Развитие системы образования в алтайском крае сообщение

Обновлено: 08.07.2024

В этом году продолжат уделять внимание столовым как в школах, так и в детских садах. Фото Андрея Чурилова

От пробирки до шаурмы

На результаты системы общего образования напрямую влияет инфраструктура ее учреждений. Выделение средств из бюджетов разных уровней позволяет улучшать эту сторону в действующих школах и в соответствии с новыми требованиями оснащать только что построенные.

– Сегодня более половины школ региона обновили оборудование – закупили компьютеры, оборудование в лаборатории, начали обновлять кабинеты физики, химии, биологии, – конкретизирует министр образования и науки края Максим Костенко . – Последнее – веление времени, вскоре ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам будут сдавать не только в теории, но и на практике. Продолжаем обновлять кабинеты астрономии и ОБЖ, оснащать лингафонные кабинеты – мы помним, что уже в этом году выпускники должны были сдавать экзамен по иностранному языку как обязательный, но было принято решение, что пока он остался в качестве дополнительного.

Одно из важных начинаний прошлого года – совершенствование материально-технической базы школьных столовых и пищеблоков. В феврале детям предложили пройти опрос, касающийся состава обедов в школах. Согласно предварительным результатам, каша с большим отрывом проиграла бургерам и шаурме. Но это не означает, что они появятся в меню: с помощью голосования стремились выявить особенности пищевого поведения детей и понять, как сделать его более здоровым.

Снять острые вопросы

Минувший год показал хорошие результаты по созданию дополнительных мест в образовательных учреждениях – около 3,5 тыс. в школах и примерно столько же в детсадах. Не все они появились благодаря федеральному финансированию – за последние несколько лет колоссальный объем средств краевого бюджета направлен на капремонт и реконструкцию помещений в рамках реализации региональной адресной инвестиционной программы. Работу активно продолжают. Предположительно, 2022 год станет финишным, и проблема очередности малышей до трех лет в детские сады будет закрыта. Однако остается открытым вопрос с детьми старше трех лет, он имеет другой характер – не все могут попасть в сады рядом с домом. В первую очередь это касается Барнаула .

Важно, что в регионе не обделяют вниманием и педагогических работников. Учителя поднимают вопросы, касающиеся не только оплаты труда или нагрузки, но и общения с родителями в чатах, оно пока ничем не регламентируется. В связи с этим в крае обсуждают создание этического кодекса, который урегулировал бы поведение в общей переписке, обозначил стиль и ограничил время для общения. В родительских комитетах и попечительских советах отдельных школ сейчас самостоятельно оговаривают эти аспекты.

– Важно, что это относится ко всем участникам коммуникации вне зависимости от социальной роли – учителя тоже люди, которые могут проявлять какие-то свои слабости, – подчеркивает Максим Костенко . – Всего в законе или должностной инструкции не пропишешь – важно уметь договариваться. Я уверен: школа – это пространство общественного договора, который невозможен без взаимных уважения и понимания.

В XVII – начале XVIII вв. грамотных людей на Алтае было крайне мало. С открытием рудников и строительством медеплавильных и сереброплавильных заводов в середине XVIII в. возросла потребность в квалифицированных рабочих и техниках. Владелец заводов Акинфий Никитич Демидов готовил кадры мастеровых в горнозаводских школах Урала и отправлял их на алтайские предприятия. Однако это лишь частично решало проблему подготовки специалистов для алтайских заводов и рудников.

Во второй половине XVIII в. в округе заметно растет сеть школ. В 1760 г. открывается школа при Змеиногорском руднике, в 1765 г. – в Бийске, в 1770 г. – при Сузунском медеплавильном заводе. В 1773 г. начались занятия в Новопавловской заводской школе.

Барнаульское горное училище

Но рудники и заводы нуждались не только в кадрах среднего звена, нужны были техники и инженеры. Поэтому в 1779 г. Кабинет принял решение открыть Барнаульское горное училище – среднее специальное заведение с 5-6-летним сроком обучения на базе начальной школы.

Со второй половины XVIII в. в Сибири началась подготовка медицинских работников. Одна из первых таких школ была открыта на Алтае в 1758 г. Руководил ею лекарь Никита Григорьевич Ножевщиков, один из лучших врачей округа.

Заметно выросло число учебных заведений на Алтае лишь к концу XIX в. Только в Барнауле насчитывалось более 20 начальных школ и училищ, одна женская прогимназия и реальное училище, учрежденное в 1897 г. на базе горного. Не случайно известный русский географ Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, в середине XIX в. организовавший из Барнаула две экспедиции на Алтай и в Среднюю Азию, назвал Барнаул самым культурным уголком Сибири и прозвал его сибирскими Афинами.

Этот всплеск внимания к образованию объясняется рядом причин: отменой крепостного права, интенсивной миграцией в Сибирь, в частности на Алтай, развитием капиталистических отношений, торговлей, возникновением многочисленных мелких предприятий, резко возросшей потребностью в грамотных специалистах.

Во второй половине XIX в. правительство начало ссылать на Алтай своих политических противников, которые, несмотря на строгий надзор, вели широкую просветительскую деятельность. Так, в числе ссыльных оказался либеральный народник Василий Константинович Штильке. Он создал в Барнауле Общество попечения о начальном образовании, члены которого провели широкую кампанию по сбору средств. Так, на пожертвования в 1885 г. была открыта бесплатная Нагорная начальная школа, а в 1891 г. на окраине Барнаула, на Зайчанской Заимке – вторая начальная школа. К 1896 г. в них обучались 400 детей. При школах Общества были организованы воскресные занятия для взрослых, открыты бесплатные библиотеки.

Интересы хозяйственного и культурного развития требовали организации профессиональной школы. Принятый в 1888 г. закон определил три типа промышленных училищ: средние и низшие технические, ремесленные. В 1893–1894 гг. были созданы более упрощенные профессиональные заведения: школы ремесленных учеников и низшие ремесленные школы.

В целом по Алтаю накануне Великой Октябрьской Социалистической революции насчитывалось 10 низших и 1 среднее профессионально-техническое училище. В Барнауле (1915 г.) и Бийске (1917 г.) открываются учительские семинарии. Грамотность населения Алтая составляла 15,3%.

В 20-е и в начале 30-х годов прошлого столетия значительную роль в развитии просвещения сыграли фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодежи.

В 1940 г. в Барнауле открылись 2 железнодорожных училища и 1 школа фабрично-заводского обучения. В последующие годы открываются различного рода ремесленные училища.

В начале XX в. на всей огромной территории Сибири имелось 3 высших учебных заведения (в Томске). Лишь в 1933 г. в Барнауле, в 1939 г. в Бийске открываются учительские институты, позднее преобразованные в педагогические.

На сегодняшний день в крае программы высшего образования реализуют 8 государственных вузов (Алтайский государственный университет; Алтайский государственный медицинский университет; Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова; Алтайский государственный педагогический университет; Алтайский государственный аграрный университет; Барнаульский юридический институт; Алтайский государственный институт культуры; Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина)

В начале XXI в. в вузах края открыты новые специальности в области сервиса, транспортных и технологических машин и оборудования, дизайна, лесного хозяйства, таможенного дела, аудиторской деятельности.

Эти изменения не случайны. Главный вопрос сегодня – насколько содержание, структура, объемы подготовки специалистов соответствуют развитию общества, отраслевой экономики и социальной сферы края.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования развивается интеграция образовательных учреждений различного уровня.

В настоящее время на базе ведущих вузов края созданы университетские комплексы и округа. В их составе – средние специальные учебные заведения соответствующего профиля. Такие объединения действуют сейчас не только на базе педуниверситетов, но и при АлтГТУ, АГАУ и АлтГАКИ.

При содействии совета ректоров вузов на базе техникумов и колледжей открываются филиалы и представительства вузов. Сейчас действует 5 таких структурных подразделений высшего профессионального образования.

АлтГУ

Алтайский государственный университет (АлтГУ) основан в мае 1973 г. Из первенца классического образования АлтГУ превратился в один из наиболее динамично развивающихся вузов Сибири. Это не только учебный, но и научно-образовательный комплекс, в состав которого входят 17 факультетов, 2 отделения, научно-исследовательские институты, несколько академических лабораторий, Центр Интернет, издательство, одна из крупнейших вузовских библиотек в регионе, 5 филиалов университета (в Рубцовске, Бийске, Славгороде, Белокурихе, Камне-на-Оби) и два представительства (г. Новокузнецк, с. Михайловское).

В 2014 г. на базе Алтайского госуниверситета открыли Научно-исследовательский институт биологической медицины. Его основная задача – исследования в области регенеративной медицины, геронтологии и фармации.

В университете обучается более 18 тыс. студентов, работают более 800 преподавателей, в том числе более 130 докторов и более 400 кандидатов наук. Ежегодный выпуск специалистов с высшим образованием по всем формам обучения – более 3,5 тыс. человек.

АлтГТУ

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) – один из крупнейших государственных вузов России, ведущий в Сибири центр науки, образования и культуры. Основан в 1959 г. на базе института сельскохозяйственного машиностроения (1942 г.). Включает: головной вуз в г. Барнауле; имеющие статус филиалов Бийский технологический и Рубцовский индустриальный институты; созданное на базе АлтГТУ негосударственное образовательное учреждение – Алтайскую академию экономики и права; региональное научно-инновационное объединение – Алтайский Технополис; Центр дистанционного образования с отделениями в населенных пунктах Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области (Новокузнецк) и Казахстана (Семипалатинск и Усть-Каменогорск).

В 2002 г. на базе АлтГТУ создан университетский округ совместно с предприятиями, отраслевыми НИИ и учебными заведениями Алтайского края (всего 147 членов округа).

В настоящее время в составе университета 33 факультета, 115 кафедр, в том числе в головном вузе – 21 факультет и 75 кафедр; 1 489 преподавателей, из них 148 докторов наук, 767 кандидатов наук. Общее число обучающихся – 30 тыс. человек.

На базе Алтайского государственного технического университета ведется подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России.

Наука

Развитие в Барнауле научно-исследовательских учреждений, занимающихся вопросами ведения сельского хозяйства, было предопределено аграрным статусом края. Большую известность приобрели разработки в области садоводства и овощеводства.

Алтайский НИИ сельского хозяйства

В 1950 г. был основан Алтайский НИИ сельского хозяйства (АНИИСХОЗ) на базе селекционной станции, существовавшей с 1929 г. В период освоения целинных земель институт вел активную разработку основ ведения хозяйства на вновь осваиваемых землях. Однако, просчеты высшего руководства страны, стремящегося распахать как можно больше, не учитывая агротехнических особенностей почв алтайских степей, привели к неудачам и экологическим катастрофам. АНИИСХОЗ самым непосредственным образом участвовал в ликвидации последствий разрушения почв. В 1973 г. он был разделен на Алтайский научно-исследовательский институт земледелия и селекции сельскохозяйственных культур (АНИИЗиС) и Алтайский научно-исследовательский и проектно-технологический институт животноводства (АНИПТИЖ). Разработки институтов в области селекции сельскохозяйственных культур и пород скота получили признание во всей Сибири.

Работа в области овощеводства в Алтайском крае велась под руководством Западно-Сибирской овощной опытной станции, основанной в 1935 г. в с. Лебяжье. На станции занимались селекцией более 10 овощных культур. За успешное и продуктивное ведение работ в 1976 г. станция была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

М. А. Лисавенко

Говоря об алтайском садоводстве, нельзя обойти вниманием человека, стоявшего у его истоков. Это Михаил Афанасьевич Лисавенко (1897–1967). Он занялся вопросами сибирского садоводства еще в 20-х гг. ХХ в. По рекомендации И.В. Мичурина Михаил Афанасьевич весной 1933 г. под Ойрот-Турой (Горно-Алтайском) создал опорный пункт научно-исследовательского института плодоводства, преобразованный в дальнейшем в Алтайскую опытную станцию садоводства. В 1949 г. станция была переведена в Барнаул, поскольку здесь климатические условия более подходили для научных селекционных экспериментов. М.А. Лисавенко занимался выведением новых сортов яблонь, устойчивых к сибирским морозам, создал перспективные сорта других плодово-ягодных культур. Впервые в мире облепиха стала садоводческой культурой. Введена в культуру черноплодная рябина. Всю жизнь Михаил Афанасьевич посвятил сибирскому садоводству, его труды были оценены по достоинству: он являлся академиком ВАСХНИЛ, получил звание Героя Социалистического труда, дважды являлся лауреатом Государственной премии и т. д. После смерти М.А. Лисавенко станция получила его имя и была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 г. преобразована в НИИ садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко.

НИИ садоводства Сибири

На сегодняшний день институт является ведущим научно-исследователь-ским учреждением Сибири в области садоводства. Основные направления НИИСС – выведение сортов плодовых и ягодных культур, адаптированных к суровым сибирским условиям, разработка технологий их возделывания и размножения, интродукция и селекция декоративных растений.

Селекционерами института создано свыше 320 новых сортов, более 175 из них районированы. Крупноплодные, самоплодные, устойчивые к болезням и вредителям сорта института используются многими отечественными и зарубежными селекционерами в качестве доноров и источников ценных признаков.

Разработаны технологии вегетативного размножения сливы, вишни, малины, смородины, облепихи, жимолости. Внедрение этих разработок позволило поставить питомниководство на промышленную основу и выращивать до 7 млн саженцев в год.

В НИИСС созданы два уникальных дендрария (в Барнауле и Горно-Алтайске), где растет около тысячи видов, межвидовых гибридов, разновидностей и сортов деревьев и кустарников. Лучшие из них рекомендованы для озеленения городов и населенных пунктов.

Помимо аграрного профиля Алтайский край и Барнаул обладает развитым промышленным комплексом, нуждающимся в передовых научных разработках.

Алтайский НИИ технологии машиностроения

Центром научных изысканий в области промышленности является Алтайский НИИ технологии и машиностроения (АНИТИМ), который первоначально специализировался на механизации и автоматизации технологических процессов в машиностроении. Позже в институте началась работа в области технологии сварки металлов, робототехники и др. Изобретения института получили мировое признание: в 1985 г. на Лейпцигской ярмарке четыре разработки НПО АНИТИМ были отмечены золотыми медалями и дипломами.

К учреждениям, занимающимся разработками для промышленности, можно также отнести Алтайский филиал Всероссийского НИИ маслоделия и сыроделия. Он был создан в 1958 г. на базе краевой молочной лаборатории. Алтай с его хорошими климатическими условиями и богатыми пастбищами издавна был зоной развитого молочного животноводства, славился высококачественными сырами, сливочным маслом, которые шли на экспорт в Данию, Англию.

С конца 80-х годов на молочной основе создаются напитки, пастообразные продукты, обогащенные полезной микрофлорой и витаминными добавками, оказывающими лечебное или профилактическое воздействие на организм человека.

Цех биопрепаратов обеспечивает заквасками и бакпрепаратами для сыров многие перерабатывающие предприятия России и края.

Сравнительно молодым является направление экологических исследований и мониторинга. В 1976 г. была создана лаборатория экологии и рационального природопользования института географии СО АН СССР. В 1987 г. появился Институт водных и экологических проблем СО АН СССР, ставший первым академическим научным учреждением в крае. В 90-х гг. открываются НИИ мониторинга земель и экосистем и НИИ региональных медико-экологических проблем. Последний активно занимается разработкой программы изучения и ликвидации негативных последствий для Алтайского края ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В 2014 г. научные коллективы региона получили свыше 50 грантов на поддержку фундаментальных исследований. Средства бюджета предоставлены на изучение новых материалов, пищевых добавок, энергоресурсов и химических технологий. Общая сумма поддержки составила 17 млн. рублей, в том числе 8 млн. рублей привлечено из федерального бюджета.


В преддверии нового учебного года в районах края состоялись традиционные педагогические конференции. В Кытманово в ней помимо руководства района, глав сельсоветов, педагогов и руководителей учреждений образования приняла участие заместитель председателя краевого правительства Надежда Капура.

Единое пространство

На пленарном заседании, в котором участвовали около 270 человек, были озвучены результаты, достигнутые в последние несколько лет, и основные задачи, стоящие перед отраслью образования в Кытмановском районе в наступающем учебном году.

По словам председателя комитета по образованию Владимира Ершова, на начало 2017/18 учебного года в районе работают четыре муниципальных дошкольных учреждения, 12 школ (из них восемь предоставляют также услуги дошкольного образования и слиты с детским садом в одно юридическое лицо) и одно учреждение дополнительного образования. По сравнению с прошлым учебным годом сеть общеобразовательных учреждений изменилась, но общее количество обучающихся осталось на прежнем уровне.

Меняется вся система

Дошкольных учреждений тенденция к объединению тоже коснулась.

Объединение произошло в мае 2017 года, и теперь в трех корпусах единого образовательного учреждения 260 воспитанников и 22 педагога (остались и старшие воспитатели, и педагоги-психологи, единственная проблема, признается заведующая, с логопедом, которого пока не удается найти).

– С тех пор как дошкольное стало первой ступенью образования, на нас действительно обратили внимание. Меняется вся система, – говорит Ирина Чернова. – В 2014 году в Кытманово был запущен в эксплуатацию полностью реконструированный детский сад, который я тогда возглавила (сейчас это наш главный корпус). Благодаря этому у нас появились 60 мест для детей и садик очень востребован. Ну а с введением федеральных государственных образовательных стандартов постепенно обновляется материально-техническая база – тоже огромный плюс.

Главная профессия

Молодой педагог начальных классов Анастасия Красилова окончила педуниверситет с красным дипломом, и 1 сентября ей предстоит знакомство с первыми учениками и их родителями. В кытмановской средней школе № 2 ей достался второй класс – 18 ребятишек, один на надомном обучении. Уже подготовлены сценарий знакомства и оформление класса и волнение, признается учительница, ушло.

В своей семье она станет первым педагогом, причем это было мечтой буквально с первого класса.

– За зарплату я не боялась, мне даже предлагали другую работу, но я пошла в школу, потому что люблю детей и считаю, что учитель – это, наверное, главная профессия вообще, – говорит Анастасия. – Ведь все начинается со школы. Еще я люблю свой район и свое село, но мне не удалось устроиться в Старую Тарабу, откуда я родом, так что преподавать буду в Кытманово. В школе меня приняли очень хорошо, и я благодарна всем учителям. Честно говоря, больше всего боялась, как меня примут коллеги, но меня поддерживают. Особая благодарность Елене Геннадьевне Красиловой – это опытный учитель начальных классов, мой наставник, она со мной везде.

На новом месте молодой педагог пока самостоятельно снимает жилье, но с начала учебного года будет помогать район. Как молодому учителю в первый год работы ей полагается также 30-процентная доплата. И сейчас решается вопрос с подъемными выплатами.

Татьяна КУЗЬМИЧ (фото)

Акценты

Кроме того, зампредседателя краевого правительства рассказала о создании единого образовательного пространства.

– На федеральном уровне определены проблемы, которые этому мешают: размытость стандартов и качество учебных пособий. Проводится экспертиза учебников, завершается разработка практически всех предметных концепций для школ. В ближайшей перспективе выстроится новое понимание того, по каким учебникам заниматься детям. Будет создана экспертная система отбора учебников, а их количество, как нас уверяют, сократится: по каждому предмету – не более двух-трех линеек, и в первую очередь они будет разделены на базовые и углубленные, – сказала Надежда Капура.

от 13 декабря 2019 года N 494

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае"

(с изменениями на 19 марта 2021 года)

1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" (приложение).

2. Признать утратившими силу следующие постановления:

Администрации Алтайского края:

от 20.12.2013 N 670 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае";

от 07.03.2014 N 98 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";

от 20.05.2014 N 245 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";

от 11.01.2016 N 7 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Алтайском крае" на 2016 - 2025 годы";

от 09.02.2016 N 33 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";

от 26.05.2016 N 176 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";

от 25.11.2016 N 406 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";

Правительства Алтайского края:

от 15.02.2017 N 51 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";

от 01.06.2017 N 190 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";

от 19.02.2018 N 60 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";

от 23.04.2018 N 137 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";

от 30.08.2018 N 345 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.10.2016 N 349";

от 01.02.2019 N 22 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";

от 01.02.2019 N 23 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2020.

Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО

Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 13 декабря 2019 г. N 494

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"

Паспорт государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае"

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования и науки Алтайского края

Министерство социальной защиты Алтайского края;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края;

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

краевые государственные организации, подведомственные Министерству образования и науки Алтайского края;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию);

муниципальные (бюджетные и автономные) общеобразовательные организации (по согласованию)

подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае";

подпрограмма 2 "Развитие общего образования в Алтайском крае";

подпрограмма 3 "Развитие дополнительного образования детей и сферы отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае";

подпрограмма 4 "Развитие среднего профессионального образования в Алтайском крае";

подпрограмма 5 "Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и развитие кадрового потенциала Алтайского края";

подпрограмма 6 "Совершенствование управления системой образования в Алтайском крае";

подпрограмма 7 "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Алтайском крае";

подпрограмма 8 "Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Региональные проекты, реализуемые в рамках программы

национальный проект "Образование":

региональный проект "Современная школа";

региональный проект "Успех каждого ребенка";

региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей";

региональный проект "Цифровая образовательная среда";

региональный проект "Учитель будущего";

региональный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)";

национальный проект "Демография":

региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет"

повышение доступности качественного образования, соответствующего потребностям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

обеспечение доступности и качества дошкольного образования, в том числе за счет создания дополнительных мест;

повышение качества общего образования посредством обновления содержания, технологий обучения и материально-технической базы;

создание равных возможностей для позитивной социализации и успешности каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды;

обеспечение региона квалифицированными рабочими, служащими и специалистами среднего звена в соответствии с потребностями экономики Алтайского края;

создание условий для развития кадрового потенциала Алтайского края;

совершенствование механизмов управления системой образования Алтайского края для повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, которые обеспечивают взаимодействие граждан и образовательных организаций с органами управления образованием, внедрение цифровых технологий в сфере управления образованием;

создание в Алтайском крае новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;

обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, содействие их семейному устройству и интеграции в общество

Индикаторы и показатели программы

доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);

доля обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;

доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

доля руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций;

доля государственных и муниципальных образовательных организаций, использующих цифровые технологии в административно-управленческой деятельности (в том числе для учета контингента и движения обучающихся, формирования отчетности);

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего);

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Срок и этапы реализации программы

2020 - 2024 годы без деления на этапы

Объемы финансирования программы

общий объем финансового обеспечения государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" (далее - "программа") составляет 143546056,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 28143629,8 тыс. рублей;

2021 год - 33152556,9 тыс. рублей;

2022 год - 29546811,0 тыс. рублей;

2023 год - 28240542,3 тыс. рублей;

2024 год - 24462516,2 тыс. рублей;

общий объем средств федерального бюджета - 14497129,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 2943570,1 тыс. рублей;

2021 год - 4498835,8 тыс. рублей;

2022 год - 3865316,8 тыс. рублей;

2023 год - 3189407,1 тыс. рублей;

общий объем средств краевого бюджета - 128591060,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 25076623,0 тыс. рублей;

2021 год - 28319436,9 тыс. рублей;

2022 год - 25681349,2 тыс. рублей;

2023 год - 25051135,2 тыс. рублей;

2024 год - 24462516,2 тыс. рублей;

общий объем средств местного бюджета - 457865,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 123436,7 тыс. рублей;

2021 год - 334284,2 тыс. рублей;

2022 год - 145,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период

Справочно: объем налоговых расходов Алтайского края в рамках реализации государственной программы (всего)

Ожидаемые результаты реализации программы

обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) на уровне 100%;

увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования до 100%;

увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 77%;

увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, до 65%;

обеспечение доли руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне 98,8%;

увеличение доли государственных и муниципальных образовательных организаций, использующих цифровые технологии в административно-управленческой деятельности (в том числе для учета контингента и движения обучающихся, формирования отчетности), до 98%;

увеличение удельного веса численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего) до 97,1%;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 90%

1. Общая характеристика сферы реализации программы

В основу социальной политики Алтайского края положена системная работа по поддержке базовых общественных институтов, поэтому особое внимание уделяется реализации национальных проектов, направленных на улучшение жизни граждан.

До 2024 года в крае будет реализовано 7 региональных проектов в сфере образования: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Новые возможности для каждого". В продолжение содержательной части региональных проектов реализуется портфель "10 инициатив Губернатора для развития образования Алтайского края".

Министерство образования и науки Алтайского края является соисполнителем регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".

Реализация государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае" в предыдущие годы позволила достичь всех заявленных показателей, значительно укрепить и обновить материально-техническую базу образовательных организаций, заложить основы новой образовательной модели.

Современные подходы к развитию содержания дошкольного образования определили его неотъемлемой частью общего образования. Принятые за последние 3 года в регионе меры позволяют говорить о позитивных изменениях в системе дошкольного образования. Алтайский край входит в число регионов Российской Федерации, наиболее успешно решающих проблемы обеспечения доступности и вариативности дошкольного образования. В крае реализуются стандарты дошкольного образования, исполняются требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования. Вместе с тем проблема доступности услуг дошкольного образования для детей до 3 лет остается актуальной.

Продолжаются процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования. Региональная сеть общеобразовательных организаций видоизменяется с сохранением показателя охвата учащихся образовательными услугами: охват детей программами общего среднего образования ежегодно составляет свыше 99,9% (численность обучающихся - более 266 тыс. человек).

Развитие системы общего образования осуществляется в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, благоприятного прогноза роста численности учащихся в системе общего образования, диверсификации образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги в Алтайском крае.

В регионе организована работа по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся через участие во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и других мероприятиях.

Читайте также: