Речь правильная основные грамматические нормы 6 класс родной язык сообщение

Обновлено: 07.07.2024

В конспекте отражены целевые установки, представлены этапы урока.

ВложениеРазмер
6_klass.docx 26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Правильное употребление имён существительных. Грамматические нормы.

  1. Актуализировать знания учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи;
  2. Закрепить навыки использования несклоняемых существительных в речи в составе словосочетаний прил.+сущ.; актуализировать орфоэпические навыки при употреблении имён существительных; совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями.
  3. Воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям.

Содержание этапов урока

Сегодня на уроке нам предстоит

  1. познакомиться с новыми тайнами этимологии слова,
  2. вспомнить некоторые орфоэпические нормы русского языка,
  3. усвоить особенности словоизменения имён существительных,
  4. и, конечно, расширить свои познания в области культуры русской речи.

Итак, начнём урок с опроса домашнего задания. Вам предлагалось разноуровневое задание по материалам упражнения 324.

  1. Кто работал только с толковым словарём при выполнении домашнего задания?
  2. А кто провёл дополнительный орфоэпический и этимологический анализ слов?
  3. Ребята, подготовившие компьютерную презентацию по этимологическому анализу слов, приготовьтесь к её защите.

Давайте посмотрим, что у вас получилось (опрос д/з). Защита компьютерных презентаций по этимологии слов.

Слова, которые должны быть написаны у ребят: декан, кашне, айсберг, контейнер.

Вопросы после проверки д/з :

Какова синтаксическая особенность всех предложений, которые вы записали? (Они пишутся через тире, так как подлежащее и сказуемое выражены существительными).

Какую орфоэпическую особенность вы заметили в этих словах?

Ну, а теперь давайте вспомним ещё слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности:

На интерактивной доске в режиме презентации по одному появляются слова:

1 слайд: тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;

2 слайд – материалы упражнения 318 (Все слова, предложенные детям в этом задании, рассматривались на предыдущем уроке. В материал этого урока включены как вторичное закрепление).

Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).

Знакомство с новой темой.

Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -

Будут польта выдавать.

Какие это слова? (дети отвечают). Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные). Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 325. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника.

После выполнения письменной части упражнения – орфоэпическая работа.

Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем – всем классом, затем отдельными учениками.

Перейдём к выполнению третьего пункта упражнения. Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Расскажите об употреблении тире

  1. Между подлежащим и сказуемым
  2. В предложениях с обобщающими словами при однородных членах
  3. В предложениях с прямой речью.

Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.

А теперь упражнение 326 поможет нам закрепить это пунктуационное правило. Давайте прочтём задание, предложенное в упражнении.

1тряд выполняет 1,2 предложения, второй ряд – 3,4, третий ряд - 5, 6 предложения. Зачитываем получившееся.

Ну, а теперь обратимся к словам, употребление которых сегодня будет нами рассмотрено на уроках. Это слова апельсин и помидор. Как вы думаете, что общего в этимологии этих слов?

Давайте послушаем ребят, которые сегодня подготовили для нас специальную информацию. (Рассказывают дети, которые предварительно заготовили компьютерную презентацию по этимологии, толкованию слов )

Однокоренное слово: томатный . Томатный сок полезен для здоровья.

Назовите синоним слова томат (помидор). Все эти слова и некоторые другие объединены ещё одним общим свойством. Оказывается, форма их родительного падежа множественного числа частенько вызывает затруднение. Для того, чтобы быть уверенными в их употреблении, обратимся к материалам упражнения 328.

Работа с учебником по актуализации знаний.

После самостоятельной работы детей – самопроверка учащихся. На экране интерактивной доски демонстрируются слова, распределённые в две колонки:

Грамматическая норма – это грамматические законы языка, которые определяют образование слов и форм слова (словообразовательные и словоизменительные нормы – в целом морфологическая норма), построение словосочетаний и предложений (синтаксические нормы). Грамматическая правильность речи состоит в выборе отвечающего нормативным требованиям варианта.

Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы определяют правильность образования и употребления форм слова, например: нормативными формами род.п. мн.ч. существительного будут формы с нулевым и материально выраженным окончанием: правильно много денег, домов, но не местов, делов.

Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений, например: при управлении нельзя говорить показывает о том. (правильно показывает что), уверенность в победу (верно уверенность в чем), оплачивать за проезд (верно оплачивать что).

2. Морфологическая норма

2.1. Морфологическая норма для имени существительного чаще всего вызывает затруднения при выборе варианта в двух случаях: 1) определение рода; 2) образование падежной формы.

Род – это несловоизменительная морфологическая категория, представленная как противопоставление трех классов слов – мужского (подъезд, дядя, подмастерье, городишко), женского (ложка, мышь) и среднего рода (сердце, поле, имя). Противопоставление по роду выражается в формах ед.ч., род существительного определяет особенности согласования с другими словами в предложении. В русском языке есть явление неразличения рода в изолированном употреблении слова – общий род, нейтрализация рода снимается в контексте (плакса моя – плакса мой).

Трудные случаи определения рода:

· к женскому роду относятся несклоняемые слова: а) одушевленные существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесенности с полом): очаровательная мадам; б) неличные существительные, род которых определяется по родовому понятию: бере (груша), иваси (рыба), кольраби (капуста), салями (колбаса), цеце (муха); в) имена собственные по роду понятия или главного слова: труднодоступная Юнгфрау (гора), полноводная Миссисипи (река), Би-Би-Си проинформировала (Британская радиовещательная корпорация);

· к общему роду относятся несклоняемые слова: а) одушевленные существительные со значением лица: мой визави оказался интересным рассказчиком – моя визави оказалась интересной рассказчицей, их протеже не оправдал надежд – их протеже не оправдала надежд; б) некоторые фамилии: Иван Седых, Галина Седых.

Склоняемые наименования профессий, должностей чаще всего являются словами мужского рода, но указание на женщину представлено в контексте через согласование с определением или координацию со сказуемым: Следователь допросила десятки людей; Новая врач приехала.

Падеж – это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм (им.п, род.п., дат.п., вин.п., тв.п, пр.п.), обозначающих отношение имени к другому слову в составе словосочетания или предложения: книга (кого) сестры, еду к (кому) к друзьям.




Трудные случаи разграничения вариантов падежной формы:

· форма род.п. имеет две разновидности – чая/чаю, сахара/сахару; за формами с окончанием -у//ю закреплены следующие значения: а) часть целого, некоторое количество (прибавить перцу); б) название абстрактных понятий, явлений природы (порядку бы больше); в) нерасчлененное множество (снегу нападало, сколько народу); г) фразеологически связанное значение (без году неделя, ни шагу назад, не до жиру);

· форма тв.п. у имен собственных имеет две разновидности – Одинцовым/Одинцовом, при этом славянские фамилии пишутся с окончанием -ым (Иваном Бородиным), иностранные фамилии и топонимы – с окончанием -ом (Бородином, Дарвином);

· форма пр.п. имеет две разновидности – на берегу/на краю, о береге/о крае; за формами с окончанием -у//ю закреплены следующие значения: а) локализация, место совершения действия – обычно в сочетании с предлогами в, на (сижу на берегу, стою на краю); б) в условиях чего-либо, в состоянии чего-либо (в бою, в чаду); в) полнота охвата чем-нибудь (весь в поту, в мелу); г) фразеологически связанное значение (в самом соку, на полном ходу).

Строгих правил для выбора вариантных окончаний во мн.ч. нет, поэтому следует обращаться к словарям и справочникам (инженеры – директора, опят – подосиновиков, носков – чулок).

2.2. Морфологическая норма для имени прилагательного

2.3. Морфологическая норма для имени числительного

Имя числительное имеет несколько моделей склонения, при этом сложные числительные склоняются в обеих частях: восемьсот – восьмисот – восьмистам – восьмьюстами/восемьюстами – о восьмистах; но восьмисотый – восьмисотого – восьмисотому – восьмисотым – о восьмисотом. В стихии разговорной речи, особенно в просторечии склоняемость сложных числительных утрачивается либо смешиваются разные модели склонения (неверно восьмиста, о восемьсот, восемьсотый). Слово тысяча в тв.п. можно употребить как тысячью и тысячей.

Собирательные числительные (оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.). Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей): двое мальчиков, шестеро солдат; с названиями детенышей: семеро козлят, пятеро волчат; с субстантивированными прилагательными: семеро конных, четверо военных; с существительными, имеющими форму только мн.ч.: двое часов, четверо ножниц, пятеро суток; с существительными: дети, ребята, люди: трое ребят. Числительное обе согласуется со словами женского рода (обе сестры), оба – мужского рода (оба брата).

2.4. Морфологическая норма для глагола и его форм

Распространенные ошибки в образовании глагольных форм связаны с:

· неверным образованием формы 1-2 лица: я телюсь, ты отпочковываешься, я побежу (неверно, т.к. у недостаточного глагола нет этих форм лица);

· несоблюдением чередований в основе изобилующего глагола (у такого глагола есть две вариантные формы настоящего времени, которые различаются или стилистически, или по смыслу): мурлычет – мурлыкает (разг.), брызжет (как будто разлетается каплями, разбрасывает капли) смех – брызгает (спрыскивает, окропляет) водой цветы;

· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм: а) в парах форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне для книжной речи характерен первый вариант, для разговорной – второй вариант; б) из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой;

· ненормативным образованием форм повелительного наклонения: ляг – ляжьте (прост.), поезжай(те) – ехай(те) (прост.) и едь(те) (прост.);

· неверным употреблением глагольных форм с -ся: огурцы моются под струей холодной воды (нельзя употреблять возвратный глагол в таком контексте, где у него совпадает страдательное и возвратное значение);

· неверным образованием форм причастий и деепричастий: приобретший – приобрёвший (прост.); взяв – взявши (устар.).

3. Синтаксическая норма

Синтаксическая норма применяется чаще всего в следующих случаях:

· определение порядка слов в предложении: Бытие определяет сознание. – Сознание определяет бытие; Скука меня томила страшная;

· координация главных членов предложения: Большинство согласилось с решением собрания. – Большинство отвергли исправления;

· согласование определения и приложения: два черных кота – две черные кошки; на реке Москве – на реке Москва – на Москва-реке (разг.); на реке Северный Донец; на улице Остроженке – на улице Охотный ряд;

· управление зависимым словом: искать место – искать места; извещать автора – сообщать автору; ввиду болезни; забота о детях-сиротах – внимание к детям-сиротам;

· построение осложненного предложения: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки (неверно) / признающие и исправляющие свои ошибки или которые признают и исправляют свои ошибки (верно).

1. Понятие о грамматической норме

Грамматическая норма – это грамматические законы языка, которые определяют образование слов и форм слова (словообразовательные и словоизменительные нормы – в целом морфологическая норма), построение словосочетаний и предложений (синтаксические нормы). Грамматическая правильность речи состоит в выборе отвечающего нормативным требованиям варианта.

Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы определяют правильность образования и употребления форм слова, например: нормативными формами род.п. мн.ч. существительного будут формы с нулевым и материально выраженным окончанием: правильно много денег, домов, но не местов, делов.

Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений, например: при управлении нельзя говорить показывает о том. (правильно показывает что), уверенность в победу (верно уверенность в чем), оплачивать за проезд (верно оплачивать что).

2. Морфологическая норма

2.1. Морфологическая норма для имени существительного чаще всего вызывает затруднения при выборе варианта в двух случаях: 1) определение рода; 2) образование падежной формы.

Род – это несловоизменительная морфологическая категория, представленная как противопоставление трех классов слов – мужского (подъезд, дядя, подмастерье, городишко), женского (ложка, мышь) и среднего рода (сердце, поле, имя). Противопоставление по роду выражается в формах ед.ч., род существительного определяет особенности согласования с другими словами в предложении. В русском языке есть явление неразличения рода в изолированном употреблении слова – общий род, нейтрализация рода снимается в контексте (плакса моя – плакса мой).

Трудные случаи определения рода:

· к женскому роду относятся несклоняемые слова: а) одушевленные существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесенности с полом): очаровательная мадам; б) неличные существительные, род которых определяется по родовому понятию: бере (груша), иваси (рыба), кольраби (капуста), салями (колбаса), цеце (муха); в) имена собственные по роду понятия или главного слова: труднодоступная Юнгфрау (гора), полноводная Миссисипи (река), Би-Би-Си проинформировала (Британская радиовещательная корпорация);

· к общему роду относятся несклоняемые слова: а) одушевленные существительные со значением лица: мой визави оказался интересным рассказчиком – моя визави оказалась интересной рассказчицей, их протеже не оправдал надежд – их протеже не оправдала надежд; б) некоторые фамилии: Иван Седых, Галина Седых.

Склоняемые наименования профессий, должностей чаще всего являются словами мужского рода, но указание на женщину представлено в контексте через согласование с определением или координацию со сказуемым: Следователь допросила десятки людей; Новая врач приехала.

Падеж – это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм (им.п, род.п., дат.п., вин.п., тв.п, пр.п.), обозначающих отношение имени к другому слову в составе словосочетания или предложения: книга (кого) сестры, еду к (кому) к друзьям.

Трудные случаи разграничения вариантов падежной формы:

· форма род.п. имеет две разновидности – чая/чаю, сахара/сахару; за формами с окончанием -у//ю закреплены следующие значения: а) часть целого, некоторое количество (прибавить перцу); б) название абстрактных понятий, явлений природы (порядку бы больше); в) нерасчлененное множество (снегу нападало, сколько народу); г) фразеологически связанное значение (без году неделя, ни шагу назад, не до жиру);

· форма тв.п. у имен собственных имеет две разновидности – Одинцовым/Одинцовом, при этом славянские фамилии пишутся с окончанием -ым (Иваном Бородиным), иностранные фамилии и топонимы – с окончанием -ом (Бородином, Дарвином);

· форма пр.п. имеет две разновидности – на берегу/на краю, о береге/о крае; за формами с окончанием -у//ю закреплены следующие значения: а) локализация, место совершения действия – обычно в сочетании с предлогами в, на (сижу на берегу, стою на краю); б) в условиях чего-либо, в состоянии чего-либо (в бою, в чаду); в) полнота охвата чем-нибудь (весь в поту, в мелу); г) фразеологически связанное значение (в самом соку, на полном ходу).

Строгих правил для выбора вариантных окончаний во мн.ч. нет, поэтому следует обращаться к словарям и справочникам (инженеры – директора, опят – подосиновиков, носков – чулок).

2.2. Морфологическая норма для имени прилагательного

2.3. Морфологическая норма для имени числительного

Имя числительное имеет несколько моделей склонения, при этом сложные числительные склоняются в обеих частях: восемьсот – восьмисот – восьмистам – восьмьюстами/восемьюстами – о восьмистах; но восьмисотый – восьмисотого – восьмисотому – восьмисотым – о восьмисотом. В стихии разговорной речи, особенно в просторечии склоняемость сложных числительных утрачивается либо смешиваются разные модели склонения (неверно восьмиста, о восемьсот, восемьсотый). Слово тысяча в тв.п. можно употребить как тысячью и тысячей.

Собирательные числительные (оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) не сочетаются с наименованиями лиц женского рода, с неодушевленными существительными, с наименованиями высоких званий, должностей (герой, генерал, профессор и т.п.). Собирательные числительные сочетаются с наименованиями лиц мужского пола (кроме названий высоких званий, должностей): двое мальчиков, шестеро солдат; с названиями детенышей: семеро козлят, пятеро волчат; с субстантивированными прилагательными: семеро конных, четверо военных; с существительными, имеющими форму только мн.ч.: двое часов, четверо ножниц, пятеро суток; с существительными: дети, ребята, люди: трое ребят. Числительное обе согласуется со словами женского рода (обе сестры), оба – мужского рода (оба брата).

2.4. Морфологическая норма для глагола и его форм

Распространенные ошибки в образовании глагольных форм связаны с:

· неверным образованием формы 1-2 лица: я телюсь, ты отпочковываешься, я побежу (неверно, т.к. у недостаточного глагола нет этих форм лица);

· несоблюдением чередований в основе изобилующего глагола (у такого глагола есть две вариантные формы настоящего времени, которые различаются или стилистически, или по смыслу): мурлычет – мурлыкает (разг.), брызжет (как будто разлетается каплями, разбрасывает капли) смех – брызгает (спрыскивает, окропляет) водой цветы;

· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм: а) в парах форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне для книжной речи характерен первый вариант, для разговорной – второй вариант; б) из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой;

· ненормативным образованием форм повелительного наклонения: ляг – ляжьте (прост.), поезжай(те) – ехай(те) (прост.) и едь(те) (прост.);

· неверным употреблением глагольных форм с -ся: огурцы моются под струей холодной воды (нельзя употреблять возвратный глагол в таком контексте, где у него совпадает страдательное и возвратное значение);

· неверным образованием форм причастий и деепричастий: приобретший – приобрёвший (прост.); взяв – взявши (устар.).

3. Синтаксическая норма

Синтаксическая норма применяется чаще всего в следующих случаях:

· определение порядка слов в предложении: Бытие определяет сознание. – Сознание определяет бытие; Скука меня томила страшная;

· координация главных членов предложения: Большинство согласилось с решением собрания. – Большинство отвергли исправления;

· согласование определения и приложения: два черных кота – две черные кошки; на реке Москве – на реке Москва – на Москва-реке (разг.); на реке Северный Донец; на улице Остроженке – на улице Охотный ряд;

· управление зависимым словом: искать место – искать места; извещать автора – сообщать автору; ввиду болезни; забота о детях-сиротах – внимание к детям-сиротам;

· построение осложненного предложения: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки (неверно) / признающие и исправляющие свои ошибки или которые признают и исправляют свои ошибки (верно).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Двадцать пятое января Классная работа Речь правильная. Основные грамматически.

Двадцать пятое января Классная работа Речь правильная. Основные грамматические нормы

Как правильно сказать? ЗвонИт или звОнит телефон Вкусные тОрты или тортЫ Пове.

Как правильно сказать? ЗвонИт или звОнит телефон Вкусные тОрты или тортЫ Повесить жалюзИ или жАлюзи Скворе[ЧН]ик или скворе[ШН]ик для птиц Съесть яи[ШН]ицу или яи[ЧН]ицу Орфоэпические нормы

Исправьте ошибки 1) Это была храбрая мысль. 2) Три спортивных матча закончили.

Исправьте ошибки 1) Это была храбрая мысль. 2) Три спортивных матча закончились ничейно. 3) Петя одел пальто и вышел на улицу. 4) Маша надела свою младшую сестру и повела её в детский сад. 5) Выпас собак запрещается! Лексические нормы

Исправьте ошибки 1) На каникулах я был в Сочах. 2) Прилетел сегодня утром и в.

Исправьте ошибки 1) На каникулах я был в Сочах. 2) Прилетел сегодня утром и в школу. 3) На таксях по дороге. Грамматические нормы

Грамматические нормы – это правила использования морфологическихформразныхчас.

Грамматические нормы – это правила использования морфологическихформразныхчастей речи синтаксических конструкций Зелёныйлес Ребята пели Коля сделал уроки и побежалVв футбол. Охотник положил ружьё.Ипошёл к зверю. Морфология Синтаксис

В зимнем лесу стояла тишина.

В зимнем лесу стояла тишина.

Как связываются слова ? Прил. + сущ. Звонкий, пение Интересный,книга Звонкоеп.

Как связываются слова ? Прил. + сущ. Звонкий, пение Интересный,книга Звонкоепение Интереснаякнига Род, число, падеж Сущ.+глагол Петя, читать,книга Петя читал книгу. Петя читаеткнигу. Петябудетчитатькнигу. число,род (впрош.вр., вед.ч.) Глагол + сущ. Выучить, правило Гордиться, брат Выучить(что?)правило. Гордиться(кем?)братом. падеж

Тёмная лес Петя читала

Тёмная лес Петя читала

Как правильно связать слова? Тёплый кашне или тёплое кашне Горячий кофе или г.

Как правильно связать слова? Тёплый кашне или тёплое кашне Горячий кофе или горячее кофе Разлилась или разлился шампунь

Депо́ – это помещение для стоянки и ремонта городского, железнодорожного и по.

Депо́ – это помещение для стоянки и ремонта городского, железнодорожного и пожарного транспорта.

Интервью́ — беседа между двумя и более людьми, при которой журналист задаёт.

Интервью́ — беседа между двумя и более людьми, при которой журналист задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы

Кашне́ - шарф, которым укутывают от холода шею и нижнюю часть лица

Кашне́ - шарф, которым укутывают от холода шею и нижнюю часть лица

Флами́нго - крупная птица с розовыми или красными перьями, длинными ногами и.

Флами́нго - крупная птица с розовыми или красными перьями, длинными ногами и немного кривым длинным клювом.

Ботфо́рты - это высокие сапоги, закрывающие колени. Впервые появились во Фран.

Ботфо́рты - это высокие сапоги, закрывающие колени. Впервые появились во Франции в королевской армии

Манжета - деталь одежды на концах рукавов

Манжета - деталь одежды на концах рукавов

Манса́рда – чердачное жилое или нежилое пространство в доме

Манса́рда – чердачное жилое или нежилое пространство в доме

Цитаде́ль — крепость, защищающая город

Цитаде́ль — крепость, защищающая город

Муж.род Жен.род Средн.род Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Несклоня.

Муж.род Жен.род Средн.род Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Несклоняемы Пони Шимпанзе Фламинго Кенгуру Гризли Кофе Пенальти Депо Жюри Интервью Шоссе Кашне Такси Жалюзи Бра Безе Пенальти Склоняемые Жираф Ботинок Ботфорт Браслет Рельс Фильм Шампунь Рояль Туннель Тюль Жирафа Манжета Мансарда Цитадель Мозоль Вермишель Вуаль Туфля


Муж.род Жен.род Средн.род Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Несклоня.

Муж.род Жен.род Средн.род Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Несклоняемы Пони Шимпанзе Фламинго Кенгуру Гризли Кофе Пенальти Депо Жюри Интервью Шоссе Кашне Такси Жалюзи Бра Безе Пенальти Склоняемые Жираф Ботинок Ботфорт Браслет Рельс Фильм Шампунь Рояль Туннель Тюль Жирафа Манжета Мансарда Цитадель Мозоль Вермишель Вуаль Туфля

Тюль — лёгкая прозрачная ткань.

Тюль — лёгкая прозрачная ткань.

Вуа́ль — женский полупрозрачный головной убор, закрывающий лицо.

Вуа́ль — женский полупрозрачный головной убор, закрывающий лицо.

Бра — светильник, прикреплённый к стене.

Бра — светильник, прикреплённый к стене.

Безе́ — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых яичных белков.

Безе́ — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых яичных белков.

Муж.род Жен.род Средн.род Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Несклоня.

Муж.род Жен.род Средн.род Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Одуш. Неодуш. Несклоняемы Пони Шимпанзе Фламинго Кенгуру Гризли Кофе Пенальти Депо Жюри Интервью Шоссе Кашне Такси Жалюзи Бра Безе Пенальти Склоняемые Жираф Ботинок Ботфорт Браслет Рельс Фильм Шампунь Рояль Туннель Тюль Жирафа Манжета Мансарда Цитадель Мозоль Вермишель Вуаль Туфля

Исправьте ошибки Ведут жирафу, поню, шимпанзу, два кенгуры и даже гризлю

Исправьте ошибки Ведут жирафу, поню, шимпанзу, два кенгуры и даже гризлю

Задание 3 Допишите окончания прилагательных и глаголов 1. Широк… шоссе проход.

Задание 3 Допишите окончания прилагательных и глаголов 1. Широк… шоссе проходил… мимо нашего дома. 2. Чёрн… кофе быстро остыл… 3. Розов… фламинго бродил… по мелководью в поисках корма и изредка отдыхал. 4. Лёгк… тюль на окне развевал…ся под дуновением ветра. 5. Шерстян… кашне надёжно укрывал… от холода. 6. Каменн… цитадель надёжно защищал… город от врагов. 7. В школьной столовой продавал…сь сладк… безе. 8. Стар… рояль стоял… в комнате, и на нём давно уже никто не играл.

Кроссворд 1) страшный, хищный, лохматый 2) звонкий, концертный, чёрный 3) гол.

Кроссворд 1) страшный, хищный, лохматый 2) звонкий, концертный, чёрный 3) голубое, пластиковое, оконное 4) белая, нарукавная, чистая 5) жилая, светлая, уютная 6) тёплое, мягкое, шерстяное 7) прозрачный, сетчатый, лёгкий 8) надёжная, каменная, городская 9) сумчатый, быстрый, австралийский 10) душистый, густой, мыльный


Д.С.Лихачёв - филолог, академик «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего.

Домашнее задание: Выучить, к какому роду относятся слова, записанные в таблиц.

А.Хайт Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре .

А.Хайт Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура.


Краткое описание документа:

Презентация на тему "Речь правильная. Основные грамматические нормы" составлена к уроку родного языка в 5 классе на эту же тему по учебнику "Русский родной язык. 5 класс" О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова и др.; М: "Просвещение", 2018 г.

1-й урок по параграфу 14 на тему "Речь правильная. Основные грамматические нормы"

На уроке рассматривается категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных

Грамматическая норма – это грамматические законы языка, которые определяют образование слов и форм слова (словообразовательные и словоизменительные нормы – в целом морфологическая норма), построение словосочетаний и предложений (синтаксические нормы). Грамматическая правильность речи состоит в выборе отвечающего нормативным требованиям варианта.Грамматические нормы современного русского языка также можно разделить на три категории:

Со словообразованием связаны две большие проблемы:

) соблюдение норм или правил образования слов;

) выбор того или иного слова, в составе которого есть оценочные морфемы, в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Первая проблема относится к области культуры речи, вторая в большей степени относится к стилистике.

Морфологические нормы определяют правильность образования и употребления форм слова. Например, нормативна форма родительного падежа множественного числа много чулок, сапог, но носков, нельзя говорить местов, делов, не следует изменять несклоняемые существительные: в новом палъте, неверно: более лучше (просто - лучше) или самый умнейший (умнейший или самый умный).

Морфологические нормы касаются всех частей речи русского языка. Род имен существительных относится к постоянным признакам, поэтому зачастую нарушения грамматических норм связаны именно с неправильным употреблением имен существительных в определенном роде. Определить род существительного несложно, достаточно правильно подобрать к нему местоимение (он, она, оно).

Читайте также: