Причины и истоки агрессивного поведения сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Тема агрессивности является актуальной, так как за последние несколько десятков лет жизнь социума кардинально изменилась. Наше общество, которое перешло к рыночным отношениям, очень поменялось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений. Общество стало очень агрессивными, жестоким и циничным.

Содержание

Введение2
§1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии 2
§2. Факторы, способствующие становлению агрессивного поведения 4
§3. Социальные факторы, влияющие на развитие агрессии 8
§4. Гендерные различия в агрессивном поведении 15
§5. Предотвращение агрессивного поведения18
Заключение21
Список используемых источников23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Псих. прест. реферат.docx

§1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии 2

§2. Факторы, способствующие становлению агрессивного поведения 4

§3. Социальные факторы, влияющие на развитие агрессии 8

§4. Гендерные различия в агрессивном поведении 15

§5. Предотвращение агрессивного поведения18

Список используемых источников23

Тема агрессивности является актуальной, так как за последние несколько десятков лет жизнь социума кардинально изменилась. Наше общество, которое перешло к рыночным отношениям, очень поменялось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений. Общество стало очень агрессивными, жестоким и циничным.

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Важнейшими событиями краткой истории человечества являются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали других людей. Современные общества не отличаются дружелюбием, люди порой стремятся причинять боль и страдания окружающим. Почему родители избивают собственных детей? Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинкту самосохранения? Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться. В своей работе я попыталась найти ответы на эти вопросы.

1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды агрессии

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Иными словами агрессия – это поведение, направленное на нанесение вреда, вызванное какими-либо мотивами.

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния. Здесь же можно выделить агрессивное поведение животных.

Это поведение, направленное против представителей того же или

другого вида животных. Различают истинную и мнимую борьбу животных. Истинная борьба возникает между хищником и жертвой. Преобладающая форма проявления внутривидового агрессивного поведения животных, в частности самцов-соперников – это мнимая (или ритуализованная) борьба. Наряду с этими понятиями различают ещё понятие агрессивности. Агрессивность – это качества личности. Вот как объяснил агрессивность В.А.Аверин: «Любое поведение – это всегда поведение конкретного

человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. И нередко ошибаемся в этом прогнозе, поскольку сами по себе качества – это только возможности, предпосылки того или иного действия или поступка. Они могут проявиться в поведении, а могут и не проявиться. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством.

Агрессия может появиться в силу разных причин. Ими может выступать фрустрация, и стресс, общее физическое и психологическое состояние.

А раз существуют разные причины возникновения агрессивного состояния, существуют и различные виды агрессии.

Такими видами являются:

1) физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта (как правило, физическая агрессия более свойственна мужчинам, или если это животные – самцам);

2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань). Эта форма агрессии свойственна скорее женщинам;

3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия – действия, которые окольным путём направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.) и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы

ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками и т.п.);

5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

6) враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

2. Факторы, способствующие становлению агрессивного поведения

Для ребенка первым источником получения информации об окружающем мире является семья. Как строить свои отношения с другими людьми и с миром в целом ребенок учиться на примере таких связей у родителей. И от того, чему он у них научится, в большой степени зависит,

последних. Первое, в силу естественной реакции защиты при нападении, (иногда бывает, что как бы ребенок ни старался, он всё равно делает неверно), а второе, по всей вероятности, из-за несформированности у ребенка мнения в отношении его действий, он не знает, правильно он поступил или нет, потому что не получил поощрения или непоощрения. Физические наказания детей в процессе их социализации могут оказаться примером агрессивности, т.е. фактически дети усвоят правило, что более слабых можно обижать.

Существуют ещё два параметра, которые влияют на становление или нестановление агрессивности у детей. Это степень опеки и осведомленности о своих детях – контроль. И постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия – последовательность. Дети, чьи родители не следят за их поведением и непоследовательны в наказаниях, как правило, ведут себя асоциально. Утверждается, что вмешательство родителей при агрессии между братьями-сестрами может на самом деле потворствовать развитию

агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданных вывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине

Немало важным является влияние со стороны агрессии. Человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для себя новые грани агрессивного поведения, то есть обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Индивид, наблюдающий за агрессивными действиями других, зачастую может

кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое (эффект снятия запретов). Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли. Люди, часто наблюдающие насилие склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.

использованием агрессивных сцен и другая информация, которую дети невольно получают, так же может повлиять на становление агрессивного поведения. На примере героев просмотренных фильмов, дети могут строить модель поведения, в нашем случае агрессивного, в той или иной ситуации. Даже, казалось бы, безобидные детские мультфильмы могут стать причиной формирования агрессивного поведения у ребенка. Например, один мультяшный герой, чтобы взять у другого желаемый предмет, но не принадлежащий ему, может стукнуть беднягу чем-нибудь тяжелым. Какой

Нельзя недооценивать факторы, о которых было упомянуто. Если мы не хотим, чтобы наши дети были агрессивными, чтобы они сами в будущем страдали от этого, нужно оградить их по возможности от насилия.

3. Социальные факторы, влияющие на развитие агрессии

Агрессия не возникает сама по себе. Слова, поступки или внешность жертвы, какие-то ассоциации с этой внешностью могут способствовать появлению агрессивного поведения.

Фрустрация, как неожиданная преграда к достижению намеченной цели, к получению желаемого результата, является важным определяющим моментов в появлении агрессии у человека. Представим себе ситуацию, ты спешишь на работу, понимаешь, что уже опаздываешь, и делаешь это не в

ВложениеРазмер
istoki_agressivnogo_povedeniya.doc 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки агрессивного поведения.

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (З.Фрейд, Эрик Фромм, Алис Миллер, Р. Бэрон, Д.Ричардсон, А.Берковец, А.Бандура, Реан, В.Оклендер и др.), но, при этом, недостаточно психологической литературы, содержащие рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению конструктивного поведения.

  1. Социально-культурологический аспект детской агрессивности.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения том факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

1.2. Агрессия и агрессивность .

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выдвинуты следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.

1.2.2.Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываясь выполнять их просьбы.

4. Мнительны и завистливы.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течении 6-ти месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающим агрессивностью как качеством личности. И таковых детей можно назвать агрессивными.

1.2.2.Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраст и подростков.

1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

2. Инициируют физические драки.

3. Используют предметы, которые могут ранить.

4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

5. Воровство по отношению к человеку, который не нравиться.

6. Намеренная порча имущества.

7. Шантаж, вымогательство.

8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.

9. Намеренная порча имущества.

10. Побеги из дома.

11. Не ходит в школу или выгнали из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течении 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

Можно выделить характерологические особенности самих агрессивных детей, а также их семей, поскольку эти особенности и дают ключ к тем направления, в которых нужно строить коррекционную работу. Без системного рассмотрения проблемы агрессивности, учитывающей все особенности агрессивных детей, успех коррекционной работы будет весьма отрицательным и неустойчивым.

Американский психолог М. Алворд (1998) выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы.

1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей

1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Опыт работы с агрессивными детьми в детских садах и школах позволяет указать еще на три важнейшие характерологические особенности подобных детей:

1) имеют высокий уровень личностной тревожности;

2) имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

3) чувствуют себя отверженными.

Приведенный выше анализ характерологических особенностей агрессивных детей позволяет выделить основные направления коррекционной работы, а также придать ей целенаправленный и целостный характер.

В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.

1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей

1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановиться на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997):

► реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

► характер отношений между родителями и детьми в целом;

► уровень семейной гармонии или дисгармонии;

► характер отношений с родными братьями и сестрами.

Также важным является фактор полной или неполной семьи . Например, американские исследователи (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) сообщают, что для людей, совершающих заказные политические убийства или покушения, характерно происхождение из распавшихся семей, где родители уделяли минимальное внимание ребенку.

Также установлено, что «если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):

► плохие отношения с одним или обоими родителями;

► или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;

► или они ощущают безразличие к своим чувствам;

► а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью,

то они с большой долей вероятности :

— будут втянуты в преступную деятельность;

— будут ополчаться на других детей;

Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса (Jones, 1979). Исследователи наблюдали , как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки после того, как он заплакал или протянул к ней руки ; фиксировалось также агрессивное поведение детей, направленное на других детей (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

Интересен факт становления агрессивного поведения ребенка в зависимости от характера взаимоотношений в семье между братьями и сестрами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Как оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения и наказанием за драки со стороны родителей . Так, Фельсоном показано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном старших детей. По мнению автора исследования, без родительского вмешательства (наказания) агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.

В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

Создается впечатление, что, прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за свое психологическое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую очередь, своим отцам) за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведения, детей, сделанного А. Бандурой (А. Бандура, 1998).

1.3.2. Особенности семей агрессивных детей

1.В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

2. Отцы часто, сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, — это:

► введение ограничений и отсутствие поощрений;

► частые изоляции детей;

► сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

Агрессия на самом деле вовсе не плоха и даже необходима. Ну представьте себе, как бы вы появились на свет, если бы сперматозоид вашего папы не был агрессивным, не растолкал всех остальных и не дошел до цели! Вы бы сейчас не читали эту статью.

 Причины агрессивного поведения картинка

Агрессивное поведение мужчины: причины

Вот вам живой пример. На даче разросся дикий виноград, и часть веточек зацепилась за крышу соседа; и такая же красота теперь у соседей. Но тут выходит сосед с лестницей, перелезает через забор и срубает весь виноград.

Что это, как не проявление агрессивного поведения из-за того, что растение нарушило чужую территорию? Никто не залез в дом, не сказал ничего обидного его жене, мальчишки не выбили мячом случайно окно. Красивое растение, не понимая и не ведая границ, росло себе во все стороны. Но в результате лишилось жизни.

Хорошо, что еще сами пострадавшие соседи не стали выяснять отношения, а то бы неизвестно, чем дело кончилось.
Или вот. Мужчина из ревности убил другого мужчину, который посмотрел на его жену.

Тут вам не просто территория чужая. Есть нечто, что я считаю своим, а тут кто-то может у меня это отобрать. И даже если он не хочет отобрать, но только посматривает — ревность пресекает это на корню.

Я мечу территорию, чтоб никто чужой не заходил, и скалю зубы, чтоб не покушались на мое добро.

Причины и истоки агрессивного поведения

Причины агрессивного поведения берут начало в биологической программе нашего вида еще от зарождения человека. Это был неприязненный вид, ранний человек, у которого инстинкты преобладали.

Мы рождаемся и умираем, как животные, и во многих своих пристрастиях и поступках руководствуемся инстинктами. В биологии инстинкт — это врожденная биологическая программа поведения. Такая же программа в компьютере, без которой он не будет работать.

Наши предки во многом еще пользовались инстинктом, как и животные. Но у первобытного человека не было когтей, зубов и быстрых ног, которые были у животных. Постоянные проблемы с пищей — практически голод. Поэтому желание съесть другого вполне естественно для того времени.

 причины агрессивного поведения человека картинка

Чем менее человек развит, тем он более неприязненный, недоверчивый, настороженный, агрессивный. И как следствие, такой человек бывает не реализован в обществе. Но при развитых свойствах длительная невозможность реализации приводит к фрустрациям и агрессии. Это основные причины агрессивного поведения.

Причины агрессивного поведения: эволюция желаний

И тогда человек хочет испытывать хотя бы куцую радость, когда другому плохо: злорадство. Или стремится использовать его имущество для себя.

С этого времени появились войны. Это не что иное, как коллективное стяжательство и разрядка агрессии. Нельзя сознательно остановить войну, так как это коллективное бессознательное.

Причины агрессивного поведения: от заботы о себе до заботы об обществе

Любые изменения сопровождаются агрессией. Так, например, подросток претерпевает постоянные изменения — роста, веса, гормонов, перепадов настроения. Меняется поведение его с другими подростками, которые тоже проходят такие же этапы изменений. И поэтому подростки часто очень агрессивны.

По типу агрессии всегда можно понять, чего не хватает человеку. Что он хочет, но не получает. Какая его потребность не реализована.

Все развивается в свою противоположность — и любой ребенок, и наш вид. От агрессивного, неприязненного, направленного только на себя — до живущего во благо общества.

Агрессия и энергия

Все сегодня жалуются на то, что не хватает сил, совсем нет энергии. Ее не хватает на работу, семью, детей, на отдых, на чтение. А между тем любая агрессия сопровождается большим выбросом энергии. Нужна энергия на планы, на реализацию желаний, но уходит она не туда. Уходит она на агрессию или на то, чтобы контролировать ее.

Когда мы злимся и ведем себя агрессивно — просто сбрасываем огромное количество энергии в никуда, и потом у нас нет сил. Мы обесточены. Это тоже природный механизм, чтобы мы не навредили себе еще больше.

Или мы сдерживаем эту энергию в себе, причиняя себе вред в виде психосоматических заболеваний.

Это происходит потому, что мы этим не управляем. Снаружи ничего не произойдет, пока не осознаем этот механизм. Энергии много, но она работает против нас. Но теперь вы знаете триггер, и уже не будете ее расходовать просто так.

Автор Анна Афанасова, психолог
Корректор Екатерина Жаворонкова

Агрессия — это явление, которое сопровождает историю человечества на протяжении веков. Высшим проявлением человеческой агрессии в 20 веке был геноцид, а в 21 веке — терроризм. Прогрессивные умы человечества продолжают задавать вопросы о причинах деструктивности и насилия и мерах по их предотвращению.

Проблема агрессии, тесно связанная с проблемами власти, насилия, враждебности, согласия, толерантности, во все времена внимание исследователей стремилось проникнуть и определить ее природу, механизмы, причины, способы регулирования и контроля деструктивного поведения. Сегодня актуальность исследования агрессии определяется рядом причин. Несмотря на многочисленные акции и призывы к толерантности, терпимости и гармонии, наблюдается эскалация деструктивного поведения и рост аномии на всех уровнях общественных отношений. Это проявляется в росте преступности, терроризма, экстремизма, возникновении новых вооруженных конфликтов и увеличении немотивированных деструктивных действий. Социально-экономические преобразования, которые переживает сегодня Россия, направленные на развитие личности, повышение ее общественно-политической, морально-этической, социально-гражданской, социально-психологической, коммуникативной компетентности и культуры, творческого потенциала, происходят на фоне роста деструктивных явлений в обществе. Зарождающееся гражданское общество в современной России нуждается в единстве по основным интересам и ценностям. В этом контексте необходимость найти ответ на вопросы, почему люди ведут себя деструктивно и какие меры следует предпринять для предотвращения или контроля такого поведения, вновь становится актуальной.

Проблемная область, в которой рассматривается агрессия, чрезвычайно широка. Различные его аспекты входят в сферу интересов таких отраслей науки, как психология, биология, социология и конфликтология. Несмотря на значительное исследование проблемы, дихотомия этой концепции сохраняется. Это обусловлено, с одной стороны, противоречивой и парадоксальной природой агрессии, а с другой — множественностью подходов, каждый из которых имеет свое поле проблем, сводимых к явлениям биологического, психологического, социального и конфликтологического порядка, из которых вытекает проблема понимания агрессии.

Проблема агрессии в социальной психологии - Понятие и виды агрессии

Понятие и виды агрессии

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, причиняет вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняет людям физический вред или психологический дискомфорт (негативные чувства, состояние напряженности, тревоги, депрессии и т.д.).

Различают следующие виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение) — применение физической силы против другого человека или объекта;
  2. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как по форме (споры, крики, доносы), так и по содержанию вербальных реакций (угрозы, проклятия, ругательства);
  3. прямая агрессия — направленная непосредственно на объект или субъект;
  4. косвенная агрессия — действия, косвенно направленные на другого человека (злобные сплетни, шутки и т.д.), а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и беспорядком (вспышки гнева, проявляющиеся в криках, топанье ногами, стучании кулаками по столу и т.д.);
  5. инструментальная агрессия, которая является средством для достижения цели;
  6. враждебная агрессия — выражается в действиях, направленных на причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия — агрессия, выражающаяся в самобичевании, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и даже самоубийстве;
  8. альтруистическая агрессия, целью которой является защита других от агрессивных действий другого.

Агрессивное поведение — это форма реакции на различные физически и психологически неблагоприятные жизненные ситуации, которые вызывают стресс, фрустрацию и т.д. Причинные состояния. В психологическом плане А. выступает как один из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и самобытности, защитой и развитием чувства собственной ценности, самоуважения, уровня стремлений, а также с сохранением и усилением контроля над средой, что крайне важно для субъекта.

Агрессивные действия действуют как:

  1. средство для достижения значимой цели;
  2. средство психологической разрядки;
  3. способ удовлетворения потребности в самоактуализации и самоутверждении.

Переживание агрессии характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивностью. Чувство уверенности в себе значительно выше при агрессии, чем при любой другой эмоции.

Агрессия — это активная форма выражения гнева, которая проявляется в причинении вреда человеку или объекту. Это то определение, которое мы часто предпочитаем, но есть и научное определение.

Агрессия — это поведение, целью которого является причинение боли, страданий, вреда. Она проявляется под влиянием эмоций или как выученное поведение с целью достижения определенных собственных интересов.

Агрессивные реакции — это реакции борьбы за выживание, попытка изменить ситуацию. Она заключается в разочаровании, протесте, гневе или откровенном насилии. Агрессия в некоторых случаях лучше, чем нытье, жалобы, рабское послушание, бесплодные фантазии и другие эскапистские модели поведения.

Агрессивность — это психологический феномен, который проявляется как стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях. Оно может проявляться как психологический процесс или состояние, но также может быть чертой личности и даже характера в результате неадекватного воспитания или симптомом психического заболевания.

Истоки агрессии

Вопрос о происхождении агрессии был поднят в 1920-х годах. На протяжении десятилетий исследователи пытались понять, является ли агрессивное поведение врожденной или пожизненной формой реагирования.

Агрессия как врожденное поведение. Первая заключается в том, что агрессивное поведение является инстинктивным и генетическим:

  • Приносит пользу человеку и виду в целом;
  • позволяет организму адаптироваться к окружающей среде;
  • в той или иной степени проявляется у подавляющего большинства видов;
  • увеличивается по мере взросления человека;
  • не меняется в зависимости от индивидуального опыта.

Идея о том, что агрессия является врожденной формой реагирования, была внедрена приверженцами психоаналитического, а позднее эволюционного подходов.

Основателем психоаналитического подхода к изучению агрессии был 3-й Фрейд. Первоначально он считал, что все поведение человека проистекает из Эроса, жизненного инстинкта, энергия которого направлена на сохранение и воспроизводство живых существ. Позже он говорил о втором низшем инстинкте, Танатосе, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Согласно Фрейду, энергия Танатоса взаимодействует с энергией Эроса, и между ними существует постоянное напряжение. Для того чтобы энергия Танатоса не разрушала самого человека, существуют психологические механизмы, которые направляют эту энергию вовне. Таким образом, она выносится наружу и направляется на других людей. Таким образом, согласно Фрейду, человеческая агрессия является врожденным и неизбежным следствием Танатоса. Единственный способ уменьшить его — это выразительные, неразрушительные действия. Однако эффект минимален и непродолжителен.

Эволюционный подход основан на идеях Ч. Дарвина о передаче генов от одного поколения к другому, благодаря чему организм биологически приспосабливается к окружающей среде и побеждает в борьбе за существование. Согласно сторонникам этого подхода, агрессия — это адаптивная форма поведения, которая позволяет биологическому виду выживать и оставлять потомство. Как и психоаналитики, они считают, что агрессия по своей природе инстинктивна. Напротив, эволюционисты считают, что агрессивное поведение возникает только в определенных условиях.

Пионером этого подхода к изучению агрессии был этолог К. Лоренц, который считал, что агрессия возникает из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Таким образом, животные часто проявляют агрессивное поведение в ситуациях, необходимых для поддержания жизни, таких как поиск пищи, пары или защита территории.

Однако внутривидовая агрессия часто ограничивается демонстрацией агрессивных намерений и очень редко — смертью участника. Таким образом, агрессия позволяет животному сохранить свое место во внутривидовой иерархии, но не влияет на выживание вида в целом.

Согласно Лоренцу, агрессивная энергия постоянно генерируется в организме животных и людей и накапливается с течением времени. Для того чтобы эта энергия преобразовалась в поведение, необходимы два условия: наличие энергии и стимулы, способствующие ее разрядке. Чем больше накопленной энергии, тем слабее стимулы, которые вызывают у существа агрессию.

Однако, помимо агрессивной энергии, животные также обладают способностью подавлять свои агрессивные импульсы. Чем опаснее животное (чем больше его зубы, когти или другие орудия убийства), тем сильнее эта способность. В то же время, люди являются слабым сдерживающим фактором, поскольку физические характеристики человека исключают нанесение серьезных травм. По мере того как люди в ходе эволюции создавали дополнительные орудия убийства, их способность уничтожать представителей своего вида оказалась выше, чем способность сдерживать свои агрессивные порывы.

Факторы усвоения агрессивного поведения

Агрессия как результат социального обучения. Другой взгляд на происхождение агрессии родился в рамках необихевиорального подхода. Это отражено в теории социального обучения Бандуры. Бандура предполагает, что для понимания агрессивного поведения необходимо учитывать три фактора: как агрессивные действия усваиваются, факторы, провоцирующие их возникновение, и условия, позволяющие их закрепить. Агрессия возникает под воздействием биологических факторов и обучения, но закрепляется внешними наградами и наказаниями, викарным подкреплением и самоподкреплением.

Принятие агрессивного поведения происходит из-за биологических факторов и социального обучения. Как и при любой двигательной активности, для выполнения агрессивных действий необходимы нейрофизиологические механизмы. Однако влияние биологических структур и процессов ограничено. Их активация зависит от соответствующей стимуляции и контроля сознания. Поэтому социальное обучение играет важную роль в развитии агрессии. Он возникает на основе непосредственного опыта и обучения через наблюдение.

Факторы усвоения агрессивного поведения следующие.

Взгляды Э.Фромма на агрессивное поведение

Социальный психолог Эрих Фромм считал, что агрессивное поведение может возникать у животных, детей и взрослых, когда их желания или потребности остаются неудовлетворенными. «Это агрессивное поведение — часто тщетная попытка получить силой то, что от человека скрывают.

Нет сомнений, что это агрессия на службе жизни, а не разрушения. Поскольку фрустрация потребностей и желаний была и остается обычным явлением в большинстве обществ, не стоит удивляться, что насилие и агрессия всегда возникают и проявляются.

Фромм выделил пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественная, злокачественная, инструментальная, псевдоагрессия (непроизвольная, игровая, самоутверждение) и защитная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он предложил различать биологически адаптивную агрессию, способствующую сохранению жизни, доброкачественную агрессию, и злокачественную агрессию, не способствующую сохранению жизни. Биологически адаптивная агрессия — это ответ на угрозу жизненным интересам индивида; она уходит корнями в филогенез и характерна как для животных, так и для человека. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно в ответ на угрозу, а ее следствием является устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая неадаптивная агрессия — это злокачественная агрессия, то есть деструктивность и жестокость. Это не защита от нападения или угрозы, это филогенетически обусловленное и специфически человеческое явление; оно приносит биологический вред и социальное разрушение. Его основные проявления, жестокие пытки или убийства, не имеют иной цели, кроме удовольствия, и наносят вред как жертве, так и агрессору. Она основана на определенном человеческом потенциале, уходящем корнями в сами условия человеческого существования [8].

По мнению Фромма, объяснение человеческой жестокости и разрушительности следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Основная проблема заключается в том, чтобы выяснить, какие конкретные условия человеческого существования ответственны за желание пытать и убивать, и что определяет характер и интенсивность получаемого удовольствия.

Стоит отметить, что наиболее угрожающие формы человеческой агрессии выходят далеко за рамки проблем самосохранения и саморазрушения. Они коренятся именно в человеческой форме жизни, которая выше биологической и специфика которой обусловлена способностью абстрактно мыслить, создавать особый символический мир мысли, языка и общения. Исходя из этого, агрессию следует понимать как форму поведения, направленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает такого обращения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. Диагностика выполняется клиническими методами, при помощи психодиагностических личностных опросников, проективных тестов. Для снижения агрессивности применяется психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, аутотренинг, медикаментозная коррекция.

Общая характеристика

С практической точки зрения агрессивность рассматривается как повышенная готовность человека к агрессивному поведению, которое не является врожденным, а приобретается в процессе социального взаимодействия. По качественным характеристикам различают агрессивность конструктивную и разрушительную. Первая реализуется в оборонительных действиях, нанесении непреднамеренного вреда, позволяет социально адаптироваться, преодолевать препятствия, проявлять лидерство. Вторая представлена неконструктивным агрессивными действиями, основанными на умысле причинения физического или психологического страдания другому.

По направленности агрессивность бывает ориентированной на окружающих и на себя. В соответствии с этим выделяют гетероагрессивные – оскорбления, побои, ругань и самоповреждающие или аутоагрессивные реакции. Крайним вариантом аутоагрессии являются попытки суицида. Наиболее очевидные враждебные действия – использование физической силы против другого лица. Прочие возможные варианты – неприязнь, ехидство, негативизм, раздражение, обидчивость, подозрительность, высказывание угроз. Агрессивность, направленная на себя, сопровождается чувством вины, самоуничижением.

Причины агрессивности

Становление агрессивности как черты личности – сложный процесс, в котором задействовано множество факторов. Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации. Дети учатся агрессии путем наблюдения и апробирования: видят, как можно проявить ненависть и враждебность, оценивают, к чему это приводит, реализуют полученные знания на практике. Если опыт агрессивных поступков положительный, они закрепляются в характере. Причины агрессивности взрослого человека – социально-психологические факторы, психические болезни, состояния алкогольной и наркотической интоксикации.

Психосоциальные факторы

Продуктивная враждебность позволяет добиваться намеченных целей, отстаивать личностные границы, собственные убеждения. Она противопоставляется бесхарактерности, присуща большинству людей. Выраженность и частота агрессивности зависят от индивидуальных характеристик, таких как темперамент и характер, а также от социокультурных условий, случайных ситуативных влияний. Психосоциальные причины подразделяются на несколько групп:

  • Ситуативные. Агрессивность провоцируется раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Так, более вспыльчивыми люди становятся при перегреве, нахождении в душном помещении, длительном воздействии шумов, вибраций. Самоконтроль ослабевает в ситуации стресса, при усталости, болевых ощущениях, половом возбуждении.
  • Поведенческие. К данной группе факторов относится любое поведение, которое расценивается окружающими как неприемлемое, вызывает ответную защитную реакцию. Например, агрессивность ребенка бывает связана с бесцельным времяпрепровождением, прогулами уроков, употреблением алкоголя – поступками, вызывающими осуждение родителей, педагогов.
  • Личностные. Агрессивными чаще бывают люди с сангвиническим и холерическим темпераментом, с возбудимыми и асоциальными чертами характера. Враждебное поведение реализуется на основе эмоциональной неустойчивости, раздражительности, депрессивности. Другие личностные причины – неадекватный уровень самооценки, готовность к риску, завистливость.
  • Микросоциальные. Микросоциальной средой является семья, школьный или трудовой коллектив. К демонстрации агрессии склонны люди, которые часто наблюдают насилие или испытывают его на себе, переживают унижения, оскорбления. Поэтому высокий уровень враждебности определяется у подростков из неблагополучных семей, у людей, работающих в силовых структурах.
  • Макросоциальные. Как причины агрессивности могут рассматриваться общественные, политические и культурные факторы. Враждебная настроенность формируется при пропаганде негативных событий СМИ, демонстрации ненормативного поведения значимыми людьми (руководителем страны, министрами), возведении в культ насилия. Провоцирующим фактором часто становится низкое социально-экономическое положение, зависимость от материальной помощи государства.


Психические расстройства

Агрессивность – довольно распространенный поведенческий и эмоциональный феномен, встречающийся в практике психиатров. Исследовательский и общественный интерес к проблеме агрессии у психических больных связан с высоким риском совершения ими опасных действий, которые направлены на близких, случайных людей или на самих себя. Озлобленность, гневливость, импульсивность наиболее характерны для следующих расстройств:

  • Депрессия. У депрессивных больных агрессивность чаще интрапунитивная – направленная на самого себя. Она проявляется самоуничижением, чувством никчемности, переживанием вины. Сочетание тяжелой формы депрессии с импульсивностью характера повышает риск суицидальных попыток, нанесения самоповреждений. В отношении других людей агрессия реализуется через раздражительность, подозрительность, негативизм.
  • Деменция. Дементные больные утрачивают самоконтроль, не учитывают правила поведения, принятые в обществе. Они могут оскорблять, причинять вред окружающим, не осознавая тяжести своих поступков. Агрессия часто вызвана страхом, переживанием невозможности выполнять привычные действия, потерей независимости, а в тяжелых случаях – физическим дискомфортом (голодом, усталостью) и неспособностью попросить о помощи.
  • Шизофрения. Ведущие причины враждебности пациентов – бредовые идеи о злом умысле окружающих, неадекватность эмоций, расторможенность влечений. При этом у них нет умысла навредить другому. Поведение часто основано на искаженной логике, направлено на избавление от напряжения и страхов. При параноидной форме шизофрении больные могут причинить вред, выполняя требования галлюцинаторных образов или голосов.
  • Психопатии. В психиатрической практике частой причиной агрессивности являются расстройства личности. При эксплозивной психопатии больные склонны к неконтролируемым вспышкам гнева, импульсивной непреднамеренной агрессии. Ключевые проявления эпилептоидного личностного расстройства – эмоциональная вязкость, злопамятность, гневливость. Пациенты долгое время остаются раздраженными, проявляют эгоизм, пренебрегая интересами других. Люди с асоциальной психопатией имеют дефекты морали, не испытывают уважения, симпатии и любви, поэтому проявляют агрессию без чувства вины.

Интоксикации

Прием психоактивных веществ снижает ясность сознания, нарушает познавательные функции, искажает восприятие. В состоянии опьянения поведение и эмоции становятся неадекватными: без причины возникает смех, плач, злость, страх. Все эти изменения обусловлены фармакологическим эффектом принятого препарата (алкоголя, наркотика) и физиологическими особенностями организма. После отмены вещества состояние постепенно нормализуется. Агрессивность может быть спровоцирована следующими веществами:

Диагностика

Диагностика агрессивности и ее причин проводится врачом-психиатром, психотерапевтом, клиническим психологом. Особый интерес представляют случаи определения склонности к агрессии при выполнении экспертиз, когда у пациента может присутствовать стремление скрыть нежелательные качества. В таких ситуациях помимо стандартных диагностических процедур используются экспериментальные методы, в ходе которых осуществляются воздействия, провоцирующие враждебность. В рамках базового исследования применяются следующие процедуры:

  • Опрос. Во время беседы врач выясняет причины агрессивности, ее продолжительность, выраженность, обоснованность. Пациенты не всегда критичны к изменениям своего поведения, поэтому для получения более объективной информации проводится опрос родственников (сопровождающих лиц), запрашиваются характеристики из школы, с места работы.
  • Наблюдение. Склонность к агрессивным реакциям проявляется во время врачебной консультации: больные раздражительны, вспыльчивы, грубы. На неприятные вопросы отвечают с руганью, легко переходят к обвинениям, ссорам, скандалам. Более полное представление о поведении пациентов дает наблюдение в условиях стационара. Как правило, они проявляют вербальную и физическую агрессию, становятся зачинщиками ссор с медицинским персоналом, другими больными.
  • Психодиагностическое тестирование. Личностные опросники позволяют количественно оценить выраженность агрессивности, определить ее положение в структуре характера, сочетание с другими качествами, например, импульсивностью. Используется тест Басса-Дарки (Диагностика состояния агрессии), тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). Для выявления скрываемой агрессии эффективны проективные методики: тест руки, тест Розенцвейга.

Лечение

Агрессивность не должна рассматриваться как неизбежная форма реагирования человека на конфликты, жизненные трудности и неудобства. При своевременной правильной работе над своими личностными качествами можно научиться контролировать проявления злости и враждебности, предупреждая развитие их патологических форм. Симптоматическая медико-психологическая помощь заключается в проведении психотерапевтических сеансов, групповых тренингов, медикаментозной коррекции.


Индивидуальная психотерапия

Беседы с психотерапевтом позволяют пациентам осознать причины гневливости, раздражительности и враждебного отношения к окружающим. Используются методы психоанализа, психодрамы, когнитивной психотерапии. Результатом становится осознание проблемы, понимание того, как агрессивность проявляется в повседневной жизни, как влияет на качество отношений, какими методами будет проведена коррекция. Второй этап психотерапии нацелен на овладение навыками самоконтроля, переключения внимания, релаксации. Применяется аутогенная тренировка, гипноз, техники гештальт-терапии и арт-терапии.

Групповые тренинги

Эффективны тренинги социальных навыков. Производится моделирование ситуаций, в которых демонстрируются образцы адекватного поведения, даже если другая сторона провоцирует конфликт. В форме ролевых игр отрабатываются способы межличностного взаимодействия в различных ситуациях: бытовых, профессиональных, официальных. После каждого практического занятия происходит процесс рефлексии, обратной связи, в котором участники делятся мнениями, переживаниями, оценивают результат.

Медикаментозная терапия

Подбор медикаментозного лечения необходим при тяжелых формах агрессивности, когда поведение пациента представляет угрозу для него самого или окружающих. Прием лекарств позволяет достичь компенсации общего состояния, снизить количество агрессивных поведенческих актов, предупредить их развитие в будущем. Распространено комбинированное использование быстродействующих бензодиазепинов с нейролептиками. Фармакологическое воздействие объясняется способностью препаратов влиять на уровень и соотношение нейромедиаторов. Помимо вышеуказанных лекарств могут быть назначены атипичные нейролептики, соли лития, бета-адреноблокаторы, СИОЗС.

3. Агрессия у больных параноидной шизофренией: психодинамический контекст/ Худякова Ю.Ю.// Вестник психиатрии и психологии Чувашии – 2015 - Т.11, №2.

Читайте также: