Программа белый медведь сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Программа изучения белого медведя Российской Арктики реализуется как самостоятельный проект в рамках Постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России, созданной и включенной в состав ИПЭЭ РАН на основании Распоряжения Президиума Российской Академии Наук от 29 февраля 2008 г. № 12300-128 Программа "Белый медведь" выполняется в рамках гранта Русского географического общества.

Цель Программы – изучение, сохранение и восстановление популяции белого медведя в Российской Арктике.

Задачи Программы:

  1. Изучение пространственно-временного размещения животных в зависимости от средовых факторов; оценка суточных, сезонных и годовых перемещений белого медведя и характера использования им местообитаний.
  2. Изучение репродуктивной биологии белого медведя.
  3. Уточнение популяционной структуры географических популяций белого медведя с применением молекулярно-генетического и других современных методов анализа.
  4. Изучение половозрастной структуры и демографических показателей популяций.
  5. Изучение питания, кормовых ресурсов, распределения и динамики основных видов жертв белого медведя.
  6. Изучение взаимоотношений белого медведя с другими видами животных и человеком.
  7. Изучение роли природных и антропогенных факторов в динамике численности с особым вниманием к последствиям воздействия на популяции загрязняющих веществ, патогенных организмов и изменения климата.
  8. Изучение сезонной и межгодовой динамики ледовых местообитаний в акваториях морей Российской Арктики в условиях глобальных изменений климата.

Белый медведь (Ursus maritimus) – представитель семейства медвежьих, отряда хищных млекопитающих, рода медведи. Самый крупный вид рода: масса тела достигает 800 кг. Обычно самцы весят 400-450 кг, самки 350-380 кг, длина тела самцов 200-250 см, самок 160-250 см, высота в холке 130-150 см.

Внешний вид: Внешний облик характерный для медведей. Окраска меха чисто белая. От бурого медведя отличается окраской меха и более короткими лапами. Географическая изменчивость незначительна, в России реальными признаются 3 популяции.

Распространение: Распространён циркумполярно, на север - до 88° с. ш., на юг - до Ньюфаундленда, на материке - до зоны тундры.

Образ жизни: Придерживается паковых льдов. Хорошо плавает. Совершает сезонные кочёвки. За самкой в течке следуют 3-4 самца, иногда до 7. Настоящих социальных группировок не образует, хотя во время вынужденных скоплений между животными могут устанавливаться иерархические отношения. Миролюбивы по отношению друг к другу. Взрослые самцы могут быть опасны для медвежат. Хорошо развиты зрение, обоняние и слух. Самки для родов собираются в определённых местах - , где выкапывают в снегу берлоги. На зиму залегает в спячку на 50-80, максимум до 106 дней. Основа питания - кольчатая нерпа или морской заяц, иногда поедает детёнышей моржей. Гон в марте - апреле. Беременность 230-250 дней, в развитии эмбриона имеется латентная стадия. При потере медвежат у самок может начаться повторная поздняя течка. Роды в январе - апреле. Самка рожает раз в 2-3 года 1-3 медвежат. Масса новорождённых 700-800 г. Медвежата рождаются слепыми и с закрытыми слуховыми проходами, пигментация кожи отсутствует. Прозревают на 30-31 день, в это же время у них открываются слуховые проходы. Зубы прорезаются к концу 2 месяца, тогда же медвежата начинают выползать из берлоги. Половое созревание наступает на 3-4 году.

Численность: Редкий охраняемый вид, внесен в Красную книгу Российской Федерации и в Красный список МСОП. Общая численность вида – не более 25 тыс. особей.

Основные цели программы - это изучение современного ареала белого медведя в Российской Арктике, сбор объективной информации о перемещениях животных и границах их географических популяций, установление причин и характера негативных факторов, влияющих на обитание медведей, анализ изменения местообитаний в условиях современных глобальных изменений климата, проведение комплексного исследования этих факторов. А также составление практических рекомендаций, обеспечивающих условия для выживания и восстановления численности популяции белого медведя в Российской Арктике.

В неблагоприятных погодных условиях, при сильном ветре и морозе ниже -20°С, в течение почти месяца работы, ученым удалось поймать и обездвижить 4-х самцов белого медведя. На двух из них были надеты спутниковые ошейники российского производства, которые продолжают работать на настоящий момент, хотя первый помеченный медведь ошейник сбросил. По сигналам продолжающего работать на медведе ошейника ученые составляют карту перемещений животного. В течение пяти суток медведь переместился на расстояние около 60 км почти строго на север. С учетом дрейфа льда в этом районе скорость перемещения животного могла составить около 10 км в сутки.

Во всем мире принято отлавливать и устанавливать ошейники со спутниковыми передатчиками на самок белого медведя, поскольку их форма головы и шеи позволяет ошейнику долго удерживаться на животном. Став взрослыми, медведицы перестают расти, в то время как рост и увеличение массы тела самцов продолжаются всю жизнь. Объем шеи при этом также увеличивается.

В одну из задач экспедиции входило испытание спутникового ошейника в условиях высоких широт и экстремальных температур. Поскольку все встреченные самки в это время были с детенышами, и их отлов представлял угрозу для жизни малышей, было принято решение: помимо испытаний передатчиков на земле установить два ошейника на самцов медведя. Ученым было интересно посмотреть, в каком направлении в этот период года перемещаются животные и в случае, если ошейник будет медведем потерян, проследить дрейф льда в этом регионе. Именно эта информация отслеживается по тому ошейнику, который один из медведей снял с себя и оставил на льду.

Земля Франца-Иосифа

Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал ещё Михаил Ломоносов, а Петр Кропоткин в 1871 году даже представил в Русском географическом обществе свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.

В течение последующих 40 лет на островах архипелага побывали шотландец Бенджамен Ли Смит, норвежский исследователь Фритьоф Нансен, российский вице-адмирал С.О.Макаров и другие.

В 1913-1914 годах в бухте у острова Гукера зимовала экспедиция российского исследователя Г. Я. Седова. В попытке дойти до полюса Седов умер и был похоронен на острове Рудольфа.

В 1914 году в поисках Г.Я.Седова архипелаг посетила экспедиция офицера российского флота Исхака Ислямова. Ислямов объявил архипелаг российской территорией и поднял над ним российский флаг.

В 1929 году в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.

В 1936 году на острове Рудольфа была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира. А на острове стала действовать полярная станция.

87% территории архипелага покрыто ледниками. Мощность льда колеблется от 100 до 500 м. Климат архипелага типично арктический. Средняя годовая температура -12 °C (остров Рудольфа); средние температуры июля - от -1,2 °C в бухте Тихой (остров Гукера) до +1,6 °C (остров Хейса); средняя температура января около -24 °C (минимальные температуры зимой до -52 °C), ветер достигает 40 м/сек. Осадков выпадает от 200-300 мм до 500-550 мм (в зоне аккумуляции ледниковых куполов) в год.

В растительном покрове господствуют мхи и лишайники. Встречаются также полярный мак, камнеломки, крупки, полярная ива. Из млекопитающих встречается белый медведь и реже песец. В водах, омывающих острова, водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха. Наиболее многочисленны (26 видов) птицы: люрики, чистики, кайры, моёвка, белая чайка, бургомистр и др., образующие летом так называемые птичьи базары.

На основе аэровизуальных наблюдений и материалов аэрофотосъёмки получена оценка численности и пространственного распределения белого медведя, атлантического моржа и белух в летний период на побережье, островах и в акваториях Карского и Печорского морей.

В октябре был продолжен ежегодный мониторинг белых медведей на островах Карского моря в районах Ямало-Ненецкого автономного округа в безледовый период с использованием вертолётов, заметил Мордвинцев . Выявлены закономерности распределения и поведения белых медведей, остающихся на островах Белый и Вилькицкого. Также специалисты провели оценку физического и физиологического состояния животных и их пищевых ресурсов.

Кроме того, выполнены работы по отлову и мечению белых медведей спутниковыми метками для последующего слежения за их перемещениями в районах Новой Земли. В этом году в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ велась напряжённая работа по созданию новой стратегии сохранения белого медведя в Российской Федерации на период до 2030 года. В ИПЭЭ РАН разработали и представили в ведомство ряд статей и положений в проект.

В связи с пандемией коронавируса весной этого года не удалось провести ежегодные исследования белых медведей в период выхода самок из родовых берлог на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Эксперт выразил надежду, что эти работы продолжатся в апреле 2021 года.

1 марта в России начинает действовать единая система по обращению с отходами I и II классов

Такое решение было принято по итогам заседания секции экспертов Рабочей группы при Минприроды России по вопросам сохранения и восстановления белого медведя. Председателем секции выступил заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов.

Планируется, что в 2021году авиаучет белых медведей будет проведен в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, в 2022 году – в море Лаптевых и Карском море, в 2023 – в восточной части Баренцева моря и акватории Земли Франца Иосифа. Таким образом, впервые в истории будут получены самые полные данные о состоянии популяции белого медведя на территории нашей страны.

Белый медведь занесен в Международный Красный список МСОП, (категория VU - уязвимый таксон), включен в Приложение II СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г.), является объектом Соглашения о сохранении белых медведей 1973 г., заключенного между пятью арктическими странами ареала белого медведя (СССР (в настоящее время обязательства по данному Соглашению выполняет Российская Федерация), Канадой, Данией, Норвегией и США), а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя, заключенного в 2000 г.

Все три популяции белого медведя, обитающие на территории России, занесены в Красную книгу Российской Федерации. При этом каждая популяция имеет свою категорию статуса редкости: карско-баренцевоморская отнесена к четвертой категории, лаптевская – к третьей, чукотско-аляскинская – к пятой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 г. Новочеркасск

hello_html_7dcdc3c8.jpg

Представила:

воспитатель

Бочалова Е.В.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта: групповой .

Продолжительность: февраль 4 неделя.

Участники проекта: старшая группа, родители.

Актуальность: В настоящее время стоит очень остро вопрос о сохранении популяции белых медведей. Из-за глобального потепления, загрязнения окружающей среды и браконьерства их численность неуклонно снижается. Поэтому, в 2012 году, не зря стали появляться экологические движения по всему миру, которые стали на защиту белых медведей. Наш детский сад также не мог не обратить внимание на эту экологическую проблему, так как воспитание дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования. Поэтому возникла необходимость внедрения экологического проекта, который позволил бы познакомить детей с жителями Арктики, в частности с белым медведем, его повадками, а самое главное – воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным, которые находятся в опасности.

Цель: формирование заинтересованного и бережного отношения к животным севера – белым медведям. Познакомить с климатом Арктики.

Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера, о животных Арктики, в особенности о белом медведе; его внешнем виде, характерных особенностях, образе жизни.

Обогащать словарный запас: существительные (берлога, шкура, мех, пасть, когти, Север, Арктика), прилагательные (хищный, острые зубы, густая шерсть, крупный, сильный) и глаголы (плавать, нырять, охотиться, рычать, бегать, ползать - на животе).

Совершенствовать навыки продуктивной деятельности, развитие творческих способностей.

Воспитывать сопереживание и доброжелательность к белым медведям, вызывать стремление защитить их и сохранить на планете.

Предполагаемый результат:

- имеют представления о многообразии климатических зон, знают, что такое Северный полюс, ее обитатели – белый медведь.

- понимание детьми, что необходимо заботиться о всех животных на планете;

- пополнится словарный запас,

- формируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей,

- отражать свои впечатления в игровой, продуктивной деятельности.

Работа с родителями:

- чтение научной, познавательной, художественной литературы о белом медведе,

Продукт проекта:

- пополнение книжного уголка новыми книгами,

Основной этап

На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.

План работы по осуществлению проекта

Цель: дать первичную информацию о белом медведе, познакомить с характерными особенностями, питанием, средой обитания.

Образовательные

области

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Беседы

Исследовательская деятельность

Экскурсии в зоопарк – наблюдение за белым медведем, его повадками, питанием.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Разучивание коротких стихотворений с помощью мнемотаблиц

Дидактические игры:

• «Чей, чья? (нос, морда, туловище, глаза, хвост, уши, лапы…): медвежьи, медвежья, медвежий.

Дыхательные упражнения

Чтение художественной литературы.

• Чтение стихотворений (см. приложение).

Чтение художественных произведений о белом медведе.

Беседы по ОБЖ

Игры, беседы о пользе и сохранении белых медведей, занесенных в Красную книгу России.

Комплекс утренней гимнастики

Подвижные игры (см. приложение)

Индивидуальная работа по ФИЗО

Физкультминутки

Результаты проектной деятельности:

В результате проекта у детей пополнились и расширились представления о жителях Арктики, узнали об особенностях характера и образе жизни белых медведей.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, научных материалов у детей расширился и активизировался речевой запас.

Появилось желание самостоятельно заниматься творчеством: с интересом сочиняют рассказы, фантазируют, в продуктивной деятельности используют знакомые приемы, познакомились с новым видом – макет.

Дети стали более отзывчивы и доброжелательны к животным, которые попали в беду.

Читайте также: