительная часть разговора
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение: младший приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Ниже в таблице я перечислю основные формы приветствия собеседника:
Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.
Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.
Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным, вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.
Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.
Функции морали и зачем мораль нужна людям?
Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.
В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.
Золотое правило морали гласит:
Существует несколько интерпретаций данного принципа, но все они передают одну суть.
Читайте также: