Преодолевшие символизм новые течения в русской поэзии сообщение

Обновлено: 31.05.2024

Вяч. Ивановым, считая символизм уже не существующей школой. Оставаться в границах былых верований было нельзя, обосновать новое искусство на старой философско-эстетической почве оказалось невозможным.

М. Зенкевич, Г. Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут,

Прости, пленительная влага

И первоздания туман!

В прозрачном ветре больше блага

Для сотворенных к жизни стран.

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн и ветхой мглы.

Вот первый подвиг. Подвиг новый –

Живой земле пропеть хвалы.

Кофейник, сахарница, блюдца,

Пять чашек с узкою каймой

На голубом подносе жмутся,

И внятен их рассказ немой:

Сначала – тоненькою кистью

Искусный мастер от руки,

Чтоб фон казался золотистей,

Чертил кармином завитки.

И щеки пухлые румянил,

Ресницы наводил слегка Амуру, что стрелою ранил

И вот уже омыты чашки

Горячей черною струей.

За кофием играет в шашки

Сановник важный и седой

Иль дама, улыбаясь тонко,

Жеманно потчует друзей.

Меж тем, как умная болонка

На задних лапках – служит ей.

Эти тенденции свойственны и прозе акмеистов (М. Кузмин, Б. Садовской), которая в историко-литературном смысле имеет меньшее значение, чем их поэзия.

Жажда покоя как убежища от жизненной усталости – пафос многих стихов Б. Садовского.

Да, здесь я отдохну. Любовь, мечты, отвага,

Вы все отравлены бореньем и тоской.

И только ты – мое единственное благо,

О всеобъемлющий, божественный покой.

Впоследствии, оценивая историко-литературное место акмеизма в русской поэзии,

Новизна эстетических установок акмеизма была ограниченной и в критике того времени явно преувеличена. Отталкиваясь от символизма, поэтику нового течения Гумилев определял крайне туманно. Поэтому под флагом акмеизма выступили многие поэты, не объединяемые ни мировоззренчески, ни стилевым единством, которые вскоре отошли от программ акмеизма в поисках своего, индивидуального творческого пути. Более того, крупнейшие поэты вступали в явное противоречие с узостью поэтической теории течения.

Но были и общие поэтические тенденции, которые объединяли художников этого течения

ВложениеРазмер
poeticheskie_techeniya_russkogo_postsimvolizma.docx 47.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Поэтические течения русского постсимволизма.

студентка группы ЗФ 509-072-6-1 Т

Лоскут Ольга Александровна

Одной из главных черт литературы конца XIX, начала XX веков являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в. становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения. В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события. Особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций. Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую "лесенку". Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали орфографические ошибки .

Поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, "летучие" душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов. Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности - стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям. Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности".

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен. Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство.

Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение "Грядущие гунны", А. Блок - "Барка жизни", "Поднималась из тьмы погребов…" и др

Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу - "Цех поэтов". В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.

Одним из наиболее известных авторов-акмеистов стала Анна Ахматова. Ее произведения были насыщенны любовными переживаниями и стали словно исповедью терзаемой страстями женской души.

Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.

Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.

В 1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

Из омута злого и вязкого // Я вырос, тростинкой шурша. // И страстно, и томно, и ласково // Запретною жизнью дыша. // И никну, никем не замеченный, // В холодный и топкий приют, // Приветственным шелестом встреченный // Коротких осенних минут. // Я счастлив жестокой обидою, // И в жизни, похожей на сон, // Я каждому тайно завидую // И в каждого тайно влюблен.

В 1919 году он жил в Харькове, работал во Всеукраинском литературном комитете при Наркомпросе Украины. Потом переехал в Киев, где познакомился с Н.Я. Хазиной, своей будущей женой. В 1920 году была история с арестом М-ма врангелевской контрразвездкой, поездка в Тифлис. В октябре 1920 года он жил какое-то время в Петрограде в Доме искусств на Мойке, - в то время превращенный в общежитие для писателей и художников, где жили и Гумилев, и Лозинский и мн. др. Жизнь Мандельштама в эту голодную осень и страшную зиму 1920-1921 гг. описаны Г. Ивановым и И. Одоевцевой.

Тело Мандельштама было похоронено в общей могиле лагерного кладбища, которое не сохранилось. Но символическая могила Мандельштама существует на могиле его жены Н.Я. на Старокунцевском кладбище в Москве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Урок-лекция. Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии).

познакомить учащихся с основными направлениями в русской поэзии начала XX века, следовавшими за символизмом;

развивать речь учащихся, навыки конспектирования;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2.Вступительное слово учителя.

Символизм углубил многие жизнеощущения современников, людей XX века, уловил многозначность предметного мира, дополнительные нюансы и взаимосвязи в привычном мире.

И все-таки уже к 1910 году стало совершенно очевидно: нового успешного десятилетия у символизма не будет.

Появляются новые направления, новые имена.

3.Лекция с элементами беседы.

Акмеизм. Смысл его манифестов.

Главные принципы акмеизма, отличия от символизма:

- интерес к различным историческим эпохам, культурам;

- умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали;

- поэтизация природно-биологических начал в человеке;

- чёткость, острота и динамизм лирического сюжета;

- живописность образа вместо музыкальности.

Представители данного направления: Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Сергей Городецкий предлагал вместо акмеизма еще более мужественное, жесткое название всего течения — адамизм, как знак рождения нового Адама, — работника, ремесленника поэзии, без туманностей и грез, своего рода гончара, горшечника, мнущего мир, как глину, первочеловека, дающего имена вещам.

- отказ от традиционной культуры;

- абсолютная свобода творчества;

- отказ от литературных и языковых норм;

- устремлённость в будущее;

- неприятие буржуазной морали;

- эпатаж как средство воздействия на публику.

Таким образом, они отказываются от всех литературных традиций.

Футуризм возник и окреп в атмосфере скандала. Он был явлением неоднородным.

Многие футуристы увлекались живописью и дружили с художниками, которые принадлежали к этому течению в искусстве: Н.Гончаровой, К.Малевичем, М.Ларионовым, А.Лентуловым.

В 1913 году в сборнике “Садок судей 2” футуристы конкретизировали свои задачи:

мы расшатали синтаксис;

нами осознана роль приставок и суффиксов;

мы отрицаем правописание;

характеризуем существительные не только прилагательными, но и другими частями речи, а также отдельными буквами и числами;

нами уничтожены знаки препинания;

гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах”.

Но если обратиться к судьбе В. Маяковского, Е. Гуро, Д. Бурлюка — они, как правило, или сами были живописцами, или близко стояли к самым авангардистским течениям живописи XX века, — то многие крайности самоопределения футуризма становятся понятнее.

Художник в парусиновых штанах,

Однажды сев случайно на палитру,

Вскочил и заметался впопыхах:

Но, рассмотревши радужный каскад.

Он в трансе творческой интуитивной дрожи

Из парусины вырезал квадрат

Кубофутуризм.

Первые манифесты русского футуризма, составленные деловитым Д.Д. Бурлюком, исполнены духа агрессии не столько против символизма, сколько против поэзии и живописи реалистического плана:

«Только мы - лицо нашего Времени.

Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Мы приказываем чтить права поэтов:

На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово - новшество).

Подобных манифестов было создано немало. И везде звучала мысль об атаке на классиков, о реформе поэтического языка.

Новокрестьянские поэты 1910-х годов.

Взаимовлияние символизма и реализма

Файлы: 1 файл

Акмеизм.ppt

Руководитель : Кутепова И . В .

Акмеизм ( от г реч. akme - в ысшая с тепень ч его- л ибо - ц ветущая с ила) - направление в и зобразительном искусстве и п оэзии 1910- х. ( Гумилёв Н . С ., Ахматова А.А., М андельштам О.Э., Г ородецкий С.М., К узмин М.А. и д ругие) .

Акмеизм выступал за поэтизацию чувств , познание " идеального ", точность з начения с лова. Провозгласил о свобождение п оэзии о т с имволистских п орывов к " идеальному" , о т м ногозначности и т екучести о бразов, усложнённой м етафоричности, возврат к м атериальному м иру, предмету ( или с тихии " естества" ), точному з начению с лова.

В октябре 1911 г . основано литературное направление " Цех п оэтов" . Р уководителями" ц еха" стали - Н.Г умилёв и С.Г ородецкий. Из ш ирокого к руга у частников " Цеха п оэтов" в ыделилась б олее с плочённая г руппа а кмеистов. В н азвании п оэтического т ечения, пришедшего н а с мену с имволизму, подчёркивалось с тремление н ового п околения п оэтов к " вершинам" и скусства. Акмеистами с тали Н.Г умилёв, А. Ахматова, О. М андельштам, С. Г ородецкий, М. К узмин.

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

Тема. Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

· познакомить учащихся с основными направлениями в русской поэзии начала XX века, следовавшими за символизмом;

· развивать речь учащихся, навыки конспектирования;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2.Вступительное слово учителя.

Символизм углубил многие жизнеощущения современников, людей XX века, уловил многозначность предметного мира, дополнительные нюансы и взаимосвязи в привычном мире.

И все-таки уже к 1910 году стало совершенно очевидно: нового успешного десятилетия у символизма не будет.

Появляются новые направления, новые имена.

3.Лекция с элементами беседы.

Акмеизм. Смысл его манифестов.

Главные принципы акмеизма, отличия от символизма:

- интерес к различным историческим эпохам, культурам;

- умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали;

- поэтизация природно-биологических начал в человеке;

- чёткость, острота и динамизм лирического сюжета;

- живописность образа вместо музыкальности.

Представители данного направления: Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.

- отказ от традиционной культуры;

- абсолютная свобода творчества;

- отказ от литературных и языковых норм;

- устремлённость в будущее;

- неприятие буржуазной морали;

- эпатаж как средство воздействия на публику.

Таким образом, они отказываются от всех литературных традиций.

Футуризм возник и окреп в атмосфере скандала. Он был явлением неоднородным.

Многие футуристы увлекались живописью и дружили с художниками, которые принадлежали к этому течению в искусстве: Н.Гончаровой, К.Малевичем, М.Ларионовым, А.Лентуловым.

Взаимовлияние символизма и реализма

Читайте также: