Приют сияньем муз одетый сообщение

Обновлено: 07.07.2024

- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.

Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Под ПОЛОНЕЗ заходят дети, приветствуют гостей - садятся на места

Везде, везде в душе моей

Благосовлю моих друзей…..

Скажите мне ,пожалуйста, о творчестве какого русского поэта мы с Вами говорили на протяжении всех этих уроков?

И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина….

Ребята, а как Вы считаете: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?

Тогда откройте уч на стр 56 и найдите мне ответы на этот вопросы

- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели.

- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца. В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.

Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. ( ПОКАЗ СЛАЙДОВ)

Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса. В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вот строки А. Пушкина:

«Приду под липовые своды

На скат Тригорского холма..

Поклонник дружеской свободы

Веселья, граций и ума…..

И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!

Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим.

-= Ребята, а кто из вас знает,что такое романс? О чем может идти речь в романсе?

Так вот ребята романс- это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. А лирическая поэзия о чем?

- Загляните в учебник на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?

- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ПОРТРЕТАМИ

Козлов стихи написал под впечатлением города Венеции.

Перед тем, как Вы будете слушать романс Венецианская Ночь давайте мы с вами познакомимся со значением некоторых слов, которые Вы возможно услышите впервые

Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы выполнили творческое задание по группам,

Изобразите на листе бумаги, какие цвета вы бы использовали,если бы рисовали картину под звучание этого великолепного романса Что вас впечатлило ?И почему ?

Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…

- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:

- Каким изображён Александр Сергеевич?

- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?

- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает.

- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира.

- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её.

- А мы сейчас с Вами прослушаем романс М.Глинки на стихи Пушкина

Я помню чудное мгновенье

Прослушивание романса … обсуждение

- Ребята, так же хочется отметить,что На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще

Александру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.

В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.

- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про великолепное время года – осень,не только переносят нас в необычайную красоту природы, но и очень легко запоминаются.

СТИХ Унылая пора

Отрывок МОРОЗ И СОЛНЦЕ

Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия. Понравилось ли вам так путешествовать?

- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?

- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?

-Назовите, какие романсы мы слушали?

- С какими композиторами сегодня на уроке встретились?

- Чем отличается народная песня от авторской?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?

Ответы учащихся, обсуждение.

Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.

Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:

Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим,

Шум тригорских дубрав,

Сороти белый дым.

Пущин – лицейский друг,

Мчится в снежную глушь.

Трудно без дружеских рук

Клин журавлей вдали,

Болдинский ясный свет.

Где – то грустит Натали,

Ждет твоих писем в ответ.

Дружбы, любви торжество

Через преграды лет,

Музыку слов - божество,

Даришь нам, лучший поэт!

- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина.

А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и.


Конспект урока по музыке 3 класс


План конспект урока по музыке 4 класс

План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков.

Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"

На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку.

Презентаццию к конспекту урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков.

Презентация к опере "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков. Презентация идет по конспекту урока,который представлен на сайте.


Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приют, сияньем муз одетый.pptx

Приют, сияньем муз одетый…

Описание презентации по отдельным слайдам:

Приют, сияньем муз одетый…

Приют, сияньем муз одетый…

В ХIХ веке в дворянских семьях часто устраивали вечера домашнего музицировани.

В ХIХ веке в дворянских семьях часто устраивали вечера домашнего музицирования. Такие вечера были не редкостью и у соседей А.Пушкина по имению в Тригорском.

Тригорское - имение ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф.

Тригорское - имение ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф.

На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени. В.

На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени. В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вене́ция — город в Италии. Венеция удивительна и необыкновенна, она привлекае.

Вене́ция — город в Италии. Венеция удивительна и необыкновенна, она привлекает туристов со всего мира. Город замечателен тем, что построен на множестве морских островов.

Романс - (испанское romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса.

Ночь весенняя дышала Светлой южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая.

Ночь весенняя дышала Светлой южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов, От зеленых берегов. Свод лазурный, томный рокот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны, Упоенья аромата И цветов, и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав, Гармонических октав. Все вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется; мчится младость На любви осенний пир, По волнам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком, Веют легким ветерком. Гандола - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции. Торквато - итальянский поэт XVI века

 В центре вечера – музыка и ,конечно А.Пушкин, который читает стихи. В его ч.

В центре вечера – музыка и ,конечно А.Пушкин, который читает стихи. В его чтении столько музыкальности, что все присутствующие испытывают наслаждение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку музыки занкомит обучающихся с вечерами домашнего музицирования в ХIХ веке.

Приют, сияньем муз одетый…

Приют, сияньем муз одетый…

В ХIХ веке в дворянских семьях часто устраивали вечера домашнего музицирования. Такие вечера были не редкостью и у соседей А.Пушкина по имению в Тригорском.

В ХIХ веке в дворянских семьях часто устраивали вечера домашнего музицирования. Такие вечера были не редкостью и у соседей А.Пушкина по имению в Тригорском.

Тригорское - имение ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф.

Тригорское - имение ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф.

На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени. В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени.

В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вене́ция — город в Италии. Венеция удивительна и необыкновенна, она привлекает туристов со всего мира. Город замечателен тем, что построен на множестве морских островов.

Вене́ция — город в Италии. Венеция удивительна и необыкновенна, она привлекает туристов со всего мира. Город замечателен тем, что построен на множестве морских островов.

Романс - (испанское romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Упоенья аромата И цветов, и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав, Гармонических октав. Все вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется; мчится младость На любви осенний пир, По волнам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком, Веют легким ветерком. Ночь весенняя дышала Светлой южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов, От зеленых берегов. Свод лазурный, томный рокот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны, Торквато - итальянский поэт XVI века Гандола - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.

Упоенья аромата И цветов, и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав, Гармонических октав. Все вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется; мчится младость На любви осенний пир, По волнам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком, Веют легким ветерком.

Ночь весенняя дышала Светлой южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов, От зеленых берегов. Свод лазурный, томный рокот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны,

Торквато - итальянский поэт XVI века

Гандола - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.

 В центре вечера – музыка и ,конечно А.Пушкин, который читает стихи. В его чтении столько музыкальности, что все присутствующие испытывают наслаждение.

В центре вечера – музыка и ,конечно А.Пушкин, который читает стихи. В его чтении столько музыкальности, что все присутствующие испытывают наслаждение.

МУЗА - (греч. musa ) . В Греческой мифологии - одна из девяти БОГИНЬ. покровительниц различных ИСКУССТВ и наук, вдохновлявших поэтов, художников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;

- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;

- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.

Критская. Музыка, 4 класс

II четверть

Цели и задачи:

- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;

- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;

- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.

Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Мотивация. Целеполагание

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Везде, везде в душе моей

Благословлю моих друзей.

- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели.

- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца. В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.

Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса. В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вот строки А. Пушкина:

«Приду под липовые своды

И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!

- Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?

- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.

- Ребята, а какая еще музыка звучала на вечерах в Тригорском? Загляните в путеводитель – учебник на стр. 56.

- Музыка Моцарта и Гайдна.

- Вы совершенно правы. На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще Адександру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.

В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.

Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…

- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:

- Каким изображён Александр Сергеевич?

- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?

- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает.

- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира.

- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её.

- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про зиму не только переносят нас в холодную красоту природы, но и очень легко запоминаются.

В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша! Зимой особенно светло оттого, что под ногами – не чёрная земля, а белый ослепительный снег. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

«Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

- Думаю, ребята, не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят это время года за множество зимних игр и забав: катание на лыжах, санях и коньках, игра в снежки и, конечно, за самый чудесный, волшебный праздник – Новый год!

Сегодня мы разучим песню о зиме.

Разучивание, пение. Вокально-хоровая работа:

Пришла зима, муз. Ю. Верижникова

Тихая ночь, муз. Грубера

(Слова учителя перед повторением песни:

- Какой ещё удивительный праздник приходит к нам зимой?)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия. Понравилось ли вам так путешествовать?

- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?

- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?

- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?

Ответы учащихся, обсуждение.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.

Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:

Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим,

Шум тригорских дубрав,

Сороти белый дым.

Пущин – лицейский друг,

Мчится в снежную глушь.

Трудно без дружеских рук

Клин журавлей вдали,

Болдинский ясный свет.

Где – то грустит Натали,

Ждет твоих писем в ответ.

Дружбы, любви торжество

Через преграды лет,

Музыку слов - божество,

Даришь нам, лучший поэт!

- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина.

А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Читайте также: