Приют сияньем муз одетый сообщение
Обновлено: 07.07.2024
- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.
Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Под ПОЛОНЕЗ заходят дети, приветствуют гостей - садятся на места
Везде, везде в душе моей
Благосовлю моих друзей…..
Скажите мне ,пожалуйста, о творчестве какого русского поэта мы с Вами говорили на протяжении всех этих уроков?
И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина….
Ребята, а как Вы считаете: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?
Тогда откройте уч на стр 56 и найдите мне ответы на этот вопросы
- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели.
- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца. В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.
Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. ( ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса. В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.
Вот строки А. Пушкина:
«Приду под липовые своды
На скат Тригорского холма..
Поклонник дружеской свободы
Веселья, граций и ума…..
И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!
Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим.
-= Ребята, а кто из вас знает,что такое романс? О чем может идти речь в романсе?
Так вот ребята романс- это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. А лирическая поэзия о чем?
- Загляните в учебник на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?
- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.
ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ПОРТРЕТАМИ
Козлов стихи написал под впечатлением города Венеции.
Перед тем, как Вы будете слушать романс Венецианская Ночь давайте мы с вами познакомимся со значением некоторых слов, которые Вы возможно услышите впервые
Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы выполнили творческое задание по группам,
Изобразите на листе бумаги, какие цвета вы бы использовали,если бы рисовали картину под звучание этого великолепного романса Что вас впечатлило ?И почему ?
Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…
- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:
- Каким изображён Александр Сергеевич?
- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?
- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает.
- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира.
- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её.
- А мы сейчас с Вами прослушаем романс М.Глинки на стихи Пушкина
Я помню чудное мгновенье
Прослушивание романса … обсуждение
- Ребята, так же хочется отметить,что На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще
Александру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.
В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.
- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про великолепное время года – осень,не только переносят нас в необычайную красоту природы, но и очень легко запоминаются.
СТИХ Унылая пора
Отрывок МОРОЗ И СОЛНЦЕ
Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия. Понравилось ли вам так путешествовать?
- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?
- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?
-Назовите, какие романсы мы слушали?
- С какими композиторами сегодня на уроке встретились?
- Чем отличается народная песня от авторской?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?
Ответы учащихся, обсуждение.
Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.
Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:
Пушкинский свет добра,
Ты нам необходим,
Шум тригорских дубрав,
Сороти белый дым.
Пущин – лицейский друг,
Мчится в снежную глушь.
Трудно без дружеских рук
Клин журавлей вдали,
Болдинский ясный свет.
Где – то грустит Натали,
Ждет твоих писем в ответ.
Дружбы, любви торжество
Через преграды лет,
Музыку слов - божество,
Даришь нам, лучший поэт!
- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина.
А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и.
Конспект урока по музыке 3 класс
План конспект урока по музыке 4 класс
План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков.
Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"
На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку.
Презентаццию к конспекту урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков.
Презентация к опере "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков. Презентация идет по конспекту урока,который представлен на сайте.
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Приют, сияньем муз одетый.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Приют, сияньем муз одетый…
В ХIХ веке в дворянских семьях часто устраивали вечера домашнего музицирования. Такие вечера были не редкостью и у соседей А.Пушкина по имению в Тригорском.
Тригорское - имение ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф.
На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени. В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.
Вене́ция — город в Италии. Венеция удивительна и необыкновенна, она привлекает туристов со всего мира. Город замечателен тем, что построен на множестве морских островов.
Ночь весенняя дышала Светлой южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов, От зеленых берегов. Свод лазурный, томный рокот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны, Упоенья аромата И цветов, и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав, Гармонических октав. Все вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется; мчится младость На любви осенний пир, По волнам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком, Веют легким ветерком. Гандола - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции. Торквато - итальянский поэт XVI века
В центре вечера – музыка и ,конечно А.Пушкин, который читает стихи. В его чтении столько музыкальности, что все присутствующие испытывают наслаждение.
Презентация к уроку музыки занкомит обучающихся с вечерами домашнего музицирования в ХIХ веке.
Приют, сияньем муз одетый…
В ХIХ веке в дворянских семьях часто устраивали вечера домашнего музицирования. Такие вечера были не редкостью и у соседей А.Пушкина по имению в Тригорском.
Тригорское - имение ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф.
На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени.
В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.
Вене́ция — город в Италии. Венеция удивительна и необыкновенна, она привлекает туристов со всего мира. Город замечателен тем, что построен на множестве морских островов.
Романс - (испанское romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Упоенья аромата И цветов, и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав, Гармонических октав. Все вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется; мчится младость На любви осенний пир, По волнам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком, Веют легким ветерком.
Ночь весенняя дышала Светлой южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов, От зеленых берегов. Свод лазурный, томный рокот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны,
Торквато - итальянский поэт XVI века
Гандола - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.
В центре вечера – музыка и ,конечно А.Пушкин, который читает стихи. В его чтении столько музыкальности, что все присутствующие испытывают наслаждение.
МУЗА - (греч. musa ) . В Греческой мифологии - одна из девяти БОГИНЬ. покровительниц различных ИСКУССТВ и наук, вдохновлявших поэтов, художников.
Цели и задачи:
- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;
- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;
- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.
Критская. Музыка, 4 класс
II четверть
Цели и задачи:
- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;
- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;
- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.
Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Мотивация. Целеполагание
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей.
- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели.
- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца. В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.
Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса. В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.
Вот строки А. Пушкина:
«Приду под липовые своды
И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!
- Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?
- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.
- Ребята, а какая еще музыка звучала на вечерах в Тригорском? Загляните в путеводитель – учебник на стр. 56.
- Музыка Моцарта и Гайдна.
- Вы совершенно правы. На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще Адександру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.
В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.
Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…
- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:
- Каким изображён Александр Сергеевич?
- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?
- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает.
- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира.
- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её.
- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про зиму не только переносят нас в холодную красоту природы, но и очень легко запоминаются.
В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша! Зимой особенно светло оттого, что под ногами – не чёрная земля, а белый ослепительный снег. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.
«Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
- Думаю, ребята, не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят это время года за множество зимних игр и забав: катание на лыжах, санях и коньках, игра в снежки и, конечно, за самый чудесный, волшебный праздник – Новый год!
Сегодня мы разучим песню о зиме.
Разучивание, пение. Вокально-хоровая работа:
Пришла зима, муз. Ю. Верижникова
Тихая ночь, муз. Грубера
(Слова учителя перед повторением песни:
- Какой ещё удивительный праздник приходит к нам зимой?)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия. Понравилось ли вам так путешествовать?
- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?
- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?
- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?
Ответы учащихся, обсуждение.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.
Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:
Пушкинский свет добра,
Ты нам необходим,
Шум тригорских дубрав,
Сороти белый дым.
Пущин – лицейский друг,
Мчится в снежную глушь.
Трудно без дружеских рук
Клин журавлей вдали,
Болдинский ясный свет.
Где – то грустит Натали,
Ждет твоих писем в ответ.
Дружбы, любви торжество
Через преграды лет,
Музыку слов - божество,
Даришь нам, лучший поэт!
- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина.
А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Читайте также: