Прослушайте сообщение историка о событиях и именах исторических личностей упомянутых

Обновлено: 05.07.2024

Расстригой на Руси традиционно называли священнослужителя, который был лишен духовного сана. Это значит, что автор летописи относится к Лжедмитрию I крайне негативно, с плохо скрываемым презрением.

2. Какие качества, по мнению автора, важны для правителя? Кто из героев описания получил от него более высокую оценку в этом отношении?

По мнению автора летописи, наиболее важными для правителя качествами являются: острый ум, красноречие, набожность (благоверие), забота о бедных (нищелюбство), организаторский талант (распорядительность) и самое главное – умение заботиться о своём государстве. Таким правителем, по мнению летописца, был царь Борис Годунов.

3. Можно ли сказать, что автор стремился быть объективным в своих оценках?

Можно однозначно сказать, что автор данной летописи пытался быть объективным. Он хоть и характеризует Лжедмитрия I отрицательно, но всё же при этом указывает его некоторые положительные черты. Это касается и царя Василия Шуйского. В свою очередь Бориса Годунова летописец хоть и изображает мудрым и справедливым монархом, но все же не скрывает определённые отрицательные качества (властолюбие).

(Анализ 1 – 2 глав)

1.В системе нравственных ценностей, отражённых в романе, на первом месте стоит понятие чести. Запишите лексическое значение слова.

Артемий Петрович Волынский ________________________________________

Бурхард Христофор Миних ___________________________________________

3.Почему Андрей Петрович живёт замкнуто после отставки, не покидая деревни в далёкой Симбирской губернии?

4.По установленному Петром I порядку для получения офицерского чина дворяне должны были пройти службу рядовыми в гвардейских полках. Однако записанные на службу в самом раннем возрасте сыновья дворян достигали офицерского чина уже к моменту совершеннолетия.

Почему Андрей Петрович, несмотря на своё несогласие с несправедливыми порядками, записал ещё не родившегося сына на службу в Семёновский полк?

6. Почему вместо столицы местом службы Гринёва был избран Оренбург? Каков смысл эпиграфа к первой главе романа?

7.Прототипом генерала Андрея Карловича Р. являлся генерал-поручик И.А.Рейнсдорп, отправленный Екатериной II в далёкий Оренбург и прослуживший в этом городе почти двадцать лет, до самой смерти. Почему именно к нему направлен Пётр Гринёв?

8.Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чём его основной смысл? В чём состоит, с точки зрения отца, долг дворянина?

10.Какое символическое значение имеет буран, разыгравшийся в степи?

11.Прочитайте выразительно описание портрета вожатого. Какие слова в описании указывают на двойственность натуры вожатого?

12.Почему страшный сон приснился Гринёву именно в тот момент, когда он пренебрёг заветом отца?

13.Запишите лексическое значение слова.

14.Почему Пётр отказался принять благословение? Воплощением каких начал является образ мужика из сна?

15.Почему во сне героя мужик совершает убийства в доме Гринёвых? Какой обобщённый смысл приобретает место преступления – дом героя?

(Анализ 3 – 5 глав)

1.Выпишите из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости. Какой предстаёт перед героем Белогорская крепость?

2.Выпишите из текста реплики Василисы Егоровны. Как речь характеризует героиню?

8.Выпишите из текста ключевые слова, характеризующие Швабрина. Составьте устный рассказ о герое.

Отношение к семье Мироновых _________________________________

Отношение к Гринёву _________________________________________

10.Случайна ли дуэль Швабрина и Гринёва? Почему?

12.Почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?

13.Как характеризуют Швабрина и Гринёва ключевые эпизоды 3 – 5 глав?

Тема. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе

(Анализ 6 – 14 глав)

1.Составьте тезисный план рассказа о событиях в Белогорской крепости перед штурмом (по материалам главы 6).

4.Каков смысл противопоставления народа и власти в романе?

6.Страшный буран, из которого появляется Пугачёв, происходит в самом начале сентября, что не вполне правдоподобно. Почему Пугачёв появляется впервые из снежного бурана?

7.В Белогорской крепости, взятой Пугачёвым, – снежный буран, а в Оренбурге, в 40 верстах от него, ещё осень; генерал, которому поручено защищать город от восставших, подвязывает яблони соломой. Какое символическое значение имеет эта деталь? Запишите пословицу со словом солома.

8.Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачёва?

На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).


Литература 8 класс Рабочая тетрадь Меркина - Соловьева часть 1 - 2014-2015-2016-2017 год: Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Читаем и заполняем таблицу "Отличия исторических песен от летописи и былины"; записываем лексическое значение данных слов; проводим исследовательскую работу с текстом.


Заполняем таблицу; записываем особенности композиции "Плач Ксении"; составляем перечень событий встречи Филарета из песни "Возвращение Филарета".


Читаем и заполняем таблицу; записываем лексическое значение слов и фраз, которые приведены в задании; выполняем анализ песен о Степане Разине.



Записываем лексическое значение слова "правоверный"; читаем выразительно отрывки из "Слова о погибели русской земли"; выписываем из текста цитаты.


Выписываем из текста "Жития. " описание внешности князя Александра Невского; записываем комментарии данных имен, признаки жанра жития в произведении; заполняем таблицу.


Записываем вопросы к статье учебника; проводим исследовательскую работу с текстом оды "Вельможа" и заполняем таблицу; отвечаем на поставленные вопросы.




Читаем выразительно повесть; заполняем таблицу; продолжаем приведенное высказывание; воссоздаем психологический портрет Лизы и вписываем в таблицу.


Читаем статью из учебника и заполняем таблицу; составляем вопросы; записываем лексическое значение слова "романтика"; записываем названия картин художников-романтиков.


Записываем вопросы к статье, посвященной творчеству В.А. Жуковского; записываем признаки баллады; заполняем таблицу.


Выделяем в стихотворении "Невыразимое" отдельные части; выписываем из части стихотворения слова, соотнесенные по значению со словом "сердце".


Составляем план статьи, посвященной К.Ф. Рылееву; коротко записываем определение думы как жанра; записываем основные элементы композиции думы "Иван Сусанин".


Читаем и составляем вопросы к статье, посвященной А.С. Пушкину; выписываем средства художественной выразительности.


Сопоставляем "Песни о Стеньке Разине" с народной песней о Разине; заполняем таблицу "Особенности поэтики песни".



Выписываем из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости, реплики Василисы Егоровны; отвечаем на вопросы по роману Пушкина.


Составляем тезисный план рассказа о событиях в Белогорской крепости перед штурмом; определяем основной смысл в названии "Пугачевщина".


Определяем стихотворный размер данного стихотворения; выписываем 3-4 пословицы из текста романа "Капитанская дочка".


Записываем произведения М.Ю. Лермонтова, изученных в 5-7 классах и прочитанных самостоятельно; определяем произведение по формулировке его художественной идеи.


Отвечаем, что является символом неволи и живым его воплощением в поэме; определяем, во имя чего бунтует Мцыри.


Записываем вопросы к вводной статье учебника; коротко записываем ответ на вопрос - каков смысл эпиграфа к комедии.


Выразительно читаем данную реплику городничего; подчеркиваем согласные звуки, определяющие интонацию фразы; сравниваем окончательный и первоначальный вариант этой реплики.


Составляем цитатный план рассказа о Хлестакове; отвечаем на вопросы и заполняем таблицу цитатами из произведения Гоголя.


Отвечаем, почему Хлестаков стал так вдохновенно врать; проводим исследовательскую работу с текстом; выписываем из речи Хлестакова реплики - ответы на "запросы" окружающих.


Рассказываем, каким предстает Хлестаков перед зрителем. как меняется его манера поведения при встрече с чиновниками; заполняем таблицу.


Рассказываем, о чем мечтают городничий и Анна Андреевна, изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты.


Составляем план рассказа о городничем по материалам статьи учебника и уроков; проводим исследовательскую работу с текстом, заполняем таблицы цитатами.

Читайте также: