Природа усть кута сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Усть-Кут — город (с 1954) в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области. Расположен в 510 км севернее Иркутска в центральной части области в месте слияния рек Лены и Куты.

Население — 45 375 [1] человек, Росстат).

Крупный Осетрово-Ленский транспортный узел на пересечении железнодорожных, речных, воздушных и автомобильных путей. Включает порт Осетрово, в прошлом крупнейший речной порт в СССР [2] . Перевалка грузов на Север. Кроме того, лесозаготовка, добыча углеводородов. Медицинское обслуживание (санатории с лечебными грязями).

Глава Усть-Кутского городского поселения — Кривоносенко Владимир Георгиевич.

Содержание

Физико-географические характеристики

Географическое положение

Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.

Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

  • по железной дороге — 1385 км (Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
  • по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
  • прямым воздушным путём — 510 км.

Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Часовой пояс

Усть-Кут располагается в Иркутском часовом поясе: IRKT = UTC+9. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.

Климат

Климат города резко континентальный. Средняя темпаратура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.

Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.

Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.

Рельеф и геологическое строение

Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытых тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.

Непосредственно на территории города находятся запасы уникальных лечебных вод и грязей. Лечебные средства: радоновые 15 нкюри/л (43 единиц Махе) хлоридные натриевые рассолы, содержащие бром, которые в разведённом виде используют для ванн; иловая грязь озера. Лечение заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферической нервной системы [3] .

Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).

Почвенный покров

Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.

История

Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В 1628 (по другим данным — в 1629 [4] ) году казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.

Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.

Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.

Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.

Во время Гражданской войны в Усть-Куте разворачивались крупные партизанские бои — за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.

В 1926 году в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.

В 1941—1945 годах более 3 тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.

В 1943 году село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).

29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.

В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.

В 1996 году численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, — после чего начало уменьшаться (до 1,5 тыс. чел. ежегодно).

Наводнение 2001 года. В 2001 году город пострадал от наводнения на Лене (см. Ленск). В Усть-Куте были подтоплены часть прибрежных улиц, разрушены строения в частных секторах. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.

Название

Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).

Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.

Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.

Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 году.

Геральдика


Флаг города, принятый также 10 февраля 2009 года, повторяет рисунок герба.

Планировка города

Город сильно вытянут вдоль рек Лены и Куты — его длина по руслам рек составляет 34 км, в то время как максимальная ширина застройки не превышает 3 км.

Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из множества микрорайонов и посёлков [~ 1] . Это разделение прочно закрепилось в городском обиходе, и используется как на бытовом, так и на официальном уровне.

Центром современного города считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения.

Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными посёлками.

Принято отдельно выделять и старую часть города — бывшее село Усть-Кут. Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная, сохранились исторические здания.

Парки, зелёные зоны

В Усть-Куте есть несколько парков, действуют два фонтана. Город окружён тайгой — до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут спокойным пешим ходом. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.

Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд — например, Чёртова скала, Бубнов камень, скалы Любви, Петух, Мир и др.

Население

Демографическая ситуация

Численность населения города Усть-Кута по годам [6] (в тыс. чел.)
Год Численность
1875 (село) 0,278 [7]
1959 (город) 21,3
1967 29,0
1970 33,2
1979 49,6
1982 53,0
1986 57,0
1989 61,2
1992 61,8
1996 62,4
1998 59,6
2000 57,1
2001 56,2
2003 50,0
2005 47,6
2006 46,6
2007 45,8
2008 45,3
2009 44,8

До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 году Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, а уже в 1954 становится городом при численности населения около 20 тыс. человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.

Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996 года, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 году в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001—2003 годах достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10 % населения). В настоящее время темпы оттока несколько замедлились. С 2007 года после более чем 10-летнего перерыва в городе вновь отмечается естественный прирост.


По данным местной администрации, на конец 2009 года в Усть-Куте проживало 45 тыс. человек (по результатам переписи населения — 45 375 человек [1] в 2010 году) — это 84 % жителей района. За 2009 год количество населения уменьшилось на 1 % [8] .

    отток составил 420 чел., что на 20 % меньше, чем в 2008 году. составила 786 чел., смертность — 702 чел. Естественный прирост — 84 чел.

Уровень жизни населения [8]

По данным местной администрации на 1 января 2010 года, при численности постоянного населения 45 тыс. чел.:

  • число занятых в экономике составляло 14,2 тыс. чел., или 32 % от общей численности населения;
  • среднесписочная численность работающих на предприятиях малого и среднего производства — 3,1 тыс. чел. (22 %); в сфере транспорта и связи — 2 тыс. чел.;
  • число пенсионеров — 20,1 тыс. чел.

Среднемесячная заработная плата в 2009 года составил расчётно 16,4 тыс. руб (106 % к уровню 2008 года). Наиболее высокая заработная плата — в отраслях добычи полезных ископаемых, транспорта и связи. Средний размер пенсий — 8,1 тыс. руб. (145 %).

Средний прожиточный минимум составил 5 152 рубля на человека.

Местное самоуправление

С 1 января 2006 года [9] местное самоуправление осуществляется в рамках Усть-Кутского городского поселения. Исполнительно-распорядительный орган — администрация поселения, подчинённая администрации Усть-Кутского муниципального района; представительный орган — городская Дума.

Глава города (глава городской администрации) — Кривоносенко Владимир Георгиевич, впервые избранный 9 октября 2005 года. Переизбран 14 октября 2012 года [10] .

Глава городской думы — Николай Евгеньевич Тесейко, выдвинутый из числа депутатов городской Думы [11] .

Экономика

Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.

Существуют проекты по строительству в городе двух деревоперерабатывающих заводов с глубокой переработкой древесниы [8] . Ещё одним проектом предусмотрено строительство целлюлозно-бумажного комбината в Усть-Кутском районе при участии китайских инвесторов.

В секторе малого бизнеса действует 160 предприятий (2009), на которых занято 3,1 тыс. человек, или 22 процента от общей численности работающих. Основные виды деятельности — оптовая и розничная торговля (47 % общей выручки МСП) и транспорт (23 %) [8] .

Связь

Сотовая связь действует в городе с 2005 года. Операторы: Байкалвестком, Мобильные ТелеСистемы, БиЛайн, Мегафон. На 31 декабря 2008 года суммарная абонентская база (город и район) составила 40 тыс. человек [12]

Потребительский рынок

Оборот розничной торговли в 2009 году составил 3,58 млрд рублей (115,5 % к уровню 2008 года). Оборот общепита составил 120 млн рублей.

Транспорт

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Железнодорожный транспорт

Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:

  • грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;
  • исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)

До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.

Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена) [13] .

  • в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
  • в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

История. Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 году — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги. (Ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958 году. А в 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 году сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.

Воздушный транспорт

Речной транспорт

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита.

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Помимо федеральных и областных СМИ, в Усть-Куте выпускаются местные газеты, производятся местные радио- и телепрограммы. Офсетной печатью занимаются две типографии. Кроме того, действует несколько типографий, использующих ротационную печать.

Телевидение

Радио

Газеты

В Усть-Куте выпускаются две газеты:

Люди, связанные с Усть-Кутом

Фотографии


площадь речного вокзала Осетрово

Интересные факты

  • Город Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.
  • Усть-Кут — один из немногих городов, где на каждые пять лет приходится по два городских юбилея. Одинаково широко здесь празднуется как годовщина основания Усть-Кутского острога (каждый 1-й и 6-й год десятилетия), так и годовщина присвоения Усть-Куту статуса города (каждый 4-й и 9-й год). Юбилеи присвоения статуса города совпадают с юбилеями начала строительства БАМа, произошедшего на 20 лет позже.
  • В Усть-Куте находится единственный железнодорожный мост через Лену.

Примечания

Топографические карты

Ссылки

Административный центр: Иркутск
Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов

Поиск

  • Вы здесь:
  • Главная /
  • Каталог /
  • Регионы России /
  • Сибирский ФО /
  • Иркутская область /
  • г. Усть-Кут

г. Усть-Кут

Годом основания поселения, давшего жизнь городу считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал здесь Усть-Кутский острог.
В дальнейшем развитие острога напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок, а до начала XX в. служил местом ссылки политических заключённых. В 1974 году Усть-Кут был объявлен начальной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В городе располагался штаб Западного участка.
К 1926 году Усть-Кут уже был селом, которое стало центром новообразованного Усть-Кутского района.
29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения. Он образовался путем объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. С 1963 по 2004 год он являлся городом областного подчинения.

Сайт посвящен природе моего родного края. Но я надеюсь, что он будет интересен жителям других регионов, и, в первую очередь, жителям различных уголков Сибири.

Все виды растений, животных и грибов, описание которых сопровождено на моем сайте фотографиями, (в некоторых случаях рисунками и гербарными образцами) описаны для Усть-Кутского района Иркутской области. Все материалы, использованные в качестве иллюстраций и фотографии, так же сделаны в Усть-Кутском районе мною или моими коллегами по работе. Кроме того в каждой статье приведены списки родственных видов, обитающих на территории Сибири и Дальнего Востока. В некоторых случаях приведены списки родственных видов, обитающих на территории Европейской России.

С апреля 2008 года мой сайт сотрудничает с газетой "Семь цветов Радуги", которая выпускается Детским эколого-биологическим центром г. Усть-Кута". Теперь, на моем сайте, вы сможете познакомиться с самыми интересными статьями опубликованными в этой газете.

Сайт находится в стадии разработки.

Приглашаю всех посетить сайт моей ученицы об орхидеях Усать-Кутского района:

Обсудить вопросы связанные с работой сайта можно на форуме:

При полном или частичном копировании статей сайта, ссылка на сайт обязательна в следующем виде:

Железнодорожный и портовый город с населением 45 тысяч жителей, окружённый тайгой и растянувшийся почти на 40 километров между сопками по берегам рек Куты и Лены. Второе по старшинству русское поселение в Прибайкалье из ныне существующих. Город трёх названий: Усть-Кут, Осетрово, Лена. Известен также своим курортом с лечебными грязями.


В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.

Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.

В летнее время количество поездов на маршрутах увеличивается почти вдвое; вводятся дополнительные маршруты из Томска, Новосибирска, Анапы в направлении Северобайкальска и Тынды.

Обратите внимание, что если вы едете в Усть-Кут, билет обычно следует покупать до станци Лена. Это основная станция, расположенная в центре города. Поезда дальнего следования обычно стоят здесь 30—40 минут, и встречать вас, скорее всего, будут там.

Станция Усть-Кут находится в старой деревянной части города, покупать до неё билет целесообразно только если ваш пункт назначения — микрорайон Старый Усть-Кут. При необходимости попасть сразу в восточные микрорайоны города — Нефтебазу, Якурим и Мостоотряд, — можно взять билет до станции Лена-Восточная (стоянка поезда до 5 минут). Некоторые поезда также останавливаются на станции Якурим.

Из Иркутска ежедневно отправляются рейсовые автобусы через Тулун и Братск. Отправление из Иркутска и Усть-Кута вечером, прибытие в конечный пункт — утром следующего дня. Стоимость проезда — около 1600 рублей.

Автостанции в Усть-Куте нет. Прибытие и отправление автобусов осуществляется с площади железнодорожного вокзала Лена.

Только по с севера — по реке Лене до порта Осетрово.

Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств. Важно помнить:

Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).

Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.

Сразу напротив вокзала есть торговый центр - там можно приобрести еду на любой вкус по средней цене.

В 300 км к востоку от Усть-Кута расположена северная оконечность озера Байкал (город Северобайкальск). Только частный туризм: туристическими операторами направление не обслуживается. Популярен однодневный маршрут: отправление вечером из Усть-Кута — утром прибытие поезда в Гоуджекит (горячие источники) — на маршрутом такси до Северобайкальска (Байкал и тёплые береговые озёра) — пригородным поездом до Гоуджекита — вечером отправление поездом до Усть-Кута (прибытие утром следующего дня).

Одно из самых живописных мест на Лене — многокилометровая череда выветренных останцев, возвышающихся над заросшими лесом речными берегами. Культовый объект в традиционных верованиях местных народов — якутов, эвенков. Расположен в Якутии, на участке между Ленском и Якутском.

Читайте также: