Природа усть кута сообщение
Обновлено: 04.07.2024
Усть-Кут — город (с 1954) в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области. Расположен в 510 км севернее Иркутска в центральной части области в месте слияния рек Лены и Куты.
Население — 45 375 [1] человек, Росстат).
Крупный Осетрово-Ленский транспортный узел на пересечении железнодорожных, речных, воздушных и автомобильных путей. Включает порт Осетрово, в прошлом крупнейший речной порт в СССР [2] . Перевалка грузов на Север. Кроме того, лесозаготовка, добыча углеводородов. Медицинское обслуживание (санатории с лечебными грязями).
Глава Усть-Кутского городского поселения — Кривоносенко Владимир Георгиевич.
Содержание
Физико-географические характеристики
Географическое положение
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
- по железной дороге — 1385 км (Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
- по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
- прямым воздушным путём — 510 км.
Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Часовой пояс
Усть-Кут располагается в Иркутском часовом поясе: IRKT = UTC+9. Разница во времени с Москвой — 5 часов: MSK +5.
Климат
Климат города резко континентальный. Средняя темпаратура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Рельеф и геологическое строение
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытых тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.
Непосредственно на территории города находятся запасы уникальных лечебных вод и грязей. Лечебные средства: радоновые 15 нкюри/л (43 единиц Махе) хлоридные натриевые рассолы, содержащие бром, которые в разведённом виде используют для ванн; иловая грязь озера. Лечение заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферической нервной системы [3] .
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвенный покров
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
История
Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В 1628 (по другим данным — в 1629 [4] ) году казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.
Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте разворачивались крупные партизанские бои — за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.
В 1926 году в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.
В 1941—1945 годах более 3 тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.
В 1943 году село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.
В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 году численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, — после чего начало уменьшаться (до 1,5 тыс. чел. ежегодно).
Наводнение 2001 года. В 2001 году город пострадал от наводнения на Лене (см. Ленск). В Усть-Куте были подтоплены часть прибрежных улиц, разрушены строения в частных секторах. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.
Название
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 году.
Геральдика
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009 года, повторяет рисунок герба.
Планировка города
Город сильно вытянут вдоль рек Лены и Куты — его длина по руслам рек составляет 34 км, в то время как максимальная ширина застройки не превышает 3 км.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из множества микрорайонов и посёлков [~ 1] . Это разделение прочно закрепилось в городском обиходе, и используется как на бытовом, так и на официальном уровне.
Центром современного города считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения.
Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными посёлками.
Принято отдельно выделять и старую часть города — бывшее село Усть-Кут. Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная, сохранились исторические здания.
Парки, зелёные зоны
В Усть-Куте есть несколько парков, действуют два фонтана. Город окружён тайгой — до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут спокойным пешим ходом. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд — например, Чёртова скала, Бубнов камень, скалы Любви, Петух, Мир и др.
Население
Демографическая ситуация
Год | Численность |
---|---|
1875 (село) | 0,278 [7] |
1959 (город) | 21,3 |
1967 | 29,0 |
1970 | 33,2 |
1979 | 49,6 |
1982 | 53,0 |
1986 | 57,0 |
1989 | 61,2 |
1992 | 61,8 |
1996 | 62,4 |
1998 | 59,6 |
2000 | 57,1 |
2001 | 56,2 |
2003 | 50,0 |
2005 | 47,6 |
2006 | 46,6 |
2007 | 45,8 |
2008 | 45,3 |
2009 | 44,8 |
До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 году Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, а уже в 1954 становится городом при численности населения около 20 тыс. человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.
Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996 года, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 году в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001—2003 годах достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10 % населения). В настоящее время темпы оттока несколько замедлились. С 2007 года после более чем 10-летнего перерыва в городе вновь отмечается естественный прирост.
По данным местной администрации, на конец 2009 года в Усть-Куте проживало 45 тыс. человек (по результатам переписи населения — 45 375 человек [1] в 2010 году) — это 84 % жителей района. За 2009 год количество населения уменьшилось на 1 % [8] .
-
отток составил 420 чел., что на 20 % меньше, чем в 2008 году. составила 786 чел., смертность — 702 чел. Естественный прирост — 84 чел.
Уровень жизни населения [8]
По данным местной администрации на 1 января 2010 года, при численности постоянного населения 45 тыс. чел.:
- число занятых в экономике составляло 14,2 тыс. чел., или 32 % от общей численности населения;
- среднесписочная численность работающих на предприятиях малого и среднего производства — 3,1 тыс. чел. (22 %); в сфере транспорта и связи — 2 тыс. чел.;
- число пенсионеров — 20,1 тыс. чел.
Среднемесячная заработная плата в 2009 года составил расчётно 16,4 тыс. руб (106 % к уровню 2008 года). Наиболее высокая заработная плата — в отраслях добычи полезных ископаемых, транспорта и связи. Средний размер пенсий — 8,1 тыс. руб. (145 %).
Средний прожиточный минимум составил 5 152 рубля на человека.
Местное самоуправление
С 1 января 2006 года [9] местное самоуправление осуществляется в рамках Усть-Кутского городского поселения. Исполнительно-распорядительный орган — администрация поселения, подчинённая администрации Усть-Кутского муниципального района; представительный орган — городская Дума.
Глава города (глава городской администрации) — Кривоносенко Владимир Георгиевич, впервые избранный 9 октября 2005 года. Переизбран 14 октября 2012 года [10] .
Глава городской думы — Николай Евгеньевич Тесейко, выдвинутый из числа депутатов городской Думы [11] .
Экономика
Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.
Существуют проекты по строительству в городе двух деревоперерабатывающих заводов с глубокой переработкой древесниы [8] . Ещё одним проектом предусмотрено строительство целлюлозно-бумажного комбината в Усть-Кутском районе при участии китайских инвесторов.
В секторе малого бизнеса действует 160 предприятий (2009), на которых занято 3,1 тыс. человек, или 22 процента от общей численности работающих. Основные виды деятельности — оптовая и розничная торговля (47 % общей выручки МСП) и транспорт (23 %) [8] .
Связь
Сотовая связь действует в городе с 2005 года. Операторы: Байкалвестком, Мобильные ТелеСистемы, БиЛайн, Мегафон. На 31 декабря 2008 года суммарная абонентская база (город и район) составила 40 тыс. человек [12]
Потребительский рынок
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 3,58 млрд рублей (115,5 % к уровню 2008 года). Оборот общепита составил 120 млн рублей.
Транспорт
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Железнодорожный транспорт
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
- грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;
- исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена) [13] .
- в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
- в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
История. Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 году — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги. (Ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958 году. А в 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 году сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
Воздушный транспорт
Речной транспорт
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита.
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Помимо федеральных и областных СМИ, в Усть-Куте выпускаются местные газеты, производятся местные радио- и телепрограммы. Офсетной печатью занимаются две типографии. Кроме того, действует несколько типографий, использующих ротационную печать.
Телевидение
Радио
Газеты
В Усть-Куте выпускаются две газеты:
Люди, связанные с Усть-Кутом
Фотографии
площадь речного вокзала Осетрово
Интересные факты
- Город Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.
- Усть-Кут — один из немногих городов, где на каждые пять лет приходится по два городских юбилея. Одинаково широко здесь празднуется как годовщина основания Усть-Кутского острога (каждый 1-й и 6-й год десятилетия), так и годовщина присвоения Усть-Куту статуса города (каждый 4-й и 9-й год). Юбилеи присвоения статуса города совпадают с юбилеями начала строительства БАМа, произошедшего на 20 лет позже.
- В Усть-Куте находится единственный железнодорожный мост через Лену.
Примечания
Топографические карты
Ссылки
Административный центр: Иркутск
Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов
Поиск
- Вы здесь:
- Главная /
- Каталог /
- Регионы России /
- Сибирский ФО /
- Иркутская область /
- г. Усть-Кут
г. Усть-Кут
Годом основания поселения, давшего жизнь городу считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал здесь Усть-Кутский острог.
В дальнейшем развитие острога напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок, а до начала XX в. служил местом ссылки политических заключённых. В 1974 году Усть-Кут был объявлен начальной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В городе располагался штаб Западного участка.
К 1926 году Усть-Кут уже был селом, которое стало центром новообразованного Усть-Кутского района.
29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения. Он образовался путем объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. С 1963 по 2004 год он являлся городом областного подчинения.
Сайт посвящен природе моего родного края. Но я надеюсь, что он будет интересен жителям других регионов, и, в первую очередь, жителям различных уголков Сибири.
Все виды растений, животных и грибов, описание которых сопровождено на моем сайте фотографиями, (в некоторых случаях рисунками и гербарными образцами) описаны для Усть-Кутского района Иркутской области. Все материалы, использованные в качестве иллюстраций и фотографии, так же сделаны в Усть-Кутском районе мною или моими коллегами по работе. Кроме того в каждой статье приведены списки родственных видов, обитающих на территории Сибири и Дальнего Востока. В некоторых случаях приведены списки родственных видов, обитающих на территории Европейской России.
С апреля 2008 года мой сайт сотрудничает с газетой "Семь цветов Радуги", которая выпускается Детским эколого-биологическим центром г. Усть-Кута". Теперь, на моем сайте, вы сможете познакомиться с самыми интересными статьями опубликованными в этой газете.
Сайт находится в стадии разработки.
Приглашаю всех посетить сайт моей ученицы об орхидеях Усать-Кутского района:
Обсудить вопросы связанные с работой сайта можно на форуме:
При полном или частичном копировании статей сайта, ссылка на сайт обязательна в следующем виде:
Железнодорожный и портовый город с населением 45 тысяч жителей, окружённый тайгой и растянувшийся почти на 40 километров между сопками по берегам рек Куты и Лены. Второе по старшинству русское поселение в Прибайкалье из ныне существующих. Город трёх названий: Усть-Кут, Осетрово, Лена. Известен также своим курортом с лечебными грязями.
В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.
Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.
В летнее время количество поездов на маршрутах увеличивается почти вдвое; вводятся дополнительные маршруты из Томска, Новосибирска, Анапы в направлении Северобайкальска и Тынды.
Обратите внимание, что если вы едете в Усть-Кут, билет обычно следует покупать до станци Лена. Это основная станция, расположенная в центре города. Поезда дальнего следования обычно стоят здесь 30—40 минут, и встречать вас, скорее всего, будут там.
Станция Усть-Кут находится в старой деревянной части города, покупать до неё билет целесообразно только если ваш пункт назначения — микрорайон Старый Усть-Кут. При необходимости попасть сразу в восточные микрорайоны города — Нефтебазу, Якурим и Мостоотряд, — можно взять билет до станции Лена-Восточная (стоянка поезда до 5 минут). Некоторые поезда также останавливаются на станции Якурим.
Из Иркутска ежедневно отправляются рейсовые автобусы через Тулун и Братск. Отправление из Иркутска и Усть-Кута вечером, прибытие в конечный пункт — утром следующего дня. Стоимость проезда — около 1600 рублей.
Автостанции в Усть-Куте нет. Прибытие и отправление автобусов осуществляется с площади железнодорожного вокзала Лена.
Только по с севера — по реке Лене до порта Осетрово.
Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств. Важно помнить:
Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).
Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.
Сразу напротив вокзала есть торговый центр - там можно приобрести еду на любой вкус по средней цене.
В 300 км к востоку от Усть-Кута расположена северная оконечность озера Байкал (город Северобайкальск). Только частный туризм: туристическими операторами направление не обслуживается. Популярен однодневный маршрут: отправление вечером из Усть-Кута — утром прибытие поезда в Гоуджекит (горячие источники) — на маршрутом такси до Северобайкальска (Байкал и тёплые береговые озёра) — пригородным поездом до Гоуджекита — вечером отправление поездом до Усть-Кута (прибытие утром следующего дня).
Одно из самых живописных мест на Лене — многокилометровая череда выветренных останцев, возвышающихся над заросшими лесом речными берегами. Культовый объект в традиционных верованиях местных народов — якутов, эвенков. Расположен в Якутии, на участке между Ленском и Якутском.
Читайте также: