Роль цвета в лирике лермонтова сообщение

Обновлено: 02.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Грушевская ООШ)

Роль цвета в живописи и лирике М.Ю.Лермонтова

Кульгавова Дарья Павловна

ученица 8 класса

МБОУ Грушевской ООШ

учитель русского языка и

МБОУ Грушевской ООШ

Значение цвета в истории развития человечества …………….

Символика цвета в русской традиционной культуре………….

Символика цвета в христианской Западной Европе……………

Цвет – главный элемент живописи………………………………

Цвет как средство выразительности живописи…………………

Роль цветовых эпитетов в поэзии М.Ю.Лермонтова…….

2. Результативность исследования…………….…..………. ……………….

Знания учащихся о роли цвета в лирике М.Ю.Лермонтова

Значение цветовой символики …………………………………

Влияние цвета на эмоции……………………………………….

Список использованной литературы………………. ………………………

Я начала заниматься живописью с пяти лет в Детской художественной школе им.Н.Дубовского города Новочеркасска.

Рисование доставляет мне радость. Цвет в живописи помогает мне передать охватившие меня эмоции, но эмоции я испытываю и при чтении лирических произведений, которые тоже насыщены цветовой гаммой.

Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых ярких страниц в истории не только нашей отечественной, но и мировой культуры. Его произведения полны тайн, размышлений и скрытых смыслов. Именно все эти качества и привлекают меня в его поэзии, особенно роль цвета в лирике.

В круг моих исследовательских интересов вошли следующие вопросы: значение символики цвета в живописи и поэзии М.Ю.Лермонтова; выявление художественного смысла и образов цвета в творчестве поэта; тесная связь языка и живописи с историей и культурой народа.

Цель настоящей работы: определить роль цветовой детали в лирике и живописи поэта-художника.

Задача данной работы: изучить и систематизировать материал о роли цвета в живописи и стихотворениях Лермонтова; определить знания учащихся о роли цвета как средства выразительности и эмоциональности.

Формы и методы работы:

- изучение и анализ собранных материалов;

- анкетирование учащихся школы и обработка полученных данных;

- систематизация собранных материалов;

- выделение и общение полученной информации.

Гипотеза: раскрытие значения цветовой детали в творчестве Лермонтова поможет понять смысл произведений.

Предполагаемым результатом моей работы станет формулировка о том, что сюжеты картин и рисунков прямо перекликаются со стихотворными строками поэта; при помощи цвета передают атмосферу, дух и характер эпохи.

1.ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ И ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Значение цвета в истории развития человечества

Цвет происходит из света, поэтому, чтобы воспринимать цвет, необходим источник света. Естественный свет исходит от солнца и является самым чистым.

Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем — знака-символа.

На первом этапе развития человечества использовалось только два цвета: белый и черный, символизирующие: Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть.

В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В поздние времена, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в системы языкового характера.

1.2 Символика цвета в русской традиционной культуре

Цвет на Руси всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции.

Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.

КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.

Красно солнышко – дающее жизнь;

Весна-красна – начало жизни;

Лето красное – торжество жизни;

Красна девица – здоровая, полная сил девушка.

В обережной культуре цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни.

В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина).

БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).

Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).

В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого, ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.

СИНИЙ цвет – символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.

ЧЕРНЫЙ – имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.

Черный глаз – человек желающий зла;

Черный ворон – символ смерти;

Дума черная – плохие мысли.

В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный цвет символизирует землю.

1.3 Символика цвета в христианской Западной Европе

Западноевропейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил Бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов.

Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) — символом негативных явлений.
Белый цвет символизировал Божественность, Святость, Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к божественному чину.

Желтый цвет в начале христианства имел положительный смысл как символ Солнца и золота. Потом, начиная с XII—XIII вв., желтый цвет получил негативный смысл и стал в готике символом лжи и предательства; христопродавца Иуды.

Пурпурный цвет — Величественный, Царственно красный. Свое значение он приобрел в Древнем Риме, когда византийские императоры провозгласили себя божьими помазанниками, стоящими к богу ближе всех верующих. Пурпур был провозглашен символом высшей власти, пурпурную тогу позволялось носить только римскому цезарю. Сенаторам разрешалось делать на одежде пурпурную кайму. Простому человеку запрещалось носить пурпур под страхом смерти. Поэтому для простого народа и ортодоксальной части духовенства пурпурный цвет приобрел узурпаторский оттенок и считался кроме всего символом кровавой жестокости.

1.4 Цвет – главный элемент живописи

Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Цвет – главный элемент живописи. Попробую в работе раскрыть значение цвета в живописи.

Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в изобразительном искусстве важнейшую роль. Цвет является элементом композиции произведения. Один и тот же цвет воспринимается и оценивается по-разному.

В картине он может передавать не только окраску какого-либо предмета или природный цвет, но еще и нести эмоциональные, психологические, символические значения. И даже если мы не знаем его символического смысла, все равно психологический строй цветовых сочетаний помимо нашего сознания воздействует на нас определенным образом: навевает грусть, пробуждает беспокойство, наполняет воодушевлением, рождает умиротворение. Надо только приучить себя отмечать развитие цвета, перекличку цветов, взаимодействие цветовых масс — их контрасты, конфликты или же, наоборот, созвучия.

1.5 Цвет как средство выразительности живописи

Художественное наследие М. Ю. Лермонтова известно гораздо меньше, чем его литературное творчество. Многое из художественных работ русского поэта и писателя не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков, - дает нам возможность оценить его художественное наследие. Произведения Лермонтова-художника довольно разнообразны по жанру. Это пейзажи (особенно кавказские), портреты, карикатуры (один из любимых жанров поэта), жанровые сценки (светские, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни), иллюстрации к своим поэтическим произведениям.

Живопись и рисунки поэта интересны как явление массовой художественной культуры первой половины XIX века, эпохи, когда искусство органично входило в жизнь и быт общества. Лермонтов жил в то время, когда умение рисовать не считалось чем-то из ряда вон выходящим, ему учили с детства, и им владели многие.

Рисовать Лермонтов начал гораздо раньше, чем писать. Существует портрет неизвестного живописца, на котором поэт изображен ребенком, лет трех: в руках он держит мелок, а из воспоминаний С. А. Раевского известно, что пол в детской поэта, в Тарханах, был затянут сукном и мальчик с увлечением чертил по нему мелом (см. приложение 1).

Эти ранние рисунки Лермонтова выдают руку начинающего, но способного рисовальщика, в чем опять-таки не было ничего необычного.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Вопрос о цвете предмета не прост. И, что особенно важно, его сложность имеет прямое отношение к тем задачам, которые решает художник-колорист. Образная сила цвета заключается не в броскости отдельного цвета, не в его насыщенности или открытости и не в силе отдельного контраста или броскости наложения краски, а в связях цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре.

Яркие впечатления от живописных пейзажей Кавказа, поэтические легенды, непосредственно связанные с местами, которые посещал Лермонтов, одинаково отразились в его живописном и литературном творчестве.

1.6 Роль цветовых эпитетов в поэзии М.Ю.Лермонтова

Цвет – неотъемлемая часть нашей жизни. В творчестве многих поэтов цвет играет большую роль. Одним из них является Михаил Юрьевич Лермонтов.

В настоящей работе я постараюсь представить характерную для лирики М.Ю. Лермонтова цветовую палитру на примере четырех его стихотворений разных этапов жизни, соответствующих пейзажам, которые были рассмотрены выше. Любому из нас интересно узнать расшифровку каждого цвета и оттенка в его творчестве. Это поможет понять, в каких цветах известный поэт видел этот мир, к акую роль играют цветовые эпитеты в его стихотворениях, каково их значение в художественной структуре текста. Разнообразие цветов становится неотъемлемым элементом большинства его стихотворений.

Цветовой троп как художественно-изобразительное средство языка не нов. С древнейших времён люди стремились выразить свои чувства и настроения при помощи цвета. Цветопись широко используется в русской классической литературе. Но цветовые художественные образы в поэзии Лермонтова характеризуются исключительным смысловым наполнением. Поражает богатство цветовой гаммы лермонтовских стихов, в которой собраны почти все цвета спектра. При этом одни цвета особенно любимы поэтом, другие же использованы один-два раза.

Лермонтов в детстве три раза посетил Кавказ по рекомендации врачей. Следует отметить, что из двух первых путешествий Лермонтов практически ничего не помнил (в то время ему было 4 года). Последнее посещение Кавказа глубоко запало в его память. Большое впечатление произвела на 11-летнего мальчика кавказская природа, а также совсем новый окружающий его мир. Все это занимало теперь его мысли. Вот именно такое описание Кавказа мы можем найти в одном из его стихотворений этого периода, в котором немаловажную роль играют именно цвета.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас,

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Упомянутый выше розовый вечера час символизирует момент, в котором лирический герой задумывается, вспоминает времена, когда жила его мать. Розовый цвет – синоним чувствительности, деликатности, теплоты, а также любви, которые характерны именно для матери. Следует обратить внимание на то, что в психологии розовый цвет является типично женственным, чувственным. Он символизирует нежность, ласку, доброту и любовь. Розовый цвет – это сочетание белого и красного. Поэтому он вызывает разные чувства: страстность, порывистость и неистовость характерны для красного цвета, а чистота, таинственность и трогательность, происходят от белого.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом .

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит.

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури ,

Над ним луч солнца золотой .

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Одинокий парус, покинувший свою родину, плывет навстречу своей судьбе. В его жизни совершенно ничего не ясно: откуда он плывет? Куда? Что ждет его в будущем? Он покинул свою родину, значит, ничто его там не задерживало.

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая
ночи тень ,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие
огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь
желтой нивы
Чету
белеющих берез.

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Ночевала тучка золотая ,
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По
лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Проанализировав поэтические тексты, я пришла к выводу, что каждое стихотворение Лермонтова пронизывает его цветовая деталь и придает ему особый смысл. Цветовые детали в его лирике выполняют разнообразную функцию. Но самое главное, работа над цветовыми деталями в лирике Лермонтова помогла мне понять, что его поэзия - зеркальное отражение души. Цвета помогают понять его внутреннюю сущность.

Ермакова Наталия Ивановна

Значения цветовой детали в творчестве Лермонтова помогают понять смысл произведений.

ВложениеРазмер
rab_uch.docx 34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Секция РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО ХХ ВЕКА

Ермакова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы

Произведения М. Ю. Лермонтова удается понять не каждому. Его работы полны тайн, размышлений, а так же скрытых выводов. Именно все эти качества и привлекают меня в его поэзии. Особенно меня увлекает роль цвета в произведениях Лермонтова. Ведь любому из нас интересно узнать расшифровку каждого его цвета и оттенка. Это помогает понять, в каких цветах известный поэт видел этот мир. Каждому поколению присущи различные мировоззрения.

Предметы исследования: стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Актуальность проекта заключается в том, что результаты этого исследования помогут лучше понять лирику Михаила Юрьевича Лермонтова.

Цель проекта: на примере стихотворений показать всю значимость роли цвета в поэзии М. Ю. Лермонтова.

- Собрать и систематизировать сведения о роли цвета в стихотворениях Лермонтова

- Раскрыть значение каждого цвета в лирике М. Ю. Лермонтова

Гипотезы : я предполагаю, что раскрытие значения цветовой детали в творчестве Лермонтова поможет понять смысл произведений.

Метод исследования: Чтение стихотворений. Изучение и анализ цветов.

Практическая значимость: Материал данного проекта может быть использован в качестве дополнительного пособия учителями и учащимися.

Цвета – неотъемлемая часть нашей жизни. Каждый цвет имеет свое значение, например: белый цвет - это нетронутость, полнота, самоотдача, открытость; красный цвет это лидерство и упорство. Но это лишь мнение общества, а ведь у каждого есть свое мнение, и оно немало важно.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой ,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой.

В этом стихотворении показана спокойствие, чистота невинность природы. Поэт использует яркие тёплые цвета (жёлтый, малиновый, золотой, зелёный). Этими цветами Лермонтов передаёт свои чувства, движения своей души.

Здесь желтый цвет, по-моему, означает насыщенность, зрелость нивы, а не увядание. Этим же смыслом наполнены и другие цвета первой строфы: малиновый, зелёный. Всё говорит, что жизнь вокруг насыщенна, полноценна.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом .

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит.

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури ,

Над ним луч солнца золотой .

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки,-

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю о ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой , как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин –

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью

Спят во тьме ночной ;

Полны свежей мглой ;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Все стихотворение пронизано темными тонами. Этим автор хотел уйти от обыденности, отдохнуть. Темный цвет означает спокойствие, умиротворенность, отдых.

В итоге я получила, что Лермонтов использует в основном яркие цвета в своих произведениях, но велика роль и черного цвета.

Проделав всю эту работу, я поняла, что каждое стихотворение Лермонтова пронизывает его цветовая деталь и придает ему особый смысл. Цветовые детали в его лирике выполняют разнообразную функцию. Но самое главное, работа над цветовыми деталями в лирике Лермонтова помогла мне понять, что его поэзия - зеркальное отражение души. Цвета помогают понять его внутреннюю сущность.


Пахомов Н.

I. Введение. Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории мировой культуры.

II. Библиографическая справка

III. Художественный мир поэта.

§1 Стихи Лермонтова - мотивы одиночества, разочарования в жизни.

§5 Романтические стихи поэта были своеобразны

§7 Сложность и богатство мотивов в лирике Лермонтова.

§8 Лирический подвиг Лермонтова.

IV. Живопись в творчестве Лермонтова

V. Цветовая деталь в лирике Лермонтова.

§1С воеобразие пейзажных стихотворений."Люблю я цепи синих гор. "-т очность передачи ощущений

§2 Любимый лермонтовский пейзаж - горы и облака. Отражение в цветовых оттенках надмирной высоты и недосягаемости

VI. Тема Кавказской природы в стихах М.Ю. Лермонтова

Творчество М.Ю. Лермонтова, на мой взгляд, – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории не только нашей отечественной, но и мировой культур.

Цель исследования : показать своеобразие цветовой детали в лирике М.Ю. Лермонтова.

Основные задачи исследования:

1. собрать и систематизировать литературно- критический материал по названной теме;

2. провести текстуальный анализ стихотворений Лермонтова;

3. оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

В ходе работы я собирала необходимый справочный материал, изучила данную тему в трудах литературоведов. Творчество Лермонтова достаточно изучено. Наиболее интересными мне показались работы Д.Е.Максимова, В.И.Коровина, Белинский В.Г., И. Андроникова, Коровина В., Мануйлова В. А., Ивановой Т. А., Недумова С. И[2] . Именно их исследования я взяла за основу своей работы.

Биографическая справка

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке.

Семейное их счастье продолжалось, по - видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась. После смерти горячо любимой жены Юрий Петрович был вынужден уехать в своё поместье. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий. Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слёзы разлуки

(Лермонтов о своих стихотворениях)[4]

Наиболее запоминающейся темой для меня стала тема свободы, которую мы можем проследить на протяжении всего его творческого пути. Эти стихи запомнились мне тем, что из них видно, как страдает поэт, как ему тяжело живётся, он мечется, как птица в клетке, он хочет простора, свободы, чтобы ему дали вкусить настоящей жизни, без ограничений, но он так и не успел насладиться жизнью.

На мой взгляд, романтические стихи поэта были своеобразны. Если Пушкину нужно было постоянное ощущение влюблённости, и его стихи были пылкие, все пропитаны этим чувством, то у Михаила Юрьевича они были грустные и непохожие на любовные. Он в своих стихотворениях показывает всю трагичность этого чувства. Наверное, он никогда не испытывал взаимной любви. Этим они и интересны. Но очень хорошо поэт показывает любовь к Родине, желание изменить её, сделать её лучше, он любит простую Россию: крестьянскую, любит её просторы, леса, поля. Это видно не только в стихах, но и в картинах.

Вся жизнь Лермонтова – это эмоции, которыми до краёв были пропитаны его стихотворения. Этим они и привлекают: чистотой, вспыльчивостью, вольнолюбием.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви.

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Я считаю, что за тринадцать лет творчества Лермонтов совершил, если так можно выразиться, лирический подвиг. Опоэтизировал всегда заедающую душу серую обыденность жизни, заронил в нее искру страсти, любви и надежды. Прекрасно, что на лирическом опыте такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, нам выпало осваивать страну мечты, страну горнего духа.

На мой взгляд, цветовая деталь в произведениях Лермонтова - одна из самых ярких деталей .

В живописи Лермонтов подобен был гениально одаренному музыканту, который, создавая свою нотную грамоту, смело берется писать грандиозные оперы. (Пахомов Н.)

очему же в произведениях Лермонтова так красочно объёмно, динамично показаны образы и природа? В этом Лермонтову-поэту помогал глаз художника.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.


Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. Даже, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней.

До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова, которых, пожалуй, могло быть больше, если б великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям.

В смерти нет жизни, а в жизни есть природа,

а в природе есть гармония, гармония должна быть в человеке,

(И. Андроников )

тобы увидеть цветовую деталь, мне кажется, нужно прежде сказать о своеобразии пейзажных стихотворений поэта.

М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения.

В стихотворении "Люблю я цепи синих гор. " 16 он описывает красочный закат в горах:

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна.

На западе вечерний луч

Еще горит на ребрах туч

И уступить все медлит он

Луне — угрюмый небосклон.

Каждое слово стихотворения пронизано настроением, образом, цветом. А затем — стремление, полет, стук копыт, и замирает дыхание:

Однажды при такой луне

Я мчался на лихом коне.

. Туманный месяц и меня,

И гриву, и хребет коня

Сребристым блеском осыпал.

Лермонтов очень хорошо чувствовал ритм жизни. Человек стремителен в желаниях, мыслях, действиях. Но срок его жизни короткий, и, вырвавшись из круговерти, можно успеть увидеть, для чего мы рождены.

. И долго так мой конь летел.

И вкруг себя я поглядел:

Все та же степь, все та ж луна.

Мы - крохотная часть природы, ее осколок, мы не можем укротить ее, хотя уже и выбились из-под материнского крыла. И Лермонтов очень тонко заметил, как луна

Казалось, упрекала в том,

Что человек с своим конем

Хотел владычество степей

В ту ночь оспаривать у ней!

Любимый лермонтовский пейзаж - горы и облака: не огонь, клокочущий в недрах земли, но влажно-воздушная стихия, облекающая ее вершины. В отличие от Пушкина, у которого тучи, обычно темные или серые, низко нависают над землей….

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;17

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.18

- в лермонтовских тучах и облаках, бесконечно подвижных в своих формах и цветовых оттенках, существенна, прежде всего, их надмирная высота и недосягаемость, легкость и безграничная свобода.

Таким образом, цветовые детали здесь полностью отражают идею стихотворения.

Об этом стихотворении написано достаточно много, но я бы хотела обратить особое внимание на значение цветовой детали в идейно- художественной структуре стихотворения.

Благодаря этим цветам легко рисуется картина спокойного лазурного моря и одинокого паруса.

И всё-таки в этом стихотворении, на мой взгляд, белый цвет наполнен более многогранным значением.

Белый цвет в моём представлении - цвет особо не яркий и не броский, но всё-таки выделяется на спокойном нежном золотисто-лазурном фоне. Он одновременно и гармонирует, и контрастирует с общим фоном. Не близко ли это к идее стихотворения?

В первой строфе создаётся картина туманности, неясности судьбы паруса. Голубой цвет моря говорит нам о внешнем спокойствии природы. Но это действительно только внешнее спокойствие. Что там, в этих голубых туманных недрах? Какая опасность или какое счастье в них таится? Чувствуется тревога, спрятанная внутри этих строчек. Лирическому герою, который сейчас наблюдает за парусом как будто с какой-то высокой горы, хочется познать тайну жизни паруса, блуждающего в голубом море, ведь с этим парусом он сопоставляет и свою жизнь. Голубой цвет, таким образом, здесь цвет, символизирующий неясность, какую-то таинственность в жизни как паруса, так и лирического героя.

Но для Лермонтова - замечательного, талантливого художника - не существует краски в единственном её значении. Синий цвет - яркая деталь и в третьей строфе. Теперь море, по которому плывёт навстречу судьбе парус, - лазурное. Это невероятно чистый яркий синий цвет, чаще всего применяющийся для описания неба. Мне кажется, что Лермонтов как бы сводит воедино две безграничных стихии, выводя на первый план тему свободы, идиллического счастья.

На лазурный цвет накладывается золотой. Море освещается золотым лучом солнца. Мне кажется, луч символизирует некий дар судьбы для паруса. Однако и это не то, чего он хочет. Душа паруса требует бури. Золотая идиллия не для него.

Исследуя это стихотворение, я открыла и характер самого поэта- мятежный, его нежелание жить спокойной жизнью. Мне кажется, что парус покинул край родной для того, чтобы понять смысл жизнь, понять, для чего он существует и как жить дальше.

Здесь желтый цвет, как мне кажется, символизирует насыщенность, зрелость нивы, а не увядание. Этим же содержанием наполнены, на мой взгляд, и другие цвета первой строфы: малиновый, зелёный. Всё говорит, что жизнь вокруг лирического героя насыщенна, полноценна.

Поэт очень бережно относится к природе. Для него каждая мелочь как драгоценность, что-то важное, и, причём, только ему видная и заметная. Природа, её цветовая насыщенность, помогает ему обрести себя, постигнуть бога, понять смысл своего существования.

Хочется отметить, что Лермонтов описывает не конкретный пейзаж, а лишь вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают минуты умиления, нежности, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря природе переживает он такие мгновения, так как она, в отличие от человеческого мира, являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.

Мне кажется, Лермонтов пишет не просто стихи, он будто рисует картину, используя цвета, которые передают его чувства в тот момент, когда он создаёт произведение. Цветовые детали помогают нам понять внутренний мир поэта.

"Кавказу как будто суждено быть колыбелью

наших поэтических талантов, вдохновителем и

пестуном их музы, поэтическою их родиною!"

облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете29 (у него нет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев30 (у него нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, - скорее что-то открытое, беззаветное).

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух.

Светает - вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной ;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там:… 31

Уж в горах солнце исчезает,

В долинах всюду мертвый сон,

Заря, блистая, угасает ,

Вдали гудит протяжный звон,

Покрыто мглой туманно поле,

Зарница блещет в небесах

Кавказская природа для поэта - это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью.

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно32

Из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени.

Природа Кавказа (и, в частности, изображаемая Лермонтовым) может быть не только буйной,

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

-но и спокойной, безмятежной.

Горные вершины

Спят во тьме ночной ;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты34 .

Стихотворение это передаёт спокойствие гор, мирное существование с человеком. Здесь горы как бы помогают человеку обрести себя, найти покой и истинный путь. Интересно, что с точки зрения цвета художественное пространство здесь окрашено в чёрно - серый цвет. Но этот цвет не создаёт традиционного негативного ощущения. Напротив, здесь он ассоциируется с ночной прохладой, свежестью, со спокойствием, с определённой гармонией и в природе, и в душе человека. Цветовые детали здесь не яркие, как было в предыдущих стихотворениях, а приглушённые, почти невидимые, вызванные скорее ассоциациями. Почему именно такой цвет вызывает у поэта в то время мысли о гармонии и покое? Наверное, сейчас сложно это понять. Я думаю, что поэту часто хотелось отдохнуть от многоцветия окружающего мира, хотелось уйти туда, найти гармонию в том, что не раздражало бы взгляд контрастами, что не заставляло бы волноваться, что давало бы возможность отдохнуть. Но…это только моё мнение, которое многим покажется небесспорным.

так, исследуя лирику Лермонтова, я сделала, что в его лирических произведениях, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и страданием. Цветовые детали в его лирике выполняют самую разнообразную функцию. Но самое главное, работа над цветовыми деталями в лирике Лермонтова помогла мне понять, что его поэзия - зеркальное отражение души, романтический герой - зеркальное изображение, точный слепок личности поэта.

Список литературы.

1. Анненский И.Ф.Книги отражений (об этическом отношении Лермонтова к природе) 1980 г.

2. Андронников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки.4-е изд. М.: Худож. лит., 1977.

3. Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981

4. Иванова Т. А. Лермонтов на Кавказе: Эссе. 2-е изд., доп. М.: Дет. лит., 1975.

5. Коровин В. И. Лермонтов в жизни и творчестве. Изд. "Русское слово". М. 2002.

6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. - М.: Просвещение, 1983.

7. Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников - М.: Худ. литература, 1989

8. Ломунов К.Н. М.Ю. Лермонтов в Русской критике – М.: Россия 1999г.

9. Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М.; Л.: Нау ка, 1987 г.

10. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1994.

11. Недумов С. И. Лермонтовский Пятигорск. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974.

12. Творчество М.Ю.Лермонтова. - М.: Наука, 1984.

[1] В.Г.Белинский. С 4, стр.157. Стихотворения М. Лермонтова, т.4. стрю157. Полное собрание сочинений. М. ,Изд. АН СССР, 1953.

[2] См. список литературы

[3] Ираклий Андроников. Лермонтов. Исследования и находки. Издательство Художественная литература. – М 1998

4 И грустно и скучно 1839г.

9 Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981

13 Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981

14 Голландский художник и график 1853-1890гг.

15 Ломунов К.Н. М.Ю. Лермонтов в Русской критике – М.: Россия 1999г.

20 Рефлексия - это склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.

27 И.Ф.Анненский. 1855-1909 Писатель символист

28 Анненский И.Ф.Книги отражений (об этическом отношении Лермонтова к природе) 1980 г.

29 Иоганн Вольфгант Гете (1749 - 1832) - немецкий поэт, прозаик, драматург, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.

31 Утро на Кавказе

35 Ираклий Андроников Исследования и находки. 4-е изд. М.:Худож.лит.,1977

Почему же в произведениях Лермонтова так красочно объёмно, динамично показаны образы и природа? В этом Лермонтову-поэту помогал глаз художника.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.


Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. Даже, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней.

До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений Лермонтова, которых, пожалуй, могло быть больше, если б великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям.

В смерти нет жизни, а в жизни есть природа,

а в природе есть гармония, гармония должна быть в человеке,

Чтобы увидеть цветовую деталь, мне кажется, нужно прежде сказать о своеобразии пейзажных стихотворений поэта.

М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения.

В стихотворении "Люблю я цепи синих гор. " 1 6 он описывает красочный закат в горах:

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна.

На западе вечерний луч

Еще горит на ребрах туч

И уступить все медлит он

Луне — угрюмый небосклон.

Каждое слово стихотворения пронизано настроением, образом, цветом. А затем — стремление, полет, стук копыт, и замирает дыхание:

Однажды при такой луне

Я мчался на лихом коне.

. Туманный месяц и меня,

И гриву, и хребет коня

Сребристым блеском осыпал.

Лермонтов очень хорошо чувствовал ритм жизни. Человек стремителен в желаниях, мыслях, действиях. Но срок его жизни короткий, и, вырвавшись из круговерти, можно успеть увидеть, для чего мы рождены.

. И долго так мой конь летел.

И вкруг себя я поглядел:

Все та же степь, все та ж луна.

Мы - крохотная часть природы, ее осколок, мы не можем укротить ее, хотя уже и выбились из-под материнского крыла. И Лермонтов очень тонко заметил, как луна

Казалось, упрекала в том,

Что человек с своим конем

Хотел владычество степей

В ту ночь оспаривать у ней!

Любимый лермонтовский пейзаж - горы и облака: не огонь, клокочущий в недрах земли, но влажно-воздушная стихия, облекающая ее вершины. В отличие от Пушкина, у которого тучи, обычно темные или серые, низко нависают над землей….

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады; 1 7

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день. 1 8

- в лермонтовских тучах и облаках, бесконечно подвижных в своих формах и цветовых оттенках, существенна, прежде всего, их надмирная высота и недосягаемость, легкость и безграничная свобода.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевете ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания

Таким образом, цветовые детали здесь полностью отражают идею стихотворения.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит.

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой

Об этом стихотворении написано достаточно много, но я бы хотела обратить особое внимание на значение цветовой детали в идейно- художественной структуре стихотворения.

Благодаря этим цветам легко рисуется картина спокойного лазурного моря и одинокого паруса.

И всё-таки в этом стихотворении, на мой взгляд, белый цвет наполнен более многогранным значением.

Белый цвет в моём представлении - цвет особо не яркий и не броский, но всё-таки выделяется на спокойном нежном золотисто-лазурном фоне. Он одновременно и гармонирует, и контрастирует с общим фоном. Не близко ли это к идее стихотворения?

В первой строфе создаётся картина туманности, неясности судьбы паруса. Голубой цвет моря говорит нам о внешнем спокойствии природы. Но это действительно только внешнее спокойствие. Что там, в этих голубых туманных недрах? Какая опасность или какое счастье в них таится? Чувствуется тревога, спрятанная внутри этих строчек. Лирическому герою, который сейчас наблюдает за парусом как будто с какой-то высокой горы, хочется познать тайну жизни паруса, блуждающего в голубом море, ведь с этим парусом он сопоставляет и свою жизнь. Голубой цвет, таким образом, здесь цвет, символизирующий неясность, какую-то таинственность в жизни как паруса, так и лирического героя.

Но для Лермонтова - замечательного, талантливого художника - не существует краски в единственном её значении. Синий цвет - яркая деталь и в третьей строфе. Теперь море, по которому плывёт навстречу судьбе парус, - лазурное. Это невероятно чистый яркий синий цвет, чаще всего применяющийся для описания неба. Мне кажется, что Лермонтов как бы сводит воедино две безграничных стихии, выводя на первый план тему свободы, идиллического счастья.

На лазурный цвет накладывается золотой. Море освещается золотым лучом солнца. Мне кажется, луч символизирует некий дар судьбы для паруса. Однако и это не то, чего он хочет. Душа паруса требует бури. Золотая идиллия не для него.

Исследуя это стихотворение, я открыла и характер самого поэта- мятежный, его нежелание жить спокойной жизнью. Мне кажется, что парус покинул край родной для того, чтобы понять смысл жизнь, понять, для чего он существует и как жить дальше.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой–то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Здесь желтый цвет, как мне кажется, символизирует насыщенность, зрелость нивы, а не увядание. Этим же содержанием наполнены, на мой взгляд, и другие цвета первой строфы: малиновый, зелёный. Всё говорит, что жизнь вокруг лирического героя насыщенна, полноценна.

Поэт очень бережно относится к природе. Для него каждая мелочь как драгоценность, что-то важное, и, причём, только ему видная и заметная. Природа, её цветовая насыщенность, помогает ему обрести себя, постигнуть бога, понять смысл своего существования.

Хочется отметить, что Лермонтов описывает не конкретный пейзаж, а лишь вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают минуты умиления, нежности, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря природе переживает он такие мгновения, так как она, в отличие от человеческого мира, являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.

Мне кажется, Лермонтов пишет не просто стихи, он будто рисует картину, используя цвета, которые передают его чувства в тот момент, когда он создаёт произведение. Цветовые детали помогают нам понять внутренний мир поэта.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки,-

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин –

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник нзванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью

"Кавказу как будто суждено быть колыбелью

наших поэтических талантов, вдохновителем и

пестуном их музы, поэтическою их родиною!"

облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете 2 9 (у него нет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев 3 0 (у него нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, - скорее что-то открытое, беззаветное).

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух.

Светает - вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной ;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там:… 3 1

Уж в горах солнце исчезает,

В долинах всюду мертвый сон,

Заря, блистая, угасает ,

Вдали гудит протяжный звон ,

Покрыто мглой туманно поле,

Зарница блещет в небесах

Кавказская природа для поэта - это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью.

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно 3 2

Из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени.

Природа Кавказа (и, в частности, изображаемая Лермонтовым) может быть не только буйной,

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

-но и спокойной, безмятежной.

Спят во тьме ночной ;

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Отдохнешь и ты 3 4 .

Стихотворение это передаёт спокойствие гор, мирное существование с человеком. Здесь горы как бы помогают человеку обрести себя, найти покой и истинный путь. Интересно, что с точки зрения цвета художественное пространство здесь окрашено в чёрно - серый цвет. Но этот цвет не создаёт традиционного негативного ощущения. Напротив, здесь он ассоциируется с ночной прохладой, свежестью, со спокойствием, с определённой гармонией и в природе, и в душе человека. Цветовые детали здесь не яркие, как было в предыдущих стихотворениях, а приглушённые, почти невидимые, вызванные скорее ассоциациями. Почему именно такой цвет вызывает у поэта в то время мысли о гармонии и покое? Наверное, сейчас сложно это понять. Я думаю, что поэту часто хотелось отдохнуть от многоцветия окружающего мира, хотелось уйти туда, найти гармонию в том, что не раздражало бы взгляд контрастами, что не заставляло бы волноваться, что давало бы возможность отдохнуть. Но…это только моё мнение, которое многим покажется небесспорным.

Итак, исследуя лирику Лермонтова, я сделала, что в его лирических произведениях, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и страданием. Цветовые детали в его лирике выполняют самую разнообразную функцию. Но самое главное, работа над цветовыми деталями в лирике Лермонтова помогла мне понять, что его поэзия - зеркальное отражение души, романтический герой - зеркальное изображение, точный слепок личности поэта.

Анненский И.Ф.Книги отражений (об этическом отношении Лермонтова к природе) 1980 г.

Андронников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки.4-е изд. М.: Худож. лит., 1977.

Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981

Иванова Т. А. Лермонтов на Кавказе: Эссе. 2-е изд., доп. М.: Дет. лит., 1975.

Коровин В. И. Лермонтов в жизни и творчестве. Изд. "Русское слово". М. 2002.

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. - М.: Просвещение, 1983.

Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников - М.: Худ. литература, 1989

Ломунов К.Н. М.Ю. Лермонтов в Русской критике – М.: Россия 1999г.

Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М.; Л.: Нау ка, 1987 г.

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1994.

Недумов С. И. Лермонтовский Пятигорск. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974.

Творчество М.Ю.Лермонтова. - М.: Наука, 1984.

1 В.Г.Белинский. С 4, стр.157. Стихотворения М. Лермонтова, т.4. стрю157. Полное собрание сочинений. М. ,Изд. АН СССР, 1953.

2 См. список литературы

3 Ираклий Андроников. Лермонтов. Исследования и находки. Издательство Художественная литература. – М 1998

4И грустно и скучно 1839г.

9Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981

1 3 Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981

1 4 Голландский художник и график 1853-1890гг.

1 5 Ломунов К.Н. М.Ю. Лермонтов в Русской критике – М.: Россия 1999г.

2 0 Рефлексия - это склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.

2 7 И.Ф.Анненский. 1855-1909 Писатель символист

2 8 Анненский И.Ф.Книги отражений (об этическом отношении Лермонтова к природе) 1980 г.

2 9 Иоганн Вольфгант Гете (1749 - 1832) - немецкий поэт, прозаик, драматург, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.

3 1 Утро на Кавказе

3 3 Дары Терека

3 5 Ираклий Андроников Исследования и находки. 4-е изд. М.:Худож.лит.,1977

Читайте также: