Подготовьте сообщение о болонской декларации

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т.А., Петров Д.В.

В статье рассмотрены семь основные положения Болонской декларации . Проанализированы возможные пути выполнения изложенных требований.The article describes the seven main provisions of the Bologna Declaration . The possible ways to perform the requirements laid down.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Т.А., Петров Д.В.

13.00.00. Педагогические науки

Т.А. Петрова Проректор по УР, к.филол.н., Кубанский социально-экономический институт

Начальник научно-издательского центра, Кубанский социально-экономический институт

КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены семь основные положения Болонской декларации. Проанализированы возможные пути выполнения изложенных требований.

Annotation. The article describes the seven main provisions of the Bologna Declaration. The possible ways to perform the requirements laid down.

Ключевые слова: Болонская декларация, компетентностный подход, зачетная единица, система образования.

Key words: The Bologna Declaration, competence-based approach, the test unit, the education system.

Основные положения Болонской декларации. Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послесте-пенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу. Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками: с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра; до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Во-первых, российская образовательная система, основы которой заложены Петром Великим, имеет европейские корни; логичным представляется по крайней мере учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной.

Предпосылкой, способствующей вхождению России в Болон-ский процесс, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный для российского высшего образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки, восходящему к Гумбольдту и Лейбницу.

Каковы преимущества двухуровневой системы высшего образования? В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и

научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах - от 3 до 4 лет). Магистратура (обычно 1 - 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

Как в рамках Болонского процесса ставится вопрос о соотношении высшего и среднего образования? Строго говоря, Болонский про-

Образованный человек - это тот, для которого вхождение в раз-

личные культурные и социальные общности есть построение собственного продуктивного действия. Именно для реализации продуктивных действий и достижения практических результатов применяется компетентностный подход в образовании. Компетентностно ориентированное профессиональное образование - объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими и педагогическими предпосылками.

1. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года.

2. Сорбонская декларация. Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 г.

Проректор по УР, к.филол.н., Кубанский социально-экономический институт

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Annotation. The article sets out the basic stages of development and implementation of competence-based approach in the education system in connection with the transition to the Bologna model. The views of different theoretical schools in the specification and development of the concept of

Болонская система образования: что это такое, плюсы и минусы, особенности Болонского процесса в России

Образовательная система, выстроенная в советское время в России, уходит в небытие. Ей на смену приходит единый европейский стандарт высшего образования, или Болонская система.

Что подразумевает под собой Болонская декларация, какие цели преследует, в чём плюсы и минусы данной системы, а также какие особенности у Болонского процесса есть в России — об этом вы узнаете из статьи.

Хотите первыми получать полезную информацию из области образования? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте пользоваться горячими акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Болонская система образования: определение, история, предпосылки создания

Итак, что же такое Болонская система обучения и в чём её отличие от специалитета? Чтобы разобраться, давайте дадим определение и разберём основные особенности образовательного процесса.

Болонская система: определение

Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз.

Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы. При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе.

История подписания Болонского соглашения

Как и когда возникла новая образовательная система? Официально это случилось в 1998 году. Тогда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами.

Когда Россия подписала болонскую декларацию? Это произошло в 2003, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.

Предпосылки создания Болонской системы

Предпосылками же для официальной разработки основных положений болонского процесса можно назвать:

  • ускоренное экономическое развитие ЕС;
  • усиление процессов глобализации;
  • тесное сотрудничество между университетами;
  • требования к развитию практических компетенций;
  • уход от длительного карьерного роста на одном месте;
  • требования к расширению профессиональной квалификации;
  • необходимость развивать гибкое мышление у студентов;
  • сложности с признанием дипломов других стран, необходимость подтверждения знаний;
  • конкуренция с американской системой образования.


Болонская система повышает привлекательность вуза

Болонское соглашение об образовании должно было решить все эти вопросы, помочь студентам получать конкурентоспособные знания и навыки и легко устраиваться на востребованную работу.

На самом деле декларация, которая дала официальный старт Болонской системе образования в 1998 году, называется Сорбоннской. Её подписание проходило в одноимённом парижском университете. А своё имя документ получил благодаря событию 1986 года. Тогда Болонский университет призвал другие вузы Европы принять Великую Хартию университетов.

Страны-участницы Болонского процесса

Необходимость создания единого образовательного пространства признавали многие государства, и уже после 1999 года список стран Болонской системы образования начал стремительно расширяться. На данный момент принципы болонского процесса разделяет 48 государств.

Какие же страны инициировали у себя Болонский процесс и в какое время:

  • 1999 год: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария;
  • 2001 год: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция;
  • 2003 год: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Ватикан и Российская Федерация;
  • 2005 год: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина;
  • 2007 год: Черногория;
  • 2010 год: Казахстан;
  • 2015 год: Беларусь.

Краткий обзор основных требований Болонского процесса

Прежде чем углубиться в цели и основные положения Болонского процесса в образовании, давайте кратко рассмотрим фундаментальные требования данной системы:

Обязательные критерии Рекомендуемые критерии Факультативные критерии
Ввести трёхэтапную образовательную систему: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Разработать единую систему оценок. Гармонизировать программу по направлениям подготовки.
Внедрить кредитную систему накопления баллов (ECTS). Делать акцент на вовлечённость студентов в процесс обучения. Предлагать курсы по выбору, чтобы студент сам формировал своё обучение.
Поощрять академическую мобильность. Оказывать материальную и социальную поддержку нуждающимся студентам. Ввести модульную систему обучения.
Выдавать приложение к диплому, установленного образца. Поддерживать идею непрерывного образования в течение всей жизни (Lifelong learning). Запустить дистанционные программы.
Поддерживать высокое качество высшего образования. Ввести рейтинговую систему для преподавателей и студентов.
Создавать единое европейское научное и культурное пространство.

Цели и основные положения Болонского соглашения

Болонское соглашение представляет собой документ, у которого есть определённые цели и основные положения. Давайте рассмотрим их подробнее.

Цели Болонского процесса

Цели Болонского образовательного процесса направлены на гармонизацию образовательных программ разных стран, чтобы привести их к единым стандартам. Итак, среди них можно назвать следующие:

  1. Создать единую образовательную зону в Европе и сблизить национальные образовательные системы разных стран.
  2. Сделать высшее образование более доступным для всех слоёв населения.
  3. Увеличить мобильность преподавателей и студентов, развивая связи между высшими учебными заведениями.
  4. Повысить возможности для трудоустройства молодых специалистов в новом глобальном мире.
  5. Усилить и развивать научный, культурный и интеллектуальный потенциал.
  6. Поднять престиж европейских университетов и снизить отток студентов в США и Канаду.
  7. Повысить качество и практическую направленность высшего образования.
  8. Усилить роль и функцию учебных заведений в формировании и развитии общих для Европы культурных ценностей.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Один из самых главных тезисов современных критиков Болонской системы образования — это обвинения в том, что она развивает тотальную толерантность ко всему и размывает понятия истины и лжи.

Основные положения Болонского процесса

К основным принципам болонского процесса относится требование принять общую образовательную систему, которую можно описать формулой 3+2. Что это означает? Что весь учебный процесс в вузах делится на два уровня подготовки по Болонской системе. К ним относятся:

  1. Предварительный. В него входит бакалавриат, который длится не менее трёх лет. Стандартно — четыре.
  2. Выпускной. Он состоит из магистратуры и аспирантуры, длится не менее двух лет и должен подводить учащегося к получению степени магистра или доктора.


Мобильность студентов и преподавателей — несомненный плюс Болонской системы

Помимо этого, у Болонской системы образования есть свои положения:

  • разработать выпускные дипломы, которые будут признаваться во всех странах, подписавших Болонскую конвенцию об образовании;
  • усилить возможности успешного трудоустройства для европейских граждан в едином экономическом пространстве;
  • внедрить Болонскую систему оценивания ECTS, которая представляет собой зачётные баллы или кредиты, которые студент зарабатывает во время обучения;
  • обеспечить студентам право самостоятельно выбирать изучаемые дисциплины;
  • расширить возможности для мобильного перемещения преподавателей и студентов по разным европейским университетам;
  • сблизить учебные критерии и методологии в разных странах;
  • разработать совместные программы обучения в разных университетах;
  • использовать методы адаптивного и интегрированного обучения.

Болонская система в России

Причины участия России в Болонском процессе: кратко

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, исходя из нескольких причин:

  • советская система образования устарела и перестала соответствовать духу времени;
  • возникла необходимость в проведении реформ и поиске современной и востребованной системы образования;
  • появилась потребность в усилении уровеня компетенций, востребованных в мире;
  • появился запрос общества на открытие границ, сближение с другими странами;
  • правительство Российской Федерации определило курс на усиление участия нашей страны в глобальных процессах;
  • также выбрали цель повысить качество российского образования.

Требования для перехода на Болонскую систему

Присоединение России к Болонскому процессу не было простым. Внедрение основных положений документа потребовало значительной перестройки всей системы образования. Для это пришлось:

  • практически с нуля разработать педагогические программы, чтобы привести их к единым европейским стандартам;
  • ввести единый государственный экзамен в российских школах (ЕГЭ);
  • отказаться от специалитета, который готовил профильных специалистов, разделив его на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру;
  • разработать квалификационные стандарты для оценки знаний учащихся;
  • внедрить кредитно-модульный принцип.

Критика участия России в Болонском процессе

Болонский процесс в России имеет свои особенности. Многие специалисты признают, что внедрение системы сложно привести к образовательным стандартам, которые прописаны в конвенции. Это связано с сильными традициями советской школы и трудностями быстрого перехода на новую систему.

Параллельно с функциональными вопросами, появились и идеологические. Ведь за 17 лет уже видны первые результаты. Поэтому Болонская конвенция об образовании в России — это постоянный предмет для споров. Критике подвергаются следующие положения:

  1. Самый главный недостаток — это диплом бакалавра. Многие работодатели воспринимают этих специалистов, как людей с неоконченным высшим образованием. Хотя в самой системе их оценивают как специалистов широкого профиля.
  2. Российские вузы, несмотря на участие РФ в Болонском процессе, всё равно не особо котируются на западе. А значит, у выпускников продолжают возникать вопросы и трудности с признанием дипломов.
  3. Очень много критики вокруг самого процесса обучения. Специалисты считают, что стандартизация знаний, введение тестирования и кредитной системы плохо сказывается на развитии критического мышления учащихся и их способности думать.
  4. Отсутствие полноты и системности знаний. Так как студенты сами должны выбирать обучающие курсы, на которые они будут тратить свои силы и время, они часто выхватывают лишь часть знаний вместо комплексного подхода. В идеале за этим должен следить куратор, который присматривает за студентом с первого курса и помогает ему составлять грамотную программу обучения.

Плюсы и минусы Болонской системы

Болонская система имеет свои проблемы и перспективы. Давайте же подведём итоги и рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у этого образовательного процесса.

Плюсы Болонской системы образования

  • высшее образование становится доступнее;
  • студенты могут переходить в вузы других стран без потери баллов;
  • студенты могут выбирать обучающие курсы, которые им интересно изучать;
  • высокие баллы открывают большие перспективы для научной карьеры;
  • основной акцент делается на профессиональные компетенции;
  • увеличивается привлекательность образования в национальных университетах стран-участниц Болонского процесса;
  • система определяет чёткие стандарты высшего образования;
  • растёт конкурентоспособность европейских вузов.


Болонская система образования даёт студентам конкурентные преимущества на европейском рынке труда

Минусы Болонской системы образования

  • бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист;
  • вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре;
  • система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний;
  • часто у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода;
  • студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные;
  • возникают сложности с внедрением образовательной системы в России.

Приживётся ли Болонская система в России или всё-таки наша страна пойдёт своим путём — это вопрос времени. А все вопросы с написанием, оформлением и подготовкой письменных работ можно решить с помощью студенческого сервиса! Обращайтесь — и сдавайте в срок!

В 1999 г. министры образования почти 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая была разработана в развитие идей Сорбоннской декларации 1998 г. Ее цель — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация предлагает принять систему сравнимости образовательных степеней, организовать систему кредитования, а также устранить все оставшиеся препятствия в передвижении студентов и преподавателей по европейскому пространству. Данная декларация гласит: '"Мы должны с особым вниманием контролировать повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются в действительности привлекательностью ее культурных ценностей, т.е. степенью влияния на другие страны. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования обладает в мире той степенью привлекательности, которая соответствует значимости наших выдающихся культурных и научных традиций".

В Болонской декларации констатируется, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть предприняты следующие шаги:

- принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней
(ступеней) образования, чтобы содействовать трудоустройству
европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской
системы высшего образования на мировом рынке;

- принятие системы, базирующейся на двух образовательных уровнях; первый, который признан на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответствующего уровня квалификации, должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;

- создание системы зачетных единиц, т.е. развитие европейской системы зачетных единиц, а также системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов; -устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;

-время работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно-исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) должно

учитываться без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию;

- развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;

- введение такого важного понятия, как "европейское пространство
высшего образования", в том числе относительно содержания курса
обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем
мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и
проведения научных исследований.

Мероприятия но достижению указанных целей запланированы на короткий срок и в любом случае должны закончиться не позднее первых десяти лет нового тысячелетия, учитывая многообразие культур, языков, национальных образовательных систем, а также принцип университетской автономии. Для этого будут использованы все доступные пути организации сотрудничества па межправительственном уровне.

Исследования, проведенные в процессе подготовки Болонской конференции, показали, что в настоящее время существует больше образовательных структур, чем стран в Европе. В некоторых случаях в одной стране насчитывается до сотни разных академических квалификаций. В этой связи было подчеркнуто, что "потенциальные образовательные структуры, предусматривающие присвоение определенной квалификации, не могут быть менее сложными, чем наиболее сложные структуры в национальных системах, включенных в них". Кроме того, было обнаружено, что в отношении программ трехгодичного курса обучения студентов в Европе сближения в действительности не наблюдалось. Сроки обучения по программам бакалавриата колеблются от трех до четырех лет. В то же время весьма близки по продолжительности обучения (около пяти лет) магистерские программы, стандартные программы продолжительностью восемь лет, предусматривающие получение докторской степени, отсутствуют. Заключение Болонской декларации гласило, что жесткая модель реформ была бы нежелательной и вряд ли выполнимой для Европы, но, тем не менее, возможны общие рекомендации по данному вопросу:

- уровень бакалавриата предполагает обучение от трех до четырех лет на
базе система зачетных единиц (ECTS);

- магистерская степень ~ около пяти лет на базе системы зачетных
единиц (ECTS);

-уровень, предусматривающий получение докторской степени, -

приблизительно от семи до восьми лет.

Предлагаемая многоуровневая структура образования аналогична

структурам, сложившимся в Германии и Австрии после реформ, где

новые учебные программы, предусматривающие получение степени

бакалавра (магистра), были введены наряду с уже существующими

Рекомендуется введение многообразных учебных программ в учреждениях высшего образования: Развиваются дополнительное образование (образование для взрослых), различные курсы переподготовки, т.е. обучение в течение всей жизни- Многообразие профессий на рынке труда требует более гибкого подхода к процессу обучения. Этот процесс, по мнению М. Ван дер Венде, по-видимому, войдет в противоречие с усилиями по гармонизации высшего образования . Следовательно, большой проблемой станет одновременное обеспечение и сочетание разнообразных образовательных потребностей на наднациональном уровне. Такие усилия приведут к сложностям в системе зачетных единиц, начиная с трехлетнего обучения и до после вузовского уровня, и в системе аккумулирования средств, получаемых от реализации программ, которые существуют не в каждой стране. Проблема сочетаемости демонстрирует важность сотрудничества на национальном и европейском уровнях.

Основной целью новой системы получения той или иной академической степени является содействие в трудоустройстве европейских граждан. Существующий в настоящее время в странах -членах Европейского союза 10%-ный показатель безработицы, а также низкий уровень мобильности рынка труда инициируют принятие таких усилий, ибо существующая ситуация снижает конкурентоспособность Европы в рамках мировой экономики.

Одними из основных препятствий на пути мобильности являются многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели, которые готовы принимать работников из других стран - членов Европейского союза, редко имеют возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций. Существующие конвенции по признанию академических степеней, а также структура национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Европейская сеть информационных центров по академическому признанию и мобильности (NARIC и ENIC) являются неэффективными в плане обеспечения связи между интеллектуальным потенциалом и возможностью трудоустройства. Поэтому следующая основная задача Болонской декларации - выход за рамки задач академического признания дипломов в направлении оценки компетентности (знаний) как реальной возможности устроиться на работу до того, как инструкция станет ключевым моментом в развитии конкурентоспособной Европы. Эта деятельность потребует активного участия партнеров по рынку рабочей силы, работодателей и профессиональных организаций, а также их будущих сотрудников - студентов. Только такое широкое вовлечение специалистов не из сферы образования сможет принести успех данной инициативе.

Второй ступенью новой системы получения академических степеней является повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Данная задача продиктована двумя обстоятельствами: I) Европа утратила первую в мире позицию в качестве места для получения образования иностранцами; 2) европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит из нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные университеты и другие организации.

Упрощенная процедура доступа к образованию укрепила бы позиции Европы на мировом рынке высшего образования. Однако пока еще не ясно, до какой степени это действительно является предметом беспокойства для Европы. Европейская Комиссия до настоящего времени не проявляла устойчивого интереса к проблеме исследований, касающихся соотношения числа студентов, убывающих из стран Европейского союза и прибывающих на обучение. Соответствующая статистика отсутствует. В центре внимания до сих пор оставались, в основном, вопросы мобильности студентов, стремящихся обучаться в Европе.

Активность в данном вопросе также будет сильно зависеть от заинтересованности отдельных европейских государств. Некоторые из них уже продемонстрировали большую заинтересованность в привлечении студентов не из Европы, например, Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция. Другие страны, к сожалению, все еще сталкиваются с недостатком мест для своих собственных студентов. Эти страны (например, Греция) являются "экспортерами" студентов.

Другой важный аспект доступа к образованию относится к возможности той или иной страны привлекать иностранных студентов, и в этом плане важен язык, на котором осуществляется преподавание. Страны, упомянутые выше, или имеют язык "лингва-франка" в качестве родного, или хотели бы использовать такой язык для отдельных курсов. Следовательно, успех Болонской инициативы в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования по привлечению большого количества студентов не из Европы будет самым непосредственным образом зависеть от конвергенции национальных образовательных программ и инициатив, а также от способности учреждений системы высшего образования реагировать на указанную конвергенцию.

Болонская декларация включает фразу "содействие выработке критериев и методологии для оценки качества образования". В недавнем прошлом Европейская Комиссия намеревалась инициировать сотрудничество в этой области, как это имело место в ряде стран Европейского союза. В некоторых из них системы оценки качества еще не были полностью разработаны, в то время как в других европейских странах усовершенствованные системы уже использовались. В то же

время деятельность государства до настоящего времени еще не стала достаточно успешной в данном деле. Наряду с культурными и системными различиями национальные правительства рассматривают оценку качества образования как основную сферу своей ответственности.

Введение более конвергентной системы получения академических
степеней, однако, немедленно привело бы к необходимости иметь
согласованные критерии оценки качества и, согласно мнению многих
экспертов, к установлению минимума стандартов или требований для
предусматриваемых образовательных уровней. Поэтому можно ожидать,
что Болонская декларация введет вопросы аккредитации в центр
дискуссий о высшем образовании в Европе. В настоящее время
инициативы, идущие "снизу", подталкивают развитие этого вопроса.
Введение в Германии программ, предусматривающих получение
степени бакалавра/магистра, инициировало учреждение

аккредитационного совета. Подобные предложения разрабатываются и в Нидерландах. Правительство этой страны рассматривает в этой связи возможные аспекты сотрудничества с Германией и Великобританией. Другие инициативы "снизу" приходят от европейских профессиональных организаций и от сети учреждений европейского высшего образования. Кроме того, в Европу прокладывает свой путь международная аккредитация (например, аккредитация АВЕТ). Поэтому можно сделать заключение: разнообразные аккредитации станут более распространенным явлением в Европе.

Таким образом, в вопросах аккредитации студенты и работодатели будут играть важную роль. Поэтому важно упомянуть, что первая европейская конференция по обсуждению влияния Болонской декларации на процесс аккредитации учреждений высшего образования в Европе была организована Национальным союзом студентов Европы (Е81В) при спонсорской поддержке одной из ведущих консультационных компаний мира. В обращении участники конференции указали на важность сотрудничества между правительствами, учреждениями системы высшего образования, работодателями и студентами.

Понятие Болонского процесса, задачи, причины его возникновения и особенности. Управление Болонским процессом, его плюсы и минусы. Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, его влияние на систему образования в России.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 229,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по дисциплине "введение в профессионально-педагогическую деятельность"

НА ТЕМУ "Болонский процесс и его влияние на систему образования в России"

Выполнил: Студент гр. ИБ-101

Абрамов Дмитрий Дмитриевич

Проверил: Доцент кафедры

информационных систем и технологий

Чубаркова Елена Витальевна

Болонский процесс. Понятие

Задачи Болонского процесса (задачи, указанные в Болонской декларации 1999)

Управление Болонским процессом

Плюсы и минусы Болонского процесса

Болонский процесс в России

Введение

Целью настоящей работы будет Болонский процесс и его влияние на систему образования в России. Здесь я попытаюсь рассмотреть причины его возникновения, его особенности. Также, я расскажу, какие плюсы и минусы выявлены в Болонском процессе в данный момент. Здесь вы узнаете о проблемах, связанных с внедрением Болонского процесса в России и какое влияние он оказал на систему образования.

болонский декларация образование

Болонский процесс. Понятие

Что такое болонский процесс (БП)? Болонский процесс - это процесс добровольного сотрудничества стран Европы, процесс сближения и гармонизации систем высшего образования с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс создает благоприятные условия для максимально облегченного передвижения учащихся и обладателей дипломов/квалификаций в пределах общего пространства, углубленного взаимодействия между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшего расширения культурных и гуманитарных связей между участвующими странами, укрепления экономического сотрудничества на Европейском континенте.

Задачи Болонского процесса (задачи, указанные в Болонской декларации 1999)

1. Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат - магистратура)

2 .Введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц. (Пример: 100-бальная рейтинговая система оценивания учеников в РГППУ)

3. отражение результатов освоения образовательной программы в общепринятом приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО

4. Развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала

5. обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов

6. Введение сравнимых квалификаций в области высшего образования

Как предполагалось, решение этих задач будет способствовать единению высшего образования в Европе.

Со временем добавились еще 4 направления в БП.

1. Введение аспирантуры, как третьего уровня в общей системе высшего образования.

2. Придание "европейского измерения" высшему образованию, повышение его привлекательности и конкурентоспособности.

3. Реализация социальной направленности ВО, его доступность

4. Развитие системы дополнительного образования (т. н. образования в течении жизни)

29 апреля 2009 года на конференции в Левене определены новые цели БП

1. Расширение доступности ВО

2. Реализация стратегий обучения в течении всей жизни, позволяющих постоянно повышать квалификацию

3. Формирование навыков, позволяющих обеспечить занятость выпускников

4. Совершенствование программ обучения для повышения качества ВО при взаимодействии с работодателями

5. Интернационализация программ и деятельности институтов ВО

С 2010 года особое внимание уделяется аспектам глобализации высшего образования

Управление Болонским процессом

Система управления Болонским процессом остается неизменной с 1999 года, однако вводится статус сопредседателя, в качестве которого действует страна, не входящая в Европейский союз. Процесс ротации этих стран еще не совсем доработан. Введение стран сопредседателей позволяет этим странам влиять на развитие Болонского процесса. Статус сопредседателя был введен в 2010 году.

Одновременно с этим, для реализации приоритетов нового этапа Рабочая группа БП подготовила план мероприятий до 2012 г. План включает работу по следующим направлениям: социальное измерение, обучение в течение всей жизни, занятость, инновационные методы обучения, система "образование - исследования - инновации", международная открытость, отчетность, мобильность, механизмы прозрачности, финансирование и обеспечение качества.

Рабочая группа также должна определить индикаторы оценки мобильности, сформировать сеть, с использованием существующих структур, которая позволит обеспечить оптимальный обмен информацией и поможет расширить общеевропейское пространство высшего образования(ОЕПВО), осуществить мониторинг мер, нацеленных на увеличение прозрачности и реализацию национальных планов признания квалификаций.

Система мониторинга и оценки целей БП в целом остается прежней, хотя, безусловно, планируется дальнейшее совершенствование методологии "stocktaking"(критического анализа), а также более тесное сотрудничество национальных органов власти с Евростатом и Евродайс.

Плюсы и минусы Болонского процесса

Плюсы: 1) Болонский процесс способствует интернационализации ВПО, что позволяет странам-участницам упрочнять свои отношения в области культуры, экономики и политики.

2) Двухуровневая система ВПО дает возможность повышать уровень своих знаний, а с другой стороны, эта система позволяет гибко менять профиль подготовки, что позволяет быстро покрывать спрос на новые специальности

3) Повышенная мобильность преподавателей и студентов. Это позволит студенту начать учиться в ВУЗе одной страны, а закончить обучение в ВУЗе другой страны, т. к. планируется юридически уравнять дипломы всех стран-участниц.

4) Болонский процесс создает условия формирования конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием.

1) При унификации высшего образования не учитываются традиционные национальные образовательные особенности и культурные ценности, что становится источником проблем с реформированием содержания учебного процесса, разработкой и принятием новых государственных стандартов, необходимостью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Особенно это заметно в России.

2) Некоторые цели ориентированы только на экономически развитые страны, что будет способствовать утечке умов из бедных стран в богатые, ведь люди не захотят жить в бедной стране и поедут жить в более богатую и развитую. (Рисунок 1)

3) Из-за болонского соглашения идет разделение образования на элитарное и неэлитарное

4) Из-за Болонского процесса в РФ сокращается срок обучения в ВУЗах с 5 до 4 лет, в результате качество высшего образования падает

5) Также влияет и сохраняющаяся дискриминация в признании дипломов. В странах ЕС не признаются дипломы других стран-участниц Болонского процесса и наоборот.

Болонский процесс в России

19 сентября 2003 года к Болонскому процессу присоединилась Россия.

Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, и основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, достаточно четко коррелируют с национальными целями и стратегией развития образования в России. Ст.2 п.1 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в качестве одного из принципов политики российского государства в области высшего и послевузовского профессионального образования выделяет интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования.

С 2004 г. началось формирование организационной, нормативной, методической основ участия России в Болонском процессе.

В 2004 году была сформирована Группа по осуществлению Болонских принципов в России.

В 2005 был утвержден "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы", а также определены головные вузы и организации по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией.

Россия, как участник Болонского процесса, разделяет цели доступности высшего профессионального образования. В новом десятилетии мы должны эффективно использовать Болонский процесс и его механизмы для решения задач модернизации образования, а также многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг.

В связи с этим важное значение имеет совершенствование управления высшими учебными заведениями для обеспечения эффективного формирования общеевропейского пространства высшего образования.

С целью содействия решению выше перечисленных задач Национальный фонд подготовки кадров проводит мониторинг и анализ деятельности вузов в использовании механизмов модернизации образовательной деятельности в соответствии с европейскими тенденциями развития высшего профессионального образования.

Данная схема (Рисунок 1) показывает, как была реформированна система образования в России под влиянием болонского процесса.

Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, по новому определяет целый ряд важнейших положений в системе российского образования.

Закон устанавливает все ступени образования в России.

Уровни общего образования:

1) Дошкольное образование

2) Начальное общее образование

3) Основное общее образование

4) Среднее общее образование

Уровни профессионального образования:

1) Среднее профессиональное образование

2) Высшее образование - бакалавриат

3) Высшее образование - специалитет и магистратура

4) Высшее образование - подготовка кадров вышей квалификации

Кроме того, устанавливается дополнительное образование на каждой из этих ступеней образования. Важно отметить, что получение дополнительного образования не влияет на уровень квалификации лица, получившего его.

Проблемы внедрения Болонского процесса

1. Трудности при составлении и организации образовательных программ и графиков, вследствие чего каждый ВУЗ внедряет положения Болонского процесса по своему.

2. Кредитно-модульная система обучения. Одни ВУЗы считают, что модули просто форма рубежного контроля и проводят экзаменационные сессии, другие проводят модули виде экзаменов.

3. Виды заданий для набора баллов также разнятся в зависимости от ВУЗа.

Заключение

И в заключение, Болонский процесс служит для обеспечения гармонизации систем высшего образования, которые должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д. Мое мнение по этому поводу таково: Болонский процесс можно и нужно внедрять в системы высшего образования разных стран, что позволит улучшить качество образования и определить единые критерии образования.

Читайте также: