Потребности разумные и неразумные сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и нера­зумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Ра­зумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в об­ществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие кри­терии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не
Доводящее до деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей.
Нельзя признать разумной даже духовную потребность,
если ее удовлетворение достигается за счет подавления
Других (естественных и материальных) потребностей. В
этом смысле нельзя признать уместной поговорку: "Пусть
одна, но пламенная страсть".

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребно­стей - благородная и почетная задача системы государ­ственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни. Неразумные потребности - та­кая группа потребностей, которые создают тупиковые си­туации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческо­го общества, и дегуманизации всех общественных

Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно ши­рок: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.

От способности человека различать разумные и нера­зумные потребности и роли этой способности в формиро­вании разумного образа жизни и, в конечном счете, счастья человека писал французский социалист XVIII ве­ка Габриэль Мабли: "Бесполезные (неразумные) потреб­ности вызывают у человека бесполезные для его истинно­го счастья желания и заполняют его самыми несправедли­выми и нелепыми предрассудками или заблуждениями" (Мабли Г. Неравенство имуществ разлагает. Газета за СССР).

В силу чрезвычайной актуальности в современную эпоху, я остановлюсь на наиболее разрушительной части неразум­ных потребностей - на извращенных потребностях.

Извращенными (вредоносными) я называю те из нера­зумных потребностей, которые в случае их удовлетворе­ния приводят не только к разрушению и циничному по­пранию моральных и правовых норм человеческого об­щежития, но и в своих крайних проявлениях способству­ют деградации человеческой природы и тупиковому со­стоянию развития рода "человек".

Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркоти­ках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластиче­ские операции.

Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пре­сыщения материальными благами и бездуховности челове­ка, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.

Вот что об этом говорит руководитель московского отделения международной ассоциации по борьбе с нарко­тиками и наркобизнесом Акоп Матосян. "Многие ду­мают, что наркомании подвержены дети пьяниц, попро­шаек, из неблагополучных семей. Это далеко не так! Та­ких детей в числе наркоманов не более 17%. Остальные как раз из благополучных и очень благополучных семей. Эта болезнь стремительно поражает наше общество, не взирая на иерархическое, финансовое, имущественное и социальное положение семей" (Дети гибнут от наркотиков. Правда России. 22. VI. 1998г.). Рассмотрим наиболее опасный "треугольник" всех человеческих пороков: гомо­сексуализм - наркомания и СПИД. В чем смысл этого треугольника? СПИД во всем мире справедливо считается чумой XX века. По общему признанию специалистов от медицины наиболее распространенным источником забо­левания СПИДом является гомосексуализм и наркомания. Именно они являются наиболее опасными разносчи­ками вируса СПИДа в результате сексуальных контактов и кровосмешения.

Обратимся к статистике от министерства здравоохра­нения.

На 1 июня 1998 г. в России выявлено 8313 ВИЧ-инфицированных (включая 367 детей), из них заболело СПИДом 317 (включая 110 детей). Умерло от СПИДа 209, из них детей - 72.

Распространение наркомании в России происходит угрожающими темпами. За последние 5 лет количество наркоманов в стране возросло примерно в три с полови­ной раза и при сохранившейся тенденции уже в 2000 году может превысить уровень 3 миллиона человек. С учетом возраста большинства наркоманов (13-25 лет) под угро­зой оказывается почти треть нового поколения страны.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что за по­следние 10 лет в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Зависимость от наркотика и постоянная необходимость получения средств для его приобретения заставляет наркоманов-женщин заниматься проституцией, что способствует распространению ВИЧ-инфекции уже половым путем среди всех групп населения (Приведенные выше данные извлечены из материалов пар­ламентского слушания 8 июня 1998 г. в Гос. Думе по вопросу "О неотложных мерах по борьбе с распространением СПИДа". См. "Рок иглы". Сов. Россия. 20. 06. 1998 г).

Первым шагом на пути радикального избавления от заболеваний наркоманией и СПИДом является признание этих заболеваний социальными болезнями и перенос ак­цента в поисках средств их устранения из биологической в социальную сферу, а также во внутренний духовно-психологический мир человека.

По нашему убеждению первопричиной наркомании, и заболевания СПИДом, и алкоголизмом является безду­ховность человека.

Человек заболевает алкоголизмом на потому, что он часто и много пьет, а потому, что он не обладает доста­точной силой воли, чтобы определить меру принятия спиртного и ограничить его принятие этой мерой.

Наркоман или гомосексуалист не потому является наркоманом или гомосексуалистом, что не понимает па­губность этих влечений, а потому, что не может сказать твердо "нет" этим влечениям и стать на путь замещения их потребностями разумными, соответствующими нор­мам и правилам человеческого общежития.

Главный источник заболевания наркоманией - моло­дежная среда, культивирующая потребность в наркоти­ках. Наркомания тогда пойдет на нет, когда она будет осуждена в общественном мнении, а наркоманы будут от чуждены от молодежной среды и обречены на одиноче­ство.

В борьбе с наркоманией и алкоголизмом нельзя сбра­сывать со счетов меры медицинского и воспитательного характера. Действенность этих мер может дать положи­тельный эффект лишь на начальной стадии заболевания. Одной из таких мер является сублимация - замещение из­вращенных потребностей разумными или менее извра­щенными потребностями. Термин "сублимация" был вве­ден 3. Фрейдом для нейтрализации чрезмерного давления сексуальных потребностей и вызванных этим давлением психических заболеваний. Для этого надо формировать во­лю - способность противостоять соблазнительным потреб­ностям, надо управлять своими потребностями.

Наконец, последняя из групп ценностно-ориенти­рованных потребностей - истинные и ложные потребности.

Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, кото­рые навязываются индивиду особыми социальными инте­ресами в процессе его подавления: это потребности, за­крепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и не­справедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья. Большинство преобла­дающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и нена­видят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей" (Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. Стр. 6-7).

Вряд ли можно согласиться с Маркузе, когда он назы­вает ложной потребностью тягостный труд. Для боль­шинства нетворческих профессий труд является тягост­ным, но это труд истинный, потому что для них он един­ственное средство существования. Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? "Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - пи­тание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уров­нем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения (Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994, стр. 7-8, 9).

Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, на­строений. В практической жизни нет устойчивой суб­ординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духов­ная потребность.

Классификация потребностей человека

Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.

Мак Дугалл У. – англо-американский психолог

В основе классификации потребностей – инстинкты человека.

Додонов Б.И. – российский психолог

Различает виды потребностей в связи с эмоциями человека.

Мюррей Г. – американский психолог

Маслоу А. – американский психолог

Различает потребности в зависимости от мотивационных факторов, т.е. мотивов.

Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятель­ность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т. д. Внутренними регуляторамидеятельности являются психические процессы, свой­ства, состояния, потребности, интересы и т. д. определяются как нужда или недостаток в чем- либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организ­ма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

В этом определении потребности стержневым моментом явля­ется указание на то, что потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потреб­ность не является структурным элементом акта деятельности, она относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания — понятия однопорядковые, но не тож­дественные. Желания отличаются от потребности.

Всякая потребность побуждает человека на действия по ее peaлизации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах.

Базовые потребности – это всеобщие потребности, присущие всем людям: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Базовые потребности состоят из множества их модификаций, дополнительных характеристик.

Такие потребнос­ти являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особен­ными или дополнительными потребностями.

Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности — потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. С

Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потреб­ность в защите прав и достоинств личности и пр.

Биологические (естественные) потребности -это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жиз­ненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), по­требность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальные потребности -потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. 3 основные: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма – для шахтера, другая – для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля. Норма материаль­ных потребностей должна обеспечить каждой личности нормаль­ные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физичес­кого и интеллектуального развития. Все вместе взятые материаль­ные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Увеличение численности двух противоположных слоев обще­ства — бедных и богатых — признак несправедливости обществен­ного строя. По данным ЮНЕСКО сегодня в мире существует 400 млн. очень богатых людей, пользующихся всеми возможными материальными благами, и 500 млн. человек голодающих.

Социальные потребности -не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непрости­тельной ошибкой делать вывод, что социальные потребности иг­рают второстепенную роль в жизни человека и общества.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм:

1 – потребности для других;

2 – потребности для себя;

3 – потребности вместе с другими.

Самый уважаемый человек — это человек, обладающий богат­ством социальных потребностей и направляющий все силы своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек — под­вижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.

Духовные потребности - биологическая потребность побуждает человека к овладению жизненными ресурсами. Материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребно­стей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духов­ной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность — трансценденция сознания за пределы повседнев­ного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира. Т.О. духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность, арсенал которой бесконечно разнообразен: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности - основанием для выделения этой группы потребностей являет­ся классификация потребностей по критериям их гуманистичес­кой и этической направленности, по их роли в образе жизни и все­стороннем гармоничном развитии личности. По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (из­вращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способ­ствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить сле­дующие критерии разумных потребностей:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нашего проекта: узнать, что такое потребности человека.

Задачи проекта:

узнать какие потребности бывают.

выяснить: меняются ли потребности человека.

определить роль потребностей в жизни людей.

Что же такое потребность?

Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи; голодный – в пище. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Например, сходив в магазин за едой, покушав, мы удовлетворяем чувство голода и приводим организм в состояние комфорта.

Какие бывают потребности? Человек – существо биопсихосоциальное, поэтому ему свойственны разные потребности:

Биологические потребности (физиологические или материальные). Человеку необходимы воздух, вода, тепло, сон, жилище. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Биологические потребности – это основные потребности.

Социальные потребности. Для того, чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, человек удовлетворяет потребности в общении, в труде. Социальные потребности возникают только в обществе.

Духовные потребности. Эти потребности человек испытывает в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.

Потребности бывают также разумными (подлинными) и неразумными (мнимыми). Разумными считаются такие потребности, удовлетворение которых приносит человеку пользу, а неразумными — вред. Потребность в алкоголе или табаке — неразумна, а хотеть заниматься спортом или помочь родителям убрать квартиру — разумно.

Меняются ли человеческие потребности?

Мир меняется, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему невозможно обойтись. С изменением жизни людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых живет человек. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живет, должен быть утолен, т.е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо?

Какую роль играют потребности в жизни человека?

Потребности человека возникают вновь и вновь. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и на всегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для ее удовлетворения. Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать свои действия и предпринимать определенные усилия. Удовлетворяя свои потребности, человек совершенствовал орудия труда, строил семейные отношения, украшал жилище, укреплял обороноспособность, развивал государственные отношения и делал многое такое, чтобы общество стало лучше. Стало быть, потребности — двигатель развития человеческого общества.

Вывод. Таким образом, потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. Потребности бывают биологические, социальные, духовные; разумные и неразумные. Потребности человека индивидуальны и в большей степени не зависят от возраста, а зависят от желания и возможностей каждого отдельного человека. Потребности заставляют человека действовать, развиваться.

Тест оценивает степень удовлетворённости основных потребностей человека

Инструкция: Перед Вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала утвердите 1-ое утверждение со 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в 1- колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя Вы сочтёте второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь тёплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить своё положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение и влияние.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другим.


Тест оценивает степень удовлетворённости основных потребностей человека

Инструкция: Перед Вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала утвердите 1-ое утверждение со 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в 1- колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя Вы сочтёте второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь тёплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить своё положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение и влияние.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другим.


Проект выполнили ученицы 6 класса:

Бабанова Светлана, Кузнецова Алёна, Лабуткина Виктория

Цель проекта: узнать что такое потребности человека

Цель проекта:

узнать что такое потребности человека

Задачи проекта: Узнать какие потребности бывают. Выяснить: меняются ли потребности человека во времени. Определить роль потребностей в жизни людей.

Задачи проекта:

Узнать какие потребности бывают.

Выяснить: меняются ли потребности человека во времени.

Определить роль потребностей в жизни людей.

План проекта: 1. Что такое потребности. 2. Без каких потребностей человек не может жить? 3. Потребности и их виды

План проекта:

1. Что такое потребности.

2. Без каких потребностей человек не может жить?

3. Потребности и их виды

Что такое потребность человека?

Что такое потребность человека?

Какие бывают потребности?

1. Биологические

Нужны, чтобы жить

Какие бывают потребности? 2.Социальные Общение Общественная деятельность Признание, карьера Потребность в общении, труде. Социальные потребности возникают только в обществе.

Какие бывают потребности?

2.Социальные

Общественная

деятельность

Потребность в общении, труде.

Социальные потребности возникают

только в обществе.

Какие бывают потребности? 3. Духовные Стремление к знанию Религия Творчество Потребности в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.

Какие бывают потребности?

Потребности в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.

Потребность в безопасности

Потребности в зависимости и любви потребность быть нужным кому-то ,кому то принадлежать

Читайте также: