Польские танцы полонез мазурка краковяк сообщение

Обновлено: 02.05.2024

Рассмотрение различных версий возникновения полонеза, мазурки, краковяка, куявяка и оберека. Танцевальные основы польской симфонической и камерной музыки. Отличительные черты польских танцев. Ритмические особенности польской танцевальной музыки.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.05.2020
Размер файла 1,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подготовила: студентка 4 курса х.т.

Проверил: Преподаватель Чекулаев И.

Об истории и развитии польского народного танца

Пять основных национальных танцев Польши: полонез, мазурка, краковяк, куявяк, оберек. Рассматриваются различные версии возникновения этих танцев, прослеживается путь их развития.

Польский вклад в сокровищницу мировой культуры созвучен образам ее национальных танцев. Сама душа Польши, кажется, наиболее ярко раскрылась и нашла свое точное выражение в ритмах, пластике и характерах народного танца. А в эстетических ассоциациях образ Польши сливается с Шопеном и Венявским.

Говоря о польской музыке как явлении, в том числе симфонической и камерной, нельзя не обратить внимание на доминирующую в ней танцевальную основу. Танцы Польши снискали огромную популярность и любовь во многих странах мира. Изысканность, темперамент, узнаваемость национального колорита и историко-бытового контекста привлекали к польским танцам на протяжении всей истории и тех, кто просто любил танцевать, и тех, чьи имена знакомы почти каждому. Великие композиторы в своих произведениях использовали польские мотивы и ритмы, писатели и художники отдавали дань польским сюжетам. Их творения, в свою очередь, оказывали влияние на развитие представлений обо всем польском и, конечно, о танцах. Это и многое еще с течением времени создавало своеобразный польский художественный мир.

Иногда отличительной чертой польских танцев называют сдержанность. В пластике это выражается, прежде всего, в горделивой осанке танцующих. Более правильно это связывать с общей польской ментальностью, которая обязывает держать личную дистанцию и быть несколько отстраненным.

Нет смысла доказывать важность изучения истории, художественных и эстетических принципов народных танцев, которые легли в основу сценического характерного танца. Некоторые движения сформировались, благодаря деталям костюма, которых давно и в помине не существует (разве только в фольклоре). Многие смыслы и характеры в танцах своими корнями уходят в историческое прошлое.

По всей видимости, для Польши остается открытым вопрос, какие из ее танцев имеют народные истоки, а какие создавались в аристократической среде. По поводу происхождения национальных танцев, мнения серьезно разнятся. Так, по одной версии, все они крестьянского происхождения: в процессе исторической эволюции кристаллизовались и канонизировались, постепенно утрачивая связь с родным регионом. Другое мнение состоит в том, что все они (полонез, краковяк, мазурка, куявяк, за исключением оберека) шляхетского происхождения.

Некоторые ритмические особенности польской танцевальной музыки корнями восходят к эпохе Возрождения, когда сформировались сущностные черты польского фольклора. польский танец музыка ритмический

Польские народные танцы

Наиболее распространенными народными танцами в Польше являются краковяк, мазурка, полонез, оберек, куявяк и другие, отличающиеся в зависимости от культуры региона.

Краковяк - один из любимых польских народных танцев. Почти все его движения построены на небольших прыжках и подскоках, исполняются очень легко, чуть касаясь земли, как бы стремительно скользя вперед, в быстром темпе. В танце красивые, пластичные движения рук, позы строго выдерживаются.

Музыкальным сопровождением к краковяку служат разнообразные народные мелодии того же названия. Музыкальный размер этих мелодий - 2/4.

Танцуют краковяк парами. В танце много общих перестроений по кругам и диагоналям, которые объединяют всех исполнителей. Есть и соло отдельных пар. Данная постановка рассчитана на шесть пар - шесть юношей и шесть девушек. Число их может быть уменьшено до четырех или увеличено.

Кроме краковяка, в репертуар ансамбля традиционно входит куявяк (kujawiak) - польский народный танец (куявяцы - жители Куявии; отсюда и название танца).

Темп музыки умеренный; размер 3/4; мелодика плавная, характерны акценты на разных долях такта.

После куявяка часто исполняется оберек. В характере куявяка написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 9 до мажор).

Оберек(oberek) - польский народный танец. Темп танца быстрый, размер 3/4; на 3-й доле каждого 2-го такта - острый акцент, сопровождающийся притопыванием. Оберек часто исполняется после более медленного -куявяка. В характере оберека написаны некоторые мазурки Ф. Шопена (напр., Мазурка № 4).

Мазурка(по-польскимазур или мазурек)- это самый популярный и любимый танец в Польше. Первые его исполнители были мазуры- жители Мазовии (этнографическая группа поляков).

Полюбившаяся крестьянам Мазовии мазурка начала завоевывать всеобщую любовь в17-18веке. Как и любой другой танец, мазурка развивалась не только в движениях, но и в музыке, постепенно сливаясь с другим польским танцем обереком, спокойное и немного печальное настроение которого стало частью мазурки.

Еще один популярный национальный танец - полонез.

В Польше знатных особ традиционно приветствовали процессией, которую сопровождала музыка, а люди двигались медленно и важно. Позже приняли решение: открывать полонезом государственные церемонии и танцевальные вечера. Его неторопливый и полный величия ход подчеркивал значимость того или иного события. Он быстро распространился по Германии и покорил всю Европу.

В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца - ѕ.

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их. Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI--XVIIвеках девушки танцевали ходзоный в венках. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.

Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Рисунок получается следующим: носок, носок, стопа. При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.

Основными шагами полонеза являются следующие: променад, колонна, поперечина, траверсе, фонтан, веер, расхождение, звёздочки, шент, цепочка, гирлянда, линии (четвёрки), соло дам, коридор, обход дамы.

Все вышеуказанные танцы были бы немыслимы без традиционных народных костюмов, которых в Польше существует большое разнообразие. У каждой польской области есть свои собственные народные традиции и костюмы. Одеяние в Польше были под влиянием климата, а также других культур, с которыми соприкасались поляки. Есть примерно 60 уникальных костюмов, приписанных различным областям Польши. Традиционные польские костюмы имеют яркую окраску и украшены вышивкой.

Самые популярные польские народные костюмы из Кракова - Броновице, люди во всех областях в Польше признают пальму первенства за этими костюмами. Они стали более популярными, чем другие из-за волны патриотических чувств в XIX столетии после того,как Польша потеряла независимость. В действительности, народный костюм из Краковский области стал национальным костюмом Польши.

Характерными предметами краковского мужского костюма являются длиннополая, богато украшенная куртка, подпоясанная кожаным поясом, и украшенные павлиньими перьями головные уборы. Женская одежда краковского костюма отмечена особенно богатым украшением корсетки дополняющейся яркими бусами.

Для ловицких костюмов (Центральная Польша) характерны ткани в цветную полоску. Это юбки в красную полоску, накидки в узкую полоску, как на представленном выше рисунке, и т.п. С течением времени цветовая схема народного ловицкого платья претерпевает существенные изменения, дополняясь все большим количеством ярких цветов.

В городе Жешув широкое распространение получили различные формы женской зимней одежды, типа полушубков, и богато вышитые серебром пояса. Мужчины в этом районе также не гнушались вышивки, их кафтаны были украшены красной и белой тесьмой.

Девичий курпёвский костюм более волен в своем стиле, в нем можно найти детали, характерные и для других районов Польши, однако, он непременно украшен богатой вышивкой.

Очень интересен и колоритен подхаляньский костюм, распространенный среди польских горцев - гуралей, ведь гурали - не совсем поляки, скорее польские цыгане. Его характерные черты имеют довольно древнее происхождение и находят параллели в костюмах народов соседних горных областей.

Таким образом, наиболее известными народными танцами в Польше являются краковяк, полонез, оберек, куявяк, мазурка. К каждому танцу имеются традиционные народные костюмы.

Так, краковяк издавна является одним из любимых польских народных танцев. Большинство его движений построено на небольших прыжках и подскоках, исполняются очень легко, чуть касаясь земли, как бы стремительно скользя вперед, в быстром темпе. Во многих польских танцах красивые, пластичные движения рук, позы строго выдерживаются. Польские танцы почти все парные. Музыкальным сопровождением к танцам в основном служат разнообразные народные мелодии того же названия.

Подобные документы

Происхождение и история культурологических понятий танца в танцевальной русской, польской и итальянской культурах. Способы адаптации заимствованного слова в современном русском языке (на материале иноязычных названий танцев) в свете сегодняшнего дня.

дипломная работа [73,8 K], добавлен 25.04.2014

Эпоха Возрождения как благодатное время для расцвета танцевального искусства и танцевальной музыки. Разделение народного и придворного (дворянско-феодального) танца. Быстрая смена эпизодов хореографического рисунка в разных по характеру движениях.

презентация [1,4 M], добавлен 29.05.2014

Британский рок на примере бит-группы "Биттлз" и рок-группы "Пинк Флойд". Блюз - источник рок-музыки. Появление в Англии под влиянием народной музыки групп, играющих новую форму танцевальной музыки - бит-музыку. Расцвет прогрессивного рока и его истоки.

реферат [32,8 K], добавлен 03.03.2010

Изучение понятия и признаков народного танца. Принципы выбора музыки и костюмов как составных частей успешного представления. Рассмотрение назначения, содержания, фигурных построений, композиции и идей основных жанров русского танца - хоровода и пляски.

реферат [33,2 K], добавлен 04.08.2010

История создания танцевальных самодеятельных коллективов. Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры. Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры. Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца.

Культура танца считается одной из самых древних на всей планете. Еще с давних пор танец являлся элементом достаточно большого количество ритуалов и обрядов. Также, благодаря танцу люди могли отгонять злых духов и призывать удачу.

Польские народные танцы

Главной отличительной чертой польских танцев является их разнообразность, с точки зрения музыки и движений. Наиболее известными танцами, которые знает на весь мир, являются: краковяк, оберек, куявяк. Однако в каждом отдельном регионе имеются свои особенности народного танца. В Польше популярными региональными являются:

  • trojak śląski;
  • góralski zbójnicki;
  • wiwat wielkopolski;

Все они являются достаточно популярными в своих воеводствах.

Историкам было довольно сложно классифицировать народные танцы. Так как один и тот же танец мог называться двумя разными названиями. В одной местности мелодию называли куявяком, а в другой обереком. Название большей части польских народных танцев зависело не только от местности, где они были популярными, а также от обстоятельств, при которых они танцевались.

Польский народный танец - Краковяк

Польский народный танец — Краковяк

Благодаря колоссальной работе историков выяснилось, что в северной части страны преобладали непарные танцы, а вот в южной наоборот – парные. Отличительной чертой народных танцев этой страны является то, что у них производится самовольная расстановка ритмических акцентов.

Женщины в танце были более сдержанными, мужчины же выполняли подскоки, притопы и присяды. Яркий тому пример очень популярный танец краковяк. Отличительной чертой которого, есть тройной притоп после окончания музыкальной фазы.

Мазурка

Польский народный танец - Мазурка (Мазурек)

Польский народный танец — Мазурка (Мазурек)

Мазурка – парный танец, который появился под влиянием сразу трех народных танцев Польши: оберека, краковяка и ходзоны. Это достаточно ритмичный танец, который имеет резкие акценты. В свое время он имел несколько названий: вырвас, гневас, гоненый.

Оберек

Польский народный танец - Оберек

Польский народный танец — Оберек

Оберек – коллективный танец, очень популярный по всей Польше. За счет большого количества оборотов, его в старину называли – обертасом. Танцуется достаточно живо и непринужденно.

Куявяк

Польский народный танец - Куявяк

Польский народный танец — Куявяк

Ходзоный

Ходзоный – старший брат Полонеза, он свободный, пеший и размеренный, проще говоря, настоящий польский танец. За все время существования он прижился во многих народах мира, существуют разные версии Ходзоного, французская и даже русская. Но одно оставалось неизменным – это спокойные и размеренные шаги в танце.

Полька

Этот танец смело можно называть самым универсальным, он ритмичный и быстрый, за это его полюбило большое количество людей. Он танцуется во всех регионах этой страны и по сей день, историки не могут точно определиться, в каком регионе он произошел.

Другие польские танцы

Так как танцы всегда были неотъемлемой частью жизни людей, они очень часто были обращены к какой-либо профессии. В Польше есть такие танцы как: кузнец, плотогон и другие. Названия танцев также могли быть придуманы из некоторых его элементов, притопы, поклоны, поцелуи и прочее.

Польский народный танец - Полонез

Польский народный танец — Полонез

Существовали также и брачные танцы. К примеру, на свадьбе, родители невесты должны были танцевать танец, а между ними находился каравай, замотанный в полотенце. В общем, к каждому важному событию в жизни людей, был свой танец.

Заключение

Как и в других странах, каждый польский танец зарождался в небольших деревнях, затем, он постепенно поднимался все выше, становился популярным в высшем свете, а порой и в других странах. За многовековую историю польских народных танцев, они не сильно потерпели изменений, поэтому прикоснувшись к данному искусству, человек пропитывается духом тех давних времен.

Заметили ошибку, пожалуйста, сообщите нам: выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Польские народные танцы

Танцы являются культурной ценностью, отличительной чертой каждого отдельного государства, подобно флагу или гербу. Но, если герб и флаг можно поменять, то танец останется прежним. Это незыблемая достопримечательность, гордость каждой страны, несущая в массы информацию о жизни предков, их традициях и нравах.

Польские танцы отражают менталитет государства. Большинство из них зародилось в крестьянских поселениях, и только спустя годы манеру движений переняла знать. Есть несколько разновидностей, которые до сих пор принадлежат определённым небольшим поселениям Польши — местные танцы.

Помимо этих разновидностей, есть другие — они составляют основу польского танца.

  • Краковяк.
  • Полонез.
  • Куявяк.
  • Мазурка.
  • Оберек.

Разберём каждый вид в отдельности.

Краковяк

Польские народные танцы

Родиной его является польский город Краков. Он дал ему название.

Это популярный польский народный танец.

Его темп — быстрый.

Краковяк — парный танец.

Во время исполнения было принято напевать.

Пели хвалебные песни, превозносящие парней.

Краковяк танцевало чётное количество пар — это необходимо для построения рисунка.

Парни были ведущие, девушки — ведомые.

Один из парней негласно становился центральной фигурой, он должен был внести в танец разнообразие. Эта роль отводилась тому, кто умел импровизировать, не выбиваясь из быстрого темпа танца.

В качестве музыкального сопровождения использовался оркестр.

Полонез — танец аристократов

Рассмотрим все особенности знаменитого польского полонеза.

Польские народные танцы

Танец не такой быстрый, как краковяк, основные движения имеют характер хождения.

Шаги в полонезе — плавные, скользящие.

Движения не требуют резких переходов — это немного вальяжный танец в нём много достоинства. Из-за этого его полюбила знать — полонез являлся излюбленным танцем польских богатеев.

Изначально полонез являлся свадебным танцем. Позже его стали использовать на других торжествах.

Девушки надевали венки. В качестве украшения танца использовались свечи.

Полонез переплетается с другими танцами: чтобы разнообразить его, использовали слияние нескольких танцев. С полонезом часто смешивали мазурку и оберек.

Танец стал популярен среди знати лишь к концу 18 века. А в народе он существовал с начала 15 века.

Один из самых массовых танцев.

Куявяк

Это один из любимых танцев у поляков. Рассмотрим основные его черты.

Польские народные танцы

Родина танца — Куявия, отсюда и название.

Для составления рисунка танца необходимо чётное количество пар.

Песнопения, сопровождавшие танец, имели направленность: молодые парни звали девушек танцевать, а те благодарили родителей за то, что научили их этому искусству.

Танец чередует плавные и резкие движения, смотрится очень красиво.

Парни во время исполнения поднимают девушек и переносят их.

Пары кружатся в ритме, схожем с вальсом.

Движения имеют строгую симметрию.

Первые упоминания о куявяке датируются 1827 годом.

Мазурка

Основные особенности танца.

Польские народные танцы

Название танец получил от польского города Мазовши.

Он стал самым популярным польским танцем среди других народов мира.

Мазурка имеет сходства с другими танцами, но её основное отличие в характере.

Характер мазурки — озорной. Во время исполнения было принято петь хвалебные песни девушкам.

Девушка подбрасывала платочек во время исполнения, и парень, поймавший его, мог стать следующим кавалером девушки.

Есть два варианта размера танца: ¾ и 3/8.

Темп танца — быстрый.

Известным композитором был Фредерик Шопен, на его счету почти 60 мазурок.

Этот танец считают родоначальником оберека и куявяка. Он объединяет их в себе.

Мазурке характерен быстрый ритм, чёткие акценты, сочная драматургия. Это танец с характером.

Мазурка стала известна в 14 веке, её приравнивали к бальным танцам.

Оберек

Польские народные танцы

Является народным танцем польской культуры.

Некоторые его элементы использовались в мазурке.

Название происходит не от города-родоначальника, как у других польских танцев. Оберек — это оборот. В танце часто используются кружения, обороты.

Парный, массовый танец.

Быстрый, им разбавляли другие, более медленные народные танцы.

Музыкальный размер двух видов: ¾ и 3/8.

Зародился в народе, но весёлым нравом привлёк внимание знати.

Стал популярен повсеместно в Польше ближе к концу 14 века.

В танце использовались выкрики и притопывание.

Польские танцы — яркие и самобытные. Все они создавались, как молодёжные игры того времени, но вскоре стали настоящим искусством. Сегодня они являются красивейшими массовыми танцами, используются повсеместно.

Стать частью польского танца — значит, приобщиться к их культуре, окунуться в неё, проникнуться духом того времени, когда весёлые поляки беззаботно кружили девушек в быстром ритме под открытым небом.

Кашубы – этническая группа в Польше

Среди прочих, в Польше есть самобытная этническая группа, кашубы, населяющая часть Польского поморья. Если

Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известны из них - полонез, краковяк и мазурка.

Полонез - самый древний танец. В старину он назывался "великим", или "пешим" танцем. Нынешнее его название - французское, в переводе означает "польский". Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

Мазурка - излюбленный польский танец, точнее мазур (от названия одной из областей Польши - Мазовии). Народная мазурка - с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере - это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

Краковяк (краковяки - жители города Кракова) - отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали тоже только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой - его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она - плавно, изящно, он - с резкими притоптываниями.

Все эти танцы представлены в творчестве великого сына Польши - Шопена. Особенно часто обращался он к мазурке. Среди шопеновских мазурок - и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоящие миниатюрные поэмы. Кажется, сама душа Польши воплотилась в этих прекрасных творениях.

Читайте также: