Пушкин в севастополе сообщение

Обновлено: 03.05.2024

По окончании отдыха в Гурзуфе Н. Н. Раевский-старший, отправив жену и четырех дочерей морем в Севастополь, вместе с сыном Н. Н. Раевским-младшим и Пушкиным трогается верхом в дорогу до Симферополя. В пути, видимо, было три ночевки: первая, вероятно, в Алупке, последняя – в Бахчисарае. Местом второй ночевки был Георгиевский монастырь.

Нет сомнения, что Раевские и Пушкин, как и Г. В. Гераков, и И.М. Муравьев-Апостол, осмотрели монастырь: братские кельи, прекрасный источник чистой воды, некрополь и церковь Св. Георгия. Безусловно, им рассказали основные предания и факты из истории монастыря, очень яркой и богатой.

Балаклавский Георгиевский монастырь принадлежит к числу главных и наиболее известных святынь Крыма. Он особенно славился тем, что был единственным монастырем, не прекращавшим своей деятельности с XV в. Что же касается его основания, то легенда связывает рождение обители с чудесным спасением византийских греков, корабль которых буря гнала прямо на скалы. Видя приближение своей гибели, моряки воззвали к святому Георгию, моля о спасении. Молитва была услышана: святой явился на большом камне, который возвышался посреди бушующего моря, и буря тотчас утихла. Спасенные нашли на камне икону великомученика Георгия. Они поместили ее в находившуюся на берегу пещерную церковь. В 891 г . здесь был основан монастырь. Есть мнение, что пещерная церковь была основана значительно раньше – в I–V вв. [160, с. 729–730].

Овеянное преданиями и легендами прошлое, удивительной красоты природа и уединенность сделали монастырь известным среди монашества. Многие иерархи, достигшие впоследствии высокого сана, начинали иноческую жизнь в Георгиевском монастыре. Нередко сюда стремились попасть сановные священнослужители на закате жизни. Только в конце XVIII – первой половине XIX в. из семи настоятелей монастыря четверо имели высокий сан архиепископа или митрополита. Дважды – 17 мая 1818 г . и 27 октября 1825 г . – монастырь посещал Александр I. В числе других знатных лиц в этой обители похоронен князь А. Н. Голицын (1773–1844), занимавший при Александре I посты обер-прокурора Святейшего Синода и министра народного просвещения.

Камень для церкви использовали от прежнего храма, недостающую часть добывали в соседних каменоломнях. Всю работу планировали выполнить в течение 1809 г ., но только в 1810 г . разобрали старый храм, а само строительство растянулось на несколько лет. При подготовке места для нового храма и расчистке горы строители наткнулись на засыпанную пещеру – остатки древнего пещерного храма, на месте которого, видимо, и был основан в 891 г . Георгиевский монастырь.

В храме Раевские и Пушкин могли видеть деревянный резной, сверкающий позолотой иконостас, выполненный в Севастопольском адмиралтействе. Иконы Спасителя, трех Святителей (Николая, Спиридона и Митрофана), семи Священномучеников, в Херсоне епископствовавших, и другие были богато украшены золотом, серебром и драгоценными камнями. В алтаре в деревянной позолоченной раме находилась роспись (пять на четыре аршина) с изображением Св. Марии Магдалины [251, д. 74, л . 3].

В монастыре также хранились старинные греческие богослужебные книги XVI–XVIII вв., некоторые другие предметы старины, археологические находки, обнаруженные в окрестностях обители (например, мраморная колонна с греческой надписью 1175 г .).

Как видим, античное сознание отождествило культ Артемиды с культом тавров – Девой, и местом действия широко известного предания об Ифигении, Оресте и Пиладе стала Таврия. Вспомним, что в более древнем варианте мифа об Ифигении храм, в котором она была жрицей, находился на острове Лемнос [174, с. 34]. По мере расширения границ освоенного греками мира действие этого мифа (как и многих других) переносилось в места, которые оказывались далекой и малоизученной – и, следовательно, таинственной – окраиной цивилизации. Особую популярность в пушкинские времена этому преданию сообщало то обстоятельство, что оно являлось исключительно распространенным в искусстве и литературе сюжетом, среди разработчиков которого были Еврипид и Гете. Естественно, что с присоединением Крыма к России предметом особого интереса археологов и историков стали поиски места, где располагался легендарный храм богини Девы, факт существования которого на рубеже тысячелетий подтвердил Страбон [181]. Он же дал направление поискам, привязав храм к реалиям крымской географии. Интерес к храму обостряло христианское предание, согласно которому в эти места с проповедью приходил один из двенадцати апостолов – Св. Андрей Первозванный [151, с. 650].

В овидиевом описании есть одна очень выразительная деталь:

Камень алтарный, что был по природе своей белоснежным,

Красным от крови людей сделался, цвет изменив.

Здесь, оживив тобой мечты воображенья,

Я повторил твои, Овидий, песнопенья

И их печальные картины поверял .

Все изложенное ранее свидетельствует, что 1824 год стал итоговым в долгом процессе рождения стихотворения, берущем свое начало у стен Георгиевского монастыря.

Воображенью край священный:

С Атридом спорил там Пилад .

И опять главный акцент сделан поэтом на теме верности.

Иеромонах Парфений (в миру Петр) родился в 1770 г . в семье польского священника. Изучал историю, географию, арифметику, польскую и российскую грамматику. 11 апреля 1806 г . был пострижен в монахи, через три года стал иеродьяконом, служил в Подольской епархии. 10 января 1820 г . его перевели в Екатеринославскую епархию – в Балаклавский Георгиевский монастырь. Накануне приезда Раевских и Пушкина в монастырь митрополит Хрисанф произвел Парфения в иеромонахи. Участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 гг., за что был награжден медалью на Георгиевской ленте. 5 июля 1835 г . получил благословение Святейшего Синода за усердную службу [273, л. 14].

Иеромонах Платон (в миру Петр) родился в 1775 г . в семье священника дворянского происхождения. Учился в Киевской Духовной академии. С 1804 по 1810 г . исполнял должности ризничего и казначея в архиерейском доме (видимо, в Екатеринославле). В сентябре 1810 г . его перевели в Балаклавский Георгиевский монастырь флотским иеромонахом. В 1824 г ., после смерти Хрисанфа, исполнял обязанности настоятеля и был в числе кандидатов на эту должность (настоятелем стал митрополит Агафангел). В 1829 г . игумену Платону присвоили сан архимандрита, а на следующий год назначили настоятелем во второклассный Нежинский Благовещенский монастырь Черниговской губернии [274, л. 348].

Иеромонах Моисей (в миру Михаил) родился в 1771 г . в Самарской губернии в семье крепостного крестьянина. Получил вольную, поступил в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, где находился до 1802 г . Затем его перевели в Новомиргород, в архиерейский дом. 21 августа 1804 г . по указу Святейшего Синода был пострижен в монахи, затем произведен в иеродьяконы, в 1807 г . – в иеромонахи. В 1810 г . его перевели в Григорьевский Бизюков монастырь, а 6 июля 1815 г . – иеромонахом (флотским) в Балаклавский Георгиевский монастырь. Находился в нем до 15 июля 1825 г . [274, л. 38 об.].

Симеон Соколовский родился в 1791 г . в селе Великая Журавка Звенигородского уезда Киевской губернии в семье священника. Учился в Киевской Духовной академии, знал греческий и латынь. Священником стал 25 июля 1814 г . Служил в первоклассном Пустынно-Николаевском монастыре. По указу императора Александра I был определен во флотские иеромонахи и 17 февраля 1820 г . переведен в Балаклавский Георгиевский монастырь [275, л. 27 об.–30].

Григорий Деминовский родился в 1776 г . в казацкой семье. 12 марта 1804 г . по принятии духовного звания был произведен в дьяконы, а 24 июня 1810 г . посвящен архиепископом Платоном в священники. Умел читать и писать, хотя в школе и семинарии не учился [275, л. 67].

Дмитрий Чернинский (Чернов) – рясофоринт-послушник. Родился в 1737 г . в городе Сабина в семье австрийского солдата. Грамоте не обучался. Известно, что на Фиолент прибыл из Аравии, где находился в плену. 17 мая 1825 г ., в возрасте 88 лет, был пострижен в монахи [276, л. 11].

Кто из служителей монастыря был на месте во время посещения обители Раевскими и Пушкиным?

Иеромонахи Платон и Исаакий, а также священник Симеон Соколовский были списаны на берег по окончании летнего плавания 31 августа 1820 г . [252, л. 174–174 об., 209–209 об.]. Следовательно, с 1 сентября они уже были в монастыре.

Видимо, не было в обители иеромонаха Гервасия, который числился при гребном флоте и нес службу за пределами Георгиевского монастыря, ежегодно присылая отчеты о своей службе.

Кто из монахов мог быть спутником поэта в его экскурсии по окрестностям монастыря?

В августе для монастыря были закуплены говяжье сало, сахар, сок, чай, кофе, икра, лук. 19 августа Парфений делает новые закупки: 3 фунта маслин (около 1,5 кг ), 3 фунта пшена (его закупят в таком же количестве и 12 сентября), 11 фунтов (около 4,5 кг ) коровьего масла, пуд (более 16 кг ) масла конопляного. Всегда в монастыре были свое парное молоко и свой свежий виноград. У балаклавских греков 4 сентября (вероятно, это уже делал вернувшийся из плавания Платон) в очередной раз закупили свежей рыбы на довольно большую сумму – 4 рубля (для сравнения: 17 и 19 августа на рыбу было истрачено по рублю). Но она, судя по всему, быстро разошлась, так как 7 сентября, в день отъезда Раевских и Пушкина, свежую рыбу закупили вновь – на 2 рубля [251, л. 30–31]. Как видим, стол в монастыре был достаточно обильным и разнообразным.

Где Раевские и Пушкин расположились на ночлег?

Хрисанф, конечно, старался оказать им гостеприимство, но сделать это было не просто. В обветшалой гостинице, построенной на склоне горы к 1806 г ., слева от храма, имелось лишь несколько комнат-келий с земляным полом. Пришлось довольствоваться этим.

7 сентября Раевские и Пушкин, минуя Севастополь, отправились старым екатерининским трактом мимо Мангупа на Бахчисарай и Симферополь.

[1] Непонятно, почему М. А. Цявловский так безоговорочно пушкинское латинизированное именование богини – Диана – заменяет на греческое – Артемида. Это противоречит не только словоупотреблению поэта, но и словоупотреблению эпохи.

В. П. Казарин, Е. В. Андрейко, В. Г. Шавшин

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: " Русская беседа "

Пушкин

Пушкин у Раевских

Вместе с ними Пушкин в августе 1820 года морем через Керченский пролив прибывает в Крым. Наследница древнего Пантикапея – Керчь – впрочем, особого впечатления на поэта не произвела. Судя по сухим заметкам из писем, оставила Пушкина равнодушной и Феодосия, куда генерал Раевский с детьми и своим талантливым другом прибыл наземным транспортом. Путешественники пробыли в гостях бывшего феодосийского градоначальника С.М.Броневского два дня, после чего морем отправились в Гурзуф, к благословенному уголку, где Пушкин был по настоящему счастлив, о чем рассказывал своему брату Льву в трогательных письмах.

Керчь на полотнах Карло Боссоли

Почти нет сомнений, что это морское путешествие вдохновило поэта на знаменитые строки:

Волшебный край, очей отрада! Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда, долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада. Все чувство путника манит,

Когда, в час утра безмятежный, в горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит и зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит вокруг утесов Аюдага.

Музей Пушкина в Гурзуфе

Пушкин в Гурзуфе много гуляет, наслаждается природой и пейзажами, размышляет. Но дни отдохновения у моря заканчиваются, и семья Раевских вместе с Пушкиным продолжает путешествие по Крыму, двигаясь вдоль южного берега. Сделав посещение Георгиевскому монастырю, что на мысе Фиолент, Пушкин до глубины души поражен монументальностью и суровой красотой этих мест. В рифмованных строках Александр Сергеевич соглашается с мнением историков, считающих эти места древним Парфенионом, где некогда возвышался храм богини Девы, отождествляемой с древнегреческой богиней охоты Артемидой и древнеримской Дианой.

Памятник Пушкину на мысе Фиолент

Бахчисарайский фонтан

Шайтан Мердвен

Перед отъездом из Крыма, Александр Сергеевич недолго гостит в Симферополе, в доме Феликса де Серра - выдающегося французского химика, положившего начало крымскому грязелечению. Именно он подробно исследовал состав знаменитых сакских грязей и нашел их пригодными для бальнеологических процедур.

Увы, до наших дней здание, где Пушкин прожил около недели, не сохранилось. В конце 2014 года ему подписали приговор и отправили под снос. Теперь на историческом месте вырос элитный новострой.

Дом де Серра

Пушкин покидает Крым в середине сентября, держа путь в Кишинёв - на новое место службы. Больше на полуостров поэт, увы, не вернётся. Но эти края были одним из немногих мест, где Пушкин, пожалуй, по-настоящему был счастлив и отдохновенен душой.

Крым Пушкина - сияющая, добрая, романтическая земля. Очень тепло отзывается Александр Сергеевич о своём крымском путешествии в письмах, где меж строк витает флёр неизбывного счастья, познанного на благословенном полуострове.

Памятник Пушкину в Симферополе

В память о великом поэте и его визите, в Крыму установлено несколько десятков памятников, мемориальных знаков, названы улицы, скверы, бульвары. Четыре населенных пункта Республики носят название Пушкино (Алуштинский горсовет, Джанкойский, Красногвардейский и Джанкойский районы)

По окончании отдыха в Гурзуфе Н. Н. Раевский-старший, отправив жену и четырех дочерей морем в Севастополь, вместе с сыном Н. Н. Раевским-младшим и Пушкиным трогается верхом в дорогу до Симферополя. В пути, видимо, было три ночевки: первая, вероятно, в Алупке, последняя – в Бахчисарае. Местом второй ночевки был Георгиевский монастырь.

Балаклавский Георгиевский монастырь принадлежит к числу главных и наиболее известных святынь Крыма. Он особенно славился тем, что был единственным монастырем, не прекращавшим своей деятельности с XV в. Что же касается его основания, то легенда связывает рождение обители с чудесным спасением византийских греков, корабль которых буря гнала прямо на скалы. Видя приближение своей гибели, моряки воззвали к святому Георгию, моля о спасении. Молитва была услышана: святой явился на большом камне, который возвышался посреди бушующего моря, и буря тотчас утихла. Спасенные нашли на камне икону великомученика Георгия. Они поместили ее в находившуюся на берегу пещерную церковь. В 891 г . здесь был основан монастырь. Есть мнение, что пещерная церковь была основана значительно раньше – в I–V вв.

Овеянное преданиями и легендами прошлое, удивительной красоты природа и уединенность сделали монастырь известным среди монашества. Многие иерархи, достигшие впоследствии высокого сана, начинали иноческую жизнь в Георгиевском монастыре. Нередко сюда стремились попасть сановные священнослужители на закате жизни. Только в конце XVIII – первой половине XIX в. из семи настоятелей монастыря четверо имели высокий сан архиепископа или митрополита. Дважды – 17 мая 1818 г . и 27 октября 1825 г . – монастырь посещал Александр I. В числе других знатных лиц в этой обители похоронен князь А. Н. Голицын (1773–1844), занимавший при Александре I посты обер-прокурора Святейшего Синода и министра народного просвещения.

7 сентября Раевские и Пушкин, минуя Севастополь, отправились старым екатерининским трактом мимо Мангупа на Бахчисарай и Симферополь.

6 июня 219 год со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина.
Многие места в Крыму связаны с именем А.С.Пушкина, так и ряд его произведений навеяны его пребыванием на полуострове.
В Крым А.С. Пушкин прибыл в августе 1820 года и провел здесь три недели вместе с семьей генерала Николая Раевского , с сыном которого он был дружен.
Он посетил Севастополь, Керчь, Тамань, Феодосию, проехал мимо Алушты, Ялты, посетил Симферополь, Гурзуф, Бахчисарай.
В первой половине Х1Х века о Крыме не было путеводителя. Этот край, присоединенный к Российской империи в 1763 году оставался загадочной землей.
И А.С. Пушкин, написав о нем письма, путевые заметки, множество произведений, практических открыл этот край ( "Тавриду," иногда он называл "Крым" ).
Во время пребывания в Севастополе, он посетил Балаклавский Георгиевский монастырь, где под старой лестницей у монастыря увидел дуб, который, как считают краеведы, и стал праобразом его зеленого дуба в стихотворении " У Лукоморья дуб зеленый"., включенным им в поэму " Руслан и Людмила".
Я побывала в этих местах и написала свое впечатление об этом. Представив читателю само Лукоморье - излучину морского берега у подножья мыса Фиолент.
В фольклоре восточных славян, - это заповедное место на краю мира.
И я написала :

С визитом легкое волнение,
Вокруг тепло и Свет.
В заливе у моря - явление.
Завет утра Рассвет.

Заря пылает. и словно в битве,
В огневой раскраске
Смешалось все в небесной палитре.
Повеяло сказкой.

Изумленье количеством мнений.
Однако, море, дуб.
Великий А. Пушкин, русский гений,
Бывал когда - то тут.

Оставил гений сказки и мираж, -
Залив, у дуба Кот
Ученый. Остальных чудес багаж , -
Ушедших лет двухсот.

Автор Юлианна Лизогуб - Малахова


На мысе Фиолета в честь 200 летия со дня рождения поэта построена пушкинская бесседка.

Будучи в Гурзуфе, А.С. Пушкин проживал в имении Ришелье. Он совершал прогулки в горы Аю- Дага. В память о посещении Гурзуфа в 1989 году открыт пушкинский музей. Будучи в Бахчисарае , Пушкин пишет поэму " Бахчисарайский фонтан"
Увидев с моря крымские берега , А.С . Пушкин пишет стихотворенение
" Прекрасны вы, брега Тавриды " , пишет " Кавказкий пленник", туда же направляет своего героя Евгения Онегина, пишет несколько лирических стихотворений. В своих письмах он описывает свои восхитительные впечатления этим волшебным краем.
О великом русском поэте А.С. Пушкине знает весь мир. Он гордость России.


Для России открыл Тавриду,
Край волшебный, с корабля.
В блеске утреннем Киприду*,
Море и леса, поля.


Пушту,негу, гор прохладу,
Горы, холмы и леса.
Чудо яхонт винограда.
Он об этом написал.


В письмах про визит в Тавриду.
В те волшебные края,
Он писал про Нереиду*,
Там была его душа.

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину

В Крым Пушкин приехал вместе с семьей генерала Н.Н. Раевского. Сын генерала Николай Раевский был лицейским другом Пушкина, и опальному поэту было позволено совершить путешествие на Кавказ и в Крым вместе с этим семейством.

Керчь

Феодосия

Широко образованный человек, служивший еще при Екатерине, он много ездил, бывал за границей. В 1810-1816 годах он был феодосийским градоначальником и слыл большим знатоком Крыма. Из остатков феодосийских древностей Броневский собрал целую музейную коллекцию, которую можно увидеть и сейчас.

В Феодосии было на что посмотреть. Под стенами Генуэзской крепости сохранились древние христианские храмы. Позже, когда Кафой завладели турки, многие церкви были переделаны в мечети. Тогда Феодосия называлась Кучук-Стамбул (Малый Стамбул), и путешественников поражали огромные турецкие бани с восемнадцатью куполами.

Гурзуф

И сейчас такое же радостное настроение охватывает любого туриста при виде Южного берега Крыма.

Пушкин на картине Айвазовского

Поездка по Южному берегу и Западному Крыму

5 сентября Пушкин и оба Раевские покинули Гурзуф и отправились верхом по знаменитым местам Южного берега в Бахчисарай и Симферополь. В то время еще не существовало дороги вдоль побережья, а тропы были такие узкие и извилистые, что ездить по ним можно было только верхом. И.М. Муравьев-Апостол вспоминал, что лошади временами едва пробирались вдоль берега, а всадники замирали от страха, проезжая через стремнины, ущелья и пропасти. Путники добрались до Никитского ботанического сада, потом проехали Верхнюю Массандру и увидели Ялту. Здесь (как и в Алупке, и в Симеизе) повторилась та же история: вместо славного византийского города – небольшая деревня, остатки стен старинной греческой церкви. Алупка – такая же деревенька (в сорок дворов, с мечетью). Романтический дворец графа Воронцова начнут строить здесь позже, в 1824 году.

Сверху, с Яйлы, путники могли в последний раз полюбоваться видом Южного берега. Дальше их путь лежал к мысу Фиолент, где находилась другая знаменитая достопримечательность – храм богини Дианы. Традиция прочно связывала это место с именем Ифигении – дочери греческого царя Менелая, спасенной богами от гибели и перенесенной в Крым; по преданию, она стала жрицей богини Дианы. Следуя по территории Херсонеса через Севастополь и Инкерман, Пушкин с друзьями доехали наконец до Бахчисарая.

Бахчисарай

Бывшая столица Крымского ханства поражала путешественников тем больше, что возникала перед ними неожиданно, за поворотом дороги. Во времена Пушкина Бахчисарай еще сохранял вид самого настоящего восточного города. Все дома – в два этажа, окнами во двор, с балконами, деревянными решетками, зелеными внутренними двориками. Вся его жизнь сосредоточивалась на главной (и единственной) улице, обставленной по обеим сторонам лавками, лавчонками и мастерскими ремесленников. В Бахчисарай съезжались купцы со всего Крыма. Когда Пушкин и Раевские въехали в город, как раз начинался байрам – осенний мусульманский праздник с народными играми и состязаниями.

Памятник Пушкину в Бахчисарае

Симферополь

Читайте также: