Релевантное сообщение это доминирующее сообщение

Обновлено: 17.05.2024

24. Угнетение страха и агрессии наб людается при поражении или у далении :

25. «. — сосредоточенность деятел ьности субъекта в данный момен т времени

на каком-либо реальном или идеальном объекте ( предмете , событии , образе ,

27. . — это сильные и относител ьно кратковременн ые эмоционал ьные

переживания , сопровождающиеся рез ко выраженными двигательными и

28 П рое кция соответствующего анализатора на х одится : ( най ти соответс тв ие )

29. Психофизиология изучающая пов едение как результат взаимод ействия

30. И з учением психофизиологически х механизмов воздействия на человека

экологически вредных факторов , нару шающих психическую деятельность и

31. Ху до жественный тип х арак теризуется преобладанием ф ункций .

32. У мыслительн ого типа преобладает . сигнальная система .

33. Повышенная трев ожность и пессимизм меланхолического темперамен та —

1. Центр у стной речи на х одится а ) в левом полушарии

2. Центр письменной речи находится б ) в правом полушарии

37. Какой метод дает возможность выключать любое пол у шарие и исследова ть

39. Мод ель орга низации двух типов па мяти разработал :

40. Впервые декларативн ую память с тал исследовать известн ый физиолог Иван


43. . память при неупотреблении и без подд ержки соответст вующи м

47. Распознают чужеродный антиген , реагируют на него :

49. Контролир у емый и осознаваемы й процесс , облада ющий пропускной

способностью , обеспечивающий последовательн ую обработку информации :

53. Разница между максимал ьным вдох ом и максимал ьным выдо хом

54. Прибор для изм ерения жизненной ем кости легки х назы вается .. .

56. Угасание — особая форма обучения , получившая название . нау чения .

57. Вегетативные компонент ы ориентировочного рефлекса ( отметить

58. Нейроны . избирательно реагир уют на поя вление целе вого объекта : на вид ,

59. Школа электрофизико в во главе с А . Эдрианом в Англии сложилась в :

60. Восприятие лица человек а с выражением счастья вызывает активацию :


4) б 14) а 24) вило чко вая 34) правого 44) 1- в 2 - а 3- б

5) а 15) б 25) внимание 35) 1- а 2- б 45) след 55) 1- б 2- а

словарь , в котором фиксир уют основные понятия по данной дисци плине , и по

которым в конце второго мод уля проводится контрольная работа .

Акце пто р ре зульта т ов де йст вия – центральный аппара т оценки

резу л ьт а тов и параметров б у дущего дей стви я .

Ве кторна я пс и хофиз иол оги я – новое направление , основанное на

представления х о векторном кодировани и информации в нейронных сетях .

Вегет ативная нервн ая система – обслуживает внутренние органы и

Вызван ные поте нциал ы - биоэлектрические колебания , возникающие в

нервных структурах в отве т на внешнее раздражение и нах одящие ся в строго

определенной временной связи с началом его действия .

Ин теро реце пто ры – или внутренние рецепторы , сигнализирующие о

Нейрон – нервная клетк а , через которую передается информац ия в

организме , представляет собой морфофункциональную единиц у ЦНС человека

Пейсм еке р ный п отен циал – является компактными способом передач и

Переферическ ая нер вная система - состоит из нер вных волокон ,

расходящихся по всему телу от голо вного и спинного мозга .

П оз ит р он н о-э м ис с и он на я том ог ра ф ия м оз га ( П ЭТ ) – метод ,

позволяющий визуализиро вать функционирование мозга на срезах любого

у ровня путем построения картин , полученных на осно ве данных о

Раздраж ители - воздействия внешней и внутренней среды организма .

Рец ептор – спец иализированная кле тка , эволюционно приспособленная к

восприятию из внешней среды определенного раздражителя и к

преобразовани ю его энергии из физической или химической формы в форм у

Сина пс ы – структурно и функциональ но оформленные места контакто в

Сис темн ая пси хоф из иол огия – изучает системы и подсистем ы

отношений , составляющи х и обеспечивающи х пси х ику и поведение человека .

Ф ункцио наль ное состо яние – фоно вая активност ь ЦНС , в у слов иях

которой осуществляется та или иная деятельнос ть . Это организация ак тивности

элементов различной анатомической принадлежности , имеющая х ара ктер

взаимосодействия , котор ое напра влено на достижение полезного

Центр ал ь ная нервная системы – со стоит их го ловного и спинного

Экс троре це пт оры – или внешние рецепторы – зрител ьные , слуховые ,

Элект р оэнце фал ограф ия – регис трация колебаний электрически х

Элект р оми огр афия – регистрация сум марных колебаний потенциалов ,

возникающих как компонент процесса возбуждения в области нер вно -

мышечны х соединени й и мышечны х волокнах при поступлении к ним

импульсов от мотонейроно в спинного и ли продолговатого мозга .

Электр оокулография – метод регистрации движений глаз , исключае т

Абсол ютн ый п орог сл у ховой ч увс тви тел ьн ос ти – минима льная сила

Анализатор – сл ожные нервные аппараты , воспринима ющие и

анализирующие раздражения внешней и внутренней среды организма .

Вос пр иятие – непосредственное чувс тв енное отражение предмето в и

явлений в целостном виде в рез у льтате осознания и х опознава тельных

Дальто низ м - частичная цветовая сле пота ( аномалия цветовосприятия ).

Ос трот а з ре ния – максимальная способность различать отдельные

Акт ивац ия - механизм внимания , контролирующий тоническ ую

Ант ици пиру ю щее вн иман ие – внимание обращенное в будущее .

Вним а ние – динамическая характеристика протекания познавательной

деятельности . Это о тражение ме жсистемных отношений текущей деятельности ,

которые обес печивают эффективность этой деятельности .

Нега ти вное науч е ние - особая фор ма обучения , ведущая к потере

способности данного стим ула вызвать ориентиро вочн ы й рефлекс ( это

Не произ во л ь ное в нимани е – пассивное внимание , выражается в

переключении внимания на неожиданн ое изменение физических , временны х ,

пространственны х характеристик стимулов или на поя вление значимы х

Орие н тир овоч ный рефл екс – м ногокомпонентная реакция активаци и .

Се лекти вн ост ь внима ни я – или избирательность , х арактеризует его

направленность на любой аспект стимула : на его физичес кую или

П остпр оиз вол ьное в нима н ие – внимание , кото рое появляется в

процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работо й . Оно не

требу е т у с илий воли , так как поддерживается интересом к ней .

Пр оиз воль ное в ним ан ие – активное внимание , х арактеризуется

направленностью с у бъекта на сознатель но выбранную цель .

Биологичес кая пам ять – это ф у ндаментальное свойство живой материи

приобретат ь , сохра нять и воспроиз водить информ ацию . Различа ют три вида

биологической памяти : генетическую , иммунологическую и нейрологическ ую

Генети ческая память – память о стру кт у рно-ф ункциональной

организации живой системы как представителя определенного биологичес кого

вида . Носителями Г П являются нуклеин овые кислоты ( Д НК , РНК ).

Гено типи ческая память ( или филогенетическая ) с вязана с

Долг ов рем енна я или декла ративная ( эксплици тная ) память .

Длительность хранения в Д ВП неопределенно долгая , объем велик , по

некоторым данным не ограничен . Это память на лица , места событий ,

Ико ническая пам я ть или сенсорн ая . Объем ИП при наличии

соответств у ющих инстр укций от 12 до 20 элементов , процесс продолжае тся до

Кр атков ременн ая память - и л и опера тивная , длительность сохранения

12 с . Объем КП представлен числом Миллера : 7-/+ 2 элемента .

Научение – совокупность процессов , обеспечивающих приобретение

индивидуальной ( фенот ипической ) памяти , вызывающей приспособительн ую

Па мять - особая форма психического отражения дейс твительности ,

заключающаяся в закреплении , со х ранении и последующем воспроизведении

Пр оцеду рна я ( икспл иц итна я ) пам ят ь – память на действия . Она

представлена моторными навыками , классическими и инстру ме нтальными

Рабочая памят ь – временно акт у ализированная система следов памяти ,

которая оперативно испол ьзуется во время выполнен ия различны х

когнитивных действий и реализаци и целенаправленного по ведения .

Се мант ическа я пам ят ь – ( словесно-логическая ) – память на словесные

сигналы и символы , обозна чающие ка к внешние объек ты , так и внутренние

Сен сит изация – форма простейшег о научения , выражающаяся в

у силен ии рефлекторной реакции под влиянием сильного или поврежда ющего

Ф енотип и ческая память – обеспечи вает переработку и хранение

информации , приобре таемой в ходе онтогенеза на основе разл ичны х

Эмоци о нал ьная память – связана с запоминанием и воспроизведение м

Эп изодич ес кая пам ят ь - это память на датированные во времени

Аффек т – временная психическая дезорганизация сознания , его

воздействием , острым , конфликт ным противоречием действител ьности и

Ве дущие эмоц ии - сигнализируют человеку о не у довле тв о ренности его

потребностей и побуждают к поиску целевого объекта , стим у ли руя

Ли мб ическ ая сист ема – комплекс функционально связанных межд у

собой филогенети чески древних глубинны х стр уктур головного мозга ,

у час твующих в регуляции вегетативно - висцеральны х ф у н кций и

Настро ение – это течение или пото к гедонически ориентированн ых

Об щие ощу ще ния – за нимают особ ое место среди эмоциональны х

Ретик ул яр ная ф орма ци я – играет важную роль в обеспечении эмоций .

Ситуатив ные эм оции – возника ют в резул ьтате оце нок отдел ьны х

этапов или повед ения в целом , побуждают субъекта действовать либо в

прежнем направлении , либо менять поведение , его тактику , способы

Эк с пр ессия – сила проя вления чувств в мимике , пан томимике , голосе ,

Эмо ции – особы й класс пси х ически х пр оцессов и состояний , связанных с

потребностями и мотивами , отражающи х в форме непосредст венных

субъективных переживаний ( у до влетворения , радости , страха и т.д . значимость

Эмоци о нал ьный фон или эмоциональное состояние отраж ает общее

глобальное отношение человека к окружающей си туации , к себе самому и

Эмоцио нально е ре агиро вани е – кратковременный эмоц иональный

ответ на то или иное воздействие , имеющее с иту ативн ый х а рактер .

Вторая сигнальная с ист ема – ф у нкция мозга , кот орая имеет дело со

содержание кот оры х фиксируется в сл овах , математически х символа х , образах

. Центр Бр окк а – относится к пе редним отделам речевых зон ,

расположен в нижних отделах третьей лобной извилины , у большей части

людей в левом пол у шарии , обеспечивает воспроизведение речи .

Ц е н т р В е р н и к е – о тносится к задн им отделам речевых зон коры ,

расположен в височной д оле и об еспечивает понимание речи .

М ышлен ие – психический процесс о бобщенного и опосредо ванного

отражения устойчивы х , закономерны х с войств и отношений , с у щест венных для

Перва я с иг нал ьна я сис тем а – ра бота мозга , обуславливающая

превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов

деятельности организма . Это система конк ретны х , непосредственно

чувственных образо в действительности , фиксиру емы х мозгом человека и

Худ ожес тве нн ый ти п ин телл ект а - связан с работой правого

П одсозна ние – э то различные автомат изированные на выки , стереотип ы

автоматизированного поведения . К под сознании . относится все то , что ранее

1. Новое направление психофизиология получила официальный статус в:
а) 1982 году;
б) 1970 году;
в) 1973 году;
г) 1975 году.

2. Выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) магнито-резонансной томографии;
г) позитронно-эмиссионной томографии

5. Основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
а) альфа ритм;
б) бета ритм;
в) гамма ритм;
г) тета ритм.

6. Нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.

7.Ориентировочный рефлекс составляет основу:
а) непроизвольного внимания;
б) произвольного внимания;
в) постпроизвольного внимания.

8. Ориентировочный (исследовательский) рефлекс был открыт:
а) И.М.Сеченовым;
б) И.П. Павловым;
в) Л.С. Выготским;
г) Ю. М. Конорским.
9. Внимание можно исследовать методом (исключить один неправильный ответ):
а) локальным мозговым кровотоком;
б) позитронно-эмиссионной томографией;
в) электроэнцефалографией;
г) окулографией.

10. Непроизвольное внимание формируется:
а) с рождения;
б) с 1 года;
в) с 6 месяцев;
г) с 2 -3 месяцев.

11. Непроизвольное внимание оперирует:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.

12. Антиципирующее внимание обращено:
а) в будущее;
б) в настоящее;
в) в прошлое.

14. Декларативная память это:
а) эксплицитная память;
б) процедурная память;
в) иксплицитная память;
г) семантическая память.

15. Семантическая память это знания:
а) на цифры;
б) на слова;
в) на образы;
г) на действия.

16. Негативное научение это:
а) привыкание;
б) простое научение;
в) ассоциативное научение;
г) сложное научение.

17. Центр речи расположен:
а) в стволе мозга;
б) в ретикулярной формации;
в) в височной зоне;
г) в левом полушарии.

18. Конкретно-образное мышление обеспечивает:
а) правое полушарие;
б) левое полушарие;
в) ретикулярная формация;
г) варолиев мост.

19. Циркадианные ритмы с периодом:
а) более суток;
б) один год;
в) равные суткам;
г) меньше суток.

20. Медленный сон составляет от общего времени сна:
а) 10%;
б) 20 %;
в) 50%;
г) 80%.

21. Нервы, которые проводят возбуждение от центра к периферии, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.

22. Проекция зрительного анализатора находится:
а) в лобной доле;
б) в височной доле;
в) в затылочной доле;
г) в теменной доле.

23. Основоположник изучения доминанты:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.А. Ухтомский.

24. Угнетение страха и агрессии наблюдается при поражении или удалении:
а) лобных долей;
б) гипофиза;
в) таламуса;
г) миндалины.

25. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) – это:
а) внимание;
б) концентрация внимания;
в) внимательность

26. Улыбка Дачена появляется:
а) с рождения;
б) с двух месяцев;
в) с шести месяцев;
г) с 1 года.

27. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными явлениями – это:
а) шок
б) аффект
в) эйфория

28. Проекция какого анализатора находится в височной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;

г) вкусового анализатора.

29. Проекция какого анализатора находится в затылочной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

30. Проекция какого анализатора находится в теменной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

31. Проекция какого анализатора находится в лобной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

32. Психофизиология изучающая поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов называется …
а) социальная
б) экономическая
в) психологическая

33. Изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека, занимается … психофизиология
а) экологическая
б) экономическая
в) социальная

34. Художественный тип характеризуется преобладанием функций … сигнальной системы.
а) первой
б) второй
в) третьей

35. У мыслительного типа преобладает … сигнальная система.
а) первая
б) вторая
в) третья

39. Синапс:
а) обрабатывает информацию;
б) передает информацию;
в) место контакта;
г) окончание аксона.

40. Модель организации двух типов памяти разработал:
а) И.П. Павлов;
б) И.С. Бериташвили;
в) М. Мишкин;
г) Э. Тульвигин.

41. Впервые декларативную память стал исследовать известный физиолог Иван Соломонович Бериташвили в:
а) 1960 г.;
б)1930 г.;
в) 1911 г.;
г) 1940 г.

42. Храниться годами может след в … памяти.
а) процедурной;
б) эскплицитной;
в) декларативной;
г) семантической.

44. Память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию:
а) декларативная;
б) процедурная;
в) эксплицитная;
г) непроизвольная.

45. След хранится 30 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

46. След хранится 45 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

47. След хранится 10 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

48. Энграмма — это …памяти
а) след
б) способность
в) возможность

49. Распознают чужеродный антиген, реагируют на него:
а) Т-киллеры;
б) В-лимфоциты;
в) Т-хелперы;
г) Т-лимфоциты.

50. Контролируемый и осознаваемый процесс, обладающий пропускной способностью, обеспечивающий последовательную обработку информации:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) постпроизвольное внимание;
г) предвнимание.

51. Прибор для измерения силы мышц — …
а) динамометр
б) термометр
в) тонометр

52. Пульс в покое в норме составляет 80 уд/мин. у:
а) новорожденный;
б) 7 лет;
в) 14 лет;
г) взрослый.

53. Нормальное давление студента составляет:
а) 130/90 мм. рт. ст.
б) 110/70 мм. рт. ст.
в) 90/60 мм. рт. ст.
г) 105/75 мм. рт. ст.

54. Угасание – особая форма обучения, получившая название … научения.
а) негативного
б) позитивного
в) отрицательного
г) положительного

55. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса (отметить правильные ответы):
а) расширение зрачков;
б) увеличение кожной проводимости;
в) снижение чсс;
г) изменение дыхания;
д) сужение сосудов головы.

56. Нейроны … избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид, запах пищи.
а) вида
б) цели
в)запаха

57. Школа электрофизиков во главе с А. Эдрианом в Англии сложилась в:
а) 1920 г.;
б)1927 г.;
в) 1934 г.;
г) 1938 г.

58. Восприятие лица человека с выражением счастья вызывает активацию:
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) миндалины;
г) ретикулярной формации.

Некоторые специалисты применяют психофизиологические тесты, при помощи которых физиологические реакции измеряются как возможные показатели психологических проблем (Stoyva & Budzynski, 1993). Интерес к подобным тестам возник, когда в некоторых исследованиях стали высказываться мысли о том, что состояния тревожности обычно сопровождаются физиологическими изменениями, а именно учащением ритма сердца, повышением артериального давления крови, повышением температуры, изменением кожно-гальванического рефлекса и сокращением мышц. Измерение физиологических изменений с тех пор стало играть важную роль при оценке многих психологических нарушений.

Психофизиологический тест - тест, при помощи которого измеряют физиологические реакции (такие как сердцебиение и напряжение мышц), в качестве возможных показателей психологических проблем.

Биологическая обратная связь - лечебная методика, при которой пациент получает точную информацию о том, как происходят основные физиологические реакции и его обучают, как можно их контролировать произвольно.

При проведении психофизиологических тестов, как и при проведении других клинических тестов, возникают некоторые проблемы. Многие из этих тестов требуют дорогостоящего оборудования, которое необходимо тщательно настраивать и обслуживать (Nelson, 1981). Помимо этого, психофизиологические измерения могут быть неточными и ненадежными. Лабораторное оборудование само по себе необычно, оно впечатляет, а иногда и пугает, что может возбудить нервную систему пациента и таким образом изменить его обычные физиологические реакции. Показатели физиологических реакций могут измениться и в том случае, когда измерения проводятся неоднократно в течение одного сеанса. Например, гальваническая реакция кожи часто снижается при повторном тестировании.

Нейрологические и нейропсихологические тесты

Некоторые проблемы личности или поведения индивида первоначально возникают из-за повреждений мозга или при изменениях мозговой деятельности. Травмы головы, опухоли мозга, дисфункция мозга, алкоголизм, инфекции и другие нарушения - все это может вызвать органические нарушения. Если предстоит серьезно лечить психическое расстройство, необходимо знать, не лежат ли в его основе какие-либо физиологические нарушения в мозгу (Mattis & Wilson, 1997).

Неврологический тест - тест, непосредственно измеряющий структуру или активность мозга.

Нейропсихологический тест - тест, при помощи которого выявляются мозговые нарушения измерением когнитивных и моторных характеристик, а также способности восприятия.

Существуют методики, которые могут помочь при выявлении патологий мозга. В последнее время разработано несколько неврологических тестов , направленных на прямое измерение структуры мозга и его активности. Сюда относятся аксиальная компьютерная томография (computerized axial tomogram, CAT scan), при которой рентгеновские лучи принимаются от мозга под разными углами; электроэнцефалография, при этой процедуре электрические импульсы мозга собираются при помощи проводов, прикрепленных к голове; позитронная эмиссионная томография (positron emission tomogram, PET scan), компьютерная запись уровня химической активности мозга, а также магнитно-резонансная томография (МРТ) (magnetic resonance imaging, MRI), при этой процедуре используется особое магнитное свойство определенных атомов, входящих в состав тканей, чтобы воссоздать подробную картину структуры мозга (Janicak & Winans, 1997).

Будучи очень тонкими, подобные неврологические процедуры все-таки не всегда способны выявить скрытые патологии мозга. Нейропсихологические тесты , разработанные в последнее время, хотя и имеют менее непосредственный подход при обследовании, могут выявить больше результатов. При проведении нейропсихологических тестов, для выявления более широких проблем, связанных с мозгом, в качестве показателей оцениваются когнитивные и моторные характеристики, а также способность восприятия (Butters et al., 1995; Matarazzo, 1992). Повреждения мозга особенно сильно влияют на зрительное восприятие, кратковременную память и визуально-моторную координацию, поэтому при проведении тестов в основном обращается внимание на данные области.

Грусть и мозг. Позитронная эмиссионнная томограмма (PET scan) человека с грустными мыслями показывает, какие области активности мозга соответствуют подобным изменениям настроения.

Визуально-моторный гештальт-тест Бендера (Bender Visual-Motor Gestalt Test), один из наиболее широко используемых нейропсихологических тестов, состоит из 9 карточек, на каждой из которых изображен простой рисунок (Bender, 1938) (см. рис. 3.3). Участвующие в гештальт-тесте Бендера рассматривают по одному рисунки на карточках и копируют их на листке бумаги. Позже они пытаются вновь нарисовать по памяти эти рисунки. К 12-ти годам большинство людей способны запомнить и воспроизвести эти рисунки. Заметные ошибки в точности изображения считаются отражением органических нарушений мозга. Данный тест способен выявить людей с органическими нарушениями в 75% случаев, что служит показателем высокой валидности (Heaton, Baade, & Johnson, 1978). Однако ни один нейропсихологический тест не способен точно отличить один специфический тип нарушений мозга от другого (Goldstein, 1990). Это является основным недостатком всех нейропсихологических тестов: в лучшем случае они оказываются довольно грубыми и общими сканирующими средствами при изучении нейрологических проблем. Для того чтобы добиться большей точности и четкости, специалисты часто применяют серию, или батарею ,нейропсихологических тестов, каждый из которых направлен на выявление специфических нейрологических свойств.

Рис. 3.3. Гештальт-тест Бендера (The Bender Gestalt Test). В процессе данного теста испытуемые копируют на листке бумаги каждый из 9 рисунков, а затем рисуют их вновь по памяти. Значительные ошибки в рисунке (как это видно справа на рисунке, сделанном человеком с повреждением мозга) могут отражать некие органические дисфункции мозга. (Взято из книги Lacks, 1984, р. 33.)

Нейропсихологическая батарея тестов Халстеда-Рейтана (Halstead-Reitan Neuropsychology Battery) и Лурия-Небрасская батарея тестов (Luria-Nebraska Battery) - это две наиболее широко применяемые серии тестов (Reitan & Wolfson, 1985; Halstead, 1947).

Батарея - серия тестов, каждый из которых измеряет проявления специфической области.

В сессиях этой группы сохраняется следующий набор сигналов:

· Дыхание 1, Длительность дыхания 1, Длительность выдоха 1

· Кожная проводимость (ПрК), Кожная проводимость (логарифм) ( Ln ПрК)

· Амплитуда систолической волны (АСВ)

· Время распространения пульсовой волны (ВРПВ)

Стресс-тест – Когнитивная задача

Мониторирование физиологических параметров во время выполнения когнитивного задания. В качестве когнитивной нагрузки используется арифметический счет, подбор слов по смысловому критерию сходство/различие (синонимы, антонимы) и т.д. Терапевт может выбрать любое задание, активно задействующее функции мышления, памяти и внимания.

Сессия содержит два экрана пациента: нейтральное изображение (пейзаж) для выполнения устных заданий и стимульный материал – красно-черная таблица Горбова.

Стресс-тест - видеосюжет

Мониторирование параметров во время просмотра тематического видеоматериала стрессирующего характера. С помощью редактора экранов пользователь может задавать для предъявления в данной сессии различные видеосюжеты.

Мониторирование параметров во время отдыха. Это минутные сессии, которые используются для оценки способностей к восстановлению. Тестируемому дается задание не просто пассивно сидеть, а максимально эффективно использовать предстоящую минуту отдыха для того, чтобы восстановиться и подготовиться к следующему заданию.

Мониторинг физиологических параметров - визуальный стимул

Мониторинг физиологических параметров - звуковой стимул

Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления звукового стимула. При запуске сессии на экран пациента выводится нейтральное изображение. В определенный момент программа подает звуковой сигнал. Пользователь может самостоятельно настроить время возникновения и длительность предъявления звукового стимула, а также выбрать звуковой эффект.

Мониторинг физиологических параметров - произвольный стимул

Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления произвольного стимула. Под произвольными понимаются внешние (по отношению к программной среде) стимулы, например, тактильный или холодовой раздражитель.


Оценка результатов тестирования

Полученные данные оцениваются по трем критериям: 1) исходные значения параметра, 2) динамика его изменений в процессе стресс-тестирования (реакция на стрессовое воздействие) и 3) качество восстановления показателя во время отдыха.

Сначала оцениваются психофизиологических показателей в состоянии покоя, затем анализируется их динамики в процессе выполнения стресс-тестирования, для этого строится график изменения показателя по средним значениям за сессию. В идеальном случае график будет иметь следующий вид:

То есть любой показатель из тестируемых должен: во-первых, реагировать на стрессовое воздействие, во-вторых, возвращаться к исходному уровню во время отдыха. Оценка реактивности и восстановления проводится с учетом фоновых значений параметра. Следует обращать внимание на следующие моменты:

· был ли завышен/занижен фоновый уровень?

· было ли такое изменение фонового уровня реакцией на процедуру или же это хроническое нарушение?

· насколько выраженно изменялся показатель при воздействиях?

· какие воздействия вызывали наибольшую реакцию?

· восстанавливался ли показатель за сессию отдыха?

· было ли восстановление полным (до исходного уровня, либо до нормальных значений, если фон был изменен)?

· как вел себя показатель в течение тестирования, как он изменился в последней сессии относительно начала тестирования (прогрессивное нарастание реактивных изменений с некачественным восстановлением или, наоборот, адаптация, эффективное восстановление)?

Тест по психофизиологии, 58 вопросов с ответами

1. Новое направление психофизиология получила официальный статус в:
а) 1982 году;
б) 1970 году;
в) 1973 году;
г) 1975 году.

2. Выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) магнито-резонансной томографии;
г) позитронно-эмиссионной томографии

5. Основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
а) альфа ритм;
б) бета ритм;
в) гамма ритм;
г) тета ритм.

6. Нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.

7.Ориентировочный рефлекс составляет основу:
а) непроизвольного внимания;
б) произвольного внимания;
в) постпроизвольного внимания.

8. Ориентировочный (исследовательский) рефлекс был открыт:
а) И.М.Сеченовым;
б) И.П. Павловым;
в) Л.С. Выготским;
г) Ю. М. Конорским.
9. Внимание можно исследовать методом (исключить один неправильный ответ):
а) локальным мозговым кровотоком;
б) позитронно-эмиссионной томографией;
в) электроэнцефалографией;
г) окулографией.

10. Непроизвольное внимание формируется:
а) с рождения;
б) с 1 года;
в) с 6 месяцев;
г) с 2 -3 месяцев.

11. Непроизвольное внимание оперирует:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.

12. Антиципирующее внимание обращено:
а) в будущее;
б) в настоящее;
в) в прошлое.

14. Декларативная память это:
а) эксплицитная память;
б) процедурная память;
в) иксплицитная память;
г) семантическая память.

15. Семантическая память это знания:
а) на цифры;
б) на слова;
в) на образы;
г) на действия.

16. Негативное научение это:
а) привыкание;
б) простое научение;
в) ассоциативное научение;
г) сложное научение.

17. Центр речи расположен:
а) в стволе мозга;
б) в ретикулярной формации;
в) в височной зоне;
г) в левом полушарии.

18. Конкретно-образное мышление обеспечивает:
а) правое полушарие;
б) левое полушарие;
в) ретикулярная формация;
г) варолиев мост.

19. Циркадианные ритмы с периодом:
а) более суток;
б) один год;
в) равные суткам;
г) меньше суток.

20. Медленный сон составляет от общего времени сна:
а) 10%;
б) 20 %;
в) 50%;
г) 80%.

21. Нервы, которые проводят возбуждение от центра к периферии, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.

22. Проекция зрительного анализатора находится:
а) в лобной доле;
б) в височной доле;
в) в затылочной доле;
г) в теменной доле.

23. Основоположник изучения доминанты:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.А. Ухтомский.

24. Угнетение страха и агрессии наблюдается при поражении или удалении:
а) лобных долей;
б) гипофиза;
в) таламуса;
г) миндалины.

25. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) – это:
а) внимание;
б) концентрация внимания;
в) внимательность

26. Улыбка Дачена появляется:
а) с рождения;
б) с двух месяцев;
в) с шести месяцев;
г) с 1 года.

27. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными явлениями – это:
а) шок
б) аффект
в) эйфория

28. Проекция какого анализатора находится в височной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

29. Проекция какого анализатора находится в затылочной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

30. Проекция какого анализатора находится в теменной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

31. Проекция какого анализатора находится в лобной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

32. Психофизиология изучающая поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов называется …
а) социальная
б) экономическая
в) психологическая

33. Изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека, занимается … психофизиология
а) экологическая
б) экономическая
в) социальная

34. Художественный тип характеризуется преобладанием функций … сигнальной системы.
а) первой
б) второй
в) третьей

35. У мыслительного типа преобладает … сигнальная система.
а) первая
б) вторая
в) третья

39. Синапс:
а) обрабатывает информацию;
б) передает информацию;
в) место контакта;
г) окончание аксона.

40. Модель организации двух типов памяти разработал:
а) И.П. Павлов;
б) И.С. Бериташвили;
в) М. Мишкин;
г) Э. Тульвигин.

41. Впервые декларативную память стал исследовать известный физиолог Иван Соломонович Бериташвили в:
а) 1960 г.;
б)1930 г.;
в) 1911 г.;
г) 1940 г.

42. Храниться годами может след в … памяти.
а) процедурной;
б) эскплицитной;
в) декларативной;
г) семантической.

44. Память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию:
а) декларативная;
б) процедурная;
в) эксплицитная;
г) непроизвольная.

45. След хранится 30 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

46. След хранится 45 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

47. След хранится 10 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

48. Энграмма — это …памяти
а) след
б) способность
в) возможность

49. Распознают чужеродный антиген, реагируют на него:
а) Т-киллеры;
б) В-лимфоциты;
в) Т-хелперы;
г) Т-лимфоциты.

50. Контролируемый и осознаваемый процесс, обладающий пропускной способностью, обеспечивающий последовательную обработку информации:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) постпроизвольное внимание;
г) предвнимание.

51. Прибор для измерения силы мышц — …
а) динамометр
б) термометр
в) тонометр

52. Пульс в покое в норме составляет 80 уд/мин. у:
а) новорожденный;
б) 7 лет;
в) 14 лет;
г) взрослый.

53. Нормальное давление студента составляет:
а) 130/90 мм. рт. ст.
б) 110/70 мм. рт. ст.
в) 90/60 мм. рт. ст.
г) 105/75 мм. рт. ст.

54. Угасание – особая форма обучения, получившая название … научения.
а) негативного
б) позитивного
в) отрицательного
г) положительного

55. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса (отметить правильные ответы):
а) расширение зрачков;
б) увеличение кожной проводимости;
в) снижение чсс;
г) изменение дыхания;
д) сужение сосудов головы.

56. Нейроны … избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид, запах пищи.
а) вида
б) цели
в)запаха

57. Школа электрофизиков во главе с А. Эдрианом в Англии сложилась в:
а) 1920 г.;
б)1927 г.;
в) 1934 г.;
г) 1938 г.

58. Восприятие лица человека с выражением счастья вызывает активацию:
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) миндалины;
г) ретикулярной формации.

С понятием релевантность, так или иначе, сталкивались многие. В этом материале подробно разберем, что оно означает, где применяется, приведем примеры употребления слова в разных сферах.

Подходящие пазлы

Что такое релевантность

Человек получил специальность повара, проработал определенное время в данной отрасли, а затем захотел стать мастером по ремонту сантехники. Опыт и навыки прежней работы приходят в несоответствие с новой специальностью, и релевантный опыт для новой профессии приходится нарабатывать с нуля.

Понятие и пример

Релевантность имеет важное значение в SEO. От степени релевантности напрямую зависит продвижение сайтов в Google и Яндексе – чем она выше, тем более высокое место будет занимать сайт в поисковике.

Релевантность поисковой выдачи – это степень удовлетворенности пользователя результатами каких-либо сведений через поисковые системы.

Объясняя суть релевантности простыми словами, говорят о степени удовлетворенности пользователей ответами поисковых систем на заданный им запрос. Если результаты поиска являются нерелевантными – сведения устарели, запрашиваемая информация перестала быть значимой и актуальной.

Где и как применяется термин

Термин употребляется повсеместно, однако он не слишком популярен в обыденной жизни – им чаще пользуются в узко-профессиональной среде.

Кроме того, понятие релевантности используется в нескольких сферах деятельности, также – в различных ситуациях.

В поисковой оптимизации

Релевантность наиболее часто употребляется в SEO-оптимизации, где применяется в основном по отношению к информации, либо к ее составляющим – ссылкам, текстам, страницам.

Релевантный контент полностью соответствует запросу, введенному пользователем в строку поисковика.

Занимаясь поисковой оптимизаций, специалист подбирает запросы по определенной теме. Затем под выбранные вопросы создают странички сайтов с размещением на них контента. Поисковики будут показывать контент на высоких позициях и с высокой частотой выдачи только в случае его релевантности, при которой пользователь будет получать исчерпывающий ответ на свой запрос.

Информация может быть релевантной или нерелевантной в зависимости от ее соответствия потребностям, ожиданиям, целям пользователя.

Релевантная информация всегда качественная, сведения, приведенные в ней, являются достоверными и актуальными. Кроме того, релевантность информация должна соответствовать не только поисковой выдаче в ответ на запрос пользователя, но и быть пертинентной – выражающей его удовлетворенность полученной информацией.

Релевантная ссылка – это ссылка с анкором, соответствующая содержанию страницы сайта.

Пользователь интересуется вопросом о взыскании долгов с пенсионеров и находит статью со ссылкой, переводящей его на соответствующую статью в законодательстве РФ. Таким образом, по одному клику пользователю должна открываться либо статья закона, либо текст закона полностью.

Поиск информации

Релевантный запрос представляет собой набор ключевых слов, по которым проект продвигается в поисковых строках.

Релевантность текста – это его соответствие конкретному запросу пользователя.

Цели поисковой оптимизации – увеличение сетевого трафика, количества потенциальных клиентов, а также последующая монетизация данного трафика.

Поисковая оптимизация

Виды и критерии релевантности

Релевантность поиска имеет три основных вида, зависящие от поведения пользователей на страничках сайтов и оценки контента на станицах поисковиками Яндекс и Гугл. Релевантность обычно предстает в одной из трех ипостасей: формальной, содержательной, либо пертинентной.

В релевантности выделяют 2 вида критериев:

  1. Внешние . К внешним критериям относятся:
  • количество переходов пользователей из поиска, объем, доля возврата к выдаче;
  • объемы трафика какой-либо торговой марки;
  • наличие целевого трафика, относящегося к внешним ссылкам.

Важнейшими критериями внешних сигналов для Яндекса считаются поведенческие факторы – именно они показывают, насколько пользователи удовлетворены посещаемым сайтом.

Поведенческие факторы примеры

В Google в качестве важнейшего внешнего критерия выделяют ссылочные факторы. Если сайт упоминается во многих ссылках, это свидетельствует о качественном наполнении контента на нем и его авторитетности.

  1. Внутренние . Для внутренней релевантности важны ключевые слова или фразы, а именно:
  • расположение на странице (степень естественности их распределения);
  • частота их использования;
  • расположение относительно начала документа;
  • объем текста, его структурная организация;
  • степень полезности контента, его качество;
  • синонимы ключевиков;
  • виды вхождения ключевых слов/фраз (в прямом виде, в разбавленном, либо в виде словоформ);
  • нахождение ключей в Title, мегатегах, иных элементах наполнения;
  • наличие технических аспектов, выраженное в доступности сайта, быстрой загрузке страницы, грамотной кодировке, отсутствии ошибок и т. д.

Кроме того, важны удобство навигации и периодичность добавления контента.

Гугл и Яндекс насчитывают сотни факторов, определяющих релевантность, однако для пресечения искусственной накрутки эти данные тщательно скрываются от широкой аудитории.

В службе управления персоналом

Потенциальный руководитель проверяет релевантность опыта работы соискателя по записи в трудовой книжке или по рекомендательному письму от предыдущего работодателя. Однако в реальности и при нынешнем сложном положении на рынке труда руководство часто отступает от строгой релевантности при выборе кандидата на вакантную должность.

Требования при приеме на работу

Соискателя могут принять на работу, если он трудился не только в аналогичной, но и смежной должности, в особенности, если по конкретной специальности российские вузы выпускают недостаточно квалифицированных специалистов.

К тому же, в каждой организации разработаны собственные должностные инструкции, определяющие круг обязанностей и необходимые для конкретной должности образование и опыт работы. Важно также понимать, что релевантный опыт может стать не только важным преимуществом для соискателя, но и серьезным препятствием при устройстве на работу.

Устройство на работу

В современном быстро меняющемся мире динамично развивающиеся фирмы предпочитают обучать нужных сотрудников самостоятельно, не тратя времени на переобучение претендентов, чей опыт и знания устарели и перестали быть релевантными по отношению к новым условиям.

В статистике и аналитике

В данных сферах понятие релевантности используется давно, значительно раньше начала его употребления для оптимизации поисковых процессов.

Релевантность в аналитике и статистике – это соответствие конкретных данных целям, задачам исследования или анализу, достаточных для формирования определенных выводов.

Чтобы рассчитать релевантность вложений в рекламу, потребуется рассчитать коэффициент рентабельности вложенных инвестиций, прогнозируемую прибыль от продаж и стоимость заказа в целом. Нерелевантность в данном вопросе выразится в кратком анализе количества переходов и показов.

Для анализа задач соответствующих каким-либо исследованиям требуется именно релевантная выборка.

В маркетинге

Термин применительно к маркетинговой сфере употребляется в нескольких контекстах. Рекламные либо маркетинговые акции по релевантности обычно соответствуют следующим позициям:

  • потребностям целевой аудитории;
  • целям и задачам бизнес-сообщества;
  • каналам коммуникаций.

Воронка продаж Бена ханта

Воронка продаж Бена ханта

Понятие релевантности в маркетинге может быть использовано в нескольких ситуациях, например:

  • в рекламе, отвечающей потребностям, запросам, ожиданиям интернет-аудитории;
  • в комментинге – особом виде набора подписчиков в Instagram-аккаунте, бесплатном, но долгом;
  • применительно к аудитории – сообществу, интересующемуся каким-либо продуктом или рекламной информацией;
  • при использовании хэштегов, соответствующих тематическому содержанию поста.

Релевантную информацию в маркетинге собирают для продвижения продукта на рынке, его популяризации и увеличения продаж.

В финансах

О релевантности в данной среде говорят при оценке значимости издержек/затрат в данных конкретных условиях. Иными словами, релевантностью в финансовой сфере называются затраты, имеющие важное значение для управленческих решений.

Кратко характеризуя релевантные затраты в финансовой сфере, говорят о затратах, значимых для конкретных управленческих решений.

Бизнесмен решил построить и ввести в эксплуатацию некое предприятие. В качестве примера релевантных затрат можно привести предполагаемые расходы на возведение (строительство/закупка сырья), запуск и работу (оплата труда работников) нового предприятия. К нерелевантным затратам в данном примере относится траты на заработную плату бухгалтера.

В образовании

При упоминании о релевантности в сфере образования речь идет о его соответствии конкретной должности, занимаемой специалистом.

Если человек претендует на вакантную должность маркетолога финансовой компании, ему необходимо предъявить документ об окончании обучения на факультете маркетинга, а также документально подтвердить имеющийся профильный опыт работы в финансовой организации. В случае наличия образования или опыта работы в любой другой области их нельзя признать релевантными по отношению к выбранной соискателем должности.

Релевантность образования в основном рассматривается как фактор развития компетентности специалиста на профессиональном уровне. В настоящее время данный вопрос занимает одно из ведущих мест в рейтинге дискуссий об образовании в целом.

Итак, в разных сферах и контекстах встречается данный термин и по сути означает всегда какое-то соответствие одних объектов с другими в определенных условиях.

Читайте также: