Психологические основы обучения подростков сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Психологию обучения можно отнести к наиболее развитым и интенсивно развивающимся отраслям педагогической психологии, имеющей собственные задачи, которые по традиции разрабатываются с помощью специальных исследований. Одна из центральных задач психологии обучения в качестве части педагогической психологии представлена изучением механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков. Наука отвечает на вопрос, как усваивается информация и как происходит ее превращение в личностное приобретение в виде знаний, каким образом у человека происходит формирование и развитие умений и навыков? Подобные вопросы и понятия обладают принципиальным значением для образовательной практики, что специально исследуется психологией обучения.

Механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков в большей степени зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или учеников. По этой причине задача исследований структуры данных различий по традиции считается главнейшей проблемой психологии обучения.

Задачи психологии обучения

Психология обучения рассматривает механизмы и законы развития когнитивных функций в ходе обучения. Как научный, так и практический интерес представляют проблемы влияния учебной деятельности на интеллект и креативность, развития в образовании мышления, памяти, внимания и прочих когнитивных функций, которое чаще всего рассматривают в качестве гарантии успеха в дальнейшем обучении. По этой причине овладение механизмом и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности представляет собой важную проблему образовательной практики и предмет внимания педагогической психологии. С общественной позиции наиболее желательной является тенденция к постепенной трансформации развития личности в образовании в процесс саморазвития, поэтому задача исследования механизмов и законов этой трансформации может являться одной из самых важных в психологии обучения.

Исследование связи особенностей психического развития личности и целей, характера содержания, форм организации, методов и средств образовательной деятельности также включено в интересы педагогической психологии. Сам процесс разработки содержания, методов и средств включен в традиционные задачи педагогической психологии и педагогики, при этом отклик в психике ребенка, который получают рассматриваемые усилия, в полной степени исследует лишь педагогическая психология. Одна из базовых задач педагогической психологии состоит в мотивации учения, поскольку, не зная мотивы учебной деятельности, совокупность рассуждений о возможности освоения природы учения не имеет смысла. Для педагогической психологии всегда имели большое значение вопросы о возможности целенаправленного формирования мотивации учения, воздействии на мотивацию учебной деятельности учащихся. Данная проблема по большей части соприкасается с проблематикой психологии воспитания.

Задачи и особенности психологии воспитания

Психология воспитания — автономный раздел педагогической психологии, призванный изучать самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы.

Вопрос о том, каким образом процесс развития личности трансформируется при воспитании в саморазвитие, осуществляемое уже через самовоспитание, представляет безусловный интерес. Именно психология воспитания исследует его характер.

Течение воспитательного процесса, включая и процесс формирования основных психических новообразований личности, детерминируется не только через внутренние (возрастные, индивидуальные и т.п.), но и с помощью ряда внешних факторов. Формально они располагаются за рамками изучения психологии, но, тем не менее, педагогическая психология не может не интересоваться ими. Данная область представляет собой зону совместных интересов педагогической психологии и педагогики.

Исследование связи целей, содержания, форм, методов обучающего и воспитывающего воздействия представляет собой одну из важных задач педагогической психологии.

Теоретические основы изучения психологических особенностей учебной деятельности подростков в отечественной и зарубежной психологии. Специфика иностранного языка на среднем этапе обучения. Эмпирическое исследование уровня учебной мотивации подростков.

Рубрика Психология
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 22.06.2011
Размер файла 306,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Для реализации подростками своего потенциала в учебной деятельности, необходимо заблаговременно изучить имеющуюся у учащихся мотивацию, оценить вероятные проблемы в мотивационной сфере и способствовать ее формированию. Для создания адекватной мотивации к обучению иностранным языкам необходимо учитывать возрастные и психологические особенности подростков, Ведущую роль в развитии школьника-подростка играет общение со сверстниками и особенности собственной учебной деятельности. Правильный подбор учебно-коммуникативных задач, продуманная формулировка учебного материала, использование поисковых и исследовательских методов на уроке позволяет оптимизировать процесс общения при обучении иностранным языкам и способствует развитию личности учащихся.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия. -1997. - 704с.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль. -2000. -158с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ. - 1990. - 367с.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. - М.: Педагогика. - 2005. - 193 с.

5. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение. - 2008. - 256с.

6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков /

под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. - М.: АСТ-Пресс. - 2002.- 460с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии. - 1995. - 352с.

8. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН. - 1994. - 109с.

9. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.

10. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Просвещение. - 2005. - 208с.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс. - 1999. - 395с.

12. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. - М.: Педагогика-Пресс. - 1994. - 497с.

13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие для Вузов. -М.: КДУ. - 2000. -332с.

14. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое Общество России. - 2004. - 512с.

15. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. - М.: Академия. - 2006. - 224с.

16. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. - М.: Педагогика. - 1991. - 224с.

17. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер. - 2009. - 656с.

18. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося. / Вестник Оренбургского Университета. - 2004. - № 2 -С.5-8

19. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей. - 1997. - 328с.

20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос. - 2004. - 384 с.

21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. - 1991. - 221с.

22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер. -2002. -С.431- 432

23. Караковский В.А. Воспитание для всех. - М.: Издательство НИИ школьных технологий. -2008. -240с.

24. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Высшая школа. - 2009. -277с.

25. Кондратьев. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: -Воронеж. - 1997. -336с.

26. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер. - 2000. - 992с.

27. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл. - 2000. - 509с.

28. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение. - 1993. - 192с.

29. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение. -1990. - 96с.

30. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. - 1990. - 403с.

31. Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 кн. - М.: Владос. - 1994. - 576с.

32. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 374с.

33. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение. 1991. 222с.

34. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Книга. 2001. 212с.

35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие. - М.: Академия. -2001. - 512с.

36. Прихожан А. М, Толстых И. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: - Знание. - 1990. -91с.

37. Прихожан А.М., Андреева А.Д. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы./ Школьный психолог. - 2004. - №8 - С.32-36

38. Райз Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер. - 2000. - 656с.

39. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: Флинта. - 2000. - 264с.

40. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы, исследования, практикум. в педагогическом процессе. - М.: Прайм-Еврознак. - 2007. - 256с.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. - 2000. - 712с.

42. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л.: ЛГУ. - 1996. -256с.

43. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез. - Ростов н/Д.: Феникс. -2004. - 384с.

44. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс. -2000. - 544с.

45. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия. - 1998. -288с.

46. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия. - 1995. - 368с.

47. Фридман Л.М., Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение. -1991. -207с.

48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер. - 2003. - 860с.

49. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - СПб.:Питер - 2006. - 448с.

50. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение. - 1990. - 142с.

51. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение. -1998. 225с.

52. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс. -1996. - 544с.

53. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия. - 2008. -384с.

54. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение. - 1995. - 190с.

Даже школьные отметки они преломляют через призму общения со сверстниками. Главная ценность отметки подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки конфликтуют с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

В подростковом возрасте существенно меняется характер учебной деятельности. Во-первых, содержательно: с переходом из младшей школы в среднюю дети начинают изучать основы наук. Во-вторых, меняется форма обучения. В третьих, новые предметы преподают новые учителя, и каждый из них преподает свой предмет, что ведет к большей самостоятельности, эмансипации подростка. Таким образом, обучение в средней школе требует от подростка более высокого уровня развития абстрактного мышления и познавательного отношения к учению. Сильной стороной подростка как учащегося является его готовность ко всем видам учения, что делает его взрослым в его собственных глазах.

Еще одна важная особенность заключается в том, что в подростковом возрасте процессы учения, познания и развития личности тесно сплетены. Поэтому учение для подростка – это не просто постижение новых понятий, представлений и сведений, но и овладение новыми способами мышления, формирование нового отношения к действительности, новой мотивации и новых личностных особенностей. В это время активно фор­мируется абстрактное, теоретическое мышление, опираю­щееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирова­ние мышления, приводя к развитию рефлексии — способ­ности делать предметом своей мысли саму мысль, — дает средство, с помощью которого подросток может размыш­лять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд после­довательных изменений: для детей 11 лет доминирующим остается конкрет­ный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 12 лет школьники начи­нают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода как раз в том, что в нем совершаются указанные изменения, причем у разных детей они осуществляются в разные сроки и по-разному. Вместе с тем решающее влия­ние на эти изменения оказывают особенности учебной де­ятельности школьника, причем не только то, как она орга­низована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого подростка.

Организация учебной деятельности в средних классах долж­на обеспечить ее направленность на формирование теоре­тического дискурсивного мышления, мыш­ления, основанного на оперировании не конкретными об­разами и представлениями, а понятиями. Подросток должен научиться сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому, и от понятий переходить к реалиям жизни. Интеллект подростков характеризуется нарастанием индивидуальных различий, свя­занных с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет психологам (Ж. Пиаже) рассматривать данный возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический характер развития, то, что теоретическое, рассуждающее мышление в этот период активно формиру­ется, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт — с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая мо­жет и должна привести к желаемым для него результатам. Это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связаны способность сопоставлять разные ценности, делать вы­бор между разными моральными нормами и, как следствие этого, противоречие между некритическим усвоением груп­повых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный макси­мализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Большее, по сравнению с младшими школьниками, богатство жизненных впечатлений способствует дальнейшему развитию воображения подростка. Это позволяет ему лучше представить другие страны, жизнь людей в прошлом. Итак, учебные возможности подростка во многих отношениях возрастают по сравнению с возможностями младшего школьника. Требования предъявляются к подростку высокие, и если появляются неудачи, за этим следуют упреки в семье и школе, что может отрицательно повлиять на отношение к учению. Причиной снижения успеваемости в средних классах могут быть и отвлекающие увлечения подростка.

Психология обучения и воспитания школьников

Предмет и методы возрастной психологии, психология обучения и воспитания

Проблема развития в возрастной и педагогической психологии

Психологические особенности младшего школьника

Психологические особенности подростка

Психологические особенности старшего школьного возраста

Основы психологии обучения

Основы психологии воспитания

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Читайте также: