Ползунов иван иванович сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Люди Алтая : Фотографии : И. И. Ползунов

Иван Иванович Ползунов, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя, родился в 1728 году в Екатеринбурге в семье отставного солдата.

Иван Ползунов учился в арифметической школе, после окончания которой в 1742 году был определен учеником к механику на одном из заводов Урала. Уже в двадцать лет Ползунов был специалистом в горнозаводском деле, и его перевели на колывано-воскресенские заводы Алтайского края. Здесь он получил должность гиттеншрейбера — смотрителя и учетчика при плавильных печах.

Свою деятельность в качестве конструктора-изобретателя Ползунов начинает с 1754 года, когда он конструирует и собирает вододействующую установку для нужд завода. Вскоре после этого он стал одним из руководителей завода. Все последующие оригинальные проекты И. И. Ползунова, направленные на облегчение труда заводского коллектива, не были претворены в жизнь и годами пылились в архивах.

В 1763 году природная склонность Ползунова к изобретательству и рационализации позволила ему разработать проект парового двигателя мощностью 1.8 л.с. Это был первый в истории двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал. Проект послали Екатерине II, и она наградила изобретателя деньгами и повысила в чине на две ступени. В 1764-1766 годах Иван Иванович Ползунов сконструировал новый паровой двигатель мощностью 32 л.с, что позволило отказаться от водных колес в заводском производстве. Огромная концентрация и тяжкий труд от проделанной работы оказали губительное влияние на здоровье Ползунова: в 1766 году он умер от чахотки за неделю до пробного пуска машины. После запуска машина проработала около трех месяцев, и за это время принесла огромную прибыль. После поломки двигатель не стали ремонтировать и разобрали на части.

Имя Ползунова было забыто до тех пор, пока в 1974 году шотландец Джеймс Уатт не сконструировал новый вариант двигателя. Машина Уатта получила широкое распространение, но все же первую паровую машину создал ученый-самоучка на Алтае.

Имя изобретателя носит Алтайский государственный технический университет, рядом с ним установлен памятник Ползунову.

Текст присяги о вступлении в службу и личная подпись И.И. Ползунова при его переводе на Колывано-Воскресенские заводы. 19 декабря 1747 г. ЦХАФ АК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 44. Л. 25, 26

Текст присяги о вступлении в службу и личная подпись
И.И. Ползунова при его переводе на Колывано-Воскресенские
заводы. 19 декабря 1747 г. ЦХАФ АК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 44. Л. 25, 26.

С начала 1748 г. И.И. Ползунов – гиттеншрейбер (плавильный писарь, ведавший учетом руды, флюсов, древесного угля, следивший за процессом плавки) на Барнаульском сереброплавильном заводе. Одновременно привлекался для выполнения различных поручений: выбора места и строительства Красноярской пристани на Чарыше, чертежных работ, выявления причины брака на Барнаульском стекольном заводе и т.д. В 1750 г. И.И. Ползунов произведен из гиттеншрейберов в унтер-шихтмейстеры (низший горнозаводской чин) и определен к обучению горным наукам и плавильному делу; практиковался на Колыванском заводе и Змеиногорском руднике. В 1759 г. он произведен в шихтмейстеры (первый офицерский чин).

Сургучные оттиски личных печатей, в том числе механика И. Ползунова.
3 апреля 1764 г. ЦХАФ АК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 386. Л. 197.

Занимаясь самообразованием, И.И. Ползунов стал одним из самых технически грамотных офицеров Колывано-Воскресенских заводов.

Чертеж продольного разреза огнедействующей машины механика И.И. Ползунова, выполненный унтер-шихтмейстером Д. Левзиным. [60-е гг. XVIII в.]. ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 19. Д. 645

Чертеж продольного разреза огнедействующей машины механика
И.И. Ползунова, выполненный унтер-шихтмейстером Д. Левзиным.
[60-е гг. XVIII в.]. ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 19. Д. 645.

Весной 1764 г. по решению Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства И.И. Ползунов приступил к строительству машины, в 15 раз более мощной, чем по проекту 1763 г. Местом для строительства определили стекольный завод; котел, цилиндры и другие крупные детали делали в одном из цехов Барнаульского завода. Строительство большой машины (высотой около 11 м) сразу с листа, не опробованной даже на модели, без специалистов, ряда нужных станков потребовало огромного напряжения сил. 12 марта 1766 г. машина была построена, в апреле началась наладка 3-х плавильных печей около нее.

Чертеж бокового разреза огнедействующей машины механика И.И. Ползунова. Б/г.

ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 19. Д. 545.

За неделю до начала испытаний, 16 мая 1766 г. И.И. Ползунов скончался от чахотки. Похоронен на кладбище при Петропавловской церкви Барнаульского завода.


Сегодня исполняется 290 лет со дня рождения инженера, изобретателя, создателя первой двухцилиндровой паровой машины Ивана Ивановича Ползунова.

Иван Ползунов родился в 1728 году в Екатеринбурге в семье отставного солдата. Начальное образование получил в арифметической школе, после ее окончания стал учеником механика на одном из заводов Урала. К 20-ти годам Иван Иванович – уже специалист горнозаводского дела, и его перевели на заводы Алтайского края. П ри Барнаульском медеплавильном заводе он получил должность гиттеншрейбера – механика-теоретика, в обязанность которого входило следить за работой плавильных печей и составлять ежедневные производственные отчеты. Для нужд завода Ползунов сконструировал и собрал вододействующую лесопильную установку. С нее и начиналась его конструкторско-изобретательская деятельность.

Ответственный и целеустремленный, не имея возможности получить образование по специальности, Ползунов был вынужден заниматься самообразованием. Постоянное чтение литературы по минералогии и металлургии дало свои результаты. Вскоре его назначили на руководящую должность на заводе. С того времени Ползунов стремился облегчить труд своих коллег и подчиненных. Но его дальнейшие оригинальные проекты не были претворены в жизнь и годами пылились в архивах.



Модель паровой машины


Макет паровой машины.
Хранится в Алтайском краеведческом музее

Проект отправили Екатерине II. Посмотрев заявление на изобретение, императрица отдала распоряжение наградить Ползунова деньгами и повышением в чине на две ступени. Благодаря ее поддержке, Иван Иванович Ползунов сконструировал новый паровой двигатель с огромной мощностью. Это дало возможность не применять водяные колеса в производственной деятельности заводов. Чтобы проделать такую работу, Ползунову приходилось постоянно находиться в состоянии сосредоточенности и напряжения, что сказалось на его здоровье. Всего за неделю до пробного запуска своего изобретения, 27 мая 1766 г. Иван Иванович умер от чахотки. Машину все-таки запустили, и она прослужила почти три месяца, за этот период принесла огромный финансовый доход. После поломки двигатель не стали ремонтировать, а еще через пару лет машина окончательно сломалась и была разобрана на запасные части. Имя изобретателя было позабыто на два столетия. Лишь в 1974 году о нем вспомнили, когда шотландец Джеймс Уатт сконструировал новый вариант двигателя. Изобретение Уатта получило широкое распространение, но все же первая паровая машина была создана талантливым изобретателем-самоучкой Иваном Ивановичем Ползуновым.


Памятник И.И. Ползунову в Барнауле, на заднем плане Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.


1. Виргинский, В.С. Иван Иванович Ползунов. 1729-1766. - Москва, 1989. - В библиотеках №№ 8, 12, 14, 15, 22.

3. Клиентов, А. Е. Российская наука. Ученые и изобретатели. - Москва, 2005 - В ЦБ им. А.С. Пушкина, в библиотеках №№. 1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32.

6. Репин, Л. Б. Открыватели: Отечества Российского сыны. - Москва, 1989. - В ЦБ им. А.С. Пушкина, в библиотеках №№ 1, 8, 14, 23, 26.

Читайте также: