Распад ссср закономерное явление или результат стечения обстоятельств сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В статье рассматриваются случайные и закономерные факторы распада СССР. Оценивается роль и место США в разрушении СССР. Анализируется воздействие внутриполитических факторов на развал СССР. Приводится комплекс внутри и внешнеполитических последствий крушения СССР.

Распад СССР в контексте случайных и закономерных факторов

Аннотация.В статье рассматриваются случайные и закономерные факторы распада СССР. Оценивается роль и место США в разрушенииСССР. Анализируется воздействие внутриполитических факторов на развал СССР. Приводится комплекс внутри и внешнеполитических последствий крушенияСССР.Ключевые слова:внутриполитический,внешнеполитический, закономерный, перестройка, путч, распад, союзный договор, случайный, СССР,факторы.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Алекс Правдорезов перепечатал из news.tut.by 23 апреля 2011, 18:09
1 оценок, 1381 просмотр Обсудить (18)

Известный немецкий "кремлевед" Эберхард Шнайдер считает, что Горбачев слишком поздно инициировал Новоогаревский процесс, и сохранить Советский Союз в какой бы то ни было форме было уже невозможно. СССР был обречен.

23 апреля 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и лидеры девяти союзных республик начали переговоры о создании нового государства - Союза Суверенных Советских Республик. Эти переговоры вошли в историю как Новоогаревский процесс. В интервью Deutsche Welle профессор Эберхард Шнайдер (Eberhard Schneider) из исследовательского центра "ЕС - Россия" заявил, что предложение Горбачева создать новое федеративное государство было запоздавшим и уже не могло предотвратить крах СССР.

- Deutsche Welle: Был ли, с вашей точки зрения, неизбежным распад СССР 20 лет назад?

- Эберхард Шнайдер: Давайте рассмотрим ситуацию, в которой тогда находился Советский Союз. С моей точки зрения, налицо были экономические, идеологические, внутри- и внешнеполитические проблемы, а также стремление к независимости союзных республик, которые в итоге и привели к распаду СССР. Развал страны не был предопределен, но в ситуации, когда эти проблемы не решались, он стал неизбежным.

Катализатором же процесса дезинтеграции стал августовский путч 1991 года, который был реакцией на предпринятые Горбачевым попытки реформировать страну. Путч резко обострил внутренние проблемы СССР и ускорил процесс распада. То есть путчисты, которые вообще-то пытались предотвратить развал Советского Союза и остановить горбачевские реформы, достигли обратного эффекта. Так что у распада СССР были, с одной стороны, объективные предпосылки - нерешенные внутренние проблемы, а с другой - событие, которое резко ускорило этот процесс.

- Выходит, Советский Союз развалился в результате рокового стечения обстоятельств - экономических, политических, идеологических. Какие причины оказались решающими?

- Возьмите экономику. Очевидно, что плановая система к тому времени себя изжила. В поступательно развивающемся индустриальном обществе - а СССР был также на пути к нему - невозможно предписать 30 тысяч общегосударственных плановых нормативов. Невозможно из года в год расходовать 18 процентов валового внутреннего продукта на военные цели.

Идеология. Политбюро уже никто в грош не ставил, и в официальную коммунистическую идеологию не верил. Люди получали все больше информации о Западе, рассматривали его как альтернативную модель, что еще сильнее подрывало веру в коммунизм. Если бы в стране тогда прошли свободные выборы, коммунисты получили бы от силы 10 процентов голосов.

В политическом плане Горбачев начал трансформировать систему, приспосабливать ее к новым условиям, ввел пост президента страны, лишив тем самым части полномочий генерального секретаря ЦК КПСС. Затем и сама партия оказалась расколотой и по вертикали, и по горизонтали. Часть коммунистов стремилась к демократии, а по горизонтали усиливались центробежные тенденции обособления национальных компартий республик, входивших в СССР.

Республики в свою очередь тоже хотели независимости от Москвы. Предложение же Горбачева о создании новой федерации (Новоогаревский процесс. - Прим. ред.) было запоздавшим. Но и с внешнеполитической точки зрения советская империя была на пределе, она не могла сохранять прежние позиции на мировой арене, в частности, на Кубе, во Вьетнаме, в Мозамбике или в Анголе.

Трагедия Горбачева заключалась в том, что он хотя и понял необходимость перемен, однако в реальности события развивались быстрее, чем у него в голове. Его собственная перестройка шла медленнее, чем перестройка в стране. Горбачев не поспевал за событиями и опаздывал со своими предложениями.

- То, что распад многонационального государства может быть весьма кровопролитным, показывает опыт Югославии. То есть могло быть намного хуже. Но могло ли быть лучше? Мог бы распад СССР происходить более цивилизованно и с меньшими экономическими потерями?

- Если бы не было путча, процесс распада происходил бы, скорее всего, иначе. Горбачев вел дело к превращению КПСС в своего рода социал-демократическую партию. Новой партийной программой, которую он собирался предложить следующему съезду, если не ошибаюсь, в 1992 году, Горбачев хотел вынудить консерваторов выйти из партии, исходя из того, что они откажутся за нее проголосовать.

Горбачев хотел добиться модернизации и КПСС, и страны, уже тогда он начал опробовать некоторые формы рыночной экономики: предоставил возможность комсомольцам - то есть более молодым и гибким коммунистам - создавать собственные фирмы, получавшие, например, таможенные льготы. Ходорковский, кстати, был одним из них. Если бы не путч, процесс развивался бы. Но Горбачев действовал слишком медленно.

- Что будет, с вашей точки зрения, дальше? Насколько реалистичен гипотетический вариант воссоздания союза в новой форме?

- Альтернативой распаду СССР могло стать создание действующего союза независимых государств, но эта концепция потерпела крах. Более тесной интеграции России и Беларуси, с моей точки зрения, тоже не будет. Это была идея еще ельцинского окружения, выдвинутая в 1996 году, чтобы снять с Ельцина обвинения в развале СССР и невнимании к угрозе распада России. Эта конструкция уже тогда не была продуманной до конца, не будет реализована и сейчас - из-за позиций политических лидеров в Москве и Минске. Лукашенко крайне недоверчив к Москве. Он боится в случае создания союза с Россией оказаться деградированным в лучшем случае до уровня руководителя одной из российских областей.

Что имеет некоторые перспективы, так это трех- или четырехсторонние конструкции общего экономического пространства - Россия, Беларусь, Казахстан и, как надеются в Москве, когда-нибудь Украина. Имеют шансы на успех и попытки создать таможенный союз, который с известными ограничениями уже существует. В дальнейшем возможен союз, подобный ЕС, со свободным передвижением рабочей силы, капиталов и услуг.

Такая конструкция имеет шансы на успех, но участвовать в ней будут только отдельные государства бывшего СССР. Общую же реинтеграцию бывшего Советского Союза в какой бы то ни было форме я считаю безнадежной затеей.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 652 записи в блогах и 8565 комментариев.
Зарегистрировалось 29 новых макспаркеров. Теперь нас 5030877.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;

- Способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

- Способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

- Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния тенденций развития страны;

- Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

- Вырабатывать умения учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

Планируемые результаты
Учащиеся узнают о:
— причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
— объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
— историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
— истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;

— попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
— обстоятельствах прекращения существования СССР.

Опорные знания

12 июня 1990 г. — принятие Декларации о государственном суверенитете России

17 марта 1991 г. — всесоюзный референдум о сохранении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР

12 июня 1991 г. — выборы первого Президента РСФСР

19—21 августа 1991 г. — ГКЧП

25 декабря 1991 г. — прекращение существования СССР

М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Наев.

Основные понятия и термины:

Перестройка – последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 – 1991 гг.; политика реформирования СССР.

Гласность – открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.

Плюрализм – множественность мнений, взглядов.

Путч – государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.

Демократизация – процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.

Многопартийность – наличие в обществе наряду с правящими партиями (партией) легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.

Правовое государство – государство, в котором признаётся верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.

Форма: комбинированный урок

Используемые приемы и методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Практические – карточки – задания с дополнительным материалом.

Проблемный – задания с проблемной ситуацией.

Оборудование урока:

учебник (А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России ХХ- начало XXI века, 11 класс);

рабочий лист тетрадь;

политическая карта мира;

портреты политических деятелей

документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года.

I. Организационный момент.

II. Формирование мотивации и определение целей урока.

III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

IV. Изучение нового материала.

V. Первичное закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

Хронологическая разминка.

1. Причины распада СССР

2. Ново - Огаревский процесс

3. Августовский путч 1991 года

4. Беловежское соглашение

7. Последствия распада СССР

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

- целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.

- проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел?

Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы.

Владимир Владимирович Путин

Тогда все хотели смены режима – получилось в итоге, что развалиласьстрана.

Гарри Кимович Каспаров

Причины Распада СССР

1.Борьба за власть между центрами и регионами.

2. Обострение межнациональных конфликтов.

3. Принятие РСФСР Декларации о государственном суверенитете.

4.Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии

Главной ошибкой в деятельности Горбачева стала непоследовательность в проведении экономических реформ в СССР, что привело к резкому углублению кризиса в стране, а также к снижению уровня жизни граждан..

Б.Н.Ельцин — после изгнания из правительства КПСС сфокусировал свою реформаторскую политическую деятельность на ранее малозначимых государственных структурах РСФСР, пропагандировал суверенитет России, настойчиво боролся

за устранение Президента СССР Горбачева с политической арены, был ключевой фигурой в переговорах республиканских лидеров о прекращении существования СССР .

Новоогаревский процесс

(одновременно с всесоюзным референдумом о сохрании СССР) был проведен референдум о введении поста президента РСФСР

Первые выборы президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года.

После проведения референдума М.Горбачев собрал представителей республик в Ново-Огарево и согласившись со всеми условиями и требованиями смог подготовить проект Союзного Договора.

В той же газете было опубликовано выступление президента СССР Горбачева по телевидению в которой отмечалось, что союзный договор открыт к подписанию с 20 августа 1991 года.

20 августа 1991г.публикация и обсуждение его проекта привели к расколу в обществе.

Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть.

В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года – попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр обороны СССР Д.Т. Язов и др. Главную задачупереворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

Б. Н. Ельцин выступил в роли защитника демократии)

Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства.. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.

Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому.

Результаты путча:

1.Провал путча.

2.Указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина о прекращении деятельности КПСС с 12 июня 1991г.

3.Распад СССР.

РАЗВАЛ СССР.
ЧТО ПОЛУЧИЛИ:

Разрушение тоталитарной системы

Реально действующие политические права и свободы

Ликвидация гонки вооружении и военного противостояния держав

Доступ к валюте.

Демократию по-русски, или что-то похожее на демократию.

Полу трезвого президента.

Федерацию.(но только на бумаге).

Открытый грабеж население ( всякие пирамиды и т.д.)

Несметное количество авантюристов.

Огромное количество преступных группировок.

МЕГА Социальную мобильность.

Свободный выезд за границу.

РАЗВАЛ СССР.
ЧТО ПОТЕРЯЛИ:

Уверенность в завтрашнем дне.

Ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения

Тут до сих пор спорные моменты возникают. Но если вам это для школьного ответа, то в основном в школе к этому относятся так: СССР было по сути закрытым государством с жесткой плановой экономикой, лишенной контактов с капиталистическими странами - в условиях изоляции никакое государство не может долго существовать и вопрос его распада - это вопрос времени. С этой точки зрения распад СССР был абсолютно закономерным и логичным. Сохранить единое государство было бы возможно, если бы руководство начало постепенные, стабильные реформы гораздо раньше, а не непосредственно в 1990 г.

Согласна со Смитом.
Закрытая система не может долго существовать и при этом еще и развиваться. Поэтому все закономерно

Читайте также: