Причины и факторы отклоняющегося поведения младших школьников сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в конкретном обществе. Его можно определить как индивидуальные действия, которые противоречат принятым в обществе правовым, моральным и социальным нормам.

Отклонения могут возникать в сфере индивидуального поведения, они представляют собой действия определенных индивидов, которые запрещены социальными нормами. В то же время в любом обществе существует множество девиантных субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые отклонения.

Как правило, при девиантном поведении возникают некоторые из следующих проблем: психические проблемы — отсутствие или потеря смысла жизни, несформированные моральные ценности, блокированная самореализация, внутренняя пустота; деформации в ценностно-мотивационной системе личности — извращенные ценностные ориентации, враждебное отношение к людям, внутренние конфликты; эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, трудности в выражении чувств; проблемы саморегуляции — нарушение способности ставить и достигать цели, недостаточная самооценка, низкая адаптивность, ограниченность позитивных личностных ресурсов; когнитивные искажения — стереотипное мышление, ограниченность знаний, мифы, предрассудки; негативный жизненный опыт — негативные привычки, опыт насилия (в роли агрессора или жертвы), травмирующие жизненные ситуации стресс, фрустрация, кризис, конфликт.

Психологические особенности девиантного поведения младших школьников - Характеристика основных признаков девиантного поведения младших школьников

Характеристика основных признаков девиантного поведения младших школьников

Как правило, при девиантном поведении возникают некоторые из следующих проблем: психические проблемы — отсутствие или потеря смысла жизни, несформированные моральные ценности, блокированная самореализация, внутренняя пустота; деформации в ценностно-мотивационной системе личности — извращенные ценностные ориентации, враждебное отношение к людям, внутренние конфликты; эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, трудности в выражении чувств; проблемы саморегуляции — нарушение способности ставить и достигать цели, неадекватная самооценка, низкая адаптивность, ограниченность позитивных личностных ресурсов; когнитивные искажения — стереотипное мышление, ограниченность знаний, мифы, предрассудки; негативный жизненный опыт — негативные привычки, опыт насилия (в роли агрессора или жертвы), травмирующие жизненные ситуации стресс, фрустрация, кризис, конфликт.

Непослушание — наиболее распространенная форма сопротивления в дошкольном и раннем детстве; оно проявляется в желании продолжать начатое действие, даже когда становится очевидным, что оно бессмысленно и бесполезно. Опасность упрямства заключается в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройствам нервной системы: Невроз, раздражительность, склонность к скандалам, легкая возбудимость. И когда такие явления становятся хроническим состоянием, возникают значительные проблемы в образовании. Проделка — это короткий эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициативность, избирательность. Особенностью розыгрыша является его позитивный тон, переживание большого удовлетворения от содеянного и обязательно хорошее отношение к окружающим. Озорство — также представляет собой эпизод в поведении ребенка. И это говорит об изобретении, инициативе, активности. Аналогично, озорство — озорник уже сознательно нарушает установленные правила, он сознательно, намеренно совершает действия, которые вредят сверстнику или старшему. Цель озорства — досадить, отметить или дать себе преимущество. Озорство уже является социально опасным явлением. Фундаментальное различие между проступком и шалостью заключается в повторности и продуманности. Если ребенок повторяет обвинение более одного раза, есть все основания говорить о формировании отрицательных черт характера.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и необоснованное сопротивление ребенка влиянию окружающих людей. Она может быть активной и пассивной. Пассивность — это вид упрямства, который выражается в отказе выполнить требуемое действие. Активный — когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидают. По длительности проявления негативизм может быть устойчивым или эпизодическим. Первая длится долгое время, вторая проявляется лишь время от времени. Основными причинами появления негативизма у детей являются: Перевозбуждение нервной системы; переутомление; протест против бесчувственного, несправедливого обращения; капризы избалованного ребенка.

Упрямство — это поведение ребенка, близкое к негативизму. Это негативная поведенческая черта, которая проявляется в необоснованном и иррациональном сопротивлении просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это тип упорного непослушания, для которого нет видимых, ясных мотивов. Упрямство также проявляется в желании продолжать начатое действие, даже когда становится очевидным, что оно бессмысленно и бесполезно. Опасность упрямства заключается в том, что оно порождает детскую лживость и может привести к расстройствам нервной системы: Невроз, раздражительность, склонность к скандалам, легкая раздражительность. А когда такие проявления перерастают в хроническое состояние, возникают значительные проблемы в воспитании.

Главная причина капризов

Основной причиной появления капризов является неправильное воспитание. Необоснованная любовь, похвала, обожание, отсутствие строгости, беспрекословное выполнение любых капризов ребенка не развивает его волю, а наоборот, ослабляет ее, делает ребенка нервным и легко возбудимым. Основным направлением педагогической деятельности по предупреждению капризов во всех возрастах должно быть укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, нераздражительный тон в общении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция заключается в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении чрезмерного внимания, вовлечении в коллектив, научить ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать насилием; противопоказано грубое угнетение. Но убеждение также вредно.

Основные методы и приемы коррекции:

  • Укрепление нервной системы;
  • Отвлечь ребенка от того, что вызвало у него плохое настроение;
  • Спокойно игнорировать проявления капризов; воздерживаться от прямых действий и наказаний;
  • Используйте метод естественных последствий, когда ребенку предоставляется возможность испытать на себе последствия его угрюмости (он остается голодным, его не выводят на прогулку и т.д.).
  • спокойное отношение к праву;
  • Отсутствие раздражительности;
  • Тактичное предложение
  • Предложить правильные действия
  • Выполнение требований;
  • Поддержка.

Упрямство возникает в результате развития самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его желания самоутвердиться и неумения выбрать для этого подходящие средства. Распространенной ошибкой педагогов и родителей в преодолении воли детей является преувеличение, недостаточность силы своего воздействия, при котором они не только подавляют волю ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в зародыше волю ребенка, способность к инициативе, самостоятельной деятельности. Грубость, дерзость, неуважительное поведение по отношению к взрослым возникают в результате ложного познания ребенка, подростка, стремящегося к взрослой жизни, ложного стыда проявлять нежность, послушание. Часто причинами грубости являются невоспитанность, слабость воли и неспособность ребенка контролировать себя.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Они могут быть двух видов: злонамеренные и не злонамеренные. Злостные нарушения дисциплины обычно включают в себя озорство и шалости. Более опасным является злонамеренное неправомерное поведение. Они обычно не ситуативны и носят повторяющийся характер.

Делинквентность. В условиях социальной и образовательной запущенности дети и подростки могут перейти на уровень преступного поведения. Они могут совершать крупные противоправные действия, нарушения и даже преступления, такие как хулиганство, кража, мошенничество, обман, нападение, грабеж. Преступления становятся особенно жестокими, когда совершаются в составе группы. Переступая границы дозволенного, теряя контроль над собой, несовершеннолетние преступники становятся особенно дерзкими. Для предупреждения и борьбы с преступностью среди несовершеннолетних используются специальные методы. Вы можете узнать о них, посетив ближайший к вам детский полицейский участок. Конечно, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отличаться от нормы.

Признаки девиантного поведения младших школьников методы коррекции

Для детей младшего школьного возраста характерны такие признаки девиантного поведения, как:

  • Нарушение школьных правил (срыв уроков, прогулы, отказ выполнять работу по дому).
  • бегство из дома
  • грубость и ненормативная лексика
  • курение
  • хулиганство
  • Воровство
  • Критика взрослых
  • Негативное отношение к учебе
  • Драка, нанесение телесных повреждений.

При работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата можно достичь при совместном использовании элементов различных методов психологического воздействия — арт-терапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.д., а также метода групповой дискуссии и ролевой игры, адаптированных к потребностям данной профилактической работы. Наиболее подходящими методами психологического воздействия на младших школьников являются сказкотерапия и арт-терапия.

Сюжетная терапия. Название метода указывает на то, что в его основе лежит использование сказочной формы. Перспективность использования данного метода в работе с детьми в контексте профилактики зависимостей, а также в сексуальном просвещении детей обусловлена следующим: форма метафоры, в которой создаются сказки, басни, легенды и мифы, является наиболее доступной для детского восприятия. В то же время воздействие через метафору является глубоким и удивительно продолжительным, поскольку затрагивает не только поведенческие слои психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, можно реализовать практическую работу по формированию внутриличностных антинаркотических барьеров, которые считаются основным защитным фактором от возможного употребления наркотиков, а также понимание ценности здорового образа жизни. Сочетание техники рассказывания историй с элементами арт-терапии может быть эффективным.

Арт-терапия — это метод, использующий искусство как средство психологического и воспитательного воздействия. Основная цель арт-терапии — установление гармоничной связи с внешним миром и самим собой посредством искусства. Арт-терапия укрепляет личность ребенка и помогает структурировать его мировоззрение. Через творчество дети познают мир и ищут язык, который связывает их с большим, внешним миром и наиболее точно выражает их собственный внутренний мир. Многочисленные возможности для самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арт-терапии, повышают самооценку и адаптивность ребенка, тем самым усиливая защитные факторы против ВИЧ-инфекции.

Мозговой штурм и групповая дискуссия

Наиболее эффективными практическими методами обучения являются мозговой штурм и групповое обсуждение. Мозговой штурм используется для поощрения эмоционального и когнитивного самовыражения детей по определенным темам. Педагог или психолог просит их высказать свои идеи и мнения без оценки или обсуждения и записывает все высказывания детей на доске до тех пор, пока запас идей не будет исчерпан или не закончится отведенное время. После этого идеи обсуждаются в группах. Например, используя метод групповой дискуссии. Групповая дискуссия — это совместная деятельность учащихся и преподавателя по решению групповых проблем или влиянию на мнения и установки участников процесса обсуждения. Использование данного метода в профилактической работе способствует развитию у ребенка способности видеть проблему с разных сторон, прояснять собственную точку зрения по различным вопросам, формировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия решений в группе, удовлетворять потребность в признании и уважении со стороны сверстников и учителя. Организация групповых дискуссий предполагает: — разделение участников на небольшие группы так, чтобы дети сидели лицом друг к другу (в первых классах более эффективно деление на пары и группы по три человека, в третьем-четвертом классах можно организовать группы по 4-5 человек); — общую задачу или тему обсуждения; — обмен информацией в группе, воспитание навыков слушания (важно заранее сформировать навыки эффективного слушания и правила общения в группе); — общую оценку работы группы; — некоторую организацию опроса: спросить одного из членов малой группы в случайном порядке или заранее распределить роли каждого члена группы (например. например, пресс-секретарь, хронометрист и т.д.) и т.д.); — рефлексия участников (анализ событий, происходящих в группе).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение.

Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Девиантное поведение представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде нахождения детей/подростков.

Вопрос девиантного поведения в младшем школьном возрасте все еще является недостаточно хорошо изученным, несмотря на то, что эта проблема стоит остро уже многие годы и изучается как с точки зрения педагогики, так и со стороны психологии.

Девиантное поведение детей, это понятие означает стремление малыша стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками.

Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьёзном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

В возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение со взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний.

После 10 лет ребёнок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство …

Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоёмкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали. Далее следуют три этапа перевоспитания подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания.

Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребёнка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.

Формы поведения детей.

Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.

Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.

Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабёж.

Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причём оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счёты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, помутнение рассудка, недовольство собой.

Факторы, способствующие возникновению девиантного поведения:

Причины девиантного поведения:

- Медико-биологические факторы. Эту группу можно условно разделить на приобретённые, врождённые и наследственные причины. Врождённые развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

- Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребёнка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

- Приобретённые причины связаны с самим образом жизни малыша. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжёлыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

- Психологические факторы. Психология отношений влияет на ребёнка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Социальные факторы. Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

- неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;

- частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;

- асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребёнок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребёнок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

2. Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности.

3. Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение.

4. Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.

5. Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность.

6. Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье.

7. Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста.

8. Психологические защиты и возможное импульсивное поведение.

9. Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям.

10. Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения.

11. Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве.

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов, широко применяемых в рамках процесса перехода из дошкольного в младший школьный возраст, и сопутствующей ему адаптации детей к школьной жизни.

На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.

Рекомендации по борьбе с девиантным поведением детей начальной школы.

Главная причина возникновения капризов - неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым. Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.

Девиантное поведение младших школьников: причины появления и методы работы с детьми с отклонениями

Причины и факторы возникновения девиантного поведения

Девиантное поведение младших школьников отличается непростым характером возникновения и связано с различными факторами. К числу основных следует отнести следующие:

  • Биологические факторы — речь идет о физиологических или анатомических особенностях организма, оказывающих негативное влияние на поведение ребенка (к примеру, проблемы со слухом и зрения, отклонения в умственном развитии и пр.);
  • Психологические факторы — подразумевают отклонения в психологическом состоянии школьника. Формами их проявления могут быть неврастении, нервно-психические болезни и пр.
  • Социально — психологические факторы — предполагают наличие нарушений в семейном, школьном и общественном воспитании, которые базируются на равнодушном отношении к физиологическим особенностям детей (пол, возраст), что создает трудности в процессе адаптации в коллективе.

Наибольшее влияние на возникновение отклонений в психосоциальном развитии ребенка оказывают конфликты между родителями, особые стили построения отношений в семье, создающие предпосылки для возникновения отклоняющегося поведения среди школьников, а именно:

  1. Дисгармоничный стиль, проявляющийся в воспитании и организации взаимоотношений в семье, при котором отсутствует общий подход и требования к ребенку;
  2. Конфликтный стиль, затрагивающий воспитание, который характерен для неполных семей, семей, в которых супруги намерены развестись, семей, в которых дети долгое время живут отдельно от родителей;
  3. Асоциальный стиль, затрагивающий семьи, где отсутствует конкретный метод построения отношений. Такие семьи отличает регулярный прием спиртных напитков, наркотических средств, демонстрация беспричинной жестокости и насилия.

Методы взаимодействия с детьми девиантного поведения

Девиантное поведение младших школьников: причины появления и методы работы с детьми с отклонениями

Работа с детьми, в поведении которых наблюдаются отклонения, требует применения особых приемов.

При взаимодействии с агрессивным ребенком

  • Не следует пытаться изменить в ребенке определенные качества, стремясь достичь идеала;
  • Перед тем, как сообщить о своих требованиях, которым ребенок должен соответствовать, тщательно продумайте их, приняв во внимание его возможности;
  • Приложите усилия для расширения кругозора ребенка;
  • Чаще предлагайте ребенку вместе выполнить любую работу, что позволит ему осознать свою ценность в данном деле;
  • Старайтесь не замечайте слабые акты агрессии со стороны ребенка, не стоит давать знать о них окружающим.
  • Терпение — среди всех добродетелей, которыми обладают родители и учителя, эта самая значимая.
  • Объяснение — предложите ребенку идею интересного занятия.
  • Поощрение — достаточно один раз высказать слова похвалы в адрес воспитанника за хорошее поведение, и тогда у него появится стимул услышать их снова.

Чтобы ребенок перестал лгать, необходимо действовать так:

  • Старайтесь как можно чаще высказывать в адрес ребенка слова похвалы, одобрения, если он сделает что-то хорошее, наградите его чем-нибудь;
  • Если у вас нет никаких сомнений в том, что ребенок говорит вам неправду, сделайте так, чтобы он был откровенен с вами, рассказал, почему он решил солгать;
  • Если вам удалось самостоятельно определить вероятную причину лжи, попытайтесь осторожно нейтрализовать ее для возвращения к себе доверия;
  • Если ребенок без принуждения расскажет вам, что говорил неправду, не устраивайте для него наказание. Подобное поведение позволит ему проанализировать свой поступок.

Девиантное поведение у маленьких школьников
В современном мире, в связи с разными ситуациями, среди школьников обнаруживается все чаще девиантное поведение. Это случается именно по тем причинам, что в нашем мире создается .

Духовно нравственное воспитание младших школьников: значение и основные методы
На процесс формирования личности большое влияние оказывают такие характеристики, как духовность и нравственность. Духовность принято ассоциировать с ценностями человека, его .

В чем заключается психологическое поведение у старшеклассников
Всем и по себе известно, что в жизни каждого ребенка наступает переходный возраст. И этот самый возраст может сопровождаться самыми разными психологическими сопровождениями. Могут .

В чем заключаются психологические особенности старшеклассников
Пубертатный, или по-простому, переходной период, наступает в жизни каждого ребенка, и сопровождается различными психологическими трудностями и изменениями в сознании. Вот .

Характеристика на ученика
Характеристику на каждого ученика, который учится в его классе, составляет классный руководитель. Характеристика для каждого ученика должна быть абсолютно разной, так как каждый .

Биологическое объяснение включает в себя физические факторы. Некоторые исследователи склонны считать, что физические данные ребёнка могут вызывать склонность к девиантному поведению, что людям с некой физической структурой свойственно поведение, отклоненное от социальной нормы. Впрочем, на практике часто данная теория не находит подтверждения.

Психологическое объяснение рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является Зигмунд Фрейд. Он видит причины отклонений в дефиците эмоциональных контактов, теплого общения с матерью в первые годы жизни, в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяют структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.

Социологическое объяснение причин девиантного поведения кроется в социальных факторах. Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии Э. Дюркгейма. Аномией называется отсутствие единой линии поведения у личности. Человек просто не знает, какое поведение в данном обществе и ситуации принято, и поэтому ведет себя нестандартно, удивляя, а порой и шокируя окружающих. Социологическая теория гласит о том, что ребёнок имеет девиантное поведение, если его адаптация к среде, в которую он попадает, происходит неудачно. Разочарования разрушают некую грань личности, на месте которой возникает склонность к нестандартному поведению, вредящему окружающим. Простейшим примером является детский коллектив, школьный класс. Если в школу приходит новенький ученик и не может в первые дни общения установить с одноклассниками нормальные отношения, дети его отвергают. Часто в отместку им и для поднятия собственной самооценки новенький становится непослушным и проблемным учеником. Такого рода девиантное поведение – реакция на несостоявшуюся адаптацию к новой среде.

Читайте также: