Подготовьте краткий словарь имен славянская мифология и сообщение об одном из славянских богов

Обновлено: 02.07.2024

БЕЛБОГ - хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Белбог и Чернобог - божества дневного света и тьмы, добра и зла. Оба божества участвуют в творческой деятельности природы: темное, как представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов, и светлое, как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце. Первоначально Белбог тождествен Святовиту, в дальнейшем с именем Белбога, по преимуществу, сочетается понятие света-солнца. Древний ваятель сделал статую Белбога, изображавшую сурового мужчину с куском железа в правой руке. Славянам издревле был известен подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозреваемому в каком-либо проступке давали в руки раскаленный кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредимой, признавали правым.

ГРОМОВНИК - дед Перуна. Из-под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и посылает смерть и пожары. Иногда, вместо длинных ресниц и бровей, закрывающих глаза Громовника, служит ему повязка, т.е. облачный покров. Как темное небо блистает бесчисленными очами-звездами, так из мрака ночеподобных туч сверкают многоочие молнии; и те, и другие равно погасают, как скоро на просветленном небе появится торжествующее солнце. Громовник - вещий кузнец, кующий судьбы человеческие; мастерская его устроена в горах, т.е. грозовых тучах. Он сковывает воедино два тонких волоса; эти волосы - не что иное, как две нити, выпряденные парками для жениха и невесты.

ДАНА - богиня воды. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. По древне-поэтическому представлению бог-громовник кипятит в грозовом пламени дождевую воду, купает в ее ливнях небо и землю, и тем самым дарует земле силу плодородия. Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

ДЕД-ВСЕВЕД (Дедо-Господь) - солнце, божество весенних гроз. У западных славян было в обычае при начале весны носить Дедка и петь в честь его обрядовые песни; о нем рассказывали, что дедко всю зиму сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные запасы, т.е. в зимний период времени он лишается своей производительной силы, успокаивается от своих обычных трудов и питает род людской старым хлебом. У болгар существует поверье, что Дедо-Господь ходил некогда по земле в образе старца и поучал людей пахать и возделывать поля.

ДЕННИЦА (утренница, зарница) - образ полуденной зари (или звезды), мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах.

ДИД (Дит, Дито, Дитя, Дет, Дети) - третий сын богини любви Лады. Всегда молод, потому что супружеская связь не должна стариться. Он одет в полную славянскую одежду; венок на нем из васильков; он ласкает, держа в руках двух горлиц. Ему молились замужние и женатые о благополучном супружестве и деторождении.

ДНЕПР - бог реки Днепра (Дон предержащий).

ДОГОДА (Погода) - бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.

ДОДОЛА - представляет собою богиню Весны или что то же - богиню-громовницу. Она шествует над полями и нивами с свитою полногрудых нимф, за которыми стремительно гонятся в шуме весенней грозы Перун и его спутники, настигают их разящими молниями и вступают с ними в любовный союз. Славяне водили Додолу - девушку, увенчанную травами и цветами, по деревне, у каждой избы они становились в ряд и пели обрядовые песни, а перед ними плясала Додола. Хозяйка дома или кто другой из семейства, взяв полный воды котел или ведро, испрашивая дождя, обливали Додолу водой, которая продолжала петь и вертеться. Пляска Додолы - то же, что пляска грозовых духов и нимф; обливание ее водою указывает на те дождевые источники, в которых купается богиня весны, а ведра, из которых ее окачивают, - на те небесные сосуды, откуда проливается на землю благодатный дождь (ведро - дождливая погода).

ДЮДЮЛ (Перепуга) - в Болгарии, во время засухи, собираются все обыватели деревни, выбирают девушку не моложе и не старше пятнадцати лет, покрывают ее с ног до головы ореховыми ветками, разными цветами и травами (луком, чесноком, зеленью картофеля и бобов и пр.) и дают ей в руки пучок цветов. Девушку эту болгары называют Дюдюл или Перепуга - слово, которое означает также бабочку, что свидетельствует о тождестве Дюдолы-перепуги с облачными нимфами. В сопровождении девиц и юношей ходит Перепуга по домам; домохозяин встречает ее с котлом воды, поверх которой плавают набросанные цветы, и обливают желанную гостью при пении обрядовой песни. После совершения этого обряда, по общему убеждению, непременно будет дождь.

ЖИВОТ - божество полянских (польских, полевых) славян, имя его означает жизнедателя или сохранителя жизни.

ЖУРБА - женское божество, воплощавшее беспредельное сострадание.

ЗЕВАНА (Дзевана) - юная и прекрасная богиня лесов и охоты, которая любит охотиться в светлые лунные ночи; с оружием в руках мчится она на борзом коне по лесам, сопровождаемая ловчими псами, и гонит убегающего зверя. По народным рассказам, чудесная дева охотится в дебрях Полабии и на высотах Карпатских гор. Изображается в куньей шубе, верх которой покрыт беличьими шкурами. Сверху надета вместо епанчи кожа медведя. В руках она держит натянутый лук со стрелою или капкан, подле нее положены лыжи и битые звери, рогатина и нож. В ногах лежит собака. Этой богине молились ловцы, прося у нее счастья в охоте. В ее честь приносилась часть добычи. Жертвовали ей шкуры убитых зверей. В древности шкурки куницы и других пушных зверьков использовали в качестве денег. Есть свидетельство о разрушении ее изваяния (идола) в Польше в 965-м году. В других племенах, связанных с лесом и охотой, она называлась Дива, Дева, Дивия, Златая Баба, Баба и т.п. В греческой мифологии ей соответствует дочь Зевса Артемида, а в римской - Диана.

ЗИБОГ - бог земли, творец и хранитель ее. Это он создал горы и моря, холмы и реки, расщелины и озера. Он наблюдает и возделывает землю. Когда он сердится - вулканы извергаются, буря на море поднимается, земля трясется.

ЗИМЕРЗЛА (Симаергла, Зимаерзла, Симаргла, Зимарзла) - суровая богиня зимы, дышащая холодом и морозами. Одежда на ней наподобие шубы из сотканных вместе инеев, а порфира из снега, вытканная ей морозами, чадами ее. На голове ледяной венец, унизанный градами.

ЗЛАТАЯ МАТЬ (Баба) - богиня тишины и покоя. Представляется в виде женщины с младенцем на руках, который почитался ее внуком (этот внук - Святовит), отчего и получила имя Бабы (ба - рожавшая женщина, отсюда, баба - родившая рожавшую мать). Это богиня-пророчица.

ЗОРЯ, ЗАРЯ, ЗАРА - богиня, сестра Солнца. Она идет впереди и выводит поутру солнце и его яркими, стреловидными лучами поражает мрак и туманы ночи; она же выводит его весною из-за темных облачных покровов зимы. Она восседает на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу, и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтобы она покрыла своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений. Как утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мрака, ночи - так верили, что богиня Зоря может прогнать всякое зло, и наделяли ее тем же победоносным оружием (огненными стрелами), с каким выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая, плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солнцем. Миф знает двух божественных сестер - Зорю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зорю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца (Ра свету), другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Зоря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Зоря принимает их, когда Солнце, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе (заходе).

ИПАБОГ - покровитель охоты. Но помогает он только охотникам неалчным, убивающим животных для пропитания, а не корысти ради. Иных же охотников наказывает - капканы и ловушки ломает, по лесу водит, добычу прячет. Животных Ипабог любит, заботится о раненых, лечит их. Представлялся Ипабог в плаще, на котором были изображены сцены охоты.

КОПША (КОПУША) - в Белоруссии это маленький бог, охраняющий зарытые в землю сокровища и ценности. Его просят указать место кладов и помочь отрыть (отКОПАТЬ) их, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи.

КРОДО - божество, охранявшее жертвенный алтарь. Его идол стоял в Гарцбурге на высокой, лесом обросшей горе. Он изображал старика с обнаженною головою, который голыми ногами стоял на рыбе и опоясан был шерстяною белою повязкою, в одной руке он держал колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами. Рыба под его ногами означает подземное царство, чаша с плодами - обильную земную жизнь, колесо - солярный знак - символизирует вечное обновление жизни на земле (и во Вселенной), зиждящейся на прочной основе (оси).

КРУЧИНА - женское божество смертной печали. Считалось, что одно лишь упоминание этого имени облегчает душу и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в славянском фольклоре так много плачей и причитаний.

ЛЕД - этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке. У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы. Вероятно, это божество больше, чем другие первостепенные боги, получало кровавых жертв во время войны.

МЕРЦАНА (Марцана) - богиня жатвы. Первоначально под этим именем славяне подразумевали зарю, потом грозовые сполохи. Заря выходит иногда ночью резвиться над нивами, порхая над созревающими колосьями. Верили, что зарница способствует большому обилию и скорейшему созреванию жатв, а потому молили богиню об урожае хлеба. Изображалась с венком из колосьев; как Заря, румяна и в златобагряной одежде, состоящей из обширного покрова или фаты, прикрывающей голову и приколотой у груди или простирающейся до земли.

МОЛВА - богиня дурной вести у этрусков.

НЕМИЗА - бог воздуха, повелитель ветров. Ветры издревле олицетворялись как существа самобытные. Немиза изображался с головой, увенчанной лучами и крыльями. Немиза призван наводить порядок и усмирять буйные ветры.

НЕУМОЙКА - в зимнее время светлое божество Белун утрачивает свой блеск, дряхлеет, рядится в грязные нищенские одежды и является неопрятным Неумойкою - старым беловласым и сопливым дедом. Семь зимних месяцев он не чешется, не стрижется, не моется и не сморкается, т.е. покрывается облаками и туманами. Сопли - метафора сгущенных туманов, и надобно утереть их, чтобы золотые лучи солнца могли просиять из-за облачных покровов (превращение замарашки Неумойки в ясного Белуна).

ОГНЕННАЯ МАРИЯ - Царица Небесная, древняя богиня весны и плодородия.

ПОГОДА - бог прекрасной погоды (годной), нежного и приятного ветерка. Ему поклонялись поляки и венды. В Прильвице найден его идол, изображающий человека в остроконечной шапке, из которой высовываются два бычьих рога. В правой руке у него рог изобилия, а в левой - посох. У Я. Длугоша (XV век) Погода рассматривается как одно из имен божеств сезонного типа. Некоторые источники предполагают его связь с культом огня.

ПОДАГ - бог звероловства. Изображался со зверем в руках. Существовали особые приметы и заговоры, при помощи которых охотники пытались задобрить его - тогда он и зверя в ловушку заманит, и птицу подведет. Начинающим охотникам он, как правило, помогает, чтобы привить им страсть к охоте. Считалось, однако, что если же он на какого-нибудь охотника рассердится, то удачи ему в охоте никогда не даст - возвращаться тогда ему из лесу с пустыми руками.

ПОЛКАН (Волкан) - бог-покровитель воинства в этрусском пантеоне. Ковал воинам доспехи и оберегал дружины (полки). Его изображение или изображение головы волка сопутствовало удаче. Умение входить в состояние волка или принимать его облик отражено в мифах об оборотнях, принимающих образ волка.

ПОРТУН - бог портов, покровитель моряков у этруссков и славянских народов Средиземноморья.

ПРИПЕКАЛА - бог любострастия. Облик его изменчив. Покровительствует мужчинам.

Имена славянских богов и богинь

Имена богов славянской мифологии

Сварог, Род, Перун, Индра, Зимун, Семаргал, Лада, Леля, Сыра-земля мать, Тара, Жива, Макошь, Велес, Ярило, Даждьбог, Хорс, Коляда, Руевит, Догода, Стрибог, Числобог, Купайло, Кострома, Белобог, Морена, Радегоста, Ховала, Девана, Карна, Вий, Баба Яга, Чернобог, Кащей, Волх.

Имена духов славянской мифологии

аука, анчутка, бабай, баган, баенник, баечник, баюнок, бесы, лихорадка, бесицы-трясавицы, ворогуша, водяной, боли-бошка, дедко, босоркун, вазила, ведогони, дворовой, дрема, злыдни, игоша, ичетик, кладовик, коргоруши, ледащий, лесавки, леший, листин, луговой, межевик, полевой, полевой дед, моховой, обилуха, овинник, огуменник, отеть, попутник, пущевик, ржаница, сарайник, спрыйя, страшило, хлевник.

Имена птиц славянской мифологии

Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим, Феникс, Жар-птица, Финист Ясный Сокол, Царевна-Лебедь.

Также стоит сказать и происхождении некоторых имен славянской мифологии. Поклонение восточных славян силам природы породило весьма своеобразное явление: имена языческих божеств и названия олицетворявших ими природных сил и стихий, как правило, имеют одинаковые или очень близкие корни, родственные или созвучные древним корням языков.

Аркона — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова "уркан", что означало "на конце". Здесь находился храмовый комплекс Световида, один из последних известных языческих пантеонов богов славян.

Берегиня — (перегиня) облачная дева, также водяная дева, блуждающая по берегам рек и потоков, происходит от старославянского "прегыня" - "холм, поросший лесом", но вероятно и смешение со словом "оберег".

Веды — это слово имеет значение "ведание", "знание"; священная книга древних славян.

Велес (Волос) — бог богатства, покровитель домашних животных и окружающей природы. Слово произошло от корней "воло" и "вло" стал составной частью слова "володеть" (владеть).

Вий — царь подземного мира, от слова "вии" означает "ресницы". Вий одним взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; его убийственный взгляд закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в том случае, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами.

Желя — (западнославянское - Живана) происходит от слова "жалеть", богиня похоронного обряда, провожающая на погребальный костер. Отсюда же и "жальник" - могила. Также богиня смертной печали. "Желя", "желение" - скорбь по умершим.

Карна (Кручина) — от слова "корить" (древнерусское "карити") - богиня скорби и похоронного обряда, богиня печали, богиня-плакальщица, дочь МАРЫ, сестра ЖЕЛИ.

Лада — богиня изобилия, созревания урожая и плодородия, женская ипостась Рода, супруга Сварога. До сих пор имя Лады звучит в детской присказке "Ладушки-Ладушки, где были - у бабушки" (Лада - матерь богов, соответственно - она же и "бабушка" прародительница).

Марена (Мара, Морена, Морана) — богиня смерти, зимы, ночи. Ее связывают с темнотой, морозом и смертью. Ее имя родственно таким словам, как "мор", "мрак", "марево", "морок", "морочить", "смерть" и еще многим столь же недобрым.

Перун — бог войны и грозы; "громовник", "громовик" - Громовержец. Сын Сварога (сварожич). Супруг Дивы-Додолы и (по одной из версий) отец Дажьбога.

Род — главное божество славянского пантеона, Творец-Родитель Вселенной; Род - (условно) и "сатана" и "бог" в одном лице.

Корни славянских имен так же отражали суть понятий, как славянский культ отражал суть мировоззрения древних славян, тесно связанного с природой.

Скандинавские богини и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности. Главная из богинь — Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру.

До начала практики стоит изучить мантры для процветания и богатства, выбрать текст. Для упрощения запоминания слов надо найти перевод, аудиозапись исполненной мастером молитвы. У мантры процветания, богатства есть мгновенный и накопительный эффект.


АЛАТЫРЬ – “всем каням камень”, центр мироздания, священная скала в Рипейских горах, также – скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и “малым студеным камнем”. По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были написаны письмена с канонами Сварога.

АЛКОНОСТ – светлая птица, инкарнация ( воплощение ) Хорса. Сестра других светлых птиц – Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей на “крае моря” семь дней стоит безветренная погода.

БЕЛОВОДЬЕ – другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по раю из вымени небесной коровы Земун.

БЕРЕЗАНЬ – райская местность, одна из Рипейских гор, также – название острова, подобного острову Буяну, либо – Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями.

БОГУМИР – прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дреговичей.

БУРЯ-ЯГА, УСОНЬША, ВИЕВНА – супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.

БУЯН – райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову.

ВЕДЫ – “ведение”, священная книга древних славян. Также книги ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа; и Ирана – Авеста.

ВЕЛЕС – бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Земун. Супруг Бури-Яги. Велес, подобно Шиве, Бог – Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси – он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси – один из верховных небесных богов.

ВИЙ – царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги.

ВОЛХ – бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея, супруг Лели. Свергнул с престола своего отца Индрика, взял в жены царицу темного царства – Пераскею, стремился покорить Рипейское царство и весь мир, но из за любви к Леле отказался от своего намерения.

ВОРОН – олицетворение всех темных сил, инкарнация Черного
Змея, один из творцов мира – сотворил ущелья, горы.

ГАМАЮН – птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса – бога мудрости. Посланник богов – она пропевает книгу “Песен”. Гамаюн прилета ет на блаженный Макарийский остров, находящийся “под самым востоком солнца близ рая”.

ГОРЫНЯ – горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство.

ГРИФОН – могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипейским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в пекельное царство.

ДАЖЬБОГ – один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Согласно Велесовой книге породил русских людей “через корову Земун”. Победил Велеса и освободил коров и воды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы.

ДАСУНЬ – темное царство, населенное дасу – демонами, или представителями неарийских, неславянских племен.

ДИВА-ДОДОЛА (Перунница) – супруга Перуна, дочь Семаргла. Бо-
гиня грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.

ДНЕПР – бог реки Днепра, отец русалки Роси.

ДОЛЯ – богиня, дочь, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

ДУБЫНЯ – лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.

ЖЕЛЯ - от слова “жалеть”, божество похоронного обряда, сестра Карны.

ЖИВА – богиня жизни, весны, третья супруга Дажьбога. Спасла Дажьбога от своей сестры – Марены.

ЗЕМУН – небесная корова, мать Велеса. Спасла своего сына от разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду Ирия.

ЗЛАТОГОРКА – великанша, первая супруга Дажьбога. Погребена в каменной гробнице, в святых горах, близ Арарата.

ИНДРА – “владыка”, главный бог ведического пантеона. Громовержец. В Велесовой книге упоминается, как верховный небесный Бог, который вместе с Перуном устраивает битвы.

ИНДРИК-ЗВЕРЬ – царь темного царства, свержен с престола и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Супруг змеи Пераскеи.

ИРИЙ (Вырий, Сварга) - славянский рай, расположен в Рипейских горах. Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небесные боги. По Ирию течет молочная река.

КАРНА - от слова “карить” – божество похоронного обряда, сестра Жели.

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Трипетович) – сын Матери Сырой Земли,
владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам, также – славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.

КИЙ - сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, основатель Киева.

КИСЕК – один из мифологических прародителей русских людей, племя Кисека соединилось с племенем Орея.

КРИВДА – богиня, олицетворение всех темных сил, противница Правды.

ЛАДА – женская ипостась Рода, супруга Сварога, богородица. Лада – матерь богов, она же – рожаница, спутница Рода, “матерь- Родиха”, помогающая при родах. Защищает верующих перед Богом.

МАГУР – птица Индры, его инкарнация. Упоминается в Велесовой книге.

МАКОШЬ – мать счастливого жребия. Вместе с дочерьми Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов. Она – пряха, прядет нити судьбы, подобно античным мойрам. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты.

МАРЕНА (Мармара) – богиня смерти, зимы, вторая супруга Дажьбога. Украдена Кащеем Трипетовичем, впоследствии – его жена и противница Дажьбога. Сожжена Дажьбогом.

МАТЕРЬ СВА - птица, инкарнация Великой Матери-Лады. Покровительница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего – птицы Гамаюн.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ – богиня земли, плодородия, подобная греческой
Гее. Мать Змей, Горынычей, Волха.

МОГОЛ – могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.

НАВЬ - темная сила, управляющая миром, одновременно – загробный мир, “тот свет”. Также – философское понятие, аналогичное понятию Инь в китайской философии, тамас в индийской философии (пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизмененным). Противостоит Яви.

НЕДОЛЯ - богиня, дочь, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

ОБИДА – лебедь, птица печали, обиды. Всегда противостоят Орлу, Соколам – птицам верховных светлых богов.

ОРЕЛ – птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в мифах многих народов сопровождает Громовержца. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.

ОРЕЙ – мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога и Живы. Возможно, его имя происходит от “арий” – “пахарь”. Отец Кия, Щека и Хорива.

ПАТАР ДЫЙ – бог ясного неба у многих индоевропейских народов. Близок Сварогу, Перуну, Зевсу, Свентовиту.

ПЕКЛО - славянский Аид, или ад. В разное время им правили различные Змеи и чудовища – Черный Змей, Чудо-Юдо, Скипер-Зверь, Индрик-Зверь, Волх, Велес, Кащей. Пекло, как и Аид, разделяется на три уровня, подобные греческим Тартару (самый глубокий уровень), Эребу (подземному пекельному царству), и собственно Аиду – надземной местности перед входом в подземное царство (эта местность и есть – темное царство).

ПЕРАСКЕЯ - Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом – первая жена Волха. Убита Велесом.

ПЕРУН - Громовержец, бог грозы и войны. Сын Сварога. Супруг Дивы-Додолы и отец Дажьбога. Был замещен Ильей Пророком, а в фольклоре – Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Победил зверя Скипера, Чудо-Юдище – Поддонного царя.

ПРАВДА - богиня, олицетворение светлых сил, противница Кривды.

ПРАВЬ - одно из основных понятий славянской философии. Понимается как всеобщий канон, установленный Дажьбогом. Согласно этому справедливому канону существует мир. Это понятие подобно саттве, индийской философии (ясность, абсолютная реальность, гармония).

РА - река Волга. Различают Ра реку, текущую по Земле и небесную Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.

РАРОГ – сокол, огненная птица, инкарнация Сварожича-Семаргла. Рарог, согласно народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи.

РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ - Уральские горы, мифические горы, где находится сад Ирия. Известны по греческим-скифским и индийским мифам.

РОД - Главный бог славянского пантеона, творец – “родитель” вселенной, всего видимого и невидимого мира. Вначале он был заключен в “мировом яйце”, потом он разбил его. Род – наименее персонифицированное божество славянского пантеона – “отец и мать
всех богов”.

РОСЬ - дочь Днепра, русалка. Родила от Перуна Дажьбога. Считается прародительницей русских людей ( через Дажьбога). Поэтому, мы – сыны Дажьбога и “русские”, то есть – потомки Роси.

САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ – поле, отделяющее Русь от стран Востока, за которыми расположен Океан, а за Океаном – сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного – небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разделяет небесная Ра река.

СВАРОГ – мужская половина, ипостась Рода. Также бог-творец. Он завершает творение Вселенной, устраивает “поднебесную”, достает с помощью уточки Землю из первичного Океана. Сварог – небесный кузнец. Когда он ударил молотом по “бел горюч камню”, родился Бог огня Сварожич-Семаргл. Он населил Землю, создал первых людей из камня, научил их кузнечному ремеслу. Дал им каноны. Он супруг Лады и отец многих богов.

СВЕНТОВИТ - бог неба и света у балтийских славян. Идол Свентовита стоял в святилище в городе Араконе.

СВЯТОГОР - сын Вия, охраняет столб, поддерживающий небо. Подобен греческому Атланту.

СЕМАРГЛ – согласно Велесовой книге, бог огня. Его инкарнацией является птица Рарог. В первой битве светлых и темных сил он победил Черного Змея – Морского царя. Он – бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами.

СИРИН - темная птица, инкарнация Велеса, Кащея, Змея – то есть, царя подземного мира. Сирин – от головы до пояса – человек, от пояса же – птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает.

СКИПЕР-ЗВЕРЬ - царь надземного Пекла, (у греков Аида). Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его в Землю. После освобождения Перуна был им побежден и завален Кавказскими горами.

СМОРОДИНА - огненная река между светлым и темным царством. Видимо, соответствует Дону, либо – Кубани.

СТРАТИМ (Страфиль) – в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога – бога ветров. Управляет погодой на море.

СТРИБОГ – Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана. Ветры – стрибожьи внуки. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

СУРИЦА - напиток и богиня. Приготавливается из забродившего меда, с использованием хмеля, других трав и молока. В индийской мифологии – дочь солнца и невеста Сомы (иранского Хомы, русского Хмеля).

СУНЕ, СУРЬЯ – Солнце, божество солнца.

ТРИГЛАВ - ведическая Троица, Тримурти. Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) – из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, – из Сварога, Перуна и Дажьбога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

УСЫНЯ – великан, охраняет проход в пекельное царство.

УТОЧКА - птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира ее часто заменяет сатана. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя – сатаны.

ФИНИСТ - сокол, птица-воин, инкарнация бога войны – Волха, защитник Руси.

ХВАНГУР - одна из Рипейских гор Ирия, упоминается в стихе о Голубиной книге.

ХМЕЛЬ – растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток, 2) Бог Хмель, аналогичный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца.

ХОРИВ - (Горовато) брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге – прародитель славянского племени хорват.

ХОРС – бог Солнца и солнечного диска. Сын Сварога. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ – воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство, подобное греческому Тартару.

ЧЕРНОМОР, ЧУДО-ЮДИЩЕ, МОРСКОЙ ЦАРЬ - царь подводного мира, и темного царства, противник Перуна в свадебном мифе. Низвержен Перуном на морское дно.

ЩЕК - (Пащек) брат Кия, сын Орея, прародитель чехов (согласно Велесовой книге ).

ЮША – Змей, несущий Землю. Имя его сохранилось в народных говорах, родственные имена – Яша, Ящер. Славянский “родственник” индийского змея Шеши.

ЯВЬ - светлая сила, управляющая миром, одновременно – сам этот светлый мир, “белый свет”. Также – философское понятие, подобное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Противостоит Нави.

ЯРИЛО - сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря-Яга.

ЯСУНЬ - понятие противоположное дасуни. В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.

Имена богов у славян

Имена славянских Богов знал каждый предок. Они поклонялись им, отдавали дары и воспевали. Кто стоит за образом Бога, человек, сила или что-то еще ответить сложно. Ни одна летопись не донесла до нас такие сведения.

Славянский народ во все времена был самобытным и своеобразным. Древние славяне всегда стремились познать неизведанные тайны мира и передавали свои приобретенные знания потомкам. Так до нас дошли сведения о существовавших славянских Богах.

Особенности имен славянских Богов

Имена славянских Богов несут в себе определенный характер, благодаря которому мы можем определить веру наших предков. Ни один источник не дает нормального описания имен славянских Богов, поэтому нам остается лишь предполагать о том, как они порождались.

Происхождение имен славянских Богов

История происхождения имен славянских Богов ведет корнями в Древнюю Русь. В те времена на территории правили светлые и темные Боги, которых звали Ясуни и Дасуни соответственно, что провоцировало многочисленные войны. Самым главным верховным правителем считался Бог Род.

Значение имен славянских Богов

Давайте разберем женские и мужские имена Богов, которые встречались практически в каждой летописи. Среди них представлены следующие:

  • Велес – означает мудрость, является покровителем семейного хозяйств и достатка.
  • Даждьбог – властелин солнечного диска, предопределяющий урожай для народа.
  • Жива – покровительница жизни, изменяющая материю и обладающая свойством дарования энергии.
  • Кострома – Богиня воды, плодородия, урожая и тепла.
  • Купала – обладатель солнечной энергии и стихийного огня.
  • Лада – богиня солнечной силы, которая порождала любовь и замужество.
  • Макошь – переводится как судьба и несет в себе значение слова “мать”.
  • Мара – означает плодородие в сочетании со смертью и в тоже время совмещает в себе колдовство со справедливостью.
  • Перун – покровитель воинов и защитник людей.
  • Род – миротворец сотворивший смерть и тьму.
  • Сварог – первый отец славянских Богов, защищающий своими силами всех светлых Богов.
  • Семаргл – Бог огня и плодородия, обладающий непобедимой силой, для борьбы с тьмой.
  • Стрибог – символизирует ветер, является покровителем птиц и воздушных стихий.
  • Ярила – Бог страсти, энергии и весны.

Сложно определиться и понять, какой список имен славянских Богов настоящий, поскольку славянская мифология не всегда совпадала.

Список имен славянских богов

Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием

Жива — женское божество, главное божество своей местности

Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой.

Марена (Морена, Маржана) — весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти
и зимы, которое топили, разрывали или сжигали
Мать — Сыра Земля — женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери.
Смотрите, например, такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле,
целование земли и так далее
Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества[8]. Сменилась Параскевой-
Пятницей

Сварог — возможно, бог-кузнец
Сварожич — олицетворённый огонь
Сварожич (Радегаст) — главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями
Святовит — главный бог Арконы, связан с войной и победой
Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между
небесным и земным мирам
Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
Судженицы — существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении.

С 3 класса по литературному чтению один из разделов учебника посвящен мифам древних народов. Сегодня разберем верования славянских предков. Нам задано подготовить рассказ о славянском боге. Сын выбрал Сварога — верховного бога огня и справедливости. На этом его вклад в доклад закончился. А, еще выбрал картинки и вставил в рассказ. А дальше мама.

Публикую наш доклад о славянском боге Свароге . Рекомендую к ознакомлению и списыванию).

Сварог создал Землю и подземный мир. Он запряг в плуг злого Змея и провел глубокие борозды по земле, отчего образовались горы и русла рек. После этого он низверг все злые силы и Змея в подземный мир, в Пекло.

Его изображали в виде Воина в бордовых доспехах с булатным мечом в руках. В мирное время Сварог — кузнец с молотом, который трудится в своей кузне.


Сварог из камня сделал первых людей и населил Землю, подарил людям огонь для приготовления пищи и обогрева. Он научил их использовать железные орудия труда (плуг) и боевое оружие: секира, меч и палица. После этого славянам стало легче защищать свои дома от врагов.

Сварог символизирует трудолюбие, усердие. Помогает тем, кто на него похож: немногословен и справедлив. ему молятся о добром урожае, изобилии, хороших всходах.


Повеления Сварога людям переносила птица Алконост. Сам БОг иногда являлся людям в образе огненного вепря.

По легенде, когда сварог ударил молотом по камню Алатырь, из искр родились его дети:

  • Перун – Бог-Громовержец
  • Лёля – Богиня Весны
  • Жива – Богиня Лета
  • Морена – Богиня Зимы
  • Лель – Бог Любви
  • Полель – Бог семьи

Сварог — бог справедливости, он создал Заповеди, в которых призывал уважать родителей, любить детей, беречь природу, с благодарностью принимать ее дары, стараться жить в мире и взаимопомощи.

Читайте также: