Подготовьте сообщение сценическая жизнь драмы на дне

Обновлено: 02.07.2024

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

Автор: Алёна Ласькова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Главные герои драмы

Вывод

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Борьба с цензурой

Жанр, направление, композиция

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Главные герои

Костылев
Михаил
, 54-х лет, хозяин ночлежного дома.

– супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.

– сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.

– странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.

Васька Пепел

Клещ Андрей Митрич

– картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.

– постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.

– пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Другие персонажи

Медведев Абрам

– жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.

– сапожник, 20 лет.

Татарин, Кривой Зоб

, девица легкого поведения, 24-х лет, мечтает о настоящей любви.

– женщина лет 40-ка, торгует пельменями.

Акт первый

Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.

Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.

Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.

Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.

Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.

Актер и Сатин уходят.

Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.

Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.

В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.

Акт второй

Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.

Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.

Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.

Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.

Акт третий

Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.

Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает

Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.

Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля – ни на что не годен.

Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе – она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.

Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.

Акт четвертый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.

Барон называет Луку шарлатаном.

Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.

Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.

Вариант 2

Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

Третью точку зрения, которой придерживается и сам автор, выражает Сатин. Он, в отличие от Луки, изображен человеком действия. Человек, по мнению этого обитателя ночлежки, должен опираться на свою внутреннюю силу, гордость и чувство собственного достоинства. Только таким путем можно противостоять жесткому давлению обстоятельств.

Отличие Сатина от Луки в том, что он лишен жалости. Противопоставляя философию Сатина проповедям Луки, автор пьесы стремился показать свое неприятие воззрений, распространенных среди интеллигенции того времени. Это толстовское непротивление злу и служение народу малыми делами, без коренного переустройства условий его жизни. В утешении простых людей и самоутешении интеллигенции Горький видел одну из главных опасностей в деле построения нового общества.

Сатин представляет собой тип сильного человека, который способен на решительную и бескомпромиссную борьбу. Это тип революционера. Крушение попыток Луки, изображенное в пьесе, должно было показать, что реально помочь людям могут только такие люди как Сатин. Только те, кто воспримет мировоззрение, которое придерживается этот персонаж смогут разрушить старый буржуазный мир, олицетворяемый в пьесе ночлежкой и реально помочь обездоленным.

Тест по пьесе

Прочитав краткое содержание произведения Горького, попробуйте ответить на вопросы:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 9633.

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.


История создания пьесы

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс
    Если бы я был волшебником, то я бы прекратил на земле все войны и установил мир во всём мире. Чтобы дети не гибли и не становились инвалидами. Если бы я был волшебником, то я придумал лекарство от рака
  • Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
  • Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских анализ
    В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране. Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские.
  • Княжна Алина в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение
    Княжна – титул, который может носить только незамужняя женщина, так как супруга князя именуется кузиной. Как мы узнаем из романа, Алина является старой девой, которая приходится кузиной (двоюродная сестра) для старшей Лариной
  • Анализ сказки Алиса в стране чудес
    По жанровой направленности произведение является сказкой в стиле абсурда, автором которой становится английский математик, увлекающийся поэзией и литературой, по имени Чарльз Лютвидж Доджсон

Основной сюжет произведения

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

Главные герои

Сатин — фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям. Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает социальные проблемы. Именно к таким работам относится пьеса “На дне”.

История написания драмы

Произведение Максима Горького “На дне” увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто. Создание пьесы “На дне” было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы “На дне” вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К “бывшим людям” писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы “На дне” повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. Актера Горький списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра. История создания пьесы “На дне” была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал. Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

История создания пьесы “На дне” примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: “Без солнца”, “В ночлежном доме”, “На дне жизни”, “Ночлежка”, “Дно”. Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием “На дне”. Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы. Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

Заглавие драмы


О. Книппер-Чехова в роли Насти

Тема труда.

Что такое правда и истина?

Правда и истина — близкие понятия. Для действующих лиц, как и многих других, их значения тождественны. Но есть существенное различие: истина отличается высшей объективностью. Истинно то, что есть на самом деле, существенно.

Правда доступна пониманию простого человека. Истину найти труднее. Философы утверждают: истина рождается в споре, в обсуждении противоположных мнений.

Лука и Сатин: большой спор о человеке.


К. Станиславский в роли Сатина

В ремарках обозначена разница в возрасте: Сатину — 40 лет, Луке — 60. Лука — странник, ненадолго заглянувший в свободном скитании по России в ночлежку. Сатин прочно обосновался здесь, живёт (в его понимании) свободно, избегая встречи с законом.

Самым существенным различием в их взглядах является разное понимание того, что нужно человеку: сострадание и утешение или неприкрашенная правда о себе и окружающей действительности.

В образе Луки отстаивается теория сострадания. Логично, что сформировалась она у человека, хорошо знающего жизнь и психологию людей. Странник, как и его предполагаемый прототип евангелист Лука, врачует людей словом. Слово Луки понятно, действенно: пробуждает веру, подбадривает, утешает.

Возвышенно-свободолюбивый монолог Сатина звучит как призыв к совершенствованию человека. Но правдивость его слов сомнительна — они произносятся в пьяном виде, абсурдны в обстановке грязной


Постановка в МХТ в 1902 году

Однако почему так спешно Лука покинул ночлежку? В чём истинный смысл ухода? Ответы на возникающие непростые вопросы даёт сравнение образов Луки и Сатина.

Горький создал пьесу уникальную с точки зрения вариативности и неоднозначности в истолковании героев, их позиций и авторской концепции. Читатель и зритель в разные времена и в разных странах будут спорить по многим вопросам, вызванным пьесой: например, чья теория более правдива и истинна, может ли Лука считаться положительным героем, почему не смог выжить Актёр, какая участь ждёт Настю и т. д. Сам писатель постоянно возвращался к своему творению и не боялся корректировать собственную позицию в оценке персонажей.

Новаторство Горького-драматурга.

Конфликт выражен не в сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы. Он проявляется в спорах героев, где происходит столкновение их идей и социальных принципов. Именно поэтому важное место в создании образов принадлежит диалогам и монологам персонажей, а речь героев афористична.

В лучших традициях Ф. Достоевского, Л. Толстого Горький создаёт полифонический текст. В спорах задействованы все персонажи, их точки зрения необходимы для многостороннего обсуждения проблем. Правдивость особой идейной позиции каждого подкреплена психологической достоверностью характера.

Вопросы

2. Определите, какие образы пьесы наполнены символическим смыслом. Раскройте их содержание и поясните роль в идейном содержании пьесы.

4. На основе каких художественных приёмов формируется философское содержание пьесы?

6. По системе К. Станиславского режиссёр или актёр должен составить полную историю героя. Составьте биографию персонажей, допол­нив её фактами согласно логике развития образа: а) Барона; б) Бубнова; в) Насти; г) Клеща; д) Актёра (на выбор).


начальное представление о социально - философской драме как жанре драматургии; познакомить со смыслом названия пьесы "На дне", со сценической судьбой пьесы; выявить новаторство Горького - драматурга; развивать навык анализа драматического произведения, совершенствуя монологическую речь учащихся; навык самостоятельной работы и работы в группах; воспитывать уважение к человеку.

Содержимое разработки

Баранова Людмила Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №6

г.Новотроицка Оренбургской области"

Русская литература 20 века, 11 класс, под редакцией В.П. Журавлёва, 2005г.

"На дне" как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького - драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Дать начальное представление о социально - философской драме как жанре драматургии; познакомить со смыслом названия пьесы "На дне", со сценической судьбой пьесы; выявить новаторство Горького - драматурга; развивать навык анализа драматического произведения, совершенствуя монологическую речь учащихся; навык самостоятельной работы и работы в группах; воспитывать уважение к человеку.

Определить философский смысл названия пьесы Горького "На дне"; выяснить авторские приёмы передачи атмосферы духовного разобщения людей, раскрытия проблемы мнимого и реального преодоления унизительного положения, сна и пробуждения души.

Техническое обеспечение урока:

ПК, мультимедиа проектор

Страдай! Умри! Но будь тем,

кем ты должен быть: человеком!

Работа с эпиграфом к уроку. Выявление задач урока(учащиеся сами формулируют задачи урока).

Вступительное слово учителя Удивительно возросла сейчас тяга к произведениям Максима Горького, и, прежде всего, к его пьесе "На дне". Изображенная в пьесе жизнь во многом напоминает сегодняшнюю, когда страна, как нерадивый ученик, занята "повторением" прошлого, исправлением ошибок, допущенных за многие годы тоталитарного режима. Вот почему спор о человеке и его месте в жизни в пьесе "На дне" актуален и в сегодняшние дни. Пьеса ставилась, экранизировалась в России и заграницей многократно, ей посвящены десятки критических, научных работ, но вряд ли кто - нибудь рискнёт утверждать, что даже сегодня об этом произведении известно все.

В архиве МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий, сделанных художником М.Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они служили наглядным материалом для актеров, гримёров и костюмеров при постановке пьесы в МХТ Станиславским.

На фотографиях рукой Горького написано, что многие из персонажей "На дне" имели реальных прототипов в среде нижегородского босячества. Все это говорит о том, что и автор, и режиссер для достижения максимального сценического эффекта стремились, прежде всего, к жизненной достоверности.

Премьера "На дне", состоявшаяся 18 декабря 1902г., имела феноменальный успех. Роли в пьесе исполняли: Сатин - Станиславский, Лука - Москвин, Барон - Качалов, Наташа - Андреева, Настя - Книппер.

Слава "На дне" сама по себе является своеобразным культурно - общественным феноменом начала XX века и не имеет себе равных во всей истории мирового театра.

"Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - писала М.Ф. Андреева. - Публика неистовствовала. Вызывали автора несчетное число раз. Он упирался, не хотел выходить, его буквально вытолкнули на сцену".

21 декабря Горький писал Пятницкому: "Успех пьесы - исключительный, я ничего подобного не ожидал. " "На дне" высоко оценил А.Чехов, который писал автору: "Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый сильный, и когда я читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия"

"На дне" - первое произведение М.Горького, которое принесло автору мировую славу. В январе 1903г. премьера пьесы состоялась в Берлине в театре Макса Рейнгардта в постановке режиссера Рихарда Валлетина, исполнившего роль Сатина. В Берлине пьеса выдержала300 спектаклей подряд, а весной 1905г. отметили ее 500 - е представление.

Многие из современников отмечали в пьесе характерную черту раннего Горького - грубоватость.

Одни называли ее недостатком, другие видели в том проявлении недюжинной цельной личности, пришедшей из народных низов и как бы "взорвавшей"традиционные представления о русском писателе. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: "Овация приняла небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию". Сам писатель был чрезвычайно удивлён: "Успех пьесы исключительный, я ничего подобного не ожидал".

Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под названием "Ночлежка"), Финский национальный театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж 1905, 1922 - исполнитель роли Барона Ж.Питоев), Токио (1924,1925) Нью - Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.

VII. Кто же эти люди, попавшие в ночлежку Костылева?

Диалоговое общение: "Узнай героя. "

. заявляет, что у него, "кажется, нет характера"? (Барон)

. не хочет примириться с жизнью на "дне" и заявляет: "Ярабочий человек и с малых лет работаю. Вылезу. Кожу сдеру, а вылезу"? (Клещ.)

. мечтал о такой жизни, "чтобы самому себя можно было уважать"? (Пепел.)

. живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя)

. верит, что на том свете ей будет лучше, а всеже хочет хотя бы еще немного на этом свете пожить? (Анна)

. "лег среди улицы, играет на гармошке и орет: "Ничего не хочу, ничего не желаю"? (Сапожник Алешка)

. говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: ". замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубьпрыгнуть"?(Квашня)

. прикрываясь служением богу, грабит людей ". и я на тебя полтинку накину, маслица в лампадку куплю. и будет перед святой иконой жертва моя гореть. " (Костылев)

. возмущается: "И зачемразнимают людей, когда они дерутся? Давать бы им бить друг друга свободно. стали бы меньше драться, потому побон - то помнили бы дольше . "? (Полицейский Медведев)

. очутился в начлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее, ревнуя к другому? (Бубнов)

. всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту "исчез от полиции. яко дым от огня. "? (Странник Лука)

. избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее забрали в тюрьму? (Наташа)

. утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!"? (Сатин)

VIII.Какие обстоятельства, привели в ночлежку каждого из них?

Михаил Иванович Костылев - 54 года, содержатель ночлежки

Василиса Карповна - его жена, 26 лет

Наташа - ее сестра, 20 лет

Медведев - их дядя, полицейский, 50 лет

Васька Пепел - вор, 28 лет. Родился в тюрьме. Мечтает жениться на Наташе, уйти из - под власти Василисы (жены хозяина ночлежки), которая подбивает его убийство мужа.

Клещ, Андрей Митрич - слесарь, 40 лет. Попал в ночлежку, потеряв работу. Единственный из обитателей ночлежки, кто не смирился со своей участью. Он отделяет себя от остальных: "Какие они люди? Рвань, золотая рота. люди! Я - рабочий человек. мне глядеть на них стыдно. мне глядеть на них стыдно. я с малых лет работаю. Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу. кожу сдеру, а вылезу. Вот, погоди. умрёт жена. "

Анна - его жена, 30 лет

Настя - девица, 24 года. Мечтает о большой, чистой любви.

Квашня - торговка пельменями, под 40 лет

Бубнов - картузник, 45 лет. Ушел из дома в ночлежку "от греха подальше", после того как жена нашла другого. Признается, что ленив пьяница.

Барон - 33 года, разорившийся дворянин

Сатин, Актер - персонажи приблизительно одного возраста: лет под 40. Сатин - шулер, в молодости был телеграфистом. Попал на "дно", после того как четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за убийство (вступился за честь сестры). Актер - некогда играл на сцене под псевдонимом Сверчков - Заволжский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. От всех обитателей ночлежки его отличает тонкая душевная организация. Признается, что потерял свое имя.

Лука - странник, 60 лет. О себе Лука практически ничего не сообщает. Говорит лишь: "Мяли много, оттого и мягок. "

Алешка - сапожник, 20 лет

Кривой Зоб, Татарин - крючники

несколько босяков без имён и речей

Эти люди вынуждены жить в одном помещении, что только тяготит их: они не готовы хоть чем - то помочь друг другу.

В отдельных репликах выделяются слова, имеющие символическое звучание. Слова Бубнова "а ниточки - то гнилые"намекают на отсутствие связей между ночлежками. Бубнов замечает о положении Насти: "Ты везде лишняя". Это еще раз указывает на то, что жильцы Костылева с трудом "терпят" друг друга.

Изгои общества отвергают многие общепринятые истины. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: "На что совесть? Я - не богатый", а Васька Пепел приведет слова Сатина: "Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь - то ее".

Выводом ко всему сказанному об обитателях ночлежки могут служить слова немецкого философа Артура Шопенгауера: "Обстоятельства не творят человека, они просто раскрывают его самому себе".

Записываем в тетради и используем при написании сочинений по пьесе.

Название пьесы "На дне" - это не только "пещера", в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.

Что является предметом изображения в пьесе? (Предметом изображения в драме "На дне" становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на "дно" жизни).

XI. - Каков конфликт драмы?

(Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежки. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)

- Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей "дна". Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во вне событийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы. Итак, жанр пьесы можно определить как социально - философскую драму.

- В пьесе "На дне" автор не ограничился только изображением характерных социально - бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально - философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему. И в споре этом (в той или иной мере) участвуют почти все обитатели ночлежки.

XII. Работа в группах, работа с текстом.

Пьеса "На дне" заставляет спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу.

Работа над четвертым актом пьесы. Мы должны выяснить его значение для пьесы в целом.

Ночлежники задаются последними философскими вопросами о человеке - правде - свободе.

1 группа. Правда философия правды Луки по отношению к человеку.

2 группа. Бубнов и его правда о жизни человека.

3 группа. Какова позиция Сатина в пьесе?

4 группа. В чем смысл финала пьесы "На дне".

XIII. Выступления учащихся, рефлексия.

XIV. Домашнее задание:

Тезисный план по теме "Новаторство Горького - драматурга" с привлечением текста пьесы и цитатами к тезисам.


-75%

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм.

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900–1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили – с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых крутых -

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.

Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.

Анализируя пьесу “На дне”, можно сделать вывод об уникальности горьковского жанра пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Читайте также: