Потребности разумные и неразумные сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.
По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не
Доводящее до деградации личности.
2. Гармоническое сочетание разных потребностей.
Нельзя признать разумной даже духовную потребность,
если ее удовлетворение достигается за счет подавления
Других (естественных и материальных) потребностей. В
этом смысле нельзя признать уместной поговорку: "Пусть
одна, но пламенная страсть".
3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.
Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни. Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных
Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.
От способности человека различать разумные и неразумные потребности и роли этой способности в формировании разумного образа жизни и, в конечном счете, счастья человека писал французский социалист XVIII века Габриэль Мабли: "Бесполезные (неразумные) потребности вызывают у человека бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями" (Мабли Г. Неравенство имуществ разлагает. Газета за СССР).
В силу чрезвычайной актуальности в современную эпоху, я остановлюсь на наиболее разрушительной части неразумных потребностей - на извращенных потребностях.
Извращенными (вредоносными) я называю те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек".
Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.
Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.
Вот что об этом говорит руководитель московского отделения международной ассоциации по борьбе с наркотиками и наркобизнесом Акоп Матосян. "Многие думают, что наркомании подвержены дети пьяниц, попрошаек, из неблагополучных семей. Это далеко не так! Таких детей в числе наркоманов не более 17%. Остальные как раз из благополучных и очень благополучных семей. Эта болезнь стремительно поражает наше общество, не взирая на иерархическое, финансовое, имущественное и социальное положение семей" (Дети гибнут от наркотиков. Правда России. 22. VI. 1998г.). Рассмотрим наиболее опасный "треугольник" всех человеческих пороков: гомосексуализм - наркомания и СПИД. В чем смысл этого треугольника? СПИД во всем мире справедливо считается чумой XX века. По общему признанию специалистов от медицины наиболее распространенным источником заболевания СПИДом является гомосексуализм и наркомания. Именно они являются наиболее опасными разносчиками вируса СПИДа в результате сексуальных контактов и кровосмешения.
Обратимся к статистике от министерства здравоохранения.
На 1 июня 1998 г. в России выявлено 8313 ВИЧ-инфицированных (включая 367 детей), из них заболело СПИДом 317 (включая 110 детей). Умерло от СПИДа 209, из них детей - 72.
Распространение наркомании в России происходит угрожающими темпами. За последние 5 лет количество наркоманов в стране возросло примерно в три с половиной раза и при сохранившейся тенденции уже в 2000 году может превысить уровень 3 миллиона человек. С учетом возраста большинства наркоманов (13-25 лет) под угрозой оказывается почти треть нового поколения страны.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что за последние 10 лет в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Зависимость от наркотика и постоянная необходимость получения средств для его приобретения заставляет наркоманов-женщин заниматься проституцией, что способствует распространению ВИЧ-инфекции уже половым путем среди всех групп населения (Приведенные выше данные извлечены из материалов парламентского слушания 8 июня 1998 г. в Гос. Думе по вопросу "О неотложных мерах по борьбе с распространением СПИДа". См. "Рок иглы". Сов. Россия. 20. 06. 1998 г).
Первым шагом на пути радикального избавления от заболеваний наркоманией и СПИДом является признание этих заболеваний социальными болезнями и перенос акцента в поисках средств их устранения из биологической в социальную сферу, а также во внутренний духовно-психологический мир человека.
По нашему убеждению первопричиной наркомании, и заболевания СПИДом, и алкоголизмом является бездуховность человека.
Человек заболевает алкоголизмом на потому, что он часто и много пьет, а потому, что он не обладает достаточной силой воли, чтобы определить меру принятия спиртного и ограничить его принятие этой мерой.
Наркоман или гомосексуалист не потому является наркоманом или гомосексуалистом, что не понимает пагубность этих влечений, а потому, что не может сказать твердо "нет" этим влечениям и стать на путь замещения их потребностями разумными, соответствующими нормам и правилам человеческого общежития.
Главный источник заболевания наркоманией - молодежная среда, культивирующая потребность в наркотиках. Наркомания тогда пойдет на нет, когда она будет осуждена в общественном мнении, а наркоманы будут от чуждены от молодежной среды и обречены на одиночество.
В борьбе с наркоманией и алкоголизмом нельзя сбрасывать со счетов меры медицинского и воспитательного характера. Действенность этих мер может дать положительный эффект лишь на начальной стадии заболевания. Одной из таких мер является сублимация - замещение извращенных потребностей разумными или менее извращенными потребностями. Термин "сублимация" был введен 3. Фрейдом для нейтрализации чрезмерного давления сексуальных потребностей и вызванных этим давлением психических заболеваний. Для этого надо формировать волю - способность противостоять соблазнительным потребностям, надо управлять своими потребностями.
Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.
Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей" (Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. Стр. 6-7).
Вряд ли можно согласиться с Маркузе, когда он называет ложной потребностью тягостный труд. Для большинства нетворческих профессий труд является тягостным, но это труд истинный, потому что для них он единственное средство существования. Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? "Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения (Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994, стр. 7-8, 9).
Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.
Классификация потребностей человека
Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.
Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.
Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.
Мак Дугалл У. – англо-американский психолог
В основе классификации потребностей – инстинкты человека.
Додонов Б.И. – российский психолог
Различает виды потребностей в связи с эмоциями человека.
Мюррей Г. – американский психолог
Маслоу А. – американский психолог
Различает потребности в зависимости от мотивационных факторов, т.е. мотивов.
Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т. д. Внутренними регуляторамидеятельности являются психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы и т. д. определяются как нужда или недостаток в чем- либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).
В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.
Потребности и желания — понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности.
Всякая потребность побуждает человека на действия по ее peaлизации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах.
Базовые потребности – это всеобщие потребности, присущие всем людям: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.
Базовые потребности состоят из множества их модификаций, дополнительных характеристик.
Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями.
Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.
Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности — потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. С
Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и пр.
Биологические (естественные) потребности -это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Материальные потребности -потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. 3 основные: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма – для шахтера, другая – для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.
Увеличение численности двух противоположных слоев общества — бедных и богатых — признак несправедливости общественного строя. По данным ЮНЕСКО сегодня в мире существует 400 млн. очень богатых людей, пользующихся всеми возможными материальными благами, и 500 млн. человек голодающих.
Социальные потребности -не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм:
1 – потребности для других;
2 – потребности для себя;
3 – потребности вместе с другими.
Самый уважаемый человек — это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все силы своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек — подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.
Духовные потребности - биологическая потребность побуждает человека к овладению жизненными ресурсами. Материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?
Духовность — трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира. Т.О. духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.
Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность, арсенал которой бесконечно разнообразен: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
Ценностно-ориентированные потребности - основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности. По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
Цель нашего проекта: узнать, что такое потребности человека.
Задачи проекта:
узнать какие потребности бывают.
выяснить: меняются ли потребности человека.
определить роль потребностей в жизни людей.
Что же такое потребность?
Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).
Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи; голодный – в пище. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Например, сходив в магазин за едой, покушав, мы удовлетворяем чувство голода и приводим организм в состояние комфорта.
Какие бывают потребности? Человек – существо биопсихосоциальное, поэтому ему свойственны разные потребности:
Биологические потребности (физиологические или материальные). Человеку необходимы воздух, вода, тепло, сон, жилище. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Биологические потребности – это основные потребности.
Социальные потребности. Для того, чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, человек удовлетворяет потребности в общении, в труде. Социальные потребности возникают только в обществе.
Духовные потребности. Эти потребности человек испытывает в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.
Потребности бывают также разумными (подлинными) и неразумными (мнимыми). Разумными считаются такие потребности, удовлетворение которых приносит человеку пользу, а неразумными — вред. Потребность в алкоголе или табаке — неразумна, а хотеть заниматься спортом или помочь родителям убрать квартиру — разумно.
Меняются ли человеческие потребности?
Мир меняется, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему невозможно обойтись. С изменением жизни людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых живет человек. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живет, должен быть утолен, т.е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо?
Какую роль играют потребности в жизни человека?
Потребности человека возникают вновь и вновь. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и на всегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для ее удовлетворения. Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать свои действия и предпринимать определенные усилия. Удовлетворяя свои потребности, человек совершенствовал орудия труда, строил семейные отношения, украшал жилище, укреплял обороноспособность, развивал государственные отношения и делал многое такое, чтобы общество стало лучше. Стало быть, потребности — двигатель развития человеческого общества.
Вывод. Таким образом, потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. Потребности бывают биологические, социальные, духовные; разумные и неразумные. Потребности человека индивидуальны и в большей степени не зависят от возраста, а зависят от желания и возможностей каждого отдельного человека. Потребности заставляют человека действовать, развиваться.
Тест оценивает степень удовлетворённости основных потребностей человека
Инструкция: Перед Вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.
Сначала утвердите 1-ое утверждение со 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в 1- колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя Вы сочтёте второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь тёплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить своё положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт.
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение и влияние.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другим.
Тест оценивает степень удовлетворённости основных потребностей человека
Инструкция: Перед Вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.
Сначала утвердите 1-ое утверждение со 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в 1- колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя Вы сочтёте второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь тёплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить своё положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт.
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение и влияние.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другим.
Проект выполнили ученицы 6 класса:
Бабанова Светлана, Кузнецова Алёна, Лабуткина Виктория
Цель проекта:
узнать что такое потребности человека
Задачи проекта:
Узнать какие потребности бывают.
Выяснить: меняются ли потребности человека во времени.
Определить роль потребностей в жизни людей.
План проекта:
1. Что такое потребности.
2. Без каких потребностей человек не может жить?
3. Потребности и их виды
Что такое потребность человека?
Какие бывают потребности?
1. Биологические
Нужны, чтобы жить
Какие бывают потребности?
2.Социальные
Общественная
деятельность
Потребность в общении, труде.
Социальные потребности возникают
только в обществе.
Какие бывают потребности?
Потребности в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.
Потребность в безопасности
Потребности в зависимости и любви потребность быть нужным кому-то ,кому то принадлежать
Читайте также: