Пути развития творческого мышления сообщение

Обновлено: 23.04.2024

Человеческое мышление – сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности. Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму. Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете. А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.

Что такое творческое мышление

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

Деятельность

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе. Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Особенности творческого мышления

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Нестандартность

Потенциал

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.

Творческое мышление

Творческое мышление и креативность являются полезными и незаменимыми навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги или учебники для формирования и совершенствования этих навыков. По этим причинам мы разработали данный курс по развитию творческого мышления и воображения.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. От нас часто требуется креативный подход, способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда и везде.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно, но это не совсем так.

Настоящие произведения искусства, как правило, создают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Содержание:

Данный же курс посвящен базовым навыкам развития творческого мышления. Впрочем, будет даже лучше, если сначала вы пройдете этот курс, а потом перейдете на продвинутый уровень. Так что смело приступайте к делу, а начнем мы с описания того, что вам предстоит изучать.

Цели и задачи курса

Итак, развитое творческое мышление и воображение позволят вам:

Однако прежде чем приступать к развитию творческого мышления и креативности, необходимо понять, что именно они собой представляют. Поэтому продолжить мы хотим небольшим разговором о смысле, вкладываемом в эти понятия.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности, задача достаточно сложная. Одно из немногих объективных определений креативности/творческого мышления дал психолог Олег Константинович Тихомиров:

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления – наличие результата, чего-то субъективно нового, что создает человек. При этом важно понимать, что творческое мышление или креативность – это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового.

Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков нашего курса. И чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Этот тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанной кандидатом психологических наук Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую курса.

Как научиться мыслить творчески?

Как уже было сказано, существует много подходов к пониманию творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов к анализу креативности можно отметить:

1 концепцию латерального мышления;
2 теорию решения изобретательских задач;
3 синектику;
4 метод шести шляп;
5 некоторые другие методы.

Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного курса. Также в нем использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в отдельный урок, чтобы вы смогли попробовать применить разные методики развития творческого мышления. Но давайте не будем забегать вперед, а поговорим об этом в свое время. Пока же достаточно познакомиться с тем, что вас ждет на уроках.

Уроки по творческому мышлению

Курс поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите необходимые базовые знания, которые помогут вам применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Урок 1. Латеральное мышление

Чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как, разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.

Урок 2. Фрейминг и фокусировка

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Каким бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые можно начинать процесс латерального мышления.

Урок 3. Разрыв шаблона

Урок 4. Развитие творческого воображения

После произведения латерального разрыва появляется много, в большинстве своем, нелогичных (латеральных) суждений. Теперь предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе, кроме творческого воображения, важную роль играет и креативность человека – способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность – это неоднородное свойство, имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом еще в 60-х годах прошлого века. О них и пойдет речь в уроке.

Урок 6. Теории творчества и креативности

Учебники и книги

Чтение книг – очень эффективный способ развития творческого мышления. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. А т.к. кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию. Но есть и отдельные книги и учебники о творческом мышлении. О них мы и расскажем.

Творческие игры

Развитие креативного мышления не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данном разделе представлены игры для развития творческих способностей. Здесь вы сможете найти игры различных видов – как самостоятельные онлайн-игры, так и групповые игры и творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера.

Дополнительные материалы

В одном достаточно емком курсе невозможно осветить всю важную и нужную информацию, тем более на такую серьезную тему. Поэтому, чтобы вы могли лучше во всем разобраться, мы советуем вам прочитать несколько дополнительных статей, а также пройти наши углубленные программы, так или иначе относящиеся к рассматриваемой теме. Обязательно изучите этот раздел и уделите внимание тому, что заинтересует.

Как проходить курс?

Как мы и говорили, в данном курсе мы постарались осветить лишь базовую информацию, касающуюся темы развития творческого мышления. И как раз по этой причине мы настоятельно рекомендуем не пропускать ни одного урока и изучать их в той последовательности, в которой они представлены.

Что же касается непосредственно занятий, то тут все зависит от вашего желания и наличия свободного времени. Но оптимальным будет вариант, если на изучение одного урока у вас будет уходить 1-2 дня, чтобы информация усваивалась должным образом. Также старайтесь выполнять все задания и упражнения, потому что они напрямую влияют на результат. Чем больше вы будете практиковаться, тем больше проку будет от занятий.

Цитаты о творчестве

И перед тем как вы приступите к занятиям мы бы хотели, чтобы вы почерпнули немного вдохновения. Уверены, что мысли великих о творчестве воодушевят вас и придадут мотивации:

Гоголь - цитата о творчестве

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.


Николай Гоголь

Островский - цитата о творчестве

Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.


Николай Островский

Белинский - цитата о творчестве

Способность творчества есть великий дар природы, акт творчества, в душе творящей есть великое таинство, минута творчества есть минута великого священнодействия.


Виссарион Белинский

Гоген - цитата о творчестве

Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть.


Поль Гоген

Болеславский - цитата о творчестве

Творящий бедности не знает. Далекий от мирских щедрот, Добычею богатств не занят, – Он из души их достает.


Лев Болеславский

Чехов - цитата о творчестве

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.


Антон Чехов

Кони - цитата о творчестве

Только в творчестве есть радость – все остальное прах и суета.


Анатолий Кони

Гете - цитата о творчестве

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.


Иоганн Вольфганг фон Гете

Шопенгауэр - цитата о творчестве

Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время, а кто имеет какой-нибудь талант, – чтобы воспользоваться временем.


Артур Шопенгауэр

Роллан - цитата о творчестве

Творчество – начало, дающее человеку бессмертие.


Ромен Роллан

Лайфхаки для развития креативности

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.

Что такое креативность

Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

  • Сформулируйте проблему.
  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Что нужно запомнить

Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Творческое мышление: особенности и развитие

Рассматривая картины знаменитых художников, читая литературные произведения, восхищаясь новаторскими разработками в какой-либо области, мы порой задумываемся – как у людей рождаются такие идеи? Где они берут вдохновение? Почему лишь единицы способны мыслить нестандартно и совершать революцию в той или иной сфере? Ответ прост: у них отлично работает творческое мышление. Что это такое и можно ли его развить самостоятельно – читайте далее.

Что это такое?

На самом деле, каждый человек потенциально обладает творческим мышлением. Иногда его приравнивают непосредственно к творчеству, но в действительности данное понятие охватывает более широкую область мышления, а именно – способность нахождения альтернативных путей решения любой поставленной задачи. В психологии такое мышление называют дивергентным (от лат. divergere – расходиться), подразумевая снятие любых ограничений и зашоренности, отказ от шаблонов и любых привычных ходов, выход за рамки рутины.

Результатом такого мышления является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.


Рассмотрим основные особенности такого мышления:

  • любая идея, возникшая у индивидуума с развитым творческим мышлением, является нетривиальной и оригинальной, во всяком случае он стремится к этому;
  • творческая личность способна рассматривать объект с другого ракурса, использовать его по-новому, находить иные функции и применять их на практике;
  • творческий характер мышления означает наличие способности у индивидуума к продуцированию идей даже тогда, когда ничто во внешней среде не располагает к этому и не является ориентиром.

Факторы, которые влияют на творческую деятельность:

  • визуализация;
  • метафора;
  • аналогия;
  • юмор;
  • эмоциональность.

От людей, чья профессия так или иначе связана с творчеством, часто можно услышать, что самые важные и интересные идеи приходят к ним внезапно, а не после многочисленных раздумий и рассуждений. Таким образом работает механизм сверхсознания, отвечающий за сферу эмоций, чувств, интуиции.

Этапы творческого процесса:

  • появление идеи, интересной задумки;
  • использование различных умозаключений, даже самых невероятных, для объяснения данного явления;
  • проведение анализа и выбор лучших решений.


Методы активизации

В настоящее время существует множество способов активизации творческого мышления. Мы остановимся на некоторых из них.

Игра слов

Ну, во-первых, речь может идти о компьютерной мышке. Во-вторых, мышь вполне может перегрызть проводку в доме и устроить замыкание. Или же перебежать по проводам с одной крыши на другую и сменить местожительство.

При применении фантазии можно придумать и более замысловатую историю.

Латеральное мышление

Это рассматривание объекта со всевозможных ракурсов и нахождение необычного способа его применения. Пример: все знают, что такое зонт и для чего он нужен – для защиты от намокания во время дождя. Но если взять большой зонтик и покрывало, то можно сконструировать детскую палатку для игр дома. Из сломанного чёрного зонта получатся крылья летучей мыши для карнавального костюма.



Чтение слов задом наперёд

Ментальные интеллект-карты

Арт-терапия

Возможность индивидуума через изобразительное искусство передать свои чувства и эмоции, придать им форму. Иногда подобное творчество раскрывает в человеке настоящий талант.

Вспомним великую Фриду Кало, чьи картины, написанные после перенесённой трагедии, великолепно передают её боль как душевную, так и физическую.


Метод инверсии

Упражнения

Теперь давайте немного поговорим о том, какие технологии для развития творческого мышления существуют.

Подбор слов

Можно выполнять двумя способами:

  • подобрать как можно больше существительных, отражающих суть понятия, к примеру, цветок – растение, зелень, бутон, трава и т. д.;
  • составлять ассоциативные цепочки: предлагается дополнить набор из 3-5 слов собственной ассоциацией, например, крыша, дверь, крыльцо (окно) – элементы дома.

Поиск похожих признаков

Нахождение наибольшего количества схожих признаков для абсолютно разных понятий:

  • мяч-автомобиль;
  • собака-дерево;
  • море-поезд;
  • песок-вода.


Предсказания

Отличное упражнение для развития воображения. Существует много его вариаций.

Придумайте, что может случиться, если…

  • динозавры вдруг появятся на улицах города;
  • люди научатся летать;
  • домашние животные заговорят по-человечьи.

Слова на одну букву

Возьмите любую букву алфавита и за установленный период времени (как правило, даётся 3 минуты, максимум 5) напишите как можно больше слов, начинающихся с неё.

Описание предметов

Находясь в любом месте, задержите взгляд на выбранном предмете. Запишите (или сформулируйте в уме) 5 прилагательных, максимально ему соответствующих, например, ваза – фарфоровая, белая, глянцевая, дутая, перламутровая. Теперь запишите 5 прилагательных, абсолютно не подходящих к выбранной вещи: ваза – пушистая, мягкая, бумажная, резиновая, кирпичная.


Рекомендации

Основы формирования творческого мышления у детей лучше всего закладывать в дошкольном возрасте путём решения задач, связанных с поиском предметов по их характеристикам. Если ребёнок справляется, он тем самым формирует свой интеллект, расширяет спектр умственных способностей. Далее малыш узнаёт всё больше нового и по достижении 6-летнего возраста может составить описание многих предметов, придумать историю, загадку, небылицу. Чем чаще он это делает, тем лучше работает его воображение.

Позаботьтесь о том, чтобы мышление ребёнка было:

  • гибким – он должен уметь рассматривать задачу с разных ракурсов;
  • беглым – способным быстро генерировать идеи;
  • оригинальным – чтобы для него не стало проблемой придумать необычную увлекательную историю.

Как родители могут помочь ребёнку при формировании творческого мышления.

  • Не ругайте малыша за выдумки. Поймите, он не хочет вас обмануть – он сам верит в свои фантазии, и для него это важно. Если он описывает, какую красивую фею видел на лужайке, не прерывайте его, а лучше подыграйте: попросите рассказать подробности этой волшебной встречи.
  • Творите совместно с ребёнком. Создавайте наряды куколкам, постройте гараж для машинок, сочините и разыграйте сказку, используя игрушки.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у малыша всегда были краски, карандаши, мелки, фломастеры, альбомы; приобретите пластилин, кинетический песок, не скупитесь на конструкторы – всё это способствует развитию творческих способностей.


Можете выполнить и несколько упражнений.

В возрасте от 6 до 11 лет у ребёнка формируется осознание собственной значимости в обществе, и подобного рода критика может заставить его замкнуться в себе.


Развитию творческого мышления у детей и подростков способствует хождение на дополнительные кружки и секции: в клуб робототехники, художественную и музыкальную школы, на танцы.

Насколько важно наличие творческого мышления у взрослых? Можно сказать, что очень важно, особенно для тех, кто хочет стать:

  • дизайнером;
  • психологом;
  • менеджером по рекламе;
  • писателем;
  • художником;
  • архитектором;
  • скульптором и т. д.

Взрослому человеку мыслить креативно часто мешает зашоренность его взглядов. Ему довольно сложно увидеть нечто необычное в обыденном, отойти от привычных методов решения каких-либо задач. Однако это вполне возможно, и есть определённые рекомендации по развитию творческих способностей у взрослых людей.


Выполняйте следующие упражнения.

Читайте также: