Развернутое сообщение на определенную серьезную тему называется

Обновлено: 16.05.2024

Существует довольно много классификаций публичных выступле­ний. Для практического обучения искусству публичного выступления наи­более важным оказывается подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступле­нии. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Виды публичных выступлений по цели

Выделяют четыре основные, наиболее распространенные в оратор­ской практике функции (цели) публичных выступлений:

Сообщить некоторую информацию.

Соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет.

В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступле­нии: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным меро­приятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (по­хвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы о забавных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой ора­тором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому во­просу. Типичные случаи убеждающих выступлений — выступления в на­учных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рек­ламные выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в резуль­тате чего выступления приобретают комплексный характер. Можно, напри­мер, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлека­тельных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

Виды публичных выступлений по форме

В риторике выделяют различные формы публичного выступления.

Лекция — связное развернутое научное или научно-популярное изло­жение какого-либо вопроса. Лекции используются в учебной обстановке — в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. Все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова — объяснены. Обязательно следует выделить отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно длятся от 20-30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).

Перечислите основные виды публичных выступлений по цели. Объяс­ните разницу между ними, приведите примеры.

Назовите основные формы публичных выступлений. Чем они отлича­ются друг от друга, где используются?

Какие формы публичного выступления эффективнее в большой ауди­тории?

Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к ка­кому виду по цели):

выступление кандидата на выборах перед избирателями,

объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии,

разговор декана с вами в его кабинете,

устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании,

выступление на митинге,

рассказ родителям о делах в школе,

представление курсу почетного гостя,

тост, который произносит отец на юбилее своего начальника,

выступление на похоронах,

рассказ дворовым друзьям о происшествии во время экскурсии,

выступление, ь котором вы поздравляете с праздником своих препо­давателей,

поздравление ректором выпускников вуза,

объявление по радио,

анекдот для публики,

поздравление школьником учительницы с 8 марта от имени класса,

инструкция о том, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха,

похвальное слово школе (на выпускном вечере),

речь учителя о необходимости организации летних оздоровительных лагерей для школьников (на родительском собрании),

речь о вреде курения перед учащимися,

приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке,

реклама жевательной резинки (по телевизору),

аннотация книга для сокурсников (на занятии по риторике),

речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов),

рассказ попутчикам о себе (в поезде дальнего следования).

председатель Совета министров отчитывается о работе правительст­ва за год,

речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге,

учитель объясняет материал на уроке,

получасовое выступление ученого на научной конференции,

десятиминутное выступление студента на научной конференции,

в ходе объяснения учителя по теме урока с подготовленными мате­риалами выступают три ученика (по три минуты),

на классном часе выступает психолог, рассказывая о проблемах пси­хологии, задавая вопросы вам и отвечая на ваши вопросы.

в группе выступает сотрудник библиотеки с обзором новых поступлений.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Отгадайте загадку:

За бесчисленной отарой Ночью шёл пастух усталый. А когда пропел петух — Скрылись овцы и пастух. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

В тесной избушке ткут холсты старушки.

Случайный анекдот:

Мотоциклист, мчащийся на большой скорости, неожиданно замечает летящего прямо на него воробья! Он давит на тормоз, всячески пытается увернуться, но все же задевает воробья шлемом. Воробей отлетает в сторону и падает. Мотоциклисту стало жаль бедную пташку. Кое-как отыскав лежащего на земле воробья, он его взял с собой, привез к себе домой, поместил в клетку, поставил ему блюдечко с водой, насыпал хлебных крошек, после чего пошел спать. Наутро воробей приходит в себя, оглядывается по сторонам и говорит сам себе:
- Где это я. Так-так. решетка. плошка с водой. хлеб. Какой ужас! Я убил мотоциклиста!

Знаете ли Вы?

Итальянские ученые утверждают, что умеренное употребление натурального красного и белого вина - профилактика от кариеса. 100% различных бактерий, присутствующих в ротовой полости человека, погибают в бокале с вином за 2 часа.

вора (обсуждения), взятых из книг или периодической печати.

Реферат «Краткое изложение содержания книги, статьи,

Реферат подается в письменном виде или в форме публичного выступле- ния по содержанию книг, научной работы, результатов изучения научной про- блемы, а также может представлять собой доклад на определенную тему, вклю- чающий обзор соответствующей литературы и других источников.


Обычно письменный реферат начинается с плана, оглавления и введения,

а заканчивается выводами, заключением и списком использованной литературы.

Рассказ «Повествовательное произведение небольшого размера,


Представляет собой живое, образное, эмоциональное изложение учебного материала, основанное на фактах, комментариях явлений, процессов и так далее.

Дискуссия и диспут являются публичным спором, столкновением разных точек зрения. Учебные дискуссии и диспуты должны быть хорошо подготовле- ны заранее. Подготовка к дискуссии предполагает ознакомление учащихся с до- полнительной, рекомендуемой учителем литературой.


Учащийся, ознакомившись с первоисточником, определяет свою позицию по спорному вопросу, а их в экологии очень много, сопоставляет собственную

оценку с точкой зрения авторов книг и отстаивает свою позицию во время дис- куссии. Роль преподавателя заключается в направлении дискуссии в нужную сторону, в формулировании главных мыслей выступающих (если такая необхо-


димость появится), а также участии в самой дискуссии.


52

Вопросы для проведения контроля знаний

1. Понятие экология?

2. Что такое природопользование?

3. Как подразделяются природные ресурсы?

4. Что относится к исчерпаемым ресурсам?

5. Какие ресурсы называюся неисчерпаемыми?

6. Назовите основные проблемы экологии?

7. Что такое парниковый эффект?

9. Что такое опустынивание и обезлесивание?

10. Как можно ограничить рост народонаселения?

11. Что относится к отходом потребления?

12. Приведите примеры отходов производства?


13. Что такое рекультивация?

14. Объясните как происходит захоронение отходов?

15. Дайте определение загрязнению и загрязнителям.

16. Каковы последствия загрязнения?

17. Как можно контролировать загрязнения?

18. Какие вы знаете типы загрязнении окружающей среды?

19. В чем отличие между антропогенным загрязнением и естественным?

20. ПДК – в чем заключается?

21. Что является нормированной величиной загрязнения?

22. Величина, не оказывающая на человека и окружающую среду вред-

23. Почему большую опасность для атмосферы представляют антропо-

24. Назовите виды машиностроительного производства, оказывающие негативное воздействие на атмосферу.

25. Каковы особенности негативного влияния на атмосферу транспорта

(автомобильного, воздушного, космического)?

26. Какое защитное значение имеет атмосфера для биосферы?

27. Перечислите естественные пи искусственные загрязнения атмосфе-

28. Каковы важнейшие экологические последствия глобального загряз-

29. Какие существуют стандарты по охране атмосферного воздуха?

30. Когда были установлены стандартные акты.

31. Какие основные функции в организме человека выполняет вода?

32. Дайте характеристику химическим и биологическим загрязнителям

33. В чем сущность физического загрязнения воды и каковы его послед-


34. Почему все загрязнители окружающей среды в конечном итоге попадают в океан?

35. Дайте характеристику загрязнения океана нефтью и нефтепродукта-

36. Почему произошла болезнь Минамата?

37. Из-за чего гибнет Аральское море и почему?

38. В чем заключается международное сотрудничество?

39. Что такое экологический паспорт?

40. Как проводится экологическая экспертиза, что из себя представляет?

41. Что такое экологическая лицензия?

42. Экологический риск…

44. В чем заключается экологическое право?

45. Что такое экологическая юридическая ответственность?

46. Что такое мониторинг?

47. Как подразделяется мониторинг?

48. В каком году введено понятие экологического мониторинга?

49. Россия в международном сотрудничестве?

50. Экология Оренбурга и Оренбургской области?

51. Что представляет собой почва как среда обитания?

52. Почему если эрозию можно назвать недугом ландшафта, то опусты-


нивание – его смерть?

53. Каковы пути попадания загрязнений в почву?

54. Перечислите основные группы почвенных загрязнений?

55. Дайте характеристику эрозии?


56. Дайте характеристику оползням и селям

58. Каковы роль и значение экологического нормирования?

59. Что представляют собой ПДК, ПДВ,ПДН и другие экологические нормативы?


18 Список рекомендуемой литературы

Основная литература

2.Э.А.Арустамов. Природопользование. Учебник.2-е изд., перераб. доп.-

3.Т.П.Трушина. Экологические основы природопользования. Сер. «Учеб-

4.Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Экология. Учебник для общеобразова-

Дополнительная литература

1. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. – М.:1995.

2. Проблемы экологии России. Под.ред. Данитлова-Данильянова В.И.-

3. Протасов В.Ф.,Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользова-

ние в России. – М.:1995.

4. Путилов А.В. Охрана окружающей среды. – М.:1991.

5. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипоте-

6. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использо-

вания природных ресурсов. - М.:1990.

7. Экологическое право России. Учебник под ред. Ермакова В.Д. и Сухо-

рева А.Я. – М.: 1997.

8. Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Платонов А.П. Современный мир и его влияние на окружающую среду. Лекции. – М.: 1996.

9. Кормилицин В.И.,Цицкишвили М.С.Яламов Ю.И. Основы экологии.

Учебное пособие. – М.:1997.

10. Белов С.В. и др. Охрана окружающей среды. Учебник для студентов технических вузов. – М.:1991.

Периодическая литература


Список использованных источников

2.Э.А.Арустамов. Природопользование. Учебник.2-е изд., перераб. доп.-

3.Т.П.Трушина. Экологические основы природопользования. Сер. «Учеб-

4.Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Экология. Учебник для общеобразова-

11. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. – М.:1995.

12. Проблемы экологии России. Под.ред. Данитлова-Данильянова В.И.-

13. Протасов В.Ф.,Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользо-

вание в России. – М.:1995.

14. Путилов А.В. Охрана окружающей среды. – М.:1991.

15. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипо-

16. Система стандартов в области охраны природы и улучшения исполь-

зования природных ресурсов. - М.:1990.

17. Экологическое право России. Учебник под ред. Ермакова В.Д. и Су-

хорева А.Я. – М.: 1997.

18. Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Платонов А.П. Современный мир и его влияние на окружающую среду. Лекции. – М.: 1996.

19. Кормилицин В.И.,Цицкишвили М.С.Яламов Ю.И. Основы экологии.

Учебное пособие. – М.:1997.

20. Белов С.В. и др. Охрана окружающей среды. Учебник для студентов технических вузов. – М.:1991.

ответ
Это доклад.
ДОКЛАД – это развернутое изложение какой-нибудь темы, способствует
Доклад – одна из сложных форм устного выступления.
Составляющие элементы доклада:
* основной тезис,
* основное положение, их надо:
- раскрыть,
- доказать,
- аргументировать.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия текста. Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. Например, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения, – абзацы. Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными. Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: цепную и параллельную. Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения. Средствами цепной связи могут быть следующие:

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в одинаковом порядке следования слов и единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определённую информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте находятся в определённом порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приёмами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть. Можно выделить следующие виды связности:

  • локальная (выявляемая, например, в пределах абзаца);
  • глобальная (определяемая в рамках целого текста);
  • контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);
  • дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определённого объёма).

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом называется только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершённость. Текст можно считать завершённым, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершённость (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения… Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нём, извлекаются именно из определённой ситуации.

Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение.

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).
  2. Признаки предмета (явления).
  3. Отношение к предмету (явлению).

Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

  1. Начало события.
  2. Развитие события.
  3. Конец события.

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей:

  • тезис (то, что нужно доказать или объяснить);
  • доказательство (объяснения, аргументация);
  • вывод (заключение, обобщение и т. д.).

Но нужно заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Читайте также: