Предельные условия существования животных сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных зоологии). Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир"

Форма проведения: Лекции с видеоматериалами

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты. Но, к сожалению, сегодня многие виды животных находятся в опасности, им угрожает исчезнове­ние. Человек все более активно вмешивается в природные процессы, нарушая хрупкое экологическое равновесие на нашей планете. И именно для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу и сохранить нашу Землю живой для будущих поколений, необходимо изучать, знать и понимать процессы, происхо­дящие в природе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Презентация к уроку экологии по теме «Предельные условия существования животн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к уроку экологии по теме «Предельные условия существования животн.









Чибисы и стрижи считают, что выше 3 км летать опасно.

Чибисы и стрижи считают, что выше 3 км летать опасно.

Крошечным колибри четырехкилометровый барьер нипочем.

Крошечным колибри четырехкилометровый барьер нипочем.

Тибетский ворон свободно парит на шестикилометровой высоте

Тибетский ворон свободно парит на шестикилометровой высоте

Бабочки и пчелы, собирающие нектар на высокогорных лугах, и 6,5 км не считают.

Бабочки и пчелы, собирающие нектар на высокогорных лугах, и 6,5 км не считают для себя пределом


Выше 7 км гордым орлам не подняться Обыкновенная галка может подняться выше о.

Выше 7 км гордым орлам не подняться Обыкновенная галка может подняться выше орлов На высоте 9,5 км люди через иллюминаторы самолета наблюдали за серыми красавцами, дикими гусями





Горный баран может с большой высоты броситься вниз. Не страшно: его рога и не.

Горный баран может с большой высоты броситься вниз. Не страшно: его рога и не такие удары выдерживают!







Рекордсмен из млекопитающих -летающая собака, большая летучая мышь, за одну н.

Рекордсмен из млекопитающих -летающая собака, большая летучая мышь, за одну ночь может покрыть расстояние в 120 км

Аист, не особенно напрягаясь, обычно за день пролетает 200 км, а египетская ц.

Аист, не особенно напрягаясь, обычно за день пролетает 200 км, а египетская цапля способна без остановок одолеть более 7000 км!




Для крокодилов 1000 км не предел

Для крокодилов 1000 км не предел








  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 003 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2016 2619
  • PPTX 41.6 мбайт
  • 20 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Борисова Татьяна Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На суше наблюдаются гораздо более широкие изменения всех факторов среды обитания, чем в море или пресных водоемах.

Особое значение здесь приобретает климат и прежде всего одна из его составляющих — влажность воздуха, под влиянием которой и формировалась сухопутная фауна.

Главнейшими факторами, определяющими существование и распространение сухопутных животных, наряду с влажностью, служат температура и движение воздуха, солнечный свет, растительный покров.

Пища здесь играет не меньшую роль, чем в других биоциклах, химизм же среды практически не имеет значения, поскольку атмосфера всюду одинакова, если не считать местных отклонений, обусловленных промышленными выбросами в атмосферу, о чем будет сказано далее.

Влажность воздуха в различных регионах Земли неодинакова.

Изменение ее может вызвать разные реакции у животных.

Если исключить организмы, нормальное существование которых не зависит от влажности, остальные животные будут либо влаголюбивыми — гигрофилы, либо сухолюбивыми — ксерофилы.

Влажность воздуха и почвы зависит от количества осадков.

Следовательно, осадки оказывают на живые организмы опосредованное влияние.

Вместе с тем осадки могут быть и самостоятельным фактором.

Определенную роль играет, к примеру, форма осадков.

Так, снежный покров зачастую ограничивает распространение видов, добывающих корм на земле.

Например, хохластый жаворонок зимой не встречается севернее границы района относительно малоснежной и короткой зимы.

С другой стороны, глубокий снег позволяет отдельным видам (сибирский лемминг и другие мелкие зверьки) перезимовывать и даже размножаться в зимний период.

В снежных пещерах и тоннелях укрываются от холода нерпы и их враги — белые медведи.

Температура играет огромную роль в жизни обитателей суши, гораздо большую, чем в океане.

Это объясняется большей амплитудой ее колебания на суше.

Температура — прекрасный показатель климатических условий.

Она часто более показательна, чем другие факторы (влажность, осадки).

Средняя температура июля характеризует лето, января — зиму.

Напомним, что воздействие температуры на организмы на суше более опосредовано другими климатическими факторами, чем в море.

Каждый вид имеет собственный диапазон наиболее благоприятных для него температур, который называется температурным оптимумом вида.

Разница диапазонов предпочитаемых температур у разных видов очень велика.

Если пределы температурного оптимума вида широки, он считается эвритермным.

Если же этот оптимум узок и выход за пределы температурного лимита вызывает нарушение нормальной жизнедеятельности вида, последний будет стенотермным.

Сухопутные животные более эвритермны, чем морские.

Большая часть эвритермных видов населяет умеренные климатические зоны.

Среди стенотермных могут быть термофильные, или политермные (теплолюбивые), и термофобные, или олиготермные (холодолюбивые) виды.

Примерами последних служат белый медведь, мускусный овцебык, моллюски рода Vitrina, многие насекомые тундры и Альпийского пояса гор.

В общем количество их сравнительно невелико хотя бы потому, что фауна холодных зон гораздо беднее по сравнению с другими.

Стенотермных теплолюбивых видов значительно больше.

Практически вся фауна тропиков земли, а это самая большая по числу видов фауна, состоит именно из них.

Сюда входят целые классы, отряды, семейства.

Типичными стенотермными теплолюбивыми животными являются скорпионы, термиты, рептилии, из птиц — попугаи, туканы, колибри, из млекопитающих — жирафы, человекообразные обезьяны и многие другие.

Кроме того, на суше существует немало эвритермных форм.

Это изобилие обусловлено чрезвычайной изменчивостью температуры на суше.

К эвритермным животным относятся многие насекомые с полным превращением, серая жаба Bufo bufo, а из млекопитающих — лисица, волк, пума и др.

Животные, хорошо переносящие значительные колебания температур, распространены гораздо шире, чем стенотермные.

Нередко ареалы эвритерм - ных видов простираются с юга на север через несколько климатических зон.

К примеру, серая жаба населяет пространство от Северной Африки до Швеции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.)

Абиотические

Абиотические

Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие

Знаком "плюс" обозначают благоприятное действие одного вида на характеристики другого вида

Знаком "минус" обозначают отрицательные действия одного вида на характеристики другого вида

Биотические

Биотические

Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.)

Антропогенные пожары вырубка лесов осушение болот выбросы промышленных отходов

Антропогенные

пожары

вырубка лесов

осушение болот

выбросы промышленных отходов

Основные среды жизни Выберите из предлагаемого ниже списка, соответствующее значение той или иной среды. Характеристика среды Вид среды Наземно - воздушная 1. Плотность 2. Освещенность Водная 3. Колебания температуры Почвенная Организмен -ная 4. Количество воды 5. Количество кислорода 1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая; 2. Высокая, средняя, низкая, отсутствует; 3. Высокие, средние, слабые; 4. Много, умеренно, мало; 5. Много, умеренно, мало, очень мало.

Основные среды жизни

Выберите из предлагаемого ниже списка, соответствующее значение той или иной среды.

3. Колебания температуры

4. Количество воды

5. Количество кислорода

1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая;

2. Высокая, средняя, низкая, отсутствует;

3. Высокие, средние, слабые;

4. Много, умеренно, мало;

5. Много, умеренно, мало, очень мало.

Решение задачи №1 Характеристика среды Вид среды Наземно - воздушная 1. Плотность 2. Освещенность Водная Низкая Высокая Средняя Почвенная 3. Колебания температуры Очень высокая Высокие Организмен -ная Средняя 4. Количество воды Средние Высокая Низкая 5. Количество кислорода Мало Отсутствует Слабые Много Много Слабые Умеренно Умеренно Умеренно Мало Очень мало Критерии оценки . Оценка выводится по каждому столбцу таблицы: 5 правильных ответа – оценка 5; Итоговая оценка ставиться по 4 правильных ответа – оценка 4; среднему арифметическому 3 правильных ответа – оценка 3; значению

Решение задачи №1

3. Колебания температуры

4. Количество воды

5. Количество кислорода

Критерии оценки . Оценка выводится по каждому столбцу таблицы:

5 правильных ответа – оценка 5; Итоговая оценка ставиться по

4 правильных ответа – оценка 4; среднему арифметическому

3 правильных ответа – оценка 3; значению

Изучение влияния факторов среды (света) на животных Распределите животных по группам по отношению к свету Дневной образ жизни Ночной образ жизни Жизнь в постоянной темноте Орел, летучая мышь, дождевой червь, ласточка, антилопа, жираф, сова, крот, тигр, попугай, койот, колибри

Изучение влияния факторов среды (света) на животных

Распределите животных по группам по отношению к свету

Дневной образ жизни

Ночной образ жизни

Жизнь в постоянной темноте

Орел, летучая мышь, дождевой червь, ласточка, антилопа, жираф, сова, крот, тигр, попугай, койот, колибри

Решение задачи №2 Дневной образ жизни Колибри, ласточка, попугай, орел, антилопа, жираф Ночной образ жизни Сова, тигр, койот, летучая мышь Жизнь в постоянной темноте Дождевой червь, крот

Решение задачи №2

Дневной образ жизни

Колибри, ласточка, попугай, орел, антилопа, жираф

Ночной образ жизни

Сова, тигр, койот, летучая мышь

Жизнь в постоянной темноте

Дождевой червь, крот

Изучение различных сред обитания организмов Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка. Среда обитания Почвенная Наземно-воздунная Водная Организменная Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, комар, корень дерева, овод, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, трясогузка, гидра, клещ собачий.

Изучение различных сред обитания организмов

Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.

Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, комар, корень дерева, овод, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, трясогузка, гидра, клещ собачий.

Решение задачи № 3 Среда обитания Организмы Почвенная Крот, дождевой червь, личинка майского жука, клубеньковые бактерии, корень дерева Наземно-воздунная Бабочка, олень, волк, береза, орел, ворона, человек, трясогузка, чайка, страус Водная Дельфин, акула, карась, ламинария, медуза, ряска, щука, гидра Организменная Аскарида, комар, овод, постельный клоп, свиной цепень, клещ собачий. Критерии оценки . 1-2 ошибки – оценка 5; 3-4 ошибки – оценка 4; 5-8 ошибок – оценка 3;

Решение задачи № 3

Крот, дождевой червь, личинка майского жука, клубеньковые бактерии, корень дерева

Бабочка, олень, волк, береза, орел, ворона, человек, трясогузка, чайка, страус

Читайте также: