Потенциальные опасности в профессиональной деятельности сообщение

Обновлено: 19.05.2024

1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.

3. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).

4. Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения.

5. Международный и внутригосударственный терроризм.

6. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

Опасность хранят всœе системы, имеющие энергию, химически и биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность — ϶ᴛᴏ центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определœенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека и ущерб окружающей природной среде.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать следующую аксиому: деятельность человека потенциально опасна.

Потенциальная опасность как явление — ϶ᴛᴏ воздействие на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм всœе факторы условно делятся на вредные и опасные. Это делœение условно, поскольку вредные факторы в определœенных условиях могут стать опасными.

К вредным относятся те факторы, которые в определœенных условиях становятся причиной заболевания человека или снижения его работоспособности.

Опасными называются факторы, которые в определœенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья (схема 1.1).

Признаками, определяющими опасность, являются:

2) возможность нанесения ущерба здоровью, ᴛ.ᴇ. заболевание, травмирование, следствием которых может стать летальный исход, инвалидность и т. п.;

3) нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека и экологических систем.

· по происхождению: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные;

· по локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

· по вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.п.;

· по приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические;

· по сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные;

· по структуре (строению): простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых;

· по реализуемой энергии: активные и пассивные;

· по времени проявления: импульсивные и кумулятивные.

Источниками формирования опасностей бывают:

· сам человек, его деятельность, средства труда;

· явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Последовательность изучения опасностей включает несколько стадий:

Стадия I. Предварительный анализ опасностей, состоящий:

Шаг 1. Выявление источника опасности.

Шаг 2. Определœение части системы, которая может вызвать опасности.

Шаг 3. Введение ограничения на анализ, ᴛ.ᴇ. исключение опасностей, которые

не будут изучаться.

Стадия II. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева

событий и опасностей.

Стадия III. Анализ последствий.

Ученые всœего мира пытаются уменьшить вероятность реализации опасности. Но это невозможно, поскольку опасности по своей природе:

· вероятностны, ᴛ.ᴇ. случайны;

· потенциальны, ᴛ.ᴇ. скрыты;

· перманентны, ᴛ.ᴇ. постоянны, непрерывны;

· тотальны, ᴛ.ᴇ. всœеобщи и всœеобъемлющи.

Следовательно, не существует человека, которому не угрожают опасности. Но

многие люди об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, задача БЖД состоит в обеспечении общей грамотности человека в области безопасности. Человек, освоивший основы БЖД, защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА. ТЕМА 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту. 2. Чрезвычайные ситуации природного и… [читать подробенее]

ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА. ТЕМА 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту. 2. Чрезвычайные ситуации природного и… [читать подробенее]

Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, Опасности реализуются в виде потоков энергии, веществ и информации и существуют в пространстве и во времени.

Например, до определенного момента мы не ощущаем увеличения концентрации углекислого газа (С02) в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05 % С02. Постепенно в помещении, заполненном людьми, в частности в аудитории, концентрация С02 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации определяется проявлениями усталости, вялости, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением ча­стоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности приведет к травматизму и другим негативным последствиям.

Таким образом, опасности как факторы, т. е. причины, движущие силы, определяющие характер воздействия живой и неживой материи на людей, влияют на них по-разному.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают таких пределов, при которых он теряет способность к рациональным покупкам и действиям, адекватным сложившейся обстановке. Такие ситуации называют экстремальными.

Вероятностью реализации опасности является риск. Введение приемлемых рисков — это акция, прямо направленная на защиту человека и его безопасность. Безопасность — это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или имеет место отсутствие чрезмерной опасности.

Реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.

Причинами, определяющими опасность, могут быть:

■ угроза для жизни;

■ возможность нанесения ущерба здоровью;

■ нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека;

■ нарушение условий нормального функционирования экологических систем.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть:

■ элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматиче­ские условия труда (температура, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек;

■ процессы взаимодействия человека и среды обитания. Другими словами, опасность — следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных) факторов на определенный объект воздействия. При несоответствии характеристик воздействующих факторов характеристикам объекта (предмета) воздействия появляется феномен опасности (например: ударная волна, температура, недостаток кислорода, токсичные примеси в воздухе и т.п.). Все опасности классифицируют по ряду признаков. По видам источников возникновения различают опасности естественные, техногенные и антропогенные. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п. Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными. Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей.

По видам потоков веществ, энергии и информации в жизненном пространстве опасности делятся на энергетические, массовые и информационные.

По моменту возникновения опасности разделяют на прогнозируемые и спонтанные.

По виду воздействия на человека различают вредные и травмоопасные опасности.

По объектам защиты различают опасности, действующие на человека, природную среду и материальные ресурсы.

По видам зон воздействия опасности делятся на производственные, бытовые, городские (транспортные и др.), зоны чрезвычайных ситуаций.

По вероятности воздействия на человека и среду обитания опасности разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность как явление — это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая определяется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни индивидуума.

Реализованная опасность — факт воздействия реальной опасности на человека и (или) среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу, материальным потерям. Например, если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и возгоранию строений — это уже реализованная опасность.

Общие сведения об опасностях
Безопасность – это состояние деятельности, при котором с
определенной вероятностью исключено проявление опасностей или
отсутствует чрезмерная опасность.
Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи,
способное причинять ущерб самой материи: людям, природной
среде, материальным ценностям.

Причинами, определяющими опасность могут быть:
1. Угроза для жизни
2. Возможность нанесения ущерба здоровью
3. Нарушение условий нормального функционирования
органов и систем человека

Последствия опасностей в профессиональной
деятельности и в быту
Вредный фактор – негативное воздействие на человека,
которое приводит к ухудшению самочувствия и
заболеванию.
Травмирующий
(травмоопасный)
фактор

негативное воздействие на человека, которое приводит к
травме или летальному исходу.

Опасными и вредными физическими факторами являются:
1. Движущиеся машины и механизмы (различные подъемнотранспортные
устройства
и
перемещаемые
грузы,
незащищенные подвижные элементы производственного
оборудования – приводные и передаточные механизмы,
режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся
приспособления и др.)
2. Отлетающие частицы обрабатываемого материала и
инструмента
3. Электрический ток
4. Повышенная температура поверхностей оборудования и
обрабатываемых материалов и т.д.

К вредным для здоровья физическим опасностям относятся:
1. Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей
зоны.
2. Высокие влажность и скорость движения воздуха
3. Повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и
различных
излучений:
тепловых,
ионизирующих,
инфракрасных и др.
4. Запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны
5. Недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и
проездов
6. Повышенная яркость света и пульсация светового потока

Основные требования к
производственным
процессам
Производственные процессы
должны быть
пожаробезопасносными
Производственные процессы
должны быть
взрывобезопасными
Производственные процессы не
должны загрязнять окружающую
среду

Требования безопасности к технологическим
процессам включают
- устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами,
заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства,
оказывающими вредное действие;
- замену технологических процессов и операций, связанных с возникновением
опасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых
указанные факторы отсутствуют или имеют меньшую интенсивность;
- комплексную механизацию, автоматизацию, применение дистанционного
управления при наличии опасных и вредных производственных факторов;
- герметизацию оборудования:
- применение средств защиты работающих;
- рациональную организацию труда и отдыха;
- своевременное получение информации о возникновении опасных и вредных
производственных факторов на отдельных технологических операциях;
систему контроля и управления технологического процесса, обеспечивающую
защиту работающих и аварийное отключение оборудования;
- своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся
источниками опасных и вредных факторов.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- должно быть безопасным в течение всего срока службы: при монтаже, демонтаже,
эксплуатации, ремонте, транспортировании и хранении, при использовании отдельно или в
составе комплексов или технологических систем.
- не должно загрязнять производственную среду выше установленных норм.
- должно оснащаться устройствами безопасности, сигнализации и другими необходимыми
средствами защиты.
- должно быть пожаро- и взрывобезопасным.
- при правильной эксплуатации в установленных условиях не должно создавать опасности в
результате воздействия внешней среды (влажности, солнечной радиации, механических
колебаний, высоких и низких давлений и температур, агрессивных веществ, ветровых
нагрузок, обледенения, микроорганизмов и т.п.).

Требования безопасности должны
отражаться в технической
документации.
Безопасность оборудования должна
обеспечиваться выбором принципов
действия, конструктивных схем,
безопасных элементов конструкций и
т.п., применением в конструкции
средств механизации, автоматизации
и дистанционного управления.
Рабочие места, органы управления и
средства отображения информации
должны соответствовать
эргономическим требованиям.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

1. ОПАСНОСТИ И РИСКИ ПРОФЕССИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Я работаю воспитателем в государственном общеобразовательном учреждении детском саду компенсирующего типа (логопедия).

Воспитатель, в широком смысле — человек, осуществляющий воспитание, в более узком значении — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде.

Работу свою считаю очень интересной, творческой. Плюсы профессии: работа с детьми, социальная значимость, постоянное развитие. Но в то же время существуют минусы в профессии, которые волнуют меня. Это постоянные стрессы, эмоциональные и физические нагрузки, нагрузка на глаза, на уши. Воспитатели подвержены риску инфекции. Нервные заболевания.

По моему мнению, опасности и риски в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние : Воспитатель несет уголовную ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду), агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания. Внешние: такие как пожароопасная безопасность, терроризм например и т.п.

При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.

Учителя, воспитатели и работники социальной сферы подвержены риску инфекций.

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

Беременные женщины этих профессий должны делать прививки и принять меры безопасности: надевать маску, перчатки.

Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.

Возникновение сложных и даже аварийных ситуации, которые требуют от человека мгновенной оценки положения, принятия решения и быстрого выполнения необходимых действий,— отличительная черта деятельности ряда специалистов.

Воспитатель несет большую ответственность за здоровье детей и потому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки.

Что касается физической нагрузки. Воспитатель всю рабочую смену проводит на ногах, все время в движении. Помогает детям одеваться, раздеваться (особенно тяжело с маленькими детьми), проводит подвижные игры на занятиях и на прогулке. Оказывает помощь на занятиях, во время принятия пищи. Каждому ребенку нужно уделить внимание.

Воспитателям постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого ребячьими голосами, спектральная энергия которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до 70–72 дБ. Во время прогулок с детьми речевой аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

Педагогам приходится ежедневно перегружать речевой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеют большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль), степень относительной влажности, сохранение должной тишины в группах, акустические свойства помещения, где проходят занятия. Довольно часто возникает ситуация, когда педагог оказывается в акустически неудобных условиях и начинает кричать, форсировать звук. Можно отметить наиболее частые заболевания голоса. Воспитатели часто страдают от ларингита, потери голоса. Этим заболеваниям способствуют речевые и нервно-психические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. Общее утомление, речевое перенапряжение, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания.

Агрессия со стороны родителей не так часто встречалась в моей практике. Но все же, имеет место быть. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя на деструктивное поведение сынишки или дочери! Или же несогласие воспитателя отдать ребенка пьяному папе. В лучшем случае нахамят!

Воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании группы. Это актуально во многих садах, требующих капитального ремонта. Проводка плохая, ничего не разрешают включать в сеть.

Среди явлений, угрожающих сегодня нашему обществу, особое место занимает терроризм. Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающих все более угрожающие масштабы. Террористические акты сеют чувство страха, взаимной вражды, подозрительности. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Как яркий пример можно привести террористи́ческий акт в Бесла́не.

2.

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего выше сказанного можно заключить, что профессия воспитателя не такая уж необычная и романтическая профессия. Требует от человека, я бы сказала, порой героических поступков. И все же прекрасно и почетно воспитывать детей. Я свою профессию очень люблю!

Хотелось бы, чтобы государство больше уделяло внимания проблемам безопасности жизнедеятельности работников дошкольных учреждений. Хотелось бы, чтобы руководство сада не нарушало права воспитателей.

Каждый воспитатель, наверное, мечтает о сокращении нагрузок физических, а самое главное эмоциональных на рабочем месте. Должное внимание работникам образовательных учреждений со стороны профсоюза.

Читайте также: