Развитие парламентаризма в россии сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Борис Алексеевич МАЛЬЦЕВ проблемы парламентаризма знает не понаслышке, его депутатский стаж – более четверти века. Избирался депутатом городского Совета Северска, Томска, депутатом областного Совета народных депутатов;
депутат Государственной Думы Томской области всех трех созывов (с 1994 года по настоящее время) и все эти годы – бессменный председатель томского парламента.

Он стоял у истоков формирования областной законодательной системы, более пяти лет являлся членом Совета Федерации Федерального собрания РФ, где выполнял функции заместителя председателя комитета по международным делам, с 1997 по 2001 год – член Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), 10 лет Борис Алексеевич был заместителем председателя Совета законодателей России, а в настоящее время – член Президиума Совета законодателей РФ.

Одним словом, это человек, которому пришлось непосредственно участвовать в процессе развития института парламентаризма в нашей стране и не только.

100-летие парламентаризма в России – дата, отмечавшаяся весной 2006 года, на мой взгляд, не только безусловно историческая, но и очень важная на этапе современном. Для всех нас, для страны, стремящейся внедрить у себя принципы подлинной демократии. К сожалению, настоящего, истинного парламентаризма – в научном понимании этого явления, – вообще говоря, в России практически не было. То Думу разгонят, то Верховный Совет расстреляют…

Более-менее устойчивым парламентаризм у нас был в советский период. Но при внешне красивой своей обертке – мы ведь и тогда это понимали – внутренне он не соответствовал настоящему парламентаризму. Во-первых, выборы были безальтернативными. Во-вторых, и это, пожалуй, главный минус: у нашего парламента социалистического образца никакой власти фактически не было. Власть была закреплена шестой статьей Конституции за КПСС.

Отсюда столь скептическое отношение к российским парламентариям, депутатам разных уровней. Поскольку население на практике, по сути, не видело и не знает, что такое настоящий парламентаризм.

Мы и сегодня находимся в поиске: то проповедуем исключительно мажоритарную систему выборов, то по партийным спискам, при отсутствии широкого спектра крепких партий. Это также вызывает настороженность у населения: будет ли соответствовать такой парламентаризм тому историческому предназначению, который ему отводится?

Собственно, в рамках цикла научно-образовательных мероприятий, посвященных 100-летию Государственной Думы России, родилась и сама идея курса лекций по истории отечественного парламентаризма. Проект, безусловно, интересный и полезный, направленный в первую очередь на тех, кто вступает в большую жизнь. На тех, кто наиболее восприимчив к правовому сознанию. Без которого истинный парламентаризм немыслим.

Определение понятия парламентаризма. Анализ предпосылок становления парламентаризма в России. Характеристика содержания Манифеста 17 октября. Изучение социального состава и деятельности I, II, III и IV Государственных Дум, а также результатов их работы.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.12.2016
Размер файла 17,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Нижегородский Автомеханический техникум.

Реферат по истории

Содержание

Что такое парламентаризм

Манифест 17 октября

Социальный состав и вопросы I Государственной Думы

Деятельность II Государственной Думы

Результаты деятельности III Государственной Думы

Вопросы IV Государственной Думы

Что такое парламентаризм

Парламентаризм -- это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти.

Развитие парламентаризма

Основой для становления парламентаризма в России была Октябрьская революция 1905 года. Парламентаризм - каноническая форма представительной демократии, которая зиждется на таких принципах как: выборность, право сменяемости, представление и защита прав народного меньшинства, двойная ответственность парламентариев, гласность, народное представительство. Парламентаризм в контексте системы власти предусматривает наличие парламента, который является представительным органом и выполняет законодательные и контролирующие функции. Здесь основой является принцип разделения власти государства на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную. Каждая из этих ветвей представляет собой самостоятельную систему, независящую от других осуществляющую собственные конституциональные полномочия. При парламентаризме именно парламентом образуется правительство. Исследователи полагают, что в качестве первичных предпосылок для зарождения парламентаризма в России стали события, происходившие еще во времена существования Киевской Руси и Московского государства. В дальнейшем, согласно С.В. Обухову, несмотря на упрочнение статуса самодержавия, все чаще российскому обществу приходили идеи о необходимости организации таких органов государственной власти, которое смогли бы в некоторой мере ограничивать власть монарха, олицетворяя тем самым глас всего народа. Революция 9 января 1905 года в значительной мере ускорила движение страны к конституциональному строю. Отправной точкой в становлении парламентаризма в России стал Манифест, подписанный 17 октября 1905 года Николаем II. Его по праву можно считать прародителем современной конституции, где впервые предоставлялись политические и гражданские свободы, а так же положение о создании и созыве Государственной Думы, которая была призвана выполнять представительные и законодательные функции.

Манифест 17 октября

Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С. Ю. Витте.

Данный документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом. парламентаризм манифест государственный дума

В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Отмена крепостного права сильно изменила экономику страны, однако старая система (самодержавная монархия) не могла адекватно реагировать на происходящие изменения и поддерживать новый тип экономики. В стране произошел промышленный спад, так как на заводах работать было некому, внутренний долг страны рос с каждым днем, а несколько подряд неурожайных годов привели к тому, что страна голодала. Экономический кризис, а также неудачи России на военном поприще привели к тому, что власть вызывала все меньше доверия у народа.

Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек. Забастовки сопровождались погромами и кровавыми столкновениями.

В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом - этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии.

Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было. Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста.

Манифест положил начало новому государственному строю - конституционной монархии.

Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.

Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.

Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция, и монархия была свергнута.

Социальный состав и вопросы I Государственной Думы

Государственный совет - вторая палата первого российского парламента - формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначалась царем. Другая половина - избиралась частично по территориальному, частично по сословно-корпоративному принципу.

Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

Деятельность II Государственной Думы

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.). Председатель - кадет Федор Александрович Головин. Центральным был аграрный вопрос. Предлагаемые депутатами пути его решения оказались неприемлемы для правительства П.А.Столыпина. Просуществовав 102 дня, Дума была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

Результаты деятельности III Государственной Думы

III Государственная дума (ноябрь 1907 г. - июнь 1912 г.), единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок. Председателями Думы III-го созыва были октябристы Николай Алексеевич Хомяков, Александр Иванович Гучков, Михаил Владимирович Родзянко.

Вопросы IV Государственной Думы

IV Государственная дума (ноябрь 1912 г. - октябрь 1917 г.) - последняя в истории дореволюционной России. Председателем Думы IV-го созыва весь период работы был крупный землевладелец Михаил Владимирович Родзянко. Внешнеполитическая ситуация не позволила Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе, однако она сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Заключение

Первые шаги в сторону зарождения парламентаризма предпринимались ее в дореволюционной России, когда Николай II подписал Манифест, где

регламентировались полномочия монарха, а так же предлагалось создать такие органы государственной власти как Государственная дума и Государственный совет, состоящие из выбираемых народом членов. Данные органы законодательной власти были призваны выражать волю простых граждан. После Октябрьской революции, когда было свергнуто самодержавие и к власти пришли большевики, развитие парламентаризма было остановлено. Органы законодательной власти РСФСР и СССР не являлись парламентом. Хотя даже в светское время Россия медленно, но верно двигалась в сторону представительной системы демократии. С распадом СССР Россия вновь пошла по пути развития представительной демократии, а, значит, и парламентаризма. Законодательную власть здесь уже представлял двухпалатный парламент, именуемый Федеральным Собранием. И на сегодняшний день, Федеральное Собрание представляет собой законодательную ветвь власти в Российской Федерации.

Список литературы

1. Барашков Г.М. Парламенты мира: Учебно-метод. пособие / Г.М. Барашков. - М.: Норма, 2010. - С. 200-217.

2. Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке. / Под ред. Е.М. Сафроновой. - М., 2012. - С. 34-38.

3. Выстропова А.В. Парламентское право России: Учебное пособие / А.В. Выстропова. - Волгоград: ВолГУ, 2007. -155 с.

4. Головков А. Российский политический театр: без массовки нет солистов // Известия. - 2009. - № 4. - С. 19-21.

5. Карпов А. В. Современное состояние и тенденции развития парламентаризма в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 4. - С. 10-14.

Подобные документы

Научные и исторические предпосылки развития парламентаризма в России на рубеже XIX – XX веков. Становление российского парламентаризма, основные политические движения. Деятельность, политический состав и программы Первой и Второй Государственных дум.

реферат [40,8 K], добавлен 17.09.2013

Динамика организационных принципов, численности и социального состава партийных структур. Эволюция программных установок политических партий. Понятие парламентаризма в политической науке. Этапы становления современного российского парламентаризма.Динамика

курсовая работа [54,3 K], добавлен 08.06.2010

Характеристика политических условий стран в конце XIX века. Япония в период "реставрации Мэйдзи", реформы танзимата и становление системы парламентаризма в Турции, борьба за установление парламентаризма. Анализ статей японской и турецкой конституций.

дипломная работа [109,0 K], добавлен 20.10.2010

Понятие, признаки парламентов, их классификация. История становления парламентаризма в дореволюционной России. История становления системы Советов и Федерального Собрания как органов государственной власти в социалистической и постсоветской России.

реферат [39,1 K], добавлен 04.07.2010

Государственная Дума в дореволюционной России. Исключительное право на пересмотр основных законов императором. Порядок выборов в первую Думу. Утверждение "Свода основных государственных законов" Николаем II. Развитие парламентаризма в России в XX в.

В этой статье вы сможете прочесть о том, как происходило становление российского парламентаризма. Для вас будут представлены основные этапы становления парламентаризма в России.

Также вы сможете изучить, как проводилось образование политических партий и начало российского парламентаризма.

Понятие парламентаризма

Парламентаризм – система правления, которая характеризуется четким разграничением функций исполнительных и законодательных властей при доминировании парламента.

Парламентаризм

Парламент представляет собой тип государственного правления, при котором в госструктурах действующий избираемый населением орган принимает решения в форме законов. Парламентаризму присущи сессии, парламентские слушания, пленарные заседания.

Этапы формирования парламентаризма

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса о том, как происходило зарождение российского парламентаризма, следует узнать, какие партии, участвующие в политической жизни, существовали в начале XX века.

Парламентаризм в России

Кроме того, данная партия подняла вопрос о государственном социальном страховании и уголовной ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.

Умерено-прогрессивная партия в свою очередь выступала против автономий и федераций. Она настаивала на том, что царь должен иметь неприкосновенность и власть обязана нести ответственность перед представителями народа. Однако в трудовой сфере умерено-прогрессивная партия полностью поддерживала предыдущую партию, выступая за рабочее время длительностью в 8 часов.

Торгово-промышленный союз склонялся к правлению с конституционным монархом и кабинетом министров, которые будут опираться на большинство. Целью данной партии стало экономическое содружество торгово-промышленных классов, а представители данного содружества должны были занять места в парламенте и общественных организациях.

ac82aac46cbc7

В конце концов, все вышеперечисленные партии образовали праве крыло и выступали за народность и православие. В это же время на правом фланге произошли существенные изменения в партиях и союзах, что в дальнейшем поспособствовало признанию правления самодержавной монархии.

Расстрел демонстрации 1905


Начало революции произошло после того, как в январе 1905 года 140 тысяч рабочих шли к царю подавать петицию о своих нуждах, в этот момент их расстреляли полицейские и царские войска. Это происшествие вызвало негодование всей страны. Начало российского парламентаризма кратко описано ниже, а также представлены партии, которые входили в Государственную думу.

Особенности возникновения российского парламентаризма

Государственная дума избиралась 11 декабря 1905 года на основе избирательного закона. Выборы были многоступенчатыми, и в них принимали участие 25 миллионов человек, однако, голосовать не имели право рабочие, женщины, учащиеся, матросы и солдаты.

Открытие Думы Николаем 2

27 апреля Государственную думу торжественно открыл Николай II. В состав Думы входили кадеты (34%), октябристы (14%), трудовики (23%), меньшевики (4%).

  • предметы, которые требовали издания, изменения и дополнения законов;
  • государственная роспись доходов и расходов главных управлений;
  • отчет государственного контроля о росписи доходов и расходов;
  • дала об отчуждении государственного имущества;
  • дела о постройке железных дорог за счет казны;
  • дела, которые вносились на рассмотрение в Думу по особым повелениям.
  • управление министерством, которое назначал он лично;
  • все законодательство об армии и флоте;
  • разрешение займов в случае, если Дума не утверждает их во время сессии.
  • гарантии гражданских свобод;
  • отмену смертной казни;
  • бесплатное образование;
  • проведение аграрной реформы;
  • удовлетворение требований национальных меньшинств.

ГосДумы РИ

Вторая Дума отличалась от первой тем, что в ней преобладали умеренные либералы, а также появились представители правых партий. Для II Думы, как и для I, одним из главных вопросов был аграрный. Уже в начале июня 1907 года Дума была распущена.

IV Государственная дума начала свою работу в 1912 году, и существенной разницы между IV и III Думами не было, так как большинство мест принадлежало октябристам. Проработала Государственная дума до 1915 года, после чего ее распустили на каникулы.

Вновь собраться IV созыву удалось аж в 1916 году, затем ее вновь распустили и собрали в 1917. Окончательный роспуск произошел в декабре этого же года.

Аннотация. В данной статье рассматривается история становления и развития парламентаризма в России.

Ключевые слова. Парламент, парламентаризм, Государственная Дума, Государственный Совет, Конституция, Федеральное собрание.

ВложениеРазмер
filippov_ilya_gapou_rb_brtat_onohoyskiy_filial.docx 33.78 КБ

Предварительный просмотр:

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум

Аннотация. В данной статье рассматривается история становления и развития парламентаризма в России.

Ключевые слова. Парламент, парламентаризм, Государственная Дума, Государственный Совет, Конституция, Федеральное собрание.

Основой для становления парламентаризма в России была Октябрьская революция 1905 года. Парламентаризм – каноническая форма представительной демократии, которая держится на таких принципах как выборность, право сменяемости, представление и защита прав народного меньшинства, двойная ответственность парламентариев, гласность, народное представительство.

Парламентаризм в контексте системы власти предусматривает наличие парламента, который является представительным органом и выполняет законодательные и контролирующие функции. Здесь основой является принцип разделения власти государства на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная.

Исследователи полагают, что в качестве первичных предпосылок для зарождения парламентаризма в России, стали события происходящие еще во времена существования Киевской Руси, Московского государства.

Революция 9 января 1905 года в значительной мере ускорила движение страны к конституционному строю. Отправной точкой в становлении парламентаризма в России стал Манифест, подписанный 17 октября 1905 года Николаем II. Его по праву можно считать прародителем современной Конституции, где впервые представлялись политические, гражданские свободы человека, а также положение о создании и созыве Государственной Думы, которая была призвана выполнять представительные и законодательные функции.

Парламент утверждает ключевые фигуры страны – генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей.

Парламенту принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации, международных договорах.

Определявшей чертой парламентаризма, его юридическим выражением является право контроля Парламентом деятельности правительства.

На протяжении многих веков с момента своего зарождения Россия, начиная с Киевской Руси, двигалась в направлении действующего представительного и законодательного института власти.

Решения наиболее важных вопросов хозяйственной и политической жизни принимались на общем сходе или собрании. Вече – орган государственного управления и самоуправления, упоминающийся в Белгородских летописях еще в 997 году. Вече обладало своими собственными атрибутами: вечевой колокол, вечевая трибуна. Решения принимались по принципу большинства голосов присутствующих. Наряду с судебными и спорными вопросами частного характера обсуждались дела, касающиеся всего общества в целом. Таким образом, можно полагать, что вече явилось прообразом существующего ныне парламента.

Следующей попыткой учредить представительный орган регулярного характера по праву можно считать образование и созыв Земского собора в 1550 году.

Во времена правления Ивана Грозного, Бориса Годунова, во времена Смутного времени продолжается образование представительных органов сословного характера – Земские соборы, Боярские Думы. С образованием Русского централизованного государства Боярская Дума приобрела вид постоянного совещательного органа, находящегося при верховной власти.

К концу XVII века роль представительных органов сводится на нет. Главенствующую роль получает самодержавие. Но в период правления Петра I широкое распространение получают идеи по ограничению самодержавия при помощи народных органов парламентского типа.

Затем уже, в 1870 году происходит образование городских сословных учреждений представительного типа – органов городского самоуправления.

23 апреля 1906 года был принят свод Основных законов Российской империи, согласно которому царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

Государственный Совет был организован императором в качестве противовеса Государственной Думе.

В период с 1912 по 1917 годы началось формирование оппозиции царизму. Несмотря на изданный Свод законов и регламент, в котором прописаны полномочия Государственной Думы и Государственного Совета, власть царя злоупотребляла своими полномочиями.

В последствии развитие парламентаризма в России было прервано приходом к власти большевиков.

С декабря 1991 года Россия вновь вступила на путь усиленного, полноценного развития парламентаризма.

Следующим этапом в возрождении парламентаризма стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Здесь был регламентирован принцип разделения власти в соответствии с демократическими принципами.

Двухпалатный парламент Федеральное собрание, состоящее из верхней палаты - Совет Федерации и нижней палаты - Государственной Думы. Судебная власть принадлежала конституционному суду.

Таким образом, парламентаризм – особая система организации государственной власти, где главную роль играет парламент. В современном обществе парламентаризм становится вместилищем представительной демократии, способствует ее функционированию и правильной организации.

Читайте также: