Речевой этикет нормы и традиции 5 класс сообщение родной язык

Обновлено: 18.05.2024

Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе . Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в обществе.

ОРИЗВИНИТЕРААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ЕДОСВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова До_св_дания П_жалу_ста Изв_ните Сп_сибо Здра_ствуйте Пр_с_тите

Запомните! До свИдания ПОжалуЙста ИзвИните СпАсибо ЗдраВствуйте ПрОстите

К формулам речевого этикета относятся: слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро. Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

Что такое обращение?

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Что важно при выборе обращений? КТО говорит КОМУ говорит В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит

Откройте учебник на стр. 92

Работа с текстом: Назовите тему текста. Назовите основную мысль текста. Назовите тип речи.

Как выделяются обращения на письме?

Обращения на письме выделяются: Запятыми Восклицательным знаком

2) Светочка как ты хороша! Задание 3. Расставьте знаки препинания.

2) Светочка ! Как ты хороша! Проверяем:

3) Иван Петрович Максим проводит вас в зал конференции . Задание 3. Расставьте знаки препинания.

3) Иван Петрович, Максим проводит вас в зал конференции. Проверяем:

4) Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые! Задание 3. Расставьте знаки препинания.

4) Девицы , красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые ! Проверяем:

Вопрос № 1. Укажите слово, после которого в предложении нужно поставить запятую: Уважаемый Николай Степанович разрешите пригласить вас на премьеру спектакля! а) уважаемый б) Николай в) Степанович г) пригласить Вопрос № 2. Каким из предложенных способов привлечь внимание собеседника будет вежливее? а) Эй, Санька! б) Александр, позвольте Вас отвлечь! Тест

Вопрос № 1. В Вопрос № 2 . Б Вопрос № 3. А, В, Г Вопрос № 4. Б, Г Вопрос № 5. В, Г Ответы:

Спасибо за внимание! Всего доброго!

Предварительный просмотр:

Речевой этикет (5 класс)

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете как неотъемлемой части языка и культуры. Ребята, мы сегодня с вами должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Ведь г де бы мы не находились — на улице, дома, на работе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся. Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми.

Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

СЛАЙД 1. Запись даты и темы урока.

СЛАЙД 2. Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах

СЛАЙД 3. Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

СЛАЙД 4-5. Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.

Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова

До св_дания, п_жалу..ста, изв_ните, сп_сибо, здра_ствуйте

СЛАЙД 6. К формулам речевого этикета относятся:

  • слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) ,
  • приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) ,
  • обращения (ты, вы, дамы и господа) .

С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро.

Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

Мы сегодня обратим особое внимание на формы обращения.

СЛАЙД 7. Что такое обращение?

СЛАЙД 8. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

СЛАЙД 9. Что важно при выборе обращений?

  • КТО говорит
  • КОМУ говорит
  • В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит

СЛАЙД 10. Учебник стр. 92, упр. 112

  1. Назовите тему текста. 2. Назовите основную мысль текста. 3. Назовите тип речи.

1. Какое обращение, по мнению автора, самое распространенное?

2. Как было принято обращаться к незнакомым людям в прошлом?

3. Есть ли в современной России, по мнению автора, общепринятое вежливое обращение?

4. Как же быть? Что думает автор по этому поводу?

5. К какому выводу приходит автор в конце своего рассуждения?

СЛАЙД 12. Как выделяются обращения на письме?

СЛАЙД 13. Запятыми и восклицательным знаком

СЛАЙД 15. Проверяем

Итак, мы сегодня на уроке с вами говорили о речевом этикете. Вспомнили, что при выборе обращений необходимо учитывать, с кем мы говорим и в какой речевой ситуации находимся: учитель ли перед нами или мама, прохожий или сосед, одноклассник или просто знакомый. Каждому из нас приятно, когда общение доброжелательное и вежливое. И, конечно, никогда не стоит забывать об улыбке, потому что улыбка – это символ человечности.

СЛАЙД 16-17. В качестве итога нашей работы предлагаю вам пройти тест на внимательность и смекалку.

https://pp.userapi.com/c851216/v851216941/e8384/LHZI2OC29go.jpg

Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

  • Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
  • Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
  • Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
  • Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Оборудование: компьютеры, телевизор.

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Да, культура невозможна без знаний формул речевого этикета. Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении. Это относится прежде всего к правильному употреблению слов – речевых формул – в различных ситуациях. Типичные ситуации речевого этикета: знакомство, извинение, комплимент, поздравление и т.д. Например, в ситуации благодарности мы употребляем следующие высказывания: Спасибо! Благодарю вас! Очень вам благодарен! Как я вам признателен! и др.



1. Пожелание здоровья – здравствуйте.
2. Указание на время встречи – добрый день.
3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
4. Уважительная форма – мое почтение.

В завершение разговора, используют формулы в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах ( до завтра, созвонимся).

1. Личности собеседников;
2. Место;
3.Тема;
4. Время;
5. Мотив;
6. Цель.


– Сколько лиц у Коли?
– Какое из них настоящее? Помогите Коле найти свое лицо.
– Встречали ли вы таких многоликих?
– Для чего нужна вежливость – для выгоды. Чтобы что-то получить, или для чего-то еще?

(Прослушивание мнений учащихся).

Слово учителя.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.

– так поет Окуджава.

Комплименты – это приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка. Ведь когда нас одобряют, просто крылья могут вырасти, и нет, наверное, человека, который на одобрение не откликнулся бы желанием стать еще лучше.


Слово учителя. Ребята, народ сложил очень много пословиц о речевом этикете, конечно же, вложив в них всю мудрость. Например, доброе слово человеку, что дождь в засуху.

– А какие вы знаете пословицы о волшебных словах. Чему нас учат пословицы?

Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого этикета? (Выступления учащихся).

Слово Пресс-центра. Подведение итогов.

Ситуация речевого этикета

Наше общение напрямую зависит от того, с кем мы разговариваем, в каком месте и с какой целью. К одним людям обратимся с приветствием Здравствуйте!, другому скажем Привет!, а третьему просто пожмём руку. Это зависит от возраста собеседника и от того, как хорошо мы знакомы.

Учитывая личность собеседника, обращение может быть Ты или Вы. Ты говорят ровесникам и близким родственникам. На Вы обращаются ко всем взрослым людям

Правила устного общения

Любой разговор начинается с приветствия. Выбираем слова в зависимости от того, с кем беседуем. Имеет значение очерёдность: младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину.

Основная часть разговора зависит от цели общения. Обсуждаются вопросы, передаётся информация, просьбы.

В завершение разговора используются слова прощания и пожелания удачи. Высказывается удовлетворение от беседы, а может, недовольство.

Этикет телефонного разговора

При разговоре по телефону действуют особые правила:

Правила письменного общения

Что мы узнали?

Читайте также: