Подготовьте сообщение о деятельности европарламента в чем заключается его задача
Обновлено: 05.07.2024
Один из наднациональных политических институтов Европейского союза.
Создан в 1957 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 года Европейские сообщества). Порядок формирования и полномочия Европарламента, его структура и функционирование регулируются учредит. актами, внутр. регламентом, решениями, относящимися к организации и проведению выборов, а равно межинституциональными соглашениями, регулирующими сотрудничество Европарламента с др. институтами ЕС. Европарламент формируется путём всеобщих прямых выборов (на основе Акта о выборах 1976). Правом избирать и быть избранными пользуются граждане ЕС. Общие принципы применяемой избират. системы определяются на уровне ЕС. Организация и проведение выборов регулируются на нац. уровне. Используется пропорциональная система представительства. Количество мест в Е. п., принадлежащих каждому государству-члену, определяется непосредственно учредительными актами и прилагаемыми к ним документами. Общее количество депутатских мандатов неоднократно пересматривалось в связи с расширением ЕС. Общее число (2007) депутатских мандатов 785 (максимально высоким числом мандатов обладают Германия, Франция, Италия и Великобритания; наименьшим числом – Люксембург, Кипр, Эстония, Мальта).
Е. п. – постоянно действующий орган. Пленарные заседания проводятся в его резиденции в Страсбуре; работа комиссий осуществляется в резиденции в Брюсселе; секретариат находится в Люксембурге.
В составе Е. п. образуются парт. группы (иногда именуются европ. партиями), в них входят депутаты, представляющие родственные по политич. взглядам и идейным позициям нац. политич. партии (8 парт. групп в 2007). Отд. группу образуют неприсоединившиеся депутаты. Доминирующее положение в составе всех созывов Е. п. принадлежит Европ. нар. партии и Европ. социалистич. партии. Их представители занимают ведущие должности в органах Европарламента.
Работой Е. п. руководит председатель, который избирается из числа депутатов сроком на 2,5 года. Широко применяется практика, в соответствии с которой на одну половину срока выдвигается представитель от Европ. нар. партии, на другую – от Европ. социалистич. партии. Одновременно избираются заместители председателя Е. п. и квесторы, ведающие в осн. организац., адм. и финансовыми вопросами. Повестка дня определяется конференцией (пред. Е. п., руководители парт. групп, 2 представителя от независимых депутатов). В случае отсутствия согласия решение принимается большинством голосов, причём каждый член конференции обладает взвешенным количеством голосов, равным числу мандатов парт. группы, которую он представляет. В соответствии с регламентом учреждаются постоянные профильные комитеты Е. п. и формируются их руководящие органы. Процедурные вопросы, включаемые в повестку дня, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комитетов Европарламента. Заключение комитета докладывается на пленарном заседании Е. п., которое выносит окончательно решение. Предусмотрена возможность создания следственных комиссий. Они образуются на основе пропорционального представительства разл. групп. В зависимости от рассматриваемых вопросов заседания могут носить как открытый, так и закрытый характер. Итоговый доклад следственной комиссии направляется пленуму Европарламента. Регламент предусматривает также функционирование конференции председателей постоянных комитетов и председателей групп, занимающихся вопросами взаимоотношений ЕС с третьими государствами. Документы этих органов носят в осн. информац. характер. Досрочный роспуск Е. п. не предусмотрен.
2) осуществление политич. контроля за деятельностью Европ. комиссии (письм. и устные вопросы и постановка вопроса об ответственности комиссии). Действующие учредит. акты предусматривают возможность принятия резолюции порицания или отказа в доверии Европ. комиссии. В случае принятия такого решения комиссия обязана подать в отставку (даже угроза подобного решения может принудить комиссию подать в отставку. Это имело место, в частности, в 1999, когда достоянием общественности стали факты злоупотребления служебным положением и финансовые злоупотребления со стороны отд. членов Европ. комиссии);
3) осуществление бюджетных полномочий. Е. п. обсуждает проект бюджета, подготовленный Европ. комиссией и представленный Советом ЕС. Возможности решения Е. п. зависят от того, идёт ли речь об обязательных или необязательных расходах. Однако Е. п. может отклонить весь проект бюджета в целом. Такого рода решения имели место в 1980 и 1985. В этом случае Совет обязан представить новый проект бюджета, а до его принятия действует врем. режим бюджетного финансирования;
4) осуществление внешнеполитич. полномочий. Они в осн. касаются принятия решений об одобрении (или неодобрении) подписанных соглашений с третьими государствами или междунар. организациями и решений о приёме новых членов. В этом случае применяется, как правило, процедура совместного положительного заключения. Она предусматривает возможность либо одобрения, либо неодобрения, но исключает внесение каких бы то ни было поправок и изменений в выносимое на утверждение соглашение. Е. п. может также оказывать воздействие на принятие и осуществление внешнеполитич. решений, отказывая в одобрении соответствующего регламентарного акта (так было, напр., при отказе от утверждения регламента, регулировавшего осуществление программы Тасис). Европарламент широко использует свои полномочия при обсуждении междунар. проблем; принимаемые резолюции обязательной силы не имеют.
По мере развития институциональной структуры ЕС полномочия Е. п. расширяются. Так, предусматривается существенное изменение законодат. процедуры и заметное расширение компетенции Е. п. с использованием процедуры квалифицир. большинства при принятии решений.
Европарламент поддерживает тесные связи с Федеральным собранием РФ; в частности, функционирует К-т парламентского сотрудничества, являющийся совместным органом Европ. парламента и Федерального собрания РФ (по 30 членов).
Заседание Европейского парламента
в Брюсселе.
Фото: Европейский парламент.
Решения в результате сотрудничества
Парламент тесно сотрудничает с Советом Европейского союза, иными словами, с Советом министров. Он ведёт обсуждение по вопросам законодательных инициатив и бюджета. Многие решения принимаются вместе. Важные решения всегда требуют одобрения парламента. Поэтому очень важно, что у каждой страны есть свои представители в парламенте.
Парламент всегда даёт заключение по вопросам, которые главы государств обсуждают на саммитах Европейского совета.
Бюджет
Европейский союз получает средства на свою деятельность в основном из членских взносов, которые платят страны-члены. Крупные страны-члены платят больше, чем малые страны-члены. Европейская комиссия подготавливает предварительный бюджет. После этого Европейский парламент и Совет министров рассматривают бюджет и вносят требующиеся корректировки. Бюджет будет принят только тогда, когда парламент им будет доволен.
Европейский парламент был создан в 1957. Первоначально члены назначались парламентами государств-членов Евросоюза. C 1979 избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют международные партийные объединения. Председатель — Ханс Герт Пёттеринг
Европейский парламент является одним из пяти руководящих органов Евросоюза. В нем непосредственно представлено население Европейского Союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента все еще уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.
Европейский парламент заседает в Страсбурге, другие места — Брюссель и Люксембург. 20 июля 2004 года Европейский парламент был избран на шестой период. Сначала в нем заседали 732 парламентария, а после вступления в Евросоюз Румынии и Болгарии 15 января 2007 года их стало 785. Председатель второго полупериода — Ганс Герт Поттеринг. В настоящее в парламенте представлены 7 фракций, а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене. Начиная с седьмого избирательного периода 2009—2014 гг. Европейский парламент должен снова состоять из 736 делегатов (согласно ст. 190 EG-Договора); Лиссабонский договор устанавливает количество парламентариев на уровне 750 человек, включая председателя.
Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.
Содержание
История
С 80-х годов ситуация начала постепенно меняться. Первые непосредственные выборы парламент в 1976 году еще не были связаны с расширением его полномочий, но уже в 1986 году после подписания Единого Общеевропейского Акта, парламент стал принимать участие в процессе законодательства и мог теперь официально делать предложения по изменению законопроектов, хотя последнее слово все же оставалось за Европейским советом. Это условие было упразднено в результате следующего шага по расширению компетенций европарламента — Маастрихтского договора 1992 года, который уравнял в правах Европейский парламент и Европейский совет. Хотя парламент все еще не мог выдвигать законопроекты против воли Европейского совета, это стало большим достижением, так как теперь никакое важное решение не могло быть сделано без участия парламента. Кроме того, парламент получил право формировать Следственный комитет, что значительно расширило его контролирующие функции. В результате реформы Амстердам 1997 и Ниццы 2001, парламент стал играть большую роль в политической сферы Европы. В некоторых важных областях, таких как, общеевропейская Сельскохозяйственная политика, или совместная работа полиции и судебных органов, Европарламент все еще не обладает полными полномочиями. Тем не менее, вместе в Европейским советом, он занимает прочную позицию в законодательстве.
Цели и задачи
Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской Комиссии.
Законодательные функции
Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европы обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в 2х чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.
В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от Бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право, на общеевропейской политической арене имеет только Европейская Комиссия. Европейская Конституция, и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.
Кроме системы взаимного законотворчества, существует также еще две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.
Бюджетная политика
Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС (например в 2006 году он составил около € 113 млрд.)
Контролирующие функции
Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской Комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных ее членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европы. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать ее отставку.
Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутиглионе на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить, Комиссию, после чего вместо Бутглионе на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.
Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европы и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены (см. Три кита Европейского союза)
Общество Тема: Европарламент / санкции / Автор: Алла Бурова 20.09.2020 20:30
Европарламент является особым законодательным органом, в котором представлены депутаты 28 стран, говорящие на 24 языках. Это уникальная структура характеризуется многонациональным и многоязычным представительством, принимающим решения, обязательные для всех европейских стран.
В чем заключается значение Европарламента
Европарламент отличается от других законодательных институтов, он выбирается методом прямого голосования европейцев.
Евросоюзом управляют Еврокомиссия, Совет ЕС и Европарламент. Основная функция последнего – рассмотрение и утверждение законов, которые инициирует Еврокомиссия. По предложениям граждан Европарламент может внести предложение по разработке определенного закона на рассмотрение Комиссии.
Кроме этого, орган утверждает принятие новых членов в ЕС и согласовывает международную деятельность.
Второй важной задачей Европарламента является контроль над работой всех организаций ЕС. Также надзорным функциям относятся:
- утверждение или отклонение кандидатур в члены Еврокомиссии;
- наблюдение за работой Европейского центрального банка;
- участие в миссиях по наблюдению за выборами в странах ЕС.
Третьей важной задачей является утверждение европейского бюджета и контроль за его исполнением.
Как выбирается Европарламент и где он находится
Депутаты избираются каждые 5 лет путем прямого голосования граждан европейских стран. Участие в выборах – добровольное в большинстве стран ЕС, но в некоторых (Бельгия, Люксембург, Кипр и Греция) – обязательное.
Работает организация в трех местах:
- в Страсбурге – проводятся официальные пленарные заседания;
- в Брюсселе – проходят особые сессии и заседания комитетов;
- в Люксембурге – находятся административные органы.
На заседания может прийти любой человек, важно иметь при себе документы, удостоверяющие личность. На групповые посещения нужно записываться заранее.
В составе Европарламента 751 депутат, которые отстаивают интересы 513 млн европейцев. Каждая страна получает количество мест, пропорциональных ее населению, но не менее 6 и не более 96.
Кроме депутатов в работе принимают участие более 7,5 тыс. технических работников – секретарей, переводчиков, программистов и других специалистов.
Содержание Европарламента обходится каждому жителю Европы в 3,5 евро в год.
Читайте также: