Рациональное эмоциональное эмпирическое сообщение

Обновлено: 03.07.2024

​​​​​​​Рациональное - это разумное и логичное, которое отлично от телесного, эмоционального и чувственного. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.

Рациональность - установка сознания, тип мышления и личностная черта, когда решения принимаются выбором оптимального варианта путем сравнения на основе фактов и логики, а не эмоциональных впечатлений, импульсивности, желаний, чувств и интуиции.

Как правило, большая эмоциональность приводит к снижению рациональности: эмоциональным людям присущи скорее спонтанные, неожиданные, эмоциональные реакции, нежели последовательность и следование плану. Однако у людей высокого уровня развития высокая эмоциональность прекрасно уживается с замечательной рациональностью.

Если высокая эмоциональность сочетается с хорошей головой, рациональностью, осмысленностью и ответственностью, это радость и благо: это полезно и самому человеку, и радует окружающих. Если же уровень осмысленности оказывается ниже уровня эмоциональности (то ли эмоциональность чрезмерно высока, то ли рассудительности не хватает), то высокая эмоциональность уже мешает. Сильное преобладание эмоций над рассудительностью характерно для детей (в том числе не детского возраста), плохо воспитанных людей и людей с нарушенной психикой.

Эмоциональность и мышление

Мышление эмоционального человека имеет свои особенности. Смотри Эмоциональность и мышление

Многие хотят превратить своих клиентов в фанатов (как Apple), сделать их ходячей рекламой (как Nike) или заставить всех и каждого петь заразительные песни из своей рекламы (в случае Беру). Однако, подобный эффект — следствие длительной работы над брендом.

Начнём с платформы бренда

Это — сердце любого бренд. Проведите анализ рынка и конкурентов, и оформите в виде таблицы каждый блок информации.

Ваша платформа выстроена верно, если:

1.Понятна целевая аудитория бренда и ее особенности (пол, возраст, география, привычки, предпочтения, средний доход и т.д.)

2. Проведён анализ рынка, выявлены основные конкуренты и особенности их позиционирования.

3. Ясна ситуация взаимодействия потребителя с брендом (при поломке, в праздники, по утрам или вечерам и т.д.)

4. Выявлен инсайт целевой аудитории. Для ситуации использования найдены барьеры и неудобства, которые решены в нашем продукте (барьеры не всегда реальные, например у Nike барьер — лень и страх, а бренд помогает их преодолеть)

5. Продукт детально описан. Составлен SWOT- анализ продукта: прописаны преимущества, недостатки, возможности и риски.

6. Определены эмоциональные и рациональные преимущества бренда.

7. Сформулированы уникальные миссия и ценности компании.

8. Определён характер и модель поведения бренда (его личность).

9. Определена суть бренда, отвечающая на инсайт аудитории. То есть найден ответ: Что главное в нашем бренде? Как мы помогаем решить проблему клиента?

То есть та информация, которую бренд доносит целевой аудитории через все свои каналы.

Сюда входит:

Сформулированное из эмоциональных преимуществ (например: Милка — самый нежный шоколад)

Сформулированное из рациональных преимуществ (например: без сахара и кофеина)

СМИ осуществляют свое воздействие на разум и чувства человека.

Рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В демократических государствах такая модель явно преобладает. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако и в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний.

Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

Логика выступает основой для взаимопонимания людей. Это связано с тем, что если все собеседники соблюдают законы логики в общении, то они всегда могут предугадать поведение друг друга, соответственно, и ситуация в которой можно получить ожидаемые реакции партнеров является более комфортной.

основные законы логики – это:

• закон тождества - во время беседы люди разговаривают об одном и том же. В противном случае получается беседа слепого с глухим. Особенно важно соблюдать этот закон в тех случаях, когда диалог идет вокруг сложных, многозначных понятий, и если стороны в одни и те же термины вкладывают различное содержание, то взаимопонимания добиться сложно. Для примера, вспомним любые переговоры между правительством и оппозицией – все хотят процветания и благоденствия, только понимают эти слова каждый по-своему.

• закон противоречия - ограничивает в беседе парадоксальные высказывания. Не рекомендуется говорить об одном и том же предмете диаметрально противоположные утверждения. Это сбивает с толку собеседника, который начинает испытывать затруднения, пытаясь угадать вашу позицию.

• закон достаточного основания- этот закон требует убедительной аргументации в разговоре. Все просто: хотите убедить кого-то – приводите аргументы.

• закон исключенного третьего - в случае столкновения двух взаимоисключающих точек зрения, одна из них должна оказаться истиной. Другими словами, в споре всегда кто-то прав.

ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ.

Ошибки аргументации можно разделить на три группы:

1) ошибки, касающиеся тезиса - подмена тезиса — случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, которое было им предъявлено. Подобная ошибка может быть как умышленной, так и неумышленной.

2) ошибки, касающиеся аргументов - аргументы (посылки рассуждения) должны быть истинными, поскольку при помощи ложных посылок мы не можем обосновать тезиса. Поэтому использование ложных посылок является серьезной ошибкой.

3) ошибки, касающиеся демонстрации - оратор использует в качестве аргументов, оснований посылки, которые логически не связаны с тезисом. Рассуждения, в которых допущена подобная ошибка, доказательны лишь внешне, в действительности такие рассуждения не могут подтвердить истинности вывода.

ТИПЫ АРГУМЕНТАЦИИ.

Аргументация — это полное или частичное обоснование приемлемости или неприемлемости тезиса.

В зависимости от задачи — что обосновываем (приемлемость или неприемлемость тезиса) и насколько полно, можно выделить следующие виды аргументации (табл. 12.1):

• полное обоснование приемлемости тезиса — доказательство;

• полное обоснование его неприемлемости — опровержение;

• частичное обоснование приемлемости тезиса — подтверждение;

• частичное обоснование его неприемлемости — критика.

Таблица 12.1 Виды аргументации в зависимости от задач

Обоснование Обоснование приемлемости тезиса Обоснование неприемлемости тезиса
Полное обоснование Доказательство Опровержение
Частичное обоснование Подтверждение Критика

В зависимости от того, на каких познавательных основаниях строится рассуждение, различают теоретическую и эмпирическую аргументацию.

Теоретическая аргументация опирается на рассуждение без непосредственного обращения к опыту. Она строится, как правило, путем дедукции — выведения логически необходимых следствий из ранее принятых положений. Но может осуществляться и иными способами, например, путем включения того или иного утверждения в уже сложившуюся и проверенную систему знаний (системная аргументация).

Эмпирическая аргументация опирается на фактические суждения с опорой на опыт. Это различие во многом относительно, как относительно и само разграничение теоретического и эмпирического уровней познания.

По степени логической достоверности (в смысле утверждения необходимых связей между мыслями) различают аргументацию доказательную и недоказательную.

Доказательная аргументация строится на основе достоверных высказываний с использованием демонстративных способов рассуждения. Здесь выполняется правило: "Мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию (а), а их связь правильной по форме (б)". Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, мы имеем дело с недоказательной аргументацией (табл. 12.2).

Таблица 12.2. Виды аргументации по степени логической достоверности

Характеристика Доказательная аргументация Недоказательная аргументация
По содержанию аргументов Достоверные высказывания Достоверные высказывания Недостоверные высказывания Недостоверные высказывания
По форме рассуждения Демонстративные рассуждения Недемонстративные рассуждения Демонстративные рассуждения Недемонстративные рассуждения

СМИ осуществляют свое воздействие на разум и чувства человека.

Рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В демократических государствах такая модель явно преобладает. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако и в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний.

Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

Логика выступает основой для взаимопонимания людей. Это связано с тем, что если все собеседники соблюдают законы логики в общении, то они всегда могут предугадать поведение друг друга, соответственно, и ситуация в которой можно получить ожидаемые реакции партнеров является более комфортной.

основные законы логики – это:

• закон тождества - во время беседы люди разговаривают об одном и том же. В противном случае получается беседа слепого с глухим. Особенно важно соблюдать этот закон в тех случаях, когда диалог идет вокруг сложных, многозначных понятий, и если стороны в одни и те же термины вкладывают различное содержание, то взаимопонимания добиться сложно. Для примера, вспомним любые переговоры между правительством и оппозицией – все хотят процветания и благоденствия, только понимают эти слова каждый по-своему.

• закон противоречия - ограничивает в беседе парадоксальные высказывания. Не рекомендуется говорить об одном и том же предмете диаметрально противоположные утверждения. Это сбивает с толку собеседника, который начинает испытывать затруднения, пытаясь угадать вашу позицию.

• закон достаточного основания- этот закон требует убедительной аргументации в разговоре. Все просто: хотите убедить кого-то – приводите аргументы.

• закон исключенного третьего - в случае столкновения двух взаимоисключающих точек зрения, одна из них должна оказаться истиной. Другими словами, в споре всегда кто-то прав.

ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ.

Ошибки аргументации можно разделить на три группы:

1) ошибки, касающиеся тезиса - подмена тезиса — случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, которое было им предъявлено. Подобная ошибка может быть как умышленной, так и неумышленной.

2) ошибки, касающиеся аргументов - аргументы (посылки рассуждения) должны быть истинными, поскольку при помощи ложных посылок мы не можем обосновать тезиса. Поэтому использование ложных посылок является серьезной ошибкой.

3) ошибки, касающиеся демонстрации - оратор использует в качестве аргументов, оснований посылки, которые логически не связаны с тезисом. Рассуждения, в которых допущена подобная ошибка, доказательны лишь внешне, в действительности такие рассуждения не могут подтвердить истинности вывода.

ТИПЫ АРГУМЕНТАЦИИ.

Аргументация — это полное или частичное обоснование приемлемости или неприемлемости тезиса.

В зависимости от задачи — что обосновываем (приемлемость или неприемлемость тезиса) и насколько полно, можно выделить следующие виды аргументации (табл. 12.1):

• полное обоснование приемлемости тезиса — доказательство;

• полное обоснование его неприемлемости — опровержение;

• частичное обоснование приемлемости тезиса — подтверждение;

• частичное обоснование его неприемлемости — критика.

Таблица 12.1 Виды аргументации в зависимости от задач

Обоснование Обоснование приемлемости тезиса Обоснование неприемлемости тезиса
Полное обоснование Доказательство Опровержение
Частичное обоснование Подтверждение Критика

В зависимости от того, на каких познавательных основаниях строится рассуждение, различают теоретическую и эмпирическую аргументацию.

Теоретическая аргументация опирается на рассуждение без непосредственного обращения к опыту. Она строится, как правило, путем дедукции — выведения логически необходимых следствий из ранее принятых положений. Но может осуществляться и иными способами, например, путем включения того или иного утверждения в уже сложившуюся и проверенную систему знаний (системная аргументация).

Эмпирическая аргументация опирается на фактические суждения с опорой на опыт. Это различие во многом относительно, как относительно и само разграничение теоретического и эмпирического уровней познания.

По степени логической достоверности (в смысле утверждения необходимых связей между мыслями) различают аргументацию доказательную и недоказательную.

Доказательная аргументация строится на основе достоверных высказываний с использованием демонстративных способов рассуждения. Здесь выполняется правило: "Мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию (а), а их связь правильной по форме (б)". Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, мы имеем дело с недоказательной аргументацией (табл. 12.2).

Таблица 12.2. Виды аргументации по степени логической достоверности

Характеристика Доказательная аргументация Недоказательная аргументация
По содержанию аргументов Достоверные высказывания Достоверные высказывания Недостоверные высказывания Недостоверные высказывания
По форме рассуждения Демонстративные рассуждения Недемонстративные рассуждения Демонстративные рассуждения Недемонстративные рассуждения


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Полностью разделить эти два элемента практически невозможно, т.к. в психике они работают, как правило, вместе.

Однако люди отличаются тем, что некоторые используют преимущественно рациональное мышление, а другие — эмоциональное, чувственное.

Здесь мы разберем, как эти два типа мышления влияют на нашу жизнь.

1. Рациональное — сюда мы относим все элементы психики, которые оперируют логической информацией. Мысли, идеи, умозаключения, суждения. Подразумевается логическое или рациональное мышление.

Если алгоритмы логики, когда мы испытываем печаль, будут её задерживать или усиливать, то печаль у нас останется, превратится в депрессию или усилится до тоски. Если те же самые алгоритмы будут её уменьшать, она уменьшится. Но, если совсем не впутывать рациональное мышление в эмоциональный процесс, то эмоция через свое выражение уйдёт полностью.

Чем больше рациональное мышление лишено чувств, тем больше у него свободы мышления. Оно может идти в любую сторону, как за нас, так и против нас. Формальной логике без разницы, в какую сторону работать. Она не учитывает нашу уникальность, индивидуальность. Ей важны только определенные законы логики, четкость мыслительного процесса. Только когда мы подключаем чувства к мышлению, тогда появляется система мышления относительно нашей модели мира, нашей индивидуальности, субъективности. Интуитивные чувства помогают нам правильно обработать информацию относительно нас, наших возможностей, возможностей среды. А логика — это как программа, которая, в зависимости от ее предназначения, будет либо помогать, либо разрушать, либо останется нейтральной. Например, алгоритмы невротического восприятия будут ухудшать качество жизни. А алгоритмы восприятия, касающиеся гармонии, улучшать его.

Рациональное мышление обладает намного большей пластичностью, чем эмоции и чувства. Это свойство основано на независимости логики от нашей модели мира, субъективного восприятия, и ограничено лишь возможностями нашего мышления, памяти, знаний о природе. Один и тот же факт можно интерпретировать как в хорошую, так и в плохую сторону, как в свою защиту, так и в своё обвинение. Логика более свободна в своем перемещении, чем чувства. В этом есть определенные плюсы: возможность посмотреть объективно, со стороны , не ограничиваясь рамками своего восприятия и творческого мышления. Однако есть и минусы: легко можно уйти в сторону от главного направления мышления, запутаться, застрять на чем-то, навредить себе из-за отсутствия системы относительности нашего Я.

Рациональное мышление похоже на наёмника, ему без разницы, на кого работать. Кто ему даст больше чувств, на того оно и работает. Например, если мы заряжены тревогой, то рациональное будет усердно искать все новые образы тревоги, которые даже реально не существуют, погружая нас в тревожный мир. Если же мы будем вытеснять тревогу гневом, то логика будет работать на гнев и докажет нам, что нужно разрушать все образы тревоги, и что они на самом деле вовсе не страшны и т.п.

Практика: Если отпустить свой разум, то можно увидеть глубину того, что происходит сейчас и то, что произойдёт потом.

Бороться с рациональной составляющей — значит стараться обращать внимания на факторы чувственной сферы и эмоции, тормозить абстрактное мышление в виду его неполноценности.

2. Эмоции и чувства — это те элементы, которыми оперирует эмоциональное мышление и/или интуиция.

Мы себя определяем как людей разумных, но на самом деле это не совсем так. Эмоции и чувства, невидимо для нашего сознания, сильно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент.

Эмоции и чувства основаны на неформальной и субъективной логике. Они принадлежат настоящему в большей степени, чем будущему или прошлому. Чувства позволяют нам стать полноценным обладателем объекта, образа, по поводу которого они возникают.

Иными словами, если объект не насыщен внутри моей психики чувствами, то он не имеет никакого значения для меня. Чем больше образ или объект в психике насыщен эмоциями и чувствами, тем большее значение он имеет для меня. К примеру, если правильные ценности и алгоритмы поведения у человека не подкреплены соответствующими эмоциями и чувствами, то они никогда не реализуются. Человек может о них говорить, учить других, но в своей жизни он не сможет их исполнить. Только эмоции и чувства выполняют сложную мотивационную роль в психике.

Некоторые эмоции, например тревоги, относят нас в будущее, заставляют мыслить о будущем; эмоции обиды, печали, стыда, вины, презрения заставляют нас думать о прошлом. Но их смысл заключается в том, чтобы сформировать наше отношение и поведение в настоящем к будущему или к прошлому.

Взаимодействие логики и чувств.

Все основные конфликты людей заключаются в неправильной работе чувств и логики. Отдельно взятая логика, даже если она противоречива, не будет создавать в психике значимого конфликта, если он лишен эмоционально-чувственного наполнения.

Страдания, как и радость, — это дело чувств и эмоций. Ни от каких мыслей мы не можем испытывать переживания, пока к ним не подключатся эмоции. Поэтому мысли сами по себе являются как бы неживым материалом в психике, лишенным жизненной энергии, без эмоций и чувств.

Совместную работу логики и эмоций можно явно увидеть на примере одного из механизмов психологических защит — рационализации. Человек сам не понимает, как автоматически видоизменяет факты в нужную ему сторону, оправдывает себя, используя при этом формальную логику, но с учетом своих собственных субъективных интересов на данный момент. Например, оправдаться перед другими из-за чувств вины, уйти от ответственности, проявить эгоизм. Рационализация лежит в основе двойных стандартов, когда мы считаем, что можем нарушать некий свод правил, а другие не могут.

Не существует уникального рецепта, каким нужно быть человеком — чувственным или рациональным. Оба эти вида восприятия реальности необходимы человеку в полноценной жизни и более объективном ее восприятии. Каждая ситуация требует своего собственного подхода. Поэтому пропорции чувства-логика могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Нельзя полагаться только на интуицию, так как она может ошибаться, тем более, если вы специально не занимались развитием чувственного мышления.

Лучшее решение – это то, которое учитывает и рациональное и эмоциональное вместе, но помимо этого ещё и учитывает реальное положение дел.

Другие статьи

Фото статьи - Стыд (застенчивость). Патология.

Стыд (застенчивость). Патология.

Фото статьи - Социальная тревога. Социальная фобия. Анализ и решение. Подробное описание.

Социальная тревога. Социальная фобия. Анализ и решение. Подробное описание.

Фото статьи - Отвращение

Оставьте заявку и мы ответим на все ваши вопросы

Читайте также: