Польские танцы полонез мазурка краковяк сообщение
Обновлено: 02.05.2024
Рассмотрение различных версий возникновения полонеза, мазурки, краковяка, куявяка и оберека. Танцевальные основы польской симфонической и камерной музыки. Отличительные черты польских танцев. Ритмические особенности польской танцевальной музыки.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.05.2020 |
Размер файла | 1,2 M |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подготовила: студентка 4 курса х.т.
Проверил: Преподаватель Чекулаев И.
Об истории и развитии польского народного танца
Пять основных национальных танцев Польши: полонез, мазурка, краковяк, куявяк, оберек. Рассматриваются различные версии возникновения этих танцев, прослеживается путь их развития.
Польский вклад в сокровищницу мировой культуры созвучен образам ее национальных танцев. Сама душа Польши, кажется, наиболее ярко раскрылась и нашла свое точное выражение в ритмах, пластике и характерах народного танца. А в эстетических ассоциациях образ Польши сливается с Шопеном и Венявским.
Говоря о польской музыке как явлении, в том числе симфонической и камерной, нельзя не обратить внимание на доминирующую в ней танцевальную основу. Танцы Польши снискали огромную популярность и любовь во многих странах мира. Изысканность, темперамент, узнаваемость национального колорита и историко-бытового контекста привлекали к польским танцам на протяжении всей истории и тех, кто просто любил танцевать, и тех, чьи имена знакомы почти каждому. Великие композиторы в своих произведениях использовали польские мотивы и ритмы, писатели и художники отдавали дань польским сюжетам. Их творения, в свою очередь, оказывали влияние на развитие представлений обо всем польском и, конечно, о танцах. Это и многое еще с течением времени создавало своеобразный польский художественный мир.
Иногда отличительной чертой польских танцев называют сдержанность. В пластике это выражается, прежде всего, в горделивой осанке танцующих. Более правильно это связывать с общей польской ментальностью, которая обязывает держать личную дистанцию и быть несколько отстраненным.
Нет смысла доказывать важность изучения истории, художественных и эстетических принципов народных танцев, которые легли в основу сценического характерного танца. Некоторые движения сформировались, благодаря деталям костюма, которых давно и в помине не существует (разве только в фольклоре). Многие смыслы и характеры в танцах своими корнями уходят в историческое прошлое.
По всей видимости, для Польши остается открытым вопрос, какие из ее танцев имеют народные истоки, а какие создавались в аристократической среде. По поводу происхождения национальных танцев, мнения серьезно разнятся. Так, по одной версии, все они крестьянского происхождения: в процессе исторической эволюции кристаллизовались и канонизировались, постепенно утрачивая связь с родным регионом. Другое мнение состоит в том, что все они (полонез, краковяк, мазурка, куявяк, за исключением оберека) шляхетского происхождения.
Некоторые ритмические особенности польской танцевальной музыки корнями восходят к эпохе Возрождения, когда сформировались сущностные черты польского фольклора. польский танец музыка ритмический
Польские народные танцы
Наиболее распространенными народными танцами в Польше являются краковяк, мазурка, полонез, оберек, куявяк и другие, отличающиеся в зависимости от культуры региона.
Краковяк - один из любимых польских народных танцев. Почти все его движения построены на небольших прыжках и подскоках, исполняются очень легко, чуть касаясь земли, как бы стремительно скользя вперед, в быстром темпе. В танце красивые, пластичные движения рук, позы строго выдерживаются.
Музыкальным сопровождением к краковяку служат разнообразные народные мелодии того же названия. Музыкальный размер этих мелодий - 2/4.
Танцуют краковяк парами. В танце много общих перестроений по кругам и диагоналям, которые объединяют всех исполнителей. Есть и соло отдельных пар. Данная постановка рассчитана на шесть пар - шесть юношей и шесть девушек. Число их может быть уменьшено до четырех или увеличено.
Кроме краковяка, в репертуар ансамбля традиционно входит куявяк (kujawiak) - польский народный танец (куявяцы - жители Куявии; отсюда и название танца).
Темп музыки умеренный; размер 3/4; мелодика плавная, характерны акценты на разных долях такта.
После куявяка часто исполняется оберек. В характере куявяка написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 9 до мажор).
Оберек(oberek) - польский народный танец. Темп танца быстрый, размер 3/4; на 3-й доле каждого 2-го такта - острый акцент, сопровождающийся притопыванием. Оберек часто исполняется после более медленного -куявяка. В характере оберека написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 4).
Мазурка(по-польскимазур или мазурек)- это самый популярный и любимый танец в Польше. Первые его исполнители были мазуры- жители Мазовии (этнографическая группа поляков).
Полюбившаяся крестьянам Мазовии мазурка начала завоевывать всеобщую любовь в17-18веке. Как и любой другой танец, мазурка развивалась не только в движениях, но и в музыке, постепенно сливаясь с другим польским танцем обереком, спокойное и немного печальное настроение которого стало частью мазурки.
Еще один популярный национальный танец - полонез.
В Польше знатных особ традиционно приветствовали процессией, которую сопровождала музыка, а люди двигались медленно и важно. Позже приняли решение: открывать полонезом государственные церемонии и танцевальные вечера. Его неторопливый и полный величия ход подчеркивал значимость того или иного события. Он быстро распространился по Германии и покорил всю Европу.
В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца - ѕ.
Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их. Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.
Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI--XVIIвеках девушки танцевали ходзоный в венках. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.
Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Рисунок получается следующим: носок, носок, стопа. При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.
Основными шагами полонеза являются следующие: променад, колонна, поперечина, траверсе, фонтан, веер, расхождение, звёздочки, шент, цепочка, гирлянда, линии (четвёрки), соло дам, коридор, обход дамы.
Все вышеуказанные танцы были бы немыслимы без традиционных народных костюмов, которых в Польше существует большое разнообразие. У каждой польской области есть свои собственные народные традиции и костюмы. Одеяние в Польше были под влиянием климата, а также других культур, с которыми соприкасались поляки. Есть примерно 60 уникальных костюмов, приписанных различным областям Польши. Традиционные польские костюмы имеют яркую окраску и украшены вышивкой.
Самые популярные польские народные костюмы из Кракова - Броновице, люди во всех областях в Польше признают пальму первенства за этими костюмами. Они стали более популярными, чем другие из-за волны патриотических чувств в XIX столетии после того,как Польша потеряла независимость. В действительности, народный костюм из Краковский области стал национальным костюмом Польши.
Характерными предметами краковского мужского костюма являются длиннополая, богато украшенная куртка, подпоясанная кожаным поясом, и украшенные павлиньими перьями головные уборы. Женская одежда краковского костюма отмечена особенно богатым украшением корсетки дополняющейся яркими бусами.
Для ловицких костюмов (Центральная Польша) характерны ткани в цветную полоску. Это юбки в красную полоску, накидки в узкую полоску, как на представленном выше рисунке, и т.п. С течением времени цветовая схема народного ловицкого платья претерпевает существенные изменения, дополняясь все большим количеством ярких цветов.
В городе Жешув широкое распространение получили различные формы женской зимней одежды, типа полушубков, и богато вышитые серебром пояса. Мужчины в этом районе также не гнушались вышивки, их кафтаны были украшены красной и белой тесьмой.
Девичий курпёвский костюм более волен в своем стиле, в нем можно найти детали, характерные и для других районов Польши, однако, он непременно украшен богатой вышивкой.
Очень интересен и колоритен подхаляньский костюм, распространенный среди польских горцев - гуралей, ведь гурали - не совсем поляки, скорее польские цыгане. Его характерные черты имеют довольно древнее происхождение и находят параллели в костюмах народов соседних горных областей.
Таким образом, наиболее известными народными танцами в Польше являются краковяк, полонез, оберек, куявяк, мазурка. К каждому танцу имеются традиционные народные костюмы.
Так, краковяк издавна является одним из любимых польских народных танцев. Большинство его движений построено на небольших прыжках и подскоках, исполняются очень легко, чуть касаясь земли, как бы стремительно скользя вперед, в быстром темпе. Во многих польских танцах красивые, пластичные движения рук, позы строго выдерживаются. Польские танцы почти все парные. Музыкальным сопровождением к танцам в основном служат разнообразные народные мелодии того же названия.
Подобные документы
Происхождение и история культурологических понятий танца в танцевальной русской, польской и итальянской культурах. Способы адаптации заимствованного слова в современном русском языке (на материале иноязычных названий танцев) в свете сегодняшнего дня.
дипломная работа [73,8 K], добавлен 25.04.2014
Эпоха Возрождения как благодатное время для расцвета танцевального искусства и танцевальной музыки. Разделение народного и придворного (дворянско-феодального) танца. Быстрая смена эпизодов хореографического рисунка в разных по характеру движениях.
презентация [1,4 M], добавлен 29.05.2014
Британский рок на примере бит-группы "Биттлз" и рок-группы "Пинк Флойд". Блюз - источник рок-музыки. Появление в Англии под влиянием народной музыки групп, играющих новую форму танцевальной музыки - бит-музыку. Расцвет прогрессивного рока и его истоки.
реферат [32,8 K], добавлен 03.03.2010
Изучение понятия и признаков народного танца. Принципы выбора музыки и костюмов как составных частей успешного представления. Рассмотрение назначения, содержания, фигурных построений, композиции и идей основных жанров русского танца - хоровода и пляски.
реферат [33,2 K], добавлен 04.08.2010
История создания танцевальных самодеятельных коллективов. Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры. Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры. Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца.
Культура танца считается одной из самых древних на всей планете. Еще с давних пор танец являлся элементом достаточно большого количество ритуалов и обрядов. Также, благодаря танцу люди могли отгонять злых духов и призывать удачу.
Польские народные танцы
Главной отличительной чертой польских танцев является их разнообразность, с точки зрения музыки и движений. Наиболее известными танцами, которые знает на весь мир, являются: краковяк, оберек, куявяк. Однако в каждом отдельном регионе имеются свои особенности народного танца. В Польше популярными региональными являются:
- trojak śląski;
- góralski zbójnicki;
- wiwat wielkopolski;
Все они являются достаточно популярными в своих воеводствах.
Историкам было довольно сложно классифицировать народные танцы. Так как один и тот же танец мог называться двумя разными названиями. В одной местности мелодию называли куявяком, а в другой обереком. Название большей части польских народных танцев зависело не только от местности, где они были популярными, а также от обстоятельств, при которых они танцевались.
Польский народный танец — Краковяк
Благодаря колоссальной работе историков выяснилось, что в северной части страны преобладали непарные танцы, а вот в южной наоборот – парные. Отличительной чертой народных танцев этой страны является то, что у них производится самовольная расстановка ритмических акцентов.
Женщины в танце были более сдержанными, мужчины же выполняли подскоки, притопы и присяды. Яркий тому пример очень популярный танец краковяк. Отличительной чертой которого, есть тройной притоп после окончания музыкальной фазы.
Мазурка
Польский народный танец — Мазурка (Мазурек)
Мазурка – парный танец, который появился под влиянием сразу трех народных танцев Польши: оберека, краковяка и ходзоны. Это достаточно ритмичный танец, который имеет резкие акценты. В свое время он имел несколько названий: вырвас, гневас, гоненый.
Оберек
Польский народный танец — Оберек
Оберек – коллективный танец, очень популярный по всей Польше. За счет большого количества оборотов, его в старину называли – обертасом. Танцуется достаточно живо и непринужденно.
Куявяк
Польский народный танец — Куявяк
Ходзоный
Ходзоный – старший брат Полонеза, он свободный, пеший и размеренный, проще говоря, настоящий польский танец. За все время существования он прижился во многих народах мира, существуют разные версии Ходзоного, французская и даже русская. Но одно оставалось неизменным – это спокойные и размеренные шаги в танце.
Полька
Этот танец смело можно называть самым универсальным, он ритмичный и быстрый, за это его полюбило большое количество людей. Он танцуется во всех регионах этой страны и по сей день, историки не могут точно определиться, в каком регионе он произошел.
Другие польские танцы
Так как танцы всегда были неотъемлемой частью жизни людей, они очень часто были обращены к какой-либо профессии. В Польше есть такие танцы как: кузнец, плотогон и другие. Названия танцев также могли быть придуманы из некоторых его элементов, притопы, поклоны, поцелуи и прочее.
Польский народный танец — Полонез
Существовали также и брачные танцы. К примеру, на свадьбе, родители невесты должны были танцевать танец, а между ними находился каравай, замотанный в полотенце. В общем, к каждому важному событию в жизни людей, был свой танец.
Заключение
Как и в других странах, каждый польский танец зарождался в небольших деревнях, затем, он постепенно поднимался все выше, становился популярным в высшем свете, а порой и в других странах. За многовековую историю польских народных танцев, они не сильно потерпели изменений, поэтому прикоснувшись к данному искусству, человек пропитывается духом тех давних времен.
Заметили ошибку, пожалуйста, сообщите нам: выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Танцы являются культурной ценностью, отличительной чертой каждого отдельного государства, подобно флагу или гербу. Но, если герб и флаг можно поменять, то танец останется прежним. Это незыблемая достопримечательность, гордость каждой страны, несущая в массы информацию о жизни предков, их традициях и нравах.
Польские танцы отражают менталитет государства. Большинство из них зародилось в крестьянских поселениях, и только спустя годы манеру движений переняла знать. Есть несколько разновидностей, которые до сих пор принадлежат определённым небольшим поселениям Польши — местные танцы.
Помимо этих разновидностей, есть другие — они составляют основу польского танца.
- Краковяк.
- Полонез.
- Куявяк.
- Мазурка.
- Оберек.
Разберём каждый вид в отдельности.
Краковяк
Родиной его является польский город Краков. Он дал ему название.
Это популярный польский народный танец.
Его темп — быстрый.
Краковяк — парный танец.
Во время исполнения было принято напевать.
Пели хвалебные песни, превозносящие парней.
Краковяк танцевало чётное количество пар — это необходимо для построения рисунка.
Парни были ведущие, девушки — ведомые.
Один из парней негласно становился центральной фигурой, он должен был внести в танец разнообразие. Эта роль отводилась тому, кто умел импровизировать, не выбиваясь из быстрого темпа танца.
В качестве музыкального сопровождения использовался оркестр.
Полонез — танец аристократов
Рассмотрим все особенности знаменитого польского полонеза.
Танец не такой быстрый, как краковяк, основные движения имеют характер хождения.
Шаги в полонезе — плавные, скользящие.
Движения не требуют резких переходов — это немного вальяжный танец в нём много достоинства. Из-за этого его полюбила знать — полонез являлся излюбленным танцем польских богатеев.
Изначально полонез являлся свадебным танцем. Позже его стали использовать на других торжествах.
Девушки надевали венки. В качестве украшения танца использовались свечи.
Полонез переплетается с другими танцами: чтобы разнообразить его, использовали слияние нескольких танцев. С полонезом часто смешивали мазурку и оберек.
Танец стал популярен среди знати лишь к концу 18 века. А в народе он существовал с начала 15 века.
Один из самых массовых танцев.
Куявяк
Это один из любимых танцев у поляков. Рассмотрим основные его черты.
Родина танца — Куявия, отсюда и название.
Для составления рисунка танца необходимо чётное количество пар.
Песнопения, сопровождавшие танец, имели направленность: молодые парни звали девушек танцевать, а те благодарили родителей за то, что научили их этому искусству.
Танец чередует плавные и резкие движения, смотрится очень красиво.
Парни во время исполнения поднимают девушек и переносят их.
Пары кружатся в ритме, схожем с вальсом.
Движения имеют строгую симметрию.
Первые упоминания о куявяке датируются 1827 годом.
Мазурка
Основные особенности танца.
Название танец получил от польского города Мазовши.
Он стал самым популярным польским танцем среди других народов мира.
Мазурка имеет сходства с другими танцами, но её основное отличие в характере.
Характер мазурки — озорной. Во время исполнения было принято петь хвалебные песни девушкам.
Девушка подбрасывала платочек во время исполнения, и парень, поймавший его, мог стать следующим кавалером девушки.
Есть два варианта размера танца: ¾ и 3/8.
Темп танца — быстрый.
Известным композитором был Фредерик Шопен, на его счету почти 60 мазурок.
Этот танец считают родоначальником оберека и куявяка. Он объединяет их в себе.
Мазурке характерен быстрый ритм, чёткие акценты, сочная драматургия. Это танец с характером.
Мазурка стала известна в 14 веке, её приравнивали к бальным танцам.
Оберек
Является народным танцем польской культуры.
Некоторые его элементы использовались в мазурке.
Название происходит не от города-родоначальника, как у других польских танцев. Оберек — это оборот. В танце часто используются кружения, обороты.
Парный, массовый танец.
Быстрый, им разбавляли другие, более медленные народные танцы.
Музыкальный размер двух видов: ¾ и 3/8.
Зародился в народе, но весёлым нравом привлёк внимание знати.
Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века.
В танце использовались выкрики и притопывание.
Польские танцы — яркие и самобытные. Все они создавались, как молодёжные игры того времени, но вскоре стали настоящим искусством. Сегодня они являются красивейшими массовыми танцами, используются повсеместно.
Стать частью польского танца — значит, приобщиться к их культуре, окунуться в неё, проникнуться духом того времени, когда весёлые поляки беззаботно кружили девушек в быстром ритме под открытым небом.
Среди прочих, в Польше есть самобытная этническая группа, кашубы, населяющая часть Польского поморья. Если
Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известны из них - полонез, краковяк и мазурка.
Полонез - самый древний танец. В старину он назывался "великим", или "пешим" танцем. Нынешнее его название - французское, в переводе означает "польский". Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.
Мазурка - излюбленный польский танец, точнее мазур (от названия одной из областей Польши - Мазовии). Народная мазурка - с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.
Краковяк (краковяки - жители города Кракова) - отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали тоже только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой - его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она - плавно, изящно, он - с резкими притоптываниями.
Все эти танцы представлены в творчестве великого сына Польши - Шопена. Особенно часто обращался он к мазурке. Среди шопеновских мазурок - и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоящие миниатюрные поэмы. Кажется, сама душа Польши воплотилась в этих прекрасных творениях.
Читайте также: