Политическая ориентация личности сообщение

Обновлено: 24.04.2024

в жизни редко встречается такая рациональная форма политического сознания;

все элементы схемы находятся в тесной связи и влиянии друг на друга;

эта схема не раскрывает важную роль процесса стереоти- пизации политических представлений.

Последнее обстоятельство существенно, поскольку процесс образования стереотипа — это прежде всего процесс влияния на восприятие предмета или явления, уже содержащихся в созна-нии и зафиксированных в виде образов. В этой связи очевидна и неразрывная связь между стереотипом и установкой. Как уже отмечалось, под установкой понимают состояние готовности индивида к определенной реакции в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми эта установка связана.

Включая аффективный (эмоциональный) и когнитивный (основанный на знании) элементы, установка непосредственно не наблюдается и может быть выявлена только через проявления — вербальное или поведенческое. Совпадение наиболее существенных признаков установки и стереотипа позволяет определить стереотип как форму установки. Такое рассмотрение стереотипа помогает индивиду более адекватно ориентироваться в сложной социальной действительности.

Они либо персонифицируют образ своей партии, либо трансформируются в образ представляемой ими социальной группы.

Способность сознания к выработке образов создает один из важных каналов, через который воздействуют механизмы манипуляции общественным мнением, в том числе средства массовой информации.

Можно утверждать, что на такие глубинные элементы политического сознания, как установки на раннем этапе социализации, огромное влияние оказывают врожденные особенности индивида, его психофизиологические характеристики. На последующих этапах политической социализации возрастающее значение приобретает индивидуальный опыт и интенсивность воздействия группового политического сознания. При этом очевидно, что степень интенсивности воздействия группового политического сознания усиливается с увеличением уровня солидарности, то есть психологической готовности к совместным действиям во имя групповых интересов. Отсюда естественным является вывод о том, что политическое сознание, в том числе политическая ориентация, содержит в себе выраженную поведенческую направленность.

Процесс этот сложный и требует определенных условий, таких, например, как: тип институциональной системы; юридические, законодательные нормы; реальное соотношение социальных и политических сил; характер экономических отношений; общественные нормы социального поведения; конкретная внешне- и внутриполитическая ситуация и т. д.

Представленный выше механизм — от объективных условий существования через политическую ориентацию к действию — наиболее типичен для социально-осмысленной, ценностно- обусловленной мотивационной формы поведения.

Алмонд трактует политическую ориентацию как главную составляющую политической культуры и выделяет в её структуре следующие составные части: 1) “когнитивные ориентации”, т.е. знания и веру относительно политической системы, ее ролей и обязанности относительно этих ролей, того, что система берет из окружающей среды и что отдает (что “на входе” и что “на выходе” системы); 2) “аффективные ориентации”, или чувства, относительно политической системы, ее ролей, ее работы и вовлеченных в нее людей; 3) “оценочные ориентации”, суждения и мнения о политических объектах, которые обычно представляют из себя комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств. Различал ориентации относительно “себя” как политического актора (деятеля); содержание и качество норм личных политических обязательств, содержание и качество чувства персональных отношений с политической системой. Трактуя компоненты политической системы, во-первых, три широких класса объектов: 1) специфические роли или структуры, такие, как законодательные органы, исполнители или бюрократия; 2) ролевые обязанности, такие, как монархи, законодатели, администраторы; 3) конкретная общественная политика, решения или обстоятельства, порождающие решения.

Г. Дилигенский определяет политическую ориентацию как представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей. Согласно его определению, политическая ориентация человека предстает как результат его включенности в процессы, происходящие в сфере социально-политической психологии.

Связь приверженности определенным политическим взглядам и психологических особенностей впервые наиболее подробно была представлена в подходах Т.Адорно и Г.Айзенка. Двухмерная модель политического человека Г.Айзенка явилась ответом на некоторые неразрешимые вопросы в рамках теории авторитарной личности Т.Адорно. В системе последнего типы индивидуальной политической психологии были жестко привязаны к дуалистической партийно-политической системе США. Основной смысл данного подхода заключался в постулировании системной взаимосвязи некоторых психологических свойств личности (приверженности к жесткой иерархии социальных отношений, примитивно-стереотипных способов восприятия) с конкретными политическими взглядами (этноцентризмом, антисемитизмом - потенциальной базой фашистской идеологии). Ограниченность достижений теории Т.Адорно имела объективные предпосылки: во-первых, недостаточная разработанность содержательных характеристик различных политических ориентации, их базовых векторов и сфер; во-вторых, отсутствие промежуточных типов политических ориентации, не сводимых только к крайним (полюсным, левым или правым) оценкам. За основу бралось слишком схематичное, но прочно укоренившееся в то время в американской политической культуре деление политических ориентации на консервативную и либеральную. Вследствие данного упрощения, несмотря на подтверждение гипотезы о том, что фашистское понимание целей политической системы чаще разделяют консерваторы, были выявлены и группы консерваторов со слабо выраженным этноцентризмом и "этноцентристов", не принадлежащих к консерваторам.

Политическая ориентация предполагает два типа структурирования внешнего по отношению к субъекту политико-идеологического пространства: а) содержательное структурирование; б) оценочное структурирование. Под содержательным структурированием здесь понимается освоение субъектом политико-идеологического пространства и его расчленение на основании предметных критериев. Содержательное структурирование производится субъектом на основании достаточно простых в когнитивном плане дихотомических конструктов, имеющих политико-идеологическое содержание. Оценочное структурирование есть позиционирование в пределах оси содержательно операционализированного конструкта и осуществление выбора типа - свое (близкое, заслуживающее позитивного отношения, поддержки, доверия, восхищения и т.п.) или чужое, враждебное, опасное, бесполезное.

Есть два подхода к интерпретации ориентации: неравновесный и равновесный. Неравновесный исходит из понимания ориентации как исключительно однополярного позитивного отношения. Равновесный - биполярного. Второй подход представляется более точным. Не рассматривая всего механизма формирования ориентации, выделим одну важную его характеристику. Это его принципиальная двухфазность, двухстадийность.

Первая фаза - коммуникативное взаимодействие с пространством реальных или виртуальных идеологических дискурсов, структурирование этого пространства и первичная идентификация реальных акторов политического процесса, будь то институции или персоналии в рамках простейших дискурсивных оппозиций. Условно говоря, это в одной аналогии - выбор системы координат, в другой - составление наброска карты местности.

Вторая фаза - это позиционирование субъекта в рамках сформированной системы координат (последняя может быть и декартовой и криволинейной, иметь масштаб близкий к реальному или искаженный линзою личностных аберраций, это в нашем случае не имеет значения), отыскание его собственного места на нарисованной на первой фазе карте. Если первая фаза - это преимущественно субъект-объектное взаимодействие (коммуникация), где индивид, формирующий свою ориентацию является субъектом, то фаза вторая - это уже субъект-субъектное взаимодействие. На второй происходит формирование оценки.

Таким образом, в самом общем виде политическая ориентация может быть определена как оценочно однозначная реакция субъекта на содержательно определенный (как правило, в терминах политико-идеологических вербальных либо псевдовербальных конструктов) объект из мира политического, способная функционировать преимущественно в духовной форме.

Объектом политической ориентации, может выступать не любое явление, событие или процесс из мира политического, а лишь то, что способно вступать во взаимодействие с интересами или ценностями субъекта. Принципиально важен для анализа политической ориентации еще и сам характер его объекта. С нашей точки зрения, можно говорить о дуализме объекта политической ориентации. С одной стороны, он несет в себе конструктно-ценностное (идеологическое) содержание. С другой, он обязательно должен содержать характеристики субъекта политического действия (политической партии, политического или государственного деятеля и т.п.). представлений субъекта о когерентности двух компонентов.

Если говорить о субстанциональной структуре политической ориентации, то можно выделить в ней (ориентации) рациональную, эмоциональную и волевую составляющие. Разные по объекту, равно как и по субъектному составу ориентации будут иметь различное соотношение когнитивных, аффективных и мотивационных компонентов. При этом параметры данного соотношения можно считать важной характеристикой, как самой ориентации, так и ее потенциальной динамики. Понимание субстанциональной структурности политической ориентации, с нашей точки зрения, дает основание для проведения разграничительных линий между такими феноменами, как "политическая ориентация", "политическое предпочтение" и "политическая позиция". Представляется, что эти три понятия могут быть представлены в качестве некоторого относительно однородного континуума, и, более того, даже в качестве определенного монотонного ряда, упорядоченного по критерию возрастания удельного веса волевой составляющей. Так, в структуре политической ориентации представленность данной составляющей минимальна. Соответственно, как уже подчеркивалось выше, ориентация - это явление духовной природы, функционирующее в рамках сферы общественного сознания. Политическое предпочтение отличается от нее большим развитием волевого компонента (или, если угодно, компонента готовности к действию в соответствии с предпочтением). Политическая позиция имеет еще более интенсивный волевой компонент. Таким образом, в отличие от предпочтения политическая позиция уже может рассматриваться как духовно-практическое образование, некоторый "мостик", по которому субъект перебирается из мира образов и ориентаций в мир политического действия.

Методологическая схема анализа структуры политических ориентаций населения посредством опроса, с нашей точки зрения, должна предусматривать последовательную реализацию следующих этапов. Прежде всего следует построить априорную модель структуры актуального политического (политико-идеологического) пространства, адекватную пространственным и темпоральным характеристикам исследования. Вторым шагом является эмпирическая верификация исходной модели, проверка ее работоспособности, наполненности классификационных кластеров, их непротиворечивости и т.п. Шаг третий - собственно эмпирическая диагностика структуры политических предпочтений в рамках построенной модели.

Политические ориентации (англ. political attitudes) - предуготовленность субъекта политических отношений к определенному восприятию политического объекта, оказывающему влияние на политическое поведение в отношение этого объекта.

Политические ориентации – одно из важных понятий политической науки . Оно предполагает отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. Совокупность политических ориентаций составляет политическую культуру.

Функции политических ориентаций и установок

На формирование политических ориентаций значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных мотивационных потребностей, таких как ощущения включенности в структуру социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п.[3].

Типы политических ориентаций и установок

Политические ориентации неоднородны по своему происхождению и объектам. В политологии и других общественных науках существуют различные точки зрения на их структуру и типологию. Один из распространенных подходов к типологии основывается на таком критерии, как природа элементов, лежащих в их основе. В структуре ориентации или установки, как правило, выделяется три элемента: 1) когнитивный (связанный со знаниями о политических объектах или явлениях и их нормативной оценкой), 2) аффективный (связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту), 3) поведенческий (склонность к определенному поведению в отношении объекта).

Личность и политика [24.11.10]

Личность и политика существовали не всегда. В первоначальном состоянии человеческого общества индивид составлял органическую часть социального целого, ничем не отличался от себе подобных со стороны социальных качеств и поэтому не представлял собой личности. Это был человек рода, племени, не обладающий даже собственным именем.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Политическая деятельность личности зависит от многих условий развития общества и состояния его политической культуры. В современных демократических государствах граждане наделены широкими правами и свободами, это дает им возможность участия в политической жизни, влияния на властные структуры с целью учета их интересов и потребностей. Обычно запрещается только деятельность, направленная на насильственное свержение существующего строя, разжигание ненависти и террора. Однако объективные возможности ещё не гарантируют всеобщего политического участия, важным фактором являются личностные мотивы. Именно личность с её потребностями и интересами, ценностными ориентациями и целями выступает движущим началом политической активности социальных групп, классов, наций, партий. И здесь важно учитывать степень развития политического сознания личности и ее политический опыт, настроения, эмоции, преобладающие в массах в тот или иной момент развития общества.

Типы личностей в политике.

Общая характеристика субъектов политики состоит в том, что все они принимают активное участие в политической жизни общества. К ним относятся классы, политические партии, профсоюзы, социальные группы и организации. Но среди всех субъектов политики исходным , первичным субъектом выступает личность. Личность – главный творец политики.

По характеру участия в политике выделяют следующие типы:

- Люди, специально не зан6имающиеся политикой и не исполняющие каких- либо должностей в политических организациях;

- Представитель, какой- либо политической группы. Устав и нормы приписывают ему определённый способ политического поведения;

- Политический лидер – человек , осуществляющий властные функции , способный воздействовать на других с целью реализации политических интересов. М. Вебер писал, что для таких людей политическая деятельность является первоочередным делом жизни и основной профессией;

Факторы политического поведения личности.

Стремление к власти может рассматриваться индивидами как способ самореализации , способ завоевания почёта, наград, привилегий. Большое влияние на политическое поведение оказывает общественно- политический строй. Наиболее благоприятные условия для политической активности создаются в демократическом обществе и правовом государстве.

Значительное влияние оказывает степень развития политической культуры в обществе, идеология, ценности, политические традиции и обычаи. Они могут как способствовать развитию политической активности личности, так и сдерживать его.

Так же нельзя не учитывать следующие факты:

- внутренняя политическая обстановка;

- конкретные установки, цели , мотивы участия в политике;

Политико-правовые факторы.

Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса.

Политическая деятельность личности основывается на совокупности

определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

Права и свободы личности.

Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы:

- социально-экономические, политические и личностные.

К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потребности, создать достойные для человека условия для существования.

Вторая группа это политические права - право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти. Право объединяться в общественно-политические организации, право на проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно политической активности.

Третья группа прав - личные права право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др. Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития человеческой жизни.

Политическая социализация личности.

Личность – одновременно и объект и субъект политики. В общем плане социализация – это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, определённой системы норм, ценностей и политических отношений.

Политическая социализация имеет две основные функции:

- Обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

- Сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоения новыми членами принятых в нем норм и правил политического поведения.

Политическая культура- это совокупность общепринятых ценностных ориентаций, убеждений и норм политической жизни общества.

Таким образом, политическая социализация личности – это всегда двухсторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Типы политической социализации.

Как уже сказано, политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия её с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства.

Современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности:

- Гармонический тип – принятие личностью существующих политического порядка и власти, уважительное отношение к государству, политической системе в целом;

- Плюралистический тип – Личность рассматривается как суверен, равноправный и независимый гражданин, защищённость и соблюдение прав человека, всеобщая ответственность человека перед законом;

- Гегемонистический тип – характерен для общества закрытого типа. Установка на резко отрицательное отношение личности к любым политическим системам и организациям , кроме той , с которой она себя идентифицирует;

- Конфликтный тип – Главный принцип политического взаимодействия –

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Любое гражданское общество характеризуется тем, насколько активно в нем люди проявляют свои политические позиции и участвуют в жизни этого самого общества. Существует целая классификация подобных предпочтений, отличающихся по тем или иным признакам, но умеренные политические взгляды выбирают почти 60 % членов каждого социума.

Чтобы разобраться, что значит политические предпочтения, следует изначально хорошо понимать, что такое политический взгляд. Это отношение гражданина к событиям, происходящим в социуме, и его мнение касательно необходимых изменений в стране. Это понятие созвучно с симпатией гражданина к определенной политике и ее и поддержание.

Пристрастия в политике

Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

К примеру, человек, одобряющий централизованное общественное управление предприятиями, имеет социалистические позиции, т. е. одобряет социализм. При выборе партии он, скорее всего, остановится на социалистической, поскольку она будет отвечать его мыслям.

Политические предпочтения соответствуют существующим идеологиям:

  • либерализм,
  • консерватизм,
  • коммунизм,
  • социал-демократизм,
  • национализм,
  • фашизм,
  • анархизм.

А также классифицируются по направлениям:

  1. Левые – выступающие за революционные изменения в государстве, равноправие для всех социальных слоев, ликвидация частной собственности. Примерами движения могут стать коммунизм, социализм, социал-демократизм и пр.
  2. Правые – иногда именуются консерваторами за желание сохранить существующие устои, при этом они выступают за сохранение неравенства в государстве и капиталистические порядки.
  3. Умеренные – это промежуточная позиция между левыми и правыми, характеризующаяся стремлением сохранить стабильность во всех сферах жизни.

Полезно знать! Впервые разделение на левые и правые партии произошло во времена Великой Французской революции.

Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

Это люди, которые выступают за немедленные изменения в государстве, часто используя в этих целях радикальные средства (оружие, теракты и пр.).

Таким образом, политические предпочтения определяют отношение гражданина к тем или иным событиям и реформам в государстве.

Умеренные политические взгляды

Очень часто люди стремятся максимально отдалиться от политики и избегать разговоров на эту тему, поэтому характеризуют свои убеждения как умеренные.

Но это неправильно, поскольку гражданин умеренных взглядов имеет все-таки определенные предпочтения, просто не категоричен в своих убеждениях и избегает радикальных решений, при этом осуждая представителей подобных партий.

Таким образом, умеренные позиции могут быть разделены на две группы:

  1. Умеренный взгляд в радикальных партиях. Допустим, гражданин принадлежит к левой партии, например, к социал-демократам, но при этом он не участвует во всех митингах, не поддерживает решительные и кардинальные законопроекты, готов поступиться некоторыми принципами.
  2. Принадлежность к центристским партиям, т. е. организациям, которые не считают себя ни левыми, ни правыми и выступают за постепенное и мягкое преобразование гражданского общества.

Но умеренные убеждения в политике совершенно не означают инертное и безразличное отношение к событиям, происходящим вокруг. Это распространенное заблуждение политически неграмотных граждан.

Отвечая на вопрос, что такое умеренные политические взгляды, можно сказать, что это промежуточная позиция между левыми и правыми. Обычно сторонники этих позиций хотят сохранять стабильность во всех сферах жизни и проводить любые изменения медленно и без потрясений для общества.

Синонимом таких убеждений является центризм – позиция между радикальными партиями (левыми и правыми). Люди, которые придерживаются умеренных позиций, выступают за достижение политического согласия в обществе и социальные преобразования вместе с реформами. Именно благодаря умеренности и отказу от кардинальных и резких перемен центристы имеют большую поддержку в обществе.

Центризм является идейной концепцией, которая всячески избегает идеологически обусловленной поляризации на политической арене, а также любых конфронтаций. Деятельность данной идеологии может характеризоваться только как умеренная, компромиссная и основанная на крупной социальной базе.

Представители этих движений не намерены бросать общество из крайности в крайность, прежде всего такие партии заботятся о комфорте граждан и всячески пытаются купировать любые потрясения, которые могут быть вызваны радикальными реформами.

Обычно расцвет идеологии наступает в период острой конфронтации радикальных партий, поскольку именно в такие периоды они стремятся завоевать популярность среди граждан и добиться как можно большей социальной поддержки.

Вывод

Любое гражданское общество сможет полноценно функционировать и развиваться только в том случае, когда все его участники будут занимать активную общественную позицию, а не укрываться или избегать политических действий, неправильно трактуя свои взгляды как умеренные.

Что значит индифферентные политические взгляды

Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

Политические взгляды — это система убеждений индивида относительно политического устройства, отношение к принимаемым решениям и руководству страны. Различают несколько видов политических взглядов, среди которых — индифферентные.

Несмотря на разнообразие и индивидуальность в политических предпочтениях, можно выделить несколько видов политических взглядов. В их числе:

  • ультралевые — полностью отвергающие государство как институт, по убеждениям близки к анархизму;
  • левые — приверженцы коммунистической идеологии;- умеренные левые — социал-демократы;
  • левоцентристы — социал-либералы;
  • умеренные правые — консервативные либералы;
  • ультраправые — националисты и фашисты.
  • правоцентристы — либералы;
  • правые — монархисты.

Их совершенно не волнует политика, часто они даже не знают кто входит в политическую элиту. Они не ходят на выборы, не следят за избирательной гонкой, не участвуют в митингах.

Практически в каждой стране есть люди с индифферентными политическими взглядами. Индифферентные политические взгляды нельзя путать с протестным голосованием. В последнем случае речь идет о недовольстве существующей политической системой.

Такие люди голосуют против всех не по причине отсутствия политических предпочтений, а потому что они считают, что никто из кандидатов (партий) не выражает их интересы. Индифферентная политическая позиция получает все большее распространение в мире и на это есть ряд причин.

Так, у человека может отсутствовать соответствующая предрасположенность. Его волнуют только бытовые дела, а также то, что происходит в его ближайшем окружении. Тогда как глобальные проблемы кажутся ему достаточно далекими и не представляют интереса.

Другая причина в том, что человек может не осознавать себя как часть политической сферы, т.е. не видит зависимости между своим положением и тем, что происходит в стране. Кстати во многих западных странах отсутствие интереса к политике обусловлено высоким уровнем жизни, развитостью прав и свобод.

Поэтому многие люди даже не знают кто находится во главе государства. Наконец, причина формирования индифферентных политических взглядов может заключаться в том, что человек считает, что он не в силах ничего изменить и его мнение ничего не решает.

Именно эта причина является основополагающей для широкого распространения политической апатии в России. Согласно опросам общественного мнения низкая явка на региональные выборы обусловлена убеждением людей, что все уже решено за них и от их голоса ничего не зависит.

Часто люди испытывают разочарование в политических лидерах, т.к. они не оправдали их надежд. Иногда и само государство способствует распространению апатии жестко расправляясь с оппозицией, не прислушиваясь к гражданским инициативам и не создавая действенных механизмов, обеспечивающих связь государства и общества.

Низкая социальная активность людей — явление скорее негативное. Ведь политическая пассивность — основа для произвола элиты. Она даже выгодна властьимущих, т.к. управлять таким обществом гораздо легче.

Поэтому только активная гражданская позиция позволяет изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

Стремление к сохранению существующих форм общественной жизни известно со времен Французской революции. Тогда носителями консервативного уклада являлись церковные и светские феодалы, для которых новые либеральные течения стали неслыханной дерзостью, покушением на наследие многовековой истории.

Основной аргумент, говорящий в пользу консервативного уклада жизни, это культ традиций, патриотизма, национальной культуры и морали. В консервативном обществе интересы государства превалируют над интересами личности, очень силен авторитет таких общественных институтов как церковь, школа, семья и государство в целом.

Социальные изменения если и происходят, то очень осторожно, постепенно, не вызывая резких и неоднозначных общественных реакций.Таким образом, консервативный уклад предполагает существование крепких семей, сильного иерархического государства и преемственности в развитии человека и общества. При консервативном укладе каждый человек с одной стороны чувствует себя защищенным, с другой стороны осознает свой общественный долг.

Самый большой плюс консерватизма – уверенность, которую он дает людям. Действительно, если подобный уклад соблюдался много веков подряд, значит и в этот раз не подкачает. В консервативном обществе человек точно знает свое место и живет сообразно представлениям об этом месте и обязанностях, которые оно предполагает.

За время существования строя сформировалась эффективная система передачи ценностей в виде обучения и воспитания, поэтому человеку с малых лет общественное устройство представляется простым и прозрачным. Сохранение древних традиций придает особую значимость религии, а религия дает человеку уверенность в правильности (или неправильности) жизни.

Однако не все так красиво и хорошо, отрицательных моментов в консервативном укладе тоже хватает. В первую очередь, это упрощение реальности, сведение ее в привычные рамки, которые не всегда отвечают действительности.

В результате этого, структура с консервативным укладом рядом с соседями, практикующими более либеральные взгляды, становится колоссом на глиняных ногах.

Что такое умеренные политические взгляды

Гражданское общество характеризуется тем, насколько активно в нем проявляется позиция людей, живущих в стране и участвующих в общественных процессах.

Это делает актуальным знание предпочтений разных групп населения, их отношение к партиям.

Опрос, проведенный одной из популярных международных социальных сетей среди своих пользователей об их политических предпочтениях, показал: почти 60% из них считают свои взгляды умеренными.

Что такое политические взгляды

Это гражданские убеждения: отношение человека к тому, что происходит в его стране, к жизни общества. Это представление о том, какими должны быть законы в государстве. Фактически это оценка действующей власти и представления о том, какая власть нужна государству.

Почему большинство опрошенных (десятки миллионов человек) позиционируют себя именно как носителей умеренных взглядов? По мнению сторонников таких взглядов, умеренность не позволяет впадать в те крайности, которые способны разрушить все, раскачать любую ситуацию. И при этом не дают никаких взвешенных решений, позволяющих решать проблемы.

Сторонники умеренности в политике считают, что она позволяет:

  • трезво оценивать ситуации,
  • принимать взвешенные решения.

В политической жизни такая позиция чаще именуется центристской. Позиция — это точка зрения на политику и власть, оценка происходящих событий и эффективности принимаемых решений по назревшим в обществе проблемам, осознанный выбор собственных действий.

Избегая конфронтации, такая центристская политика базируется на компромиссных действиях. Прагматично оценивая обстановку, силы, относящие себя к сторонникам умеренных политических взглядов, могут поддерживать и крайности, если посчитают, что в данный момент они позволяют правильно решить назревшую в обществе проблему.

Таким образом, умеренная позиция — это способность принимать решения без возведения в абсолют идеологических догм в любых сферах общественной жизни, руководствуясь исключительно интересами общества.

Умеренные предпочтения в политике

Предпочтение — это преимущественное одобрение чего-либо. Предпочтения политологи разделяют на левые, центристские и правые по взглядам на устройство общества. А по методам действий — на радикальные и консервативные. Радикалы настаивают на революционных преобразованиях в государстве, консерваторы — на сохранении существующего порядка.

Между ними находятся умеренные силы. Они выступают преимущественно за преобразования, но с помощью постепенных реформ.

Центристы предлагают именно такие решения проблем, назревших в обществе. Стараясь одновременно обеспечивать стабильность, гражданское согласие, толерантность в государстве.

Союзники по взглядам на общество

Люди могут не состоять ни в каких партийных организациях, но иметь взгляды на общественные процессы, сходные с теми, которые представляет какая-либо партия. Или разделять ее позицию по конкретному вопросу.

В этом случае они выступают союзником такой политической силы, поддерживают ее в интересах общества, голосуют за нее на выборах разных уровней.

И, соответственно, демонстрирует их поддержку или осуждение.

Электорат: люди с предпочтениями

Предпочтения такого рода определяют направление практической деятельности людей. В их основе — рациональный выбор, который сделан человеком осмысленно. На основе тех ценностей, которые есть у него.

Люди, имеющие политические предпочтения, поддерживают или не поддерживают деятельность госструктур, властей, политиков осознанно. Это значит не просто эмоциональные симпатии или антипатии, а результат взвешенной оценки того, что предлагают партии.

Чтобы увеличить свой электорат за счет людей с соответствующими предпочтениями, партии в своих программах должны предлагать четкую, понятную всем линию действий по защите системы ценностей, важных для избирателей.

Политологи выделяют виды политической ориентации:

  • на определенную систему взглядов,
  • на политическую позицию,
  • на лидеров.

Из-за широкой поддержки центризма массами многие политические силы стремятся представлять себя как центристские (правый центризм, левый и прочий). Хотя на практике их действия далеко не всегда являются умеренными. А решения зачастую предлагаются радикальные.

Причисление себя к центристам является для них приемом, задача которого — расширить электорат, сделать

Политические взгляды — это… Что такое Политические взгляды?

Политические убеждения — совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль.

Политические убеждения нередко тесно переплетаются с другими личными убеждениями человека — с его верой или религией, его личной моралью и шкалой ценностей.

Политические убеждения могут отражаться или не отражаться в конкретных действиях, направленных на защиту или реализацию этих убеждений, например, в голосовании на выборах за конкретную политическую партию или движение, за конкретного кандидата, или в участии либо неучастии в митингах и демонстрациях протеста и т.д. и т.п.

Ранее в западной политологии было принято классифицировать политические убеждения по плоской шкале слева направо:

Ситуация еще более осложняется размыванием программно-идеологических различий и политическим сближением традиционных партий в западных политических системах в последние 100 лет, взаимопроникновением и взаимообогащением различных систем взглядов.

Также есть течения которые совмещают в себе черты и ортодоксально левых и ортодоксально правых идеологий:

  • национал-большевики
  • зеленые
  • антиглобалисты
  • анархисты

С точки зрения марксизма

С марксистской точки зрения, политические убеждения проистекают от места человека в классовой структуре общества. Эксплуататорские классы пропагандируют политические взгляды, основным мотивом которых является сохранение их собственности, господствующего положения в обществе и возможности эксплуатировать низшие классы.

Даже если представители эксплуататоров и высказывают либеральные идеи, эти идеи не касаются основных вопросов собственности и ее перераздела. Успешно осуществленные либеральные реформы (например, освобождение крепостных крестьян) марксизм трактует как элемент развития эксплуататорских способов производства.

Согласно марксизму, политические взгляды низших слоев формируются под воздействием мощной пропаганды буржуазных идеологов, которые внушают эксплуатируемым, что существующий порядок единственно правильный, что он представляет воплощение свободы равенства и братства.

Идеи об изменении общественного строя появляются в среде эксплуатируемых либо стихийно (при ухудшении их положения) либо привносятся извне революционной партией.

Лишь марксистская (или ленинская) партия последовательно выражает интересы эксплуатируемых.

С точки зрения марксистов, измышления буржуазных идеологов — ненаучные построения, отвлекающие трудящихся от борьбы за их подлинные интересы. Той же цели служит и религия, и буржуазная культура.

Читайте также: