Развитие познавательного интереса обучающихся сообщение

Обновлено: 19.05.2024

В данной статье изложены вопросы аспектов методики познавательного интереса, раскрыты педагогические условия способствующие, развитию познавательной активности.

Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.

Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  • привлечение обучающихся к целям и задачам занятия;
  • возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  • включение обучающихся в интересную для них форму работы.

Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

по источникам передачи и характеру восприятия информации:

  • словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
  • наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);
  • практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.);

по характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративный метод,
  • репродуктивный метод,
  • метод проблемного изложения,
  • частично-поисковый или эвристический метод,
  • исследовательский метод;

по основным компонентам деятельности преподавателя:

  • методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
  • методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
  • методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и
  • дифференцированный, текущий и итоговый);

по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения):

по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя (методы изложения: монологический, диалогический; методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный);

по характеру учебной деятельности обучающихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая);

по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля).

Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности

Условия, для проявления познавательной деятельности:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
  • включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,
  • воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Способы активизации обучения

  • проблемный способ обучения
  • проработка материала в микрогруппах (Интернет, книги, интересный материал)
  • опережающее обучение (доклады)
  • постановка вопроса, на который надо ответить в конце занятия
  • составление опорного конспекта и плана лекций
  • визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы
  • интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретическое обучение)
  • приглашение на занятие компетентного специалиста
  • эвристическая беседа.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта учащегося;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);
  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь занятия, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.

Важное значение имеет и применение на занятии наглядного материала. Это привлекает внимание обучающихся. Делает обучение интересным.


Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые у обучающихся под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Главный вопрос, который стоит перед педагогом: Как заинтересовать ребенка? Как подобрать материал, который заденет за живое.

Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:

− учет своеобразия и возможностей ребенка;

− актуализация потребности в игре;

− восприятие ребенком окружающего мира;

− подбор и разнообразие видов деятельности, занятий, увлечений для испытания ими своих возможностей;

− стимулирование творческого самовыражения ребенка;

− обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;

− система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Данные условия определяют методику работы воспитателя по воспитанию обучающихся и развитию их познавательных интересов.

Этапы работы следующие:

− изучение интересов, возможностей и потребностей;

− постановка обучающегося в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;

− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;

− расширение межличностного общения;

− предоставление обучающемуся возможности активной, самостоятельной деятельности, преобразование и усложнение этой деятельности.

Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся не известную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.

  1. Любопытство — начальная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
  2. Любознательность — состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного и услышанного. На этой стадии развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
  3. Познавательные мотивы занимают главное место. Они содействуют проникновению личности в существующие связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
  4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Задача воспитателей — формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность обучающихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. У каждого воспитателя есть свои способы активизации познавательного интереса. Формировать познавательные интересы воспитанников мне помогает использование различных методов:

  1. Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).

Использование данного метода создает у обучающихся радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам.

Для наиболее эффективной работы, по формированию у обучающихся познавательного интереса, в работе с классом использую различные формы и виды деятельности:

− проблемные занятия (эффективный способ повышения интереса обучающихся);

− технология опорных сигналов (сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать);

− занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект);

− использование дополнительной литературы (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает занятие);

− технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности даёт возможность добиться поставленной цели, создаёт творческую атмосферу.

Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к занятиям, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.

При формировании познавательных интересов обучающихся, на занятиях использую объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала, показа картин, памятников архитектуры, прослушивание записей музыкальных произведений. С целью пробуждения интереса к занятиям, провожу их в форме, например путешествия диспута, с использованием презентаций, занятия с ролевой игрой, игровые: «Что? Где? Когда?”, занятие-конкурс, занятие-соревнование.

Воспитателю необходимо помогать обучающимся, находить правильные пути удовлетворения интересов. Интерес возникает и укрепляется, когда обучающийся действует сам без особого нажима. Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов. Важно, чтобы первые шаги к цели сопровождались радостью успеха, чтобы неудач было как можно меньше. Нередко первые трудности отпугивают. Вот почему важно организовывать деятельность так, чтобы ребёнок с первых же шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков ребенка. Педагоги должны создать такую развивающуюся деятельность для обучающихся, чтобы их потенциал не остался не востребованным.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, занятие, Москва, познавательный интерес обучающихся, возможность, игра, интерес, проектная деятельность, радость познания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения и воспитания.

В условиях реализации ФГОС СПО целью образования является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, т.е. что именно они должны знать и уметь после завершения освоения учебных дисциплин, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Мобильность, самостоятельность, инициативность, конкурентоспособность, а также, социальная адаптивность к нововведениям в профессиональной деятельности и высокая стрессоустойчивость - вот те качества, которыми должен обладать современный молодой человек на рынке труда.

Становление профессионала при обучении в образовательном учреждении возможно лишь в результате единства развития у обучающихся, как профессионализма, так и их личностных качеств.

Л.М. Митина отмечает, что структура профессионального самосознания, в общих чертах, совпадает со структурой самосознания личности. [1, с.58].

Личность профессионала характеризуется сформированной идентичностью, как в личностном, так и в профессиональном планах [2].

Структуру профессионального самосознания, в общем виде, можно охарактеризовать, по мнению Е.А. Климова, следующими положениями:

  • сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
  • знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
  • знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
  • знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
  • представление о себе и своей работе в будущем [3].

Важнейшими задачами профессиональной подготовки обучающихся колледжа являются: формирование интереса к своей будущей профессии, развитие познавательной деятельности, совершенствование знаний, развитие самостоятельности мышления.

Познавательный интерес — это мотив познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса в условиях инклюзивного образования включает, прежде всего, восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для этого следует начинать с решения доступных им задач, поддержки их уверенности в успехе, подкрепления даже маленьких удач, создания условий для положительных переживаний успеха.

Развитие познавательного интереса ЛОВЗ - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Методика пробуждения любознательности, воспитания познавательных интересов и потребностей включает:

  • изучение психологических особенностей воспитанников;
  • вовлечение воспитанников в активную творческую деятельность по их собственному желанию, в соответствии с их индивидуальными интересами и склонностями;
  • постановку конкретных целей и задач перед всем коллективом, а также и перед отдельными воспитанниками;
  • отыскание приемов, педагогических технологий побуждающих воспитанников заниматься учебным трудом, самообразованием и самовоспитанием.

Система мониторинга, осуществляемая воспитателями, позволяет дать объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности.

Данные диагностик позволяют определить цели и задачи воспитательного процесса конкретные, обоснованные, реально достижимые и решаемые.

  • признание личности каждого воспитанника высшей социальной ценностью;
  • уважение ее уникальности и своеобразия;
  • признание ее социальных прав и свобод;
  • отношение к воспитаннику, как к субъекту собственного развития;
  • опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке.

Необходимые ключевые компетенции формируются только при условии систематического включения воспитанников в познавательную деятельность, в процесс выполнения ими особого вида заданий – проектных работ, проблемно-поисковой деятельности.

Именно технология проектной деятельности оказывает влияние на развитие познавательного интереса обучающихся.

Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения.

Цель проектного обучения – создание условий, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
  • развивают системное мышление.

Она имеет ряд достоинств:

Но большинство обучающихся, относящихся к ЛОВЗ не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад.

Это происходит и вследствие того, что они не имеют опыта проектной и исследовательской деятельности.

К проектной деятельности готовить воспитанников необходимо постепенно и грамотно, а для этого необходимо последовательно создавать условия для мотивации, обучать молодежь планированию и практической деятельности.

В решении данной задачи важная роль отводится педагогам, воспитателям, готовым к организации и руководству проектной деятельностью детей.

Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетенции.

Суть инициативы проектной деятельности состоит в том, каким образом, организовать процесс, чтобы не просто дать знания об исследуемых процессах и сформировать навыки работы над проектом, а также, умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетенций, наличие которых необходимо для успешной деятельности в различных сферах производства.

На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования.

Кроме того, реализация проектов способна принести реальную общественную пользу, стать реальным успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере выпускника.

Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетенции.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогический коллектив колледжа и детского дома едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности.

Необходимы единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками; преемственность между учебным и воспитательным процессами.

В понятие познавательного интереса различные ученые вкладывают различный смысл. Среди самых распространенных определений следующие:

Из предложенных формулировок становится понятно, что пусть ученые и вкладывают различный смысл в понятие познавательного интереса, но не противоречат друг другу, выделяя различные стороны этого понятия, а взаимно обогащают его.

Беспрерывно закрепляясь и прогрессируя, познавательный интерес становится базой позитивного мировоззрения и отношения к обучению. Под его воздействием у человека регулярно возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно, проявляя каждодневную активность. При этом поисковая деятельность проходит параллельно увлечениям, а школьник испытывает чувство удовлетворения от проделанной работы. Познавательный интерес оказывает положительное влияние и на образовательный процесс, благодаря чему, даже слабые ученики выполняют задачи более продуктивно.

Познавательная заинтересованность направлена не только на процесс познания, но и на результаты. Это в совокупности дает картину взаимозависимости стремления к достижению цели, реализации, преодоления трудностей, волевого напряжения и усилия.

Познавательный интерес и его развитие

Основы развития познавательного интереса

Развитие познавательного интерес можно разложить на базовые уровни:

  • Любопытство.
  • Любознательность.
  • Фактически познавательный интерес.
  • Творческая заинтересованность.

В этих уровнях заложена характеристика различных степеней избирательного направления, отношения обучающегося к изучаемой дисциплине и степень влияния познавательного интерес

Любопытство – естественно обусловленная реакция человека на все внезапное, интригующее, притягивающее интерес. Оно представляет начальную форму познавательного интереса и обусловлено сугубо внутренними жизненными обстоятельствами. На данной ступени отсутствует настоящее стремление к познанию, но именно любопытство часто становится отправной точкой в его развитии.

Любознательность – следующая ступень познавательной заинтересованности. Здесь ученик проявляет стремление к глубокому познанию вопроса, пониманию смысла изучаемого. Ученик, как правило, активен на уроках, задает вопросы педагогу, принимает активное участие в дискуссиях, читает дополнительную литературу по изучаемой теме.

Фактически познавательный интерес формируется в ходе работы. Он проявляется в желании глубоко проанализировать предмет изучения, вникнуть в суть познаваемого. При этом активность исходит от самой личности, а не со стороны, что обусловливает отсутствие угасания заинтересованности по завершению деятельности и побуждение к более глубокому погружению в изучаемый материал

На данной ступени интерес пробуждается к деятельности, а человек становится ее субъектом. Неизменное погружение в работу дает возможность развития расширенной самостоятельности, при изучении конкретного материала.

Творческий познавательный интерес это степень заинтересованности личности, при которой пробуждается стремление к самостоятельному, творческому, поисковому осуществлению деятельности.

Условия формирования познавательного интереса

Опираясь на накопленный опыт, всевозможные исследовательские труды можно с уверенностью утверждать о существовании специфических условий, содействующих формированию, развитию и укреплению познавательной заинтересованности. К таким условиям можно отнести:

  • Создание ситуаций, требующих решения познавательных задач, активного поиска, предположений, рассуждений. Формирование условий мыслительного напряжения, противоречивости суждений, конфликтов различных позиций, требующих самостоятельного разбирательства, принятия решения, занимания определенной позиции.
  • Организация и осуществление учебной деятельности соответственно возрастным особенностям детей и уровню их развития.
  • Создание положительной эмоциональной обстановки, оказывающей влияние на воспитанников в процессе работы и общения.

Данные условия совмещают в себе комплекс функций обучения, оказывают целенаправленное и косвенное воздействие на формирование познавательной заинтересованности.

Пробудить интерес личности к изучаемому предмету, можно соблюдая требования построения программы преподавания. Данные требования формируются исходя из таких компонентов как:

  • Личность учителя.
  • Суть преподаваемого материала.
  • Многообразность методов и способов обучения.

С точки зрения прогрессивной педагогической науки к педагогу также предъявляются конкретные требования, а именно:

Читайте также: