Развитие познавательного интереса обучающихся сообщение
Обновлено: 19.05.2024
В данной статье изложены вопросы аспектов методики познавательного интереса, раскрыты педагогические условия способствующие, развитию познавательной активности.
Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.
Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
- привлечение обучающихся к целям и задачам занятия;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение обучающихся в интересную для них форму работы.
Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
по источникам передачи и характеру восприятия информации:
- словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
- наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);
- практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.);
по характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный метод,
- репродуктивный метод,
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый или эвристический метод,
- исследовательский метод;
по основным компонентам деятельности преподавателя:
- методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
- методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
- методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и
- дифференцированный, текущий и итоговый);
по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения):
по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя (методы изложения: монологический, диалогический; методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный);
по характеру учебной деятельности обучающихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая);
по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля).
Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности
Условия, для проявления познавательной деятельности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений,
- воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Способы активизации обучения
- проблемный способ обучения
- проработка материала в микрогруппах (Интернет, книги, интересный материал)
- опережающее обучение (доклады)
- постановка вопроса, на который надо ответить в конце занятия
- составление опорного конспекта и плана лекций
- визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы
- интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретическое обучение)
- приглашение на занятие компетентного специалиста
- эвристическая беседа.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта учащегося;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь занятия, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.
Важное значение имеет и применение на занятии наглядного материала. Это привлекает внимание обучающихся. Делает обучение интересным.
Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые у обучающихся под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Главный вопрос, который стоит перед педагогом: Как заинтересовать ребенка? Как подобрать материал, который заденет за живое.
Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:
− учет своеобразия и возможностей ребенка;
− актуализация потребности в игре;
− восприятие ребенком окружающего мира;
− подбор и разнообразие видов деятельности, занятий, увлечений для испытания ими своих возможностей;
− стимулирование творческого самовыражения ребенка;
− обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;
− система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
Данные условия определяют методику работы воспитателя по воспитанию обучающихся и развитию их познавательных интересов.
Этапы работы следующие:
− изучение интересов, возможностей и потребностей;
− постановка обучающегося в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;
− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;
− расширение межличностного общения;
− предоставление обучающемуся возможности активной, самостоятельной деятельности, преобразование и усложнение этой деятельности.
Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся не известную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.
- Любопытство — начальная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
- Любознательность — состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного и услышанного. На этой стадии развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
- Познавательные мотивы занимают главное место. Они содействуют проникновению личности в существующие связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
- Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.
Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Задача воспитателей — формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность обучающихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. У каждого воспитателя есть свои способы активизации познавательного интереса. Формировать познавательные интересы воспитанников мне помогает использование различных методов:
- Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).
Использование данного метода создает у обучающихся радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам.
Для наиболее эффективной работы, по формированию у обучающихся познавательного интереса, в работе с классом использую различные формы и виды деятельности:
− проблемные занятия (эффективный способ повышения интереса обучающихся);
− технология опорных сигналов (сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать);
− занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект);
− использование дополнительной литературы (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает занятие);
− технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности даёт возможность добиться поставленной цели, создаёт творческую атмосферу.
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к занятиям, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.
При формировании познавательных интересов обучающихся, на занятиях использую объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала, показа картин, памятников архитектуры, прослушивание записей музыкальных произведений. С целью пробуждения интереса к занятиям, провожу их в форме, например путешествия диспута, с использованием презентаций, занятия с ролевой игрой, игровые: «Что? Где? Когда?”, занятие-конкурс, занятие-соревнование.
Воспитателю необходимо помогать обучающимся, находить правильные пути удовлетворения интересов. Интерес возникает и укрепляется, когда обучающийся действует сам без особого нажима. Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов. Важно, чтобы первые шаги к цели сопровождались радостью успеха, чтобы неудач было как можно меньше. Нередко первые трудности отпугивают. Вот почему важно организовывать деятельность так, чтобы ребёнок с первых же шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков ребенка. Педагоги должны создать такую развивающуюся деятельность для обучающихся, чтобы их потенциал не остался не востребованным.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, занятие, Москва, познавательный интерес обучающихся, возможность, игра, интерес, проектная деятельность, радость познания.
Образование находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения и воспитания.
В условиях реализации ФГОС СПО целью образования является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, т.е. что именно они должны знать и уметь после завершения освоения учебных дисциплин, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Мобильность, самостоятельность, инициативность, конкурентоспособность, а также, социальная адаптивность к нововведениям в профессиональной деятельности и высокая стрессоустойчивость - вот те качества, которыми должен обладать современный молодой человек на рынке труда.
Становление профессионала при обучении в образовательном учреждении возможно лишь в результате единства развития у обучающихся, как профессионализма, так и их личностных качеств.
Л.М. Митина отмечает, что структура профессионального самосознания, в общих чертах, совпадает со структурой самосознания личности. [1, с.58].
Личность профессионала характеризуется сформированной идентичностью, как в личностном, так и в профессиональном планах [2].
Структуру профессионального самосознания, в общем виде, можно охарактеризовать, по мнению Е.А. Климова, следующими положениями:
- сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
- знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
- знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
- знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
- представление о себе и своей работе в будущем [3].
Важнейшими задачами профессиональной подготовки обучающихся колледжа являются: формирование интереса к своей будущей профессии, развитие познавательной деятельности, совершенствование знаний, развитие самостоятельности мышления.
Познавательный интерес — это мотив познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса в условиях инклюзивного образования включает, прежде всего, восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для этого следует начинать с решения доступных им задач, поддержки их уверенности в успехе, подкрепления даже маленьких удач, создания условий для положительных переживаний успеха.
Развитие познавательного интереса ЛОВЗ - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Методика пробуждения любознательности, воспитания познавательных интересов и потребностей включает:
- изучение психологических особенностей воспитанников;
- вовлечение воспитанников в активную творческую деятельность по их собственному желанию, в соответствии с их индивидуальными интересами и склонностями;
- постановку конкретных целей и задач перед всем коллективом, а также и перед отдельными воспитанниками;
- отыскание приемов, педагогических технологий побуждающих воспитанников заниматься учебным трудом, самообразованием и самовоспитанием.
Система мониторинга, осуществляемая воспитателями, позволяет дать объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности.
Данные диагностик позволяют определить цели и задачи воспитательного процесса конкретные, обоснованные, реально достижимые и решаемые.
- признание личности каждого воспитанника высшей социальной ценностью;
- уважение ее уникальности и своеобразия;
- признание ее социальных прав и свобод;
- отношение к воспитаннику, как к субъекту собственного развития;
- опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке.
Необходимые ключевые компетенции формируются только при условии систематического включения воспитанников в познавательную деятельность, в процесс выполнения ими особого вида заданий – проектных работ, проблемно-поисковой деятельности.
Именно технология проектной деятельности оказывает влияние на развитие познавательного интереса обучающихся.
Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения.
Цель проектного обучения – создание условий, при которых обучающиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
- развивают системное мышление.
Она имеет ряд достоинств:
Но большинство обучающихся, относящихся к ЛОВЗ не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад.
Это происходит и вследствие того, что они не имеют опыта проектной и исследовательской деятельности.
К проектной деятельности готовить воспитанников необходимо постепенно и грамотно, а для этого необходимо последовательно создавать условия для мотивации, обучать молодежь планированию и практической деятельности.
В решении данной задачи важная роль отводится педагогам, воспитателям, готовым к организации и руководству проектной деятельностью детей.
Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетенции.
Суть инициативы проектной деятельности состоит в том, каким образом, организовать процесс, чтобы не просто дать знания об исследуемых процессах и сформировать навыки работы над проектом, а также, умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетенций, наличие которых необходимо для успешной деятельности в различных сферах производства.
На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования.
Кроме того, реализация проектов способна принести реальную общественную пользу, стать реальным успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере выпускника.
Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетенции.
Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогический коллектив колледжа и детского дома едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности.
Необходимы единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками; преемственность между учебным и воспитательным процессами.
В понятие познавательного интереса различные ученые вкладывают различный смысл. Среди самых распространенных определений следующие:
Из предложенных формулировок становится понятно, что пусть ученые и вкладывают различный смысл в понятие познавательного интереса, но не противоречат друг другу, выделяя различные стороны этого понятия, а взаимно обогащают его.
Беспрерывно закрепляясь и прогрессируя, познавательный интерес становится базой позитивного мировоззрения и отношения к обучению. Под его воздействием у человека регулярно возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно, проявляя каждодневную активность. При этом поисковая деятельность проходит параллельно увлечениям, а школьник испытывает чувство удовлетворения от проделанной работы. Познавательный интерес оказывает положительное влияние и на образовательный процесс, благодаря чему, даже слабые ученики выполняют задачи более продуктивно.
Познавательная заинтересованность направлена не только на процесс познания, но и на результаты. Это в совокупности дает картину взаимозависимости стремления к достижению цели, реализации, преодоления трудностей, волевого напряжения и усилия.
Основы развития познавательного интереса
Развитие познавательного интерес можно разложить на базовые уровни:
- Любопытство.
- Любознательность.
- Фактически познавательный интерес.
- Творческая заинтересованность.
В этих уровнях заложена характеристика различных степеней избирательного направления, отношения обучающегося к изучаемой дисциплине и степень влияния познавательного интерес
Любопытство – естественно обусловленная реакция человека на все внезапное, интригующее, притягивающее интерес. Оно представляет начальную форму познавательного интереса и обусловлено сугубо внутренними жизненными обстоятельствами. На данной ступени отсутствует настоящее стремление к познанию, но именно любопытство часто становится отправной точкой в его развитии.
Любознательность – следующая ступень познавательной заинтересованности. Здесь ученик проявляет стремление к глубокому познанию вопроса, пониманию смысла изучаемого. Ученик, как правило, активен на уроках, задает вопросы педагогу, принимает активное участие в дискуссиях, читает дополнительную литературу по изучаемой теме.
Фактически познавательный интерес формируется в ходе работы. Он проявляется в желании глубоко проанализировать предмет изучения, вникнуть в суть познаваемого. При этом активность исходит от самой личности, а не со стороны, что обусловливает отсутствие угасания заинтересованности по завершению деятельности и побуждение к более глубокому погружению в изучаемый материал
На данной ступени интерес пробуждается к деятельности, а человек становится ее субъектом. Неизменное погружение в работу дает возможность развития расширенной самостоятельности, при изучении конкретного материала.
Творческий познавательный интерес это степень заинтересованности личности, при которой пробуждается стремление к самостоятельному, творческому, поисковому осуществлению деятельности.
Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на накопленный опыт, всевозможные исследовательские труды можно с уверенностью утверждать о существовании специфических условий, содействующих формированию, развитию и укреплению познавательной заинтересованности. К таким условиям можно отнести:
- Создание ситуаций, требующих решения познавательных задач, активного поиска, предположений, рассуждений. Формирование условий мыслительного напряжения, противоречивости суждений, конфликтов различных позиций, требующих самостоятельного разбирательства, принятия решения, занимания определенной позиции.
- Организация и осуществление учебной деятельности соответственно возрастным особенностям детей и уровню их развития.
- Создание положительной эмоциональной обстановки, оказывающей влияние на воспитанников в процессе работы и общения.
Данные условия совмещают в себе комплекс функций обучения, оказывают целенаправленное и косвенное воздействие на формирование познавательной заинтересованности.
Пробудить интерес личности к изучаемому предмету, можно соблюдая требования построения программы преподавания. Данные требования формируются исходя из таких компонентов как:
- Личность учителя.
- Суть преподаваемого материала.
- Многообразность методов и способов обучения.
С точки зрения прогрессивной педагогической науки к педагогу также предъявляются конкретные требования, а именно:
Читайте также: