Р щедрин фрески дионисия сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Цель: воспитывать небезразличное отношение к судьбе музыкальной культуры своей страны, влияние на формирование музыкально-эстетической среды.

Предметные : Основы музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребность общении с ммузыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития.

Личностные : Развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству;

формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока

- За последние годы в искусстве вообще и в музыке в частности очень много придумано нового. Придуманы новые лады, изобретены и сконструированы новые инструменты, придуманы новые музыкальные системы, новые сочетания звуков, тембров. Словом, чего только не придумано. Но мне кажется: в искусстве главное — это как раз то, чего вообще нельзя придумать. Это главное является как откровение.

- Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, Свиридов чувствует себя сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом, с ее традициями, историей, мыслями о будущем, и воспоминаниями о 2 прошлом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

- Ранние детские воспоминания Георгия Васильевича связаны с образами южнорусской природы с ее заливными лугами, полями, перелесками, с традициями русской песенной русской культуры, воплощенной в жизни церквей и храмов, исповедальной природе и божественной сущности самой жизни русского человека.

- Как вы думаете в чем композитор Г.Cвиридов видит основную миссию музыки?

-Приветствуют учителя, садятся на свои места.

- для духовного совершенствования человека

Организация слушательской деятельности

- Православие для Георгия Васильевича — это не седая старина, а проживание собственной жизни по Евангельским заветам. Его духовная музыка предопределена православными убеждениями самого композитора.

О, всепетая, Мати,
Родшая всех святых святейшее Слово!
Радуйся, невеста неневестная.
Радуйся, святая, Пречистая Мати!

- Итак, ответьте мне на вопрос, кого воспевает в этом произведении композитор?

- Образ Марии — матери Иисуса Христа, Спасителя мира, в нашем сознании соединяется с образом мамы. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь — каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь самое дорогое, родное, святое в жизни каждого человека связано с матерью.

- Ответьте мне на вопросы:

- Какими художественными средствами композитор создаёт образ молитвы-величания?

- Какими словами вы определите образный строй песнопения, своё эмоциональное состояние?

- Музыка светлая, плавная, спокойная. Свет в Храме является, прежде всего, образом света Божественного, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

- образ Божией Матери

-Ответы детей(личное мнение каждого)

Организация исполнительской деятельности

- Вы знаете такую песню?

-Сейчас я раздам вам слова и вместе со мной под инструмент мы будем ее исполнять.

- Сейчас на партах перед вами лежит тест с вариантами ответа, выполняйте его и сдавайте.
- На этом наш урок окончен, но впереди у нас ещё много открытий и в мире музыки, и в мире духовной культуры.

Предварительный просмотр:

Учитель музыки: Петров А.В.

Руководитель практики: Муталиева Л.С.

Студентка 40 группы : Петрова Юлия

Тема урока музыки: Свет фресок Дионисия - миру. (Р.Щедрин: "Фрески Дионисия")

Цель: создание условий для понимания исторической духовности русской культуры; обеспечить установление учащимися межпредметных связей.

Предметные : освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению и система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные : этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока

- Ребята а что такое икона?

- А можем ли мы отличить икону от обычной картины? Перед вами лежат таблицы, в которых вопросы и вы должны в пустом столбе написать в чем отличия иконы от картинцы.

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре на Вологодской земле — единственный в России памятник древнерусского искусства, сохранившийся в своём почти первозданном виде до наших дней. Эти фрески занесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дионисий — великий русский иконописец XV в. Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, он, наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым, олицетворяет расцвет иконописи на Руси. Светоносность фресковой живописи, тёплое сияние, исходящее от святых образов, позволяет ощутить её духовную мощь, соприкоснуться с эпохой, в которую жил художник, и соотнести её с нашим временем.


Это сочинение написано для камерного ансамбля (флейта, кларнет, английский рожок, фагот, валторна, альт, виолончель, челеста, хроматические кротали — металлические тарелочки). Оно навеяно древнерусской живописью, которая влекла композитора с детства.

Контраст небесного и земного — неоднократно повторяющихся высоких, звонких интонаций и мерного, осторожного и тихого движения, которым заканчивается пьеса, — создаёт ощущение незавершённости, или бесконечного духовного движения к высшим светлым идеалам.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Фресковая живопись в музыке Учебник стр 114-115 1.Какое значение имеет Ферапонтов монастырь для отечественной и мировой культуры(устно) 2.Назовите композитора и произведение,в котором представлена фресковая живопись Ферапонтового монастыря(устно) 3.Для какого состава исполнителей написана пьеса,музыкальные интонации.(записать)

Виртуальная экскурсия в Богородице-Рождественский собор, расположенный на территории Ферапонтова монастыря.

Историческая страничка Иконописец Дионисий - знаменитый московский мастер, который создавал фрески и иконы в XV-XVI веках. В наши дни считается одним из самых талантливых последователей другого знаменитого отечественного иконописца, Андрея Рублева.

Родион Щедрин 1932г Композитор, пианист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (13.04.1970). Народный артист РСФСР (13.04.1976). Народный артист СССР (2.09.1981).

Исполните песню День Победы Владимир Харитонов Давид Тухманов 1.День Победы как он был от нас далек Как в костре потухшем таял уголек Были вёрсты обгорелые в пыли Этот день мы приближали как могли Припев: Этот День Победы порохом пропах Этот праздник с сединою на висках Эта радость со слезами на глазах День Победы -3 раза

2.Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей Дни и ночи битву трудную вели Этот день мы приближали как могли Припев: 2.Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей Дни и ночи битву трудную вели Этот день мы приближали как могли Припев:


Содержимое разработки

Свет фресок Дионисия - миру 8 класс, IV четверть. Учитель музыки Плавинская О.Э.

Свет фресок Дионисия - миру

8 класс, IV четверть. Учитель музыки Плавинская О.Э.

Дионисий Ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV - начала XVIвв. Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело. Наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым олицетворяет расцвет иконописи на Руси. (1444 – 1502гг.)

Ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV - начала XVIвв. Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело. Наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым олицетворяет расцвет иконописи на Руси.

(1444 – 1502гг.)

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы на Вологод-ской земле – единственный в России памятник древнерусского искусства, сохранившийся в первозданном виде до наших дней.

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы на Вологод-ской земле – единственный в России памятник древнерусского искусства, сохранившийся в первозданном виде до наших дней.

Фрески Дионисия Фрески Дионисия внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Фрески Дионисия

Фрески Дионисия внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Фрески Дионисия Светоносность фресковой живописи, тёплое сияние, исходящее от святых образов, позволяет ощутить её духовную мощь, соприкоснуться с эпохой, в которую жил художник и соотнести её с нашим временем.

Фрески Дионисия

Светоносность фресковой живописи, тёплое сияние, исходящее от святых образов, позволяет ощутить её духовную мощь, соприкоснуться с эпохой, в которую жил художник и соотнести её с нашим временем.

Дионисий. Фрески

Ферапонтов монастырь Фрагмент фрески над порталом

Ферапонтов монастырь

Фрагмент фрески над порталом

Ферапонтов монастырь

 Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор)

Поклонение волхвов Богородице (Рождество Христово)

Поклонение волхвов Богородице (Рождество Христово)

2. Рассмотрите фрески Дионисия Ферапонтова монастыря. Какие образы запечатлены на них?


-75%

Родион Щедрин

Родион Щедрин – крупнейший отечественный композитор. Эволюция его творческого пути, начавшись в середине XX века, не заканчивается и по сей день. Востребованность композитора безгранична: бесчисленное количество заказов побуждают к появлению новых опусов, которые исполняют прославленные коллективы и знаменитые артисты.

Биографическая справка: Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932, Москва, СССР — композитор и пианист, народный артист СССР (1981). Обучался в Московском хоровом училище (1944—1950) под руководством А. В. Свешникова. В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую окончил с отличием по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера).

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, после ухода по собственному желанию остался в роли почётного председателя СК России.

Творческая дружба связывала и связывает Родиона Щедрина с Дмитрием Шостаковичем, Альфредом Шнитке, Геннадием Рождественским, Мстиславом Ростроповичем, Евгением Светлановым, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Лорином Маазелем, Марисом Янсносом и другими выдающимися музыкантами.

Вопрос периодизации творчества Родион Щедрина большинство исследователей делят особым образом: по десятилетиям, одновременно отмечая при этом как стремительность творческого прогресса, так и выдержанность стиля.

О. В. Сидельникова приводит следующую характеристику этапов творчества композитора:

XX век – эпоха поисков и адаптации новых композиторских техник: переосмысление гармонических связей, рождение новой гармонии диссонанса, большое количество авторских вариантов применения модальной техники и лада в целом, использование 12-тоновых возможностей (гемитоника, додекафония, серийная техника), увлечение алеаторикой, сонорным письмом и т.д.

Три симфонии Щедрина – три оригинальных образца, по этой же причине невозможно систематизировать инструментальные концерты и камерную музыку.

Читайте также: