Проанализируйте блок схему алгоритма на рис 5 определите какое сообщение необходимо выводить вместо

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практическая раборта № 1

Построение блок-схем алгоритмов(теория)

Предпочтительнее до записи на алгоритмическом языке представить алгоритм в виде блок-схемы. Для построения алгоритма в виде блок-схемы необходимо знать назначении каждого из блоков. В таблице 1. приводятся типы блоков и их назначение.

Начало или конец

Ввод или вывод данных

Процесс (в частности вычислительный)

Цикл с параметром ( for)

Основные типы алгоритмов

Алгоритмизация выступает как набор определенных практических приёмов, особых специфических навыков рационального мышления в рамках заданных языковых средств. Алгоритмизация вычислений предполагает решение задачи в виде последовательности действий, т.е. решение, представленное в виде блок-схемы. Можно выделить типичные алгоритмы. К ним относятся: линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы.

Линейные алгоритмы

Линейный алгоритм является наиболее простым. В нём предполагается последовательное выполнение операций. В этом алгоритме не предусмотрены проверки условий или повторений.

Пример : Вычислить функцию z= (х-у)/x +y 2 .

Составить блок-схему вычисления функции по линейному алгоритму. Значения переменных х , у могут быть любые, кроме нуля, вводить их с клавиатуры.

Решение: Линейный алгоритм вычисления функции задан в виде блок-схемы на рис.1. При выполнении линейного алгоритма значения переменных вводятся с клавиатуры, подставляются в заданную функцию, вычисляется результат, а затем выводится результат.

Рис.1. Линейный алгоритм

Назначение блоков в схеме на рис.1:

Блок 1 в схеме служит в качестве логического начала.

Блок 2 соответствует вводу данных.

Блок 3 представляет арифметическое действие.

Блок 4 выводит результат.

Блок 5 в схеме служит в качестве логического завершения схемы.

Алгоритмы ветвлений

Разветвляющийся алгоритм предполагает проверку условий для выбора решения. Соответственно в алгоритме появятся две ветви для каждого условия.

В примере рассматривается разветвляющийся алгоритм, где в зависимости от условия выбирается один из возможных вариантов решений. Алгоритм представляется в виде блок-схемы.

Пример : При выполнении условия x >0 вычисляется функция: z = x + y , иначе, а именно, когда х=0 или x , вычисляется функция: z = x 2 + y 2 .

Составить блок-схему вычисления функции по алгоритму ветвления. Значения переменных х, у могут быть любые, вводить их с клавиатуры.

Решение : На рис.2 представлен разветвляющийся алгоритм, где в зависимости от условия выполнится одна из веток. В блок-схеме появился новый блок 3, который проверяет условие задачи. Остальные блоки знакомы из линейного алгоритма.

Рис.2. Алгоритм ветвления

Пример : Найти максимальное значение из трёх различных целых чисел, введенных с клавиатуры. Составить блок-схему решения задачи.

Решение : Данный алгоритм предполагает проверку условия. Для этого выбирается любая из трёх переменных и сравнивается с другими двумя. Если она больше, то поиск максимального числа окончен. Если условие не выполняется, то сравниваются две оставшиеся переменные. Одна из них будет максимальной. Блок-схема к этой задаче представлена на рис 3.

Рис. 3. Блок-схема поиска максимума

Циклические алгоритмы

Циклический алгоритм предусматривает повторение одной операции или нескольких операций в зависимости от условия задачи.

Из циклических алгоритмов выделяют два типа:

с заданным количеством циклов или со счётчиком циклов;

количество циклов неизвестно.

Пример : В цикле вычислить значение функции z=x*y при условии, что одна из переменных x меняется в каждом цикле на единицу, а другая переменная у не меняется и может быть любым целым числом. В результате выполнения цикла при начальном значении переменной х=1 можно получить таблицу умножения. Количество циклов может быть любым. Составить блок-схему решения задачи.

Решение : В примере количество циклов задаётся. Соответственно выбирается алгоритм циклов первого типа. Алгоритм этой задачи приводится на рис. 4.

Во втором блоке вводятся количество циклов n и любые целые числа х , y .

В блок-схеме появился новый блок 3, в котором переменная i считает количество циклов, после каждого цикла увеличиваясь на единицу, пока счётчик не будет равен i=n . При i=n будет выполнен последний цикл.

В третьем блоке указывается диапазон изменения счётчика цикла (от i =1 до i=n ).

В четвёртом блоке изменяются значения переменных: z , x .

В пятом блоке выводится результат. Четвёртый и пятый блоки повторяются в каждом цикле.

Рис.4 . Циклический алгоритм со счётчиком циклов

Этот тип циклических алгоритмов предпочтителен, если дано количеством циклов.

Если количество циклов неизвестно, то блок-схемы циклических алгоритмов могут быть представлены в виде рисунков 5, 6.

Пример : Вычислить у=у- x пока y > x , если y =30 , x =4. Подсчитать количество выполненных циклов, конечное значение переменной у . В цикле вывести значение переменной у , количество выполненных циклов. Составить блок-схему решения задачи.

Решение : В примере количество циклов неизвестно. Соответственно выбирается алгоритм циклов второго типа. Алгоритм этой задачи приводится на рис. 5.

Условие проверяется на входе в цикл. В теле цикла выполняется два блока:

1) у=у-х; i = i +1 ;

2) вывод значений переменных i , y .

Цикл выполняется до тех пор, пока выполняется условие y>x . При условии равенства этих переменных у=х или y цикл заканчивается.

Алгоритм, представленный на рис.5, называется циклический алгоритм с предусловием , так как условие проверяется в начале цикла или на входе в цикл.

Рис.5. Блок-схема циклического алгоритма с предусловием

Во втором блоке вводятся y =30 , x =4.

В третьем блоке проверяется условие y > x на входе в цикл. Если условие выполняется, то переход к блоку 4, иначе на блок 6.

В четвёртом блоке вычисляется значение переменной у , подсчитывается количество выполненных циклов i = i +1 .

В пятом блоке выводится результат:

значение переменной у ,

количество выполненных циклов i .

Пример : Составить блок-схему примера (рисунок 5), проверяя условие выхода из цикла. В этом примере условие задачи не меняется, и результат выведется тот же, но блок-схема будет другой.

Решение : В этом случае проверяется условие на выход из цикла: y . При этом условии цикл не выполняется. Условие в блок-схеме следует перенести в конец цикла, после вывода на печать. Цикл выполняется до тех пор, пока выполняется условие y>x .

Алгоритм, если условие перенести в конец цикла, называется алгоритмом цикла с постусловием . Алгоритм этой задачи приводится на рис. 6.

Во втором блоке вводятся y =30 , x =4 .

В третьем блоке вычисляется значение переменной у , подсчитывается количество выполненных циклов i = i +1 .

В четвёртом блоке выводится результат:

значение переменной у ,

количество выполненных циклов i .

В пятом блоке проверяется условие y x на выход из цикла. Если условие выполняется, то переход к блоку 6, иначе на блок 3 и цикл повторяется.


Не могу разобраться с алгоритмом деления романа на отдельные тома
Помогите разобраться с алгоритмом деления на тома. По какому принципу они делятся? строки из.


Не могу разобраться с алгоритмом(блок схемы) для решения простой задачи
Вводятся числа a и b. Найти количество чисел в диапазоне , у которых последняя цифра равна 7. Вот.

Задали работу, не могу разобраться. Используется делфи 10, не могу разобраться, как это сделать
В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить: минимальный элемент массива.

Помогите разобраться с A алгоритмом
Не могу понять работу с А алгоритмом поиска путей, а именно - как сделать так, чтобы алгоритм.

Составление блок-схем
Народ, крайне сложная ситуация: есть программки, достаточно легкие (лабораторные по С++ - первый.

Построение блок-схем
не могу разобраться,как построить блок-схему. А точнее,то,что писать в теле цикла. вот сама.

Постройка блок схем
Доброго времени суток друзья. Помогите построить блок схему алгоритма для расчета суммы всех.

Левые рисунки
Рис 3. - похоже, что вычисляет наибольшую цифру числа и ее позицию в числе
Рис. 4 - Наибольший общий делитель
Правый рисунок - похоже, что определяет четное или нечетное число N

Изображение Проанализируйте представленный в форме блок-схемы алгоритм и укажите результат его выполнения при заданном входном потоке.

Проанализируйте представленный в форме блок-схемы алгоритм и укажите результат его выполнения при заданном входном потоке данных.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

Популярные решебники 9 класс Все решебники

Изображение учебника

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.


Рабочая тетрадь по Информатике 9 класс Босова

Задание 79. Проанализируйте представленный в форме блок-схемы алгоритм и укажите результат его выполнения при заданном входном потоке данных Исходные данные: -5; 3; 1; -4; -3; 2; 5; -1; -7; 4.
Блок-схема:

Решение:


Соответствующая программа на Паскаль:
var a: array[1..10] of integer;
i, y, z: integer;
BEGIN
for i:=1 to 10 do
readln(a[i]);
y:=0; z:=0;
for i:=1 to 10 do
if a[i]>0 then z:=z+a[i]
else y:=y+a[i];
writeln('Сумма остальных: ',y,'; сумма положительных: ',z);
END.

Читайте также: