Пропилеи афинского акрополя сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В Афинах Пропилеи были построены в 437 – 432 гг. до н.э. архитектором Мнесиклом. Они заменили более древнее предвратие 490 - 480 гг. до н.э. Это была роскошная мраморная лестница. Проект этого сооружения стал переворотом для своего времени и до сих пор считается одним из наиболее удачных проектов парадного входа. По плану архитектора вход должен был занимать всю ширину западного склона Акрополя. Он представлял собой сложный портик - из 3-х основных частей: центральной, через которую вели на Акрополь 5 ворот, и двух боковых, слегка выступающих вперед и выходящих фасадами на Акрополь.

Здесь должны были быть скамьи для отдыха посетителей и фонтаны. Этот план не был осуществлен до конца. Боковые портики должны были занять часть священных участков Артемиды Брауронской и Афины Ники, что вызывало протесты. А с началом Пелопоннесской войны строительство Пропилей прекратилось совсем и они так никогда и не были закончены. Вместо двух портиков по обеим сторонам Пропилей встали Пинакотека и храм Ники Аптерос. Это первое в античности предвратие, фасад которого имел вид храма. Оно было, вероятно, связано с культом божеств, охранявших ворота и входы (Гермес Пропилейский).

Внутри них пять крутых ступеней, верхняя ступень была из темного камня, постепенно поднимающиеся панели боковых стен из серовато-голубого мрамора. Когда посетители, покидая залитый солнцем акрополь, входили в Пропилеи, темный камень верхней ступени сразу выделялся среди белого мрамора погруженных в тень Пропилей. Этим резко обозначалось начало спуска по ступеням. Мнесикла иногда называют первым архитектором, заботившимся о безопасности людей. Не заметить начало лестницы было невозможно. На лестнице и ступенях стояли сотни посвятительных статуй, поставленных в разное время.

При постройке Пропилей архитектор впервые стал сочетать мрамор с разными видами элевсинского камня: серовато-голубого и темно-лилового. Контраст темного камня и белоснежного мрамора ранее применялся только для статуй (темный постамент и мраморная статуя). Ворота отворялись лишь в торжественные дни процессий. Обычно же они были закрыты и посетители проходили боковыми входами.

Афинский Акрополь, увенчанный руинами Парфенона, – один из архетипических образов мировой культуры. Уже первый взгляд на эти древние развалины поверх дорог, заполненных автомобилями, дарит необычные переживания: что-то непривычное и при этом донельзя знакомое, чуть ли не родное. Парфенон – символ власти афинского полиса, и в таком качестве он был известен всему Древнему миру. Но вряд ли творцы храма предвидели, что его развалины будут символизировать возникновение и становление мировой цивилизации – не говоря уже о том, что две с половиной тысячи лет спустя Парфенон будет привлекать к себе огромное количество туристов (примерно два миллиона ежегодно).

Панорама Афинского Акрополя

Общая информация об Афинском Акрополе

Античный Афинский Акрополь

На плоской вершине Акрополя был возведён не только Парфенон, но также Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи, сохранились и остатки многих менее значимых древних сооружений, и там же – нынешний музей. Всё это обнесено оградой и составляет единый музейный комплекс. На южный склон Акрополя с двумя большими театрами и несколькими меньшими храмами попадают через другие ворота и по отдельным билетам. Теперь улицы, окружающие Афинский Акрополь, объявлены пешеходными, и вы можете обойти вокруг холма и античной Агоры, любуясь этими памятниками. Западнее, у Тисио множество кафе, где вы можете отдохнуть за чашкой кофе на террасе.

Римский театр (одеон) Акрополя

Римский театр (одеон)

На противоположном конце – Плака, в лабиринте улочек которой вы можете заблудиться, но Акрополь всегда может служить ориентиром для вас. На вершину Акрополя попасть можно только с запада, с той стороны, где у подножия холма большой автобусный парк. Обычная пешеходная дорога к входу начинается в северо-западном районе Плаки и проходит по тропе, тянущейся над Одос-Диоскурон, там, где эта улица соединяется с Теорияс. Можно подойти к Акрополю и с юга, по пешеходной улице Дьонисиу-Ареопайиту (метро Акрополи), мимо театра Диониса и театра Герода Аттика, или с севера: через античную Агору (вход с Адриану; метро Монастираки).

Вид Акрополя с холма Ареопаг Афин

Вид Акрополя с холма Ареопаг

Краткая история Афинского Акрополя

Как и вся микенская Греция, Аттика не избежала потрясений, вызванных нашествием северных греческих племён дорийцев, двигавшихся несколькими волнами начиная примерно с 1200 года до нашей эры. Акрополь в то время являлся местом культа богини Афины – покровительницы города – и местом пребывания правителей Афин эвпатридов, которые сменили царя, басилея. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя, К западу возвышался скалистый холм Ареопаг, названный так в честь бога войны Ареса. Здесь, на выровненной вершине, собирался Совет старейшин знатных родов.

Вид Акрополя с холма Филопаппа Афин

Вид Акрополя с холма Филопаппа

Начало VI века до нашей эры – время реформ Солона, мудрого афинского законодателя. В 594 году до нашей эры он был избран архонтом. Реформы Солона положили начало к формированию в Афинах демократического города-государства – полиса. В Афинах возникает новый центр общественной и политической жизни на Агоре, расположенной к северо-западу от Акрополя. Интенсивное строительство в Афинах развернулось в период тирании Писистрата, прилагавшего много усилий для украшения и благоустройства города. Новые здания были воздвигнуты на Агоре: храмы Аполлона и Зевса, алтарь двенадцати богов.

Реконструкция Афинского Акрополя

Они не только превратились в одно из самых сильных и влиятельных государств Греции, но также стали центром культурной и художественной жизни всего античного мира. Афины возглавили Морской союз (Делосская лига), объединивший многие полисы Северной Греции и островов Эгейского моря. Казна союза хранилась в Афинах, которые могли ею распоряжаться. Это обстоятельство, а также богатейшая добыча, полученная афинянами после победы над персами, позволили осуществить широкую программу строительства в городе. Был претворен в жизнь грандиозный замысел создания нового ансамбля афинского Акрополя.

Во главе этой колоссальной работы стоял величайший скульптор Греции Фидий, создавший для украшения Акрополя две статуи Афины – Промахос (Воительницы) и Парфенос (Девы). Под руководством Фидия работала целая плеяда выдающихся архитекторов и скульпторов. Один за другим воздвигались памятники, ставшие лучшими образцами классической греческой архитектуры: величественный Парфенон, лёгкий и изящный храм Ники Аптерос, парадные Пропилеи, второй по величине храм афинского Акрополя – Эрехтейон. Афинский Акрополь в полной мере выражал величие города, бывшего по свидетельству древних греков, признанной столицей Эллады.

Пропилеи. Самая выдающаяся сохранившаяся достопримечательность древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики. Спроектировал сооружение древнегреческий архитектор Мнесикл. Строительство началось в 437 году до н.э. в эпоху Перикла и закончилось в 432 году до н.э. Монументальные ворота были выполнены из белого пентелийского мрамора с вкраплениями более темного элевсинского мрамора (для создания контраста).

Вот эта дорическая колонна, крайняя правая, попалась на фотографии 1882 года.


Отметим неспешность древних греков. Древние римляне уже в 1853 году начали укладывать свои ступени 1 века н.э. поверх чугунных вкладок в рассыпавшуюся (то еще качество!) формовку древних греков.



А древние греки к 1882 году все еще возятся с колонной 5 века до н.э.

Формуют элевсинский мрамор плашечками с хомутом-стяжкой.


А пока мрамор застывает красивыми античными каннелюрами, наверху колонны предыдущая формовка рассыпалась к эрехтеоновой матери. Выпал большой кусок и открыл странный плетень, совсем не похожий на обычные арматуры древнегреков из стержней - чугунных изделий. Тихий ужас сделали древнегреки. Скрутили проволоки-штыри как Зевс на душу положит, залепили мрамором. Естественно вылетело. Нельзя делать такое армирование. Первый же сезонный перепад температур - и плетение поспособствует разрушению изделия.


Рискнем предположить, что это был этап освоения первых новаторских арматурных элементов Уилкинсона древними афинянами. Методом проб и ошибок. Арматуру нужно располагать только прямо и фиксировать жестко. Никаких вольных и упругих фигур быть не должно!

В 1868 году Афины и Пропилеи посещал фотограф Бонфилс.
И как часто с ним случалось, увековечил больше, чем следовало.


Помимо уже привычного делания античного мрамора плашечками и обручем.


. нечаянно снял всю технологию строительства античных мега-колонн Пропилеев древними афинянами.

Отметим знакомые плашечки поверх толстого эластичного материала. Но главное - это еще не залепленная элевсинским мрамором часть колонны.

Как видим, она сложена из кирпичей. Поверх приторочен хомут с вертикальными стержнями. Чермет, без сомнений.
Никакого смысла для укрепления сердцевины колонны в этих палках нет; кирпичная кладка на растворе сама по себе прочней железо-мраморного изделия. Это армирование для будущего мрамора, своего рода штукатурная сетка. В древнеримских термах - древнегреческом гимнасиуме славного античного города Саламина мы уже видели такое.
Древние афиняне оказались народом обучаемым, поняли, как не надо делать, на примере нижерасположенного арматурного опыта, и сделали как надо.


Та же колонна на фото с другой стороны, 1874 год.



Еще одно фото с другой стороны в лучшем ракурсе, 1893 год. Плашечки для формовки древнегреческого мрамора как бросили древнегреки четверть века назад, так они и торчат. Мало того, долепили мрамор и прижали его еще одним рядом плашечек под обручем-хомутом. Явив реальную технологию изготовления прекрасных колонн.



Но главное не это. Посмотрите, на чем стоит многотонный блок архитрава. Ясно, что стоять на краю элевсинского мрамора хоть из кирпичей сделанного, хоть из штукатурки под плашечками, хоть на капители с проволочным каркасом - показывалась в прошлый раз - он так стоять не может. Кроме того, что и монтаж сооружения с установкой многотонного блока был невозможен без этой недоделанной колонны. Сначала ставится колонна, потом блок, а не наоборот. Разрушиться и отремонтироваться силами древнегреков колонна тоже не могла - не выдержит эта древнегреческая хлипкость, рухнет архитрав. Есть только один вариант - сначала был поставлен чугунный стержень, на него водружен архитрав, а стержень закрыли элевсинским мрамором строители-отделочники колонн. Окончание этого процесса пришлось уже на эпоху фотографий.

Есть и еще более ранее фото с этой колонной, 1852 года. Качества неважного, тем не менее достаточного для подтверждения: колонна еще недостроенная в верхней части стоит.



Особо мудрым историкам сети сообщу, что в официальной истории эти колонны до начала реставраций великого греческого архитектора Баланоса в 1895 году вообще никто не трогал, такими, как на фото до 1895 года, они, как принято считать, стояли с античности.

Несетевые историки насчет этих колонн придумали отговорку. Во всех википедиях вы можете прочесть о том, что в античных колоннах Пропилей со времен Перикла стоял цветмет, который в истории умели выплавлять древнегреки, но в ходе реставраций, делавшихся с начала 20 века н.э. до 1950-х годов реставраторы заменили цветной металл на железо и чугун. В результате образовалась новая проблема, от окислов железа почернел мрамор колонн, и нужно снова реконструировать, чтобы реставраторское железо изъять, и реставрировать, чтобы вернуть мрамору белизну.

Отговорка глупая, хоть и единственно возможная. Ибо за всю первую половину 20 века нет ни одной фотографии с разобранными на сегменты колоннами Пропилей, ни одного описания работ по изъятию античных стержней, ни самих стержней, которые, как считается, были потеряны или украдены. Все колонны на всех фото всех лет стоят в целости и в одной поре всю первую половину 20 века, все их некритичние трещины и детали остались неизменными с середины 19 века до 1980-х годов, сняты были только плашечки с хомутами для формовки элевсинского мрамора.

Изредка встречаются вот такие виды, с сегментами колонн, доставленными, как видно, для надлежащего зрелища, но колонны Пропилей опять же целые, обломки-сегменты - не от них. Кто хочет, ищите разобранные колонны Пропилей на ссылке выше, там представлены съемки этой части Акрополя за полтора века, или в других коллекциях. Я не нашел.


Еще раз полюбуемся на кирпичную основу колонны с капителью, сформованной на таком же провочном каркасе, теперь уже Парфенона, к которому ведут Пропилеи. 1874 год. Мрамор облетел, кирпичи открылись. Так что это именно античная постройка до всех реставраций, начатых знаменитым Баланосом, автором метода анастилоза.



Идет достройка колонн одного из главных храмов древних Афин Эрехтеона. Храм датируется 421—406 годами до н.э., выполнен в ионическом ордере, посвящен Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.


Мало сомнений, что еще до готовности колонны элевсинский мрамор выкрошился до самого чугуна, и древнегреки постепенно залепляют тело древнегреческой колонны, причем даже не кирпичом или штукатурными слоями, чтобы оттиснуть на последнем выемки-каннелюры, а какими-то деревягами.


Та же колонна попала в кадр выдающемуся фотографу Бонфилсу в 1868 году.



Вот так и лепили древнегреки свои великолепные древнегреческие колонны дорического, ионического и коринфского ордера - малыми фрагментами, с помощью чугунных стержней, хламной основы и плашек под хомутами на последнем штукатурном слое.

Обломки колонн, не предназначенные для монтажа, а только для украшения древних панорам, изготавливались отдельно, они аккуратные и ровные, к строящимся стоящим колоннам отношения не имеют, радуют глаз туристов и ум ученых.

Плашечки на фото колонн, попавшие под занавес постройки в середине 19 века в несколько объективов - это и есть древнегреческая технология высекания фустов колонн. Все античные колонны Акрополя до эпохи реставраций лепились вкривь и вкось, малыми отрезками.
В них нет ни одной одинаковой каннелюры - красивой ложбинки вдоль фуста колонн.
По-другому такие кривые каннелюры не получить.

Храм Зевса 6 века до н.э., наши дни.


Других следов технологий древнегреков, кроме этих кривеньких, пошаговых каннелюр, не осталось.

Внизу для иллюстрации надлежащей технологии живописно брошены обломки-сегменты, из каких якобы и составлялись колонны древнегреками.


Отдельно отвечу тем особо мудрым историкам сети, которые частенько приходят комментировать с одной песней: нельзя делать выводы по старым фотографиям, это туфта, езжай на место, смотри, трогай - вот это будет реальное исследование.

От небольшого ума такие суждения.

Так, для общего. Реставрации с реконструкциями всех объектов идут непрерывно. С 1980-х годов, например, действуют 12 программ реставрации Парфенона. В 2019 году стартовали еще две программы, по которым будут переустановлены 360 древних и 90 новых блоков. Вид, который застали археологи и реставраторы, остался только на фотографиях 19 века, более нигде, они и есть единственный источник, который может дать представление о технологиях древнихъ грековъ без новоделания и купюр.

Небольшая галейка реставраций 1980 и 1986 годов. Посмотрите и сами скажите для себя: оставлен ли здесь хоть один пятачок, сохранивший следы строительных технологий, наличествовавшие к моменту начала реконструкций и реставраций в конце 19 века?






















[ До поры воздерживался. ] До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.

Пропилеи, Афинский Акрополь)

Пропилеи (греч. Προπύλαια, προ - перед и πύλη - ворота) - это парадный вход Афинского Акрополя в виде крытой колоннады из мрамора. Строение выполнено в дорическом стиле и состоит из центрального пролёта внушительных размеров (24 на 18 метров) и двух примыкающих к нему крыльев. Северное крыло длиной 8,5 метров состоит из портика и пинакотеки в которой устраивались художественные выставки. Южное крыло осталось недостроенным.

Первые пропилеи были построены во времена Писистратидов (около середины VI века до н.э.), к тому времени здесь уже существовало святилище богини Афины.

В промежутке между 510-480 годами до н.э. были построены новые пропилеи, разрушенные впоследствии персами. После персов, пропилеи были вновь возведены в рамках проекта укрепления стен Акрополя при Фемистокле и Кимоне.

Свой окончательный вид пропилеи обрели в 437- 432 г. до н.э., во время грандиозной программы реконструкции Акрополя, под общим руководством Перикла.

Сегодня пропилеи – это монументальный памятник древнегреческой архитектуры, являющийся самым ярким примером строений эпохи высокой классики.

У древних греков трудно установить четкое различие между памятниками культового назначения и гражданскими зданиями, – настолько религия проникала во все детали греческой жизни. Драматизированные праздники – в то же время и праздники религиозные; архитектура театров должна напомидать поэтому торжественность архитектуры храмов. Места народных собраний также считались священными.

Чтобы выразить эту черту в архитектуре, перед каждым местом народных сборищ воздвигался портик с фронтоном, пропилеи, повторяющие формы переднего фасада храма.

Пропилеи

Как мы уже видели, храм повторяет расположение царских жилищ догреческой эпохи. В Тиринфе к царскому павильону примыкает двор, а к греческому храму – его площадь.

Рис. 288
Рис. 289. Пропилеи афинского Акрополя
Пропилеи афинского Акрополя

Чтобы уточнить черты сходства, сравним два плана пропилей: один – из догреческого дворца в Тиринфе, другой – из входа в храм на мысе Сунии (рисунок 288). Отметим следующую деталь внутреннего устройства: длинные каменные скамьи для ожидающих, расположенные вдоль стены наружного портика на Сунии.

Пропилеи афинского Акрополя стоят в первом ряду среди самых совершенных памятников античности; имя Мнесикла, строителя Пропилей, сохранилось в памяти греков наряду с Иктином, строителем Парфенона.

Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь.

Римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине.

На рисунке 289 изображены: фасад Пропилей, ведущая к ним лестница и примыкающие постройки.

Фасад отличается следующей особенностью, связанной с его назначением: чтобы освободить главный пролет, расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы.

Два крыла, украшенные также дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад.

Сзади уходит в глубину ионийский портик, поддерживающий потолок, прерывающийся высокой стеной, в которой проделано пять дверей, ведущих на площадь Акрополя.

На переднем плане, направо возвышается храм Ники Аптерос налево – пьедестал поставленной римлянами статуи Агриппы, покоящийся на древнем фундаменте.

Мы указывали на то равновесие масс, которое создает род живописной симметрии между пьедесталом с одной стороны и храмом – с другой.

Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает.

Придавать каждому произведению свойственный ему характер – искусство, которым греки владели в совершенстве; этот характер создается нюансами исключительной художественной правдивости.

Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, по углам фронтона (если мы правильно понимаем Павсания) – два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.

Возникал вопрос о том, входила ли в первоначальный замысел строителя торжественная, увенчанная колоннадой лестница и не возвышалось ли здание на голой скале?

Такая смелая постановка здания совершенно соответствовала бы греческому гению.

Однако на середине склона скалы, послужившего для устройства лестницы, существуют остатки сооружений догреческой эпохи, присутствие которых в этом месте казалось бы по меньшей мере странным; они могли быть скрыты только ступенями лестницы.

Таким образом, вопрос не может считаться окончательно решенным.

Наряду с Пропилеями Акрополя отметим ряд других примеров существования пропилей: в священных оградах Делоса, Олимпии и Приены, пропилеи на Сунии, удачное расположение которых сохраняет точку зрения на храм с угла, наконец, интересное здание пропилей в Элевсине, повторяющее афинские Пропилеи, но в несколько измененном масштабе благодаря применению элевсинского фута вместо фута афинского.

Среди пропилей гражданского характера главнейшими являются пропилеи македонского дворца в Палатице, пропилеи стадиона в Мессене, также македонские, затем пропилеи довольно ранней эпохи, ведущие к афинской агоре.

В Палатице, так же как и в Акрополе, существует смешение двух ордеров: дорийского снаружи и ионийского внутри.

Что касается пропилей агоры, то это – настоящий храмовый фасад.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Читайте также: