Роль искусства плаката в годы гражданской войны сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Основание большевистской агитации в дореволюционной России

История социал-демократической агитации берет начало в 1880 -х, когда разрозненные группы время от времени пытались выпускать рабочие листки и даже газеты. Но системно агитация появляется только после стихийного “бунта” рабочих Невского судостроительного завода в 1894 году . Начали создавать систему агитации с принципами и правилами ее ведения Ленин и рабочий Бабушкин .

Ленин ставит следующие задачи перед организацией: повысить политическое сознание рабочих путем объяснения им не только ситуации на их предприятии, но и в стране, и мире в целом, путем разъяснительной работы для создания единой картины мира в сознании рабочих , при этом, Ленин требовал, чтобы разъяснительная работа велась не только с промышленными рабочими, но и со всеми наемными работниками , независимо от их профессии.

В. И. Ленин ставит перед социал-демократами задачу подготовки политических вождей — агитаторов и пропагандистов, которые смогут взаимодействовать с представителями разных классов и любой группой недовольных.

Большевики использовали любую возможность, чтобы заниматься учебой . Обучение им было необходимо, чтобы уметь внятно, четко и убедительно излагать свое понимание реальности, а также программу партии как ответ на эту реальность.

Всестороннее образование, научное и культурное просвещение , понимание мира, — всё это должно было помогать революционерам формировать политическое сознание .

В статье 1905 г. “О реорганизации партии” Ленин прямо пишет “новом курсе” в новых обстоятельствах массовой политической мобилизации: “теперь же мы будем иметь дело с типичными представителями массы: эта перемена требует перемены приемов агитации - необходимость большей популярности, уменье разъяснить самым простым, наглядным и действительно убедительным образом основные истины социализма ”.

Советский плакат появился в годы пролетарской революции и вобрал в себя все вышеуказанные принципы агитации. Он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.

Агитация в начальный период советской власти

Для выполнения задач идеологического воздействия на население уже в первоначальный период советской власти начал формироваться специальный партийно-государственный аппарат , охватывавших все стороны человеческой жизни, формировавших единый взгляд на мир .

Первая официальная агитационная структура появилась 7 февраля 1918 года - Организационно-агитационный отдел.

Характерно, что с 1917 года началось массовое использование агитационных плакатов.

Агитационный плакат как один факторов победы Красной армии в Гражданской войне

Гражданская война – это война одних и тех же людей , с одной территориальной, часто одной этнической и языковой принадлежностью, но с разной идеологией . И побеждает та сторона, идеологический накал которой срабатывает сильнее . Взявшись за беспрецедентно сложную задачу, большевики решили ее успешно.

По статистике Всероссийского бюро военных комиссаров, в период с 21 июля по 2 сентября 1918 года на Восточный, Северный и Южный фронты в мобилизационном режиме было послано в общей сложности более 1500 агитаторов .

13 мая 1919 года Совет Обороны выпустил постановление об организации агитационно- просветительных пунктов на узловых станциях и в местах посадки войск.

В задачу этих пунктов входило посредством литературы, плакатов , граммофонных пластинок, кинематографа, живого слова и т. д. разъяснять широким массам трудового народа смысл происходящей борьбы и привлекать их к строительству новой жизни.

В первый год работы литературно-издательский отдел ПУРа (Литиздат) выпустил:

- 4581000 книг и брошюр;

-14033000 листовок и воззваний;

- 7613009 плакатов , лубочных картин, военно-научных таблиц и открытых писем;

-33600000 экземпляров газет и журналов.

Для повышения популярности чтения использовались рисованные плакаты. К концу 1921 доля неграмотных составляла в Красной Армии 5–7 %.

Одним из эффективных способов агитации и пропаганды в первые годы Гражданской войны были мобильные агитбригады , которые проводили митинги, читали лекции, организовывали собрания, принимали жалобы от населения , распространяли газеты, листовки, плакаты, книги, проводили выставки, киносеансы и концерты, а также решали проблему слабой связи центра с регионами в условиях Гражданской войны.

О том, какое значение большевики придавали плакатной агитации, говорит тот факт, что во время Гражданской войны транспортировку политических агитационных плакатов приравнивали к доставке срочных военных грузов.

Кто не помнит плакат Д.С. Моора "Ты записался добровольцем?". В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию.

Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов , политических дельцов и всяческих соглашателей.

Историк Владимир Булдаков говорит следующее про плакатную агитацию большевиков в период Гражданской войны: “ Образ большевика - это образ человека, который не знает сомнений. Это человек, который решителен, который борется со всеми и борется весьма и весьма успешно. И именно вот этот агрессивно-самоуверенный тон большевистской пропаганды, безусловно, оказывал свое воздействие. В народе власть всегда отождествляется в первую очередь с силой, уверенностью в себе, напористостью; если власть не сомневается, если она уверена в себе, то ей очень многое прощается, в том числе и те средства, которыми она добивается своих целей”.

Историк Иван Савицкий считает, что главной особенностью большевиков было то, что они умели предложить населению быстрые и простые решения проблем , которые назрели в периоды Российской империи и Временного правительства. Большевики смогли предложить цельный образ будущего, за которым пошло население страны.

В отличие от белого движения, которое избрало принцип “непредрешения” и никакого образа будущего не смогло выработать.

Кроме всего этого, у белых , внутри своего лагеря не было единства , не было единого плана действий, не было четких позиций по самым различным вопросам. Единственное, что их объединяло – это ненависть к большевикам. В то время, как большевики действовали слажено, как единый механизм.

Главным темами плакатов белых ненависть к большевикам и образ страдающей Руси , в отличие от большевистских оптимистических образов борьбы и движения вперед.

Главными темами плакатной агитации большевиков были призывы к действию, к труду и созиданию, что было актуально на фоне разрушенной страны. Использовался красный цвет, что выгодно выделяло плакаты. Простой человек труда, и мужчина, и женщина изображались победителями, будущее светлым и оптимистичным, в национальном вопросе – уважение ко всем народам России.

У белых же, все было наоборот, - все образы страдальцев , и женщин, и детей, и самой России . В плакатах чувствовалась неприязнь к другим народам, населяющим страну , образ большевика и красноармейца был вычурно мистическим и дьявольским , а главным - был призыв вернуться в прошлое .

На фоне белых большевики выгодно отличались в глазах населения. Плакатная агитация, как и организация белых, явно проигрывали красным.

Советская агитация в 20-е годы

С 1920 по 1930 годы в Агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП (б) появились подотделы: агитационный, пропагандистский, печати, издательский и нацменьшинств .

Целью этого органа было ведение политико-воспитательной и культурно-просветительной работы среди населения . Система политпросветов имела свою сеть клубов, библиотек , изб-читален, советско-партийных школ, агитпунктов, школ политграмоты, пунктов по ликвидации безграмотности , красных уголков.

Таким образом, в начале 1920-х годов в Советской России в целом была создана единая централизованная система партийных и подчиненных им государственных агитационно-пропагандистских органов , охватывающих все уровни управления.

Краткий экскурс в историю Российской империи

Главной целью отдела, как уже указывалось, была политико-воспитательная и культурно-просветительская работа, в том числе организация ликвидации безграмотности населения . Чтобы понять, почему большевикам понадобилась такая масштабная работа по образованию населения, необходимо вернуться на два десятка назад и рассмотреть систему образования, которая существовала при монархии.

Согласно переписи населения 1897 года самым крупным сословием были крестьяне - 96.896.648 человек , далее следовали мещане - 13.386.392, потом инородцы - 8.297.965, следующие шли казаки - 2.928.842, и только потом дворяне - 1.220.169.

Хорошее образование могли позволить себе только дворяне, часть мещан и купцы, некоторые инородцы. Самая же большая прослойка населения – крестьяне оставались , в основной массе, безграмотными.

Этими авторами в качестве закона, утвердившего в Российской Империи обязательность начального образования, указывается закон от 3 мая 1908 г.

20 февраля 1907 г. министром народного просвещения П. фон Кауфманом был внесен законопроект под названием "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи" . Но законопроект был отклонен Государственным Советом , а сам Кауфман был уволен 1 января 1908 года. На посту его сменил Шварц Александр Николаевич , который провел ряд антиобразовательных реформ : отмену университетской автономии, запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев. Его сменщик на посту Л. А. Кассо также проводил реакционные реформы : из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор.

К началу 1900-х годов население развитых стран почти сплошь было грамотным. В России же, согласно переписи 1897 г., грамотность равнялась 21,1% (29,3 для мужчин и 13,1% для женщин). К 1914 г. она достигла 27%, т.е. почти за два десятилетия рост составил всего лишь около 6%. Более двух третей населения оставалось неграмотным . В 1914 г. на каждые 1000 человек населения учащихся в начальных и средних общеобразовательных школах приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек.

Вернемся к 20-м годам

Большевикам необходимо было донести свои идеи до широких масс, зажечь массы и повести их за собой. При этом никаких средств массовой информации в современном понимании не существовало. Основным источником передачи информации являлись печатные издания , однако ситуация осложнялась тем, что изрядная часть населения страны была неграмотна: в 1920 году среди населения в возрасте от 9 до 49 лет читать умели только 31,9 %.

И советский агитпроп стал решать задачи следующими способами: пресса, стенгазеты, кинематограф, радио, грампластинки, клубы, библиотеки, избы-читальни.

В 1920-е годы агитационные плакаты начинают чаще использовать как средство социальной рекламы: борьба за всеобщую грамотность, борьба с туберкулезом и пьянством, женское равноправие, борьба с беспризорностью и т. д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

До революции политического плаката , как сформировавшегося вида графики не.

До революции политического плаката , как сформировавшегося вида графики не было. Были только рекламные афиши. Советский плакат унаследовал политическую журнальную сатиру. Советский плакат- неоднозначное и многоплановое явление. Его содержание менялось в соответствии политической обстановки.

В первые годы после революции, главная задача большевиков было привить н.


Поощрение трудящихся – еще одна значимая тема этого периода. Большой масси.


В времена Гражданской войны совесткие плакатисты старались поддерживать Кра.

Новые типы советских граждан также нашли широкое отражение в плакатах: ра.

Новые типы советских граждан также нашли широкое отражение в плакатах: рабочие рисовались в характерной одежде и соответствующей атрибутикой : молот, серп, красная косынка прочее. Своими плакатами художники стремились внушить зрителю определенный образ мыслей.

Прощай Российская Империя!

Прощай Российская Империя!

 Здравствуй СССР!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 578 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 9. Культура и быт революционной эпохи

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.02.2022 131
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Проводникова Ольга Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

100-летие революции

В Гражданской войне, начавшейся после событий октября 17-го, большую роль играла визуальная пропаганда. Стилистика политических плакатов военного времени меняется: они становятся жестче и агрессивнее. Захватившие власть большевики возможно лучше, чем их противники понимали силу пропагандистского слова и сделали ставку на простые и понятные простому народу образы.

Большевики имели возможность привлечь к сотрудничеству мастеров авангарда. На их призыв откликнулись авторы, начавшие создавать новый художественный язык, который затем лег в основу искусства всего мирового левого движения.

Практически сразу после революции стали выпускать серию плакатов, получивших название "Окна сатиры РОСТА" (Окна РОСТА). Их делали советские поэты и художники, работавшие в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА): Михаил Черемных и Владимир Маяковский, Дмитрий Моор и Борис Ефимов и многие другие.

О становлении советского политического плаката и о борьбе красных и белых плакатов Русской службе Би-би-си рассказала заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова.

"Царь, Поп и Кулак"

"Этот плакат вошел в историю как первый советский плакат. Это был очень популярный плакат, он издавался на нескольких языках народов бывшей Российской империи (на русском, украинском белорусском, тюркском, польском, идиш). Здесь изображены три главных классовых врага.

В центре каждого плаката - император. А вот персонажи справа и слева - в зависимости от языка и зрителя - они менялись. Если плакат на тюркском языке, то вместо священника - мулла, если на польском или украинском - то ксендз. Также и с кулаком - он менялся на бая или буржуа.

Что характерно, в этом плакате уже были зачатки того, чем позже прославился советский плакат. Быка берут за рога. Делается идеологический посыл. Плакаты превращаются в своеобразный рупор эпохи.

"За единую Россию" и "Борьба красного рыцаря с темной силой"

Плакаты красных и плакаты белых создавались художниками, вышедшими из одной национальной школы. Использовались сказочные национальные герои и архетипы - русские богатыри, драконы. Формировался образ врага. Враг - это чуждый отвратительный зверь как на плакате белых "За единую Россию", красный дракон, который втягивает в себя святую Русь.

Про­па­ган­да появи­лась ещё в древ­ние вре­ме­на, одна­ко лишь срав­ни­тель­но недав­но её роль воз­рос­ла настоль­ко, что она ста­ла решать исход воен­ных кон­флик­тов. Граж­дан­ская вой­на в Рос­сии — один из таких при­ме­ров. Сло­во или рису­нок про­па­ган­ди­ста в ней зача­стую были более зна­чи­мы­ми, чем вин­тов­ка сол­да­та или ору­дие артил­ле­ри­ста. А то, что аги­та­ция реши­ла исход вой­ны, при­зна­ва­ла даже про­иг­рав­шая сто­ро­на — и далее вы в этом убедитесь.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, каким обра­зом боль­ше­ви­кам уда­лось создать эффек­тив­ную про­па­ган­дист­скую маши­ну и поче­му она ока­за­лась в разы силь­нее аги­та­ции белых.

На кого была рассчитана пропаганда?

При­сту­пая к рас­ска­зу о совет­ской про­па­ган­де в годы Граж­дан­ской вой­ны, в первую оче­редь необ­хо­ди­мо в общих чер­тах изоб­ра­зить порт­рет сред­не­го её потре­би­те­ля. На кого аги­та­ция была рассчитана?

В Рос­сий­ской импе­рии с обра­зо­ва­ни­ем дела обсто­я­ли очень сквер­но. Соглас­но пер­вой все­об­щей пере­пи­си 1897 года, 78% насе­ле­ния были абсо­лют­но негра­мот­ны, то есть не уме­ли ни читать, ни писать. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство остав­ших­ся 22% насе­ле­ния за пле­ча­ми име­ли лишь три–четыре клас­са цер­ков­но-при­ход­ской или началь­ной шко­лы. Выс­шим обра­зо­ва­ни­ем мог­ли похва­стать­ся лишь 0,5% жите­лей страны.

По реги­о­нам обра­зо­ван­ность была рас­пре­де­ле­на крайне нерав­но­мер­но. Наи­боль­шее коли­че­ство гра­мот­ных людей жили в Петер­бур­ге, Москве, а так­же Поль­ше и Фин­лян­дии. Чуть мень­ше их было в При­бал­ти­ке и круп­ных горо­дах евро­пей­ской части стра­ны. Зна­чи­тель­но более низ­ким уро­вень гра­мот­но­сти был в сель­ской мест­но­сти, ещё ниже — в Сиби­ри, Сред­ней Азии, на Даль­нем Востоке.

Сре­ди муж­чин обра­зо­ван­ных было зна­чи­тель­но боль­ше, чем сре­ди жен­щин. К 1914 году из тыся­чи при­зыв­ни­ков читать уме­ли в сред­нем 500 чело­век. При этом гра­мот­ным счи­тал­ся даже чело­век, уме­ю­щий читать по сло­гам и совсем не вла­де­ю­щий письмом.

Исхо­дя из этих дан­ных, сра­зу мож­но опре­де­лить глав­ные чер­ты, кото­ры­ми долж­на была обла­дать пре­тен­ду­ю­щая на успех про­па­ган­да. Это мак­си­маль­ная про­сто­та, лако­нич­ность, мини­мум тек­ста и мак­си­мум изоб­ра­же­ний, что­бы даже негра­мот­ные поня­ли основ­ной посыл. И напро­тив, аги­та­ция, кото­рая исполь­зо­ва­ла бы заум­ные фра­зы, слож­ные тер­ми­ны или обра­зы, мно­го лите­ра­тур­но напи­сан­но­го тек­ста, была обре­че­на на про­вал. Собы­тия Граж­дан­ской вой­ны это нагляд­но продемонстрировали.

В годы про­ти­во­сто­я­ния крас­ных и белых основ­ны­ми инстру­мен­та­ми про­па­ган­ды были пла­ка­ты, газе­ты, листов­ки, а так­же уст­ные речи и воз­зва­ния поли­ти­ков и аги­та­то­ров. Радио и кине­ма­то­граф уже суще­ство­ва­ли, но ещё не ста­ли массовыми.

РОСТА

7 сен­тяб­ря 1918 года было созда­но Рос­сий­ское теле­граф­ное агент­ство (сокра­щён­но РОСТА), ока­зав­ше­е­ся вплоть до 1925 года глав­ным про­па­ган­дист­ским ведом­ством Совет­ско­го госу­дар­ства. РОСТА было созда­но на осно­ве суще­ство­вав­ше­го ещё с цар­ских вре­мён Пет­ро­град­ско­го теле­граф­но­го агент­ства, а так­же несколь­ких част­ных инфор­ма­ци­он­ных компаний.

В годы Граж­дан­ской вой­ны РОСТА вклю­ча­ло в себя сле­ду­ю­щие отде­лы: Лите­ра­тур­но-аги­та­ци­он­ный, Теле­граф­ный, Ино­стран­ный, Инструк­тор­ский, Худо­же­ствен­но-фото­гра­фи­че­ский, Ино­го­род­ний и Отдел мос­ков­ской хро­ни­ки. Дея­тель­ность агент­ства заклю­ча­лась в изда­нии газет, жур­на­лов, пла­ка­тов, оно выпол­ня­ло функ­ции источ­ни­ка ново­стей, а так­же рас­сы­ла­ло инструк­ции совет­ским изданиям.

Вме­сте с этим при РОСТА была откры­та пер­вая в Рос­сии Шко­ла жур­на­ли­стов — совет­ская власть ост­ро нуж­да­лась в новых про­па­ган­ди­стах, кото­рых не нуж­но было бы обу­чать на ходу, в про­цес­се рабо­ты. Отде­ле­ния РОСТА были откры­ты в Укра­ине, Тур­ке­стане и Закавказье.

Одним из цен­траль­ных направ­ле­ний дея­тель­но­сти Рос­сий­ско­го теле­граф­но­го агент­ства были про­па­ган­дист­ские пла­ка­ты, на кото­рых сле­ду­ет оста­но­вить­ся более подробно.

Плакаты

До наше­го вре­ме­ни дошло поряд­ка трёх­сот поли­ти­че­ских пла­ка­тов крас­ных и белых вре­мён Граж­дан­ской вой­ны. Из них крас­ных почти в два раза боль­ше белых. Прав­да, агит­ма­те­ри­а­лы бело­гвар­дей­цев мог­ли не дой­ти до нас попро­сту пото­му, что были уни­что­же­ны побе­ди­те­ля­ми. Важ­нее то, что имен­но в стане крас­ных ока­за­лись самые про­фес­си­о­наль­ные пла­кат­ные про­па­ган­ди­сты. Это вид­но не толь­ко по коли­че­ству пла­ка­тов, но и по их каче­ству. На кон­крет­ном при­ме­ре рас­смот­рим, в чём имен­но выра­жа­лось пре­вос­ход­ство, ока­зав­ше­е­ся в руках у большевиков.

Если рас­смат­ри­вать дру­гие пла­ка­ты, то сто­ит обра­тить вни­ма­ние, что у крас­ных гораз­до боль­ше (чем у их про­тив­ни­ков) агит­ма­те­ри­а­лов, посвя­щён­ных три­ум­фу и побе­де. Боль­ше пла­ка­тов с тре­бо­ва­ни­ем актив­ных дей­ствий. И зна­чи­тель­но боль­ше визу­аль­ной про­па­ган­ды, посвя­щён­ной тру­ду и обра­зо­ва­нию: 23% у крас­ных и лишь 1% у белых. Это тоже игра­ло свою роль, ведь в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни побе­да куёт­ся в тылу. У тру­до­лю­би­вых и обра­зо­ван­ных людей гораз­до боль­ше шан­сов одер­жать верх.


Крас­ный пла­кат, при­зы­ва­ю­щий к тру­ду. Худож­ник Н. Н. Кого­ут. 1920 год

И ещё один важ­ный аспект, кото­рый бро­са­ет­ся в гла­за при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии пла­ка­тов тех лет. Белые изоб­ра­жа­ли сво­их про­тив­ни­ков жесто­ки­ми пре­ступ­ни­ка­ми, чер­тя­ми и демо­на­ми. Крас­ные изоб­ра­жа­ли оппо­нен­тов опу­стив­ши­ми­ся без­да­ря­ми, алко­го­ли­ка­ми, тол­стя­ка­ми (что долж­но было под­чёр­ки­вать, что они жиру­ют за счёт голо­да­ю­ще­го наро­да). В этом выбо­ре обра­за вра­га боль­ше­ви­ки опять обыг­ры­ва­ли белых: насе­ле­ние ещё может под­дер­жать пре­ступ­ни­ков, если они выра­жа­ют мне­ние боль­шин­ства, но оно нико­гда не под­дер­жит ничтож­ных и жал­ких людей.


Худож­ник В. Н. Дени (Дени­сов). 1919 год

Окна РОСТА


Газеты, публицистика

В годы Граж­дан­ской вой­ны было выпу­ще­но более двух тысяч совет­ских газет. Это око­ло двух тре­тей от всех выхо­див­ших в тот пери­од газет на тер­ри­то­рии быв­шей импе­рии. Их сум­мар­ный тираж под­счи­тать невоз­мож­но, но оче­вид­но, что он гораз­до боль­ше всех анти­боль­ше­вист­ских изда­ний вме­сте взя­тых. В 1919 году крас­ные печа­та­ли в сред­нем от полу­то­ра до трёх мил­ли­о­нов экзем­пля­ров газет в сутки!

Эти неза­мыс­ло­ва­тые пра­ви­ла были вызва­ны при­чи­на­ми, изло­жен­ны­ми нами в нача­ле ста­тьи: в стране было мно­го негра­мот­ных и мало­гра­мот­ных людей.

Ленин и Троц­кий были извест­ны как пло­до­ви­тые пуб­ли­ци­сты ещё задол­го до рево­лю­ции. При­выч­ка мно­го писать нику­да не делась у них и в раз­гар Граж­дан­ской вой­ны. Даже несмот­ря на загру­жен­ность неот­лож­ны­ми дела­ми, они всё рав­но нахо­ди­ли вре­мя для напи­са­ния новых статей.

В белом лаге­ре ситу­а­ция была обрат­ной. Нель­зя ска­зать, что все бело­гвар­дей­цы пого­лов­но были лише­ны писа­тель­ско­го талан­та: и Дени­кин, и Вран­гель, и мно­гие дру­гие офи­це­ры уже в эми­гра­ции напи­са­ли объ­ём­ные мему­а­ры, мно­гие из них пере­из­да­ют­ся и в наше вре­мя. Но тогда, в раз­гар бое­вых дей­ствий, они не нашли достой­но­го при­ме­не­ния сво­е­му даро­ва­нию. Под­дер­жи­вал белых даже и буду­щий нобе­лев­ский лау­ре­ат по лите­ра­ту­ре Иван Бунин, но и он не создал таких тек­стов, кото­рые при­влек­ли бы зна­чи­тель­ную часть населения.

Речи, агитаторы, лозунги

Ряд боль­ше­вист­ских лиде­ров, и преж­де все­го Ленин и Троц­кий, были пре­вос­ход­ны­ми ора­то­ра­ми и часто высту­па­ли на раз­лич­ных митин­гах и демон­стра­ци­ях. Конеч­но, их речи дале­ко не все­гда были прав­ди­вы, но они зву­ча­ли убе­ди­тель­но, часто под­креп­ля­лись фак­та­ми и желез­ной логи­кой. В ито­ге эти пуб­лич­ные выступ­ле­ния при­вле­ка­ли новых сто­рон­ни­ков. Запи­си речей Лени­на слы­ша­ли мно­гие, поэто­му пред­ла­гаю послу­шать одну из речей Троцкого.


Речь Льва Троц­ко­го о един­стве наро­дов. 1919 год

Поми­мо лиде­ров, ора­тор­ской про­па­ган­дой зани­ма­лась целая армия полит­ра­бот­ни­ков. В 1919 году у крас­ных дей­ство­ва­ло око­ло полу­то­ра тыся­чи аги­та­то­ров на фрон­тах. Они рабо­та­ли как с сол­да­та­ми, так и с мест­ным насе­ле­ни­ем. У белых в тот же пери­од во всех их арми­ях было лишь 80 аги­та­то­ров. Резуль­та­ты тако­го пре­не­бре­жи­тель­но­го отно­ше­ния к про­па­ган­де очевидны.

Кинематограф

Если в наше вре­мя кино име­ет преж­де все­го раз­вле­ка­тель­ную и про­све­ти­тель­скую, а уж потом про­па­ган­дист­скую функ­цию, то в годы Граж­дан­ской вой­ны всё было ина­че. Абсо­лют­но все сня­тые боль­ше­ви­ка­ми в 1918–1922 годы худо­же­ствен­ные и доку­мен­таль­ные филь­мы носи­ли исклю­чи­тель­но аги­та­ци­он­ный характер.

Вско­ре после захва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми выяс­ни­лось, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство рус­ских режис­сё­ров и работ­ни­ков сине­ма­то­гра­фа либо уеха­ли в эми­гра­цию, либо ока­за­лись сто­рон­ни­ка­ми анти­боль­ше­вист­ских сил. Поэто­му воз­рож­дать кино, нахо­див­ше­е­ся в 1918 году в глу­бо­ком упад­ке, при­хо­ди­лось почти с нуля, заку­пая необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние за гра­ни­цей и наско­ро обу­чая новых сотрудников.

Когда Ленин гово­рил, что кино — важ­ней­шее из искусств, то имел в виду преж­де все­го его колос­саль­ное зна­че­ние для про­па­ган­ды: живое дей­ствие на экране может убеж­дать луч­ше, чем пла­ка­ты и газе­ты. Вто­ри­ли сво­е­му лиде­ру и дру­гие боль­ше­ви­ки. Так, пер­вый нар­ком про­све­ще­ния Ана­то­лий Луна­чар­ский писал:

О недо­пу­сти­мо­сти созда­ния объ­ек­тив­ных филь­мов и об отно­ше­нии к кине­ма­то­гра­фу как к про­па­ган­дист­ско­му инстру­мен­ту писал и ответ­ствен­ный руко­во­ди­тель РОСТА Пла­тон Керженцев:

Хотя к нача­лу Граж­дан­ской вой­ны кине­ма­то­граф и суще­ство­вал уже более 20 лет, для боль­шин­ства жите­лей Рос­сии он всё ещё был в дико­вин­ку. В те вре­ме­на рос­сий­ский зри­тель ещё не умел отли­чать худо­же­ствен­ные филь­мы от доку­мен­таль­ных, что поз­во­ля­ло боль­ше­вист­ским про­па­ган­ди­стам часто выда­вать пер­вое за вто­рое. Аги­та­ци­он­ны­ми ока­зы­ва­лись даже лен­ты, пода­ва­е­мые как научные.

Оче­вид­но, этот фильм дол­жен был доне­сти до зри­те­ля мысль, что ста­рый режим был пло­хой, а новый — хоро­ший. Но, с дру­гой сто­ро­ны, стран­но, что здесь никак не осуж­да­ет­ся нару­ше­ние сол­да­том дис­ци­пли­ны и алкоголизм.

Эффективность

Пра­ви­ла эффек­тив­ной про­па­ган­ды боль­ше­ви­ки пони­ма­ли с само­го нача­ла Граж­дан­ской вой­ны. А вот белые смог­ли осо­знать эффек­тив­ность аги­та­ции сво­е­го про­тив­ни­ка, толь­ко будучи в эми­гра­ции. Юрист, пре­по­да­ва­тель и редак­тор Вале­рий Левит­ский, под­дер­жи­вав­ший белое дви­же­ние и после его пора­же­ния эми­гри­ро­вав­ший во Фран­цию, писал:

Белый гене­рал Алек­сей Лам­пе в мему­а­рах вспоминал:

Под­ве­дём ито­ги. Боль­ше­вист­ская про­па­ган­да в годы Граж­дан­ской вой­ны ока­за­лась не про­сто силь­нее бело­гвар­дей­ской, но и мас­штаб­нее, каче­ствен­нее, в разы убе­ди­тель­нее как для мир­но­го насе­ле­ния, так и для вра­же­ских бой­цов. Уви­дев совет­ские листов­ки, газе­ты и пла­ка­ты, мно­гие белые сол­да­ты пере­хо­ди­ли на сто­ро­ну сво­их недав­них вра­гов. Гене­ра­лы армий Кол­ча­ка, Юде­ни­ча, Вран­ге­ля или Дени­ки­на мог­ли отлич­но знать зако­ны так­ти­ки и стра­те­гии. Но в каком-то смыс­ле это ока­за­лось гораз­до менее важ­ным, чем уме­ние убе­ди­тель­но доне­сти до людей свою точ­ку зрения.

Красные и белые

Д. Моор.

Победили, как известно, красные. Историки называют несколько причин их победы. Одной из причин, безусловно, было превосходство красных на информационном фронте. Красная пропаганда оказалась эффективней, она смогла привлечь на свою сторону гораздо больше людей, мотивировать и организовать их на борьбу с врагами Советской власти. Многие плакаты советских художников этого периода стали классикой, в то время как плакаты, агитирующие против Советской власти, теперь известны разве что специалистам.

Указующий палец

Образ красноармейца, созданный Моором

Почему ты не на фронте

Больше похоже на икону: изображённые на иконах святые нередко тоже указуют перстами на какие-либо объекты. Но иконы призывают к смирению, а не к борьбе, что для военного плаката далеко не лучший вариант.

Другой образец белой наглядной агитации - "Отчего вы не в армии?" (1919) - ещё хуже предыдущего.

Собственно, это даже не оригинальный плакат, а плоховато перерисованный итальянский постер (справа), призывающий подписаться на военный заем. Обратите внимание: не воевать лично с реальной перспективой погибнуть на фронте, а оказать армии финансовую помощь, к тому же – с возможностью когда-нибудь вернуть деньги с процентами. В итальянском плакате текст и рисунок вполне отражают основную идею: помогите армии деньгами.


Отчего вы не в армии?
Итальянский постер

Плакатный "красный великан"

Д. Моор.

Тема, которая присутствует на многих плакатах времён Гражданской войны – это изображение красных огромными, а их врагов гораздо меньше по размеру.

Белый плакат

Что подумает зритель, видя гигантского красного монстра? Что красные живучи, а их силы огромны? А зачем это подчёркивать в наглядной агитации? Чтобы оправдать свои неудачи?

Почему не сработал призыв спасти родину

Сын мой.

Читайте также: