Психологические особенности профессиональных кризисов сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух противоположных направлениях. С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически. Эффективное управление профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму второй.

Профессиональная деструкция – постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы. Профессиональные деструкции являются помехами профессионального развития.

· Неудачные мотивы выбора – человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к реальности или заведомо негативный выбор.

· Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в нестандартной ситуации.

· Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.

· Снижения уровня профессиональной активности, интереса к профессии, застой в профессиональном развитии.

· Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость трудового поведения.

· Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что во многом обусловлено невостребованностью части интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.

· Усиление неудовлеворенности профессией.

· Социально-психологическое старение – перестройка мотивации, рост потребности в одобрении.

· Нравственно-этическое старение – навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.

· Профессиональное старение – невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям, снижение темпа работы.

Профессиональные деструкции приводят к следующим отрицательным тенденциям профессионального развития:

· отставанию, замедлению профессионального развития;

· распаду профессионального сознания, нереалистическим целям, ложным смыслам труда, профессиональным конфликтам;

· рассогласованность разных сфер профессионального развития, когда одна сфера резко забегает вперед, а другая отстает;

· ослабление ранее имеющихся профессиональных данных, способностей, профессионального мышления;

· отклонение от социальных и индивидуальных норм; профессионального развития, появление негативных качеств;

· прекращение профессионального развития вследствие профессиональных заболеваний и утраты трудоспособности.

Нормальность карьерного процесса определяется непрерывностью возрастания продуктивности профессиональной деятельности сотрудников в связи с их сбалансированным квалификационным и должностным продвижением.

Отклонения от нормы могут быть четырех типов:

· Функциональные отклонения – временные задержки в карьерном продвижении, существенно не нарушающие стратегической линии карьеры (например, временный спад успешности профессиональной деятельности в связи с преходящими обстоятельствами – перегрузкой, болезнью т. п.).

· Дезадаптационные отклонения возникают в результате проблем приспособления к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Для выхода из этого положения сотруднику недостаточно просто повысить активность, необходимы приобретение новых компетенций, перестройка способа деятельности, приведение его в соответствие с новыми требованиями.

· Кризисные отклонения – это стойкий перерыв в карьерном продвижении с угрозой полной его остановки.

Управление развитием карьеры предполагает профилактику отклонений в карьерном процессе, а также разрешение проблем, связанных с отклонениями.

В зависимости от типа отклонений управленческое воздействие на карьерный процесс может быть следующим:

· регуляторное – предупреждение углубления функциональных отклонений и их перехода в дезадаптационные;

· реадаптационное – восстановление адаптационных механизмов и перевод дезадаптационных отклонений в функциональные;

· антикризисное – предупреждение развития кризисных отклонений и содействие выходу карьерного процесса из кризиса в продуктивный вектор развития;

· реконструктивное – формирование новой модели карьеры на базе сохранившихся после катастрофы элементов разрушенного карьерного процесса и за счет привлечения новых ресурсов.

Каждый из названных типов управления карьерой включает в себя регуляторную функцию, которая необходима как для поддержки прогрессирующего развития карьерного процесса и предупреждения его дезорганизации, так и при формировании нового процесса (восстановительное регулирование).

Карьера представляет собой многоэтапный процесс. На разных этапах карьеры решаются разные карьерные задачи, возникают разные проблемы. Поэтому работа по развитию карьеры с сотрудниками, находящимися на разных ее этапах, должна иметь определенные особенности.

В наибольшем внимании нуждаются три категории сотрудников:

· работники, переживающие кризис середины карьеры;

· работники, находящиеся на завершающих этапах внутриорганизационной карьеры (готовящиеся к пенсии, сокращаемые сотрудники).


В своем профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.

Фазы профессионального кризиса

1. Предкритическая — проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.

2. Критическая — осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.

На этой фазе выделяют три типа конфликтов: мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив, когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности, поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.

3. Посткритическая — разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.

Психологические особенности профессиональных кризисов

Кризис

Факторы возникновения

Способы преодоления

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17лет)

Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям.

Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста

Кризис профессионального обучения

Неудовлетворенность профессиональной подготовкой, изменение социально-экономических условий.

Коррекция выбора профессии, специальности, смена мотивов ведущей деятельности, удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома.

Кризис профессиональной адаптации

Трудности взаимоотношений в разновозрастном коллективе, превращение профессиональной деятельности в основную, несовпадение профессиональных ожиданий и действительности.

Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей, поиск смысла труда и смысла работы в данной организации.

Кризис профессионального роста

Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей

Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена работы, специальности.

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим статусом, переориентация ценностей с молодежных, на ценности, требующие большей ответственности, появление нового виденья смыслов содержания и процесса труда.

Переход на новую должность или работу, освоение новой специальности, повышение квалификации.

Кризис социально- профессиональной самоактуализации

Неудовлетворенность возможностью реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, изменение ценностей, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения, ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации.

Переход на инновационный уровень выполнения работы, творчество , изобретательство, инноваторство, переход на новую должность, смена профессиональной позиции.

Кризис угасания профессиональной деятельности

Ожидание ухода на пенсию и смены социальной роли, сужение социально-профессионального поля, психофизиологические изменении я, ухудшение здоровья.

Постоянное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности, подготовка к новому виду жизнедеятельности.

Кризис социально-психологической адекватности

Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности

Вовлечение в общественно-полезную деятельность, освоение новых полезных видов деятельности

Гост

ГОСТ

Факторы, определяющие кризисы профессионального развития (становления)

Кризисы профессионального становления – это непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального самосознания, деятельности и поведения личности.

На основе концепции профессионального становления личности, кризисы являются резкими изменениями вектора профессионального развития. Наиболее яркое их проявление отмечается при переходе от одной к другой стадии профессионального становления.

Рисунок 1. Классификация кризисов профессионального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональное поведение во время кризиса не имеет ярко выраженных изменений. Однако происходит переориентация на новые цели, смысловые структуры профессионального сознания перестраиваются, идет коррекция социально-профессиональной позиции. Происходит изменение взаимоотношений с окружающими, а иногда даже смена профессии. Детерминантами этого могут выступать качественные изменения способов выполнения деятельности.

На первой стадии дальнейшее эволюционное развитие без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности невозможно. В этом случае личность либо совершает профессиональный поступок, проявляет сверхнормативную активность, либо вынуждена смириться. Другим фактором может стать возросшая социально-профессиональная активность личности в результате неудовлетворенности своим статусом.

Факторами профессиональных кризисов могут быть социально-экономические условия жизнедеятельности, ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, низкая зарплата, смена места жительства, возрастные психофизиологические изменения, а также вступление в новую должность, аттестация, тарификация и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Фактором кризисного явления, продолжительного по времени, может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Те специалисты, кто одержим работой как средством достижения успеха и признания, считает канадский психолог Б. Киллинджер, иногда нарушают профессиональную этику, вступают в конфликты и проявляют жесткость во взаимоотношениях.

Часто кризисные явления сопровождаются недостаточным уровнем компетентности и профессиональной беспомощностью, причем это нечетко осознается личностью. Но, бывает и наоборот, кризисные явления наблюдаются при высоком уровне профессиональной компетентности – в этом случае возникает состояние пассивности и профессиональной апатии.

Л. С. Выготский выделяет три фазы возрастных кризисов – предкритическую, собственно критическую, посткритическую. Эти положения можно взять за основу при анализе кризисов профессионального развития личности.

Фазы развития профессиональных кризисов

Первую предкритическую фазу профессионального развития можно обнаружить в неудовлетворенности профессиональным статусом, содержанием деятельности и способами её реализации, а также межличностными отношениями. Это не всегда осознается, но на работе человек испытывает психологический дискомфорт, раздражительность, недовольство всем – организацией, администрацией, оплатой труда и др.

Неудовлетворенность реальной профессиональной ситуаций уже хорошо осознается во второй критической фазе профессиональных кризисов. Человек проигрывает сценарии профессиональной жизни в дальнейшем, намечает варианты её изменения, но, при этом психическая напряженность усиливается, усугубляются противоречия, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.

Специалисты выделили типы конфликтов профессионального развития личности, проанализировав конфликтные ситуации в кризисных явлениях:

  • мотивационный конфликт, связанный с потерей интереса к учебе, к работе, с потерей перспектив профессионального роста, дезинтеграцией установок, позиций, профессиональной ориентации;
  • когнитивно-деятельностный конфликт, причиной которого является неудовлетворенность содержанием и способами, какими происходит осуществление учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
  • поведенческий конфликт связан с противоречиями в межличностных отношениях, в этом типе конфликта тоже отмечается неудовлетворенность своим профессиональным статусом, уровнем заработной платы, своим положением и др. Конфликт сопровождается анализом своих возможностей, способностей, рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации.

В посткритическую фазу кризис приходит после его разрешения. Способы разрешения могут иметь разный характер:

  • конструктивный,
  • профессионально-нейтральный,
  • деструктивный.

При конструктивном выходе из конфликта предполагается, что личность может повышать профессиональную квалификацию, заняться поиском новых способов выполнения своей работы, изменить профессиональный статус, переквалифицироваться или сменить место работы.

При этом личность должна проявить сверхнормативную профессиональную активность, совершить поступок и проложить новую дорогу для профессионального развития.

Профессиональную стагнацию, равнодушие и пассивность создает профессионально-нейтральное отношение к кризису, и личность стремится реализовать себя за пределами профессиональной деятельности – это может быть быт, садоводство-огородничество, свои увлечения, не связанные с работой.

Самые неприятные последствия имеет деструктивный кризис, выражающийся в нравственном разложении, профессиональной апатии, безделье и пьянстве.

Кризисы профессионального развития (становления) и их психологические особенности

В концепции профессионального становления личности выделяются следующие стадии – оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, мастерство.

С переходом от одной стадии к другой связаны нормативные кризисные явления, для которых характерны психологические особенности.

В стадию оптации происходит формирование профессиональных намерений – это возраст ранней юности 14-16 лет. Оптанты начинают профессионально самоопределяться. У них есть уже представление о желаемой профессии.

Исходя их профессиональных намерений, изменяется мотивация и в старших классах учеба приобретает профессионально-ориентированный характер. Перед завершением школьного образования, учащиеся 10-11 классов переживают кризис учебно-профессиональной ориентации.

Стадия профессиональной подготовки приносит разочарование в получаемой профессии – недовольство рядом предметов, сомнения в правильности выбора, снижение интереса к учебе – это кризис профессионального выбора, отчетливо проявляющийся на первом и последнем курсе обучения.

Преодолевается кризис, но очень редко, сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Кризис коррекции профессионального выбора, таким образом, не доходит до критической фазы и приобретает вяло текущий характер.

Следующая стадия – профессиональная адаптация, когда специалисты начинают самостоятельную трудовую деятельность. Ситуация развития изменяется кардинально – коллектив разного возраста, другие производственные отношения, новые социально-профессиональные ценности, другая социальная роль и ведущая деятельность.

Трудности в работе не являются факторами возникновения кризисных явлений, основная их причина – психологическая.

Реальная профессиональная жизнь не совпадает с представлениями и ожиданиями – это несоответствие вызывает кризис профессиональных экспектаций. Через 3-5 лет работы возникает следующий нормативный кризис – это завершающая стадия первичной профессионализации. Профессиональная деятельность к этому времени освоена и определен социально-профессиональный статус в производственных отношениях.

Потребность в самоутверждении, прошлый опыт вызывают неудовлетворенность профессией и протест. Возникает осознанная или неосознанная потребность в профессиональном росте и карьере, а при отсутствии этих перспектив возникает психическая напряженность, дискомфорт, мысли о смене профессии.

Временное облегчение этого кризиса приносят бытовые заботы, досуговые виды деятельности, но это непродуктивное разрешение кризиса.

Вторичная профессионализация приходит с дальнейшим профессиональным развитием. На этом этапе происходит кардинальная перестройка социально-профессиональных ценностей, что говорит о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития.

Для стадии мастерства характерно творчество и инновационный уровень профессиональной деятельности, движущим фактором которого является потребность личности в самореализации.

Уход из профессиональной деятельности, т.е. выход на пенсию является следующим нормативным кризисом.

После ухода на пенсию начинается этап социально-психологического старения, проявляющийся в ослаблении интеллектуальных процессов, изменении эмоциональных переживаний.

Кризисы – это нормативное явление в профессиональном развитии и судьбоносные моменты в жизнедеятельности человека.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05 06 2021

Валентина Николаевна Норина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации — формирования профессиональных намерений. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, ненужности.

Способы преодоления кризиса: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

2. Кризис профессионального выбора (16-18 лет). Факторы, обусловливающие кризис: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой; изменение социально-экономических условий жизнедеятельности; перестройка ведущей деятельности.

На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Кризис профессионального выбора, как правило, отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Способы преодоления кризиса: смена учебной мотивации на социально-профессиональную; коррекция выбора профессии. Увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Основная причина кризиса психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

§ деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

4. Кризис профессионального роста (23-25 лет) Факторы, обусловливающие кризис: неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой; потребность в дальнейшем повышении квалификации; создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3 — 5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно (производительно и качественно) выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития, потребность в самоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.

Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления — стадию мастерства.

Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Профессиональная само актуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми.

Кризис нереализованных возможностей — это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

7. Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет). Факторы, обусловливающие кризис: уход на пенсию и новая социальная роль; новый способ жизнедеятельности; сужение социально- профессионального поля; сужение финансовых возможностей; психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.

8. Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет). Факторы, обусловливающие кризис: социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью.

После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается также пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену.

1. Типология кризисов.

2. Биографические кризисы личности.

3. Характеристика нормативных кризисов.

4. Характеристика ненормативных кризисов личности.

5. Факторы, вызывающие кризисы профессионального развития.

6. Психологические особенности кризисов на стадиях профессионального становления личности.

Читайте также: