Релевантное сообщение это доминирующее сообщение
Обновлено: 17.05.2024
24. Угнетение страха и агрессии наб людается при поражении или у далении :
25. «. — сосредоточенность деятел ьности субъекта в данный момен т времени
на каком-либо реальном или идеальном объекте ( предмете , событии , образе ,
27. . — это сильные и относител ьно кратковременн ые эмоционал ьные
переживания , сопровождающиеся рез ко выраженными двигательными и
28 П рое кция соответствующего анализатора на х одится : ( най ти соответс тв ие )
29. Психофизиология изучающая пов едение как результат взаимод ействия
30. И з учением психофизиологически х механизмов воздействия на человека
экологически вредных факторов , нару шающих психическую деятельность и
31. Ху до жественный тип х арак теризуется преобладанием ф ункций .
32. У мыслительн ого типа преобладает . сигнальная система .
33. Повышенная трев ожность и пессимизм меланхолического темперамен та —
1. Центр у стной речи на х одится а ) в левом полушарии
2. Центр письменной речи находится б ) в правом полушарии
37. Какой метод дает возможность выключать любое пол у шарие и исследова ть
39. Мод ель орга низации двух типов па мяти разработал :
40. Впервые декларативн ую память с тал исследовать известн ый физиолог Иван
43. . память при неупотреблении и без подд ержки соответст вующи м
47. Распознают чужеродный антиген , реагируют на него :
49. Контролир у емый и осознаваемы й процесс , облада ющий пропускной
способностью , обеспечивающий последовательн ую обработку информации :
53. Разница между максимал ьным вдох ом и максимал ьным выдо хом
54. Прибор для изм ерения жизненной ем кости легки х назы вается .. .
56. Угасание — особая форма обучения , получившая название . нау чения .
57. Вегетативные компонент ы ориентировочного рефлекса ( отметить
58. Нейроны . избирательно реагир уют на поя вление целе вого объекта : на вид ,
59. Школа электрофизико в во главе с А . Эдрианом в Англии сложилась в :
60. Восприятие лица человек а с выражением счастья вызывает активацию :
4) б 14) а 24) вило чко вая 34) правого 44) 1- в 2 - а 3- б
5) а 15) б 25) внимание 35) 1- а 2- б 45) след 55) 1- б 2- а
словарь , в котором фиксир уют основные понятия по данной дисци плине , и по
которым в конце второго мод уля проводится контрольная работа .
Акце пто р ре зульта т ов де йст вия – центральный аппара т оценки
резу л ьт а тов и параметров б у дущего дей стви я .
Ве кторна я пс и хофиз иол оги я – новое направление , основанное на
представления х о векторном кодировани и информации в нейронных сетях .
Вегет ативная нервн ая система – обслуживает внутренние органы и
Вызван ные поте нциал ы - биоэлектрические колебания , возникающие в
нервных структурах в отве т на внешнее раздражение и нах одящие ся в строго
определенной временной связи с началом его действия .
Ин теро реце пто ры – или внутренние рецепторы , сигнализирующие о
Нейрон – нервная клетк а , через которую передается информац ия в
организме , представляет собой морфофункциональную единиц у ЦНС человека
Пейсм еке р ный п отен циал – является компактными способом передач и
Переферическ ая нер вная система - состоит из нер вных волокон ,
расходящихся по всему телу от голо вного и спинного мозга .
П оз ит р он н о-э м ис с и он на я том ог ра ф ия м оз га ( П ЭТ ) – метод ,
позволяющий визуализиро вать функционирование мозга на срезах любого
у ровня путем построения картин , полученных на осно ве данных о
Раздраж ители - воздействия внешней и внутренней среды организма .
Рец ептор – спец иализированная кле тка , эволюционно приспособленная к
восприятию из внешней среды определенного раздражителя и к
преобразовани ю его энергии из физической или химической формы в форм у
Сина пс ы – структурно и функциональ но оформленные места контакто в
Сис темн ая пси хоф из иол огия – изучает системы и подсистем ы
отношений , составляющи х и обеспечивающи х пси х ику и поведение человека .
Ф ункцио наль ное состо яние – фоно вая активност ь ЦНС , в у слов иях
которой осуществляется та или иная деятельнос ть . Это организация ак тивности
элементов различной анатомической принадлежности , имеющая х ара ктер
взаимосодействия , котор ое напра влено на достижение полезного
Центр ал ь ная нервная системы – со стоит их го ловного и спинного
Экс троре це пт оры – или внешние рецепторы – зрител ьные , слуховые ,
Элект р оэнце фал ограф ия – регис трация колебаний электрически х
Элект р оми огр афия – регистрация сум марных колебаний потенциалов ,
возникающих как компонент процесса возбуждения в области нер вно -
мышечны х соединени й и мышечны х волокнах при поступлении к ним
импульсов от мотонейроно в спинного и ли продолговатого мозга .
Электр оокулография – метод регистрации движений глаз , исключае т
Абсол ютн ый п орог сл у ховой ч увс тви тел ьн ос ти – минима льная сила
Анализатор – сл ожные нервные аппараты , воспринима ющие и
анализирующие раздражения внешней и внутренней среды организма .
Вос пр иятие – непосредственное чувс тв енное отражение предмето в и
явлений в целостном виде в рез у льтате осознания и х опознава тельных
Дальто низ м - частичная цветовая сле пота ( аномалия цветовосприятия ).
Ос трот а з ре ния – максимальная способность различать отдельные
Акт ивац ия - механизм внимания , контролирующий тоническ ую
Ант ици пиру ю щее вн иман ие – внимание обращенное в будущее .
Вним а ние – динамическая характеристика протекания познавательной
деятельности . Это о тражение ме жсистемных отношений текущей деятельности ,
которые обес печивают эффективность этой деятельности .
Нега ти вное науч е ние - особая фор ма обучения , ведущая к потере
способности данного стим ула вызвать ориентиро вочн ы й рефлекс ( это
Не произ во л ь ное в нимани е – пассивное внимание , выражается в
переключении внимания на неожиданн ое изменение физических , временны х ,
пространственны х характеристик стимулов или на поя вление значимы х
Орие н тир овоч ный рефл екс – м ногокомпонентная реакция активаци и .
Се лекти вн ост ь внима ни я – или избирательность , х арактеризует его
направленность на любой аспект стимула : на его физичес кую или
П остпр оиз вол ьное в нима н ие – внимание , кото рое появляется в
процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работо й . Оно не
требу е т у с илий воли , так как поддерживается интересом к ней .
Пр оиз воль ное в ним ан ие – активное внимание , х арактеризуется
направленностью с у бъекта на сознатель но выбранную цель .
Биологичес кая пам ять – это ф у ндаментальное свойство живой материи
приобретат ь , сохра нять и воспроиз водить информ ацию . Различа ют три вида
биологической памяти : генетическую , иммунологическую и нейрологическ ую
Генети ческая память – память о стру кт у рно-ф ункциональной
организации живой системы как представителя определенного биологичес кого
вида . Носителями Г П являются нуклеин овые кислоты ( Д НК , РНК ).
Гено типи ческая память ( или филогенетическая ) с вязана с
Долг ов рем енна я или декла ративная ( эксплици тная ) память .
Длительность хранения в Д ВП неопределенно долгая , объем велик , по
некоторым данным не ограничен . Это память на лица , места событий ,
Ико ническая пам я ть или сенсорн ая . Объем ИП при наличии
соответств у ющих инстр укций от 12 до 20 элементов , процесс продолжае тся до
Кр атков ременн ая память - и л и опера тивная , длительность сохранения
12 с . Объем КП представлен числом Миллера : 7-/+ 2 элемента .
Научение – совокупность процессов , обеспечивающих приобретение
индивидуальной ( фенот ипической ) памяти , вызывающей приспособительн ую
Па мять - особая форма психического отражения дейс твительности ,
заключающаяся в закреплении , со х ранении и последующем воспроизведении
Пр оцеду рна я ( икспл иц итна я ) пам ят ь – память на действия . Она
представлена моторными навыками , классическими и инстру ме нтальными
Рабочая памят ь – временно акт у ализированная система следов памяти ,
которая оперативно испол ьзуется во время выполнен ия различны х
когнитивных действий и реализаци и целенаправленного по ведения .
Се мант ическа я пам ят ь – ( словесно-логическая ) – память на словесные
сигналы и символы , обозна чающие ка к внешние объек ты , так и внутренние
Сен сит изация – форма простейшег о научения , выражающаяся в
у силен ии рефлекторной реакции под влиянием сильного или поврежда ющего
Ф енотип и ческая память – обеспечи вает переработку и хранение
информации , приобре таемой в ходе онтогенеза на основе разл ичны х
Эмоци о нал ьная память – связана с запоминанием и воспроизведение м
Эп изодич ес кая пам ят ь - это память на датированные во времени
Аффек т – временная психическая дезорганизация сознания , его
воздействием , острым , конфликт ным противоречием действител ьности и
Ве дущие эмоц ии - сигнализируют человеку о не у довле тв о ренности его
потребностей и побуждают к поиску целевого объекта , стим у ли руя
Ли мб ическ ая сист ема – комплекс функционально связанных межд у
собой филогенети чески древних глубинны х стр уктур головного мозга ,
у час твующих в регуляции вегетативно - висцеральны х ф у н кций и
Настро ение – это течение или пото к гедонически ориентированн ых
Об щие ощу ще ния – за нимают особ ое место среди эмоциональны х
Ретик ул яр ная ф орма ци я – играет важную роль в обеспечении эмоций .
Ситуатив ные эм оции – возника ют в резул ьтате оце нок отдел ьны х
этапов или повед ения в целом , побуждают субъекта действовать либо в
прежнем направлении , либо менять поведение , его тактику , способы
Эк с пр ессия – сила проя вления чувств в мимике , пан томимике , голосе ,
Эмо ции – особы й класс пси х ически х пр оцессов и состояний , связанных с
потребностями и мотивами , отражающи х в форме непосредст венных
субъективных переживаний ( у до влетворения , радости , страха и т.д . значимость
Эмоци о нал ьный фон или эмоциональное состояние отраж ает общее
глобальное отношение человека к окружающей си туации , к себе самому и
Эмоцио нально е ре агиро вани е – кратковременный эмоц иональный
ответ на то или иное воздействие , имеющее с иту ативн ый х а рактер .
Вторая сигнальная с ист ема – ф у нкция мозга , кот орая имеет дело со
содержание кот оры х фиксируется в сл овах , математически х символа х , образах
. Центр Бр окк а – относится к пе редним отделам речевых зон ,
расположен в нижних отделах третьей лобной извилины , у большей части
людей в левом пол у шарии , обеспечивает воспроизведение речи .
Ц е н т р В е р н и к е – о тносится к задн им отделам речевых зон коры ,
расположен в височной д оле и об еспечивает понимание речи .
М ышлен ие – психический процесс о бобщенного и опосредо ванного
отражения устойчивы х , закономерны х с войств и отношений , с у щест венных для
Перва я с иг нал ьна я сис тем а – ра бота мозга , обуславливающая
превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов
деятельности организма . Это система конк ретны х , непосредственно
чувственных образо в действительности , фиксиру емы х мозгом человека и
Худ ожес тве нн ый ти п ин телл ект а - связан с работой правого
П одсозна ние – э то различные автомат изированные на выки , стереотип ы
автоматизированного поведения . К под сознании . относится все то , что ранее
1. Новое направление психофизиология получила официальный статус в:
а) 1982 году;
б) 1970 году;
в) 1973 году;
г) 1975 году.
2. Выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) магнито-резонансной томографии;
г) позитронно-эмиссионной томографии
5. Основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
а) альфа ритм;
б) бета ритм;
в) гамма ритм;
г) тета ритм.
6. Нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
7.Ориентировочный рефлекс составляет основу:
а) непроизвольного внимания;
б) произвольного внимания;
в) постпроизвольного внимания.
8. Ориентировочный (исследовательский) рефлекс был открыт:
а) И.М.Сеченовым;
б) И.П. Павловым;
в) Л.С. Выготским;
г) Ю. М. Конорским.
9. Внимание можно исследовать методом (исключить один неправильный ответ):
а) локальным мозговым кровотоком;
б) позитронно-эмиссионной томографией;
в) электроэнцефалографией;
г) окулографией.
10. Непроизвольное внимание формируется:
а) с рождения;
б) с 1 года;
в) с 6 месяцев;
г) с 2 -3 месяцев.
11. Непроизвольное внимание оперирует:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.
12. Антиципирующее внимание обращено:
а) в будущее;
б) в настоящее;
в) в прошлое.
14. Декларативная память это:
а) эксплицитная память;
б) процедурная память;
в) иксплицитная память;
г) семантическая память.
15. Семантическая память это знания:
а) на цифры;
б) на слова;
в) на образы;
г) на действия.
16. Негативное научение это:
а) привыкание;
б) простое научение;
в) ассоциативное научение;
г) сложное научение.
17. Центр речи расположен:
а) в стволе мозга;
б) в ретикулярной формации;
в) в височной зоне;
г) в левом полушарии.
18. Конкретно-образное мышление обеспечивает:
а) правое полушарие;
б) левое полушарие;
в) ретикулярная формация;
г) варолиев мост.
19. Циркадианные ритмы с периодом:
а) более суток;
б) один год;
в) равные суткам;
г) меньше суток.
20. Медленный сон составляет от общего времени сна:
а) 10%;
б) 20 %;
в) 50%;
г) 80%.
21. Нервы, которые проводят возбуждение от центра к периферии, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
22. Проекция зрительного анализатора находится:
а) в лобной доле;
б) в височной доле;
в) в затылочной доле;
г) в теменной доле.
23. Основоположник изучения доминанты:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.А. Ухтомский.
24. Угнетение страха и агрессии наблюдается при поражении или удалении:
а) лобных долей;
б) гипофиза;
в) таламуса;
г) миндалины.
25. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) – это:
а) внимание;
б) концентрация внимания;
в) внимательность
26. Улыбка Дачена появляется:
а) с рождения;
б) с двух месяцев;
в) с шести месяцев;
г) с 1 года.
27. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными явлениями – это:
а) шок
б) аффект
в) эйфория
28. Проекция какого анализатора находится в височной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
г) вкусового анализатора.
29. Проекция какого анализатора находится в затылочной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
30. Проекция какого анализатора находится в теменной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
31. Проекция какого анализатора находится в лобной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
32. Психофизиология изучающая поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов называется …
а) социальная
б) экономическая
в) психологическая
33. Изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека, занимается … психофизиология
а) экологическая
б) экономическая
в) социальная
34. Художественный тип характеризуется преобладанием функций … сигнальной системы.
а) первой
б) второй
в) третьей
35. У мыслительного типа преобладает … сигнальная система.
а) первая
б) вторая
в) третья
39. Синапс:
а) обрабатывает информацию;
б) передает информацию;
в) место контакта;
г) окончание аксона.
40. Модель организации двух типов памяти разработал:
а) И.П. Павлов;
б) И.С. Бериташвили;
в) М. Мишкин;
г) Э. Тульвигин.
41. Впервые декларативную память стал исследовать известный физиолог Иван Соломонович Бериташвили в:
а) 1960 г.;
б)1930 г.;
в) 1911 г.;
г) 1940 г.
42. Храниться годами может след в … памяти.
а) процедурной;
б) эскплицитной;
в) декларативной;
г) семантической.
44. Память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию:
а) декларативная;
б) процедурная;
в) эксплицитная;
г) непроизвольная.
45. След хранится 30 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
46. След хранится 45 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
47. След хранится 10 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
48. Энграмма — это …памяти
а) след
б) способность
в) возможность
49. Распознают чужеродный антиген, реагируют на него:
а) Т-киллеры;
б) В-лимфоциты;
в) Т-хелперы;
г) Т-лимфоциты.
50. Контролируемый и осознаваемый процесс, обладающий пропускной способностью, обеспечивающий последовательную обработку информации:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) постпроизвольное внимание;
г) предвнимание.
51. Прибор для измерения силы мышц — …
а) динамометр
б) термометр
в) тонометр
52. Пульс в покое в норме составляет 80 уд/мин. у:
а) новорожденный;
б) 7 лет;
в) 14 лет;
г) взрослый.
53. Нормальное давление студента составляет:
а) 130/90 мм. рт. ст.
б) 110/70 мм. рт. ст.
в) 90/60 мм. рт. ст.
г) 105/75 мм. рт. ст.
54. Угасание – особая форма обучения, получившая название … научения.
а) негативного
б) позитивного
в) отрицательного
г) положительного
55. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса (отметить правильные ответы):
а) расширение зрачков;
б) увеличение кожной проводимости;
в) снижение чсс;
г) изменение дыхания;
д) сужение сосудов головы.
56. Нейроны … избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид, запах пищи.
а) вида
б) цели
в)запаха
57. Школа электрофизиков во главе с А. Эдрианом в Англии сложилась в:
а) 1920 г.;
б)1927 г.;
в) 1934 г.;
г) 1938 г.
58. Восприятие лица человека с выражением счастья вызывает активацию:
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) миндалины;
г) ретикулярной формации.
Некоторые специалисты применяют психофизиологические тесты, при помощи которых физиологические реакции измеряются как возможные показатели психологических проблем (Stoyva & Budzynski, 1993). Интерес к подобным тестам возник, когда в некоторых исследованиях стали высказываться мысли о том, что состояния тревожности обычно сопровождаются физиологическими изменениями, а именно учащением ритма сердца, повышением артериального давления крови, повышением температуры, изменением кожно-гальванического рефлекса и сокращением мышц. Измерение физиологических изменений с тех пор стало играть важную роль при оценке многих психологических нарушений.
Психофизиологический тест - тест, при помощи которого измеряют физиологические реакции (такие как сердцебиение и напряжение мышц), в качестве возможных показателей психологических проблем.
Биологическая обратная связь - лечебная методика, при которой пациент получает точную информацию о том, как происходят основные физиологические реакции и его обучают, как можно их контролировать произвольно.
При проведении психофизиологических тестов, как и при проведении других клинических тестов, возникают некоторые проблемы. Многие из этих тестов требуют дорогостоящего оборудования, которое необходимо тщательно настраивать и обслуживать (Nelson, 1981). Помимо этого, психофизиологические измерения могут быть неточными и ненадежными. Лабораторное оборудование само по себе необычно, оно впечатляет, а иногда и пугает, что может возбудить нервную систему пациента и таким образом изменить его обычные физиологические реакции. Показатели физиологических реакций могут измениться и в том случае, когда измерения проводятся неоднократно в течение одного сеанса. Например, гальваническая реакция кожи часто снижается при повторном тестировании.
Нейрологические и нейропсихологические тесты
Некоторые проблемы личности или поведения индивида первоначально возникают из-за повреждений мозга или при изменениях мозговой деятельности. Травмы головы, опухоли мозга, дисфункция мозга, алкоголизм, инфекции и другие нарушения - все это может вызвать органические нарушения. Если предстоит серьезно лечить психическое расстройство, необходимо знать, не лежат ли в его основе какие-либо физиологические нарушения в мозгу (Mattis & Wilson, 1997).
Неврологический тест - тест, непосредственно измеряющий структуру или активность мозга.
Нейропсихологический тест - тест, при помощи которого выявляются мозговые нарушения измерением когнитивных и моторных характеристик, а также способности восприятия.
Существуют методики, которые могут помочь при выявлении патологий мозга. В последнее время разработано несколько неврологических тестов , направленных на прямое измерение структуры мозга и его активности. Сюда относятся аксиальная компьютерная томография (computerized axial tomogram, CAT scan), при которой рентгеновские лучи принимаются от мозга под разными углами; электроэнцефалография, при этой процедуре электрические импульсы мозга собираются при помощи проводов, прикрепленных к голове; позитронная эмиссионная томография (positron emission tomogram, PET scan), компьютерная запись уровня химической активности мозга, а также магнитно-резонансная томография (МРТ) (magnetic resonance imaging, MRI), при этой процедуре используется особое магнитное свойство определенных атомов, входящих в состав тканей, чтобы воссоздать подробную картину структуры мозга (Janicak & Winans, 1997).
Будучи очень тонкими, подобные неврологические процедуры все-таки не всегда способны выявить скрытые патологии мозга. Нейропсихологические тесты , разработанные в последнее время, хотя и имеют менее непосредственный подход при обследовании, могут выявить больше результатов. При проведении нейропсихологических тестов, для выявления более широких проблем, связанных с мозгом, в качестве показателей оцениваются когнитивные и моторные характеристики, а также способность восприятия (Butters et al., 1995; Matarazzo, 1992). Повреждения мозга особенно сильно влияют на зрительное восприятие, кратковременную память и визуально-моторную координацию, поэтому при проведении тестов в основном обращается внимание на данные области.
Грусть и мозг. Позитронная эмиссионнная томограмма (PET scan) человека с грустными мыслями показывает, какие области активности мозга соответствуют подобным изменениям настроения.
Визуально-моторный гештальт-тест Бендера (Bender Visual-Motor Gestalt Test), один из наиболее широко используемых нейропсихологических тестов, состоит из 9 карточек, на каждой из которых изображен простой рисунок (Bender, 1938) (см. рис. 3.3). Участвующие в гештальт-тесте Бендера рассматривают по одному рисунки на карточках и копируют их на листке бумаги. Позже они пытаются вновь нарисовать по памяти эти рисунки. К 12-ти годам большинство людей способны запомнить и воспроизвести эти рисунки. Заметные ошибки в точности изображения считаются отражением органических нарушений мозга. Данный тест способен выявить людей с органическими нарушениями в 75% случаев, что служит показателем высокой валидности (Heaton, Baade, & Johnson, 1978). Однако ни один нейропсихологический тест не способен точно отличить один специфический тип нарушений мозга от другого (Goldstein, 1990). Это является основным недостатком всех нейропсихологических тестов: в лучшем случае они оказываются довольно грубыми и общими сканирующими средствами при изучении нейрологических проблем. Для того чтобы добиться большей точности и четкости, специалисты часто применяют серию, или батарею ,нейропсихологических тестов, каждый из которых направлен на выявление специфических нейрологических свойств.
Рис. 3.3. Гештальт-тест Бендера (The Bender Gestalt Test). В процессе данного теста испытуемые копируют на листке бумаги каждый из 9 рисунков, а затем рисуют их вновь по памяти. Значительные ошибки в рисунке (как это видно справа на рисунке, сделанном человеком с повреждением мозга) могут отражать некие органические дисфункции мозга. (Взято из книги Lacks, 1984, р. 33.)
Нейропсихологическая батарея тестов Халстеда-Рейтана (Halstead-Reitan Neuropsychology Battery) и Лурия-Небрасская батарея тестов (Luria-Nebraska Battery) - это две наиболее широко применяемые серии тестов (Reitan & Wolfson, 1985; Halstead, 1947).
Батарея - серия тестов, каждый из которых измеряет проявления специфической области.
В сессиях этой группы сохраняется следующий набор сигналов:
· Дыхание 1, Длительность дыхания 1, Длительность выдоха 1
· Кожная проводимость (ПрК), Кожная проводимость (логарифм) ( Ln ПрК)
· Амплитуда систолической волны (АСВ)
· Время распространения пульсовой волны (ВРПВ)
Стресс-тест – Когнитивная задача
Мониторирование физиологических параметров во время выполнения когнитивного задания. В качестве когнитивной нагрузки используется арифметический счет, подбор слов по смысловому критерию сходство/различие (синонимы, антонимы) и т.д. Терапевт может выбрать любое задание, активно задействующее функции мышления, памяти и внимания.
Сессия содержит два экрана пациента: нейтральное изображение (пейзаж) для выполнения устных заданий и стимульный материал – красно-черная таблица Горбова.
Стресс-тест - видеосюжет
Мониторирование параметров во время просмотра тематического видеоматериала стрессирующего характера. С помощью редактора экранов пользователь может задавать для предъявления в данной сессии различные видеосюжеты.
Мониторирование параметров во время отдыха. Это минутные сессии, которые используются для оценки способностей к восстановлению. Тестируемому дается задание не просто пассивно сидеть, а максимально эффективно использовать предстоящую минуту отдыха для того, чтобы восстановиться и подготовиться к следующему заданию.
Мониторинг физиологических параметров - визуальный стимул
Мониторинг физиологических параметров - звуковой стимул
Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления звукового стимула. При запуске сессии на экран пациента выводится нейтральное изображение. В определенный момент программа подает звуковой сигнал. Пользователь может самостоятельно настроить время возникновения и длительность предъявления звукового стимула, а также выбрать звуковой эффект.
Мониторинг физиологических параметров - произвольный стимул
Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления произвольного стимула. Под произвольными понимаются внешние (по отношению к программной среде) стимулы, например, тактильный или холодовой раздражитель.
Оценка результатов тестирования
Полученные данные оцениваются по трем критериям: 1) исходные значения параметра, 2) динамика его изменений в процессе стресс-тестирования (реакция на стрессовое воздействие) и 3) качество восстановления показателя во время отдыха.
Сначала оцениваются психофизиологических показателей в состоянии покоя, затем анализируется их динамики в процессе выполнения стресс-тестирования, для этого строится график изменения показателя по средним значениям за сессию. В идеальном случае график будет иметь следующий вид:
То есть любой показатель из тестируемых должен: во-первых, реагировать на стрессовое воздействие, во-вторых, возвращаться к исходному уровню во время отдыха. Оценка реактивности и восстановления проводится с учетом фоновых значений параметра. Следует обращать внимание на следующие моменты:
· был ли завышен/занижен фоновый уровень?
· было ли такое изменение фонового уровня реакцией на процедуру или же это хроническое нарушение?
· насколько выраженно изменялся показатель при воздействиях?
· какие воздействия вызывали наибольшую реакцию?
· восстанавливался ли показатель за сессию отдыха?
· было ли восстановление полным (до исходного уровня, либо до нормальных значений, если фон был изменен)?
· как вел себя показатель в течение тестирования, как он изменился в последней сессии относительно начала тестирования (прогрессивное нарастание реактивных изменений с некачественным восстановлением или, наоборот, адаптация, эффективное восстановление)?
1. Новое направление психофизиология получила официальный статус в:
а) 1982 году;
б) 1970 году;
в) 1973 году;
г) 1975 году.
2. Выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) магнито-резонансной томографии;
г) позитронно-эмиссионной томографии
5. Основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
а) альфа ритм;
б) бета ритм;
в) гамма ритм;
г) тета ритм.
6. Нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
7.Ориентировочный рефлекс составляет основу:
а) непроизвольного внимания;
б) произвольного внимания;
в) постпроизвольного внимания.
8. Ориентировочный (исследовательский) рефлекс был открыт:
а) И.М.Сеченовым;
б) И.П. Павловым;
в) Л.С. Выготским;
г) Ю. М. Конорским.
9. Внимание можно исследовать методом (исключить один неправильный ответ):
а) локальным мозговым кровотоком;
б) позитронно-эмиссионной томографией;
в) электроэнцефалографией;
г) окулографией.
10. Непроизвольное внимание формируется:
а) с рождения;
б) с 1 года;
в) с 6 месяцев;
г) с 2 -3 месяцев.
11. Непроизвольное внимание оперирует:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.
12. Антиципирующее внимание обращено:
а) в будущее;
б) в настоящее;
в) в прошлое.
14. Декларативная память это:
а) эксплицитная память;
б) процедурная память;
в) иксплицитная память;
г) семантическая память.
15. Семантическая память это знания:
а) на цифры;
б) на слова;
в) на образы;
г) на действия.
16. Негативное научение это:
а) привыкание;
б) простое научение;
в) ассоциативное научение;
г) сложное научение.
17. Центр речи расположен:
а) в стволе мозга;
б) в ретикулярной формации;
в) в височной зоне;
г) в левом полушарии.
18. Конкретно-образное мышление обеспечивает:
а) правое полушарие;
б) левое полушарие;
в) ретикулярная формация;
г) варолиев мост.
19. Циркадианные ритмы с периодом:
а) более суток;
б) один год;
в) равные суткам;
г) меньше суток.
20. Медленный сон составляет от общего времени сна:
а) 10%;
б) 20 %;
в) 50%;
г) 80%.
21. Нервы, которые проводят возбуждение от центра к периферии, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.
22. Проекция зрительного анализатора находится:
а) в лобной доле;
б) в височной доле;
в) в затылочной доле;
г) в теменной доле.
23. Основоположник изучения доминанты:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.А. Ухтомский.
24. Угнетение страха и агрессии наблюдается при поражении или удалении:
а) лобных долей;
б) гипофиза;
в) таламуса;
г) миндалины.
25. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) – это:
а) внимание;
б) концентрация внимания;
в) внимательность
26. Улыбка Дачена появляется:
а) с рождения;
б) с двух месяцев;
в) с шести месяцев;
г) с 1 года.
27. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными явлениями – это:
а) шок
б) аффект
в) эйфория
28. Проекция какого анализатора находится в височной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
29. Проекция какого анализатора находится в затылочной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
30. Проекция какого анализатора находится в теменной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
31. Проекция какого анализатора находится в лобной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.
32. Психофизиология изучающая поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов называется …
а) социальная
б) экономическая
в) психологическая
33. Изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека, занимается … психофизиология
а) экологическая
б) экономическая
в) социальная
34. Художественный тип характеризуется преобладанием функций … сигнальной системы.
а) первой
б) второй
в) третьей
35. У мыслительного типа преобладает … сигнальная система.
а) первая
б) вторая
в) третья
39. Синапс:
а) обрабатывает информацию;
б) передает информацию;
в) место контакта;
г) окончание аксона.
40. Модель организации двух типов памяти разработал:
а) И.П. Павлов;
б) И.С. Бериташвили;
в) М. Мишкин;
г) Э. Тульвигин.
41. Впервые декларативную память стал исследовать известный физиолог Иван Соломонович Бериташвили в:
а) 1960 г.;
б)1930 г.;
в) 1911 г.;
г) 1940 г.
42. Храниться годами может след в … памяти.
а) процедурной;
б) эскплицитной;
в) декларативной;
г) семантической.
44. Память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию:
а) декларативная;
б) процедурная;
в) эксплицитная;
г) непроизвольная.
45. След хранится 30 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
46. След хранится 45 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
47. След хранится 10 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.
48. Энграмма — это …памяти
а) след
б) способность
в) возможность
49. Распознают чужеродный антиген, реагируют на него:
а) Т-киллеры;
б) В-лимфоциты;
в) Т-хелперы;
г) Т-лимфоциты.
50. Контролируемый и осознаваемый процесс, обладающий пропускной способностью, обеспечивающий последовательную обработку информации:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) постпроизвольное внимание;
г) предвнимание.
51. Прибор для измерения силы мышц — …
а) динамометр
б) термометр
в) тонометр
52. Пульс в покое в норме составляет 80 уд/мин. у:
а) новорожденный;
б) 7 лет;
в) 14 лет;
г) взрослый.
53. Нормальное давление студента составляет:
а) 130/90 мм. рт. ст.
б) 110/70 мм. рт. ст.
в) 90/60 мм. рт. ст.
г) 105/75 мм. рт. ст.
54. Угасание – особая форма обучения, получившая название … научения.
а) негативного
б) позитивного
в) отрицательного
г) положительного
55. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса (отметить правильные ответы):
а) расширение зрачков;
б) увеличение кожной проводимости;
в) снижение чсс;
г) изменение дыхания;
д) сужение сосудов головы.
56. Нейроны … избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид, запах пищи.
а) вида
б) цели
в)запаха
57. Школа электрофизиков во главе с А. Эдрианом в Англии сложилась в:
а) 1920 г.;
б)1927 г.;
в) 1934 г.;
г) 1938 г.
58. Восприятие лица человека с выражением счастья вызывает активацию:
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) миндалины;
г) ретикулярной формации.
С понятием релевантность, так или иначе, сталкивались многие. В этом материале подробно разберем, что оно означает, где применяется, приведем примеры употребления слова в разных сферах.
Что такое релевантность
Человек получил специальность повара, проработал определенное время в данной отрасли, а затем захотел стать мастером по ремонту сантехники. Опыт и навыки прежней работы приходят в несоответствие с новой специальностью, и релевантный опыт для новой профессии приходится нарабатывать с нуля.
Релевантность имеет важное значение в SEO. От степени релевантности напрямую зависит продвижение сайтов в Google и Яндексе – чем она выше, тем более высокое место будет занимать сайт в поисковике.
Релевантность поисковой выдачи – это степень удовлетворенности пользователя результатами каких-либо сведений через поисковые системы.
Объясняя суть релевантности простыми словами, говорят о степени удовлетворенности пользователей ответами поисковых систем на заданный им запрос. Если результаты поиска являются нерелевантными – сведения устарели, запрашиваемая информация перестала быть значимой и актуальной.
Где и как применяется термин
Термин употребляется повсеместно, однако он не слишком популярен в обыденной жизни – им чаще пользуются в узко-профессиональной среде.
Кроме того, понятие релевантности используется в нескольких сферах деятельности, также – в различных ситуациях.
В поисковой оптимизации
Релевантность наиболее часто употребляется в SEO-оптимизации, где применяется в основном по отношению к информации, либо к ее составляющим – ссылкам, текстам, страницам.
Релевантный контент полностью соответствует запросу, введенному пользователем в строку поисковика.
Занимаясь поисковой оптимизаций, специалист подбирает запросы по определенной теме. Затем под выбранные вопросы создают странички сайтов с размещением на них контента. Поисковики будут показывать контент на высоких позициях и с высокой частотой выдачи только в случае его релевантности, при которой пользователь будет получать исчерпывающий ответ на свой запрос.
Информация может быть релевантной или нерелевантной в зависимости от ее соответствия потребностям, ожиданиям, целям пользователя.
Релевантная информация всегда качественная, сведения, приведенные в ней, являются достоверными и актуальными. Кроме того, релевантность информация должна соответствовать не только поисковой выдаче в ответ на запрос пользователя, но и быть пертинентной – выражающей его удовлетворенность полученной информацией.
Релевантная ссылка – это ссылка с анкором, соответствующая содержанию страницы сайта.
Пользователь интересуется вопросом о взыскании долгов с пенсионеров и находит статью со ссылкой, переводящей его на соответствующую статью в законодательстве РФ. Таким образом, по одному клику пользователю должна открываться либо статья закона, либо текст закона полностью.
Релевантный запрос представляет собой набор ключевых слов, по которым проект продвигается в поисковых строках.
Релевантность текста – это его соответствие конкретному запросу пользователя.
Цели поисковой оптимизации – увеличение сетевого трафика, количества потенциальных клиентов, а также последующая монетизация данного трафика.
Виды и критерии релевантности
Релевантность поиска имеет три основных вида, зависящие от поведения пользователей на страничках сайтов и оценки контента на станицах поисковиками Яндекс и Гугл. Релевантность обычно предстает в одной из трех ипостасей: формальной, содержательной, либо пертинентной.
В релевантности выделяют 2 вида критериев:
- Внешние . К внешним критериям относятся:
- количество переходов пользователей из поиска, объем, доля возврата к выдаче;
- объемы трафика какой-либо торговой марки;
- наличие целевого трафика, относящегося к внешним ссылкам.
Важнейшими критериями внешних сигналов для Яндекса считаются поведенческие факторы – именно они показывают, насколько пользователи удовлетворены посещаемым сайтом.
В Google в качестве важнейшего внешнего критерия выделяют ссылочные факторы. Если сайт упоминается во многих ссылках, это свидетельствует о качественном наполнении контента на нем и его авторитетности.
- Внутренние . Для внутренней релевантности важны ключевые слова или фразы, а именно:
- расположение на странице (степень естественности их распределения);
- частота их использования;
- расположение относительно начала документа;
- объем текста, его структурная организация;
- степень полезности контента, его качество;
- синонимы ключевиков;
- виды вхождения ключевых слов/фраз (в прямом виде, в разбавленном, либо в виде словоформ);
- нахождение ключей в Title, мегатегах, иных элементах наполнения;
- наличие технических аспектов, выраженное в доступности сайта, быстрой загрузке страницы, грамотной кодировке, отсутствии ошибок и т. д.
Кроме того, важны удобство навигации и периодичность добавления контента.
Гугл и Яндекс насчитывают сотни факторов, определяющих релевантность, однако для пресечения искусственной накрутки эти данные тщательно скрываются от широкой аудитории.
В службе управления персоналом
Потенциальный руководитель проверяет релевантность опыта работы соискателя по записи в трудовой книжке или по рекомендательному письму от предыдущего работодателя. Однако в реальности и при нынешнем сложном положении на рынке труда руководство часто отступает от строгой релевантности при выборе кандидата на вакантную должность.
Соискателя могут принять на работу, если он трудился не только в аналогичной, но и смежной должности, в особенности, если по конкретной специальности российские вузы выпускают недостаточно квалифицированных специалистов.
К тому же, в каждой организации разработаны собственные должностные инструкции, определяющие круг обязанностей и необходимые для конкретной должности образование и опыт работы. Важно также понимать, что релевантный опыт может стать не только важным преимуществом для соискателя, но и серьезным препятствием при устройстве на работу.
В современном быстро меняющемся мире динамично развивающиеся фирмы предпочитают обучать нужных сотрудников самостоятельно, не тратя времени на переобучение претендентов, чей опыт и знания устарели и перестали быть релевантными по отношению к новым условиям.
В статистике и аналитике
В данных сферах понятие релевантности используется давно, значительно раньше начала его употребления для оптимизации поисковых процессов.
Релевантность в аналитике и статистике – это соответствие конкретных данных целям, задачам исследования или анализу, достаточных для формирования определенных выводов.
Чтобы рассчитать релевантность вложений в рекламу, потребуется рассчитать коэффициент рентабельности вложенных инвестиций, прогнозируемую прибыль от продаж и стоимость заказа в целом. Нерелевантность в данном вопросе выразится в кратком анализе количества переходов и показов.
Для анализа задач соответствующих каким-либо исследованиям требуется именно релевантная выборка.
В маркетинге
Термин применительно к маркетинговой сфере употребляется в нескольких контекстах. Рекламные либо маркетинговые акции по релевантности обычно соответствуют следующим позициям:
- потребностям целевой аудитории;
- целям и задачам бизнес-сообщества;
- каналам коммуникаций.
Воронка продаж Бена ханта
Понятие релевантности в маркетинге может быть использовано в нескольких ситуациях, например:
- в рекламе, отвечающей потребностям, запросам, ожиданиям интернет-аудитории;
- в комментинге – особом виде набора подписчиков в Instagram-аккаунте, бесплатном, но долгом;
- применительно к аудитории – сообществу, интересующемуся каким-либо продуктом или рекламной информацией;
- при использовании хэштегов, соответствующих тематическому содержанию поста.
Релевантную информацию в маркетинге собирают для продвижения продукта на рынке, его популяризации и увеличения продаж.
В финансах
О релевантности в данной среде говорят при оценке значимости издержек/затрат в данных конкретных условиях. Иными словами, релевантностью в финансовой сфере называются затраты, имеющие важное значение для управленческих решений.
Кратко характеризуя релевантные затраты в финансовой сфере, говорят о затратах, значимых для конкретных управленческих решений.
Бизнесмен решил построить и ввести в эксплуатацию некое предприятие. В качестве примера релевантных затрат можно привести предполагаемые расходы на возведение (строительство/закупка сырья), запуск и работу (оплата труда работников) нового предприятия. К нерелевантным затратам в данном примере относится траты на заработную плату бухгалтера.
В образовании
При упоминании о релевантности в сфере образования речь идет о его соответствии конкретной должности, занимаемой специалистом.
Если человек претендует на вакантную должность маркетолога финансовой компании, ему необходимо предъявить документ об окончании обучения на факультете маркетинга, а также документально подтвердить имеющийся профильный опыт работы в финансовой организации. В случае наличия образования или опыта работы в любой другой области их нельзя признать релевантными по отношению к выбранной соискателем должности.
Релевантность образования в основном рассматривается как фактор развития компетентности специалиста на профессиональном уровне. В настоящее время данный вопрос занимает одно из ведущих мест в рейтинге дискуссий об образовании в целом.
Итак, в разных сферах и контекстах встречается данный термин и по сути означает всегда какое-то соответствие одних объектов с другими в определенных условиях.
Читайте также: