Пути повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в словарной работе сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя.

Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний.

Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа.

Познавательная активность учащихся в процессе обучения зависит не только от количества учебного времени, выделяемого на самостоятельную работу, но и от характера этой работы, от того, на сколько она требует от учащихся самостоятельности в суждениях и практических действиях.

Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.

На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма.

Прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности.

На основании этих выводов я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы и разработала технологию использования упражнений данного вида на разных этапах урока русского языка

  • при изучении слов из словаря;
  • на уроках изучения нового материала;
  • при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков;
  • при выполнении упражнений из учебника.

Организация самостоятельной работы

  • При изучении слов из словаря

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями.

Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:

  1. Как называется крупный населенный пункт? (Город)
  2. Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.

I. вариант “кто?” II. вариант “что?”

Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

  • Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.
  • Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.

Подбираю к каждой группе картинки.

Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг-друга, по образцу, написанному на доске или плакате.

К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.

Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них.

1.На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой.

На плакате нарисована картина доктора Айболита и на полочке лежат медицинские шапочки. Слова заболели, доктор Айболит просит помочь вылечить их. Дети выходят к доске, надевают шапочки доктора и цветным мелком вставляют пропущенную орфограмму.

Такая работа не только способствует запоминанию этих слов, но и имеет большое воспитательное значение: учит доброте, состраданию…

Не последнее место в развитии интереса на уроках русского языка занимает работа с ребусами.

Составляю к словарным словам ребусы, дети их отгадывают, записывают и пробуют сами составлять.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.

Тема. Разделительный Ъ – 2 класс

Тему не объявляю (она написана на доске).

– Для чего нужен разделительный Ъ?

– Где пишется разделительный Ъ?

Начинаю с повторения о разделительном Ь.

– Расскажите все, что вы знаете о разделительном Ь.

– В русском языке в качестве разделительного знака используется еще один знак. Попробуйте его угадать.

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост
Ш-ш-ш
Я вам не угрожаю,
Какой я знак изображаю?

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с разделительным Ъ.

– Постарайтесь сами найти ответы на вопросы, записанные на доске. Для этого разгадайте два ребуса.

– Запишите эти два слова. Что они обозначают? Разберите по составу.

– Чем еще различаются эти слова.

– По смыслу, написанию произношению.

– Что же будет если мы не напишем разделительный Ъ?

– Согласный звук сольется с гласным, изменится значение слова.

– Так для чего же нам нужен разделительный Ъ?

Вывод делают сами дети.

– Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я.

Таблица. Читают все.

Было сели.
Стало съели
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновен?
Твердый знак.
Без него писать не сможем

  • При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков

Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.

Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.

Буратино предлагает игру “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.

подъём
пьёт
отъезд
разъярённый
бельё
объяснил

Парные звонкие и глухие согласные

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.

И так, по каждой теме делаю такие карточки. Содержание текстов способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить, наблюдать.

На уроках предлагаю самостоятельную работу различного характера.

Работа с перфокартами

Определить склонение имен существительных

Разобрать слова по составу

Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

Игру “Лото” провожу по многим темам. Например, изучаем тему безударные гласные, проверяемые ударением. Изготовляю на весь класс карточки, нумерую их. В них пишу слова с безударной гласной, а рядом проверочное слово.

зима – зимы
больной – боль
ловил – ловит
кричит – крик
стена – стены
берега' – берег

Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме “Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными.”

Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правел к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером луг – луга и ученик использует этот же пример, это первый уровень.

Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь … , поезд … , обед … .

В образце показана, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественное число. Таким образом, дети выполняют знакомую операцию.

Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (город – один, а много?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.

Затем даю задание, рассчитанное на высокую самостоятельность, побуждающую их творческую активность.

Задание: попробуйте сами составить упражнения на эту же тему, но с другими словами.

Это четвертый уровень – он предполагает создание поисковых ситуаций. Дети сами ищут способ деятельности, сами, ориентируясь в ситуации, определяют задачи, которые не обходимо решить. Например: в упражнениях типа “по образцу” или “без образца” ввожу конфликтное слово и таким образом ставлю учащихся перед необходимостью находить новые способы проверки орфограмм.

Упражнение: сад – сады, снег – снега (знакомые случаи), привез – ?. это слово является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, которые проверяются формой множественного числа, но общий принцип они знают.

Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.

Решению этих задач способствуют обратные упражнения. Это составление упражнений на изученную тему самими учащимися.

Раздаю учащимся карточки, на которых записаны следующие слова без каких-либо указаний и комментариев.

– Какую тему мы изучаем?

– Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова и перед согласными.

– Прочитайте слова, записанные на карточках. Как вы думаете, эти слова имеют отношения к нашей теме?

– Имеют… . Нет, в этих словах нет сомнений. Здесь согласные проверять не нужно.

– И все же это упражнение на нашу тему.

– Попробуйте сами догадаться, для чего вам даны эти слова?

– Это проверочные слова. Надо самим придумать слова, которые нужно проверить. Чтобы они проверялись этими словами.

– Да, вы молодцы! Выполняйте письменно, а затем проверим, кто больше подберет слов.

Школьники работают самостоятельно с большим интересом. Подобрали слова и указали, какие согласные в них нуждаются в проверке.

Работая таким образом над упражнениями, я пришла к выводу, что уровень самостоятельности учащихся может быть повышен только за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала.

Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений в системе современного образования. Навык написания так называемых трудных слов во многом зависит от словарных возможностей ученика, его активного словаря. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли.

В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.

Одна из причин актуальности - неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. В Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами и не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена. Проблемы:

1. Работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы.

2. При знакомстве со «словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

3. Наглядно-иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть некоторые методические аспекты работы со словарными словами.

Противоречия:

1. Между потребностью развивать познавательный интерес при работе со словарными словами и снижением речевой культуры и грамотности учащихся, падением интереса к изучению родного языка.

2. Между спецификой содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, преобладания не яркого материала) и мышлением учащихся начальных классов, у которых преобладает образный тип памяти.

3. Между наличием пассивного отношения учащихся при знакомстве со словарными словами и необходимостью осознания ими значимости обогащение словарного запаса, формирование навыков связанной речи.

В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

Проблема: в формировании познавательной активности на уроках русского языка в работе над словарными словами

Цель работы – создать каталог форм, методов и приемов при организации словарной работы на уроках русского языка в целях развития познавательной активности.

Задачи:

1) изучить методическую литературу по данной проблеме;

2) определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка;

3) рассмотреть многообразие методов и приемов работы со словарным словом;

4) создать систему работы со словарными словами и ввести ее в практику.

Ожидаемые результаты:

  • Будут созданы условия для активной познавательной деятельности. Учащиеся смело проявят творческие способности. Интерес к предмету вырастет.
  • Статистическая обработка данных с применением компьютерных программ будет способствовать эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.
  • Учащиеся умело будут пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Для этого учитель должен в своей работе использовать различные приемы и методы обучения, изучить опыт работы других педагогов ( педагог-дефектолог), обеспечить учащихся учебными комплектами. Предложенная работа над словом даст дополнительные стимулы в развитии детей. Работа эта привлекательна и интересна младшим школьникам. Думается, что, перейдя в среднее звено, дети будут чувствовать себя уверенно.

Основная часть

Методы, приемы и формы словарной работы

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям.

Словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.

Методы работы:

1. Словесный метод (рассказы, беседы).

2. Метод самостоятельных и практических работ (деятельность с раздаточным дидактическим материалом; работа по индивидуальным карточкам и т. д.).

3. Наглядный метод (схемы– рисунки, таблицы, картинки, карточки, индивидуальные словарики).

4. Игровой метод (кроссворды, ребусы, дидактические игры, игровые задания и т. д.).

5. Метод ИКТ ( ЭОР, презентации и видеозаписи).

6. Частично–поисковый метод (самостоятельная лексическая работа).

Приемы и формы работы

1) Словарные диктанты. (Зрительный, картинный, выборочный, диктант с использованием загадок, творческий диктант, диктант по памяти, с комментированием контрольный и итоговый диктанты)

Показывают степень усвоения правописания словарных слов, необходимость дальнейшего повторения и закрепления их написаний.

2) Упражнения для формирования фонетических понятий

3) Упражнения для формирования орфографической зоркости

В результате данных упражнений у детей формируется умение обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появления.

4) Упражнения по работе над составом слова

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4) Морфологические упражнения

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5) Синтаксические упражнения

Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

6) Лексические упражнения

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

7) Упражнения с привлечением этимологического анализа слов

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Этимология помогает понять, откуда пришло слово, как оно появилось в языке, почему именно так пишется. Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

Развитие образной памяти

Память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. А между тем есть метод, который помогает учителю справится с этой проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.

2. Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.

3. Образность запечатления. Запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Работа со словарем

Учиться работать со словарем – это учиться контролировать самого себя, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Формирование прочного навыка работы со словарем необходимо начинать с первых шагов обучения в школе, то есть с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постепенно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит небольшое количество времени. Заучивание алфавита может проводиться как одна из физкультминуток, возможно применение приемов в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет детей проговаривать буквы ритмично, не отставая от одноклассников.

Следует помнить, что словари в начальной школе должны быть подобраны по возрасту. Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое – использование словаря как специального справочника. Второе – использование словаря в качестве учебника русского языка.

На уроках русского языка рекомендуется работать не только со словарями, которые предназначены для младших школьников, но и вести собственные словарики, в которые дети записывают словарные слова по мере их изучения.

Словарики можно оформлять по-разному.

  1. Картинный словарик. Слова записываются подряд по мере изучения, одбираются однокоренные слова и рисуется или приклеивается небольшая картинка, обозначающая этот предмет. Можно страницы в словарике разбить по алфавиту и записывать слова в алфавитном порядке
  2. Тематический словарик. Здесь слова разбиты по определенным темам, к ним можно также подобрать и записать однокоренные слова.
  3. Словарик синонимов. В этот словарик дети подбирают синонимы только к тем словам, к которым это возможно. Например: автомобиль – автомашина, машина; собака – пес и т. д.

Такие словарики лучше оформлять в 3-4 классах. Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Заключение

Ученикам начальной школы предстоит выучить около 200 словарных слов. Как сделать так, чтобы эти слова прочно запомнились и не вызывали затруднения? Я думаю, что ответ на этот вопрос был описан выше. Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов - важная задача словарной работы в начальных классах. Учитывая все вышесказанное можно сделать следующие выводы.

Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Я считаю что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках. Словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости. Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова.

Именно упражнения, основанные на вышеописанных приемах, способствуют развитию познавательной активности детей.

Список литературы, использованной в работе:

Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.

Бондаренко С.М Секреты орфографии М.: Просвещение, 1991

Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах. –М., 1987

Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993

Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка Начальная школа. 1990, № 11.

Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.

Тоцкий П.С. Орфография без правил – Москва: Просвещение, 1991.

Федоренко Л.П. Методика русского языка. — М., 1984.

Яковлева В.И. Слово о словарном слове. — М., 1989.

Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка.

В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

Традиционные учебные занятия не позволяют учителю выполнять этот социальный заказ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета".

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи)]

в) описательным способом (адресат - тот, кому отправляют письмо, телеграмму)-,

г) путём родовидового определения (амбар - здание, постройка для хранения

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарино - орфографические занятая нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень - это

значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5) "проникновение в тайну" слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении

в них "опасного" при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения; ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце, болотный, болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Малютина Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №1 г.о. Новокуйбышевск

Модернизация образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений в системе современного образования. Навык написания так называемых трудных слов во многом зависит от словарных возможностей ученика, его активного словаря. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли.

В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.

Одна из причин актуальности - неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. В Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами и не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена. Проблемы:

1. Работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы.

2. При знакомстве со «словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

3. Наглядно-иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть некоторые методические аспекты работы со словарными словами.

Противоречия:

1. Между потребностью развивать познавательный интерес при работе со словарными словами и снижением речевой культуры и грамотности учащихся , падением интереса к изучению родного языка.

2. Между спецификой содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, преобладания не яркого материала) и мышлением учащихся начальных классов, у которых преобладает образный тип памяти.

3. Между наличием пассивного отношения учащихся при знакомстве со словарными словами и необходимостью осознания ими значимости обогащение словарного запаса, формирование навыков связанной речи.

В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

Проблема: в формировании познавательной активности на уроках русского языка в работе над словарными словами

Цель работы – создать каталог форм, методов и приемов при организации словарной работы на уроках русского языка в целях развития познавательной активности.

1) изучить методическую литературу по данной проблеме;

2) определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка;

3) рассмотреть многообразие методов и приемов работы со словарным словом;

4) создать систему работы со словарными словами и ввести ее в практику.

Ожидаемые результаты:

Будут созданы условия для активной познавательной деятельности. Учащиеся смело проявят творческие способности. Интерес к предмету вырастет.

Статистическая обработка данных с применением компьютерных программ будет способствовать эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.

Учащиеся умело будут пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Для этого учитель должен в своей работе использовать различные приемы и методы обучения, изучить опыт работы других педагогов ( педагог-дефектолог), обеспечить учащихся учебными комплектами. Предложенная работа над словом даст дополнительные стимулы в развитии детей. Работа эта привлекательна и интересна младшим школьникам. Думается, что, перейдя в среднее звено, дети будут чувствовать себя уверенно.

Основная часть

Методы, приемы и формы словарной работы

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям.

Словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.

Методы работы:

1. Словесный метод (рассказы, беседы).

2. Метод самостоятельных и практических работ (деятельность с раздаточным дидактическим материалом; работа по индивидуальным карточкам и т. д.).

3. Наглядный метод (схемы– рисунки, таблицы, картинки, карточки, индивидуальные словарики).

4. Игровой метод (кроссворды, ребусы, дидактические игры, игровые задания и т. д.).

5. Метод ИКТ ( ЭОР, презентации и видеозаписи).

6. Частично–поисковый метод (самостоятельная лексическая работа).

Приемы и формы работы

1) Словарные диктанты. ( Зрительный , картинный, выборочный, диктант с использованием загадок, творческий диктант, диктант по памяти, с комментированием контрольный и итоговый диктанты)

Показывают степень усвоения правописания словарных слов, необходимость дальнейшего повторения и закрепления их написаний.

2) Упражнения для формирования фонетических понятий

3) Упражнения для формирования орфографической зоркости

В результате данных упражнений у детей формируется умение обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появления.

4) Упражнения по работе над составом слова

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4) Морфологические упражнения

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5) Синтаксические упражнения

Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

6) Лексические упражнения

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

7) Упражнения с привлечением этимологического анализа слов

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Этимология помогает понять, откуда пришло слово, как оно появилось в языке, почему именно так пишется. Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

Развитие образной памяти

Память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. А между тем есть метод, который помогает учителю справится с этой проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.

2. Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.

3. Образность запечатления. Запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Работа со словарем

Учиться работать со словарем – это учиться контролировать самого себя, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Формирование прочного навыка работы со словарем необходимо начинать с первых шагов обучения в школе, то есть с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постепенно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит небольшое количество времени. Заучивание алфавита может проводиться как одна из физкультминуток, возможно применение приемов в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет детей проговаривать буквы ритмично, не отставая от одноклассников.

Следует помнить, что словари в начальной школе должны быть подобраны по возрасту. Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое – использование словаря как специального справочника. Второе – использование словаря в качестве учебника русского языка.

На уроках русского языка рекомендуется работать не только со словарями, которые предназначены для младших школьников, но и вести собственные словарики, в которые дети записывают словарные слова по мере их изучения.

Словарики можно оформлять по-разному.

Картинный словарик. Слова записываются подряд по мере изучения, одбираются однокоренные слова и рисуется или приклеивается небольшая картинка, обозначающая этот предмет. Можно страницы в словарике разбить по алфавиту и записывать слова в алфавитном порядке

Тематический словарик. Здесь слова разбиты по определенным темам, к ним можно также подобрать и записать однокоренные слова.

Словарик синонимов. В этот словарик дети подбирают синонимы только к тем словам, к которым это возможно. Например: автомобиль – автомашина, машина; собака – пес и т. д.

Такие словарики лучше оформлять в 3-4 классах. Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Ученикам начальной школы предстоит выучить около 200 словарных слов. Как сделать так, чтобы эти слова прочно запомнились и не вызывали затруднения? Я думаю, что ответ на этот вопрос был описан выше. Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов - важная задача словарной работы в начальных классах. Учитывая все вышесказанное можно сделать следующие выводы.

Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Я считаю что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках. Словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости. Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова.

Именно упражнения, основанные на вышеописанных приемах, способствуют развитию познавательной активности детей.

Список литературы, использованной в работе:

Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.

Бондаренко С.М Секреты орфографии М.: Просвещение, 1991

Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах. –М., 1987

Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993

Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка Начальная школа. 1990, № 11.

Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

Читайте также: