Подготовьте сообщение на тему роль школьного курса основы безопасности жизнедеятельности

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ларин Вячеслав Александрович,

Значение школьного курса ОБЖ в жизни человека

Значение курса ОБЖ в школе, несмотря на то, что он не включён в систему итоговой аттестации, трудно переоценить. В чём особенность этого предмета? Попробуем разобраться.

В этом курсе заложен необходимый материал для безопасной жизни человека. К сожалению, школьный возраст заканчивается быстро и человек вступает во взрослую жизнь. Именно в школе учитель дает ребёнку основные понятия и навыки, которые ему помогут выработать принципы безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Задача учителя в том, чтобы дать знания системные и долговечные, не сиюминутные, которые человек пронесёт через долгие годы. Конечно, в течение жизни знания эти совершенствуются, но основа, должна быть заложена ещё в детстве.

Понятый теоретический материал, подкреплённый практическими занятиями, всегда принесёт положительный результат. В этом и состоит основная роль учителя и его педагогический успех.

Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих (то есть ребенок учится помогать не только себе, но и другим людям), приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.

Интересы обороны страны
Интересы обороны
страны требуют
дальнейшего
улучшения подготовки
молодежи к службе в
армии. Развитие
современного мирового
процесса таково, что,
чем крепче оборона
страны, тем сильнее
Армия, тем прочнее
мир на земле.

Когда говорят о боевой
мощи Армии и Флота,
то при этом подчас
имеют в виду их
вооружение и
техническое
оснащение. Однако
оружие и боевая
техника сами по себе
не определяют успеха
боевых действий.
Важно, в чьих руках
они находятся.
Известно, что
решающей силой в
войне был и остается
человек.

Стать полноценным
воином , овладеть сложной
боевой техникой,
новейшим вооружением в
условиях сокращенных
сроков службы – задача не
из легких. Для ее решения
наши юноши еще до
призыва в Армию должны
обладать высокими
морально-политическими
качествами, приобретать
определенные навыки в
военной подготовке, знать
Уставы, обязанности,
обусловленные военной
присягой, и добросовестно
их выполнять. Именно на
это направлены военнопатриотическое
воспитание молодежи и
основы военной службы в
рамках школьного курса
ОБЖ.

Школа сегодня должна решать следующие
задачи в этом плане:
формирование морально-волевых и физических
качеств, идейной убежденности, политической
сознательности;
широкое ознакомление школьников с героическим
прошлым нашей Родины, боевыми и трудовыми
традициями народа с доблестными повседневными и
трудовыми делами;
формирование боевых качеств – мужества, храбрости,
отваги, стойкости, дисциплинированности и уважения
к страшим;
воспитание любви и уважения, выработка
правильного понимания роли и задач армии и флота.

Принципиально важное
значение в решении задач
подготовки юношей к
воинской службе имеет
использование
воспитательных и
познавательных возможностей
других предметов школьного
курса. Политически
заостренный, эмоциональный,
глубоко аргументированный
рассказ учителя о героических
событиях отечественной
истории воспитывает у
учащихся любовь, пробуждает
живой интерес к прошлому и
настоящему Родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ОБЖ обладает мощным потенциалом для патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Но его программа, согласно проведенных опросов школьников и преподавателей, нуждается в совершенствовании. Большое значение должно уделяться и соответствующей подготовке и переподготовке преподавателей ОБЖ, мнения которых имеют большую ценность при рассмотрении проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Преподаватель ОБЖ МОБУ Лицей с.Ургуш

Мадияров Юрий Михайлович

Роль изучения предмета ОБЖ в воспитании подрастающего поколения

Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) состоит в предоставлении человеку возможностей улучшать материальное благосостояние и здоровье, повышать культурный уровень, иметь защиту от внешней агрессии и неблагоприятных факторов природной среды. Безопасность личности во многом достигается и обеспечивается ее собственными усилиями и опытом, систематическим изучением основ безопасности жизнедеятельности, в том числе и в общеобразовательной и профессиональной школе.

Курс ОБЖ обладает мощным потенциалом для патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Но его программа, согласно проведенных опросов школьников и преподавателей, нуждается в совершенствовании. Большое значение должно уделяться и соответствующей подготовке и переподготовке преподавателей ОБЖ, мнения которых имеют большую ценность при рассмотрении проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистических воззрений. Перечисленные качества личности закладываются в раннем детстве в семье и окончательно должны быть сформированы в школьные годы.

В числе главных негативных результатов новой российской жизни называется резкое падение экономической, социальной и правовой защищенности детей и подростков. Одна из острейших проблем России в настоящее время – деформация института семьи, снижение влияния родителей на поведение детей, меркантильность, бездуховность семейных отношений. Названные социальные явления не могут не снижать патриотический настрой молодежи, взрослых, российского общества.

Беспризорность и безнадзорность – новая для школы проблема, которая стала очевидной в последние годы. Эта проблема в целом для общества, пережившего тяжелейшие социальные потрясения. И школа перед этим явлением пока еще безоружна. Не разработаны механизмы борьбы с этим злом, не выделяются в достаточном количестве средства. То, что проводится в школах – чистый воды энтузиазм. Нужна продуманная государственная политика, забота общества о детях, малообеспеченных и неполных семьях, бесплатные детские лагеря, массовые детские и молодежные организации с соответствующей атрибутикой.

В значительной мере решение социальных проблем, затрагивающих детей и молодежь, связывается с изучением в школах основ безопасности жизнедеятельности.

Свою роль в патриотическом воспитании ОБЖ может сыграть только при условии патриотического настроя общества. При этом отмечается, что некоторые каналы ТВ разрушают основы патриотизма, сводят на нет усилия учителей и школы в воспитании учащихся. Часто отрицательную роль в этом вопросе играет и семья

На уроках ОБЖ, по мнению преподавателей, должно происходить формирование уважения и любви к Родине через изучение военной истории, биографий ученых России и ее полководцев, ознакомление с уставом ВС РФ, подготовка к службе, изучение основ выживания и помощи другим в чрезвычайных ситуациях.


Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В течение последних четырех лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году. Общеобразовательные учреждения также могут переходить на новый стандарт основной и старшей школы по мере готовности.

Отличительной особенностью ФГОС второго поколения от прежнего, является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Кроме этого, новый стандарт выделяется ярко выраженной воспитательной направленностью.

Воспитательная направленность нового ФГОС касается также и курса ОБЖ. В новом ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности, о чем в ГОС первого поколения даже не упоминалось.

К сожалению, на планете Земля нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и государству в целом. Поэтому профилактика безопасности и защита от ЧС природного, техногенного, социального характера, террористических актов – актуальнейшая задача, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство.

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" в последние годы прочно закрепился среди других предметов современной образовательной системы. И это резонно, ведь изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Это требование времени.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Содержанием дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, через развитие творческих способностей школьника. В образовательном процессе для развития творческих способностей школьников используются различные варианты учебных заданий, которые формируются при их выполнении.
Цель предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

В задачи ОБЖ входит:

правильно действовать в опасной ситуации.

Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Следует подчеркнуть, что ФГОС определяет предмет ОБЖ в разряд обязательных для изучения в школе. Попытки ликвидировать ОБЖ как самостоятельный предмет и перенести элементы его содержательной части в качестве отдельных изучаемых вопросов в другие предметы (физику, химию, биологию и т.д.) несостоятельны и вредны. В этом случае эффективность формирования культуры безопасности будет низка, у человека не сложится общего представления об опасностях окружающей среды, общих закономерностях формирования и проявления опасностей, методах защиты и организации безопасного жизненного пространства. Введение в программы отдельных школьных курсов изучения вопросов безопасности должно быть, но как содержание, направленное на достижение обозначенной цели - формирование у учащихся культуры безопасности.

Читайте также: