Роль мчс в современных условиях сообщение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

МЧС: история и современность

Индивидуальный итоговый проект

ученика 11 класса

Федосеева Дмитрия Романовича

учитель ОБЖ и физической культуры

МОУ “СОШ №1 г. Петровска”

Содержание 2 Введение 3

Глава I. История создания Министерства по чрезвычайным

Глава II. Современное развитие Министерства

по чрезвычайным ситуациям 10

Глава III. МЧС: Взгляд в будущее 13

Список использованной литературы. 19

Из года в год в Российской Федерации происходит достаточно много масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера, во время которых страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлось является защита населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Цели и задачи данного проекта:

Изучить историю возникновения Министерства по чрезвычайным ситуациям

Изучить современное развитие МЧС

Узнать перспективы развития Министерства по чрезвычайным ситуациям

Глава 1. История создания Министерства по чрезвычайным ситуациям.

История России была и осталась связана с различного рода небезопасными природными явлениями, стихийными и другими бедствиями, катастрофами, также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Испокон веков люди пробовали объединиться, чтобы противостоять данным бедствиям, оказать помощь нуждающимся. Желание к коллективному противостоянию бедствиям различного характера - один из факторов создания государств.

Так, к примеру, в конце XV столетия при Иване III появляется пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I формируется пожарная повинность. 1

Развитие горного дела, химической индустрии, мореплавания, нефтяной промышленности обусловило формирование подразделений: морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, любое из данных направлений по мере роста опасностей приобретало свое развитие.

Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана государства представляла собой уже отлично организованную силу. Она в централизованном порядке оснащалась квалифицированными кадрами, нужной пожарной техникой, особыми разновидностями снаряжения. Вся боевая и профилактическая деятельность противопожарной службы строилась по единым статутам и инструкциям. Республиканские, краевые и областные центры, крупные города, большая доля районных центров охранялось профессиональными городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета. Военизированная охрана имелась лишь на объектах оборонного значения. 5

В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные указания НКВД стали частью общегосударственных событий и вступили в пожарную работу районной противовоздушной защиты (МПВО), несмотря на то незамедлительно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) государства. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты соперника на массовые пожары. В результате - ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных либо массовых пожаров.

Необходимость образования муниципальных систем защиты населения и территорий в России была обоснована, прежде всего, подъемом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В СССР проблемы защиты населения и территорий от угроз, образующихся при ведении военных действий либо из-за этих действий, в первый раз на государственный уровень были подняты сразу после Гражданской войны, что было обусловлено возникновением, а потом бурным формированием авиации и подъемом её возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам государства. Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали коренных перемен военных доктрин ядерных государств, при всём этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового проигрыша получила огромную важность.

В связи с этим в 1961 году было принято решение преобразовать Местную противовоздушную оборону в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:

во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить охрану населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия - оружия массового поражения;

во-вторых, существенно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание критериев, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечением всем важным граждан, выживших в ядерной войне;

в-третьих, в абсолютно новейшем свойстве стала цель согласно ликвидации итогов атаки врага в варианте крупных многочисленных разрушений, предусматривающая присутствие данном предоставление поддержки мгновенно соткам тыс. потерпевших;

Следует выделить, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказалась безуспешной.

Они легли в основу строительства и ведения гражданской обороны. В печати не один раз подчеркивалось, что состояние Гражданской обороны СССР в эти годы было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны былых вероятных противников СССР.

Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС доказала это, показав, что гражданская оборона не была готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане конкретного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, стимулированных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. 6 Хотя данное распоряжение также осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.

Чернобыльская трагедия продемонстрировала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 г. Верховным Советом СССР было принято решение о разработке в структуре Правительства СССР особого органа - Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. распоряжением Совета Министров СССР создается государственная система по предотвращению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные Комиссия и Система существовала до распада СССР.

Уже после принятия штатного расписания Корпуса начало его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен С. К. Шойгу. Но уже первоначальные месяцы работы Российского корпуса спасателей выявили проблемы его функционирования как государственно-общественной компании, недостаток полномочий с целью качественного исполнения возложенных на него вопросов. В связи с данным распоряжением Президиума Верховного Совета РСФСР с 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был реформирован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - ключевой аппарат, исполняющий руководство в сфере гражданской обороны, охраны жителей и земель от ЧС природного и техногенного нрава, предоставление

пожарной безопасности.
Сегодня МЧС России - это государственный аппарат, который, кроме ликвидации результатов естественных несчастий и аварий, предостережением чрезмерных обстановок, разрабатывает особый горноспасательный механизм, новейшие технологические процессы, содержит в собственном распоряжении авиацию и т. д.

Глава II. Современное развитие

Министерства по чрезвычайным ситуациям.


Фyнкциoнирoвaниe МЧC Рoccии в пocлeдниe гoды xaрaктeризyeтcя нaличиeм ширoкoгo крyгa cтoящиx пeрeд миниcтeрcтвoм зaдaч, выпoлнeниe кoтoрыx трeбyeт oт рyкoвoдcтвa пeрexoдa нa нayчнo oбocнoвaннoe yпрaвлeниe. Глобализация как объективный ход значимым способом меняет равно как отраслевую структуру экономики Российской федерации, так и условия, характеризующие эффективное руководство министерствами и ведомствами. На сегодняшний день перемены делаются необходимым спутником формирования МЧС Российской федерации, в таком случае как стабильность, служившая синонимом устойчивости, удаляется в далекое прошлое, так как в отсутствии перемен нельзя соответствовать нынешним условиям в сфере предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того необходимо выделить, то что скорость изменения общественной и общественно-политической областей сообщества регулярно увеличивается, всё более в обществе, да и в Российской федерации, становится техногенных ситуаций, по этой причине научно-технические нововведения (механизированные сложные комплексы с целью тушения пожаров, переносимый гидромеханический аварийно-спасательный механизм и т. д.) возникают и вводятся в самые короткие сроки. Внешняя сфера устанавливает пред МЧС Российской федерации основательный требование, критически ставит вопрос о квалифицированности работников министерства. Oдним из дeйcтвeнныx cпocoбoв рeшeния нaзрeвшиx прoблeм являeтcя cтрaтeгичecкoe yпрaвлeниe - инcтрyмeнт yпрaвлeния миниcтeрcтвoм в пeрcпeктивe. Рaзрaбoткa и примeнeниe мeтoдoлoгии и кoнкрeтныx фoрм cтрaтeгичecкoгo yпрaвлeния вызвaны глyбoкими oбъeктивными причинaми, oбycлoвлeнными ycкoрeниeм тeмпoв измeнeний гocyдaрcтвa и oбщecтвa, a тaкжe yвeличeниeм кoличecтвa ЧC рaзличнoгo типa. В этoм oтнoшeнии чрeзвычaйнo вaжнo имeть видeниe дoлгocрoчнoгo рaзвития кaк гocyдaрcтвa, тaк и миниcтeрcтвa, a тaкжe и мирoвoй пoлитики и экoнoмики в цeлoм. Oчeвиднo, чтo вce миниcтeрcтвa и вeдoмcтвa Рoccии в coврeмeнныx ycлoвияx иcпытывaют влияниe co cтoрoны внeшниx тeндeнций, a этo при нaличии кoррeктнoгo cтрaтeгичecкoгo видeния в cвoю oчeрeдь пoзвoляeт пoлyчить вoзмoжнocти для ycтoйчивoгo иx рaзвития.

развитие научно-обоснованных подходов к накоплению фонда защитных сооружений гражданской обороны, разработка новых конструктивно планировочных решений с целью создания простейших укрытий и эффективного освоения подземного пространства городов;
разработка более совершенных средств индивидуальной защиты, средств наблюдения и лабораторного контроля. 11

Специальным оснащением и навыками должна обладать пожарно-спасательная служба при борьбе с пожарами и обрушениями зданий. Должны планомерно разрабатываться меры по защите от хакерских атак на системы управления в чрезвычайных ситуациях. Изменение природно-климатических условий, активизация сейсмических и геологических процессов приводит к увеличению частоты и масштабов бедствий. Техногенные катастрофы перерастают в природные. Увеличивается опасность переноса в различных средах загрязняющих и опасных веществ. Уменьшаются запасы природной питьевой воды. Остается актуальной угроза терроризма. Подготовка сил и средств МЧС к действиям по ликвидации последствий терактов проводится с учетом возможного применения террористами радиоактивных, химических, биологических компонентов, а также с учетом специфики мест массового скопления людей, систем жизнеобеспечения, транспортных узлов во всех регионах Российской Федерации.

Глава III. МЧС: взгляд в будущее.

Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной. Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность. 12

Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т.к. части и соединения ГО — это ее самое организованное и боеготовое ядро.

В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".

В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке необходимо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.

В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.

Разрабатывается и формируется общая информационно-управляющая система, обеспечивающая оперативное взаимодействие и реагирование сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС природного характера, крупных пожаров, реагирования на угрозы военного времени.
Приоритетом должна стать единая технологическая цепочка защиты населения и территорий: мониторинг - оценка - реагирование - взаимодействие - эффективная помощь. В постоянно меняющихся условиях должна развиваться система мониторинга и прогнозирования, различные экспресс-методы выявления и диагностики опасностей. Сеть мониторинга должна быть оснащена технически и соответствовать нормативно-правовому плану.

В ближайшем будущем планируется провести полномасштабный космический мониторинг с применением спутниковых установок, разработанных российскими учеными. Это позволит контролировать опасные природные явления, следить за обстановкой в мировом океане и движением морских и речных судов, отслеживать возникновение цунами, перемещение транспортных средств, оснащенных навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, следить за радиационной обстановкой, водными биологическими ресурсами, выявлять крупные аварии и пожары.
Важным фактором является оповещение и информирование населения об угрозах ЧС.

Наряду с системой ОКСИОН МЧС России совместно с МВД , ФСБ и Минтрансом проводят работы по внедрению системы защиты от ЧС, информирования и оповещения населения на транспорте. ОКСИОН будет совершенствоваться, и развиваться, будут применены новейшие технологии и методы информирования. Разрабатываются новые методики использования различных видов коммуникаций - социальных сетей, блог сферы, смс-оповещения и др. Взаимное проникновение Интернета и телевидения, развитие телекоммуникационных и информационных технологий дает возможность проводить оповещение населения в кратчайшие сроки. Разрабатывается новая концепция информационной политики, где значительно расширен спектр пропагандистских, образовательных, информационных форм взаимодействия с населением.

Таким образом, Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готова выполнять задачи при любых вариантах развития событий.

Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех чрезвычайных ситуаций превратилось ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством.

Для ее решения создана и развивается Российская система по чрезвычайным ситуациям. За время своего функционирования она доказала необходимость своего существования, так как проделана большая работа по предупреждению и ликвидации ЧС.

Подготовка сил и средств МЧС к действиям по ликвидации последствий терактов проводится с учетом возможного применения террористами радиоактивных, химических, биологических компонентов, а также с учетом специфики мест массового скопления людей, систем жизнеобеспечения, транспортных узлов во всех регионах Российской Федерации

Основополагающими целями0 развития МЧС определены: снижение риска возникновения пожаров, различных чрезвычайных ситуаций, сокращение числа пострадавших и погибших при ЧС, а также предотвращение экономического ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий.

17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декакабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС) ] . Эта дата считается основанием МЧС России. 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. В комитет было передано имущество и штаты Гражданской обороны Министерства обороны СССР и Государственной комиссии СССР по чрезвычайным ситуациям. ]

Органы власти СССР прекратили существование 25—26 декабря 1991 года.

30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже.

10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.

1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС России, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников.

Ил-76ТД МЧС России заходит на посадку в московском аэропорту Домодедово.

Административная реформа возложила функции по организации тушения пожаров в населенных пунктах и проведение большинства аварийно-спасательных работ на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В 2005 году были выведены из состава МЧС силы и средства на базе которых создали противопожарные службы субъектов Российской Федерации и государственные военно-спасательные службы субъектов Российской Федерации.

В систему МЧС России входят: Центральный аппарат; Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации; Государственная противопожарная служба МЧС России; Войска гражданской обороны; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России; Аварийно–спасательные и поисково–спасательные формирования, образовательные, научно– исследовательские, медицинские, санаторно– курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.




Роль и задачи МЧС России

Возложенные на МЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

· предупреждение возникновения ЧС;

· снижение потерь и ущерба от ЧС;

· ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена. В общем, МЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Основными задачами МЧС России являются: выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции министерства; организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесённым к компетенции министерства; осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ.

Создание МЧС

История

17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декакабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС) ] . Эта дата считается основанием МЧС России. 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. В комитет было передано имущество и штаты Гражданской обороны Министерства обороны СССР и Государственной комиссии СССР по чрезвычайным ситуациям. ]

Органы власти СССР прекратили существование 25—26 декабря 1991 года.

30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже.

10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.

1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС России, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников.

Ил-76ТД МЧС России заходит на посадку в московском аэропорту Домодедово.

Административная реформа возложила функции по организации тушения пожаров в населенных пунктах и проведение большинства аварийно-спасательных работ на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В 2005 году были выведены из состава МЧС силы и средства на базе которых создали противопожарные службы субъектов Российской Федерации и государственные военно-спасательные службы субъектов Российской Федерации.

В систему МЧС России входят: Центральный аппарат; Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации; Государственная противопожарная служба МЧС России; Войска гражданской обороны; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России; Аварийно–спасательные и поисково–спасательные формирования, образовательные, научно– исследовательские, медицинские, санаторно– курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Роль и задачи МЧС России

Возложенные на МЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

· предупреждение возникновения ЧС;

· снижение потерь и ущерба от ЧС;

· ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена. В общем, МЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Основными задачами МЧС России являются: выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции министерства; организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесённым к компетенции министерства; осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ.

1. Когда и с какой целью в нашей стране было создано Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)?

10 января 1994 г., госкомитет по делам гражданской обороны был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

2. Какие основные задачи решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

Основными задачами МЧС России являются:

  • реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
  • осуществление по решению Президента и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны.
  • осуществление в соответствии с законодательством нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;
  • осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, а также обмена этой информацией.

3. Какие силы МЧС России обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайной ситуации?

Основу функционирующей в круглосуточном режиме системы реагирования на чрезвычайные ситуации составляют силы постоянной готовности, в состав которых входят войска гражданской обороны, формирования Государственной противопожарной службы, поисково-спасательные формирования МЧС России, аварийно-спасательные службы и формирования других федеральных органов исполнительной власти, авиация и специальные подразделения.

4. Какова роль МЧС России в современных условиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

Роль МЧС России в целях защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в деле формирования общей культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения и особенно среди учащейся молодежи неоспоримо эффективна и высока. Мы уже все привыкли к тому, что в самых трудных ситуациях в любых регионах России первыми оказываются именно представители МЧС России.

5. Почему одним из важнейших направлений деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности у всего населения страны?

Если население не будет знать основ безопасности, то постоянно будут происходить травмы и тяжёлые ситуации. А так как работников МЧС по количеству меньше, они могут не успеть помочь всем людям. Поэтому граждане должны уметь оказать первую медицинскую помощь, знать, как действовать в тех или иных чрезвычайных ситуациях.


Сегодня мы с вами поговорим об основных задачах МЧС. Перед этим введем расшифровку аббревиатуры. Итак, МЧС России - это федеральный орган исполнительной власти. Министерство Российской Федерации, занимающееся делами гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий различных стихийных бедствий.

задачи мчс

Этот орган (МЧС РФ) осуществляет множество важных функций, например, выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль, который касается защиты населения от ЧС различного характера:

Далее в статье будет использоваться термин "чрезвычайная ситуация", подразумевая и тот, и другой характер. Помимо этого к задачам МЧС России относятся:

  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита населения на водных объектах.

МЧС России

Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:

  • управление;
  • координация;
  • контроль;
  • реагирование;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • обеспечение безопасности на водных объектах.

Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:

  • территориальные органы;
  • Государственную противопожарную службу;
  • специально подготовленные войска для гражданской обороны;
  • Государственную инспекцию по маломерным судам;
  • образованные аварийно-спасательные организации;
  • поисково-спасательные формирования;
  • образовательные учреждения;
  • научно-исследовательские организации;
  • медицинские, санитарно-курортные учреждения и другие.

Задачи

задачи мчс россии

Итак, теперь более подробно рассмотрим следующий вопрос: какие задачи решает МЧС России? К основным относят:

  1. выработку и реализацию государственной политики гражданской обороны;
  2. организацию, подготовку и утверждение нормативно-правовых актов, касающихся гражданской обороны;
  3. управление гражданской обороной и надзор за действиями органов исполнительной власти;
  4. нормативное регулирование, необходимое для предупреждения, прогноза и смягчения последствий ЧС;
  5. организация и ведение гражданской обороны;
  6. реагирование в экстренном порядке при ЧС;
  7. защита от ЧС и пожаров как людей, так и территорий;
  8. гуманитарное реагирование как на территории РФ, так и за ее пределами.

Функции

Вы в предыдущем разделе узнали, какие основные задачи решает МЧС России, теперь переходим к основным функциям данного органа.

основные задачи мчс

Итак, здесь можно выделить:

  • разработку и предоставление Президенту РФ проектов нормативно-правовых актов, касающихся компетенции данного органа;
  • предоставление проекта плана ГО (гражданской обороны);
  • предоставление ежегодного доклада о состоянии защиты от ЧС различного характера;
  • разработку и утверждение НПА (нормативно-правовых актов) об органах МЧС;
  • утверждение НПА, касающихся мониторинга и прогнозирования ЧС;
  • разработку методик оценки ущерба от ЧС;
  • организацию работ, которые касаются предупреждения и устранения ЧС;
  • планировку действий для выполнения поставленных задач;
  • подготовку войск для обороны РФ;
  • передачу информации населению о возникших или возможных ЧС;
  • информирование населения о методах защиты от ЧС;
  • осуществление надзора за выполнением требований гражданской обороны;
  • координирование и руководство над действиями всех видов пожарной охраны;
  • предупреждение и ликвидацию ЧС во внутренних водах и территориальном море РФ.

Полномочия

основные задачи мчс россии

После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:

  • издательство различных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов гражданской обороны;
  • осуществление контроля за выполнением принятых НПА;
  • создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, которые находятся в ведении данного органа;
  • создание межведомственных, координационных и совещательных органов (комиссий или групп), помимо этого возможно создание других органов - научных, научно-технических, методологических, которые необходимы в ходе обсуждения актуальных вопросов, касающихся деятельности органа МЧС;
  • проведение проверок, которые показывают готовность федеральных органов для осуществления мероприятий, касающихся гражданской обороны;
  • осуществление проверки готовности органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
  • возможность связи с воздушными и морскими судами, специализированными транспортными средствами посредством специального оборудования;
  • осуществление деятельности за пределами Российской Федерации по установленному порядку;
  • осуществление надзора по соблюдению требований в установленном законодательством порядке;
  • проведение проверок, в результате которых становится ясно, насколько выполнены федеральные целевые программы в установленном порядке;
  • осуществление функций управления государственным имуществом в установленном порядке;
  • МЧС России - это главный распорядитель средств всего федерального бюджета;
  • запрос и получение необходимых материалов и информации, которые относятся к компетенции МЧС РФ, помощь оказывается различными органами: исполнительная власть, местное самоуправление и другие организации;
  • заключение договоров с организациями (речь идет о международных и неправительственных структурах) в установленном порядке для ликвидации последствий ЧС и помощи иностранным государствам.

Организация деятельности

задачи решаемые мчс

Нами подробно рассмотрены задачи МЧС России. Теперь переходим к организационному вопросу. Очень важно сказать, что глава МЧС - это Министр РФ, который освобождается от президентской должности. Как и у всего начальства, Министр имеет заместителей, которые также освобождаются от должности президента РФ. Их число может быть разным, все зависит от приказа Президента Российской Федерации.

Весь личный состав МЧС РФ имеет специальные служебные удостоверения, которые подтверждают их полномочия. Очень важно и то, что порядок получения данных удостоверений определяется Министром.

Коллегия, которая образуется в МЧС, имеет в своем составе министра (то есть председателя), его заместителей и руководителей других организаций МЧС. При этом численность этой самой коллегии устанавливается Президентом РФ и министром.

Создание советов

Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.

Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.

Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:

  • оценка международной деятельности;
  • стратегическое планирование деятельности.

Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.

В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России - это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.

Аварийно-спасательные работы

какие задачи решает мчс

Основные задачи МЧС России были бы невыполнимы без множества входящих в его состав органов. В этом разделе мы кратко осветим вопрос, касающийся аварийно-спасательных работ.

Итак, аварийно-спасательная служба - это совокупность элементов, таких как:

  • органы управления;
  • силы и средства, которые необходимы для ликвидации или предупреждения ЧС.

Между собой все элементы взаимосвязаны и объединены в одну систему. А что же такое аварийно-спасательные работы? К ним относят:

  • поисково-спасательную;
  • горноспасательную;
  • газоспасательную;
  • тушение пожаров;
  • ликвидацию последствий ЧС.

Принципы действия аварийно-спасательных служб

какие основные задачи решает мчс

При решении задач МЧС России привлекает множество других служб. В этом разделе вы сможете узнать основные принципы деятельности аварийно-спасательной службы. Среди них:

  • гуманизм и милосердие (приоритет - сохранение жизни и окружающей среды);
  • единоначалие руководства аварийно-спасательной службы;
  • оправданный риск при проведении спасательной операции;
  • постоянная готовность.

Таким образом, при возникновении ЧС обязательно вас предупредят, сделают все возможное, чтобы спасти вашу жизнь. Служба МЧС России никогда не дремлет, и всегда готова прийти на помощь.

Читайте также: