Развитие библиотек федерального ведения за 2018 сообщение
Обновлено: 17.05.2024
Актуальность разработки Стратегии модернизации библиотечного дела России обусловлена тем, что технологические инновации привели современное общество в состояние, при котором создание, хранение, доступ и распространения знаний и других культурных ценностей претерпевают кардинальные и бесповоротные изменения.
Библиотеки, на протяжении веков являвшиеся собирателями интеллектуальнойпамяти наций и государств, сегодня выступают системой информационного обеспечения, поддерживающей экономический рост стран и народов, оставаясь при этом крупнейшими хранилищами, предоставляющими в общественное пользование результаты развития цивилизации — сокровища истории, технологического развития икультуры мира.
Вместе с тем, нарастающая динамика общемировых и локальных технологических, экономических, социальных и культурных изменений ставит перед библиотеками вопросы, от решения которых принципиально зависит их дальнейшее существование. Идеология преобразований подразумевает построение информационного общества, базирующегося, в свою очередь, на экономике знаний. В этих условиях библиотекам закономерно приходится играть всё более значимую роль. Скорости внедрения, применения и устаревания технологий заставляют библиотеки наращивать темпы, объём и разнообразие услуг с тем, чтобы пользователи могли применять их в своей повседневной деятельности. А потому современные библиотеки, отвечающие потребностям российского общества, ставшего на путь модернизации, должны стать действенным инструментом социального развития, подлинной информационной инфраструктурой разворачивающихся перемен.
- реализуют идею беспрепятственного и доступного всем категориям населения обмена информацией;
- способствуют росту интеллектуальной составляющей в процессах общемирового производства, предоставляя его участникам знания и опыт, накопленный, зафиксированный и хранящийся в библиотечных фондах;
- содействуют развитию передовых технологий, внедрению нововведений, содействуют укреплению предпринимательского духа экономического сообщества;
- создают новые формы услуг и обслуживания, повышающие комфорт пользователей и улучшающие качество жизни;
- гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и легитимность предоставления результатов интеллектуальной и творческой деятельности, возводя эти требования в число приоритетов своей деятельности;
- содействуют социальному росту граждан, способствуя самообразованию и их дополнительной профессиональной подготовке;
- являются наиболее демократичным, толерантным центром межкультурного и межконфессионального взаимодействия;
- интегрируют и на практике реализуют опыт сохранения мирового цивилизационного, национального и локального культурного наследия.
Соответственно, библиотеки могут рассматриваться как социальный институт (и учреждение), поддерживающий и участвующий в реализации государственных реформ, влияющий на процессы модернизации и демократизации общества через содействие процессам развития науки, образования, экономики и культуры.
Приоритеты развития российских библиотек в условиях модернизации
Стратегия модернизации библиотечного дела России (далее — Стратегия) призвана определить цели, задачи и функции библиотек России, пути, методы и средства достижения этих целей. Стратегия исходит из анализа проблемной ситуации в деятельности библиотечно-информационных учреждений всех видов и форм собственности и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические и социально-культурные изменения, их влияние на условия функционирования библиотечной системы страны в целом.
Цель Стратегии — определение основных направлений модернизации библиотечного дела России.
Задача Стратегии — модернизация и обеспечение инновационного развития библиотек. Под модернизацией понимается качественное улучшение форм, методов и результатов деятельности библиотек, а также совершенствование способов управления библиотечной системой страны.
Стратегическая цель преобразований в библиотечном деле — обеспечение конституционных прав граждан на доступ к информации и культурнымценностям, повышение культурного, образовательного и интеллектуального потенциала населения России в целях дальнейшего поступательного развития страны по пути модернизации.
Глобальными, приоритетными целямидеятельности библиотек России признаются:
- Предоставление гарантированного доступа настоящим и будущим жителям страны к накопленной документированной информации.
- Информационное сопровождение исследований в ключевых областях естественных, технических, социальных и гуманитарных наук.
- Создание, организация и предоставление широких возможностей использования постоянно и динамично увеличивающегося объёма знаний.
- Обогащение культурной жизни нации, предоставление во всеобщее пользование лучших образцов искусства и культуры.
- Сохранение для будущих пользователей исторически значимых образцов интеллектуального и культурного наследия.
Факторы, определяющие необходимость модернизации библиотечного дела России:
- переход страны на инновационный путь развития;
- нацеленность государства на последовательную модернизацию науки и экономики;
- формирование гражданского общества;
- развитие информационного общества.
Законодательная база Стратегии
Стратегияподготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом международных нормативных документов в области библиотечного дела и информатизации.
Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской Федерации составляют:
Конституция Российской Федерации, устанавливающая права граждан страны на беспрепятственный доступ к информации (ст. 29) и права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44), что гарантирует для граждан страны свободный доступ к информационным ресурсам музеев и библиотек, удовлетворение информационных потребностей пользователей, распространение информации любым законным способом.
Таким образом, библиотека является гарантом права граждан на доступ к информации и гарантом доступа граждан к технологиям, позволяющим это право осуществить.
Для разработки отдельных направлений Стратегии принципиальное значение имеют:
Стратегия опирается на отечественный и мировой библиотечный опыт, учитывает влияние экономических и социально-культурных изменений, происходящих как в России, так и в целом в мире на деятельность библиотек, особенности их функционирования в условиях развития информационного общества.
Проблемная ситуация
Библиотеки сегодня — наиболее многочисленная группа учреждений культуры. В стране насчитывается около 130 тысяч библиотек. Из них: библиотеки системы Министерства культуры Российской Федерации составляют примерно 37%, библиотеки сферы образования (школьные, вузовские, средних специальных учебных заведений) — 49%, библиотеки Российской академии наук — менее 1%, библиотеки других ведомств — 13%. По данным на 01.01.2010 г. публичные, общедоступные библиотеки составляют 99,4 % от общего числа библиотек Министерства культуры Российской Федерации, в том числе библиотеки, расположенные в сельской местности – 78,7 % (35,9 тысяч по данным 2009 г.).
Число библиотек органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации составило 260: 86 универсальных научных библиотек, 33 юношеских, 72детских и детско-юношеских, 69 специальных библиотек для слепых.
Число библиотек органов исполнительной власти муниципальных образований в тот же период составило 45 511.
В стране действует около 60 тысяч школьных библиотек.
На 1 января 2010 г. в России насчитывалось 4003 детские библиотеки (в 2000 г. — 4447). Среди них, 1 библиотека федерального уровня (Российская государственная детская библиотека), 76 региональных библиотек (20 республиканских детских библиотек и республиканских детско-юношеских библиотек, 47 областных и 9 краевых), 3926 муниципальных детских библиотек, в том числе, 24 централизованные детские библиотечные системы.
Прослеживается устойчивая динамика уменьшения числа библиотек всех видов: по отношению к 2005 г. число общедоступных библиотек всех ведомств в России уменьшилось на 5,6 %, примерно по 1% в год.
Единой системы библиотек всех ведомств не существует, что негативно сказывается на качестве библиотечного обслуживания населения. При этом библиотеки выполняют не только информационную, но и воспитательную, образовательную, досуговую функции, так как наиболее приближены к населению и часто являются единственным учреждением культуры в населенном пункте.
Существует проблема неравномерности размещения библиотек в пределах одного муниципального образования, субъекта и в целом по России, а также их плохая транспортная доступность. В стране достаточно большое количество населенных пунктов, где нет библиотек (от 40% и до 80% населенных пунктов в различных регионах). К тому же, в большом количестве муниципальных образований отсутствуют каналы связи и возможности подключения к сети Интернет (по данным 2010 г. подключены к Интернет не более 16% всех общедоступных библиотек страны). Очень часто в сельских территориях муниципальная библиотека — единственное учреждение, способное на внедрение в деловой обиход и быт населения информационных и коммуникационных технологий, развитие навыков поиска и обработки информации.
Библиотекам характерна слабая материально-техническая оснащенность, значительный процент зданий библиотек нуждается в ремонте, газификации, телефонизации.
Важнейшей проблемой, напрямую влияющей на качественное выполнение библиотеками своих конституционных обязанностей, является недостаточная обновляемость и некачественное комплектование их фондов. В подавляющем большинстве фонды библиотек неукомплетованы, устарели морально и физически, не соответствуют информационным потребностям и запросам сегодняшних пользователей.
Острейшей проблемой является хронически низкая заработная плата сотрудников библиотек, следствием чего, в том числе, являются падение престижа профессии, дефицит кадров, при явной тенденции их старения, а также недостаточная квалификация сотрудников библиотек (в том числе, небольшой процент специалистов со средним и высшим специальным образованием).
Также серьезной проблемой, напрямую влияющей на обеспечение социальных гарантий гражданам России на доступ к информации, является несовершенство нормативно-правовой основы библиотечного дела.
Исходя из сказанного, предметными задачами Стратегии являются:
- Формирование национального библиотечного ресурса, доступного в цифровой форме всем гражданам страны.
- Развитие единого информационного пространства, создание различных видов цифрового контента.
- Создание качественно новой системы услуг, предоставляемых пользователям библиотек на основе свободного доступа к гарантированно достоверной информации.
- Обеспечение сохранности библиотечных фондов как национального культурного достояния на основе использования новейших технических средств и информационных технологий.
- Доведение материально-технической базы библиотек до уровня соответствующего нормативным требованиям; модернизация ресурсной базы библиотек.
- Повышение социального престижа библиотечной профессии и уровня заработной платы персонала библиотек.
На решение задач Стратегии оказывают влияние следующие условия:
Пути разрешения проблем
В рамках реализации Стратегии предполагается модернизировать библиотеки России в современные информационные, консультативные, просветительские, досуговые центры, создав условия для комплексного развития территорий.
Ожидаемые результаты
Информационные ресурсы библиотек будут открыты и доступны пользователям в любое время посредствам сети Интернет, возрастет оперативность получения необходимой информации.
Население получит возможность оперативного доступа к достоверным, легитимным информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек, а также к мировым культурным благам.
Услуги, предоставляемые библиотекой, будут ориентированы на информационное сопровождение экономического и социального обновления местного сообщества, обмен идеями и знаниями помогут людям ощутить свой потенциал и повысить свой интеллектуальный уровень, что, в свою очередь будет способствовать модернизации страны.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Александровна Трушина, кандидат педагогических наук, исполнительный директор РБА
Садовая ул., д. 18, Санкт-Петербург, 191069
Виктория Владиславовна Мещерякова, главный редактор сайта РБА
Садовая ул., д. 18, Санкт-Петербург, 191069
Список литературы
1. Мещерякова В.В. РБА на пороге изменений: выборы нового президента, ожидания, прогнозы (итоги работы Всероссийского библиотечного конгресса в Красноярске) // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 4. С. 473—477. DOI: 10.25281/0869-608Х-2017-66-4-473-477.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с. Харагун Хилокского района Забайкальского края
П Р О Г РА М М А
р азвит и я школьной б и бл и о т ек и
к ак и н ф о р ма ци о нн о-б и бл и о т еч н о г о ц е н т р а
н а 201 8 - 2025 гг.
А втор п ро г ра м м ы :
Бурдина Ирина Петровна , п е д а г о г - б и б л и о т е карь
С о д е р ж а ни е
1. П ас порт про г р а мм ы ………………… … …………………………………… . 3
2. Информационная справка ………………………………………………… … 5
3. Проблемно-ориентированный анализ деятельности библиотеки … ………….7
4. Актуальность, обоснование программы … … …………………………………8
5. План мероприятий по реализации проекта …………………………………..9
7. Ожидаемые риски и пути их преодоления … … ………………………………12
8. Необходимые ресурсы и источники финансирования ………………… … ..13
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование комплексно-целевого проекта
Управляющий совет школы
Основание для разработки
Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014–2020 гг.;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепция развития дополнительного образования детей;
Концепция национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций (проект);
Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации
Концепция развития национальной электронной библиотеки на 2014-2016 годы;
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
Приказ Минкультуры России от 30.12.2014 N 2477
"Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках";
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы;
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования;
Федеральная целевая программа культура России 2012-2018 годы;
Модернизация школьной библиотеки в Информационно-библиотечный центр (ШИБЦ), формирование единой образовательной среды, способствующей информационному обеспечению образовательного процесса, и обеспечивающей необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как ключевого инструмента новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.
Создать условия для организации единого информационного образовательного пространства в ШИБЦ;
Создать условия для реализации ФГОС в начальном, основном и среднем звене;
Создать условия для повышения информационной компетентности всех участников образовательного процесса;
Создать условия для внедрения в деятельность ШИБЦ новых информационно-коммуникационных технологий.
Ожидаемые конечные результаты
Обеспечение широкого доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам и современным источникам информации;
Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса;
Повышение читательской и информационной компетентности участников образовательного процесса;
Развитие материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения ШИБЦ;
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в деятельность ШИБЦ;
Развитие личности, социализация и профориентация обучающихся;
Расширение сотрудничества ШИБЦ с другими институтами образования и социализации.
педагог-библиотекарь И.П. Бурдина
Ответственные за реализацию проекта
Рабочая группа из представителей администрации школы, библиотекаря-педагога, учителя информатики и психолога
Сроки реализации проекта
Этапы реализации проекта
II этап – 2019-2024 год – реализация и корректировка программы.
III этап – 2025 год – подведение итогов.
Си с т е ма к о н т роля
и с полн е н и я п р ограммы
Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.
Средства бюджета и внебюджетные средства
I I. Информационная справка
Юридический адрес школы:
673230, Российская Федерация, Забайкальский край, Хилокский район, село Харагун, улица Шоссейная, д. 43.
История школы
На 01.09 2018 г. в школе обучается 366 учеников; количество классов-комплектов – 18; из них начальной школы – 8, основной – 8, средней – 2.
Школьная библиотека является структурным подразделением МБОУ СОШ №18.
Материально-техническая база библиотеки:
занимаемое помещение – 1 кабинет, площадью 49,7 м 2
фонд библиотеки: всего книг (экз.) – 16040. Из них: основной фонд – 9170 экз.; учебники – 6870 экз.
компьютеризированное рабочее место библиотекаря с подключением локальной сети и сети Интернет;
ноутбуки для работы пользователей с подключением к локальной сети и сети Интернет – 3
цветное струйное МФУ с СНПЧ – 1.
Наличие подключения к сети Internet;
Наличие подключения к локальной сети школы;
Наличие подключения к ресурсам НЭБ (национальной электронной библиотеки);
Наличие подключения к АИС (электронный каталог учебной литературы) Забайкальского края
С 2016 года библиотека работает в статусе опорной площадки по модернизации организационно-технологической инфраструктуры и обновлению фонда школьных библиотек в рамках реализации ФЦПРО на 2016-2020. На базе библиотеки организовано 2 стажировочных мероприятия, в рамках которых были обучены работе с АИБС 100% педагогов-библиотекарей школ района и 2 библиотекаря Республики Бурятия.
В феврале 2017 года библиотека приняла участие в апробировании нового модуля ООО "ЭйВиДи-систем" - базы данных для ведения электронных каталогов в школах, которые были представлены в РЕЕСТРЕ на подключение к модулю СК-ОБРАЗОВАНИЕ.
Организация работы библиотеки строится на основе Положения о библиотеке, должностных инструкций, программы развития и плана работы, разрабатываемых и утверждаемых общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Библиотека работает по графику 6-ти дневной рабочей недели с одним выходным днем.
Характеристика коллектива
По штатному расписанию предусмотрена 1 единица - до 01.01. 2015 года – заведующая библиотекой, в настоящее время – педагог-библиотекарь (высшая квалификационная категория).
Имеет высшее профессиональное образование (ВСГИК, 1991 г.); стаж работы в данном образовательном учреждении – 16 лет.
I II. Проблемно-ориентированный анализ деятельности
В настоящее время в ОУ созданы предпосылки для модернизации школьной библиотеки в ШИБЦ.
победитель Регионального конкурса социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума (получен Грант в размере 58 000 руб.)
лауреат Всероссийского конкурса школьных изданий "ШКОЛИЗДАТ: пресс-лайн".
победитель ( II место) Всероссийского конкурса для детей и взрослых
участник Краевой итоговой конференции по реализации мероприятий ФЦПРО в рамках Забайкальского образовательного форума — 2016;
победитель Регионального конкурса социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума – 2017 (получен Грант в размере 27 000 руб.);
победитель ( II место) Краевого конкурс сайтов школьных библиотек.
Недостаточная материально-техническая база школьной библиотеки:
площадь помещения не соответствует санитарным нормам;
площади стеллажей недостаточно для размещения фонда;
недостаточное количество компьютеризированных рабочих мест для пользователей;
необходимо приобрести современную мебель (стеллажи, компьютерные столы и стулья) для организации зонирования;
необходимо мультимедиа оборудование для проведения занятий;
недостаточная обеспеченность учебными пособиями на традиционных и нетрадиционных носителях;
недостаточная обеспеченность методическими пособиями для педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях;
отсутствие специалиста для организации работы с электронным контентом (наполнение сайта ШИБЦ; работа в медиа-зоне, создание и наполнение электронного каталога и картотек);
недостаточный уровень информационной культуры участников образовательного процесса;
отсутствие системного администратора.
Актуальность, обоснование программы
Исходя из этого, задача модернизации школьных библиотек в информационно-библиотечные центры стала приоритетной на данном этапе развития инфраструктуры образовательных учреждений Забайкальского края.
План мероприятий по реализации проекта
этап –год – подготовка нормативно-правовой базы деятельности ШИБЦ, разработка локальных актов.
Создание рабочей группы по разработке программы проекта
сентябрь 2018 г.
Анализ ресурсов, имеющегося оборудования и компьютерной техники
сентябрь 2018 г.
сентябрь 2018 г.
сентябрь-декабрь 2018 г.
Разработка локальных актов и Положения о ШИБЦ
Обеспечение необходимой коррекции работы над проектом по результатам этапов деятельности
1. Создать единое информационное образовательное пространство
Составить план-смету мероприятий по зонированию помещения библиотеки, с целью создания привлекательной, комфортной и дружественной образовательной среды.
январь-февраль 2019 г.
Провести зонирование и выделить абонемент, книгохранилище, презентационную зону, читальный зал с открытым доступом, медиа зону, рекреационную зону
2. Создать условия для реализации ФГОС в начальном, основном и среднем звене
Пополнение базы программно-информационных ресурсов
в течение всего периода
Подключение библиотеки к ресурсам удалённого доступа, в том числе, электронным библиотекам и каталогам
в течение всего периода
Создание и наполнение электронной библиотеки ресурсов ресурсов (поиск, сбор, оценка, систематизация) необходимых для реализации основной и дополнительных образовательных программ ОУ
в течение всего периода
Расширение границ сотрудничеств между школьной и муниципальной библиотекой
в течение всего периода
Развитие и наполнение сайта школьной библиотеки
в течение всего периода
3. Создать условия для повышения информационной компетентности всех участников образовательного процесса
в течение всего периода
Разработать пакет буклетов и памяток в помощь педагогам и родителям при работе в сети Интернет и программно-методическим комплексом
в течение всего периода
Повышать свой уровень ИКТ компетенций за счёт самообразования, курсов повышения квалификации, участия в мероприятиях соответствующего профиля различных уровней
в течение всего периода
в течение всего периода
сентябрь 2018 г.
в течение всего периода
Создать банк данных учащихся, одарённых в области литературы
в течение всего периода
Привлечь жителей поселения к деятельности по созданию школьной газеты (в качестве корреспондентов)
в течение всего периода
5. Создать условия для внедрения в деятельность ШИБЦ новых информационно-коммуникационных технологий.
Внести изменения в штатное расписание в соответствии с отраслевыми нормами на выполнение работ
Индивидуальное консультирование по применению ИКТ в образовательном процессе (для всех категорий пользователей)
в течение всего периода
Выпуск буклетов и другой печатной продукции рекомендательного и обучающего характера
в течение всего периода
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Эффективность реализации проекта может быть оценена по следующим критериям:
Создать единое информационное образовательное пространство
создание оптимальных условий для работы педагога-библиотекаря;
создание оптимальных условий для работы педагогов и учащихся школы;
создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения.
Создать условия для реализации ФГОС в начальном, основном и среднем звене
формирование фонда, удовлетворяющего потребностям и запросам всех участников образовательного процесса;
развитие семейного и летнего чтения детей;
сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;
интеграция фондов; использование межбиблиотечного абонемента;
координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;
распространение и обобщение опыта работы;
повышение эффективности образовательного процесса;
эффективность использования сайта;
участие в профессиональных конкурсах;
повышение имиджа ОУ;
Создать условия для формирования личности, владеющей навыком поиска, анализа, критического отбора и синтеза информации
знание структуры библиотеки и её основных функций;
знание СБА библиотеки и умение им пользоваться;
знание источников информации и умение ими пользоваться;
использование компьютерных технологий в самостоятельной работе;
способность самостоятельно находить необходимые сведения в различных источниках информации;
умение систематизировать и анализировать собранный материал;
включение учащихся в непосредственную работу с системами, обеспечивающими содержание уроков централизованными образовательными ресурсами;
способность самостоятельно находить необходимые сведения в различных источниках информации;
правильность отбора материала для очередного номера газеты;
умение систематизировать и анализировать собранный материал;
навык создания текстов различных литературных жанров;
навык работы с текстовым редактором;
положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании изданий;
развитие качеств, необходимых для работы в коллективе.
Создать условия для внедрения в деятельность ШИБЦ новых информационно-коммуникационных технологий.
улучшение качества обслуживания пользователей;
эффективность участия в конкурсах и грантах;
соответствие результата поставленным задачам.
ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ:
Несоответствие площади помещения библиотеки ее возрастающим функциям:
более компактная организация имеющегося пространства (за счёт приобретения новой мебели);
недостаточное количество офисной техники (ноутбуки для медиа зоны, презентационный комплект для презентационной зоны, копировально-множительная техника):
приобретение за счёт субвенционных средств, за счёт участия в различных проектах, конкурсах и грантах
моральное и физическое старение материально-технической базы:
планируется пополнять за счёт субвенционных средств, за счёт участия в различных проектах, конкурсах и грантах;
затруднения участников образовательного процесса при работе с современными информационными ресурсами:
обучение, консультативная помощь, открытый контролируемый доступ к машинам и оборудованию;
низкая скорость Интернет-трафика
работа с провайдером;
отсутствие финансирования на приобретение периодических изданий:
заключение договора социального партнёрства с сельской библиотекой;
недостаточная экземплярность художественной литературы (в том числе детской):
заключение договора социального партнёрства с сельской библиотекой;
Недостаток рабочего времени для осуществления всех необходимых работ, в связи с модернизацией и расширением функций ШИБЦ
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов, оказание дополнительных платных услуг и др.
Возрождение библиотек
Запросы современных людей изменились: сегодня вокруг книг выстраиваются новые услуги. Рабочая скайп-встреча в коворкинге, собственный спектакль, полет на Луну в VR-шлеме — новые и совершенно бесплатные бонусы обновленных библиотек.
— Сегодня модельные библиотеки осваивают новый современный стандарт работы по основе успешного мирового и российского опыта. Специалисты сходятся на том, что библиотека должна стать проводником человека в информационном потоке, неким гарантом качества получаемой информации, а еще общественной площадкой, местом встреч, дискуссий и самореализации. Комфортное современное пространство, новые компьютеры и оргтехника, цифровые лаборатории, интерактивные столы, высокоскоростной интернет, мировые книжные бестселлеры - все это теперь доступно в любой части нашей страны. В библиотеках учтены потребности всех категорий пользователей: детей и их родителей, студентов, работающей молодежи, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья, отметила Лидия Федякина, заместитель директора департамента науки и образования Минкультуры России.
Отказ от печатного текста негативно влияет на умственные способности и может привести к деградации личности
Чтобы принять участие в проекте, региональным учреждениям нужно подать заявку. Сотрудники библиотек учитывают региональные особенности и пожелания населения. Клубы и курсы тоже создаются по запросам местных жителей, поэтому недостатка в аудитории нет — встречи очень востребованы.
По словам генерального директора Российской государственной библиотеки Вадима Дуды, меняются не только пространства учреждений, но и сознание библиотекарей.
— В модельных библиотеках они могут проявить себя, реализовать творческий проект, найти новые возможности. Библиотекари понимают, что именно они создают условия для развития и самообразования людей. А ведь через несколько лет те дети и подростки, которые раньше ходили в модельную библиотеку, будут напрямую влиять на будущее страны. Они начнут работать в разных сферах — культуре, науке, предпринимательстве и т.д. — возможно, именно потому, что в свое время заинтересовались этим в библиотеке и получили возможности для самореализации, — отметил глава РГБ.
Оценить преимущества модельных библиотек можно и в городах-миллионниках, и в селах. За полтора года нацпроект охватил более 55 субъектов России.
— Модельная библиотека — абсолютно открытая площадка. Здесь вы можете найти нужную книгу по теме или заказать ее для себя в печатном или электронном виде, организовать дискуссионный клуб, выставку, поработать на компьютере, прийти на лекцию, смоделировать в 3D нужный макет. Вы можете выступить как организатор или слушатель, найти единомышленников. Библиотека нового поколения — это площадка для людей. Если вы открыты к новому, ищите ответы на вопросы, хотите развиваться — это ваше место. На пути к любым вершинам библиотека нового поколения будет вашим союзником, вашим местом силы, — сказала директор Департамента модельных библиотек Российской государственной библиотеки Анастасия Дятловская.
Программирование для школьников в Иркутске
В регионах, где работают модельные библиотеки, действует свой проектный офис — как правило, ведущая библиотека с опытными сотрудниками. Они помогают специалистам других учреждений на всех этапах модернизации.
Инициатором выступила сама библиотека — она отправила заявку и получила одобрение. У нее есть всё необходимое для проекта: лицензия на образовательную деятельность, помещение, оборудование и доступ к интернету. Предложение поддержал учредитель — областное министерство культуры и архивов. Ведомство согласовало введение в государственное задание образовательной услуги для дополнительного образования детей и взрослых.
Отбор и тестирование уже прошли более 100 школьников, собеседования с ними начались 21 сентября. В итоге сформируются две группы по 17 человек. Для удобства школьников занятия будут происходить в первой и второй половине дня.
Искусство в Благовещенске
В начале сентября в Амурской области открылась обновленная Муниципальная библиотека искусств. В современном культурном пространстве горожан встречают Фрида Кало, Юрий Никулин и Сальвадор Дали. В учреждении поддерживают разные виды искусства — литературу, живопись, графику, фотографию, компьютерную графику, дизайн и другое. Креативные тренды тоже не останутся без внимания.
Библиотека работает в формате творческой лаборатории: режиссер может поставить спектакль, художник — провести выставку, поэт — прочитать стихи. Модельная библиотека готова продвигать инсталляции, реди-мейд, фотореализм, перформанс, акционизм, хеппенинги и другие современные форматы.
Ограничений по возрасту и иным параметрам нет — только свобода творчества. Главная цель модельной библиотеки — стать источником вдохновения для любителей искусства.
Помощь людям с ментальными нарушениями в Югорске
Во всех модельных библиотеках созданы условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. После модернизации в учреждениях появляются кнопка вызова персонала, пандусы, противоскользящая плитка, тактильная навигация, световые маяки для слабовидящих пользователей и пр.
В малых городах и селах люди часто оказываются лишены доступа к программам реабилитации и социальной адаптации. Но выход есть
У библиотеки много планов. После модернизации энтузиазм сотрудников не гаснет.
Читайте также: