Родные просторы в произведениях русских поэтов писателей художников сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Презентация на тему: " Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина." — Транскрипт:

1 Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина

3 эпиграф: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса … (А.С. Пушкин)

4 Алексей Кондратьевич Саврасов

9 Исаак Ильич Левитан

13 Золотая осень г.

14 Василий Дмитриевич Поленов

17 Золотая осень г.

18 Золотая осень г. Золотая осень г Исаак Ильич Левитан Василий Дмитриевич Поленов

II. Вступительное слово учителя. /Слайд 1 - 3/

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса :
(А.С. Пушкин)

Пейзажная картина дает возможность художнику выразить свое отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны.

()дин из основоположников и классиков русской пейзажной живописи - Алексей Кондратьевич Саврасов. Именно А. К. Саврасов сумел раскрыть душу русской природы. "С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле", - так писал о Саврасове И. И. Левитан. /Слайд 4-8/

Рассказ ученика о художнике.

Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал - деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей - пейзажи об осени. /Слайд 9-14/

- Попробуйте поделиться впечатлениями о картине В. Поленова. (словесное рисование) /

- Кто же он этот замечательный мастер кисти?

Рассказ ученика о художнике.

Василий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский живописец. Родился в семье археолога и библиографа в Петербурге. В раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. В 1863 году Поленов поступает в Академию художеств. В это время он берет частные уроки у художника И. Крамского. Уже в юности он проявляет живой интерес к старине, рисует соборы Московского Кремля. Но наиболее ярко его дарование раскрывается в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей - картин ("Осень в Абрамцеве" и "Золотая осень"). /Слайд 15-18/

Есть две осени. Одна золотая осень - радостная пышно убранная, богатая урожаем,

любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно - голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.

Вторая осень поздняя - она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье - придает природе особенную красоту.

Рассмотрим два пейзажа "Золотая осень" В. Д. Поленова и И. И. Левитана. Обе картины имеют одно и то же название. /Слайд 19/

На пейзаже В. Д. Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план -поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Пейзаж Поленова при всем размахе достаточно повествователен.

Посмотрите на картину Исаака Ильича Левитана "Золотая осень". Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы - светлый канон осени. Картина заключает в себе образ торжественный, радостный в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "Энциклопедия русской осени", которую он неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах. Простым и первичным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно-зеленой полосой озими -деревья. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.

Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (желтые, красные, багряные, голубой, розовый)

Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато - розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу.

С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью.

Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени. И все же название "Золотая осень" ассоциируется в нашем сознании, прежде всего с произведением Левитана.

Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

В литературе главную роль играет слово. Прислушаемся к словам в стихотворениях об осени у А. С. Пушкина: /Слайд 20 -22/

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

И мы ясно представляем себе пейзаж, о котором пишет А. С. Пушкин.

Ребята, после того как вы прослушали стихотворения А. С. Пушкина об осени, расскажите, какую картину осени вы представили.

Лес, прохлада, небо в облаках.

Редко светит солнце, первые морозы, свежий ветер, последний лист упал с деревьев.

В золото одетые леса.

- Родная природа вдохновляла и русских композиторов. Среди них Петр Ильич Чайковский. Он написал музыкальное произведение "Времена года", в котором выразил свою любовь к русской природе.

Слушание музыки. П.И.Чайковский "Времена года"

III. Практическая часть.

Вы увидели и услышали представления об осени художников и поэта. А теперь наша задача изобразить осенний пейзаж - иллюстрацию к стихотворениям А. С. Пушкина об осени пользуясь памяткой /Слайд 23/

Сегодня на уроке вам нужно выполнить карандашный эскиз. На следующем уроке будем рисовать акварелью или гуашью, создавать живописную картину осени.

Самостоятельная работа учащихся над иллюстрацией к стихотворению А. С. Пушкина "Осень". Учитель в процессе работы консультирует учащихся.

Учитель. Итак, у вас готов карандашный рисунок к работе акварелью. На рисунке не должно быть лишних линий, для того чтобы карандашные линии не просвечивали сквозь акварель.

- Вам необходимо объективно оценить свой рисунок, композицию, убрать лишние линии.

IV. Итоговая часть.

Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности - слово, краски, звуки, воспевали красоту, выражали свою любовь к природе.

V. Обобщение урока.

Всегда ли стихи об осени вызывали радостное настроение? Почему?

Назовите художника и картину, в которой представлено время года - осень.

Кто написал музыкальное произведение "Времена года"?

Что объединяет произведения поэтов, художников, композиторов?

И завершаю я наш урок словами Н. Никитина:

"Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир"./Слайд 24/

Домашнее задание: понаблюдать за окружающей природой: разглядеть отдельные листья деревьев и крону в общем, обратить внимание на меняющееся осеннее небо, на контрасты цветов (желтая листва на фоне синего неба), на приглушенный цвет уже засохшей травы и пробивающуюся новую зелень травы на влажной земле.

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны.

Исаак Ильич Левитан был учеником Московской художественной школы в классе пейзажа, который возглавлял А.К.Саврасов, а позже В.Д.Поленов.

Если посмотреть на полотна художников, то поразишься похожести пейзажных зарисовок и поэтических строк.

ВложениеРазмер
Интегрированный урок 53 КБ

Предварительный просмотр:

Ершова Наталья Валерьевна

учитель изобразительного искусства и МХК

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Первомайская средняя общеобразовательная школа" (корпус № 3)

Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина

( интегрированный урок для 7 класса в рамках предметов ИЗО и литературы)

Цель: сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; познакомить учащихся с картинами И. Левитана и В.Поленова и с пушкинскими пейзажами; попытаться обозначить параллели в их творчестве; обучить устному описанию живописных полотен; показать связь изобразительного искусства и литературы.

Эпиграф к уроку:

Дана мне лира от богов…

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны.

Исаак Ильич Левитан был учеником Московской художественной школы в классе пейзажа, который возглавлял А.К.Саврасов, а позже В.Д.Поленов.

Если посмотреть на полотна художников, то поразишься похожести пейзажных зарисовок и поэтических строк.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

Я твой - люблю сей тёмный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда.

Вянет, вянет лето красно;

Улетают ясны дни;

Стелется туман ненастный

Ночи в дремлющей тени;

Опустели злачны нивы,

Хладен ручеёк игривый;

Лес кудрявый поседел;

Свод небесный побледнел.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Люблю я в полдень воспалённый

Прохладу черпать из ручья

И в роще тихой, отдалённой

Смотреть, как плещет в брег струя.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь- весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега;в присутствии луны

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Полотна , И.И.Левитана и В.Д.Поленова.

Слева мы видим берёзовую рощу, справа- лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно- зелёной полосой озими- деревья.

Небо синее, ясное, покрытое лёгкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени. Они близки по мироощущению: соотнесение природы и человеческих чувств.

Где человек у Левитана?

Берёзы тихо дрогнут у пруда,

И лошадёнка тянет неустанно

Худые сани- неведомо куда,

А над безлюдьем светится звезда…

Да, человека нет у Левитана.

Задумчиво я в этот мир вхожу

И чувствую, что счастье и печаль,-

А ими здесь пропитан воздух,-

Всё от людей: рассвет, туман и даль;

А если я всмотрюсь, то разгляжу

Людские судьбы- в елях, в речках, в звёздах,

Хоть ими здесь пропитан только воздух.

Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. В литературе главную роль играет слово. Прислушаемся к словам в стихотворениях о природе у А.С.Пушкина:

Октябрь уж наступил- уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад- дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрянец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Вы увидели и услышали представления о родной природе художников и поэта. А теперь наша задача изобразить осенний пейзаж- иллюстрацию к стихотворениям А.С.Пушкина об осени.

Самостоятельная работа учащихся над иллюстрацией к стихотворению

1.Выполнение рисунка композиции пейзажа.

Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как правило, используется краска тёплого и холодного цвета в зависимости от колорита картины.

2.Прокладка основного цвета неба, крон деревьев, воды. Следите за передачей верных тональных и цветовых отношений.

3.Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры XIX века- пейзажистов И.И.Левитана и В.Д.Поленова и поэта А.С.Пушкина.

Они жили на нашей российской земле в одном веке, под одним неярким небом. Печальные и величавые просторы. Нелёгкая судьба многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту.

Они жили, творили, смеялись и огорчались, поднимаясь в своём творчестве всё выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, её красоты и сложности.

Контроль за завершением работы состоит из трёх частей:

- выполнение подготовительного рисунка (эскиза);

- выполнение рисунка в цвете;

- анализ выполненных работ и выставление оценок.

Домашнее задание: понаблюдать за окружающей природой: разглядеть отдельные листья деревьев и крону в общем, обратить внимание на меняющееся небо, на контрасты цветов (жёлтая листва на фоне синего неба), на приглушённый цвет уже засохшей травы и пробивающуюся новую зелень травы на влажной земле.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида.


Урок литературы в 6 классе Родная природа в произведениях русских поэтов

Очень интересный материал.


Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников".


Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века.


Интегрированный урок даёт понять ученикам, что всё в мире едино.


Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун".


План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников.

Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников.

Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи

Подберите олицетворения к словам: небеса река солнце берёзы Слова для справо.

Подберите олицетворения к словам: небеса река солнце берёзы Слова для справок: журчит, сияет, шелестят, смотрят

Подберите сравнения к следующим выражениям: Ручеёк звонкий, как… Небо синее.

Подберите сравнения к следующим выражениям: Ручеёк звонкий, как… Небо синее, словно… Тает снег, точно… Слова для справок: песня жаворонка, сахар в воде, море

Метафоры - Подберите метафоры из правой колонки к словам из левой колонки. не.

Метафоры - Подберите метафоры из правой колонки к словам из левой колонки. небо голубое полотно свет потоки солнца берёза белоствольная красавица весна молодая девица


Сравнение Душа поэта

Сравнение Душа поэта

Закончите предложение На уроке я узнал(а)… Урок для меня показался…, потому ч.

Закончите предложение На уроке я узнал(а)… Урок для меня показался…, потому что… Моё настроение…, потому что…

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрации к стихотворению Е.А.Баратынского «Ве.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 926 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.11.2019 472
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ахмедова Раисат Диядиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: