Речевой этикет нормы и традиции 5 класс сообщение родной язык
Обновлено: 18.05.2024
Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе . Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в обществе.
ОРИЗВИНИТЕРААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ЕДОСВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова До_св_дания П_жалу_ста Изв_ните Сп_сибо Здра_ствуйте Пр_с_тите
Запомните! До свИдания ПОжалуЙста ИзвИните СпАсибо ЗдраВствуйте ПрОстите
К формулам речевого этикета относятся: слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро. Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
Что такое обращение?
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Что важно при выборе обращений? КТО говорит КОМУ говорит В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит
Откройте учебник на стр. 92
Работа с текстом: Назовите тему текста. Назовите основную мысль текста. Назовите тип речи.
Как выделяются обращения на письме?
Обращения на письме выделяются: Запятыми Восклицательным знаком
2) Светочка как ты хороша! Задание 3. Расставьте знаки препинания.
2) Светочка ! Как ты хороша! Проверяем:
3) Иван Петрович Максим проводит вас в зал конференции . Задание 3. Расставьте знаки препинания.
3) Иван Петрович, Максим проводит вас в зал конференции. Проверяем:
4) Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые! Задание 3. Расставьте знаки препинания.
4) Девицы , красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые ! Проверяем:
Вопрос № 1. Укажите слово, после которого в предложении нужно поставить запятую: Уважаемый Николай Степанович разрешите пригласить вас на премьеру спектакля! а) уважаемый б) Николай в) Степанович г) пригласить Вопрос № 2. Каким из предложенных способов привлечь внимание собеседника будет вежливее? а) Эй, Санька! б) Александр, позвольте Вас отвлечь! Тест
Вопрос № 1. В Вопрос № 2 . Б Вопрос № 3. А, В, Г Вопрос № 4. Б, Г Вопрос № 5. В, Г Ответы:
Спасибо за внимание! Всего доброго!
Предварительный просмотр:
Речевой этикет (5 класс)
- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;
- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;
- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.
Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете как неотъемлемой части языка и культуры. Ребята, мы сегодня с вами должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Ведь г де бы мы не находились — на улице, дома, на работе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся. Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми.
Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.
СЛАЙД 1. Запись даты и темы урока.
СЛАЙД 2. Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах
СЛАЙД 3. Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице
СЛАЙД 4-5. Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.
Вставьте пропущенные буквы и запишите в тетрадь вежливые слова
До св_дания, п_жалу..ста, изв_ните, сп_сибо, здра_ствуйте
СЛАЙД 6. К формулам речевого этикета относятся:
- слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) ,
- приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) ,
- обращения (ты, вы, дамы и господа) .
С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро.
Из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
Мы сегодня обратим особое внимание на формы обращения.
СЛАЙД 7. Что такое обращение?
СЛАЙД 8. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
СЛАЙД 9. Что важно при выборе обращений?
- КТО говорит
- КОМУ говорит
- В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит
СЛАЙД 10. Учебник стр. 92, упр. 112
- Назовите тему текста. 2. Назовите основную мысль текста. 3. Назовите тип речи.
1. Какое обращение, по мнению автора, самое распространенное?
2. Как было принято обращаться к незнакомым людям в прошлом?
3. Есть ли в современной России, по мнению автора, общепринятое вежливое обращение?
4. Как же быть? Что думает автор по этому поводу?
5. К какому выводу приходит автор в конце своего рассуждения?
СЛАЙД 12. Как выделяются обращения на письме?
СЛАЙД 13. Запятыми и восклицательным знаком
СЛАЙД 15. Проверяем
Итак, мы сегодня на уроке с вами говорили о речевом этикете. Вспомнили, что при выборе обращений необходимо учитывать, с кем мы говорим и в какой речевой ситуации находимся: учитель ли перед нами или мама, прохожий или сосед, одноклассник или просто знакомый. Каждому из нас приятно, когда общение доброжелательное и вежливое. И, конечно, никогда не стоит забывать об улыбке, потому что улыбка – это символ человечности.
СЛАЙД 16-17. В качестве итога нашей работы предлагаю вам пройти тест на внимательность и смекалку.
Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.
Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.
Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.
Функции речевого этикета
Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:
- Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
- Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
- Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
- Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.
История
Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.
Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.
Правила
Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.
Оборудование: компьютеры, телевизор.
I. Организационный момент
II. Слово учителя
Да, культура невозможна без знаний формул речевого этикета. Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении. Это относится прежде всего к правильному употреблению слов – речевых формул – в различных ситуациях. Типичные ситуации речевого этикета: знакомство, извинение, комплимент, поздравление и т.д. Например, в ситуации благодарности мы употребляем следующие высказывания: Спасибо! Благодарю вас! Очень вам благодарен! Как я вам признателен! и др.
1. Пожелание здоровья – здравствуйте.
2. Указание на время встречи – добрый день.
3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
4. Уважительная форма – мое почтение.
В завершение разговора, используют формулы в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах ( до завтра, созвонимся).
1. Личности собеседников;
2. Место;
3.Тема;
4. Время;
5. Мотив;
6. Цель.
– Сколько лиц у Коли?
– Какое из них настоящее? Помогите Коле найти свое лицо.
– Встречали ли вы таких многоликих?
– Для чего нужна вежливость – для выгоды. Чтобы что-то получить, или для чего-то еще?
(Прослушивание мнений учащихся).
Слово учителя.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
– так поет Окуджава.
Комплименты – это приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка. Ведь когда нас одобряют, просто крылья могут вырасти, и нет, наверное, человека, который на одобрение не откликнулся бы желанием стать еще лучше.
Слово учителя. Ребята, народ сложил очень много пословиц о речевом этикете, конечно же, вложив в них всю мудрость. Например, доброе слово человеку, что дождь в засуху.
– А какие вы знаете пословицы о волшебных словах. Чему нас учат пословицы?
Слово учителя. Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого этикета? (Выступления учащихся).
Слово Пресс-центра. Подведение итогов.
Ситуация речевого этикета
Наше общение напрямую зависит от того, с кем мы разговариваем, в каком месте и с какой целью. К одним людям обратимся с приветствием Здравствуйте!, другому скажем Привет!, а третьему просто пожмём руку. Это зависит от возраста собеседника и от того, как хорошо мы знакомы.
Учитывая личность собеседника, обращение может быть Ты или Вы. Ты говорят ровесникам и близким родственникам. На Вы обращаются ко всем взрослым людям
Правила устного общения
Любой разговор начинается с приветствия. Выбираем слова в зависимости от того, с кем беседуем. Имеет значение очерёдность: младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину.
Основная часть разговора зависит от цели общения. Обсуждаются вопросы, передаётся информация, просьбы.
В завершение разговора используются слова прощания и пожелания удачи. Высказывается удовлетворение от беседы, а может, недовольство.
Этикет телефонного разговора
При разговоре по телефону действуют особые правила:
Правила письменного общения
Что мы узнали?
Читайте также: