Рецензия на методическое сообщение концертмейстера

Обновлено: 29.04.2024

Концертмейсте р – самая распростране нная профессия среди пианистов.

Концертмейсте р ну жен буквально везде: и в классе по всем

специальност ям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом

коллективе, и в оперном театре, и на преп одавательском поприще (в

классе концертме йстерского масте рства). Без концертмейсте ра не

обойдутся музыкальные и общеобразовательн ые школы, дворцы

творчества, эстет ические цент ры, му зыкальные и педагогическ ие

колледжи и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны

нотам якобы не требует большого ма стерства. Это глубоко ошибоч ная

позиция. Солист и пианист в художественном смысле являются членами

единого, целостного му зыкального организма. Кон цертмейстерск ое

искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной

куль туры и особого призва ния. Иску сство аккомпанеме нта – это такой

ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромн ая, отнюдь не

подсобная роль. П равильнее было бы ставить вопрос не об

аккомпанементе, а о создании в окального и инст рументального анс амбля.

В о бширн ом поле деятельности пианиста – концертмейстера работа в

детской музыкальн ой школе занимает почетное место. Нет задачи

благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру

прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамб ле, развить его

общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возраст ными

особенностями детс кого исполнения, отличаются рядом дополнитель ных

на практике и в литературе часто применяются как синонимы.

играющий партию со провожде ния солисту (солистам) на эстраде.

Мелодию сопровождает ритм и гармония, сопровождение подраз умевает

Отсюда понятно, кака я огромная нагр узка ложи тся на плечи

художествен ного единения всех компонент ов исполняем ого

Концертмейсте р (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер –

музыкант, помогающий вокалистам, инстру менталистам, артистам балета

разучивать п артии и аккомпаниру ющий им н а репетициях и в конце ртах.

Деятельность аккомпаниато ра - пианиста подразу мевает обычно ли шь

концертну ю работу, то гда как понятие концертмейсте р вк лючает в себя

нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение

контролировать их качество исполнения, знан ие их испол нительской

специфики и причи н возникновен ия их трудностей в исполнении, умение

подсказать правильны й путь к исправлению тех или иных недостатков.

Т.о. в д еятель ности концертмейстера об ъе диняются творческие,

педагогические и психологические функции и их трудно отделить дру г о т

друга в у чебных, концертны х и конку рсных ситуациях.

Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что

руководившег о оркестром, затем г руппой инструментов в оркестре .

Концертмейсте рство как отдельный вид исполнительст ва появился во

второй полови не XI X века, когд а большое количество романтической,

камерной, инструментал ьной и песенн о – романсовой лирики потребовало

особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало

расширение количе ства концертных зал ов, оперных театров, музыкал ьных

учебных заведений. В то время концертме йстеры, как правило, были

симфонические партиту ры, читали в различн ых ключах, транспонир овали

Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с

все большей дифферен циацией всех музыкальны х специальн остей,

усложнением и увеличением количества произведений, написанных для

каждой их них. Концертме йстеры также стал и с пециализироваться для

В настоящее время в Росси стали проводиться конкурсы – фестивали

концертмейсте рами, на которых, помимо со стяза ний музыкантов,

обсуждаются такие проблемы как и несоответствие сложнейших задач,

стоящих перед концертмейстером: его роли в анс амблевой работе с

солистом, его значение в развитии музыканта и в его вкладе в конечный

использу ется в контексте фортепианной методической литературы.

музыкантам народникам, прежде всего баяниста м. Музыкальная

терминов наблю дается в работах пианистов – практиков.

Цель данной работы – найти пути решения творческих задач,

необходимых для по лно ценной профессиональной деятельности

Задачи моей работы – изучить и обобщить методические

рекомендац ии и п рактичес кий опыт в области творческой и

педагогической деятельности концертмейсте ра: это описать м узыкальны е

способности, умения и навыки, а также психологиче ские качества,

необходимые для работы концертмейстера ; выявить специфику

деятельности концертмейсте ра – пианиста в условиях ДМШ и ДШИ,

опираясь на мет одическу ю литературу и на собственный опыт работы,

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы

Прежде всего он должен хорошо владеть роялем – как в техническом,

так и в м узыкаль ном плане. Здесь мы говорим не только о вирту озных

качествах, но и о владении туше, разнообразными приемами

звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим

концертмейсте ром, как, впрочем, всякий хороший пианист не д остигнет

больших резу льтатов в акко мпа нементе, пока не усвоит зако ны

ансамблевых соотношений, не р азовье т в себе чуткость к па ртнеру, не

ощутит неразрывность и взаимодей ствие между партией солиста и

партией аккомпанемента. Концертме йстерская область музицирования

предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерств а,

так и множеством дополнительных у мений, как то: навы к организовать

солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, и

т.д. В тоже время в искусстве конце ртмейстера с ос обой сил ой

проявляется така я составляющая деятельность му зыканта, как

бескорыстность служения красоте, хороший концертмейсте р должен

обладать общей му зыкальной одаренностью и – п рактика достаточн о

им обладает далеко не всякий исполнитель), хорошим музыкальным

слухом, вообр аже нием. Также важно умение охватить образную сущность

и форму произведения, ар тист изм, способность образность, вдохновенно

воплотить замысел автора в концертном исполнени и. Концертмейсте р

должен научиться быстро осваивать му зыкальный т екст. Специф ик а игры

состоит также в том, что он должен найти смысл и удов ольствие в том,

чтобы быть не солистом, а одним из участник ов музыкального действия,

причем участником второплановым. Пианисту – солисту пр ед оставлена

полная свобода выявления творческой индивиду альности.

Концертмейсте ру же приходиться приспосабливать свое видение музыки

к исполнительск ой манере солиста. Еще тр у днее, но необходим о при этом

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 304 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.07.2017 1785
  • ZIP 884.3 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Беспалова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Добрый день! Я хочу поделиться своим опытом работы концертмейстером в школе.

Концертмейстер — кто он? И в чем его роль? На мой взгляд, деятельность концертмейстера — это целое искусство. Искусство аккомпанемента — это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, которая не исчерпывается чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра. Правильно ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального или инструментального ансамбля.

В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции. Чтобы быть хорошим концертмейстером, пианист должен обладать следующими качествами: хорошо владеть роялем, как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, также как хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых отношений, не разовьёт чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и взаимодействие партий солистов и аккомпанемента. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью: Хорошим музыкальным слухом, воображением, артистизмом, способностью воплотить замысел автора. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая всю партитуру, отличая существенное от менее важного.

Можно говорить о многих профессиях, и рассуждать о их важности, но никогда не стоит забывать, что от каждого профессионала должны исходить не только умения и знания, но и практические познания, с которыми он бы мог делиться с окружающими его людьми: учениками, коллегами, знакомыми и просто слушателями. В этом есть огромная задача, которую должен ставить перед собой любой музыкант — это постоянная работа над собой, над своим искусством, над своим совершенствованием.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет интерес к познанию новой музыки, знакомству с нотами тех или иных композиторов, слушая их в записи и на концертах.

Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником второго плана. У пианиста — солиста полная свобода проявления творческой индивидуальности, а концертмейстеру приходится приспосабливаться к исполнительской манере солиста.

Для постановки интересующих задач музыкально-творческой деятельности концертмейстера бывает недостаточно знаний по своему предмету. Нужны глубокие знания по дисциплинам музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, осведомлённость в смежных областях знаний — помогает концертмейстеру переработать имеющийся материал.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера — многополостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту — главному действующему лицу.

Слуховое внимание занято звуковым балансом, которое представляет основу ансамблевого музицирования — важно, что и как делают пальцы.

Ансамблевое внимание следит за воплощением единства музыкального замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Мобильность, быстрота реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан, не переставая играть, подсказать солисту музыкальный текст, вовремя подхватить солиста и довести произведения до логического конца. Воля и самообладание — необходимые для концертмейстера качества. При возникновении музыкальных неполадок он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать досаду мимикой или жестом.

Неточная интонация у певца зависит от многих причин, связанных не только со слухом, но с отсутствием определённых вокальных навыков. Недостаточно высокая позиция звука, широкая гласная, ослабленное или форсированное дыхание, иногда физическое состояние певца — вот причины, приводящие к интонационной неточности. Подробно на способах разучивания концертмейстера с певцом интонационно и ритмически трудных мест мелодии останавливается педагог и концертмейстер Е.Шендерович.

На концертмейстера возложена ответственная задача — ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но контакт нужен человеческий и духовный. В работе с концертмейстером необходимо полное доверие. Для педагога по спецклассу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста — концертмейстер наперсник его творческих дел, помощник, друг, наставник, тренер и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер. Оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, творческой собранностью, волей, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами и в собственном музыкальном совершенствовании.

1. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов. — Л.: Изд–во ЛОЛГК, 1986.

2. Горошко Н. Н. Современная подготовка пианиста–концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге ХХ1 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно — практической конференции 17–18 декабря 1998г. / Оренбургский Государственный педагогический университет; Ред. коллегия: М. С. Каргопольцев, Г. П. Коломиец и др. — Оренбург: Изд–во ОГПУ, 1998

3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров — аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. — М., 1966.

4. Живов Л. О работе концертмейстера. Сб. статей, ред. М.Смирнов, С-П, Музыка. 1974 г.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.: Музыка, 1961.

6. Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста — концертмейстера // Музыка в школе. — 2001. — № 4.

7. Кубанцева Е. И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. — 2001. — № 5.

8. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М. Академия. 2002 г.

10. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М. Радуга.1987 г.

11. Подольская В. В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.–сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974.

13. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. — М.: Музыка, 1996. — стр. 207.

Основные термины (генерируются автоматически): концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист, деятельность концертмейстера, концертмейстерская работа, мой взгляд, музыкальный текст, плохой пианист, хороший пианист.

Похожие статьи

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике.

Солист и пианист-концертмейстер являются целостным музыкальным организмом, в образном смысле. К сожалению, искусство аккомпанемента чуждо многим пианистам.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской.

Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с

В случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст, концертмейстер не

Воротной М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к.

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской.

Без концертмейстера невозможна работа филармоний, оперных театров, музыкальных

Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как помощника, наставника

Излишне говорить, что хорошая концертмейстерская игра всегда благотворно действует на солиста, а.

концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист.

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

О специфике работы концертмейстера с музыкально.

сценическое мастерство, пианист-концертмейстер, солист-вокалист, выступление на сцене. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми.

Использование компьютерных технологий в деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

Коган, Г. М. Работа пианиста Текст. /

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской. концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской. Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как.

Похожие статьи

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике.

Солист и пианист-концертмейстер являются целостным музыкальным организмом, в образном смысле. К сожалению, искусство аккомпанемента чуждо многим пианистам.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской.

Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с

В случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст, концертмейстер не

Воротной М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к.

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской.

Без концертмейстера невозможна работа филармоний, оперных театров, музыкальных

Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как помощника, наставника

Излишне говорить, что хорошая концертмейстерская игра всегда благотворно действует на солиста, а.

концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист.

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

О специфике работы концертмейстера с музыкально.

сценическое мастерство, пианист-концертмейстер, солист-вокалист, выступление на сцене. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми.

Использование компьютерных технологий в деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

Коган, Г. М. Работа пианиста Текст. /

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской. концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской. Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как.

В данной статье автор анализирует деятельность концертмейстера в ДШИ.На примере опыта своей работы раскрывает особенности профессиональной деятельности концертмейстера, рассматриваются ее отличия от профессии аккомпаниатора; выявляются и анализируются основные профессиональные качества и навыки, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера; рассматриваются психолого-педагогические особенности работы концертмейстера, обосновывается их важность и значимость в структуре данной профессии.

Содержимое публикации

Методическая статья

Специфика профессиональной деятельности концертмейстера в ДШИ

1.Пояснительная записка

2. Этапы работы концертмейстера над произведением

Перед концертмейстером в ДШИ подчас стоят сложнейшие художественные и эмоционально-образные задачи. Концертмейстер занимает особое, промежуточное, положение в ДШИ – это исполнитель и преподаватель. Невозможно нивелировать его педагогические функции. Работа концертмейстера в условиях Детской школы искусств, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Концертмейстер ведет за собой, обеспечивая темповую стабильность, он должен быстро и умело ориентироваться в нотном тексте, все это необходимо делать поэтапно:

1.Чтение с листа. Эскизное проигрывание.
2.Прослушивание аудиозаписи(самостоятельно и совместно с участниками детского хореографического коллективаи преподавателем).
3.Репетиция с солистом(коллективом).
4.Подготовкак концертномувыступлению.

Позволю себе прокомментировать эти этапы работы. При первом чтении с листа, необходимо выявить и постараться передать образно-эмоциональную фабулу пьесы Уже вступление (при наличии) – это характер, задаваемый солисту или ансамблю, или хореографическому коллективу. Причём вовсе не обязательно пытаться сыграть всю фактуру до последней ноты. Что-то можно опустить, украшения, сократить количество нот в аккордах. Но обязательно сохранить ритмический рисунок и линию баса как гармоническую основу. Темп как важная составляющая часть образа желателен близкий к оригиналу или планируемому на завершающем этапе работы. Смотреть нужно на несколько тактов вперед, мысленно проигрывая ведущую партию.
Прослушивание аудио или видеозаписи изучаемого музыкального материала. Важный этап, свидетельствующий о профессиональном подходе к данной музыке. В XXI веке возможности Интернета велики, педагог или концертмейстер подбирают музыкальный материал для прослушивания, лучше, если это будут разные исполнения. Внимательно слушаем с нотами, затем обсуждаем. Одновременно отмечаю для себя варианты трактовки, создавая основу для будущей интерпретации.
Рутинная работа, уроки, репетиции. Моя задача, как концертмейстера, на этапе выучивания: набраться терпения, осуществлять дифференцированный (личностно-ориентированный) подход, так как в одном классе встречаются ученики различной степени одаренности. При подготовке к ответственному выступлению особенно важно находиться на одной психоэмоциональной волне с учащимся. Можно записывать свои исполнения на видео и совместно их анализировать. Большое количество совместных выступлений рождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается степень боязни сцены.
Я считаю, что педагогическая сторона концертмейстерской работы – развитие художественного вкуса, роль в воспитании творческой индивидуальности, роль в формировании исполнительских навыков, навыка ансамблевой игры, обладания педагогическим чутьём, тактичностью.

3.Использование компьютерных технологий в работе концертмейстера

Педагогическая творческая работа концертмейстера представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыканта. Работа концертмейстера -нечто большее, чем просто игра по нотам. Это музыкальное творчество, воплощение замысла художественного произведения. Я считаю, что неверно низводить деятельность концертмейстера к только лишь механистическому озвучиванию исполняемой в ансамбле песни, хореографической композиции, тапёрскому заполнению необходимых пауз у солистов. Наравне с руководителем, проникаясь его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи, участвует в различных видах деятельности: в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах.
Для меня в работе концертмейстера использование информационно-компьютерных технологий открывает новые возможности: творческую перспективу, повышение уровня образованности, карьерный рост. В своей концертмейстерской практике я использую музыкальную программу Logic Pro , которая является одной из мощных современных систем нотации. Эта программа содержит порядка 450 инструментов, для каждого из которых предусмотрена специфическая система записи в разных ключах. С помощью программы можно за короткий промежуток времени подготовить музыкальный материал (сопровождение к песни, танцу). Также эта программа позволяет прослушать произведение, подобрать и гармонизовать мелодию, упростить музыкальную фактуру, транспонировать произведение.
Могу отметить компьютерные технологии, которые я использую в профессиональной практике концертмейстера. Это мультимедийные программы — музыкальные проигрыватели, проигрыватели Aimp, Winamp, J.River Media Center.Проигрыватели поддерживают очень большое количество форматов музыки -AAC, MP3, WMA, WAV, FLAC. Для улучшения прослушивания музыки я использую эквалайзер и звуковые эффекты — такие как бас, усиление, подавление голоса и другие. Кроме стандартных возможностей плеера записываю музыку на диски, (убираю при этом помехи и шумы).
Игра на инструменте, особенно если это баян, от меня требует больших физических усилий, и для более плодотворной работы требуются перерывы. Но в работе, тем более, педагогическом процессе это недопустимо, вот здесь мне на помощь компьютерные технологии..
Для записи музыкальных фонограмм я применяю такие программы , как Adobe Audition (пакет Adobe Audition 6 обладает расширенными возможностями аудиомикширования, редактирования, записи мастер-диска и наложения звуковых эффектов). Использую программу Gold Wave Editor (для записи, анализа и редактирования звук), с ее помощью можно записывать звук с микрофона, подключенного к аудиокарте ( RME -400) компьютера, или любого другого устройства — радиоприемника, телевизора, аудио или видеомагнитофона, CD/DVD проигрывателя. Встроенный аудио редактор позволяет обрезать, делить и объединять записи, добавлять к ним звуковые эффекты и фильтры. Кроме этого, имеется функция конвертирования аудио файлов из одного формата в другой. А также - возможность добавления и редактирования дополнительной информации в аудио файлах, восстановления аудио файлов с некачественным звучанием.
Хочу отметить, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна с помощью Интернет – ресурсов.
Эмоциональное восприятие музыки - важный момент в профессиональном творчестве концертмейстера, не обладая им невозможно передать своё отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. В Интернете можно найти дополнительную информацию, про произведение, подходящую инструментовку, можно также прослушать исполнение других исполнителей, сравнить.
Таким образом, применение мною информационных технологий в профессиональной концертмейстерской практике, дают мне возможности совершенствования целей, содержания, методов, технологий, средств подготовки обучающихся к концертным выступлениям, а также являются одним из показателей моей профессиональной компетентности..

4.Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств

5.Заключение.

Методический доклад концертмейстера Туркиной Елены Евгеньевны "Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера Детской музыкальной школы"

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1
СПОСОБНОСТИ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
1.1. Задачи и специфика работы концертмейстера
1.2. Чтение с листа и транспонирование
1.3. Навыки подбора по слуху и импровизации
Глава 2
РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1. В вокальном классе
2.2. На занятиях хора
2.3. В ансамбле с солистами-инструменталистами

Цель работы – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера детской музыкальной школы.
Задачи работы:
• Описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера.
• Выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста в условиях детской музыкальной школы.
• Опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера с учащимися разных специальностей.

КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

1.1 Задачи и специфика работы концертмейстера

1.2 Чтение с листа и транспонирование

1.3 Навыки подбора по слуху и импровизации

РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

2.1 В вокальном классе


2.2 На занятиях хора

2.3 В ансамбле с солистами-инструменталистами


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Читайте также: