Подготовьте сообщение о деятельности европарламента в чем заключается его задача

Обновлено: 05.07.2024

Один из наднациональных политических институтов Европейского союза.

Соз­дан в 1957 году в рам­ках ев­ропейских эко­но­мических ин­те­гра­ци­он­ных ор­га­ни­за­ций (с 1967 года Ев­ро­пей­ские со­об­ще­ст­ва). По­ря­док фор­ми­ро­ва­ния и пол­но­мо­чия Ев­ро­пар­ла­мен­та, его струк­ту­ра и функ­цио­ни­ро­ва­ние ре­гу­ли­ру­ют­ся уч­ре­дит. ак­та­ми, внутр. рег­ла­мен­том, ре­ше­ния­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нию вы­бо­ров, а рав­но меж­ин­сти­ту­цио­наль­ны­ми со­гла­ше­ния­ми, ре­гу­ли­рую­щи­ми со­труд­ни­че­ст­во Ев­ро­пар­ла­мен­та с др. ин­сти­ту­та­ми ЕС. Ев­ро­пар­ла­мент фор­ми­ру­ет­ся пу­тём все­об­щих пря­мых вы­бо­ров (на ос­но­ве Ак­та о вы­бо­рах 1976). Пра­вом из­би­рать и быть из­бран­ны­ми поль­зу­ют­ся гра­ж­да­не ЕС. Об­щие прин­ци­пы при­ме­няе­мой из­би­рат. сис­те­мы оп­ре­де­ля­ют­ся на уров­не ЕС. Ор­га­ни­за­ция и про­ве­де­ние вы­бо­ров ре­гу­ли­ру­ют­ся на нац. уров­не. Ис­поль­зу­ет­ся про­пор­цио­наль­ная сис­те­ма пред­ста­ви­тель­ст­ва. Ко­ли­че­ст­во мест в Е. п., при­над­ле­жа­щих ка­ж­до­му го­су­дар­ст­ву-­чле­ну, оп­ре­де­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но уч­ре­ди­тель­ны­ми ак­та­ми и при­ла­гае­мы­ми к ним до­ку­мен­та­ми. Об­щее ко­ли­че­ст­во де­пу­тат­ских ман­да­тов не­од­но­крат­но пе­ре­смат­ри­ва­лось в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем ЕС. Об­щее чис­ло (2007) де­пу­тат­ских ман­да­тов 785 (мак­си­маль­но вы­со­ким чис­лом ман­да­тов об­ла­да­ют Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия и Ве­ли­ко­бри­та­ния; наи­мень­шим чис­лом – Люк­сем­бург, Кипр, Эс­то­ния, Маль­та).

Е. п. – по­сто­ян­но дей­ст­вую­щий ор­ган. Пле­нар­ные за­се­да­ния про­во­дят­ся в его ре­зи­ден­ции в Страс­бу­ре; ра­бо­та ко­мис­сий осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ре­зи­ден­ции в Брюс­се­ле; сек­ре­та­ри­ат на­хо­дит­ся в Люк­сем­бур­ге.

В со­ста­ве Е. п. об­ра­зу­ют­ся парт. груп­пы (ино­гда име­ну­ют­ся ев­роп. пар­тия­ми), в них вхо­дят де­пу­та­ты, пред­став­ляю­щие род­ст­вен­ные по по­ли­тич. взгля­дам и идей­ным по­зи­ци­ям нац. по­ли­тич. пар­тии (8 парт. групп в 2007). Отд. груп­пу об­ра­зу­ют не­при­сое­ди­нив­шие­ся де­пу­та­ты. До­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в со­ста­ве всех со­зы­вов Е. п. при­над­ле­жит Ев­роп. нар. пар­тии и Ев­роп. со­циа­ли­стич. пар­тии. Их пред­ста­ви­те­ли за­ни­ма­ют ве­ду­щие долж­но­сти в ор­га­нах Ев­ро­пар­ла­мен­та.

Ра­бо­той Е. п. ру­ко­во­дит пред­се­да­тель, ко­то­рый из­би­ра­ет­ся из чис­ла де­пу­та­тов сро­ком на 2,5 го­да. Ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся прак­ти­ка, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой на од­ну по­ло­ви­ну сро­ка вы­дви­га­ет­ся пред­ста­ви­тель от Ев­роп. нар. пар­тии, на дру­гую – от Ев­роп. со­циа­ли­стич. пар­тии. Од­но­вре­мен­но из­би­ра­ют­ся за­мес­ти­те­ли пред­се­да­те­ля Е. п. и кве­сто­ры, ве­даю­щие в осн. ор­га­ни­зац., адм. и фи­нан­со­вы­ми во­про­са­ми. По­ве­ст­ка дня оп­ре­де­ля­ет­ся кон­фе­рен­ци­ей (пред. Е. п., ру­ко­во­ди­те­ли парт. групп, 2 пред­ста­ви­те­ля от не­за­ви­си­мых де­пу­та­тов). В слу­чае от­сут­ст­вия со­гла­сия ре­ше­ние при­ни­ма­ет­ся боль­шин­ст­вом го­ло­сов, при­чём ка­ж­дый член кон­фе­рен­ции об­ла­да­ет взве­шен­ным ко­ли­че­ст­вом го­ло­сов, рав­ным чис­лу ман­да­тов парт. груп­пы, ко­то­рую он пред­став­ля­ет. В со­от­вет­ст­вии с рег­ла­мен­том уч­ре­ж­да­ют­ся по­сто­ян­ные про­филь­ные ко­ми­те­ты Е. п. и фор­ми­ру­ют­ся их ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны. Про­це­дур­ные во­про­сы, вклю­чае­мые в по­ве­ст­ку дня, пред­ва­ри­тель­но об­су­ж­да­ют­ся на за­се­да­ни­ях по­сто­ян­ных ко­ми­те­тов Ев­ро­пар­ла­мен­та. За­клю­че­ние ко­ми­те­та док­ла­ды­ва­ет­ся на пле­нар­ном за­се­да­нии Е. п., ко­то­рое вы­но­сит окон­ча­тель­но ре­ше­ние. Пре­ду­смот­ре­на воз­мож­ность соз­да­ния след­ст­вен­ных ко­мис­сий. Они об­ра­зу­ют­ся на ос­но­ве про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва разл. групп. В за­ви­си­мо­сти от рас­смат­ри­вае­мых во­про­сов за­се­да­ния мо­гут но­сить как от­кры­тый, так и за­кры­тый ха­рак­тер. Ито­го­вый док­лад след­ст­вен­ной ко­мис­сии на­прав­ля­ет­ся пле­ну­му Ев­ро­пар­ла­мен­та. Рег­ла­мент пре­ду­смат­ри­ва­ет так­же функ­цио­ни­ро­ва­ние кон­фе­рен­ции пред­се­да­те­лей по­сто­ян­ных ко­ми­те­тов и пред­се­да­те­лей групп, за­ни­маю­щих­ся во­про­са­ми взаи­мо­от­но­ше­ний ЕС с треть­и­ми го­су­дар­ст­ва­ми. До­ку­мен­ты этих ор­га­нов но­сят в осн. ин­фор­мац. ха­рак­тер. До­сроч­ный рос­пуск Е. п. не пре­ду­смот­рен.

2) осу­ще­ст­в­ле­ние по­ли­тич. кон­тро­ля за дея­тель­но­стью Ев­роп. ко­мис­сии (письм. и уст­ные во­про­сы и по­ста­нов­ка во­про­са об от­вет­ст­вен­но­сти ко­мис­сии). Дей­ст­вую­щие уч­ре­дит. ак­ты пре­ду­смат­ри­ва­ют воз­мож­ность при­ня­тия ре­зо­лю­ции по­ри­ца­ния или от­ка­за в до­ве­рии Ев­роп. ко­мис­сии. В слу­чае при­ня­тия та­ко­го ре­ше­ния ко­мис­сия обя­за­на по­дать в от­став­ку (да­же уг­ро­за по­доб­но­го ре­ше­ния мо­жет при­ну­дить ко­мис­сию по­дать в от­став­ку. Это име­ло ме­сто, в ча­ст­но­сти, в 1999, ко­гда дос­тоя­ни­ем об­ще­ст­вен­но­сти ста­ли фак­ты зло­упот­реб­ле­ния слу­жеб­ным по­ло­же­ни­ем и фи­нан­со­вые зло­упот­реб­ле­ния со сто­ро­ны отд. чле­нов Ев­роп. ко­мис­сии);

3) осу­ще­ст­в­ле­ние бюд­жет­ных пол­но­мо­чий. Е. п. об­су­ж­да­ет про­ект бюд­же­та, под­го­тов­лен­ный Ев­роп. ко­мис­си­ей и пред­став­лен­ный Со­ве­том ЕС. Воз­мож­но­сти ре­ше­ния Е. п. за­ви­сят от то­го, идёт ли речь об обя­за­тель­ных или не­обя­за­тель­ных рас­хо­дах. Од­на­ко Е. п. мо­жет от­кло­нить весь про­ект бюд­же­та в це­лом. Та­ко­го ро­да ре­ше­ния име­ли ме­сто в 1980 и 1985. В этом слу­чае Со­вет обя­зан пред­ста­вить но­вый про­ект бюд­же­та, а до его при­ня­тия дей­ст­ву­ет врем. ре­жим бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния;

4) осу­ще­ст­в­ле­ние внеш­не­по­ли­тич. пол­но­мо­чий. Они в осн. ка­са­ют­ся при­ня­тия ре­ше­ний об одоб­ре­нии (или не­одоб­ре­нии) под­пи­сан­ных со­гла­ше­ний с треть­и­ми го­су­дар­ст­ва­ми или ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ция­ми и ре­ше­ний о приё­ме но­вых чле­нов. В этом слу­чае при­ме­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, про­це­ду­ра со­вме­ст­но­го по­ло­жи­тель­но­го за­клю­че­ния. Она пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность ли­бо одоб­ре­ния, ли­бо не­одоб­ре­ния, но ис­клю­ча­ет вне­се­ние ка­ких бы то ни бы­ло по­пра­вок и из­ме­не­ний в вы­но­си­мое на ут­вер­жде­ние со­гла­ше­ние. Е. п. мо­жет так­же ока­зы­вать воз­дей­ст­вие на при­ня­тие и осу­ще­ст­в­ле­ние внеш­не­по­ли­тич. ре­ше­ний, от­ка­зы­вая в одоб­ре­нии со­от­вет­ст­вую­ще­го рег­ла­мен­тар­но­го ак­та (так бы­ло, напр., при от­ка­зе от ут­вер­жде­ния рег­ла­мен­та, ре­гу­ли­ро­вав­ше­го осу­ще­ст­в­ле­ние про­грам­мы Та­сис). Ев­ро­пар­ла­мент ши­ро­ко ис­поль­зу­ет свои пол­но­мо­чия при об­су­ж­де­нии ме­ж­ду­нар. про­блем; при­ни­мае­мые ре­зо­лю­ции обя­за­тель­ной си­лы не име­ют.

По ме­ре раз­ви­тия ин­сти­ту­цио­наль­ной струк­ту­ры ЕС пол­но­мо­чия Е. п. рас­ши­ря­ют­ся. Так, пре­ду­смат­ри­ва­ется су­ще­ст­вен­ное из­ме­не­ние за­ко­но­дат. про­це­ду­ры и за­мет­ное рас­ши­ре­ние ком­пе­тен­ции Е. п. с ис­поль­зо­ва­ни­ем про­це­ду­ры ква­ли­фи­цир. боль­шин­ст­ва при при­ня­тии ре­ше­ний.

Ев­ро­пар­ла­мент под­дер­жи­ва­ет тес­ные свя­зи с Фе­де­раль­ным со­б­ра­ни­ем РФ; в ча­ст­но­сти, функ­цио­ни­ру­ет К-т пар­ла­мент­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва, яв­ляю­щий­ся со­вме­ст­ным ор­га­ном Ев­роп. пар­ла­мен­та и Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ (по 30 чле­нов).


Заседание Европейского парламента
в Брюсселе.

Фото: Европейский парламент.

Решения в результате сотрудничества

Парламент тесно сотрудничает с Советом Европейского союза, иными словами, с Советом министров. Он ведёт обсуждение по вопросам законодательных инициатив и бюджета. Многие решения принимаются вместе. Важные решения всегда требуют одобрения парламента. Поэтому очень важно, что у каждой страны есть свои представители в парламенте.

Парламент всегда даёт заключение по вопросам, которые главы государств обсуждают на саммитах Европейского совета.

Бюджет


Европейский союз получает средства на свою деятельность в основном из членских взносов, которые платят страны-члены. Крупные страны-члены платят больше, чем малые страны-члены. Европейская комиссия подготавливает предварительный бюджет. После этого Европейский парламент и Совет министров рассматривают бюджет и вносят требующиеся корректировки. Бюджет будет принят только тогда, когда парламент им будет доволен.


Европейский парламент был создан в 1957. Первоначально члены назначались парламентами государств-членов Евросоюза. C 1979 избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют международные партийные объединения. Председатель — Ханс Герт Пёттеринг


Европейский парламент является одним из пяти руководящих органов Евросоюза. В нем непосредственно представлено население Европейского Союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента все еще уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Европейский парламент заседает в Страсбурге, другие места — Брюссель и Люксембург. 20 июля 2004 года Европейский парламент был избран на шестой период. Сначала в нем заседали 732 парламентария, а после вступления в Евросоюз Румынии и Болгарии 15 января 2007 года их стало 785. Председатель второго полупериода — Ганс Герт Поттеринг. В настоящее в парламенте представлены 7 фракций, а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене. Начиная с седьмого избирательного периода 2009—2014 гг. Европейский парламент должен снова состоять из 736 делегатов (согласно ст. 190 EG-Договора); Лиссабонский договор устанавливает количество парламентариев на уровне 750 человек, включая председателя.

Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.

Содержание

История


С 80-х годов ситуация начала постепенно меняться. Первые непосредственные выборы парламент в 1976 году еще не были связаны с расширением его полномочий, но уже в 1986 году после подписания Единого Общеевропейского Акта, парламент стал принимать участие в процессе законодательства и мог теперь официально делать предложения по изменению законопроектов, хотя последнее слово все же оставалось за Европейским советом. Это условие было упразднено в результате следующего шага по расширению компетенций европарламента — Маастрихтского договора 1992 года, который уравнял в правах Европейский парламент и Европейский совет. Хотя парламент все еще не мог выдвигать законопроекты против воли Европейского совета, это стало большим достижением, так как теперь никакое важное решение не могло быть сделано без участия парламента. Кроме того, парламент получил право формировать Следственный комитет, что значительно расширило его контролирующие функции. В результате реформы Амстердам 1997 и Ниццы 2001, парламент стал играть большую роль в политической сферы Европы. В некоторых важных областях, таких как, общеевропейская Сельскохозяйственная политика, или совместная работа полиции и судебных органов, Европарламент все еще не обладает полными полномочиями. Тем не менее, вместе в Европейским советом, он занимает прочную позицию в законодательстве.

Цели и задачи

Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской Комиссии.

Законодательные функции

Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европы обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в 2х чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.

В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от Бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право, на общеевропейской политической арене имеет только Европейская Комиссия. Европейская Конституция, и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.

Кроме системы взаимного законотворчества, существует также еще две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.

Бюджетная политика

Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС (например в 2006 году он составил около € 113 млрд.)

Контролирующие функции

Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской Комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных ее членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европы. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать ее отставку.

Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутиглионе на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить, Комиссию, после чего вместо Бутглионе на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.

Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европы и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены (см. Три кита Европейского союза)


Общество Тема: Европарламент / санкции / Автор: Алла Бурова 20.09.2020 20:30

Европарламент является особым законодательным органом, в котором представлены депутаты 28 стран, говорящие на 24 языках. Это уникальная структура характеризуется многонациональным и многоязычным представительством, принимающим решения, обязательные для всех европейских стран.

В чем заключается значение Европарламента

Европарламент отличается от других законодательных институтов, он выбирается методом прямого голосования европейцев.

Евросоюзом управляют Еврокомиссия, Совет ЕС и Европарламент. Основная функция последнего – рассмотрение и утверждение законов, которые инициирует Еврокомиссия. По предложениям граждан Европарламент может внести предложение по разработке определенного закона на рассмотрение Комиссии.


Кроме этого, орган утверждает принятие новых членов в ЕС и согласовывает международную деятельность.

Второй важной задачей Европарламента является контроль над работой всех организаций ЕС. Также надзорным функциям относятся:

  • утверждение или отклонение кандидатур в члены Еврокомиссии;
  • наблюдение за работой Европейского центрального банка;
  • участие в миссиях по наблюдению за выборами в странах ЕС.

Третьей важной задачей является утверждение европейского бюджета и контроль за его исполнением.

Как выбирается Европарламент и где он находится

Депутаты избираются каждые 5 лет путем прямого голосования граждан европейских стран. Участие в выборах – добровольное в большинстве стран ЕС, но в некоторых (Бельгия, Люксембург, Кипр и Греция) – обязательное.

Работает организация в трех местах:

  • в Страсбурге – проводятся официальные пленарные заседания;
  • в Брюсселе – проходят особые сессии и заседания комитетов;
  • в Люксембурге – находятся административные органы.

На заседания может прийти любой человек, важно иметь при себе документы, удостоверяющие личность. На групповые посещения нужно записываться заранее.

В составе Европарламента 751 депутат, которые отстаивают интересы 513 млн европейцев. Каждая страна получает количество мест, пропорциональных ее населению, но не менее 6 и не более 96.

Кроме депутатов в работе принимают участие более 7,5 тыс. технических работников – секретарей, переводчиков, программистов и других специалистов.

Содержание Европарламента обходится каждому жителю Европы в 3,5 евро в год.

Читайте также: