Речевая культура офицера сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Заговори, и я увижу тебя.
Сократ

Достигнуть высокой культуры общения офицеру невозможно без совершенствования культуры речи, причем на всех ее уровнях: лексическом, грамматическом и фонетическом.

В системе высшей военной школы большую роль в этом должны сыграть не только педагогические коллективы кафедр и отделов, но и начальники - руководители всех уровней командного звена, призванные обучать своих воспитанников основам культурной и грамотной речи.

Культура речи, как известно, может быть привита будущему офицеру лишь в том случае, когда она своими основами опирается на высокие образцы и примеры для подражания. "Подобное - порождает подобное" - именно это сущностное правило характерно для системы обучения и воспитания. Известно, что воспитать себе подобного может каждый, но не всякий способен взрастить высоко образованного и культурного человека с присущими ему чертами интеллигентности и нравственного совершенства. Вот почему положение о "зеркальном" отражении у воспитуемых качеств воспитателя, в том числе и в сфере речевого общения, предъявляет сегодня значительные требования к облику тех, кто призван профессионально заниматься обучением и воспитанием будущих офицеров.

Как уже отмечалось, наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряженностью, и конечно же, отсутствием крика. Когда офицер легко сбивается на крик - это верный признак того, что он не умеет владеть собой. И ведь кричат не только начальники. Чаще всего переходят на крик отчаявшиеся нечто объяснить собеседнику (коллеге, подчиненному) в рамках нормального тона, не формируя повышенный звук.

Как подсказывает житейский опыт, эффективность крика в ситуации, когда нужно убедить человека или склонить к своей точке зрения, близка к нулю, и громче - вовсе не значит убедительней и понятнее. Поэтому исключение крика из арсенала повседневного общения, несомненно, существенно повысит не только речевую культуру офицера, но и явится важнейшим показателем его общей культуры и интеллигентности.

Обращаясь к проблеме совершенствования культуры речи офицера, особо следует сказать о сквернословии и жаргоне, которые, к сожалению, имеют место не только в курсантских, но и в офицерских коллективах.

Жаргон - это буквально "испорченный язык", цель которого обособить какую-то группу людей от основной части общества. Щеголяют жаргоном в армейской среде, как правило, те, кто желает выделить себя из устоявшейся культурной среды. Именно они стремятся заимствовать некоторые слова из арго. Арго - это речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют вульгарной руганью или матерщиной.

Матерная брань имеет свои истоки в пластах русской лексики. Она возникла много веков назад и сложилась не сразу, а в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери создались из традиций родового строя, когда представитель старшего поколения мог обратиться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, что он мог быть отцом этого молодого человека, поскольку имел половую связь с его матерью. Таким образом, "матерные выражения" изначально не были бранью, поскольку напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойнейшие ругательства. (Житников В.Ф. и др. Умееете ли вы общаться? - М., 1991. С. 125-128.)

С приобретением жизненного опыта, с ростом физических и умственных сил, привычка к матерной брани превращается в некое средство отдельных людей, "облагающее "хвост" нецензурщины применительно к армейским условиям - в казармы, в лекционные аудитории, в кабинеты, получая порой прописку в общении начальников с подчиненными (но очень редко наоборот).

Грубая, жаргонная, вульгарная речь портит любое симпатичное лицо, искажает приятное впечатление от знакомства, отталкивает человека. И хочется верить, что "жаргонный словесный мусор" не будет засорять общения тех, кто носит офицерское звание (или стремится к нему), чей долг и достоинство требуют быть образованным и культурным человеком.


Структура речи командира или инженера подразумевает лексический, грамматический и фонетический аспекты [4]. Лексическая культура, отражая уровень овладения словом, проявляется в таких показателях, как точность употребления слова, его выразительность и доступность. Грамматическая культура речи военнослужащего способна демонстрировать правильность построения фразы и ее доходчивость. Фонетическая культура речи, так же как и лексическая, и грамматическая, играет большую роль в речи военнослужащего, поскольку она заключается в правильности произношения, выразительности интонации, чёткости дикции и т.д.

Отсутствие быстрой сменяемости людских потоков, общение с кон­тингентом, владеющим стилистически сниженной лексикой, оказывает су­щественное влияние на формирование языкового материала воинского состава отдаленного военного гарнизона.

Командную речь военнослужащего можно рассматривать с точки зрения достижения результата посредством речи. Здесь видны и противо­речия. С одной стороны, подчиненные выполняют волю военнослужащего, выраженную в эмоционально-вербальной форме, но одновременно фиксируют при этом отступления от стилистических и грамматических норм языка. С другой стороны, нормативно правильная речь не оказывает должного побудитель­ного воздействия, так как в данном случае энергия мысли распределяется между направленностью на действие и на нормативно правильное построе­ние речи.

Любая профессиональная деятельность (в том числе и речевая) предстает перед слушателем в форме одобренного способа деятельности. В начальный период речевой деятельности военнослужащий пользуется репродуктивным способом, превращая его затем в индивидуальный творческий способ. Сог­ласно такой характеристики речь военнослужащего опре­деляется уровнями:

- репродуктивный уровень характеризуется простой передачей инфор­мации слушателям. Он не предполагает учета специфики как аудитории во­обще, так и индивидуальных особенностей слушателей. Военнослужащий в процессе речи занят исключительно содержанием, все внимание сосредоточено на правильности изложения материала. Процесс его понимания слушателями не управляем и не регулируем;

- адаптационный уровень - более высокий уровень. Он предполагает хорошее знание выступающим своего предмета, свободную ориентацию в ма­териале, достаточную методическую вооруженность. Это позволяет военнослужащему постоянно поддерживать все формы контактов с аудиторией, учитывать ее особенности, применять различные способы доказательства, управлять вниманием подчиненных и пониманием материала;

- творческий уровень - уровень, при котором военнослужащий не только в полной мере управляет усвоением материала подчиненными, но и активизи­рует их творческое мышление, побуждает делать собственные частные и промежуточные выводы, что формирует у слушающих способность видеть рассматриваемые явления в реальной связи с практикой [6].

Такое понимание культуры речевой деятельности позволяет военнослужащему в своем совершенствовании идти от пересказа текста к его свободному воспроизводству, включая элементы собственного видения проблемы, а впоследствии переходить к сочинению новых собственных текстовых и ре­чевых произведений.

Единство формы и содержания речи может быть выражено через соче­тание рационального и эмоционального. Рациональная часть выступления - это та часть ее, которая воздействует на разум через логико-композици­онную структуру текста, а эмоциональная часть, содержащая речевые средства, - на эмоции, чувства. Причем эстетический, эмоциональный ас­пект речи воспринимается сразу, создавая первые же впечатления. Впос­ледствии они могут либо укрепиться под воздействием рациональных средств, либо ослабнуть, или вовсе нейтрализоваться. Поэтому теория ораторского искусства требует разумного сочетания рационального и эмо­ционального в речи.

Особая форма эмоциональной выразительности речи военнослужащего - крик. Крик военнослужащего - инстинктивен, а значит, в нем теряются подлинно челове­ческие качества. Крик - ошеломляет, пугает, отучает мыслить. Им можно запугать, заставить делать не думая. Он подавляет и внутреннюю энер­гию. Люди, на которых кричат, теряют способность воспринимать иную ин­тонацию. Один раз закричав, и заставив таким образом подчиниться, уже не стоит рассчитывать на успех, разговаривая нормальным голосом, пыта­ясь передать оттенки чувств через речь.

Крик воспринимается как нападение или защита. И то и другое вызы­вает реакцию активного протеста и неприятия со стороны окружающих. Крик у военнослужащего возникает как реакция на невнимание, но заставить слу­шать можно не криком, а мыслью. Военнослужащий кричит в случае отсутствия ар­гументов. Особенно опасен крик в военном училище. Он таким образом множится по закону геометрической прогрессии.

По данным психологов, эмоциональная память - самая прочная, особенно память об отрицательных эмоциях, которая как сигнал об опасности переживается в сознании индивида наиболее долго и потому препятствует его общению с другими индивидами. Это напрямую связано со спецификой военной среды. Военнослужащий, привыкший испытывать на себе речь повышенной возбудимости, так же обращается и с подчиненными. Если военнослужащий за годы службы привыкает к такой форме общения, то он после подобного к себе обращения на весь период службы запомнит соответственно возникшие отрицательные эмоции [8].

Каковы причины проникновения в речь военнослужащего стилистически снижен­ной и ненормативной лексики, пределом которой являются матерные и бранные слова?

Военнослужащий, использующий в речи бранные, ругательные слова, отождест­вляется солдатом с низкоинтеллектуальными людьми на гражданке. Но это ведь не так. За плечами, даже молодого военнослужащего высшее военное учебное заведение, специальные научные знания, воплощенные в практику. Причина использования военнослужащим грубых слов, просторечий и вульгаризмов не в образовании, а в психологическом состоянии. Следующая причина определяется желанием быстрого достижения необходимого результата, невзирая на эффективность используемых средств. Услышав в свой адрес бранное слово, большинство людей чувствует себя оскорбленными. Возникает чувство досады, подавленное состояние преследует человека довольно продолжительное время. Тот, кто употребил это слово для унижения чело­веческого достоинства, добивается свой цели.

Мат - словесное явление, применяемое как сила подавления челове­ческой личности, как правило, для попрания чувств чужого достоинства. Ничто так не уничтожает, так не стирает, так не смешивает с прахом че­ловеческую личность, как поношение его матерной руганью.

Деструктивная (разрушающая) сила бранной речи была известна уже в древнем мире и использовалась для поношения противника перед боем. Деструктивная сила грубого слова заключена не в его фонетическом (зву­чащем) составе, а в том воображении и смысле, который мы в него вкла­дываем. Чтобы разрушающе влиять на иноязычного противника нужно иметь представление об этимологическом значении слов и понятий. Не имеющая аналогичного перевода на другой язык, но отличающаяся особой экспрес­сивностью и интонационной окраской, бранная речь все же достигала цели - унижала чувства достоинства противника и возбуждала злобу к врагу у своих воинов. Эта версия, наряду с социальным отражением армейского быта в речи, объясняет живучесть стилистически сниженной лексики в су­губо мужской военно-профессиональной среде.

Как же избежать ненормированных слов в своей речи? Путей здесь несколько, а зависят они от причин появления нелитературных выражений в речи военнослужащего.

Первый путь связан с необходимостью осуществлять постоянный контроль за процессом порождения и формирования высказывания, выполнять регулирование лексического варианта на фазе внутреннего проговарива­ния. Дополнительно к этому регулярная речевая практика поможет придать речи внешнюю нормативную форму.

Второй путь определяется заботой военнослужащего о своем авторитете, уп­рочение которого зависит от умения преодолеть эмоциональную возбуди­мость и обрести психологическую уравновешенность. В речевой деятель­ности это достигается заблаговременной подготовкой к выступлению и на­личием конкретных речевых форм, готовых к высказыванию.

В последние годы в Вооруженных Силах нашего государства требова­ние "говорить хорошо" предавалось забвению, распространялась сниженная ненормативная лексика. Проявления индивидуального, личностного в мыш­лении, зачастую, воспринималось как чрезмерная самостоятельность. Се­годня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, в том числе и в армейской среде, способных излагать свои мысли доступно, ярко и используя при этом не только языковую правиль­ность, но также и логико-композиционное построение речи.

В настоящее время трудно представить образованного военнослужащего, не обладающего собственной позицией, не умеющего заинтересовать слушате­лей, аргументировано отвечать на вопросы, разъяснять воинам современ­ные проблемы в жизни страны и армии.

Эмоциональное и психологическое состояние, выражающееся в речи военнослужащего, определенным образом влияет на степень восприятия сообщаемой информации подчиненным, а в сложной ситуации оказывает положительное или отрицательное влияние. Военнослужащему следует знать о существовании такой зависимости и осознанно регулировать собственные эмоции в речи, чтобы соответствующим образом воздействовать на слушающих [1].

В опасной ситуации подчиненные (получатели информации) способны улавливать тончайшие оттенки речи военнослужащего. В числе отрицательно влияю­щих на состояние подчиненных особо отмечаются беспокойный и неуверен­ный голос, неясная и нечеткая дикция, отсутствие пауз и нерасчленен­ность речи, интонационный монотон, который проявляется в отсутствии перечисли­тельной, предусмотрительно-объяснительной интонации, интонации обособ­ления.

Тот, кто хочет убедить или уговорить - говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или ус­талости. Допуская в речи незначительные ошибки, как например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полус­лове, люди невольно выражают свои чувства и свои намерения. Неуверен­ность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий неуверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или, когда собеседник пытается нас обмануть, или ввести в заблуждение.

После завоевания доверия офицер в условиях чрезвычайных ситуаций (боевые действия, угроза жизни людей и состоянию техники, по­жар, наводнение) применяет способы речевого насилия: приказ, предупреждение, окрик, побуждение и т.д. Предварительно подготовленный во­еннослужащий, раньше он из уст военнослужащего слушал только истину, выполнит повелительное распоряжение беспрекословно.

Эти рассуждения подтверждаются опытом ведения боевых действий в Великой Отечественной войне и локальных войнах. Накануне наступления или при ведении оборонительных боев офицеры и генералы разъясняли под­чиненным оперативно-тактическую обстановку на участках фронта, прора­батывали различные варианты своих действий и ответных мер противника, показывали необходимость поддержания высокого уровня боевой готовности и боевой настороженности. Такая заблаговременная речевая деятельность осуществляла подготовку сознания воинов к выполнению краткого и лако­ничного приказа. Такая же работа, по опросам офицеров, проводится и в современных условиях накануне учений и даже показных занятий [5].

Звучащее слово военнослужащего - это не просто набор слов для воздействия на подчиненных. В строго упорядоченном расположении слов слушающий ре­гистрирует ценность говорящей личности, степень коммуникативности и расположенности к окружающим. Проблема восприятия речи - это не просто процесс улавливания звуков, а общение с автором речи, с мастером уст­ного речевого произведения.

Диалектика должного и существующего культуры речевой деятельности военнослужащего соотносится с критериями этой культуры и приближением на практике к нормативно высоким речевым показателям. Постановка проблемы "что есть?" и "что надо?" требует поставить и третий вопрос - "как достичь должного?".

Правильная речь офицера оказывает существенное влияние на эффективность выполнения поставленных военнослужащему задач, на эффективность управления при помощи речевых средств. Во время своего выступления военнослужащий следит за культурой речи, логикой изложения вопроса. Четкая вы­разительная речь способствует тому, что подчиненные понимают команди­ра. Она помогает убедить их и мобилизовать на безусловное выполнение задач, поручений, требований. Культура речевой деятельности выражается в способности объяснить возникшую, под воздействием окружающей реаль­ной действительности, мысль при помощи существующих слов [7].

Речь для военнослужащего выступает научно обоб­щенным языковым идеалом. Этот идеал предстает в качестве возможности, в качестве высшего уровня на пути практического претворения образцовой речи в реально звучащую индивидуальную речь. Чем активнее военнослужащий в своем речевом развитии, тем быстрее он сможет достичь уровня объектив­но существующих идеалов. Овладение речью, соответствующей требованиям жизни и социальному окружению служит основой для развития субъективных критериев культуры речевой деятельности военнослужащего.

О совершенной речи военнослужащего можно говорить лишь в том случае, если в его речи есть манеры общения, подчеркивающие его интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и другие. Общаясь с людьми, военнослужащий должен задумываться над тем, в какой степени освоены эти манеры не только его подчиненными, но и им самим.

Общение включает также умения правильно ориентироваться в ситуации и подбирать правильно фразы с учетом личности собеседника, ситуации, условий, возможностей. Ведь помимо стандартных, повторяющихся выражений, мы должны иметь языковые средства, отражающие индивидуальность, неповторимость и достоинства. Вступая в общение, мы подбираем такие слова, которые помогли бы нам установить и поддерживать обратную связь с собеседником.

Необходимо также учитывать психологическую совместимость в воинском коллективе, срок совместных действий, боевую слаженность, уровень общения между собой. В ходе антитеррористической операции в Чечне наша армия показала, что победа в бою зависит от многих факторов. Не последнюю роль играет в эффективности выполнения боевых задач наличие достаточной культуры речи у каждого военнослужащего. Коллективы с большим опытом службы, с давно устоявшимися коллективами несут меньше потерь, лучше противостоят противнику [3].

Чтение и обсуждение произведений художественной литературы слушание радио, участие в самодеятельности, анализ образцов речи выдающихся ораторов необходимы для пополнения словаря, улучшения выразительности и уточнения произношения. Контроль за правильностью восприятия и понимания войнами устной речи преподавателей, командиров, ориентация на взаимное исправление ошибок, оговорок, неправильных ударений, постановка задач на занятии: найти лучшую формулировку, объяснить какие-то положения, выступить без конспекта и тому подобное – все это создает условия для улучшения речи военнослужащего [2].

Знания о развитии речи в деятельности офицера лишь тогда превратятся в конкретные навыки и умения, когда станут плотью военнослужащего и войдут в стиль его деятельности, когда он будет руководствоваться этими знаниями постоянно, везде, где это возможно – на службе, в кругу знакомых и родных, на транспорте и на концерте. Важнейшим условием эффективности общения являются умение слушать и слышать, умение говорить и умение понимать партнера.

Овладение высокой культурой общения, основанной на уважении достоинства человека – задача достаточно непростая и весьма трудоемкая. В ее решении есть как теоретические, так и практические аспекты. Изучение теоретических аспектов культуры общения – необходимое, но не достаточное условие для осознания личных проблем взаимодействия с окружающими, для совершенствование практических навыков общения.

Таким образом, отличительными чертами военнослужащего в общении должны быть: доброжелательность, тактичность, высокое чувство личного достоинства, а также осознанное понимание того, что нет на свете излишества прекрасней, чем излишек благодарности. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продляет жизнь. Речь военнослужащего, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образования, культуры и интеллигентности.

1. Ашев Г.А. Нравственная культура личности. Основы советского воинского этикета. – М., 1981. С. 53

2. Золотухин В.В. Психология и педагогика. Учебное пособие. – Тамбов, 2004. С.64-65

4. Мастерство публичного выступления. – М., ВПА, 1985. С. 50

5. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. - Киев, 1981. С. 31

6. Платонов Б.Н. Воинский этикет. – М., 1983., С. 54

7. Степанов А.В. О культуре речи. – М., 1961 г. С. 64-65

8. Шаховский В.И. О роли эмоций в речи. - Вопросы психологии, №6,1991. С. 42

Целью исследования является выявление особенностей речевых оборотов офицера перед различной аудиторией.

Исходя из специфики воинской деятельности культура речи офицера предполагает владение нормами литературного языка, которые в определенной ситуации обеспечивает необходимый эффект достижения поставленных задач. В зависимости от места и характера выступления можно выделить следующие направления речи:

1. Речь офицера перед строем при отдаче команд, распоряжений и приказов.

2. Речь офицера на совещаниях.

3. Речь офицера перед строем при проведении митингов, праздничных мероприятий.

4. Речь офицера перед аудиторией при проведении занятий.

Второе направление характеризует офицера как управленца, и требует умений донести информацию, правильно обозначить проблему, общения в команде и многие другие. Зачастую при проведении совещаний происходит отступление от уставных правил общения и больше используется специфика личного обращения. Яркой особенностью данного типа является обращение не по воинскому званию, а по имени отчеству.

Третье направление характеризует офицера как педагога, и предъявляет требования по педагогическому такту, умению донести до различных категорий обучаемых необходимую информацию.

Четвертое направление характеризует офицера как оратора, обуславливается требованиями публичного выступления, умением донести до масс нужное настроение. От всех других видов ее отличает особая воодушевленность. К данному типу прибегают либо в исключительно важных случаях либо для повышения значимости доводимой информации. Ее специфической чертой является употребление ярких эпитетов сравнений, фразеологизмов и афоризмов способность проникнуть в сознание каждого человека. Немаловажной составляющей речи-призыва является грамотное использование жестикуляции и мимики, то есть применение невербальных средств общения.

Таким образом, работая с личным составом каждый офицер должен строго помнить, что:

· Речь военнослужащего должна быть строго ориентирована на конкретную цель.

· Изучение требований воинского этикета позволяет лучше освоиться в армейской среде, с достоинством выйти из типичных затруднительных ситуаций, встречающихся в жизни.

1. Сибиряков, Н.Н. Мировое значение Станиславского / Н.Н.Станиславский. – М.: Искусство, 1974. – 264 с.

3. Порубов, Н.И. Риторика: учебн. пособие / Н.И. Порубов. – Минск: Выш. школа, 2001. – 384 с.

4. Короткая, С.Н. Культура речи и риторика: курс лекций / С.Н. Короткая. – Минск: ВА РБ, 2010. – 176 с.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Большое место в жизни человека отводится правилам и нормам поведения. Воинский этикет и культура общения военнослужащих оказывают влияние на продвижение по служебной лестнице, карьерный рост. В армии необходимо неукоснительно соблюдать требования нормативных документов, являющиеся основой нравственной свободы офицеров и солдат.

Правила этикета военнослужащих

Исторические сведения

В период правления Петра I правила поведения военных регламентировали уставы, инструкции, наставления. Эти материалы давали представление о нравственных качествах военнослужащих, определяли требования государства к их поведению в различных условиях, оговаривали взаимодействие между высшими и низшими чинами. Правовое обоснование этикета закреплено в Воинском артикуле (1716 г.).

В современном обществе статус воинского этикета отмечен Президентом РФ В. Путиным. Он указывает на необходимость сохранить и приумножить военную мощь России, не растерять духовную и национальную культуру.

В высших военных учебных заведениях курсанты пишут конспекты, помогающие изучить правила поведения бойцов на службе и в быту, систематизируют полученные знания и применяют их на практике.

Нормы воинского этикета основываются на таких понятиях, как:

  • долг;
  • патриотизм;
  • героизм;
  • честь;
  • достоинство.

Становление этикета

Роль, место и значение военного этикета в ВС РФ

В армии создана особая система воспитания военнослужащих всех рангов. В первую очередь внимание уделяют подготовке будущих офицеров. Главная задача заключается в изучении и усвоении курсантами вузов моральных постулатов.

Каждая лекция начинается с этического материала:

  • объяснения значения главных нравственных ценностей;
  • изучения практических примеров.

Воинский этикет помогает бойцу правильно вести себя в любой ситуации.

Офицеры и курсанты высших учебных заведений Министерства обороны изучают этические и эстетические нормы, знакомятся с нравственными позициями и моральными ценностями. Военный этикет неразрывно связан со стилем руководства, культурой управления, авторитетом командного состава.

Особенности служебного этикета

Основой воинской культуры поведения являются:

  • нравственные принципы;
  • исторические ценности;
  • этика офицера;
  • неукоснительное исполнение воинского долга;
  • поведение военного в нештатной ситуации в соответствии с нравственными нормами.

Главные принципы, лежащие в основе правил военного этикета:

  • доброжелательность;
  • вежливость;
  • тактичность;
  • чувство меры;
  • пунктуальность;
  • искренность;
  • скромность;
  • интеллигентность.

Функции и структура

Правила поведения регламентируют общение солдат и офицеров во всех сферах деятельности (в семье, бытовых условиях, во время досуга). Воинский этикет влияет на дисциплину бойцов, предотвращает развитие неуставных отношений (дедовщины), улучшает отношения между призывниками разных национальностей, оказывает влияние на боеготовность подразделений.

Военный этикет имеет две основные разновидности: речевой и невербальный (поведение, жесты и т. д.).

Военнослужащий должен соблюдать установленные правила во время выступления на собрании, при разговоре по телефону или во время написания служебной записки (рапорта) вышестоящему начальству.

Культура речи и общения

Рядовой и офицерский состав обязан владеть нормами русского литературного языка.

Уровень культуры тесно связан с профессиональной подготовкой военного, его речь должна отвечать следующим требованиям:

  • быть корректной;.
  • допустимы только четкие фразы;
  • текст выступления — доходчивый и доступный для понимания;
  • отсутствие вульгаризмов, жаргонизмов, не нормативной лексики.

Приветствие

Руководящие документы в различных странах устанавливают ритуал обращения военнослужащих между собой. Армейская традиция называется отданием чести или салютом.

Воинское приветствие солдата

Во время приветствия боец не должен опускать глаза или наклонять голову, что указывает о равной чести, не зависящей от званий, чинов или рангов.

В российской армии приветствие выполняют всей ладонью. Средний палец направлен в сторону виска и касается козырька фуражки.

Лица, находящиеся в отставке, и носящие военную форму, обязаны отдавать честь. Солдат или сержант первый должен приветствовать старшего по званию.

Внешний вид и атрибутика

Большое значение для военнослужащего имеют различные внешние элементы, относящиеся к этикету. Это форма одежды, знаки различия, ордена, медали, оружие и амуниция. Боец обязан содержать их в порядке и использовать по назначению.

Правила поведения военнослужащих на службе и в обществе

Человек, находящийся на государственной воинской службе, обязан соблюдать базовые нормы этикета:

  • относиться с уважением к высшим чинам и младшему составу;
  • уважать мнение сослуживцев;
  • быть предупредительным и тактичным;;
  • проявлять снисходительность и доброжелательность.

Недопустимо вести себя фамильярно на службе, общаясь с подчиненными, проявлять лицемерие.

Этикет офицера связан с такими понятиями, как:

  • скромность;
  • тактичность;
  • интеллигентность;
  • воспитанность.

Старшие и младшие

Военный в присутствии старшего по званию, прежде чем отдать распоряжение младшему рядовому составу, должен спросить разрешения, используя установленную схему, согласно ст. 69 Устава внутренней службы.

Если командир полка назвал взводного по имени отчеству, в ответ необходимо употребить обращение по воинскому званию согласно правилам этикета.

Среди равных

Военнослужащий не должен унижать равного по званию при разговоре, отпускать остроты и насмешки в его адрес.

Во время разговора следует проявлять корректность, почтительность, деликатность. Необходимо сопоставлять свою самооценку с мнением сослуживца, не допускать пошлости и развязности в общении.

Младшие и старшие

Если к участию в разговоре рядового и офицера присоединяется старший по званию, ему следует поздороваться со всеми, не унижая чести и достоинства каждого из них.

Приветствие военных

Поведение в общественных местах

Находясь вне службы, офицеры и рядовые обязаны соблюдать правила этикета. Недопустимо совершать административные правонарушения или нелицеприятные поступки по отношению к гражданским лицам, порочащие честь и достоинство военного. В транспорте боец уступает свое место старшему по званию.

Офицер должен проявить внимание и помочь пожилому человеку или женщине с детьми, защищать, в случае необходимости, честь и достоинство мирных граждан.

На улице

Военнослужащие обязаны строго соблюдать форму одежды, которая соответствует не только погодным условиям, но и времени года.

  • сдвигать на затылок фуражку или пилотку;
  • расстегивать пуговицы на кителе;
  • снимать галстук.

Правая рука всегда должны быть свободна для отдания чести поэтому, кейс, портфель или сумку держат в левой руке. Если военный идет с дамой, то она должна сопровождать его слева.

Военный и девушка

Он может помочь спутнице нести крупные вещи:

Однако не следует брать в руки дамскую сумку, зонт, чтобы не выглядеть нелепо. Не допускается употреблять жевательную резинку на улице, плевать на тротуар во время передвижения.

В гостях

Если офицера пригласили в гости, невежливо не явиться в назначенное время. В этом случае хозяева расценят подобный шаг как неуважение к их семье.

От званого обеда можно отказаться за несколько суток, необходимо также назвать причину отсутствия.

Невежливо, часто бывая в гостях у сослуживца, не пригласить его к себе в гости. Неприлично опаздывать на званый ужин более чем на 10-15 минут. Досрочный приход гостя также не вызовет одобрения у хозяев дома.

В качестве подарка можно преподнести:

  • конфеты в подарочном пакете;
  • букет цветов для хозяйки дома.

Находясь в гостях, не следует много курить и стряхивать пепел на пол, вызывая неудовольствие у присутствующих. Офицеру не положено делать критические замечания в адрес хозяев, оценивать обстановку дома и обсуждать стоимость украшений с другими гостями.

Подарки

В театре, музее, кино

Военнослужащий обязан снять головной убор в фойе, оставить в гардеробе верхнюю одежду.

Проходить на свое место следует только лицом к сидящим. Не рекомендуется опаздывать к началу спектакля. Если военнослужащий встретил знакомого, он может предложить рядом сидящему зрителю поменяться местами. Недопустимо приносить в кинотеатр или театральное фойе пищевые продукты.

Выходить из зрительного зала следует после того, как актеры вышли на поклон и действие спектакля полностью закончилось.

В зале филармонии нежелательно делать замечания вслух, покашливать, напевать знакомую мелодию или отбивать такт руками. В музее старший офицер, отвечающий за культурный поход группы из 20 человек, благодарит экскурсовода за интересный рассказ и сопровождает бойцов в расположение части.

Во время боевых действий

Большое значение придают нормам этикета во время несения боевого дежурства.

Подготовка к несению вахты включает:

  • построение личного состава;
  • вынос знамени части;
  • ознакомление с приказом;
  • исполнение звукового сигнала;
  • расположение бойцов согласно боевому расчету.

В период проведения военных действий запрещены следующие акции:

  • захват заложников;
  • мародерство;
  • грабежи мирного населения;
  • негуманное отношение к военнопленным;
  • физическое унижение противника;
  • нанесение увечий бойцу, сдающемуся в плен.

Военнослужащие обязаны оказывать первую помощь больным и раненым независимо от того, на чьей стороне они принимали участие в боевых действиях.

Нарушение норм

Пренебрежение правилами воинского этикета приводит к появлению неуставных отношений (дедовщине). Однако нарушение предписаний по несению службы не только основано на насилии. В некоторых случаях солдат привлекают к работе на даче высокопоставленных начальников. Невыполнение воинского приветствия младшим или старшим командным составом является нарушением норм этикета.

Эффективность работы в подразделении снижается в случае появления неуставных отношений.

Главными причинами дедовщины являются:

  • низкие моральные качества некоторых призывников;
  • вызывающее поведение плохо воспитанных солдат;
  • социальное положение юношей до призыва в армию;
  • халатное отношение командиров к выполнению служебных обязанностей;
  • отсутствие контроля над поведением бойцов.

Дедовщина

Курение

Сигареты и алкоголь несовместимы с поведением защитника Отечества. Курение разрушает здоровье военнослужащего и способствует развитию опасных заболеваний. У человека желтеют зубы, ногти, кожа лица, возникают проблемы с дыхательной системой.

Военнослужащий не справляется с физическими нормативами. Длительные и постоянные перекуры отнимают время, которое солдат мог бы потратить на саморазвитие или занятия спортом.

В воинских частях регулярно проводят санитарно-просветительную работу, выпускают стенгазеты, демонстрируют видеоматериалы, призывающие солдат и офицеров отказаться от вредной привычки.

Для успеха в профессиональной деятельности современный офицер- пограничник должен в совершенстве овладеть культурой речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении.

Для этого необходимы: знание норм литературного языка, владение устойчивыми навыками их применения в речи; умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; владение профессиональной терминологией; владение стилем профессиональной речи; умение определять цель и понимать ситуацию общения; умение создавать и поддерживать благоприятную атмосферу общения; умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; знание этикета и четкость выполнения его правил.

В настоящее время одной из актуальных проблем военной педагогики является необходимость значительного повышения культуры речи офицеров- пограничников, поскольку речевая культура является важнейшим качеством офицера, а также одним из ключевых показателей его общей культуры.

Профессия офицера- пограничника - сложная и многосторонняя, она предполагает сформированность целого комплекса знаний ,навыков,умений,способностей,а так же ключевых и профессиональных компетенций.Офицер обязан овладеть сложнейшей техникой вооружения,уметь оперативно и адекватно принимать решения в любой обстановке,общаться со своими начальниками и подчиненными.

Объектом исследования в данной работе является исследование устной публичной речи офицера пограничника, ораторского искусства.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Дать понятие устной публичной речи, выделить ее особенности и виды.

2. Рассмотреть понятие военного ораторского искусства.

Речь как показатель культуры офицера

Слово - один из важнейших элементов культуры офицера- пограничника. Культура речи может вызывать положительные (радость, гордость, удовлетворенность результатом труда и т. п.) и отрицательные эмоции (страх, гнев, обиду и т. п.), в результате меняется и настроение, и работоспособность.

В каждом случае важно найти необходимую форму общения, тональность, аргументы. Сухо, без эмоций прочитанный доклад или презентация вызывает у слушателя сон. Интонация подчеркивает, а иногда и изменяет сущность слов и смысловую информацию. Простое сердечное слово, хорошо подобранные аргументы, эмоциональная окраска - средства, которые характеризуют уровень культуры русской деловой речи и способствуют установлению психологического контакта между руководителями и подчиненными.

Читайте также: