Подать сообщение о ресурсе содержащем запрещенную информацию

Обновлено: 30.06.2024

С 2012 года в России на законодательном уровне появилась возможность блокировки интернет-ресурсов, содержащих запрещенный на российской территории контент. Законодатели разработали закон, написали правила блокировки, и даже создали реестр запрещенных сайтов. В общем, взялись за дело со всей серьезностью. Как результат: по данным проекта РосКомСвобода, за все время работы реестра в него были внесены более 10,5 млн IP-адресов и более 600 тыс. сайтов. Впрочем, оценки разнятся.

Блокируют и без суда

Вы ошибаетесь, если думаете, что заблокировать сайт можно только по решению суда. Действующее ныне законодательство предусматривает целый ряд государственных органов, обладающих полномочиями для административной, досудебной блокировки сайтов. Согласно п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1101 от 26.10.2012, заблокировать сайт и внести их в Единый реестр запрещенных сайтов можно:

  • по вступившему в силу решению суда о признании информации запрещенной для распространения;
  • по постановлению судебного пристава об ограничении доступа к информации, порочащей честь и достоинство;
  • по решению уполномоченных Правительством органов исполнительной власти, в числе которых:
    • МВД;
    • Роспотребнадзор;
    • Роскомнадзор;
    • ФНС;
    • Росалкогольрегулирование;
    • Росмолодежь.

    направленного на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность (например, информация о продаже документов государственного образца);

    • созданного иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, без указания на то, что информация распространяется таким лицом (суд);
    • о способах и методах создания наркотиков, местах их приобретения, культивирования наркосодержащих растений (МВД, Роскомнадзор);
    • о способах совершения самоубийства и с призывами к самоубийству (Роспотребнадзор);
    • с порнографическими изображениями несовершеннолетних (Роскомнадзор);
    • с информацией о несовершеннолетнем, пострадавшем от противоправных действий (Роскомнадзор, Росмолодежь);
    • о проведении азартных игр, лотерей в интернете (ФНС);
    • о дистанционной розничной продаже алкогольных напитков, распространение которых ограничено или запрещено (Росалкогольрегулирования);
    • направленного на склонение несовершеннолетних к противоправным действиям, угрожающим их жизни или здоровью (Росмолодежь);
    • порочащего честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или организации (ФССП).

    Порядок блокировки


    Порядок блокировки сайтов органами исполнительной власти включает несколько обязательных этапов:

    Судебная блокировка сайтов происходит в немного ином порядке: на основании административного искового заявления, поданного прокуратурой или физическими лицами. Получив положительное решение, заявители также направляют его в Роскомнадзор, который вносит запись в реестр, уведомляет владельца, а затем блокирует ресурс в случае неудаления запрещенной информации.

    Право владельцев присутствовать на суде

    В случаях принятия решения о признании информации запрещенной через органы исполнительной власти, все однозначно: решения принимаются в наиболее короткие сроки, владельцы на этапе принятия решений не привлекаются. Аналогичный подход практикуется и при судебных блокировках: прокурор подает заявление о признании информации запрещенной к распространению – это установление юридически значимого факта, в связи с чем в процесс не привлекаются ответчики – владельцы интернет-ресурсов, на которых эта информация размещена.

    Как разблокировать сайт?

    Есть два пути снятия блокировки сайта и исключения его из реестра.

    Второй – медленный, через обжалование решения о включении сайта в реестр. Сделать это можно в течение 3 месяцев с момента блокировки и только в судебном порядке (ч. 6 ст. 15.1 ФЗ № 149). Этот способ подойдет для случаев, когда информация на сайте была признана запрещенной явно неправомерно. Владельцу сайта нужно:

    Правда, учитывая существующую практику, шансы на положительный исход судебного обжалования ничтожны. Нам не удалось найти ни одного положительного решения, в котором бы суд признал незаконность действий госорганов и отменил блокировку. Единственное положительное решение – определение ВС, которым дело отправили на пересмотр. В связи с этим, единственный эффективный способ – это удалить признанный запрещенным контент и в дальнейшем тщательно фильтровать публикуемую информацию.

    Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ

    "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" PDF

    Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101

    "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" PDF

    Приказ Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017

    "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" PDF

    Приказ Роскомнадзора от 14.12.2017 № 249

    "Об утверждении требований к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, а также требований к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам" PDF

    Приказ Роскомнадзора от 21.02.2013 № 170

    "Об утверждении Порядка взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" с провайдером хостинга" PDF ; DOC

    Приказ Роскомнадзора от 09.06.2017 № 100

    "Об утверждении Порядка доступа к информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" PDF

    Приказ Роскомнадзора от 21.02.2013 № 169

    "Об утверждении Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" PDF

    Уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, принимающими решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и Федеральное агенство по делам молодежи.

    I. Министерство внутренних дел Российской Федерации принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр, в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений.

    II. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр, в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

    IV. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр, в отношении:

    а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";

    б) информации, указанной в I, II и VI в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";

    в) информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

    V. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а так же сетевых адресов в Единый реестр, в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

    VI. Федеральное агентство по делам молодежи принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а так же сетевых адресов в Единый реестр, в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц, а также информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами.

    VII. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а так же сетевых адресов в Единый реестр, в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) в отношении информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на осуществление такой торговли, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств.

    Также основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено являются:

    1) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией;

    2) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


    Обзор документа

    I. Общие положения

    II. Порядок ограничения доступа к интернет-ресурсу, содержащему информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации

    - информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

    - материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

    - информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

    - информацию, содержащую предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

    Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев иски в суды о признании информации запрещенной подаются органами прокуратуры.

    7. В силу статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ незамедлительное ограничение доступа на территории Российской Федерации производится в отношении интернет-ресурсов, распространяющих:

    - информацию с призывами к массовым беспорядкам;

    - информацию с призывами к осуществлению экстремистской деятельности;

    - информацию с призывами к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

    Роскомнадзор является техническим исполнителем, обеспечивающим ограничение доступа на территории Российской Федерации к интернет-ресурсам, распространяющим указанный выше противоправный контент, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.

    Обзор документа

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Занести информацию в нее информацию об интернет-страницах, содержащих запрещенную информацию, может любой орган органов государственной власти и орган местного самоуправления, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общественное объединение, любой гражданин.

    Какая информация признана запрещенной?

    1. Информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений.

    2. Материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.

    3. Информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

    5. Информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

    В соответствии с законом закрытие страниц, содержащих такую информацию, происходит во внесудебном порядке Роскомнадзором.

    Алгоритм действий при выявлении страниц с признаками запрещенной информации

    После проверки данная информация будет передана в Роскомнадзор для блокировки сайта.

    Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колотушкин А.В.

    Указанной нормой права установлено три основания для включения в Реестр сведений о сайтах, содержащих запрещенную к распространению информацию.

    - материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций);

    - информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений (Министерство внутренних дел Российской Федерации);

    - информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);

    - информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами (Федеральное агентство по делам молодежи);

    - информации, нарушающей требования законодательства в сфере организации и проведения азартных игр и законодательства о лотереях (Федеральная налоговая служба);

    - информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и спиртосодержащей продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка);

    - информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц (Федеральное агентство по делам молодежи);

    - информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

    Правила создания, формирования и ведения Реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.

    После поступления в Роскомнадзор обращений в течение суток запрос о возможном наличии на странице сайта запрещенной информации направляется в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией.

    Информация о решении, принятом по запросу, должна быть предоставлена уполномоченным органом в Роскомнадзор в электронном виде в течение суток после получения такого запроса, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 7 суток.

    Роскомнадзор в течение суток со дня получения информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной вносит в единый реестр реестровую запись.

    При поступлении обращений непосредственно в уполномоченные органы решение также принимается в течение суток (7 суток), информация о принятом решении направляется в Роскомнадзор.

    Таким образом внесудебный способ позволяет значительно ускорить процесс ограничения доступа к интернет-контенту, содержащему различного рода запрещенную информацию.

    Читайте также: