Роль медицинского работника в подготовке женщины к родам сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Роль медицинского персонала в подготовке и проведении семейных родов (опыт Донецкого регионального центра охраны материнства и детства)

Авторы: Т.Ю. БАБИЧ, к.м.н., доцент, кафедра акушерства, гинекологии и перинатологии ФПО ДонГМУ, Донецкий региональный центр охраны материнства и детства

Версия для печати

Последние несколько лет приоритетным направлением государственной политики Украины является охрана материнства и детства, что подтверждается разработкой и внедрением ряда национальных и государственных программ, работа по которым способствует повышению качества оказания медицинской помощи и приводит к улучшению показателей здоровья матери и ребенка (МЗ Украины, 2006). Состояние репродуктивного здоровья прежде всего характеризуется показателями рождаемости, здоровья женщин и детей, интегрированным отображением которых является материнская и детская смертность. В связи с тем, что именно эти данные принято считать наиболее информативными, их выделяют как социально-экономические показатели благополучия страны.


Долгие годы в нашем государстве существовала система, в соответствии с которой родильное отделение территориально делилось на 3–4 подразделения: предродовую палату, родильный зал, послеродовую палату, отделение новорожденных. По мере прохождения разных стадий в процессе рождения ребенка женщину переводили из помещения в помещение, она пребывала в пассивном подчинении, полной зависимости от медперсонала, ее могли попросить раздеться и надеть халатик или рубашку, еле прикрывающую тело. Общение с большим количеством акушерок, студентов, стажеров и врачей, постоянный поток лиц и голосов то приходящих в палату родов, то исчезающих из нее, зачастую без предварительного предупреждения людей, лишали женщину обычных для нее прикрытий. Отца и ближайших родственников принимали за посторонних посетителей, а не за деятельных сторонников и участников родильного процесса.

Такая система была построена в соответствии с нуждами клинического персонала и самого учреждения. Она не разрабатывалась с целью отвечать потребностям и пожеланиям женщин и семей.

Когда женщина поступает в больницу на роды, она сталкивается с большим количеством новых лиц, звуков и запахов в незнакомой для нее обстановке. Порядок работы больницы и ее оборудование могут вызвать тревогу, при этом она испытывает боль и страх перед неизвестностью. Отец ребенка и близкие также испытывают эти стрессовые факторы, они тоже попадают в новый мир.


Для осуществления этих положений было организовано два семейных родзала, где проводились роды с участием членов семьи. Обучение по данной программе прошли все акушерки родового отделения. Через год уже 137 семейных пар рожали вместе. Был введен в действие еще один родзал, оснащенный отдельным санузлом с душем.

Активный рост количества пар, желающих рожать вместе, привел к необходимости открытия образовательного центра по безопасному материнству и поддержке грудного вскармливания, в котором стали проводиться занятия по подготовке к родам.

С августа 2001 года родильный блок начал работать в новом режиме: каждой роженице – отдельный родзал.

Опыт работы ДРЦОМД указывает на целесообразность и важность подготовки семейных пар к родам. В этом случае на медицинский персонал возлагается большая ответственность в качественном и скрупулезном проведении этих занятий, поскольку мужчины крайне редко готовы к активной помощи своей спутнице в родах. Мужчина не должен чувствовать себя лишним в родзале, не должен ощущать себя просто наблюдателем, а быть активным участником процесса.

Акушерки тесно контактируют с роженицами и семейными парами, стараются, чтобы с ними была достигнута атмосфера доверия, взаимопонимания и искренности. Если раньше иногда возникали проблемы в общении с пациентами, то использование психологических подходов, которым обучили на занятиях, способствовало установлению контакта с парами и более доверительным отношениям. Ко всем пациентам наш медперсонал старается относиться уважительно, несмотря на уровень образования и социальный статус, объясняет парам на их уровне возникшую ситуацию. Это же касается и пациенток с ВИЧ-статусом.

Персонал оказывает согласованную помощь и содействие семьям, отвечает на их вопросы и старается вовлечь в процесс там, где это возможно и разумно. Роль медперсонала заключается в том, чтобы оказывать поддержку, наставлять, просвещать, поощрять и всячески способствовать процессу общения между матерью, новорожденным, ее семьей и всеми членами команды медперсонала в целях достижения самых приемлемых решений относительно медикаментов, процедур и прочего.

В послеродовом периоде предусматривается совместное пребывание мамы и новорожденного, уход медперсонала направлен одновременно на обоих. Доктора, акушерки, медсестры осматривают младенца при матери, ухаживают за ним, обучают мать и дают советы. Дополнительное обучение в больнице соответствует индивидуальным потребностям.

Такой современный подход в практике родовспоможения доказал свою целесообразность, которую подтверждают результаты, достигнутые ДРЦОМД.

Количество семейных пар, желающих рожать вместе в ДРЦОМД, за 7 лет увеличилось. Так, в 1999 году они составили 14 %, в 2000 году — 21 %, в 2001 году — 28 %, в 2002 году — 36 %, в 2003 году — 40 %, а в 2004 и 2005 годах они составили 69 %.

Количество физиологических родов за семь лет увеличилось в 2,5 раза — с 18 до 45 %, число осложненных родов практически не изменилось (13–17 %), соответственно, количество патологических родов снизилось с 68 до 38 %.

За данный период значительно уменьшились случаи стимуляции родовой деятельности, использование анальгезии, что привело к рождению более здоровых и активных малышей. Раннее прикладывание к груди новорожденного в родзале осуществляется в 92 % случаев.

Положительным моментом в работе является уменьшение случаев перинатальной смертности с 20,1 до 12,7 ‰.

Жизненность данной программы доказывает тот факт, что в настоящее время все больше пар, прошедших семейные роды, приходят к нам повторно рожать вместе. Это значит, что психоэмоциональный климат, созданный в период предыдущей беременности и родов, способствовал укреплению семейных отношений, не уменьшил привлекательности женщины в сексуальном плане для своего партнера, не оставил у мужчины отрицательного восприятия процесса родов.


По нашему мнению, необходимо соблюдать определенные этические и эстетические моменты ведения семейных родов именно потому, что излишняя натурализация процесса может привести к негативным эмоциям у мужчины. Партнер в родах должен стараться оказать максимальную поддержку женщине, заботиться о ней, снимая дополнительный стрессовый фактор, связанный с ожиданием женщиной страха и боли.

Интерес к программе проявляют и другие области Украины. В нашем центре прошли курсы по подготовке и проведению семейных родов врачи и акушерки Днепропетровской, Полтавской, Запорожской областей.

Заключение. Повышение уровня квалификации медицинского персонала, осуществляющего помощь женщинам и семейным парам во время беременности, в родах и в послеродовом периоде, является важной задачей современной акушерской практики. Высококвалифицированный, ненавязчивый, корректный уход за матерью и новорожденным повышает ее самооценку, дает уверенность в том, что она прекрасно справилась с очень важным, может быть, самым главным делом в ее жизни, предназначением женщины — рождением ребенка, что поможет ей уверенно кормить его грудью, давая здоровый старт в жизни.

Новое занятие посвящено важности психологической готовности женщины к рождению малыша, формированию позитивного взгляда на роды, избавлению от страхов, умению конструктивно взаимодействовать с медперсоналом.

Роды – это ответственный процесс, который требует психологической и физической подготовки.

Адреса и телефоны женских консультаций в Севастополе:

Адреса и телефоны родильных домов в Севастополе:

Что такое психологическая подготовка к родам?

– Психологическая готовность – это целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определённое поведение. Психологическая готовность формируется благодаря позитивному настрою, целенаправленным действиям будущей мамы по подготовке к рождению ребенка и гармоничной атмосфере в семье.

Чем выше психологическая готовность, тем успешнее роды – это доказано исследованиями. Важно ли готовиться к родам? Да, важно!

Из чего состоит психологическая подготовка к родам?

– Первое – это физическая готовность, которая включает принятие женщиной своего тела с изменениями, наблюдение у акушера-гинеколога, сдачу анализов и выполнение рекомендаций врачей.

Внимательное отношение к здоровью, занятия йогой, посещение бассейна, выполнение специальных упражнений для беременных, прогулки на свежем воздухе физически готовят женщину к родам и стабилизируют ее эмоциональное состояние.

Научиться контролировать свои переживания во время беременности помогает освоение практических навыков дыхания и релаксации.

Вторая составляющая – это знание и представление о родах, так как недостаток информации часто провоцирует страхи и тревоги. Казалось бы, все в доступе – открываем и читаем.

Но существует такой феномен памяти: когда у нас есть определенное представление о чем-то, из всей палитры информации мы выбираем ту, которая подтверждает нашу точку зрения и ничего другого нам не попадается на глаза.

Безусловно, просмотр передач о родах и истории от подруг вызывают у женщины напряжение. В ходе занятий мы меняем эти негативные представления, даем знания, подтвержденные исследованиями. Девочки расслабляются, спокойнее смотрят на роды.

Будущей маме важно знать признаки начавшихся родов, что происходит в каждом родовом периоде и эффективные способы поведения в них.

Третья составляющая психологической готовности – эмоциональная. Уверенность в своих силах, спокойствие за ребенка, взгляд на роды. Прекрасно, когда у женщины позитивный, спокойный взгляд на роды.

В старину роды проходили рядом с семьей, в непосредственной близости. Молодые девушки воспринимали их как естественный, физиологический процесс. Сегодня родов и меньше, и они отдалены от семьи, несмотря на то, что роддома открыты для партнеров.

Четвертая составляющая – семейная готовность. К сожалению, не всегда ребенок желанный и семья рада его появлению. Молодым женщинам очень трудно без поддержки семьи.

Задача психолога – поддержать такую маму, помочь ей простить своих родных, отца ребёнка, найти в себе ресурс, если есть необходимость подключить социальные службы для конкретной материальной помощи, чтобы девчонки уверенно смотрели в будущее.

Важно! Психологические факторы успешных родов – это психологическая готовность к материнству и родам и доверие к врачам.

Физической подготовкой занимаются доктора и сами девочки, в рамках дозволенного после всех обследований. А вот со второй, третьей и четвертой составляющими работают медицинские психологи женских консультаций и родильных домов не только нашего города, но и всей страны.

Наша общая задача – привести молодую маму спокойную, уверенную, здоровую, улыбчивую к началу родовой деятельности. Позитивное влияние психологической подготовки отмечается и в послеродовой период.

Подготовка к родам в условиях пандемии СOVID-19

– В условиях пандемии подготовка к родам, курсы, занятия в учреждениях здравоохранения проходят в индивидуальном формате.

Групповых занятий мы сейчас не проводим. Пандемия внесла некоторые коррективы, поэтому мы подстраиваемся под новые условия.

Занятия проходят в масках, с соблюдением дистанции в 1,5 метра. В родильных домах тоже запрещены занятия в группах, поэтому психологи с каждым работают индивидуально.

В группе мы могли охватить больше людей, сейчас меньше, но работа идет, на месте мы не стоим. Соблюдение рекомендованных здравоохранением норм – важная составляющая для сохранения здоровья мамы и малыша.

Какие темы обсуждает психолог с будущей мамой?

– Всего в курсе "Подготовка к родам" 8 занятий. Это теоретическая и практическая части родов, где мы подышим, сделаем массаж, освоим позы, повторим что уже знаем, изучим новое.

Дальше обязательно обсуждаем поведение женщины в родильном доме: что делает медицинский персонал, что она сама может делать, чтобы конструктивно взаимодействовать с медицинским персоналом, от чего может отказаться.

Тема о новорожденном ребенке. Причем я всегда больше делаю акцент не на уходе за ним, так как на практике у мамы быстро придет опыт (хотя занятие по уходу за новорождённым есть), а на тех условиях, которые необходимо создать дома малышу, чтобы его здоровье укреплялось.

Как развивать его физическую активность, как одевать малыша, а не кутать, какие есть эффективные поддержки малыша.

Порой мы бережно носим наших деток, не задумываясь, правильно ли это. Взяли на руки, безопасно, уверенно, все части тела поддержаны. Но есть такие поддержки, которые помогают ребенку делать зарядку, качать мышцы, которые у всех новорожденных слабые. При этом они безопасны.

Обязательная теоретическая тема – грудное вскармливание. До появления малыша нужно изучить массу вопросов о грудном вскармливании, чтобы потом женщина четко знала, что ей делать.

Мне очень нравится, когда девчонки во время беременности ничего не читали, занимались своими делами, семьей, а пришли на занятия в 30 недель. Мы не спеша подготовились, дали необходимую информацию, ответили на все интересующие вопросы, все понятно и ясно – девчонки идут в роды с улыбкой.

– Когда девочки боятся родов, мы выявляем причины негативного мышления и убеждаем, что все не так страшно и есть масса позитивных примеров. Многие женщины говорят, что роды – это самый прекрасный день в их жизни, вспоминают его с улыбкой.

И это радует. Но когда я рассказываю об этом девочкам, им кажется, что я фантазирую и такого не бывает. Когда я говорю, что роды – это безболезненный процесс, то те, кто идут рожать повторно, спорят со мной, а те, кто еще не рожал – не верят.

Феномен: девочка 25 лет никогда не рожала, но точно знает, что это ужасно больно, и переубедить ее очень сложно. Часто женщины путают ощущения с болью. Ощущения бывают неприятными, и в родах они есть, но это не боль. Боль – это сигнал опасности и проблемы, который подает наш организм, если у него возникают сложности.

Роды – это физиологический процесс, который не опасен для нашего организма, поэтому он не сопровождается болью.

Подготовка к родам. Медицинский персонал во время родов.

После оформления всех бумаг вы поступите в дородовую, а затем ро­дильную палату больницы. В большинстве стационаров это одноместная палата (хотя в других странах может быть иначе).

У вас на руке закрепят специальное приспособление для внутривенных вливаний, что обеспечит ряд преимуществ при ведении родов. Это оборудование позволяет внутривенно вводить пациентке физиоло­гические жидкости и лекарственные средства непосредственно во вре­мя родов. С его помощью можно оперативно сделать переливание крови. По нему в организм роженицы вводят также необходимые обезболивоющие лекарственные средства.

Перед родами анестезиолог обяза­тельно проверяет нормальную работу этого оборудования на случай чрезвычайной ситуации и необходимости срочного кесарева сечения.

БРИТЬЕ ПЕРЕД РОДАМИ
В настоящее время перед родами редко выбривают область лобка. Исключения составляют случаи, когда пациентке предстоит кесарево сечение, правда, решение зависит от акушера. В прежние времена эта процедура была широко распространена в медицинской практике, однако сегодня на нее смотрят иначе: при бритье острой бритвой существует опасность порезать кожу, а значит, создать условия для проникновения инфекции в кровь роженицы.

За состоянием плода во время родов следит отдельный фетальный мо­нитор, регистрирующий частоту сердцебиения и регулярность предродо­вых схваток. На протяжении всех родов у матери также периодически бе­рут кровь на анализ. Кроме того, будет использоваться специальный при­бор для измерения частоты пульса роженицы и степени оксигенации ее крови.

На этом этапе акушеры и медицинский персонал осуществляют кон­троль за прогрессированием родовой деятельности или определяют его отсутствие. По мере необходимости или каждые два часа акушер проверя­ет состояние шейки матки и отслеживает динамику ее раскрытия, созрева­ния и продвижения плода.

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ВО ВРЕМЯ РОДОВ
Медицинская сестра, ведущая вас во время родов, очень скоро стано­вится вашим лучшим другом и одновременно сообщницей, говоря фигу­рально, потому что вы будете общаться с ней чаще, чем с остальным пер­соналом. В американских больницах медицинская сестра ведет либо одну, либо, в крайнем случае, две роженицы одновременно. В период предродовых схваток присутствие медицинской сестры и ее участие будут для вас наиболее явными и ощутимыми.

Ее задача — удовлетворять все потребности пациентки в медицинской помощи и уходе, следить за клинической динамикой, отвечать на возникающие вопросы, выпрова­живать нежелательных посетителей, координировать работу врача-акуше­ра и остального медицинского персонала, вводить пациентке назначенные лекарственные средства, сочувственно выслушивать ее жалобы и опасения и вообще выполнять роль человека, который может решить для роженицы любую возникшую проблему. Она будет контролировать все показатели жизнедеятельности вашего организма, отводить вас в ванную и туалет, проверять по приборам пульс ребенка и регистрировать это на специаль­ном графике. Именно она будет делать все внутривенные вливания. Она должна стоять на страже ваших интересов. Ей также надлежит обеспечить удобные условия пребывания в больнице для ваших родственников и дру­зей. Но ее главная обязанность — уход за вами, ее пациенткой. Оцените ее труд по достоинству: большинство медицинских сестер — это просто ан­гелы с медсестринским дипломом.

РОЛЬ ВРАЧА-АКУШЕРА ВО ВРЕМЯ РОДОВ
Если ваши роды ведет не штатный врач больницы, а приглашенный ва­ми, его сразу известят о состоявшейся госпитализации, и он может по теле­фону поручить медицинской сестре в больнице провести первичный ос­мотр. Он обязательно будет присутствовать непосредственно во время ро­дов, но к моменту предродовых схваток его там может не оказаться. Если срок родов не так близок, вместо него состояние шейки матки может оценить больничная медсестра, а затем позвонить ему, когда степень раскрытия достигнет 8—10 см.

Таким образом, он сможет закончить прием пациентов по записи у себя в клинике или завершить уже начатую хирургическую опе­рацию. Однако при возникновении у вас чрезвычайной медицинской си­туации он должен немедленно все бросить и примчаться к вам в больницу. Если ко времени предродовых схваток у него не будет других пациентов, он может приехать в больницу раньше и лично вести предродовой период.

Прибыв в родильное отделение, выбранный вами акушер оценит ваше текущее состояние, а также ответит на возникшие вопросы. Он будет под­держивать постоянный контакт с вашей медицинской сестрой и отдавать ей распоряжения относительно проведения всех необходимых процедур. Воз­можно, он не будет все время находиться у вашей койки, в отличие от кури­рующей вас медицинской сестры (ведь в больнице у него есть и другие па­циенты, которым требуется его внимание и помощь), однако его незримое присутствие вам гарантировано: в родильном отделении есть специальное помещение, где установлены мониторы, так называемая аппаратная.

Здесь в централизованном порядке регистрируются показатели со всех датчиков в палатах пациентов. Врач будет точно знать, какой пульс у вас и у ребен­ка, какова продолжительность схваток, находясь на достаточно большом расстоянии от вашей палаты. Если предродовые схватки проходят нор­мально, вы будете видеться с акушером не чаще одного раза в два часа, пока не начнутся роды. Однако при появлении любых отклонений или про­блем врач будет наведываться к вам чаще.

Метод психопрофилактической подготовки беременных к родам основан на учении о сущности родовой боли, в формировании которой принимают участие не только раздражение нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условно рефлекторный компонент, связанный с воздействием на вторую сигнальную систему. При этом признается, что ведущая роль в возникновении болевых ощущений принадлежит коре головного мозга.

Сущность метода заключается в том, чтобы путем словесного воздействия снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Цель психопрофилактической подготовки состоит в устранении страха перед родами и других отрицательных эмоций, возникающих во время беременности, в выработке и закреплении представлений о родовом акте как о физиологическом и неболезненном процессе, в воспитании нового положительного чувства, связанного с предстоящим материнством.

Психопрофилактическая подготовка к родам начинается с первого посещения женщиной женской консультации. Врач выясняет социально-бытовые условия жизни беременной, ее отношение к беременности и предстоящим родам, наличие вредных привычек. Женщину знакомят с правами беременных и кормящих матерей, льготами для них. Врач выясняет, нет ли у женщины страха перед родами, убеждает беременную в необходимости специальной подготовки к родам, которая помогает устранить болевые ощущения. Врач должен стремиться оказывать благоприятное воздействие на психику беременной, постоянно подчеркивая, что роды – физиологический акт и их течение во многом зависит от подготовленности женщины к родам и материнству.

С 30 недели (начала дородового декретного отпуска) занятия проводятся особенно тщательно. При хорошей предварительной подготовке ограничиваются 4-5 занятиями с таким расчетом, чтобы последнее состоялось за 6-7 дней до родов. При позднем взятии на учет, патологическом течении беременности, отягощенном акушерском анамнезе, экстрагенитальной патологии количество занятий увеличивается до 6-9, провдятся они индивидуально 2 раза в неделю. Здоровые беременные занимаются в группах по 8 – 10 человек, которые по возможности составляются из однотипных в эмоциональном отношении женщин.

Первое занятие . Беременным сообщаются краткие сведения об анатомическом строении женских половых органов, о матке как плодовместилище и органе питания плода. Приводятся сведения и развитии плода, его положении в мате, роли плаценты, околоплодных вод. Разъясняется сущность изменений в организме беременной, обеспечивающих физиологическое течение беременности и родов.

Второе занятие. Дается представление о родах как о физиологическом акте, о трех периодах родов. Объясняются особенности правого периода родов, субъективные ощущения рожающей женщины, дается понятие о схватках, их продолжительности и регулярности. Рассказывается о механизме сглаживания и раскрытия шейки матки, о роли плодного пузыря и околоплодных вод.

Третье занятие . Разъясняется, как вести себя при появлении схваток и в течение всего первого периода родов. Указывается на то, что не следует отождествлять боль и схватку, у многих женщин схватки протекают совершенно безболезненно. Женщин обучают специальным приемам, с помощью которых можно уменьшить болевые ощущения: правильное, равномерное и глубокое дыхание во время схватки; легкие поглаживания переднебоковых поверхностей живота на вдохе и выдохе; поглаживания кожи поясничной области; прижатие большими пальцами кожи к внутренней поверхности гребешка подвздошной кости у обеих передне-верхних остей; прижатие кулаками точек, соответствующих наружным углам ромба Михаэлиса; ведение счета схваткам; отдых и по возможности попытка дремать между схватками. Беременные должны хорошо усвоить указанные приемы и точно выполнять их. В конце занятия разъясняются причины, которые могут усилить болезненные ощущения в родах (страх, беспокойное поведение, переполненный мочевой пузырь). Необходимо подчеркнуть, что эти причины легко устраняются в родах правильным поведением женщины.

Четвертое занятие . Дается представление о течении второго и третьего периодов родов, характере ощущений роженицы в это время. Рекомендуются рациональные положения в начале и конце периода изгнания, когда роженица должна проявлять максимум физических и психических усилий, уметь задерживать дыхание для повышения эффективности потуг и расслаблять мускулатуру в момент рождения головки плода. Подчеркивается, что продолжительность второго периода родов зависит не только от правильного применения приемов, но и от достаточной физической подготовки. Рекомендуется дома повторять предложенные приемы для полного их усвоения. Рассказывается о течении и содержании последового периода, его продолжительности, характере схваток. Женщины обучаются правильному поведению при рождении последа.

Пятое занятие . Как правило, это заключительное занятие, на котором контролируется усвоение материала прошлых занятий. Рассказывается о порядке и обстановке в родильном доме, о правилах асептики и антисептики. Дается представление об обязательных и возможных лечебно-диагностических мероприятиях (наружное и влагалищное исследование, вскрытие плодного пузыря, внутривенные и внутримышечные инъекции, вдыхание кислорода и т.д.). Объясняется их обоснованность и необходимость для благополучного течения и завершения родов.

Психопрофилактическую подготовку беременных к родам необходимо сочетать с физическими упражнениями, которые рекомендуется проводить с самого начала беременности.

Занятия физкультурой проводятся чаще группами под руководством инструктора п лечебной физкультуре или специально обученной акушерки. Допускается выполнение упражнений на дому после соответствующего обучения.

Заниматься физкультурой рекомендуется утром до еды или через 1 – 2 часа после завтрака в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 мин. Комплекс упражнений не должен вызывать у беременной усталости, затруднения дыхания, сердцебиения, одышки и т.п.

Исключаются прыжки, значительное натуживание, резкие движения. Систематические занятия физкультурой повышают сопротивляемость организма инфекции, укрепляют нервную систему, придают ощущение бодрости, улучшают общее состояние, аппетит, сон, работу сердечно-сосудистой системы, дыхания, желудочно-кишечного тракта. Физические упражнения укрепляют мышцы тазового дна, передней брюшной стенки, устраняют застойные явления в малом тазу и нижних конечностях, способствуя нормальному течению родового акта и послеродового периода.

Занятия физкультурой рекомендуются только здоровым женщинам, с физиологическим течением беременности.

Противопоказания для занятий:

  • острые инфекционные заболевания,
  • декомпенсированнные заболевания сердечно-сосудистой системы,
  • болезни печени и почек,
  • осложнения беременности (гестозы, угроза невынашивания, кровотечения во время беременности).

Кроме занятий физкультурой используются и другие средства закаливания: прогулки на свежем воздухе, воздушные дозированные ванны, витаминотерапия, рациональная диета и т.д.

Читайте также: