Роль искусства плаката в годы гражданской войны сообщение
Обновлено: 04.07.2024
Основание большевистской агитации в дореволюционной России
История социал-демократической агитации берет начало в 1880 -х, когда разрозненные группы время от времени пытались выпускать рабочие листки и даже газеты. Но системно агитация появляется только после стихийного “бунта” рабочих Невского судостроительного завода в 1894 году . Начали создавать систему агитации с принципами и правилами ее ведения Ленин и рабочий Бабушкин .
Ленин ставит следующие задачи перед организацией: повысить политическое сознание рабочих путем объяснения им не только ситуации на их предприятии, но и в стране, и мире в целом, путем разъяснительной работы для создания единой картины мира в сознании рабочих , при этом, Ленин требовал, чтобы разъяснительная работа велась не только с промышленными рабочими, но и со всеми наемными работниками , независимо от их профессии.
В. И. Ленин ставит перед социал-демократами задачу подготовки политических вождей — агитаторов и пропагандистов, которые смогут взаимодействовать с представителями разных классов и любой группой недовольных.
Большевики использовали любую возможность, чтобы заниматься учебой . Обучение им было необходимо, чтобы уметь внятно, четко и убедительно излагать свое понимание реальности, а также программу партии как ответ на эту реальность.
Всестороннее образование, научное и культурное просвещение , понимание мира, — всё это должно было помогать революционерам формировать политическое сознание .
В статье 1905 г. “О реорганизации партии” Ленин прямо пишет “новом курсе” в новых обстоятельствах массовой политической мобилизации: “теперь же мы будем иметь дело с типичными представителями массы: эта перемена требует перемены приемов агитации - необходимость большей популярности, уменье разъяснить самым простым, наглядным и действительно убедительным образом основные истины социализма ”.
Советский плакат появился в годы пролетарской революции и вобрал в себя все вышеуказанные принципы агитации. Он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
Агитация в начальный период советской власти
Для выполнения задач идеологического воздействия на население уже в первоначальный период советской власти начал формироваться специальный партийно-государственный аппарат , охватывавших все стороны человеческой жизни, формировавших единый взгляд на мир .
Первая официальная агитационная структура появилась 7 февраля 1918 года - Организационно-агитационный отдел.
Характерно, что с 1917 года началось массовое использование агитационных плакатов.
Агитационный плакат как один факторов победы Красной армии в Гражданской войне
Гражданская война – это война одних и тех же людей , с одной территориальной, часто одной этнической и языковой принадлежностью, но с разной идеологией . И побеждает та сторона, идеологический накал которой срабатывает сильнее . Взявшись за беспрецедентно сложную задачу, большевики решили ее успешно.
По статистике Всероссийского бюро военных комиссаров, в период с 21 июля по 2 сентября 1918 года на Восточный, Северный и Южный фронты в мобилизационном режиме было послано в общей сложности более 1500 агитаторов .
13 мая 1919 года Совет Обороны выпустил постановление об организации агитационно- просветительных пунктов на узловых станциях и в местах посадки войск.
В задачу этих пунктов входило посредством литературы, плакатов , граммофонных пластинок, кинематографа, живого слова и т. д. разъяснять широким массам трудового народа смысл происходящей борьбы и привлекать их к строительству новой жизни.
В первый год работы литературно-издательский отдел ПУРа (Литиздат) выпустил:
- 4581000 книг и брошюр;
-14033000 листовок и воззваний;
- 7613009 плакатов , лубочных картин, военно-научных таблиц и открытых писем;
-33600000 экземпляров газет и журналов.
Для повышения популярности чтения использовались рисованные плакаты. К концу 1921 доля неграмотных составляла в Красной Армии 5–7 %.
Одним из эффективных способов агитации и пропаганды в первые годы Гражданской войны были мобильные агитбригады , которые проводили митинги, читали лекции, организовывали собрания, принимали жалобы от населения , распространяли газеты, листовки, плакаты, книги, проводили выставки, киносеансы и концерты, а также решали проблему слабой связи центра с регионами в условиях Гражданской войны.
О том, какое значение большевики придавали плакатной агитации, говорит тот факт, что во время Гражданской войны транспортировку политических агитационных плакатов приравнивали к доставке срочных военных грузов.
Кто не помнит плакат Д.С. Моора "Ты записался добровольцем?". В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию.
Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов , политических дельцов и всяческих соглашателей.
Историк Владимир Булдаков говорит следующее про плакатную агитацию большевиков в период Гражданской войны: “ Образ большевика - это образ человека, который не знает сомнений. Это человек, который решителен, который борется со всеми и борется весьма и весьма успешно. И именно вот этот агрессивно-самоуверенный тон большевистской пропаганды, безусловно, оказывал свое воздействие. В народе власть всегда отождествляется в первую очередь с силой, уверенностью в себе, напористостью; если власть не сомневается, если она уверена в себе, то ей очень многое прощается, в том числе и те средства, которыми она добивается своих целей”.
Историк Иван Савицкий считает, что главной особенностью большевиков было то, что они умели предложить населению быстрые и простые решения проблем , которые назрели в периоды Российской империи и Временного правительства. Большевики смогли предложить цельный образ будущего, за которым пошло население страны.
В отличие от белого движения, которое избрало принцип “непредрешения” и никакого образа будущего не смогло выработать.
Кроме всего этого, у белых , внутри своего лагеря не было единства , не было единого плана действий, не было четких позиций по самым различным вопросам. Единственное, что их объединяло – это ненависть к большевикам. В то время, как большевики действовали слажено, как единый механизм.
Главным темами плакатов белых ненависть к большевикам и образ страдающей Руси , в отличие от большевистских оптимистических образов борьбы и движения вперед.
Главными темами плакатной агитации большевиков были призывы к действию, к труду и созиданию, что было актуально на фоне разрушенной страны. Использовался красный цвет, что выгодно выделяло плакаты. Простой человек труда, и мужчина, и женщина изображались победителями, будущее светлым и оптимистичным, в национальном вопросе – уважение ко всем народам России.
У белых же, все было наоборот, - все образы страдальцев , и женщин, и детей, и самой России . В плакатах чувствовалась неприязнь к другим народам, населяющим страну , образ большевика и красноармейца был вычурно мистическим и дьявольским , а главным - был призыв вернуться в прошлое .
На фоне белых большевики выгодно отличались в глазах населения. Плакатная агитация, как и организация белых, явно проигрывали красным.
Советская агитация в 20-е годы
С 1920 по 1930 годы в Агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП (б) появились подотделы: агитационный, пропагандистский, печати, издательский и нацменьшинств .
Целью этого органа было ведение политико-воспитательной и культурно-просветительной работы среди населения . Система политпросветов имела свою сеть клубов, библиотек , изб-читален, советско-партийных школ, агитпунктов, школ политграмоты, пунктов по ликвидации безграмотности , красных уголков.
Таким образом, в начале 1920-х годов в Советской России в целом была создана единая централизованная система партийных и подчиненных им государственных агитационно-пропагандистских органов , охватывающих все уровни управления.
Краткий экскурс в историю Российской империи
Главной целью отдела, как уже указывалось, была политико-воспитательная и культурно-просветительская работа, в том числе организация ликвидации безграмотности населения . Чтобы понять, почему большевикам понадобилась такая масштабная работа по образованию населения, необходимо вернуться на два десятка назад и рассмотреть систему образования, которая существовала при монархии.
Согласно переписи населения 1897 года самым крупным сословием были крестьяне - 96.896.648 человек , далее следовали мещане - 13.386.392, потом инородцы - 8.297.965, следующие шли казаки - 2.928.842, и только потом дворяне - 1.220.169.
Хорошее образование могли позволить себе только дворяне, часть мещан и купцы, некоторые инородцы. Самая же большая прослойка населения – крестьяне оставались , в основной массе, безграмотными.
Этими авторами в качестве закона, утвердившего в Российской Империи обязательность начального образования, указывается закон от 3 мая 1908 г.
20 февраля 1907 г. министром народного просвещения П. фон Кауфманом был внесен законопроект под названием "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи" . Но законопроект был отклонен Государственным Советом , а сам Кауфман был уволен 1 января 1908 года. На посту его сменил Шварц Александр Николаевич , который провел ряд антиобразовательных реформ : отмену университетской автономии, запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев. Его сменщик на посту Л. А. Кассо также проводил реакционные реформы : из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор.
К началу 1900-х годов население развитых стран почти сплошь было грамотным. В России же, согласно переписи 1897 г., грамотность равнялась 21,1% (29,3 для мужчин и 13,1% для женщин). К 1914 г. она достигла 27%, т.е. почти за два десятилетия рост составил всего лишь около 6%. Более двух третей населения оставалось неграмотным . В 1914 г. на каждые 1000 человек населения учащихся в начальных и средних общеобразовательных школах приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек.
Вернемся к 20-м годам
Большевикам необходимо было донести свои идеи до широких масс, зажечь массы и повести их за собой. При этом никаких средств массовой информации в современном понимании не существовало. Основным источником передачи информации являлись печатные издания , однако ситуация осложнялась тем, что изрядная часть населения страны была неграмотна: в 1920 году среди населения в возрасте от 9 до 49 лет читать умели только 31,9 %.
И советский агитпроп стал решать задачи следующими способами: пресса, стенгазеты, кинематограф, радио, грампластинки, клубы, библиотеки, избы-читальни.
В 1920-е годы агитационные плакаты начинают чаще использовать как средство социальной рекламы: борьба за всеобщую грамотность, борьба с туберкулезом и пьянством, женское равноправие, борьба с беспризорностью и т. д.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
До революции политического плаката , как сформировавшегося вида графики не было. Были только рекламные афиши. Советский плакат унаследовал политическую журнальную сатиру. Советский плакат- неоднозначное и многоплановое явление. Его содержание менялось в соответствии политической обстановки.
Новые типы советских граждан также нашли широкое отражение в плакатах: рабочие рисовались в характерной одежде и соответствующей атрибутикой : молот, серп, красная косынка прочее. Своими плакатами художники стремились внушить зрителю определенный образ мыслей.
Прощай Российская Империя!
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 604 578 материалов в базе
Материал подходит для УМК
§ 9. Культура и быт революционной эпохи
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 16.02.2022 131
- PPTX 1.5 мбайт
- 2 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Проводникова Ольга Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных
Время чтения: 1 минута
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В Гражданской войне, начавшейся после событий октября 17-го, большую роль играла визуальная пропаганда. Стилистика политических плакатов военного времени меняется: они становятся жестче и агрессивнее. Захватившие власть большевики возможно лучше, чем их противники понимали силу пропагандистского слова и сделали ставку на простые и понятные простому народу образы.
Большевики имели возможность привлечь к сотрудничеству мастеров авангарда. На их призыв откликнулись авторы, начавшие создавать новый художественный язык, который затем лег в основу искусства всего мирового левого движения.
Практически сразу после революции стали выпускать серию плакатов, получивших название "Окна сатиры РОСТА" (Окна РОСТА). Их делали советские поэты и художники, работавшие в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА): Михаил Черемных и Владимир Маяковский, Дмитрий Моор и Борис Ефимов и многие другие.
О становлении советского политического плаката и о борьбе красных и белых плакатов Русской службе Би-би-си рассказала заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова.
"Царь, Поп и Кулак"
"Этот плакат вошел в историю как первый советский плакат. Это был очень популярный плакат, он издавался на нескольких языках народов бывшей Российской империи (на русском, украинском белорусском, тюркском, польском, идиш). Здесь изображены три главных классовых врага.
В центре каждого плаката - император. А вот персонажи справа и слева - в зависимости от языка и зрителя - они менялись. Если плакат на тюркском языке, то вместо священника - мулла, если на польском или украинском - то ксендз. Также и с кулаком - он менялся на бая или буржуа.
Что характерно, в этом плакате уже были зачатки того, чем позже прославился советский плакат. Быка берут за рога. Делается идеологический посыл. Плакаты превращаются в своеобразный рупор эпохи.
"За единую Россию" и "Борьба красного рыцаря с темной силой"
Плакаты красных и плакаты белых создавались художниками, вышедшими из одной национальной школы. Использовались сказочные национальные герои и архетипы - русские богатыри, драконы. Формировался образ врага. Враг - это чуждый отвратительный зверь как на плакате белых "За единую Россию", красный дракон, который втягивает в себя святую Русь.
Пропаганда появилась ещё в древние времена, однако лишь сравнительно недавно её роль возросла настолько, что она стала решать исход военных конфликтов. Гражданская война в России — один из таких примеров. Слово или рисунок пропагандиста в ней зачастую были более значимыми, чем винтовка солдата или орудие артиллериста. А то, что агитация решила исход войны, признавала даже проигравшая сторона — и далее вы в этом убедитесь.
VATNIKSTAN рассказывает, каким образом большевикам удалось создать эффективную пропагандистскую машину и почему она оказалась в разы сильнее агитации белых.
На кого была рассчитана пропаганда?
Приступая к рассказу о советской пропаганде в годы Гражданской войны, в первую очередь необходимо в общих чертах изобразить портрет среднего её потребителя. На кого агитация была рассчитана?
В Российской империи с образованием дела обстояли очень скверно. Согласно первой всеобщей переписи 1897 года, 78% населения были абсолютно неграмотны, то есть не умели ни читать, ни писать. Подавляющее большинство оставшихся 22% населения за плечами имели лишь три–четыре класса церковно-приходской или начальной школы. Высшим образованием могли похвастаться лишь 0,5% жителей страны.
По регионам образованность была распределена крайне неравномерно. Наибольшее количество грамотных людей жили в Петербурге, Москве, а также Польше и Финляндии. Чуть меньше их было в Прибалтике и крупных городах европейской части страны. Значительно более низким уровень грамотности был в сельской местности, ещё ниже — в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке.
Среди мужчин образованных было значительно больше, чем среди женщин. К 1914 году из тысячи призывников читать умели в среднем 500 человек. При этом грамотным считался даже человек, умеющий читать по слогам и совсем не владеющий письмом.
Исходя из этих данных, сразу можно определить главные черты, которыми должна была обладать претендующая на успех пропаганда. Это максимальная простота, лаконичность, минимум текста и максимум изображений, чтобы даже неграмотные поняли основной посыл. И напротив, агитация, которая использовала бы заумные фразы, сложные термины или образы, много литературно написанного текста, была обречена на провал. События Гражданской войны это наглядно продемонстрировали.
В годы противостояния красных и белых основными инструментами пропаганды были плакаты, газеты, листовки, а также устные речи и воззвания политиков и агитаторов. Радио и кинематограф уже существовали, но ещё не стали массовыми.
РОСТА
7 сентября 1918 года было создано Российское телеграфное агентство (сокращённо РОСТА), оказавшееся вплоть до 1925 года главным пропагандистским ведомством Советского государства. РОСТА было создано на основе существовавшего ещё с царских времён Петроградского телеграфного агентства, а также нескольких частных информационных компаний.
В годы Гражданской войны РОСТА включало в себя следующие отделы: Литературно-агитационный, Телеграфный, Иностранный, Инструкторский, Художественно-фотографический, Иногородний и Отдел московской хроники. Деятельность агентства заключалась в издании газет, журналов, плакатов, оно выполняло функции источника новостей, а также рассылало инструкции советским изданиям.
Вместе с этим при РОСТА была открыта первая в России Школа журналистов — советская власть остро нуждалась в новых пропагандистах, которых не нужно было бы обучать на ходу, в процессе работы. Отделения РОСТА были открыты в Украине, Туркестане и Закавказье.
Одним из центральных направлений деятельности Российского телеграфного агентства были пропагандистские плакаты, на которых следует остановиться более подробно.
Плакаты
До нашего времени дошло порядка трёхсот политических плакатов красных и белых времён Гражданской войны. Из них красных почти в два раза больше белых. Правда, агитматериалы белогвардейцев могли не дойти до нас попросту потому, что были уничтожены победителями. Важнее то, что именно в стане красных оказались самые профессиональные плакатные пропагандисты. Это видно не только по количеству плакатов, но и по их качеству. На конкретном примере рассмотрим, в чём именно выражалось превосходство, оказавшееся в руках у большевиков.
Если рассматривать другие плакаты, то стоит обратить внимание, что у красных гораздо больше (чем у их противников) агитматериалов, посвящённых триумфу и победе. Больше плакатов с требованием активных действий. И значительно больше визуальной пропаганды, посвящённой труду и образованию: 23% у красных и лишь 1% у белых. Это тоже играло свою роль, ведь в значительной степени победа куётся в тылу. У трудолюбивых и образованных людей гораздо больше шансов одержать верх.
Красный плакат, призывающий к труду. Художник Н. Н. Когоут. 1920 год
И ещё один важный аспект, который бросается в глаза при внимательном рассмотрении плакатов тех лет. Белые изображали своих противников жестокими преступниками, чертями и демонами. Красные изображали оппонентов опустившимися бездарями, алкоголиками, толстяками (что должно было подчёркивать, что они жируют за счёт голодающего народа). В этом выборе образа врага большевики опять обыгрывали белых: население ещё может поддержать преступников, если они выражают мнение большинства, но оно никогда не поддержит ничтожных и жалких людей.
Художник В. Н. Дени (Денисов). 1919 год
Окна РОСТА
Газеты, публицистика
В годы Гражданской войны было выпущено более двух тысяч советских газет. Это около двух третей от всех выходивших в тот период газет на территории бывшей империи. Их суммарный тираж подсчитать невозможно, но очевидно, что он гораздо больше всех антибольшевистских изданий вместе взятых. В 1919 году красные печатали в среднем от полутора до трёх миллионов экземпляров газет в сутки!
Эти незамысловатые правила были вызваны причинами, изложенными нами в начале статьи: в стране было много неграмотных и малограмотных людей.
Ленин и Троцкий были известны как плодовитые публицисты ещё задолго до революции. Привычка много писать никуда не делась у них и в разгар Гражданской войны. Даже несмотря на загруженность неотложными делами, они всё равно находили время для написания новых статей.
В белом лагере ситуация была обратной. Нельзя сказать, что все белогвардейцы поголовно были лишены писательского таланта: и Деникин, и Врангель, и многие другие офицеры уже в эмиграции написали объёмные мемуары, многие из них переиздаются и в наше время. Но тогда, в разгар боевых действий, они не нашли достойного применения своему дарованию. Поддерживал белых даже и будущий нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин, но и он не создал таких текстов, которые привлекли бы значительную часть населения.
Речи, агитаторы, лозунги
Ряд большевистских лидеров, и прежде всего Ленин и Троцкий, были превосходными ораторами и часто выступали на различных митингах и демонстрациях. Конечно, их речи далеко не всегда были правдивы, но они звучали убедительно, часто подкреплялись фактами и железной логикой. В итоге эти публичные выступления привлекали новых сторонников. Записи речей Ленина слышали многие, поэтому предлагаю послушать одну из речей Троцкого.
Речь Льва Троцкого о единстве народов. 1919 год
Помимо лидеров, ораторской пропагандой занималась целая армия политработников. В 1919 году у красных действовало около полутора тысячи агитаторов на фронтах. Они работали как с солдатами, так и с местным населением. У белых в тот же период во всех их армиях было лишь 80 агитаторов. Результаты такого пренебрежительного отношения к пропаганде очевидны.
Кинематограф
Если в наше время кино имеет прежде всего развлекательную и просветительскую, а уж потом пропагандистскую функцию, то в годы Гражданской войны всё было иначе. Абсолютно все снятые большевиками в 1918–1922 годы художественные и документальные фильмы носили исключительно агитационный характер.
Вскоре после захвата власти большевиками выяснилось, что подавляющее большинство русских режиссёров и работников синематографа либо уехали в эмиграцию, либо оказались сторонниками антибольшевистских сил. Поэтому возрождать кино, находившееся в 1918 году в глубоком упадке, приходилось почти с нуля, закупая необходимое оборудование за границей и наскоро обучая новых сотрудников.
Когда Ленин говорил, что кино — важнейшее из искусств, то имел в виду прежде всего его колоссальное значение для пропаганды: живое действие на экране может убеждать лучше, чем плакаты и газеты. Вторили своему лидеру и другие большевики. Так, первый нарком просвещения Анатолий Луначарский писал:
О недопустимости создания объективных фильмов и об отношении к кинематографу как к пропагандистскому инструменту писал и ответственный руководитель РОСТА Платон Керженцев:
Хотя к началу Гражданской войны кинематограф и существовал уже более 20 лет, для большинства жителей России он всё ещё был в диковинку. В те времена российский зритель ещё не умел отличать художественные фильмы от документальных, что позволяло большевистским пропагандистам часто выдавать первое за второе. Агитационными оказывались даже ленты, подаваемые как научные.
Очевидно, этот фильм должен был донести до зрителя мысль, что старый режим был плохой, а новый — хороший. Но, с другой стороны, странно, что здесь никак не осуждается нарушение солдатом дисциплины и алкоголизм.
Эффективность
Правила эффективной пропаганды большевики понимали с самого начала Гражданской войны. А вот белые смогли осознать эффективность агитации своего противника, только будучи в эмиграции. Юрист, преподаватель и редактор Валерий Левитский, поддерживавший белое движение и после его поражения эмигрировавший во Францию, писал:
Белый генерал Алексей Лампе в мемуарах вспоминал:
Подведём итоги. Большевистская пропаганда в годы Гражданской войны оказалась не просто сильнее белогвардейской, но и масштабнее, качественнее, в разы убедительнее как для мирного населения, так и для вражеских бойцов. Увидев советские листовки, газеты и плакаты, многие белые солдаты переходили на сторону своих недавних врагов. Генералы армий Колчака, Юденича, Врангеля или Деникина могли отлично знать законы тактики и стратегии. Но в каком-то смысле это оказалось гораздо менее важным, чем умение убедительно донести до людей свою точку зрения.
Красные и белые
Победили, как известно, красные. Историки называют несколько причин их победы. Одной из причин, безусловно, было превосходство красных на информационном фронте. Красная пропаганда оказалась эффективней, она смогла привлечь на свою сторону гораздо больше людей, мотивировать и организовать их на борьбу с врагами Советской власти. Многие плакаты советских художников этого периода стали классикой, в то время как плакаты, агитирующие против Советской власти, теперь известны разве что специалистам.
Указующий палец
Больше похоже на икону: изображённые на иконах святые нередко тоже указуют перстами на какие-либо объекты. Но иконы призывают к смирению, а не к борьбе, что для военного плаката далеко не лучший вариант.
Другой образец белой наглядной агитации - "Отчего вы не в армии?" (1919) - ещё хуже предыдущего.
Собственно, это даже не оригинальный плакат, а плоховато перерисованный итальянский постер (справа), призывающий подписаться на военный заем. Обратите внимание: не воевать лично с реальной перспективой погибнуть на фронте, а оказать армии финансовую помощь, к тому же – с возможностью когда-нибудь вернуть деньги с процентами. В итальянском плакате текст и рисунок вполне отражают основную идею: помогите армии деньгами.
Плакатный "красный великан"
Тема, которая присутствует на многих плакатах времён Гражданской войны – это изображение красных огромными, а их врагов гораздо меньше по размеру.
Что подумает зритель, видя гигантского красного монстра? Что красные живучи, а их силы огромны? А зачем это подчёркивать в наглядной агитации? Чтобы оправдать свои неудачи?
Почему не сработал призыв спасти родину
Читайте также: