Ритм в природе сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Важное свойство, которым обладает географическая оболочка нашей планеты — ритмичность. Что такое ритмичность в биологии?

Понятие адаптивных биологических ритмов

Ритмичность в биологии — это процесс повторения явлений в определенное время.

Будучи одной из составляющих географической оболочки, биосфера также подвержена ритмичности. Жизнедеятельность организмов на планете во многом зависит от движения тел Солнечной системы, изменений температуры, влажности и освещенности. На все эти изменения живые организмы реагируют.

На случай периодических изменений интенсивности экологических факторов у организмов есть специальные приспособленческие реакции — это адаптивные биологические ритмы.

Адаптивные биологические ритмы в зависимости от длительности причин возникновения делятся на:

  • суточные;
  • приливно-отливные;
  • сезонные;
  • годовые;
  • многолетние.

Биологические часы — способность живых организмов выдавать реакцию на течение времени.

С помощью этого явления живые организмы могут согласовывать свои физиологические ритмы с изменениями, происходящими в окружающей среде.

Характеристика биологических ритмов

Рассмотрим подробнее каждый из вариантов биологических ритмов.

Суточные ритмы

Планета Земля вращается вокруг своей оси — полный оборот она совершает за 24 часа. В результате, в течение суток два раза меняется освещенность, которая становится причиной температурных колебаний, изменения влажности и атмосферного давления. Все это непосредственно влияет на активность живых организмов.

Солнечный свет очень важен для жизнедеятельности: он задает периодичность процессов фотосинтеза, транспирации, времени, когда будут раскрываться и закрываться цветки у растений. Животных изменения освещенности тоже затрагивают: смена дня и ночи влияет на особенности их физиологических процессов. Отсюда условное деление всех животных на ночных и дневных.

Однако в случае изменения условий среды, меняется и суточная активность живых организмов.

В жарких пустынях, когда температура днем достигает максимума, а влажность — минимума, дневные животные проявляют свою активность ночью.

Суточные ритмы связаны и с человеком, который также является частью природы. Интенсивность более ста его жизненных функций определяется временем суток.

Приливно-отливные ритмы

Приливно-отливные ритмы — результат взаимодействий Земли и Луны. Наиболее полно и явно они наблюдаются у обитателей прибрежных участков Мирового океана (такие участки называются литорали).

В течение лунных суток — они длятся 24 часа и 50 минут — прилив и отлив происходят по два раза. Такая смена природных условий заставляет организмы к ней приспосабливаться. Каждый организм приспосабливается по-своему:

  • отдельные животные, такие как моллюски, зарываются в ил;
  • некоторые меняют окраску тела;
  • есть животные, которые уходят дальше в океан.

Приливно-отливные ритмы определяют размножение рыб атерин-грунион. Нерест осуществляется только тогда, когда Луна находится в определенной фазе.

Сезонные ритмы

Сезонные ритмы — результат вращения Земли вокруг Солнца. Это вращение приводит к изменению климата на планете. Сезонные ритмы определяют такие процессы как размножение, развитие, жизненные циклы, линька, спячка, миграция, состояние покоя и период вегетации у растений, а также многое другое.

Многолетние циклы

Многолетние циклы — результат изменения солнечной активности и взаимодействия небесных тел Солнечной системы.

Массовое размножение перелетной саранчи в отдельные годы — яркий пример многолетних циклов.

Также пример многолетних циклов — периодическое отклонение холодного перуанского течения у берегов Южной Америки. Это явление называется Эль-Ниньо, и происходит оно раз в 11-12 лет.

Фотопериодизм

Длительность светового дня — важное условие существования и жизни всех организмов, а также самый стабильный экологический фактор.

Фотопериодизм — комплекс наследственных реакций живого организма на то, как изменяется световой период суток.

Это свойство встречается у всех организмов. Однако наиболее ярко проявляется у тех, что живут в условиях, когда сезонные изменения среды происходят резко.

Изменение длительности светового дня у растений проявляется тем, что они меняют интенсивность синтеза фитогормонов. За счет этого регулируется рост и развитие растения.

Фотопериодизм очень ярко проявляется у перелетных птиц: сокращение светового дня является сигналом для миграции.

В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив вызвать сильное душевные беспокойство; побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что порой невозможно описать словами.

Современные подростки часто бездумно увлекаются музыкой, поэтому у нас возник вопрос: Как и какая музыка воздействует сильнее на физическое и эмоциональное состояние подростков?

Тема:Влияние тяжёлых музыкальных ритмов на учащихся 6-7 кл.МАОУ Гимназия им. А.С.Пушкина

Цель:Изучить влияние тяжёлых музыкальных ритмов на подростков.

Объект:Влияние музыкальных ритмов

Предмет:Тяжёлые музыкальные ритмы

Методы:1)

Гипотеза:1) Если подростки увлекаются музыкой, то эта музыка связана с тяжёлыми музыкальными ритмами.

2)Если тяжёлые музыкальные ритмы плохо воздействуют на подростков, то основанная на них музыка отрицательно влияет на физические параметры подросткового организма. Глава I. Теоретическая часть.

Значение музыкального ритма в жизни подростка

Общее понятие ритма и ритм в природе.

Ритм - это временная закономерность любых процессов.

Ритм - это закон движения, а движение – смысл жизни.

Ритм основан на равномерности и устойчивой повторности.

Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определённую цикличность. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи.

Времена года:





Время суток:



Ритмична работа человеческого организма. Ритм обнаруживается повсюду в окружающем нас мире. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, сучка. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм как систему сигналов предупреждения сородичей об опасности. В период формирования человеческой речи для выражения эмоций (радость, печаль, страх и т. д.) Появились в речи звуки, периодично повторяющиеся.


Так, от природной ритмичности в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный им самим.

Но наряду с природными, существуют ритмы, созданные самим человеком, к примеру, музыкальный ритм. Истоки зарождения и развития ритма в музыке относятся к глубокой древности.

Может быть во всеобщей ритмичности бытия, и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова. Почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поёшь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать – двигаться, танцевать и т.д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм, наиболее, близок природе человека и, воздействуя на неё, способен вызвать ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Введение

В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив вызвать сильное душевные беспокойство; побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что порой невозможно описать словами.

Современные подростки часто бездумно увлекаются музыкой, поэтому у нас возник вопрос: Как и какая музыка воздействует сильнее на физическое и эмоциональное состояние подростков?




Тема:Влияние тяжёлых музыкальных ритмов на учащихся 6-7 кл.МАОУ Гимназия им. А.С.Пушкина

Цель:Изучить влияние тяжёлых музыкальных ритмов на подростков.

Объект:Влияние музыкальных ритмов

Предмет:Тяжёлые музыкальные ритмы

Методы:1)

Гипотеза:1) Если подростки увлекаются музыкой, то эта музыка связана с тяжёлыми музыкальными ритмами.

2)Если тяжёлые музыкальные ритмы плохо воздействуют на подростков, то основанная на них музыка отрицательно влияет на физические параметры подросткового организма. Глава I. Теоретическая часть.

Значение музыкального ритма в жизни подростка

Общее понятие ритма и ритм в природе.

Ритм - это временная закономерность любых процессов.

Ритм - это закон движения, а движение – смысл жизни.

Ритм основан на равномерности и устойчивой повторности.

Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определённую цикличность. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи.

Времена года:





Время суток:



Ритмична работа человеческого организма. Ритм обнаруживается повсюду в окружающем нас мире. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, сучка. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм как систему сигналов предупреждения сородичей об опасности. В период формирования человеческой речи для выражения эмоций (радость, печаль, страх и т. д.) Появились в речи звуки, периодично повторяющиеся.


Так, от природной ритмичности в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный им самим.

Но наряду с природными, существуют ритмы, созданные самим человеком, к примеру, музыкальный ритм. Истоки зарождения и развития ритма в музыке относятся к глубокой древности.

Может быть во всеобщей ритмичности бытия, и заключен ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова. Почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поёшь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать – двигаться, танцевать и т.д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм, наиболее, близок природе человека и, воздействуя на неё, способен вызвать ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Различные физические явления отличаются периоди­ческим, волнообразным характером. К их числу можно отнести электромагнитные волны, звук и г. д. В химии при­мером служит изменение атомного веса элементов периоди­ческой системы Менделеева, отражающее последовательное чередование химических свойств материи.

Основные ритмы в природе, наложившие свой отпе­чаток на все живое на Земле, возникли под влия­нием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам.

Каждый из этих факторов создает на Земле периоды. Первый период называется солнечными сутками, вто­рой — лунными и третий — сидерическими, или звездными.

Солнечные сутки проявляются на Земле в виде чере­дования света и темноты; их продолжительность равна 24 час. Лунные сутки отражаются на периодичности при­ливов и отливов. Их длительность соответствует 24,8 час. У живых организмов всегда наблюдаются хорошо выра­женные ритмы, которые соответствуют лунным и солнеч­ным суткам. Однако эти ритмы взаимодействуют друг с другом, образуя новую периодичность, соответствующую синодическому месяцу продолжительностью 29,5 суток. Его минимум приходится на новолуние, а максимум — на полнолуние. Таким образом, синодический ритм строго со­гласован с фазами Луны.

Из всех ритмических воздействий, поступающих на Землю из Космоса, наиболее сильным является воздейст­вие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде солнечных вспышек. Мощные потоки энергии, выбрасываемые при вспышке, достигая Земли, резко меняют состояние магнитного поля и ионосферы, влияют на распространение радиоволн, ска­зываются на погоде. В результате возникающих па Солн­це вспышек изменяется общая солнечная активность, имеющая периоды максимума и минимума. Многочислен­ные наблюдения показали, что максимумы солнечной ак­тивности повторяются в среднем через 11 лет (периоды максимумов могут изменяться в пределах от 7 до 16 лет). Таким образом, изменение солнечной активности имеет 11-летний период. Это — основной период солнечной дея­тельности. Для его определения ученые пользуются чис­лом Вольфа — относительным числом солнечных пятен, меняющихся в пределах от 0 до 200.

Многочисленные исследования, проведенные отечест­венными и зарубежными учеными, показали, что во время наибольшей активности Солнца возникает резкое ухудше­ние состояния больных, страдающих гипертонической бо­лезнью, атеросклерозом и инфарктом миокарда. В этот период времени происходят нарушения функционального состояния центральной нервной системы, возникают спаз­мы кровеносных сосудов. В отличие от здоровых людей у больных атеросклерозом в ближайшие двое суток с мо­мента возникновения магнитых бурь на Солнце наблю­дается повышение свертывающей активности крови. По данным работы скорой помощи в Ленинграде и Свердлов­ске, в дни повышенной активности Солнца число инфарк­тов миокарда и приступов стенокардии на 20% больше, чем в дни спокойного Солнца. В результате статистической обработки многочисленных историй болезни из многих го­родов Советского Союза было определено, что приток боль­ных в больницы резко возрастает, когда солнечная актив­ность увеличивается.

Французские ученые Г. Сардау и Г. Валло установили, что момент прохождения пятен через центральный мери­диан Солнца в 84% случаев совпадает с внезапными смер­тями, инфарктами, инсультами и другими осложнениями.

Советский ученый В. П. Девятов подсчитал, что в пер­вые же дни после появления пятен на Солнце количест­во автомобильных катастроф возрастало примерно в четы­ре раза по сравнению с периодами, когда пятен было немного. Эти данные согласуются с результатами исследований других ученых, показавших, что в период неспокойного Солнца реакция человека на любой внешний раздражитель значительно замедляется.

Увеличение числа несчастных случаев во время наи­большей солнечной активности происходит и на производ­стве. Было установлено, что количество несчастных слу­чаев среди рабочих угольных шахт в основном увеличи­вается в дни повышенной активности Солнца.

Ритм изменения активности Солнца оказывает воздей­ствие и на поведение душевнобольных. Так, американ­ские ученые сопоставили сведения о поступлении боль­ных в семь психиатрических клиник штата Нью-Йорк за 4 года и 3 месяца (было учтено около 30 тыс. случаев) с данными о солнечной активности. Оказалось, что число больных, поступавших в психиатрические клиники, резко увеличивалось в дни усиления солнечной активности.

Вопрос о непосредственном воздействии магнитных БОЛН на мозг человека решался путем изучения длины этих волн. Эксперименты, проведенные в 50-х годах Г. Ке­нигом — ученым из ФРГ, показали, что энергия магнитных излучений Солнца лежит в диапазоне сверхнизких волн. В том же диапазоне волн находится и длина волн электро­магнитных излучений мозга человека. Кениг пришел к мысли, что магнитное излучение Солнца взаимодействует с биотоками мозга, приводя к изменению общего функцио­нального состояния человека. Отсюда вывод: вспышки на Солнце оказывают непосредственное воздействие на мозг. Убедиться в этом помог случай. На выставке дорожного движения, проходившей в 1953 г. в Мюнхене, Кенигу уда­лось на большом числе посетителей с помощью довольно простого теста проверить скорость реакции. В этот период были дни с наибольшей и с наименьшей интенсивностью излучения Солнца. Как показал анализ результатов про­верки, реакция у посетителей резко снижалась в дни с максимальной солнечной активностью.

Именно это и показал в эксперименте ученый из ГДР Р. Вевер. Он помещал испытуемых в подземное помеще­ние, состоявшее из двух изолированных комнат. В одну из комнат подавалось незначительное магнитное поле, интен­сивность которого соответствовала магнитному полю в атмосфере, которое бывает в период максимальной актив-пости Солнца. По истечении трех дней эксперимента у ис­пытуемых, находившихся под воздействием магнитного по­ля, суточный ритм замедлился на 1 час 27 мин.; у дру­гих испытуемых, на которых магнитное поле не действо­вало, жизненный ритм не изменился.

Ритмические воздействия магнитных полей в природе могут проявляться не только в виде магнитных излучений Солнца, но и как излучения из космического пространства, например от далеких галактик Вселенной. Излучения, приходящие из Космоса, способны изменить ритм челове­ческой активности, но среди них излучение Солнца оказы­вает наибольшее влияние на человека. Действие его на че­ловека усиливается еще и тем, что с изменениями солнеч­ной активности меняется магнитное поле Земли.

Солнечная активность и магнитное поле Земли влияют на физическое развитие человека. На первый взгляд это может показаться несколько необычным и таинственным. Однако этому дается научное объяснение.

Недавно советский ученый П. В. Василик сделал инте­ресное открытие. Он обнаружил, что между магнитным по­лем Земли (оно связало с колебаниями активности Солн­ца) и ростом человека существует обратная зависимость. С уменьшением магнитного поля Земли ускоряется рост, происходит акселерация. С увеличением магнитного поля Земли возникает обратный процесс — замедление роста — ретардация. Длительность периода изменения магнитно­го поля Земли достаточно велика и исчисляется десятками столетий.

Археологические раскопки показали, что с середины V тыс. до н. э. до середины IV тыс. до н. э. был: период акселерации, что соответствовало уменьшению магнитного поля Земли. С середины IV тыс. до н.э. идо первых веков н. э. наблюдается уменьшение роста человека. Этот период совпал с постепенным увеличением магнитного поля Зем­ли. С I в. н. э. до настоящего времени идет процесс аксе­лерации, соответствующий уменьшению магнитного поля Земли.

Большой интерес представляют исследования влияния солнечной активности на умственные способности людей. Еще несколько лет назад такая постановка вопроса мог­ла показаться антинаучной. Однако исследования послед­них лет показали, что излучение Солнца оказывает влия­ние на творческую активность людей. Это подтверждают исследования, проведенные советским ученым В. А. Ива­новым. Он проанализировал ритм работы 120 поэтов., пи­сателей и композиторов, статистически обработал полу­ченные результаты и пришел к выводу, что в их творчест­ве наблюдаются подъемы и спады. Особый интерес пред­ставляет тот факт, что подъем творческой активности приходится в основном на максимумы солнечной актив­ности.

Аналогичные исследования провел В. Г. Логинов. Проанализировав ритм творчества великих поэтов и пи­сателей, он подтвердил, что наибольший подъем в их твор­честве совпадал с периодами наибольшего излучения Солнца.

Весьма интересные исследования влияния ритмов сол­нечной активности на рождаемость великих людей прове­ли советские ученые Е. В. Максимов и В. Н. Завадич. Они статистически обработали данные, взятые из энциклопе­дии,— даты рождений всех известных людей за последние 400 лет.Они обнаружили вполне определенную периодич­ность всплесков кривой рождения великих людей. За 400 лет выявилось 18 подъемов кривой, периодичность следо­вания которых составила в среднем 22,7 года. Такой период совпадал с возникновением максимальной солнечной ак­тивности для 11-летнего цикла.

Наряду с 11-летним имеются и другие циклы солнечной активности. Основным является короткий 27-суточный цикл. Он связан с обращением Солнца вокруг своей оси. От 27-суточного цикла зависит число магнитных бурь в околоземном пространстве на протяжении суток. Интен­сивность солнечной активности может иметь также и полу­годовые вариации. Так, например, наибольшее число маг­нитных бурь наблюдается в марте-апреле и сентябре-октябре.

Обнаружен также 22-летний цикл изменения магнит­ной полярности пятен Солнца, а также 80—90-летний цикл, называемый вековым циклом. Солнечная активность имеет и еще более длительные циклы: 600—800-летние ко­лебания.

Возникает вопрос: взаимосвязаны ли между собой цик­лы солнечной активности или же независимы? Советский ученый М. С. Эйгенсон высказал предположение о взаимо­связи циклов солнечной активности. Он считает, что любой цикл высшего порядка можно представлять как сумму циклов более низкого порядка. Так, например, вековой цикл состоит из нескольких 11-летних циклов, 600—800-летний — из нескольких вековых и т. д. Здесь речь идет о гармониках физического режима Солнца, которые не всегда могут наблюдаться на его поверхности, но они обна­руживаются по геофизическим эффектам. В качестве при­мера можно привести полярные сияния, возникающие в результате проникновения солнечных корпускул в атмос­феру Земли. Корпускулярные излучения Солнца не видны на его поверхности, но обнаружить эти излучения можно по процессам, которые возникают на Земле при воздей­ствии корпускул Солнца на атмосферу (например, по маг­нитным бурям, приводящим к нарушению радиосвязи).

Жизнь на нашей планете связана с вращением Земли вокруг своей оси, определяющим суточный ритм, и с вра­щением вокруг Солнца, от которого на Земле зависит сме­на времен года. Большинством живых организмов сезон­ный ритм воспринимается как смена времен года. Он определяет рост, развитие и гибель растений. Вращение Земли вокруг своей оси обусловливает ритмичное измене­ние факторов внешней среды: температуры, освещенности, относительной влажности воздуха, барометрического дав­ления, электрического потенциала атмосферы, космиче­ской радиации и гравитации.

Все перечисленные факторы внешней среды оказывают влияние на жизненные процессы живых организмов. Среди них особое значение имеет чередование света и темноты. От суточного ритма зависит обмен веществ в растениях — поглощение углекислоты днем и отдача кислорода ночью. У животных суточные ритмы проявляются в виде чередо­вания периодов бодрствования и активности с периодами сна и покоя. (У некоторых из них сезонные ритмы также имеют чередование активности и покоя.)

Все живое на Земле развивалось под влиянием суточ­ных или сезонных ритмов. Но всегда ли они имели такую продолжительность, как теперь?

Многие ученые считают, что миллионы лет назад Зем­ля вращалась быстрее и сутки были короче. Причиной за­медления вращения Земли стало трение вещества в при­ливных волнах океанов и в твердом теле Земли. В свое время приливные силы прекратили вращение Луны, более легкой, чем Земля.

Под действием циклической деятельности Солнца и вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца воз­никла периодичность явлений, происходящих в природе. Она проявляется и в смене погоды, и в извержении вулка­нов, и в землетрясениях, и в наводнениях и т. д. Эта периодичность создала тот ритм в живых организмах, ко­торый составляет сущность их жизни.

Многообразные проявления ритма в окружающем мире (6 класс)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка. Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключён ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова.

Читайте также: