Постмодернизм в кино сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Постмодерн кино является классификация работ, сочлененных темы и идеи постмодернизма через кино . Постмодернистские попытки фильма опрокинуть доминирующие конвенции о повествовательной структуры и характеристик, а также тесты на приостановку аудитории неверия .

Как правило, эти фильмы также разрушают культурный разрыв между элитарным искусством и попап-артом и часто переворачивают типичные представления жанра , расы , класса , художественного жанра и времени в попытке создать что-то, что не уважает традиционное повествовательное выражение.

Резюме

Обзор постмодернизма

Конкретные элементы

Постмодернистское кино часто отделяют от модернистского кино и традиционного повествовательного кино по трем ключевым характеристикам. Один из них - это интенсивное использование почтения или стилизации, вызванное тем фактом, что постмодернистские кинематографисты открыты для смешивания множества разрозненных жанров и тонов в одном фильме. Второй элемент - это мета- рефлексия или саморефлексия, подчеркивающая построение и отношение изображения к другим изображениям в средствах массовой информации, а не к какой-либо внешней реальности. Самореференциальный фильм привлекает внимание зрителя - либо через знание персонажей их собственной вымышленной природы , либо через визуальные элементы, - что сам фильм - это всего лишь фильм. Иногда это достигается за счет подчеркивания неестественности изображения, которое выглядит искусственно. Другой метод, используемый для достижения мета-ссылки, - это использование интертекстуальности, при которой персонажи фильма ссылаются на другие художественные произведения или обсуждают их. Кроме того, многие постмодернистские фильмы рассказывают истории, которые разворачиваются в хронологическом порядке , деконструируя или фрагментируя время, чтобы еще раз подчеркнуть, что то, что появляется на экране, построено. Третий общий элемент - это мост между высокопрофессиональной и низкопробной деятельностью и художественными стилями - например, пародия на потолок Сикстинской капеллы Микеланджело, в которой Адам ищет бургер McDonald's, а не руку Бога. Это будет иллюстрировать слияние верха и низа, потому что Микеланджело широко считается одним из величайших художников, а фаст-фуд обычно называют скромными элементами современного общества.

Использование почтения и стилизации само по себе может привести к слиянию верха и низа. По этой причине дань иногда сопровождается оценочными суждениями персонажей относительно ценности и культурной ценности пародируемых произведений, гарантируя, что зритель понимает, считается ли упомянутая вещь предметом высокого или низкого уровня.

Наконец, противоречия любого рода - будь то визуальная техника, моральный дух персонажей или другие вещи - имеют решающее значение для постмодернизма, и эти два противоречия во многих случаях несовместимы. Любая теория постмодернистского кино должна быть довольна парадоксами или противоречиями идей и их формулировкой>.

Конкретные примеры постмодерна

Когда-то на Западе

Бегущий по лезвию

криминальное чтиво

Другие примеры (выборка)

Постмодернизм. Понятие и рождение
Постмодернизм. Кино
Постмодернизм. Наше кино. Начало

На ниве отечественного кинематографа постмодернизм начал расцветать в перестроечную эру, плавно перешедшую в 1990-е. Способствовала этому политика, опрокинувшая в небытие старые смыслы и идеологические конструкции. Иронического переосмысления удостоились не только традиции соцреализма, но и все вчерашние кумиры, чьи чеканные профили украшали каждую улицу каждого города нашей необъятной родины. Вожди оказались низложены, и история начала очищение, смеясь над собой.

Остановиться, однако, следует на самых характерных продуктах этого времени, появившихся под знаком постмодернистской эстетики.

Разражается Баширов причудливым монологом на смерть Юрия Гагарина. Тоже зачем? К чему? Но это ли не ироническое препарирование одного из ключевых мифов советской эпохи, та самая расправа над вчерашними кумирами? Юрий Гагарин умер, место его занял неприятный во всех отношениях доппельгангер, алкоголик и ресторанный скандалист в фальшивой майорской форме.

Требуется обнаженка? Появится голая пионерка.

Гордеев Кирилл Сергеевич 1 , Кокарева Марина Евгеньевна 1 , Пасечник Алена Сергеевна 1 , Жидков Алексей Андреевич 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина


Аннотация
Постмодерн – культурная парадигма, получившая наибольшее развитие в конце XX века и в начале XXI века. Имея в своей основе переосмысление роли языка в познавательном и художественном аспекте деятельности человека, культурная парадигма постмодерна предвещает своим появлением новое направление в искусстве – постмодернизм. Актуальность статьи заключается в том, что постмодернизм в настоящее время пользуется большой популярностью. Научная новизна статьи состоит в рассмотрении такого феномена, как постмодернизм в определённом виде искусства – кинематографе.

Вследствие того, что постмодернизм не предполагает наличие в себе только одного какого-либо определённого и узкого художественного направления или стиля, а скорее является некой культурной доминантой современного общества, можно говорить только о том, как именно и каким образом постмодернистское мироощущение, менталитет постмодернизма находят своё отражение в различных подходах к созданию кинофильма. Для достижения упомянутой цели далее следует вести повествование, прибегая к сравнению постмодернизма с подходами и методами модернистского направления.

Модернизм, опираясь на присущие ему методы и подходы, старается дойти до смысла при помощи какого-либо адекватного языка, часто напрямую, интуитивно. Постмодернизм же, хотя и исходит из тех же посылок, объявляет следующее: принципиальное обретение смысла в принципе невозможно. Вследствие этого, можно сказать, что он замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но в равной степени условных языков. Если вести речь именно о кинематографе, то это значит, что язык кино воспринимается как адекватный и прозрачный, даже если эффект условности монтажа и жанра перевешивается эффектом достоверности фотографического воспроизведения реальности.

Таким образом, постмодернизм – новое направление в искусстве, проявляющееся во многих его видах. Данное направление поддаётся неоднозначным интерпретациям, его черты резко выделяются среди многих других направлений искусства. Оно имеет место и в настоящее время, в том числе и в кинематографе, который в последние десятилетия развивался наиболее быстро.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Вопрос о сущности и времени возникновения постмодернизма до сих пор остается спорным. Бесспорно лишь то, что постмодернизм возник как художественное явление. Появление новых постмодернистских форм было впервые отмечено в середине 50-х годов ХХ века в США в таких областях культуры, как архитектура, скульптура, живопись. Затем он стремительно распространился в литературе, музыке и кинематографе.

Для художественной практики постмодернизма характерны такие стилевые особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью.

Теоретическое осмысление новой художественной реальности запаздывало. Лишь в начале 80-х годов была предпринята попытка представить проблему постмодернизма как целостного феномена современного искусства, как особого идейного течения, объединяющего в единое целое новейшие направления в различных видах искусства, которые определялись как постмодернистские.

В итоге, в 80-е годы ХХ века постмодернизм оформился как единый комплекс представлений, объединяющий постмодернизм, постструктурализм и деконструктивизм, которые часто употребляются практически как синонимы. Этот идейный комплекс стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи.

Если постструктурализм возник как чисто французское явление, уходящее своими корнями в традиции национальной культуры, а деконструктивизм – как феномен культуры США, то постмодернизм формировался как интернациональное явление, в результате взаимодействия и взаимовлияния различных национальных культурных и философских традиций. Более того, возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 80-х – 90-х годов преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, порождая различные незападные национальные формы постмодернизма, а вслед за ними и острейшие дискуссии относительно аутентичности таких форм постмодернизма.

Рождение и развитие кинематографа

Рождение кинематографа в виде, близком к тому, что мы можем наблюдать сейчас, произошло 28 декабря 1895 года, когда на бульваре Капуцинок в одном из залов "Гранд кафе" прошёл первый сеанс кинематографа.

Первые короткометражные фильмы были документальными, длительностью всего 1,5 минуты, но в тоже время начинали появляться зачатки игрового кино, которое в свою очередь было немым из-за несовершенства технологии. Истинным "королем" немого кино вполне заслуженно является Чарли Чаплин, чей вклад в эту индустрию не соизмерим ни с чем.

6 октября 1927 года, в день выхода фильма "Певец джаза" в широкий прокат, настала эпоха звукового кино. И последним явным прорывом в кинематографе ХХ века принято считать первый полноцветный фильм "Бекки Шарп", который был показан в 1935 году.

Дальнейшее развитие кинематографа было сосредоточено на совершенствовании технологий видеосъёмки и звукозаписи. Сначала появился стереозвук, потом стереоизображение, но эти новшества разрабатывались только для того, чтобы усилить эффект погружения в происходящее на экране.

Во второй половине ХХ века постмодернизм начал проникать повсюду: в музыку, в литературу, в живопись, в архитектуру, и, конечно же, в кинематограф.

Постмодернизм в кино

Постмодернизм (этимология этого слова не "после модернизма" или "после модерна", а "после современности") как интеллектуальное течение сформировался в стабильную постиндустриальную эпоху в условиях отсутствия (по сравнению со всеми предыдущими периодами) фундаментальных социально-экономических проблем и исторических вызовов, и неудивительно, что в обществе, лишенном определенных целей и задач, возникла философия, декларирующая несуществование чего бы то ни было определенного, и столь же неудивительно, что после 11 сентября 2001 постмодернизм довольно быстро практически сошел на нет.

Центральной идеей постмодернизма является тезис о равноправии всех возможных дискурсов, или же, проще говоря, отрицание возможности существования истины как чего-то непреложного.

В области искусства наиболее важными следствиями этого является, во-первых, то, что в культуре с мощной интеллектуальной традицией отказ от поисков новых объективных истин приводит к мысли, что "все уже сказано".

Во-вторых, мир начинает рассматриваться через призму культуры в целом ("мир как текст"), и основной акцент в произведении переносится с его собственной эстетики и содержания на разнообразные культурные коды – так возникает цитатность как формообразующий элемент произведения.

В-третьих, отказ от традиционной категории истины также приводит к устранению любых культурных иерархий и оппозиций (противопоставления высокой/низкой культуры и др.) и смешению в одном произведении разных жанров, элементов различных культур и т.д. (нетрудно заметить, что это также и еще одна причина интереса к экзотическим кинематографиям).

В-четвертых, отказ от привычных оценочных оппозиций, строгих иерархий и критериев истинности приводит к пониманию мира вообще и культуры в частности как состоящих из разрозненных фрагментов, связь между которыми не только не прослеживается, но и вообще не может быть установлена ("мир как хаос").

Наконец, в-пятых, отрицание понятия истины и, следовательно, понятий добра и зла, вызывает моральный релятивизм и, соответственно, ироничное отношение к описываемым или показываемым событиям, что в конечном итоге приводит к уменьшению эмоциональной вовлеченности в них зрителя (и позволяет свободно обращаться с рискованным или ранее запретным материалом).

Из сказанного следует, что в кинематографе постмодернизм – в отличие от предшествующих направлений в истории кино – не был ни эстетическим течением, ни идеологическим (если не считать идеологией принципиальный отказ от всякой идеологии), ни, тем более, тематическим.

Соответственно, нельзя говорить ни о специфической эстетике постмодернизма, ни о его собственной тематике, и единственным исключением здесь является пункт о фрагментированности мира, который в кино может быть более или менее непосредственно воплощен с помощью рваного калейдоскопического монтажа – и действительно, во многих постмодернистских картинах применяется именно такой монтаж, но это не вполне обязательный и вовсе не специфический эстетический признак течения. Поэтому постмодернистские произведения в кино сильно отличаются друг от друга по всем параметрам, но, тем не менее, перечисленные свойства задают некие рамки, позволяющие распознать конкретный фильм как постмодернистский.

Первым фильмом, удовлетворяющим этим признакам, можно считать снятый не только за два десятилетия до появления постмодернизма в кинематографе, но и за десятилетие до возникновения самого этого понятия в философии, фильм "На последнем дыхании" Жана Люка-Годара.

Среди фильмов такого рода наиболее значительным является Бульварное чтиво (Pulp Fiction, также Криминальное чтиво, 1994) Квентина Тарантино, насыщенное цитатами из фильмов едва ли не из всех голливудских жанров и одновременно подрывающее все жанровые структуры. Это оказалось весьма удобным в контексте тематического развития американского кинематографа: ироническая дистанция по отношению к происходящему оказывается столь значительной, что насилие в кадре начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся и, во всяком случае, не страшное (это открыло дорогу большому количеству фильмов, например, про чистых сердцем наемных убийц).

Но наиболее интересным в кинематографическом отношении в этом фильме являются не столько интертекстуальные игры, сколько постмодернистская деконструкция, которой Тарантино подверг повествовательную структуру своего фильма: картина состоит из нескольких довольно слабо связанных между собой сюжетов, которые излагаются не только попеременно, но и в произвольной временной последовательности – середина каждого из сюжетов может предшествовать его началу, и персонаж, убитый в одном из фрагментов фильма, может через некоторое время появиться в другом. Сам фильм изобилует откровенными и жестокими сценами, а так же нецензурной лексикой, но это не мешает "Криминальному чтиву" оставаться самой известной кинолентой, снятой на волне постмодернизма.

Как уже было сказано ранее, после 11 сентября 2001 года постмодернизм постепенно сошел на нет в кинематографе, и тем не менее мне бы хотелось отметить, что в современных телесериалах производства США, Канады, Великобритании отдельные эпизоды снимаются под влиянием того самого постмодернизма.

В качестве примера использую, довольно-таки известную в нашей стране, медицинскую драму "Хаус". Главный герой, циник и наркоман, верит только в себя. Он уверен, что его истина – это истина в первой инстанции. И эта идея тонкой нитью пронизывает все эпизоды сериала.

Также он использует множество цитат, не только известных личностей, но и из других фильмов. "You cant always get what you want!" - это фраза из одноименной песни британской рок-группы Rolling Stones, которую неоднократно использует Хаус, для того, чтобы убедить оппонента в том, что многие вещи в мире происходят не в зависимости от желания. Он шутливо приписывает авторство этой цитату "философу" Мику Джаггеру, который на самом деле является вокалистом Rolling Stones.

В апреле в одном эпизоде была пародия на известную сцену из вышеупомянутого "Криминального чтива", а точнее на сцену, когда герой Самюэля Л. Джексона заходит в комнату со студентами и после непродолжительного монолога убивает студента, лежащего на диване.

В "Хаусе" также довольно часто происходит смешение жанров, так например, один из эпизодов был музыкальным и актеры сериала предстали перед зрителем в непривычном для них амплуа. А в 15 эпизоде 7 сезона мы могли наблюдать смешение жанра ужасы, вестерн, семейное кино, ситком, и опять-таки мюзикл.

Обрывочность повествования также встречается в "Хаусе". Ярким примером может служить предпоследний эпизод 4 сезона, в котором Хаус пытается спасти девушку, попавшую с ним в аварию на автобусе, и чтобы восстановить последовательность событий сценаристы прибегнули к использованию флешбэков (вставок с воспоминаниями или предположениями того, как могли происходить события). Но более ярким представителем "обрывочного повествования" считается эпизод "Три истории" в которой переплетаются воспоминания и выдумка.

У Хауса свое понятие добра и зла. Он не обременен правилами общества в котором живет, поэтому у него часто возникают проблемы с пациентами, начальством, подчиненными. Тем не менее, будучи невероятным хамом он остается высококвалифицированным врачом, что, несомненно помогает избежать ему многих последствий своего антисоциального поведения.

Проанализировав все вышеперечисленное можно сделать вывод что телесериал "Хаус" создается под влиянием течения постмодернизма, иначе невозможно объяснить его отличие ото всех других проектов аналогичных жанров.

Заключение

Постмодернизм - это особый взгляд на мир, особое мироощущение, характерное для человека новой эпохи – эпохи постмодерна, и его концептуализация на философской основе постструктурализма. Он возник как отражение характерных особенностей духовной жизни западного общества конца ХХ века, а также эпохальных изменений в парадигме мирового общественного развития. Постмодернизм – это отражение кризиса – кризиса модерна, кризиса идеала всеобщего прогресса, кризиса западного рационализма как его основания, кризиса рационально обоснованных ценностей западной буржуазной культуры. Постмодернизм – это самодиагноз западного общества и поиск иного.

Как особое идейное течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок, постмодернизм сформировался в 80-е годы ХХ века и начал оказывать влияние на различные сферы социально-гуманитарного знания, различные сферы общественной жизни.

Несмотря на то, что сам постмодернизм канул в лету с приходом нового тысячелетия, остаются люди, которые пытаются сохранить частички этого течения в своих произведениях.

Список литературы

Словарь терминов

АУТЕНТИЧНОСТЬ – относится к правильности начал, свойств, взглядов, чувств, намерений; искренности, преданности.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и не замечаемых "остаточных смыслов", "следов следов".

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ – в собственном смысле – направление литературоведения, специфическая практика анализа художественного произведения ( деконструкция ). В постмодернизме используется как общая методология анализа, применимая к любому феномену культуры, понимаемой как сумма текстов.

ДИСКУРС – социально обусловленная организация системы речи, а также определенные принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется в отдельные периоды.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ – диалог между текстами; восприятие человеческой культуры как единого интертекста, в котором отдельные безличные тексты до бесконечности ссылаются друг на друга и который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста.

МОДЕРН – вся совокупность условий жизни, созданных в ходе экономической, политической, философской, научной, религиозной и культурной эволюции, начавшейся в Европе с эпохи Нового времени.

МОДЕРНИЗМ – "дух" Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной науки, с ее культом рационального знания и технических преобразований, с ее уверенностью в поступательном развитии общества, бесконечном прогрессе человечества.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ – направление в философском и социально-гуманитарном знании, сформировавшееся в середине 60-х – начале 70-х годов во Франции и получившее широкое распространение в Западной Европе и США. Происходит от структурализма, но пересматривает его основные положения о языке и культуре как знаковых системах.

ЭКЛЕ́КТИКА — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении.

Читайте также: