Процедура передачи полномочий руководителя на время его отсутствия сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Делегировать и распределять полномочия в форме устного распоряжения в организации, особенно крупной, – не только недостаточно, но и чревато последствиями. Поэтому так важно задокументировать этот процесс. В статье мы приведем пошаговые алгоритмы передачи обязанностей и полномочий руководителя подчиненному работнику в различных ситуациях.

В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование полномочий также рассматривается как предоставление руководителем своим непосредственным подчиненным (заместителям или руководителям, нижестоящим по рангу) права самостоятельно решать заранее определенные задачи или осуществлять те или иные действия.

Особенно важно оформить полномочия работников подписывать те документы, которые по уставу организации имеет право подписывать лишь руководитель.

Разумеется, делегировать полномочия и обязанности может не только генеральный директор, но и нижестоящие руководители. Алгоритм оформления при этом будет одинаковым. Трудовой кодекс РФ этот процесс не регулирует, однако на практике подходы к оформлению передачи полномочий вполне сформировались. Рассмотрим, какими документами оформить передачу работникам обязанностей и полномочий руководителя в различных ситуациях.

1. ПОЛНОМОЧИЯ ДЕЛЕГИРУЮТСЯ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ

1.1. ПОЛНОМОЧИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ


Шаг 1: закрепляем полномочия в должностной инструкции сотрудника. Обязанности и полномочия работника прописываются в его должностной инструкции. Поэтому если руководитель наделяет работника какими-либо обязанностями и полномочиями на постоянной основе или заместитель периодически выполняет работу руководителя на время его отсутствия, то в должностную инструкцию работника необходимо внести изменения (например, приказом) или утвердить новую редакцию должностной инструкции.

Если те или иные полномочия руководитель передает своим подчиненным непосредственно при приеме их на работу, то работник подписывает предложенную инструкцию уже с соответствующим пунктом. Изменения в должностную инструкцию можно внести двумя способами (на выбор):

• утвердить новую редакцию должностной инструкции;

• издать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию (Пример 1).


Шаг 3: издаем приказ, чтобы закрепить распределение полномочий. Издать приказ о распределении обязанностей и полномочий особенно важно, если генеральный директор желает переложить ответственность на своих заместителей по тому или иному направлению деятельности. Например, сделать главного инженера ответственным за охрану труда или директора по персоналу – за квотирование рабочих мест[1] (Пример 3).


Шаг 4: ознакамливаем работника с приказом под роспись. На основании ст. 68 ТК РФ необходимо ознакомить работника, которому делегируются полномочия, с приказом под роспись. Работник, например, может расписаться в приказе ниже подписи генерального директора:


1.2. ПОЛНОМОЧИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

Если руководитель решает передать часть своих полномочий работнику, который уже работает в организации, то последний должен дать свое согласие. ТК РФ рассматривает такое делегирование как поручение дополнительной работы. В этом случае возможны два варианта:

• сотрудник дополнительную работу выполняет бесплатно;

• за дополнительную работу придется платить.

  • Вариант 1: работник выполняет дополнительную работу без оплаты

На практике руководители передают часть своих полномочий, то есть дополнительную работу, устно. Часто работники с этим соглашаются, не требуя оформления и доплаты. Такая безропотность может быть связана со страхом испортить отношения с начальством или с желанием работника освоить новые функции, накопить навыки и опыт для карьерного роста. Но перестраховаться все же стоит.


Поэтому даже при согласии работника выполнять дополнительную работу поручение такой работы лучше оформить. Достаточно просто дополнить должностную инструкцию соответствующим пунктом и ознакомить с ним работника под роспись.


Шаг 1: вносим изменения в должностную инструкцию. Как мы упоминали выше, чтобы внести изменение, нужно либо издать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию (см. Пример 1), либо утвердить новую редакцию должностной инструкции (Пример 4).


[1] См. Решение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу № 7-3822/2015, Апелляционное определение Вологодского областного суда от 02.08.2013 № 33-3391/2013.

Ю.Ю. Жижерина, независимый консультант по трудовому праву

Все нуждаются в отдыхе, и руководитель с главным бухгалтером не исключение. Очевидно, что в их отсутствие работа компании не должна останавливаться. Конечно, когда у начальства есть официальные заместители, то все просто. А если их нет? Тогда надо грамотно оформить передачу полномочий. И совмещение должностей — самый оптимальный вариант для этого.

Заместители, ваш выход!

Если у вас в штат­ном рас­пи­са­нии есть долж­но­сти за­ме­сти­те­ля ру­ко­во­ди­те­ля и за­ме­сти­те­ля глав­но­го бух­гал­те­ра, то это силь­но упро­ща­ет дело. Ведь, как пра­ви­ло, вре­мен­ное ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей на­чаль­ства (на время бо­лез­ни, ко­ман­ди­ро­вок, от­пус­ка и т. д.) из­на­чаль­но про­пи­са­но в тру­до­вых до­го­во­рах с за­ме­сти­те­ля­ми либо в их долж­ност­ных ин­струк­ци­ях. В этом слу­чае пол­но­мо­чия ру­ко­во­ди­те­ля или глав­бу­ха пе­ре­хо­дят к их замам ав­то­ма­ти­че­ски, ни­че­го до­пол­ни­тель­но де­лать не нужно.

При­каз о воз­ло­же­нии на за­ме­сти­те­ля обя­зан­но­стей от­сут­ству­ю­ще­го на­чаль­ни­ка по­тре­бу­ет­ся, толь­ко если у него несколь­ко замов по раз­ным во­про­сам (на­при­мер, зам по кад­рам, зам по до­го­вор­ной ра­бо­те, зам по фи­нан­сам и т. п.), а за­ме­щать будет толь­ко один из них.

По мнению Минздравсоцразвития, когда заместитель подменяет своего руководителя в рамках трудового договора, доплата за эту работу ему не полагается Письмо Минздравсоцразвития от 12.03.2012 № 22-2-897 . Но это вовсе не означает, что ее нельзя установить, — все на усмотрение работодателя. С налоговой точки зрения удобнее всего оформить такую доплату в виде премии.

Оформляем совмещение должностей

Если же у вас в штате нет заместителей либо эти должности вакантны, то обязанности руководителя или главного бухгалтера во время их отпуска может исполнять другой работник. Тогда самый оптимальный вариант — оформить совмещение (его еще иногда называют замещением). Ведь в этом случае замещающий сотрудник, согласившийся на дополнительную работу, будет выполнять ее в течение рабочего дня наряду со своими основными обязанностями. И за это ему положена доплата .

Сведения о совмещении не нужно вносить ни в трудовую книжку замещающего работника, ни в его личную карточку, ни в табель учета рабочего времени.

Вот три шага к грамотному оформлению совмещения.

Шаг 1. Заключаем дополнительное соглашение к трудовому договору статьи 60.2 , 151 ТК РФ . Приведем его примерный образец. Полужирным шрифтом выделены моменты, которые обязательно надо прописать в соглашении.

Шаг 2. Издаем приказ о совмещении и знакомим с ним работника под роспись. В приказе должны быть отражены все те обязательные моменты, что и в допсоглашении.

Шаг 3. Рассчитываем размер доплаты за совмещение.

Допустим, период совмещения — с 9 по 27 июня 2017 г., размер доплаты — 50% от зарплаты главного бухгалтера, чей оклад составляет 70 000 руб.

1. Определяем размер доплаты за месяц: 70 000 руб. х 50% = 35 000 руб.

2. Рассчитываем размер доплаты за июнь, в котором 21 рабочий день. На период с 9 по 27 июня приходится 12 рабочих дней. Таким образом, размер доплаты за совмещение работы главбуха и старшего бухгалтера составит 20 000 руб. (35 000 руб. / 21 д. х 12 дн.).

Внутреннее совместительство. Неудобно тем, что предполагает занятость сотрудника лишь в свободное от его основной работы время — по общему правилу не более 4 часов в день статьи 60.1 , 284 ТК РФ . То есть, например, коммерческий директор в течение рабочего дня (8 часов) должен выполнять свои основные должностные обязанности, а после его окончания (к примеру, с 18.00 до 22.00 часов) — работать за руководителя. Кроме того, при совместительстве надо обязательно заключать отдельный трудовой договор ст. 282 ТК РФ .

Работник, совмещающий свои обязанности и обязанности руководителя или главного бухгалтера, при подписании за них документов не имеет права просто ставить свою подпись напротив ф. и. о. руководства.

О чем еще надо позаботиться

Если в период отпуска директора замещающему сотруднику придется представлять интересы фирмы в госорганах либо заключать договоры, то руководителю следует выдать ему доверенность, прописав в ней необходимый перечень полномочий п. 4 ст. 185.1 ГК РФ .

В принципе, в Законе об электронной подписи нет прямого запрета на передачу и использование другим лицом ключа ЭП, принадлежащего руководителю или главному бухгалтеру п. 1 ст. 10 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ .

Но надо понимать, что, когда вы доверяете свою электронную подпись другим людям, вы доверяете им управление всеми денежными средствами на расчетном счете компании. А это самостоятельные риски.

Обычно главный бухгалтер уходит в отпуск только после сдачи отчетности в ИФНС и внебюджетные фонды. Но в жизни бывает всякое. Если вы отчитываетесь через Интернет, инспекторы могут прислать требование о представлении пояснений или уточненной декларации. Поэтому на всякий случай имеет смысл выдать сотруднику, замещающему главного бухгалтера, полную инструкцию о том, как пользоваться программой, с помощью которой отсылаются отчеты в инспекцию, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования через Интернет. Подробнее об этом читайте в нашей статье .

И в заключение еще один совет уходящему в отпуск руководству. Не поленитесь набросать памятку подменяющему вас сотруднику со сроками платежей по текущим договорам, запишите телефоны клиентов, партнеров и заказчиков, которые могут пригодиться. Тем самым вы сведете к минимуму количество поводов, по которым вас могут побеспокоить в отпуске.

Подборка наиболее важных документов по запросу Возложение обязанностей временно отсутствующего руководителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Возложение обязанностей временно отсутствующего руководителя

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Руководитель. Особенности трудовых отношений Консультация эксперта: Положена ли доплата штатному заместителю руководителя за исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя, если это не предусмотрено локальными документами организации?

Нормативные акты: Возложение обязанностей временно отсутствующего руководителя

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра туроператоров по основаниям, предусмотренным абзацами шестым - восьмым, двенадцатым и тринадцатым части пятнадцатой статьи 4.2 настоящего Федерального закона и абзацами третьим и пятым части пятой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17.02.2017 N 25
(ред. от 02.08.2019)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" При подписании документа лицом, в соответствии с приказом исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя (отпуск, болезнь, командировка), подпись оформляется следующим образом:

Отпуск руководителя учреждения: как передать полномочия и организовать текущую работу?

Кто подписывает приказ о предоставлении очередного отпуска руководителю автономного учреждения?

После издания приказа кадровой службе учреждения необходимо внести соответствующую информацию в личную карточку работника (может использоваться форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1).

Вопрос

На время очередного отпуска руководитель автономного учреждения возлагает свои обязанности на заместителя. Приказ об этом имеется, заместитель ознакомлен с ним и должностной инструкцией под подпись. Нужна ли заместителю доверенность или достаточно приказа о возложении обязанностей?

Доверенность – это документ, которым одно лицо может уполномочить другое лицо представлять свои интересы перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ).

Существуют судебные решения, согласно которым издание директором приказа о назначении временно исполняющего обязанности является достаточным основанием для возникновения у последнего полномочий действовать от имени организации без доверенности (Постановление ФАС СЗО от 23.09.2011 по делу № А42-6718/2010). Согласно материалам этого дела налоговый орган счел лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, неуполномоченным и отказал ей в государственной регистрации изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ, но судьи встали на сторону организации.

Таким образом, чтобы учреждение могло продолжать текущую деятельность, не рискуя прийти к разногласиям с третьими лицами (налоговыми органами, внебюджетными фондами и др.), на период отпуска руководителя надо издать приказ о возложении обязанностей на заместителя, где перечислить все передаваемые полномочия, и оформить доверенность на предоставление полномочий.

Читайте также: